Я тоже хочу варить кашу говорит трехлетняя нина

Неплохой роман, но на мой взгляд, затянуто >>>>>

Содержание Шрифт Запомнить

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

1.1

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

1.2

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

1.3

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

1.4

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.

Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

Главная трудность для взрослых заключается в том, что ребенок упорно сопротивляется их воздействию, используя весь запас своей жизненной активности. Налицо главное противоречие: ребенок полон сил и активности, восторженно переживает свои новые возможности, что является естественным для его нормального развития, но при столкновении с окружающим миром встречается с препятствиями и активным ограничением взрослыми его возможностей
Только взрослые могут помочь ребенку в решении его задач. Здесь им необходимо проявить мудрость и чуткость, любовь к детям и не стараться демонстрировать свою принципиальность, настойчивость и силу.

Решение.В подобных реакциях ребенка на просьбу родителей проявляется стремление к самостоятельности, желание быть взрослым. Дети специально проделывают то, что им запрещают наиболее близкие взрослые: бабушка, мама.Это явление называется кризисом 3 лет. Кризис 3 лет пройдет, но связанные с ним изменения (отделение себя от окружающих и сравнение с ними) – важный шаг в развитии ребенка.

Решение.Поведение девочки – характерный пример кризиса 3 лет, который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые.В данном случае маме следовало включиться в игру и вместе с дочкой сварить кашу. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре.

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 923 | Нарушение авторского права страницы

действий ребенка, ориентированных на взрослого? Решение. Ориентируя смех на взрослого ребенок как бы чувствует, что грань “правильно” и “не правильно” прочерчена в сознании взрослого: “А что если перешагнуть эту грань? Как взрослый прореагирует?” Игры в непослушание взрослый должен правильно воспринимать. Постоянные запреты и наказания могут способствовать продолжению шалостей и возрастанию степени их

изобретательности. Ребенок шаля, как бы провоцирует на прочность нормы поведения. 4.79 Ситуация. “Я тоже хочу варить кашу”, – говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. “Ты еще маленькая, – отвечает мама, – кашу варят только взрослые”. “Я хочу”, – настаивает девочка. Наконец, мама не выдерживает: “Не мешай мне, иди играть”. С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот

период развития ребенка? Решение. Поведение девочки – характерный пример кризиса трех лет, который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые. На протяжении начального периода формирования личности очень важна роль взрослого, организующего совместную деятельность с ребенком. Взрослый поощряет разумную самостоятельность и активность ребенка. В данном случае мама должна была помочь дочке “сварить” кашу

для кукол: взять необходимую игрушечную посуду, показать и выполнить соответствующие действия, связанные с приготовлением каши. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре. 4.80 Ситуация. У Маши Митя /3г/ отобрал куклу. Мама увидела и говорит: “Отдай, как тебе не стыдно!” – Знает ли Митя что такое стыд? – Есть ли со дня рождения у ребенка чувство вины? Решение. Дети не

рождаются с чувством вины, оно формируется постепенно. Проводился эксперимент, в котором перед ребенком не столе лежала конфета в яркой обертке. Экспериментатор настрого запретил ребенку трогать ее и выходил на несколько минут. Когда возвращался, конфеты уже не было. На вопрос: “Где конфета?”, ребенок отвечал: “Не знаю”. Становилось стыдно только к старшему дошкольному возрасту. Ребенка не ругали, не наказывали, сладкая в

Подражание имеет большое значение для становления личности, формирования интеллектуальных способностей и социальной адаптации ребенка.

Л. С. Выготский говорил о его роли в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности.

На каждом этапе своего развития ребенок сталкивается с новыми задачами, новой социальной ситуацией, ориентироваться в которой ему помогает подражание. При подражании взрослым у него формируются новые формы поведения.

Уже в период 1-го года жизни ребенок может повторять за взрослыми некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения.

В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые вокализации. Он может имитировать различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает мимике взрослого и его жестикуляции.

После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации.

Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее ребенок начнет имитировать их.

Со 2-го года жизни ребенок становится более активным, увеличивается количество его подражательных движений.

Взрослый становится для него примером, глядя на который, ребенок начинает активно взаимодействовать с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая вид, что читает ее, и т. д. Это обусловливает у него формирование нового вида деятельности – предметной игры.

Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и пр.

В 3 года подражание ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых. В дошкольный период подражание становится глубже и охватывает большие стороны жизни. Ребенок повторяет не только действия с предметами, но и старается отразить особенности поведения и общения взрослых.

Виды деятельности характерные для дошкольного детства

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх. Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е. от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются.

Изначально они носят предметно-манипулятивный характер, к 7 годам становятся символическими и сюжетно-ролевыми.

Старший дошкольный возраст – это то время, когда почти все игры уже доступны детям. Также в этом возрасте зарождаются такие виды деятельности, как труд и учение.

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением.

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представления. Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет). Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование. Важны и художественно-творческая деятельность детей, занятия музыкой.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память

б) У дошкольника _____________ самооценка

5. Виды психологической готовности к школе:

Задания для практического занятия

I. Практические задания

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?

3. – Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.

- Лучше в космонавта! – заявил Миша.

- Хорошо, - согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю На пуховые подушки

В доме беспорядка. Я накину кисею.

Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки,

Ровненько да гладко. На работу на мою!

Какие чувства переживает девочка?

Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?

Как должен вести себя взрослый?

Посидим в тишине

Мама спит, она устала … Вслух читать и мяч катать,

Ну, и я играть не стала! Я бы песенку пропела,

Я волчка не завожу, Я б могла похохотать …

А уселась и сижу. Да мало ль я чего хочу!

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке Луч метнулся по стене,

Луч крадется золотой. А потом скользнул ко мне.

И сказала я лучу: «Ничего, - шепнул

«Я тоже двигаться хочу! он будто, -

С каким новообразованием дошкольного возраста связана данная ситуация?

Какие нравственные нормы осознает девочка?

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления.

Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

Как должны поступить педагог и родители?

II. Будущему педагогу

1.Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.

2. Подбери игры или упражнения, направленные на форми­рование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).

3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования. (Приложение 1)

Результаты исследования оформи по следующей схеме:

- Название метода психологического исследования (н-р, тест)

- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)

- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)

- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)

- Обработка данных и выводы

Работай по плану:

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- стихи, песня о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;

- игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III. Рефлексия

Форма отчётности:письменная

Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе.

Список рекомендуемой литературы

2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

3.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.

4.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.

5.Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2008. -144 с.

6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с.

7.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с.

9.Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.

10.Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. А.В. Алексеева. - М.: ЦГЛ, 2006. – 208 с.

11.Психологические аспекты деятельности классного руководителя [Текст]: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с.

13. Федоренко, Л.Г. Аттестация в школе: после и до [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.

Дополнительная литература

17. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, Н.В. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

18. Никитин, Б.П., Никитина, Л.Н. Резервы здоровья наших детей [Текст]/ Б.П. Никитин, Л.Н. Никитина. – М.: Ф-ра и спорт, 1990. – 221 с.

19. Популярная психология для родителей. [Текст]/ под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта, 1998. – 400 с.

20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2000. – 480 с.

22. Рогов, Е.И. Психология познания [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.:Владос, 1998. – 176 с.

23. Спок, Б. Ребёнок и уход за ним [Текст]/ Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1996. – 399 с.

24. Худенко, Е.Д., Мельников, Т.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить [Текст]/ Е.Д. Худенко, Т.С. Мельников, С.Н. Шаховская. – М.: Унисерв, 1993. – 172 с.

25. .Хризман, Т.П., Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст]/ Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 1998. – 184 с.

26. .Шелопухо, О.А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога[Текст

27. О.А. Шелопухо. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2006. – 288 с.

Приложение

Ответы на тест для самопроверки:

. . . все ваши любимые книги онлайн

– Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?

– У ромашки середина желтая.

– А какие лепесточки у ромашки?

– Они белые и длинные.

? Отметьте особенности восприятия детей данного возраста.

? Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?

? Проанализируйте действия воспитателя.

! Учите детей выделять существенные признаки предмета, явления.

Ситуация. Мама с папой решили приобщить сына Митю (5 лет) к культурным ценностям. Они стали посещать выставки, музеи. Но радость от этого быстро исчезла.

? Как следует приобщать малышей к культурным ценностям?

Дошкольники с удовольствием посещают краеведческие музеи, где экспонируются чучела животных и птиц, растения, предметы древнего быта и ушедшей культуры, образцы разных народных промыслов и др. Небезынтересны детям и музеи, где демонстрируются достижения морского и речного флота и др. Кроме того, дети с удовольствием рассматривают памятники культуры. Неназойливо, постепенно ребенка можно приобщить к ценностям культуры. Но взрослые не должны рассчитывать на проявление ребенком интереса в течение продолжительного времени.

! Ребенку обычно 15–20 мин впечатлений уже достаточно для последующего обсуждения.

Задание 48. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?

s Выделить предметные и замещающие действия ребенка, какова их роль в развитии. Какова роль совместного действия со взрослыми.

Задание 50. Проанализируйте процесс перехода от свободного манипулирования с предметами к предметной деятельности у ребенка раннего возраста при освоении им предметного мира.

а)нанизывание колец пирамидки ___________________________

б) закрывание коробки крышкой __________________________

в) манипулирование молотком ____________________________

г) складывание матрешки ________________________________

д) действие ложкой _____________________________________

Придумайте по 4 ‑ 5 соотносящих и орудийных действий

Задание 52. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах детей второго и третьего года жизни, отметила: Сережа (1 г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.; Катя (2 г. 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д.

s Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

Задание 53. Что бы вы предприняли для умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков.

Задание 54. Благодаря чему происходит социальное, эмоциональное и умственное развитие детей в игре. Каким образом игра способствует формированию ребенка как целостной личности.

s Почему Алеша не любит устный рассказ? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

s Определите примерный возраст ребенка. Объясните, почему ребенок так воспринял волка.

Задание 58. Взяв карандаш и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.

s Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно?

s Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде? Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.

s Проанализируйте ситуацию. Что можно сказать о поведении родителей? Кто из них прав и почему?

s Проанализируйте ситуацию. Почему это произошло? Что можно сказать о поведении мамы? Что можно ей посоветовать?

s Проанализируйте поведение Толи и его мамы. Можно ли считать поведение Толи упрямством? Характеризует ли такое поведение самостоятельность? Какую самостоятельность ребенка должен поощрять взрослый?

s Проанализируйте ситуацию. Объясните поведение Нины. Проанализируйте позицию мамы.

Задание 64. В чем заключается вклад раннего возраста в развитие личности человека?

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 2492 . Нарушение авторских прав

Читайте также: