Как готовили мясо наши предки


«Домашняя жизнь их (русских) представляет более обилия, чем утонченности, ибо столы их везде заставлены почти всеми теми кушаньями, которых могут пожелать люди, даже весьма преданные роскоши; притом все съестное можно получить за недорогую цену. Именно курицы и утки продаются часто за одну небольшую серебряную монету; крупный и мелкий скот водится в невероятном изобилии, и замерзшее мясо телок, заколотых среди зимы, не подвергается гниению почти на протяжении двух месяцев. Как и у нас, более вкусные блюда приготовляются у них из добычи охотника и птицелова. При помощи охотничьих собак и тенет они ловят всякого рода зверей, а при помощи ястребов и соколов, удивительная порода которых водится в Печорской области, они преследуют не только фазанов и уток, но также лебедей и журавлей».

Так описал мясную пищу русских итальянский путешественник Амброджо Контарини, посетивший Россию в семидесятые годы пятнадцатого столетия. Как видим, о скудости мясного стола, во всяком случае у москвичей, говорить не приходится. Конечно же, животноводство у русских играло меньшую роль, чем земледелие, однако, безусловно, еще задолго до принятия христианства на Руси славяне выращивали разный скот и домашнюю птицу. Когда же своего скота не хватало, то его закупали у соседних кочевых народов, для которых скотоводство было главным промыслом.

Кроме того, в обширных лесах водилось огромное количество разнообразных диких животных, охота на которых составляла заметную добавку к мясному столу славянских народов.

В источниках 12-15 веков в основном упоминаются два вида мяса: говядина и зверина. Однако только на этом основании было бы ошибочно утверждать, что в тот период наши предки не знали свинины, баранины, телятины, кур, гусей и тд. Все дело в том, что говядиной называли любое мясо домашних животных и птицы. Точно так же, как под звериной подразумевали всякую пернатую дичь и диких животных.

Состав мясной пищи наших предков не был одинаков в разные периоды развития. Особенно это проявилось с принятием христианства на Руси. Оно провело глубокую борозду между «чистой» и «нечистой» мясной пищей. Наибольшему осуждению подвергалась конина. Славяне, по-видимому, в древности не чурались этого мяса. Во всяком случае в боевых походах и в лихую годину конское мясо шло в пищу довольно часто. Так, Ипатьевская летопись, рисуя образ князя-воина Святослава Игоревича, рассказывает о том, что он не брал в поход ни котлов, ни мяса, а только изрезав конину, жарил ее на углях. Когда же его войску пришлось зазимовать в Белобережье, и начался голод, то люди спасались кониной, которая стоила очень дорого.

Аналогичная ситуация описана в Лаврентьевской летописи об осаде Торжка князем Всеволодом Юрьевичем в 1182 году.

Но уже в XIII веке конина расценивалась славянами, как пищевой суррогат, употребляемый в Новгороде в 1230 году. Первая новгородская летопись ставит конину в один ряд с мясом собак, кошек, древесной корой.

Нечистым мясом считалась также медвежатина. Ее употребление подвергалось особенно жестоким запретам со стороны церкви. Очевидно, вызвано было это борьбой с еще не отжившим в то время языческим культом медведя на севере. Вообще же, надо отметить, что, согласно древне-церковным представлениям и поучениям, «зверина» считалась менее ценной, чем мясо домашних животных и птицы.

Решительно церковь запрещала употреблять в пищу так называемую «давленину», т.е. мясо тех животных и птиц, которые непосредственно не забиты рукой человека. Грехом считалось есть мясо бобра, белки, тетерева, зайца.

Однако всевозможные ограничения по видам мясной пищи не шла ни в какое сравнение с суровыми запретами на мясо-молочные продукты в период постов. А если учесть, что постных дней в православном церковном календаре намного больше, чем всех остальных, то становится понятным, почему русский народ никогда не считал мясо основой своего рациона.

Интересные рассуждения по этому поводу можно найти у русского агронома и публициста А.Н.Энгельгардта, жившего в XIX веке. Он писал, что даже на самой трудной работе русский мужик не придавал мясной пище особого значения. «Я, конечно, не хочу сказать,— пишет автор,— что мужик не любит мяса, разумеется, каждый предпочтет щи с «крошевом» пустым щам, каждый с удовольствием будет есть и баранину, и курицу,— я говорю только о том, что мужик не придает мясу важности в отношении рабочего эффекта». Трудно сказать, рассуждает далее А.Н.Энгельгардт, по воле ли злого рока или основоположников православия, но оказалось так, что предусмотренные православной церковью посты и мясоеды, применительно к русскому сельскохозяйственному календарю, привели к тому, что в России постные дни выпадали, как правило, на период самых трудных работ.

Так, Петровский пост совпадает с самым благоприятным временем для земляных работ. Да и пост-то самый неудобный, потому что в это время даже огородные овощные культуры еще не поспели, а прошлогодние запасы уже на исходе. Наступил июльский мясоед и, казалось бы, тут крестьянин, занятый трудными сельскохозяйственными работами, может основательно разговеться, но. без вреда для своего хозяйства сделать он этого не может: мясо к этому времени еще «не поспело». Судите сами, бараны и овцы еще не выросли, скот вообще еще «не вполне отъелся», да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время практически невозможно. Уже кончилась и зимняя солонина. Да если бы она и осталась, то вряд ли была бы пригодной в пищу.

Но вот скотина отъелась. Однако вновь начавшийся пост — Спасовка — снова отодвигает от крестьянского рта миску с жирными щами. А мясо ему было бы кстати, ведь это время тяжелых полевых работ, уборки урожая, хлебной жатвы.

И это только крупные посты, а ведь периоды мясоеда тоже пронизаны еженедельными постными средами и пятницами.

Однако человек прогрессивных взглядов А.Н.Энгельгардт видит причину строгого соблюдения крестьянами постов в их бедности. «Конечно, и говорить нечего,— замечает он,— если бы было довольно мяса, сала, молока, творогу, то и в деревне летом никто постов не держал бы. Я верно говорю, и богатый чиновник, наслаждающийся сочным бифштексом из вырезки, и бедный студент, жующий подошву в кухмейстерском супе, и извозчик, потребляющий солонину в щах, потому только имеют мясную пищу, что масса земледельцев питается исключительно растительной пищей, а дети этих земледельцев не имеют достаточно молока». Что ж, как говорится, в корень смотрел профессор Земледельческого института в Петербурге, за что, видно, и был сослан в Смоленскую губернию.

Итак, как убедительно доказал А.Н.Энгельгардт, русские крестьяне не считали мясо необходимым повседневным продуктом. Куда более важное значение придавалось жирам. Не случайно, когда хотели подчеркнуть достаток того или иного человека, о нем говорили, что ест он «жирно», «масляно» Считалось чем жирнее пища, тем она лучше: «Маслом каши не испортиш», «Пища хороша, если она жирна, сдобна, масляна». Лучшими в деревне считались щи, которые так жирны, что «не продуешь». И в бульоне ценилась не крепость, а жирность.

Угощая желанного гостя, хозяйка непременно старалась влить побольше постного масла в его миску, будь в ней грибы, картошка или рыба.

Среди прочих особенно ценились животные жиры: свиное сало, внутренний жир во всех идущих на мясо животных. Внутреннее сало вытапливали, разливали в горшки и хранили в погребах. Куски свиного сала (шпик) солили и упаковывали в ящики, бочки, а иногда их набивали в кишки и так хранили. Кулинарное использование сала всегда было очень широким. Им заправляли супы, каши, овощные блюда, на нем жарили. Так, почечное сало является, пожалуй, лучшим из жиров для приготовления котлетных фаршей, мясных начинок. К сожалению, сегодня его почти не встретить на прилавках наших магазинов.

В южных губерниях России толченым салом (часто с чесноком) заправляли щи и борщи, добавляли его и в другие супы. Обжаренные куски свиного сала часто подавали к картофелю, кашам, но эти, так называемые «шкварки», более распространены у белорусов и украинцев.

Конечно же, сало (шпик), как и мясо, не было для большей части простого народа повседневной едой. Оно украшало крестьянские столы в праздничные дни, его брали в дорогу.

Впрок заготавливали не только сало, но и мясо (чаще всего говядину). Его коптили, вялили и, конечно же, солили. Мясо, предназначенное для засола, складывали в бочки и заливали рассолом (на 15 фунтов говядины брали один фунт соли). Соль перед использованием обычно прокаливали на сковороде. Иногда, кроме соли, использовали также селитру, что придавало мясу красивый красноватый цвет.

Приготовленное таким способом мясо называлось солониной. В летний период это была основная мясная пища большей части населения. По своим питательным свойствам солонина не идет ни в какое сравнение со свежим мясом. Значительная часть содержащихся в мясе полезных веществ при засолке растворяется в рассоле. Так, солонина беднее белком, чем свежее мясо, примерно в три раза. Соль делает более грубыми мышечные волокна мяса, что затрудняет его переваривание в организме. Но со всем этим приходилось мириться, ибо низкотемпературных холодильников в ту пору еще не было.

Кстати, о холодильниках. Их предшественниками на Руси были ледники, лед в которые доставлялся с рек и озер. Зимой же исстари мясо и другие скоропортящиеся продукты, предназначенные для продажи, хранили на льду реки. Уже упомянутый нами Амброджо Контарини так описал зимний рынок в Москве XV столетия: «В конце октября река, протекающая через город, вся замерзает; на ней строят лавки для разных товаров, и там происходят все базары, а в городе тогда почти ничего не продается.

. К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени доставляют для сбыта на городской рынок, и чистое удовольствие смотреть на это огромное количество ободранных от шкур коров, которых поставили на ночь на льду реки. Таким образом, люди могут есть мясо более чем три месяца подряд. То же самое делают с рыбой, с курами и другим продовольствием».

Мясо содержит в значительных количествах все незаменимые аминокислоты, жиры, калий, натрий, кальций, магний, фосфор, железо, витамины В1 В2, РР.

Конечно, в зависимости от вида мяса, его категории, содержание в нем полезных веществ значительно колеблется. Так, говядина по жирности уступает баранине, а та, в свою очередь, свинине. Не лидер она и по витаминам, однако по многим минеральным веществам превосходит другие виды мяса.

Полезно также знать, что в баранине примерно в 2,5 раза меньше холестерина, чем в говядине и в 4 раза, чем в свинине.

В магазине или на рынке многие, особенно молодые хозяйки, задумываются, какое мясо из того, что лежит на прилавке, взять для супа или, например, для котлет. Для того, чтобы не ошибиться в этом, нужно иметь хотя бы самые приблизительные сведения о разделке мяса для продажи и его назначении.


Человек полюбил мясо почти на миллион лет раньше,чем принято считать!

Похоже, что археологи, ведомые доктором Зересеная Алемсегедом из Калифорнийской академии наук и его коллегой Шеннон Макферрон из германского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, сделали сенсационное открытие. А именно перенесли минимум на 800 тысяч лет в прошлое дату освоения нашими предками кухонных орудий труда.
Прежде считалось, что люди впервые взяли в руки инструменты собственного изготовления примерно 2,5 миллиона лет назад. И подобную смекалку проявили представители уже нашего рода-племени - Homo. Конкретно: человек умелый - Homo Habilis. Об этом свидетельствовали находки в эфиопском местечке Боури (Bouri in Ethiopia).
Однако оказалось: гораздо раньше рукоделием и кулинарией занялись австралопитеки афарские (Australopithecus afarensis). Именно этому виду принадлежит знаменитая Люси - якобы праматерь всего человечества, чьи кости были обнаружены в 1976 году тоже в Эфиопии.

ЛЮСИ! НАРЕЖЬ-КА КОЗЛЯТИНКИ!

Авторы нынешнего открытия работали поблизости от того места, где лежали кости Люси. А потом в 2000 году были обнаружены и кости Селам (Selam) - девочки, которую стали называть дочерью Люси. И совсем не исключено, что они действительно были родными друг другу.

В итоге, покопавшись еще 10 лет, археологи нашли тут кости животных со следами порезов и ударов каменными орудиями. Характерные борозды свидетельствовали: от костей отделяли мясо неким подобием ножей - достаточно острых. То есть разделывали туши инструментами. Извлекали и костный мозг.

Микроскопическое исследование показало: обнаруженные повреждения не были нанесены когтями или зубами хищников. И зубы наших предков тут не участвовали. Бороздки-царапины были оставлены именно каменными орудиями. И в одной из них, кстати, нашлись даже застрявшие кремниевые кусочки.
Царапины на костях, как оценивают исследователи, появились от 3,24 до 3,42 миллиона лет назад. Что соответствует времени обитания и Люси, и Селам.

Кого конкретно свежевали мама с дочкой, ученые не определили. Говорят, что одни обработанные кости принадлежат животному размером с корову, другие - некому подобию козы.

Но самый главный вывод: Australopithecus afarensis отнюдь не были вегетарианцами, как считалось ранее. Они любили мясо. И наверняка охотились, а не только собирали съедобные корешки.

- Находка сдвигает период начала использования камня и употребления мяса примерно на миллион лет назад, - горячится доктор Алемсегед. - А именно эти события оказали мощное воздействие на эволюцию человека.
- Каменные орудия, позволявшие легко и быстро разделывать туши, сделали животных привлекательным источником пищи, - вторит Шеннон Макферрон. И добавляет весьма поэтично: - Теперь, представляя Люси, которая бредет по восточноафриканской саванне вместе с маленькой Селам в поисках пищи, мы впервые можем дать им в руки каменные ножи. И мясо.

А когда наши предки начали жарить мясо? Ответ на этот вопрос прозвучал на конференции Evolution 2010, которая прошла в конце июля в Портленде (США). Как заверили собравшихся антрополог Ричард Ранэм (Richard Wrangham) и его коллеги из Гарвардского университета (Harvard University), первая приготовленная на огне пища была съедена около 2 миллионов лет назад. Что опять же примерно на миллион лет раньше, чем считалось прежде.

Начало эпохи шашлыков Ранэм определил по зубам наших предков. Как раз в период между 1,8 - 2,2 миллиона лет назад они - зубы - почему-то начали мельчать. И виной тому, по мнению исследователей, шашлыки. То есть жареное мясо, жевать которое стало гораздо легче, чем сырое. И надобность в мощных челюстях отпала.
- Возня с сырым мясом отнимала 48 процентов времени бодрствования, а на поглощение приготовленного на огне достаточно было и 10 процентов, - объясняет исследователь. - Оно и усваивалось легче. Что способствовало росту интеллекта и высвобождению времени для его продуктивного применения.

- Вряд ли понадобилось больше одного поколения, чтобы понять: после нагревания еда становится вкуснее, - добавляет Ранэм.

И все же. Как-то неторопливо шла эволюция: люди нарезали мясо на кусочки 3,42 миллиона лет назад, но лишь спустя полтора миллиона лет они догадались их пожарить. Хотя любовь к приготовленной на огне пище у приматов, что называется, в крови. Доказано экспериментами.

Тот же Ранэм предлагал шимпанзе, гориллам и орангутанам вкусить на выбор сырое мясо и шашлык. Все выбирали приготовленное. Несмотря на то, что впервые в жизни его видели.

В наши дни мы почти не знаем ограничений в питании, но еще 3-4 века назад рацион крестьян значительно отличался от нашего повседневного

Мы редко задаемся вопросом, из чего состоял рацион наших предков, однако, на наш взгляд, — это интересное и полезное знание. В наш век глобализации и активного проникновения «интернациональной» кухни на наши столы, в рестораны и другие места общепита, было бы даже интересно несколько разнообразить рацион, попробовав различные древние (и не очень) русские национальные блюда. В конце концов, как писал Вильям Похлёбкин, «наша кухня вкусная и здоровая». Кстати, именно так и называлась лучшая советская поваренная книга, для миллионов наших домохозяек ставшая настольной: «Книга о вкусной и здоровой пище».

Не хлебом единым

Многие могут подумать, мол, откуда ученые могут знать о пище на Руси в IX-XIII веках? Ответ прост: многочисленные археологические находки, естественно, «пищевой» направленности – горшки, глиняные черепки, корзины и другие емкости – даже через века сохранили остатки органических материалов, хранившихся в них. Анализ при помощи современных научных средств позволяет выяснить, что же ели наши предки.


Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.

За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой. Согласно древней поговорке про щи и кашу, каша была очень важным и даже ритуальным блюдом. Каши на Руси едали и при княжеском дворе, и на деревенских крестинах, и в будни, и в праздники.

Более поздний источник – «Домострой», который относят к XVI веку. Он не только рассказывает нам о семейных ценностях, но и даёт ценную информацию о пище. Из него мы узнаём, что хозяйки тогда уже готовили не только из ржаной, но и из пшеничной муки оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей. Существовали десятки видов пирогов и пирожков.


В годы неурожая, голода или войны часто и хлеб «скудел», так как хозяйки добавляли в муку что было под рукой. Например, очень распространено было добавление сорняка – лебеды. Но бывало, что и лебеды не было, или её уже всю съели, тогда толкли сосновую кору (её называли «березовый дуб») или брали для муки траву вахку.

В XVIII веке в Россию попадает картофель. При Петре I крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», но к концу века ситуация меняется благодаря усилиям Екатерины II. Крестьяне не только варили или жарили картофель с маслом или салом, но и добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Хоть он и черствел быстрее зернового, но был очень сытным.

Уха и щи

Согласно всё той же известной нам всем поговорке, мы не можем обойти вниманием и супы. В древности на Руси любой суп называли ухой, но со временем место на крестьянском столе себе отбили щи (или «шти», как произносили в некоторых регионах).


Щи готовили обычно из рубленой кислой капусты, которую солили в бочках и кадках. Капусту клали слоями, перемежая со слоем ржаной муки и соли. Получались большие куски солёно-кислой капусты, которая и шла на щи. Обычно в щи добавляли так называемый сок (конопляное масло) и сметану. Начинка щей зависела от того, какой день – скоромный или постный. В скоромные дни кроме сметаны добавляли и сало, и сметану. А в постные ограничивались крупами, грибами. Были и щи с рыбой, которую удалось поймать, если ее дозволялось есть в пост. Обычно брали плотву или снетку. Как для каши, так и для щей хорошей добавкой считался добрый кусок сливочного масла.

Мясо и птица

Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Интересно, что даже в зажиточных крестьянских хозяйствах, которые порой не уступали современным фермерским, пища была простая, и мясо ели редко. Понятно, что в богатой крестьянской семье, чтобы хотя бы раз в неделю есть мясо, нужно колоть барана. Несложно подсчитать, что за год пришлось бы заколоть от 30 до 40 баранов, семьи-то по числу ртов были больше, не в пример нынешним. Такой расход скотины себе мало кто мог позволить.


Но в богатых хозяйствах разводили и домашнюю птицу. А это хорошее подспорье – и мясо, и яйца. Яичница в богатых семьях была на столе частенько. В разведении птицы крестьяне были весьма находчивым народом. Они разводили не только домашнюю, но и дикую птицу в лесу: создавали дупла в деревьях, собирали яйца. Да и охота выручала: утка, куропатка, вальдшнеп, тетерев и другая дичь были доступной добычей, несмотря на некоторые помещичьи запреты. Отдельно стоит сказать о добыче крупной дичи. Ее мясо попадало на стол редко из-за тех же запретов. Разводили кроликов, с силком ходили на зайца, и это мясо встречалось в рационе чаще.

Но всё-таки следует подчеркнуть, что мясо было скорее роскошью, а не обыденностью. Часто крестьяне объедались на праздник, «болели животом» с непривычки. Нужно понимать, что мясо – продукт скоропортящийся, а холодильников тогда не было. Поэтому 2-5 суток были пределом тогдашнего «срока годности». А если не было ледника, мясо просто замачивали в кадке с пивом, уксусом, молоком или сразу варили.

Овощи и другие «ествы»

Традиции русских солений хорошо известны и в наши дни. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда, причем в разном виде: пареные, вареные, жареные и сырые. Чаще всего, чтобы сохранить подольше, овощи солили, причем тем же способом, что и капусту, о которой мы говорили выше. «Довольно соли», мука, 7 дней в тёплой избе – и готова кадка солений.


Самым популярным овощем на столе до появления огурцов и помидоров была пареная репа (и она тоже стала именем нарицательным). Кстати, репа спела за 2 месяца, что позволяло снимать частые урожаи, поэтому ею засевали огромные площади. Крестьяне ее любили, и часто, кроме «щей да каши», была еще «репа, рыба да грибы». Популярной была и редька, резаная кружочками, с луком и соком (конопляным маслом). Да и сами лук и чеснок хранили здоровье наших крестьян, и присутствовали в рационе почти всегда.

Ествы – это еда для праздничных дней. Мы уже этой темы касались, теперь расскажем подробнее о том, что украшало стол. Мясные щи или похлебки (например, «варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить подпалкой»). Жареное мясо, студень, птица (разумеется, у состоятельных крестьян). Наконец, яичницы – простые, с ветчиной и так называемые «драчены». Вот один из рецептов, можете взять себе на кухню:

«Разбить в чашку несколько яиц и, сбивши их, прибавить туда молоко и масло, и опять сбивать, подбавляя понемногу пшеничной или крупичатой (ржаной) муки до тех пор, покамест зделается наподобие блинного теста. После чего, немного осоля, поставить в печь в вольной дух».

В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники, оладьи, пироги – всё, о чем мы тоже упомянули.


Итак, краткий обзор материалов по крестьянской пище лишь подтверждает главную мысль о том, что в условиях суровой природы, с коротким земледельческим сезоном работ, весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный «мобилизационно-кризисный» характер. Такой быт заставлял выбирать крайне рациональный тип питания. Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий (их, кстати, заготовливали сразу на большой срок), преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, «коренные» сорта рыбы, то есть «крутого» соления, сушеная, вяленая рыба и т. п.), «дары природы» (лесные ягоды, грибы и т. п.). Существенную роль играли и выращенные в огороде овощи, и заготовки диких трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион был весьма однообразен, но он же при этом способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.


История о том, как люди превратились в заядлых мясоедов, берет свое начало 65 млн лет назад. Динозавры только-только вымерли, а вместе с ними — половина всех остальных видов Земли. В тропических лесах, которые покрывали большую часть нашей планеты, среди головокружительно высоких деревьев, обвитых лозой, эволюционировал наш предок. Этот предок — самый первый известный человечеству примат: пургаториус (Purgatorius). Он выглядит совсем не так, как мы, и не похож даже на шимпанзе. Он напоминает нечто среднее между мышью и белкой. И если бы этот вид до сих пор существовал, он, скорее всего, считался бы милым домашним животным.

Пургаториусы искусно лазили по деревьям и были веганами. Этот вид отказался от диеты своих предков, состоящей из насекомых, в пользу богатого фруктами и цветами рациона, создавая для себя уютную нишу высоко среди веток. На протяжении десятков миллионов лет потомки пургаториусов питались исключительно растительной пищей. Все они, от небольших обезьянок до обезьян размером с гориллу, по большей части выживали за счет тропических фруктов, иногда приправляя свои блюда червями (чаще всего случайно). Около 15 млн лет назад они изменились, добавив в свой рацион твердые семена и орехи, но все также остались верны своим веганским корням.


Затем, около 6 млн лет назад, среди африканских приматов появился чадский сахелантроп (Sahelanthropus tchadensis). Скорее всего, с появлением сахелантропов наше развитие пошло по другому пути, отклонившись от линии развития наших ближайших собратьев, шимпанзе и бонобо. На языке палеоантропологии слово «гоминин» (hominin) служит для обозначения современных людей и всех вымерших видов, тесно связанных с нами; сахелантропы стали первым подобным видом. Небольшие существа с плоским лицом и маленьким мозгом, которые, скорее всего, передвигались на двух ногах. У них были не такие большие клыки, как у предков, а зубная эмаль была более толстой, что позволяет предположить, что рацион сахелантропов требовал более тщательного пережевывания и измельчения, чем фруктово-цветочный рацион пургаториусов.

Тем не менее, мясоедение до сих пор не коснулось наших предков. Сахелантропы, вероятно, ели жесткие, волокнистые растения с добавлением семян и орехов. В дальнейшем несколько видов австралопитеков, которые жили 3–4 млн лет назад в лесных массивах, приречных лесах и зонах сезонного затопления в Африке, также не зависели от мяса. Микроскопический износ их зубов — картина микроскопических углублений и царапин, оставленных на поверхности их зубов пищей, которую они употребляли — дает возможность предположить, что их рацион был аналогичен рациону современных шимпанзе: листья и побеги, большое количество фруктов и цветов, некоторые насекомые и даже древесная кора.


Питались ли когда-нибудь австралопитеки мясом? Не исключено. Так же, как современные шимпанзе иногда охотятся на колобусов (род обезьян), наши предки, возможно, иногда обедали сырым мясом мелких обезьян. Но все же, желудки ранних гомининов не позволили бы им иметь мясной рацион, как у современных американцев. Их желудки были предназначены для тех, кто ест фрукты и листья, с большой слепой кишкой — стомным мешком с бактериями в начале толстой кишки. Если бы австралопитек наелся мяса — скажем, съел бы несколько стейков из зебры — скорее всего, он бы испытал дикие муки от скручивания толстой кишки, пронзительные боли в животе, тошноту и вздутие, и все это могло привести даже к смерти. И все же, несмотря на эти опасности, 2,5 млн лет назад наши предки стали мясоедами.

Судя по всему, нашим телам пришлось приспосабливаться постепенно, сначала привыкнув к семенам и орехам, которые богаты жирами, но имеют недостаток клетчатки. Если наши предки потребляли их в большом количестве, такая диета стимулировала рост тонкой кишки (где происходит усвоение липидов) и сокращение слепой кишки (где усваивается клетчатка). Таким образом, наш кишечник стал бы лучше приспособлен к перевариванию мяса. Рацион из семян и орехов, возможно, подготовил наших предков к плотоядному образу жизни еще одним способом — он мог дать им приспособления для разделки туши. Некоторые исследователи предполагают, что простые каменные орудия, используемые для измельчения семян и орехов, можно было легко использовать, чтобы ломать кости животных и отрезать куски плоти. Таким образом, 2,5 миллиона лет назад наши предки были подготовлены к поеданию мяса: у них были инструменты, чтобы его получить, и органы, чтобы переварить.

Но иметь возможность — это одно, а иметь достаточно воли и мастерства, чтобы пойти и получить мясо, — совсем другое. Так что же вдохновило наших предков рассматривать антилоп и бегемотов в качестве потенциального обеда? Ответ или, по крайней мере, его часть может заключаться в изменениях климата, произошедших в то время. Когда дожди стали менее обильными, количество фруктов, листьев и цветов, от которых зависели наши предки, также сократилось. Большая часть тропических лесов превратилась в луга с небольшим количеством деревьев, где росли несколько высококачественных растений, пригодных в пищу. Но на эти луга приходило пастись все больше и больше травоядных животных. Во время долгой засухи с января по апрель у наших предков были проблемы с получением достаточного количества еды, ведь чтобы добыть свою обычную порцию, нужно было потратить больше времени и калорий. Ранние гоминины находились на перекрестке эволюции. Некоторые, как австралопитеки, выбрали рацион из большого количества низкокачественных растений; а другие, как ранние люди (homo, род приматов семейства гоминид), выбрали мясо. Австралопитеки в итоге вымерли, а люди выжили, чтобы эволюционировать в современного человека.


Интересно, что в то время, как эти «прото-люди» выбирали, как бы получить как можно больше выгоды от появившихся в саваннах травоядных и их плоти, предки шимпанзе и горилл никогда не пытались этого делать. Одной из причин, возможно, является неспособность ходить на двух ногах. Поиск мяса — занятие тяжелое, требующее ходьбы на длинные расстояния и, как следствие, затрат большего количества энергии, чем поедание травы и фруктов. Перемещение на двух ногах более эффективное с точки зрения энергозатрат, чем передвижение с помощью кулаков, свойственное шимпанзе или гориллам. Более длинные ноги лучше рассеивали тепло, предотвращая перегрев и повышая выносливость. Кажется, если бы сахелантропы или их предки не стали ходить прямо (или, как минимум, не попытались) 6 млн лет назад, ранние люди не были бы так хорошо подготовлены для поиска мяса спустя пару миллионов лет, и, возможно, не развили бы вкуса к животному мясу, так что на наших обеденных столах сейчас могло бы не быть стейков или гамбургеров.

Тем не менее, вопрос о том, что же конкретно впервые разожгло в человеке стремление к плотоядности, остается открытым. Возможно, несколько наших предков прогуливались среди зарослей акации и увидели, как саблезубый кот ест газель. Или, может, они наткнулись на мертвую зебру с вывалившимися кишками и внутренностями и подумали: «Хэй, почему бы не попробовать это?»

Даже убежденные травоядные, такие, как олени или коровы, иной раз могут попробовать мясо, если оно им попадется. Существуют записи, на которых показаны коровы, поедающие живых цыплят и мертвых кроликов, олени, которые едят птиц, и дукер — маленькая африканская антилопа — охотящийся на лягушек (если вам хочется посмотреть на этих хищных травоядных, попавшихся в кадр объектива, зайдите на YouTube). Так что вряд ли можно назвать неожиданным то, что наши предки — которые и до этого, возможно, иногда дополняли свой рацион мясом какой-нибудь обезьянки — разглядели в новоявленном изобилии травоядных источник дополнительных калорий. Гоминины уже были всеядными и умели приспосабливаться. Если что-то было съедобным и лежало рядом — они это ели. 2,6 млн лет назад вокруг было много мяса. Так же, как пургаториусы извлекали выгоду из климатических изменений и нового изобилия фруктов, их потомки, ранние люди, успешно приспосабливали свою диету к переменам в окружающей среде. В этот раз это означало следовать за мясом.

Читайте также: