Т б филичевой и г а каше история о собаке

Цели: продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках.

Организационный момент. Логопед просит детей по-разному объяснить, что такое ледоход. Дети, изложившие суть понятия и правильно построившие предложения, садятся на свои места.

1.На доску выставляется известная логопедам серия картин, на которой запечатлена история о собаке, попавшей на льдину во время ледохода (пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше). Дается время для рассматривания картинок.

На последний вопрос логопед предлагает детям ответить по-разному, например: Собака радостно лаяла (высоко прыгала, пыталась лизнуть детей в лицо и пр.).

Логопед предлагает детям поиграть в фантазеров и объявляет конкурс на самую интересную историю о том, как собака попала на льдину. При затруднениях сам предлагает несколько вариантов (собака погналась за кошкой и прыгнула на льдину; собака перебегала речку по льду, в это время льдина треснула и поплыла и пр.). Лучшая история выбирается коллективно. Ребенку, победившему в конкурсе, аплодируют все дети.

Логопед предлагает своим воспитанникам стать артистами и изобразить, как, какими словами, каким тоном ребята просили багор у дедушки Егора. Взрослый на несколько минут превращается в дедушку, а дети — в спасателей несчастной собаки.

Все дети, стоя около своих стульчиков, изображают, как деревенские ребята бегут к реке, как машут собаке руками, как подтягивают багром льдину к берегу, как наклоняются и гладят собаку, как прыгают от радости, что спасли любимое животное.

Т. Б. Филичева Г. А. Каше

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пособие для воспитателей и логопедов

Издание четвертое

предисловие

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и' становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной работы. Предлагаемый материал помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

Использование дидактического материала при обследовании речи детей

При обследовании произношения звуков детьми воспитатель имеет возможность подобрать из каждой серии картинки, в на­званиях которых проверяемый звук находится в начале, середине или конце слова, например сом, колесо, лес; луна, клубника, пол; рак, баран, пар и т. п.

Выявляя, правильно ли ребенок употребляет тот или иной звук, воспитатель подбирает картинки для составления предложений, в словах которых неоднократно повторяется этот звук, например: Пастух пасет стадо. Дедушка покупает Мише шахматы. Пионеры работают на огороде и т. д.

Проверяя, различает ли ребенок старшей или подготовитель­ной группы звуки в составе слова, воспитатель берет картинки, в названиях которых включенные для различения звуки находятся в начале слова. Например, на звук с используются картинки: сом, самолет, сова, сумка; на звук ш — шина, шахматы, шляпа, шуба, шкаф. Картинки перемешивают и ребенку предлагают отобрать те из них, которые включают один из указанных звуков.

Для выяснения степени развития грамматического строя речи детей воспитатель применяет сюжетные картинки.

Выявляя словарный запас детей, воспитатель использует пред­метные картинки из всех серий пособия.

Детям предлагаются следующие задания;

1) назвать предмет по его изображению или назначению. На­пример: скажи, как называется (покажи) животное, которое лает, на котором ездят, которое нам дает молоко; как называется предмет, на котором мы сидим; инструмент, которым мы пилим; предмет, из которого пьют; скажи (покажи), кто регулирует улич­ное движение, подметает улицу;

2) назвать действие по его изображению. Например: скажи, что делают дети; что делают ножом (иглой, топором); на стуле сидят, а на кровати змея ползает, а жаба . ; корова мычит, а собака г

3) определить признаки предмета по его изображению, назва­нию й контрасту. Например: какой шар купили девочке? Этот ка­рандаш тупой, а этот . ; Дедушка старый, а юноша . ;

4) определить соотношение между предметами (употребление падежных беспредложных и предложных конструкций в форме единственного и множественного числа). Например: скажи (пока­жи), где живет белка; откуда выглянула лиса; куда подъезжает машина; где едет грузовик и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

Цели: продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках.

Организационный момент. Логопед просит детей по-разному объяснить, что такое ледоход. Дети, изложившие суть понятия и правильно построившие предложения, садятся на свои места.

1.На доску выставляется известная логопедам серия картин, на которой запечатлена история о собаке, попавшей на льдину во время ледохода (пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше). Дается время для рассматривания картинок.

На последний вопрос логопед предлагает детям ответить по-разному, например: Собака радостно лаяла (высоко прыгала, пыталась лизнуть детей в лицо и пр.).

Логопед предлагает детям поиграть в фантазеров и объявляет конкурс на самую интересную историю о том, как собака попала на льдину. При затруднениях сам предлагает несколько вариантов (собака погналась за кошкой и прыгнула на льдину; собака перебегала речку по льду, в это время льдина треснула и поплыла и пр.). Лучшая история выбирается коллективно. Ребенку, победившему в конкурсе, аплодируют все дети.

Логопед предлагает своим воспитанникам стать артистами и изобразить, как, какими словами, каким тоном ребята просили багор у дедушки Егора. Взрослый на несколько минут превращается в дедушку, а дети — в спасателей несчастной собаки.

Все дети, стоя около своих стульчиков, изображают, как деревенские ребята бегут к реке, как машут собаке руками, как подтягивают багром льдину к берегу, как наклоняются и гладят собаку, как прыгают от радости, что спасли любимое животное.

5.Логопед просит детей приготовиться к составлению рассказа, исполнять который надо выразительно, громко, четко, без остановок. Он также напоминает, что следует внимательно слушать своих товарищей и постараться в свою историю внести, что-то новое.

5—6 детей составляют рассказы, каждому из которых дается краткая установочная оценка.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 242 . Нарушение авторских прав


Программа для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
kashe_filicheva_pechat.doc 1.11 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со.

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляцион.

В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ.Данная программа предст.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи.

Читайте также: