Толочь кашу в ступе

Ответ

1) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной. )

2) доводить до белого каления;
между молотом и наковальней. (Кузнец. )

3) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
попасть как кур в ощип. (Повар. )

4) ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах. (Железнодорожник. )

5) позолотить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание. (Доктор.)

О какой ступе рассказать хочу? Сразу исключаю ступу ландшафтную, архитектурную, психологическую, эзотерическую, религиозную, компьютерную…

А вот ступу у военных — так же называется и автоматический летательный аппарат — позаимствую. Для Бабы-Яги. Вторым номером будет ступа, в которой воду толкут. А третьим — в которой просо. Тоже толкут.

Не знаю, права ли буду в оценке ступы как средства передвижения. В голову пришло: в славянской мифологии ступа — это вид транспорта мертвых. А значит, как бы несуществующих… существ. Баба-Яга — из таких как раз.

Толочь воду в ступе люди умеют, и некоторые часто это делают. Из всех назначений предмета это — пожалуй, самое отрицательное. Хотя вот еще одно, обидное даже: ступой обзывают неповоротливого человека, чаще женщину.

Воду в ступе действительно толочь неудобно и бессмысленно. Но толочь просо в начальной стадии тоже не легче: словно бисеринки, подскакивают просинки кверху, и — каша варится без них.

Давно уже нет ступы в обиходе. Но под таким наименованием и с таким принципом действия существуют ступки, в которых что-то измельчают или растирают дома, в аптеке. Тоже пестиком. Ступа, в которой толкли просо (а из проса получали пшено, а из пшена кашу варили), представляла собой обрубок толстого дерева, в котором выдалбливалась конусная емкость глубиной в руку почти до плеча. Самое донышко было объемом, равным толщине песта.

Снаружи в нижней части прорезались ручки (точнее, поручни), что делало ступу похожей на ступень ракеты. Ростом ступа пониже стола, и при работе надо было наполовину сгибаться. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа — предмет обязательно цельнокроеный. Склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

Вернусь-ка я назад. Проследим с самого начала, как каша на стол приходила. Жила-была ступа в деревне в те времена, когда люди и денег-то не получали. То есть жили натуральным хозяйством. На усадах (это земельный надел под картофель) выделяли лоскутки под крупяные культуры — просо, гречу, овес. Что-то выдавали на трудодни. Так что каша была в каждом доме. Незаменима она была с осени (до мяса) и к весне, когда мясо уже кончалось.

Ступа подготовки к работе не требовала, потому как после очередного использования ставили ее вверх дном, и никакого мусора, никакой пыли туда не попадало. Пест — аккуратненько в уголок. По поверью, пест в ступе оставлять нельзя: черти в ней будут толочь — возможно, болезнь какую — а потом рассевать по народу.

Чаще делали так: слегка толкли по отдельности две небольшие порции, а потом их совмещали и работали уверенно и спокойно. Крупинки выскакивали уже редко, женщины успевали преграждать им путь ладонями. Усердствовать не стоило: можно было и раздробить крупку в муку. Про запас не готовили: бабушка говорила, что прогоркнет.

Точно вам скажу, что потом мы ели кашу (и так-то вкусную — приготовленную на домашнем молоке в русской печке) с двойным удовольствием: ведь это мы сами пшено сделали! Кстати, этим всегда занималась женская часть семьи. У мужчин была всего одна ступа на все село — табак в ней толкли. С запасом — ему уже дальше прогоркнуть некуда.

С любопытством мы, ребятишки, наблюдали, как бабушка клала под ступу одежду больного дяди, раненного на войне, и приговаривала примерно так: отпусти больного (имярек), не то я тебя (болезнь или войну?) под ступой заморю. А то что-то невидимое (болезнь человека или даже животного) опускала в ступу из пригоршней и толкла, толкла… Хворобу изничтожала. Трижды обходили ступу и произносили угрозу (кому?), когда ребенок плохо спал, капризничал. В случае пожара надо было поставить ступу вверх дном, и она становилась заступницей человека.

На какую чудодейственную силу ступы рассчитывали просящие? Никто не знал — просто так из поколения в поколение передавалось. Возможно, помнились какие-то отдаленные сведения о том, что в буддизме, например, ступа (конечно, не та, в которой просо толкли) считалась центром мирозданья.

Интересно использовалась ступа в свадебных обрядах. Здесь ступе и песту придавали значение как мужскому и женскому сексуальному началу. Например, чтобы в будущем в семье были и сыновья, и дочки, невеста должна была присесть поочередно на ступу и на пест. В свадебных сценариях было много двусмысленных, даже неприличных моментов, в том числе связанных со ступой и пестом.

Достойна ли моя ступа вашего внимания? Она была необходима в сельском быту. Производила экологически чистый продукт. Делали ее саму из экологически чистого материала. Делали своими руками. И привела я лишь маленькую частичку большого числа обращений к ступе и как к предмету, и как к образу.

И потом: еще есть целое поколение, которое ступу помнит…


Целью мероприятия было познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Была проведена групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
kvn______________________________konkurs_znatokov_russkoy__frazeologii.docx 605.27 КБ

Предварительный просмотр:

среди 7 классов

Конкурс знатоков русской фразеологии.

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Формы работы : групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная.

Оборудование : карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии.

Подготовила и провела работу

учитель русского языка и литературы

МБОУ сош № 17 г. Ногинска

Абдуллаева Гюлара Касумовна

МО г. Ногинск 2011г.

КВН среди 7 классов 28.01. 2011г.

Конкурс знатоков русской фразеологии.

Поставить музыку КВН. Во время конкурсов ставить спокойную музыку.

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок КВН.

Представление команд, участвующие в конкурсе, членов жюри, рассказать о ходе и условиях игры. Основным правилом в ходе игры является следующее: команды отвечают поочередно и зарабатывают определённое количество баллов.

Обращение к эпиграфу урока

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Что вы видите в нашем эпиграфе? ( фразеологизмы).

Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

– Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы.

Начнём с домашнего задания.

оценка за д/з. (по1 баллу)

Д/З: Название команды, девиз, эмблема, приветствие, газета.

Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?

1-й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии?

(Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.)

2-й вопрос : что же такое фразеологизмы?

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца.)

1 - задание. Въезд в страну (Фразеологический конструктор). (1 балл)

Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

1-й команда : 1. принять сидячее положение;

3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.

2-й команда: 1. предлог;

2. незначительный по весу;

3. центральный орган кровеносной системы.

Ответы. 1. сесть на шею – обременить собой, заботами о себе;

2. с легким сердцем – без тревоги, без раздумий;

Пока жюри подсчитывает баллы, Христина работает со зрителями.

Христина: В клуб пришёл не хмурь лица.

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель, и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья затей у нас большой запас!

Вопросы для зрителей. 1

Результаты передать членам жюри.

Музей фразеологизмов.

Нас приглашают войти в город. Прежде чем познакомиться с городом, мы изучаем его главную достопримечательность – музей фразеологизмов.

Христина. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение

Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.

2 - задание. Город мастеров. (Определите профессию.) (по 1 баллу)

— Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1 команда: 1) Топорная работа;

без сучка без задоринки;

разделать под орех. ( Столяр .)

2) на один покрой;

трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками. ( Портной .)

3) ставить в тупик;

на всех парах. ( Железнодорожник .)

2 команда: 1) доводить до белого каления;

между молотом и наковальней. ( Кузнец .)

2) калачом не заманишь;

толочь воду в ступе;

попасть как кур в ощип. ( Повар .)

3) позолотить пилюлю; как рукой сняло;

затаить дыхание. ( Доктор .)

Христина работает со зрителями . 2

Результаты передать членам жюри.

– Сделаем вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.)

Конкурс капитанов. На тему одного из фразеологизмов (по выбору капитана) придумайте небольшой рассказ. (3 балла)

Пока капитаны заняты творчеством, группа получает задание составить кроссворд. (2 балла)

Христина работает со зрителями . 3

3 - задание. Поселок синонимов и антонимов.

1 команда : Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: (по 1 баллу)

бить баклуши (бездельничать);

сломя голову (быстро);

в час по чайной ложке (очень медленно);

водить за нос (обманывать);

2 команда: Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы: (по 1 баллу)

кот наплакал (куры не клюют);

спустя рукава (засучив рукава);

как кошка с собакой (душа в душу, водой не разольешь);

за словом в карман не полезет (язык проглотил, воды в рот набрал);

Христина работает со зрителями . 4

4 - задание. Конкурс “Творческий”. ( по 1 баллу)

Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов.

Конверты с заданиями:

1 команда : совать нос; ломать голову;

точить зуб; хоть глаз выколи;

2 команда: держать ухо востро; с гулькин нос;

язык плохо подвешен; набраться терпения.

Подведение итогов соревнования .

Пока жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, маленькая танцевальная программа.

Напишите мини-сочинение. Выберите несколько фразеологизмов из записанных на уроке и придумайте ситуацию, в которой можно употребить данные фразеологизмы.

Вопросы: 1. Что вы уже знаете о фразеологии?

2. Что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это __________________________________________________________________

1 –задание: Фразеологический конструктор . Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

1. принять сидячее положение;

3. часть тела, соединяющая голову с туловищем __________________________________________

2– задание: Город мастеров. (Определите профессию.)

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1) Топорная работа; без сучка без задоринки;

снять стружку; разделать под орех.

2) на один покрой; трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками

3) ставить в тупик; зеленая улица;

3. Поселок синонимов и антонимов.

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши __________________________________________________;

сломя голову ___________________________________________________;

в час по чайной ложке ___________________________________________;

водить за нос ___________________________________________________;

Вопросы: 1. Что вы уже знаете о фразеологии?

2. Что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это __________________________________________________________________

1 –задание: Фразеологический конструктор. Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

2. незначительный по весу;

3. центральный орган кровеносной системы ____________ ______________________________

2 – задание: Город мастеров. (Определите профессию.)

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1) доводить до белого каления; между молотом и наковальней

2) калачом не заманишь; заварить кашу;

толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип

3) позолотить пилюлю; как рукой сняло;

3. Поселок синонимов и антонимов.

Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы:

кот наплакал _________________________________________________________;

спустя рукава ____________________________________________________;

как кошка с собакой _______________________________________________;

за словом в карман не полезет _______________________________________;

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – . , а молчание – золото (серебро).

2. Авось да как-нибудь до добра не . (доведут).

3. Доброе . и кошке приятно (слово).

4. Делу . , потехе час (время).

5. Где тонко, там и . (рвется).

6. Копейка . бережет (рубль).

7. Один с сошкой, а . с ложкой (семеро).

Вопросы для зрителей

1. Дайте толкование фразеологизмов:

На птичьих правах – временно, незаконно .

Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо .

С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный .

Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:

который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

очень болтливом – язык без костей;

который испытывает чувство сильного испуга, ужаса - волосы дыбом становятся.

3. Кто подберет больше фразеологизмов со словом нос? Дайте их толкование.

Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, боится нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

4. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

беречь – как зеницу ока;

любить – души не чаять, на руках носить ;

ругать – на чем свет стоит;

сильно краснеть – до корней волос;

крепко спать – как убитый, без задних ног;

быстро скакать – во весь опор;

быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову ;

смеяться – кататься со смеху, животики надорвать ;

громко кричать – во все горло;

промокнуть, промерзнуть – до костей;

хорошо знать – как свои пять пальцев.

5. Закончите фразеологизм и дайте его толкование:


  • Подписаться на AdMe
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы часто используем в своей речи пословицы и поговорки, не задумываясь об их происхождении. А бывает и так, что одно изречение трансформировалась со временем совсем в другое и даже приобрело иное значение.

  • В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
  • Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
  • Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
  • Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
  • Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
  • Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.


  • Свой глаз — алмаз, а чужой — стекло.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  • Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
  • От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
  • Как с гуся вода, такс тебя худоба.
  • Первый парень на деревне, а деревня в два двора.


  • Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
  • Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
  • Чем черт не шутит, пока бог спит.
  • Что было, то прошло; что будет, то придет.
  • Бог не без милости, казак не без счастья.
  • Заварил кашу — не жалей масла.
  • Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.


  • Попытка не пытка, а спрос не беда.
  • Друг познается в беде, как золото в огне.
  • В ступе воду толочь — вода и будет.
  • Где тонко, там и рвется, где худо, там и порется (вариант: где толсто, там и наслаивается).

Некоторые пословицы не встречаются в официальных сборниках и словарях. Однако сегодня их часто можно услышать в повседневной речи или увидеть в различных статьях на просторах интернета. А поскольку пословицы относятся к народному творчеству и у них не может быть строго зафиксированного автора и даты создания, то мы добавили в список и новые версии.


  • Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится.
  • Под лежачий камень вода не течет, а под катящийся не успевает.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • На вкус и цвет все фломастеры разные.
  • Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
  • Москва слезам не верит, ей дело подавай.
  • На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются.


  • И рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
  • Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.


Находить и собирать пословицы и поговорки — занятие довольно трудоемкое. А особенно если речь идет об их первоначальном виде. Ведь подобные высказывания относят к устному народному творчеству.

А какие неожиданные продолжения пословиц и поговорок знаете вы?


23.06.2020 13:14
В Хабаровском крае нотариусы регистрируют права в режиме онлайн
Росреестр и Федеральная нотариальная палата (ФНП) разработали дорожную карту по совершенствованию информационного взаимодействия

23.06.2020 13:13
Росреестр сможет выполнять кадастровые работы, если законопроект будет принят
В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение качества и доступности государственной услуги

23.06.2020 09:00
Сегодня в Хабаровске без существенных осадков
Ветер северо-восточный, 5-10 м/сек. Температура плюс 17-19 градусов.


В любом сельской раньше в домашнем в обиходе
использовалась ступа. Сельский мужик обладающий плотницкими навыками
изготавливал ступу своими руками.

Сегодня уже мало кто сможет досконально объяснить вам как работает ступа а тем более наглядно показать на примере. Для этого ступу нужно еще найти. А мы сейчас на примере этой статьи попробуем вам объяснить что такое ступа, и как без нее раньше не могла прожить не одна хата. Ступа – кормилица в любой сельской хате. Не видать раньше каши без ступы. Ступой пользовался каждый от мала до велика.
Ступа как и другие предметы домашнего обихода обладала чудодейственной силой, была заступницей
в хате, ею пользовались при обрядах. Со ступой часто сравнивали большую неповоротливую бабу.

Толочь воду в ступе - действительно бестолковая работа.

О дураках: Заставь его в ступе толочь так он и дно проломит;
Дурака хоть в ступе толки. Сегодня с появлением социальных сетей часто уже вспоминают ступу с более современном выражении. Например, толочь словесную шелуху в виртуальной ступе. Это означает бесполезную переписку в социальной сети.


Для изготовления ступы, использовалось полено крепкого дерева березы иногда дуба, в основном это нижняя часть ствола без сучков.
Внутри полена выдалбливали конусом
углубление глубиной 60-70 сантиметров. И это обязательное условие, ступа
должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей.

К ступе изготавливали пест, из отрезка крепкого дерева.
Нижняя часть песта, была такого же диаметра, как и дно углубления в ступе.
Ни в одной сельской хате нельзя было сварить каши без ступы.
Чтобы зерно гречихи очистить от шелухи, нужна ступа, чтобы
из проса получилось пшено, нужна ступа, чтоб очистить овес от шелухи как же без ступы? В ступу засыпали зерно, и толкли пестом. К этой работе приучали с детских лет. Для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку
она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков,
деревенских девчонок в самый раз.

Ранней весной в заканчивалось мясо, и в основном ели кашу. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения.
Начинать нужно медленно постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы.
Когда в ступе начинает появляться шелуха, пестом можно начинать ударять посильнее.
В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Нельзя было например натолочь зерна
на всю неделю. Это был каждодневный труд, приготовление себе пропитания. Очищенное зерно на 95 процентов высыпали из ступы в ведро. Ступу переворачивали вверх дном, и пест ставили в угол. Брали ведро с зерном, и
выходили во двор.
На землю стелилась какая либо ткань, и веяли зерно от шелухи
на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось коровье молоко.
В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи.
И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара. Поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы.
И я вас уверяю что каша, что в то время что в это приготовленная таким способом, гораздо вкуснее, чем просто из купленного в магазине пшена и молока.

Картина толочь зерно в ступе




В голодные годы, в некоторых святогоровских дворах еще были в хатах ступы.
Картофельные очистки, гнилую картошку, свеклу резали кусочками и сушили.
Затем все смешивали и толкли в ступе.
Полученную муку разбавляли водой и пекли очень вкусные лепешки! Те кто пережил голод со слезами вспоминают то время.
Сегодня многие хозяйки применяют маленькие ступки с пестиком, в домашнем хозяйстве. Но это всего лишь небольшая память о той большой ступе, в сельской хате которая кормила целую семью.

Вставьте на место пропуска фразеологизм.

Мария Ивановна объясняла решение задачи, но Арсений

Ира узнала, что поездка откладывается, и она .

Георгий целый день .

Мы догадывались, что он нас .

Найдите объяснение фразеологизмов в Словаре фразеологизмов в учебнике и допишите их.

За тридевять земель – .

Обвести вокруг пальца – .

Подпишите картинки фразеологизмами.




Крокодиловы слёзы. (Неискреннее, лживое сожаление.)

Как курица лапой. (Писать неряшливо, некрасиво.)

Как кошка с собакой жить. (Ссориться.)

О каком человеке так говорят? Выделите цветом.

1 .Он выйдет сухим из воды.

2 . У него денег куры не клюют.

3 . У него зимой снега не выпросишь.

4 . Он водит всех за нос.

показывает людям дорогу

Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологизма.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините фразеологизм со значением.

Вставлять палки в колёса.

Обвести вокруг пальца.

Зарубить на носу.

Прочитайте фразеологическую загадку. Отгадайте.

Её толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат.

в ступе толочь (заниматься чем-то бесполезным).

Носить решетом (выполнять бесполезную работу).

Набрать в рот (молчать).

  • Пустился бежать
  • Пустился во весь дух
  • Бежать во весь дух
  • Полетела вверх
  • Вверх тормашками
  • Полетела тормашками

Укажите словосочетание, которое является фразеологизмом.

Дружить с товарищем

Прочитайте текст. О чём идёт речь в загадке? Запишите.

Прочитайте текст. О чём идёт речь в загадке? Запишите.

Оно бывает в шляпе, когда проблема близка к разрешению. Оно пахнет керосином, когда ожидаются неприятные последствия. Оно выгорает в случае успешного завершения.

Читайте также: