Лгала клала отозвалась намерение мясные блюда

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в слове «намерЕние». Верно: намЕрение, как и в причастиях намЕрена, намЕренный и др. например, Она намЕрена это сделать. Или Сделать с намЕренной грубостью.

ОР­ФО­ЭПИ­ЧЕ­СКИЕ НОРМЫ (по­ста­нов­ка уда­ре­ния) про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 4.

От уча­щих­ся тре­бу­ет­ся вы­пи­сать одно из четырёх слов, в ко­то­ром не­вер­но вы­де­ле­но уда­ре­ние — удар­ная глас­ная обо­зна­че­на боль­шой бук­вой. В ответ впи­сы­ва­ет­ся слово без из­ме­не­ний, без вы­де­ле­ний боль­ши­ми бук­ва­ми. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на букву Ё: если слово с ошиб­кой со­дер­жа­ло эту букву, её нужно пи­сать и в от­ве­те. На­при­мер, из четырёх слов:

пер­вое имеет не­вер­но вы­де­лен­ное уда­ре­ние. Вы­пи­сы­ва­ем это слово в ответ без из­ме­не­ния, с бук­вой Ё. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что во­прос о воз­мож­ном на­пи­са­нии Е вме­сто Ё ре­ша­ет­ся про­сто: перед каж­дым эк­за­ме­ну­е­мым на эк­за­ме­не будет бланк, в ко­то­ром ука­за­ны ВСЕ раз­решённые буквы и знаки. На дан­ный мо­мент вре­ме­ни в об­раз­цах блан­ках буква Ё есть.

Для тре­ни­ров­ки в от­ра­бот­ке на­вы­ка по­ста­нов­ки уда­ре­ния РЕ­ШУ­ЕГЭ пред­ла­га­ет как слова из Ор­фо­эпи­че­ско­го ми­ни­му­ма ФИПИ (2019 год), так и слова, не во­шед­шие или вы­шед­шие из него.

В за­да­ния с по­вы­шен­ным уров­нем слож­но­сти на­ря­ду со сло­ва­ми с явно оши­боч­ным уда­ре­ни­ем вклю­че­ны слова, име­ю­щие два ва­ри­ан­та уда­ре­ния.

Ор­фо­эпи­че­ский слов­ник ФИПИ 2019

Важ­ной сто­ро­ной ор­фо­эпии яв­ля­ет­ся уда­ре­ние, то есть зву­ко­вое вы­де­ле­ние од­но­го из сло­гов слова. Уда­ре­ние на пись­ме обыч­но не обо­зна­ча­ет­ся, хотя в от­дель­ных слу­ча­ях (при обу­че­нии рус­ско­му языку не­рус­ских) его при­ня­то ста­вить.

От­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти рус­ско­го уда­ре­ния — его раз­но­мест­ность и по­движ­ность.Раз­но­мест­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что уда­ре­ние в рус­ском языке может быть на любом слоге слова (книга, под­пись — на пер­вом слоге; фо­нарь, под­по­лье — на вто­ром; ура­ган, ор­фо­эпия — на тре­тьем и т. д.). В одних сло­вах уда­ре­ние фик­си­ро­ва­но на опре­делённом слоге и не пе­ре­дви­га­ет­ся при об­ра­зо­ва­нии грам­ма­ти­че­ских форм, в дру­гих — ме­ня­ет своё место (срав­ни­те: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕ­нам и сте­нАм). По­след­ний при­мер де­мон­стри­ру­ет по­движ­ность рус­ско­го уда­ре­ния. В этом и со­сто­ит объ­ек­тив­ная труд­ность усво­е­ния ак­цент­ных норм. «Од­на­ко, — как спра­вед­ли­во от­ме­ча­ет К.С. Гор­ба­че­вич, — если раз­но­мест­ность и по­движ­ность рус­ско­го уда­ре­ния и со­зда­ют не­ко­то­рые труд­но­сти при его усво­е­нии, то зато эти не­удоб­ства пол­но­стью ис­ку­па­ют­ся воз­мож­но­стью раз­ли­чать с по­мо­щью места уда­ре­ния смысл слов (мУка — мукА, трУ­сит — тру­сИт, по­грУ­жен­ный на плат­фор­му — по­гружЁнный в воду) и даже функ­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­скую за­креплённость ак­цент­ных ва­ри­ан­тов (лав­рО­вый лист, но в бо­та­ни­ке: се­мей­ство лАв­ро­вых).

Осо­бен­но важ­ной в этом плане пред­став­ля­ет­ся роль уда­ре­ния как спо­со­ба вы­ра­же­ния грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний и пре­одо­ле­ния омо­ни­мии сло­во­форм». Как уста­нов­ле­но учёными, боль­шая часть слов рус­ско­го языка (около 96%) от­ли­ча­ет­ся фик­си­ро­ван­ным уда­ре­ни­ем. Од­на­ко остав­ши­е­ся 4% и яв­ля­ют­ся наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ны­ми сло­ва­ми, со­став­ля­ю­щи­ми ба­зис­ную, ча­стот­ную лек­си­ку языка.

При­ведём не­ко­то­рые пра­ви­ла ор­фо­эпии в об­ла­сти уда­ре­ния, ко­то­рые по­мо­гут пре­ду­пре­дить со­от­вет­ству­ю­щие ошиб­ки.

Имена су­ще­стви­тель­ные

бАнты, не­по­движн. уда­ре­ние на 1-ом слоге.

бО­ро­ду, вин.п., толь­ко в этой форме ед. ч. уда­ре­ние на 1-ом слоге

бух­гАл­те­ров, род. п. мн. ч., не­по­движ­ное уда­ре­ние на 2-ом слоге

ве­ро­ис­по­вЕ­да­ние, от веру ис­по­вЕ­дать

дис­пан­сЕр, слово при­шло из англ. яз. через по­сред­ство франц.яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

жа­лю­зИ, из франц. яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

знА­чи­мость, от прил. знА­чи­мый

Иксы, им. п. мн. ч., не­по­движн. уда­ре­ние

квар­тАл, из нем. яз., где уда­ре­ние на 2-ом слоге

ки­ло­мЕтр, в одном ряду со сло­ва­ми

сан­ти­мЕтр, де­ци­мЕтр, мил­ли­мЕтр…

кО­ну­сы, кО­ну­сов, не­по­движ. уда­ре­ние на 1-м слоге во всех па­де­жах в ед. и мн. ч.

крАны, не­по­движн. уда­ре­ние на 1-ом слоге

кре­мЕнь, крем­нЯ, удар. во всех фор­мах на по­след­нем слоге, как и в слове огОнь

лЕк­то­ры, лЕк­то­ров, см. слово бант(ы)

мЕст­но­стей, род. п. мн. ч., в одном ряду со сло­во­фор­мой пО­че­стей, чЕ­лю­стей…, но но­во­стЕй

му­со­ро­про­вОд, в одном ряду со сло­ва­ми га­зо­про­вОд, неф­те­про­вОд, во­до­про­вОд

не­кро­лОг, см. ка­та­лОг

нО­во­сти, но­во­стЕй, но: см. мЕст­но­стей

нО­готь, нОгтя, не­по­движн. уда­ре­ние во всех фор­мах ед. ч. От­ро­че­ство, от Отрок — под­ро­сток

пар­тЕр, из франц. яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

при­зЫв, в одном ряду со сло­ва­ми позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на пуб­ли­ка­цию)

си­рО­ты, им. п. мн. ч., уда­ре­ние во всех фор­мах мн. ч. толь­ко на 2-ом слоге

срЕд­ства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. при­зЫв

сто­лЯр, в одном ряду со сло­ва­ми малЯр, доЯр, шко­лЯр…

шофЁр, в одном ряду со сло­ва­ми киоскЁр, кон­тролЁр…

Имена при­ла­га­тель­ные

У пол­ных форм имён при­ла­га­тель­ных воз­мож­но толь­ко не­по­движ­ное уда­ре­ние на ос­но­ве или на окон­ча­нии. Ва­ри­а­тив­ность этих двух типов у одних и тех же сло­во­форм объ­яс­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, праг­ма­ти­че­ским фак­то­ром, свя­зан­ным с раз­гра­ни­че­ни­ем ма­ло­упо­тре­би­тель­ных или книж­ных при­ла­га­тель­ных и при­ла­га­тель­ных ча­стот­ных, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ных или даже сни­жен­ных. В самом деле, ма­ло­упо­тре­би­тель­ные и книж­ные слова чаще имеют уда­ре­ние на ос­но­ве, а ча­стот­ные, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ные или сни­жен­ные — на окон­ча­нии.

Сте­пень осво­ен­но­сти слова про­яв­ля­ет­ся в ва­ри­ан­тах места уда­ре­ния: круж­кО­вый и круж­ко­вОй, за­пАс­ный и за­пас­нОй, око­ло­зЕм­ный и око­ло­зем­нОй, мИ­ну­со­вый и ми­ну­со­вОй, очИст­ный и очист­нОй. По­доб­ные слова не вклю­ча­ют­ся в за­да­ния ЕГЭ, так как оба ва­ри­ан­та счи­та­ют­ся пра­виль­ны­ми.

И всё же выбор места уда­ре­ния вы­зы­ва­ет за­труд­не­ния чаще всего в крат­ких фор­мах при­ла­га­тель­ных. Между тем есть до­воль­но по­сле­до­ва­тель­ная норма, со­глас­но ко­то­рой удар­ный слог пол­ной формы ряда упо­тре­би­тель­ных при­ла­га­тель­ных остаётся удар­ным и в крат­кой форме: кра­сИ­вый — кра­сИв — кра­сИ­ва — кра­сИ­во — кра­сИ­вы; не­мЫс­ли­мый — не­мЫс­лим — не­мЫс­ли­ма — не­мЫс­ли­мо — не­мЫс­ли­мы и т. п.

Ко­ли­че­ство при­ла­га­тель­ных с по­движ­ным уда­ре­ни­ем в рус­ском языке не­ве­ли­ко, но они часто ис­поль­зу­ют­ся в речи, и по­это­му нормы уда­ре­ния в них нуж­да­ют­ся в ком­мен­та­ри­ях.

Уда­ре­ние не­ред­ко па­да­ет на ос­но­ву в форме мно­же­ствен­но­го числа, а также в един­ствен­ном числе в муж­ском и сред­нем роде и на окон­ча­ние в форме жен­ско­го рода: прА­вый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОй­ный — стрО­ен — стрОй­но — стрОй­ны — строй­нА.

По­доб­ные при­ла­га­тель­ные, как пра­ви­ло, имеют од­но­слож­ные ос­но­вы без суф­фик­сов либо с про­стей­ши­ми суф­фик­са­ми (-к-, -н-). Од­на­ко так или иначе воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость об­ра­ще­ния к ор­фо­эпи­че­ско­му сло­ва­рю, так как ряд слов «вы­би­ва­ет­ся» из ука­зан­ной нормы. Можно, на­при­мер, го­во­рить: длИн­ны и длин­нЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Сле­ду­ет также ска­зать и о про­из­но­ше­нии при­ла­га­тель­ных в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни. Су­ще­ству­ет такая норма: если уда­ре­ние в крат­кой форме жен­ско­го рода па­да­ет на окон­ча­ние, то в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни оно будет на суф­фик­се ее: силь­нА — силь­нЕе, боль­нА — боль­нЕе, живА — живЕе, строй­нА — строй­нЕе, правА — пра­вЕе; если же уда­ре­ние в жен­ском роде стоит на ос­но­ве, то в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни оно и со­хра­ня­ет­ся на ос­но­ве: кра­сИ­ва — кра­сИ­вее, пе­чАль­на — пе­чАль­нее, про­тИв­на — про­тИв­нее. То же ка­са­ет­ся и формы пре­вос­ход­ной сте­пе­ни.

Первое занятие с репетитором абсолютно

записаться на занятие


Выбери свой курс
подготовки к ЕГЭ / ОГЭ


Вебинар ЕГЭ по математике

(разбор 10-го задания)

Методический материал

  • Правила по русскому языку
  • КИМы по русскому языку (ЕГЭ)
  • Видеоуроки по русскому языку
  • Алгоритм написания сочинения
  • Критерии оценивания сочинения
  • Банк литературных аргументов
  • Сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
  • Шкала перевода баллов ЕГЭ 2019
  • Правила заполнения бланков ЕГЭ
  • Структура эссе

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Русский язык (Вариант 15)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25

В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене в 2015 году.

А

аэроп О рты, им.п. мн.ч.

Б

бал О ванный, прич.

бухг А лтеров, род.п. мн.н

В

вероиспов Е дание

Г

Д

договор Ё нность

Е

Ж

жалюз И , ср.р.и мн.ч.

З

И

К

к О нусы,к О нусов

Л

л Е кторы,л Е кторов род.п. мн.ч.

М

м Е стностей род.п. мн.ч

Н

н О вости,новост Е й

н О гтя, род.п ед.ч.

О

опломбиров А ть

осв Е домиться, осв Е домишься

П

плодонос И ть повтор Ё нный

позвон И т, позвон И шь

Р

С

Т

У

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Заполни форму
и получи скидку 50% на видеокурс

по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике

от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов


Контакты

ул. Чернышевского, д. 17, офис 33, Казань, Республика Татарстан, 420000, Россия

  • Онлайн-тестирование
  • Видеоуроки
  • Библиотека школьной литературы
  • Методический материал
  • Сочинения


Запись на тестирование

Поиск по сайту

Личный кабинет

Вы живете в Казани?

Adblock Detected

Вы используете расширение AdBlock или подобное. Вы можете добавить этот сайт в белый список, и тем самым внесете свой вклад в его развитие.

Ответ или решение 1


1. 1) лгАла ; 2) клАла; 3) отозвАлась; 4) намерЕние.

Ответ: 2 (У глаголов женского рода прошедшего времени (лгала, ждала, брала и др.) ударение всегда падает на последний слог (после суффикса -л-). Однако, клАла относится к группе слов-исключений, которые рекомендуется запомнить).

2. 1) несколько яблок; 2) лежит на шкафе; 3) до тысячи восемьсот двенадцатого года; 4) богатейший выбор.

Ответ: 2 (правильно - лежит на шкафу), 3 (правильно - до тысяча восемьсот двенадцатого года).



Ответы



второе . 2 лежит на шкафе


сорок шесть. тв. п сорок шестью. р. п сорокам шести

семьдесят девять, семи десятью девятью, семи десяти девяти

восемьдесят два, восемью десятью двумя, восьми десятью двух

шестьсот восемьдесят восемь

шестистах восьмидесяти восьми

шестьсот восьмидесяти восьми


размер - ямб, рифмовка перекрестная.


война была для детей жестокой и грубой школой. вместо парт - мёрзлые окопы, вместо тетрадей - снаряды и пулемётные ленты. не обладая жизненным опытом, они не знали истинной ценности простых вещей.

этот опыт дала война. она научила плакать от ненависти и по-детски радоваться журавлям, хранить в душе тепло юности. вернувшиеся с войны сохранили в душе мир, веру и надежду, став добрее и непримиримее к несправедливости.

война ушла в , но но память о ней будет жить - память о людях и времени.

воспоминания, собранные в этом сборнике, разные — как и люди, которые их писали. но ни одно из них не оставит равнодушным, потому что за каждым — личная трагедия, спасения на фоне страшного военного времени. эти люди выжили. и во многом стали для нас примером. примером мужества, стойкости и силы духа.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в слове «намерЕние». Верно: намЕрение, как и в причастиях намЕрена, намЕренный и др. например, Она намЕрена это сделать. Или Сделать с намЕренной грубостью.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.


Орфоэпические нормы (задание 4 ЕГЭ)

ВложениеРазмер
orfoepicheskie_normy_zadanie_4_ege.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпические нормы (задание 4 ЕГЭ)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

косИтся (на него)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы русского языка" (з.

Представленные материалы содержат различные виды заданий по формированию у учащихся навыка постановки правильнго ударения: орфоэпический минимум, диктанты, тестовые задания.

В презентации представлены тестовые задания по теме: "Орфоэпические нормы"( с ответами). Для одготовки к ЕГЭ -2015 по русскому языку.

Культура речи – это инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов. Это не только непременная составляющая современных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также о.

Помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Задание "Орфоэпические нормы" для подготовки к ЕГЭ.

Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.Урок по авторской образовательной программе факульта.

образовании формы слова 1)несколько яблок 2)лежит на шкафе 3)до тысячи восемьсот двенадцатого года 4)богатейший выбор



ЛгалА, КлАла, отозвалАсь, намЕрение


второе . 2 лежит на шкафе

Другие вопросы из категории

1 луг
2 отделать
3 дрожь
4 парад

Красящий забор
Освобождение армией
По спящему лесу.

Заранее спасибо :3

бухгалтер, договор, инспектор.

1) агЕнт
2) бАлованный
3) дозировАть
4) вербА
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) донизУ
2) алфАвит
3) баловАть
4) дОнельзя
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОкрасна
2) вклЮчен
3) зАвидно
4) аэропОрты
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) жалюзИ
2) дОсуг
3) клеИть
4) вероисповедАние
5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) ждАла
2) молЯщий
3) докУмент
4) брАла
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) закУпорив
2) каталОг
3) красивЕе
4) лгАла
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) занЯл
2) кОрысть
3) вклЮчим
4) жИлось
8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАверх
2) затемнО
3) дЕфис
4) лЕкторов
9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) закУпорить
2) бАлуясь
3) досУха
4) гнАла
10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) включИшь
2) Еретик
3) квАртал
4) звОним
11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) мусоропрОвод
2) лЫжня
3) красИвейший
4) лИла
12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) взЯла
2) зАнятый
3) зАнята
4) крЕмень
13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) крАны
2) ворвАлась
3) наврАла
4) исстАри
14. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) мозАичный
2) клалА
3) вклЮчит
4) киломЕтр
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) надЕлит
2) кровотОчить
3) загнУтый
4) звонИшь
16. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бухгАлтеров
2) крЕнится
3) нАлита
4) довЕрху
17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) грАжданство
2) кУхонный
3) засветлО
4) дождАлась
18. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) начАл
2) перезвОнит
3) крАлась
4) Эксперт
19. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) шарфЫ
2) тортЫ
3) надорвАлась
4) бАнты
20. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Кровоточащий
2) прИданое
3) сОзыв
4) нЕдуг
21. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) пОняла
2) убрАла
3) обеспЕчение
4) свеклА
22. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) диспансЕр
2) щЕмит
3) щАвель
4) пАртер
23. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) избАлованный
2) облЕгчит
3) черпАть
4) цЕмент
24. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) средствА
2) прИбыл
3) дОбела
4) дозвОнятся
25. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАрост
2) нарвалА
3) пОложить
4) пОртфель
26. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тотчАс
2) нАчать
3) принудИть
4) нОгтя
27. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАчавший
2) сИроты
3) нАчатый
4) нАчавшись
28. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) некролОг
2) опошлЯт
3) врУчит
4) нАжита
29. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) слИвовый
2) тортОв
3) принЯл
4) углУбить
30. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Оптовый
2) сверлИт
3) обнЯлась
4) насОрит
31. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) пОнявший
2) рвАла
3) ободрИшься
4) обОдрена
32. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) обОдрить
2) обогнАла
3)

2) бАлуясь
3) включИт
4) жИлось
2. В каком слове буква,обозначающая ударный гласный,выделена верно?
1) дОсуг
2) вероисповедАние
3)воссоздАла
4) граждАнство
3.

Вариант 1
1 1) КаталОг; 2) мОлящий; 3) бралА; 4) углубИть.
2 1) МЕстностей; 2) жалюзИ; 3) нЕдруг; 4) дОсуг.
3 1) ДиспАнсер; 2) звонИшь; 3) созЫв; 4) прибЫв.
4 1) ОтдАв; 2) закУпорить; 3) согнУтый; 4) прозорлИва.
5 1) СтатУя; 2) цЕнтнер; 3) киломЕтр; 4) зАсветло.
6 1) НачалА; 2) шарфЫ; 3) включИт; 4) экспЕрт.
7 1) ДокумЕнт; 2) кУхонный; 3) мозАичный; 4) тОтчас.
8 1) ОкружИт; 2) позвалА; 3) обеспечЕние; 4) вОвремя.
9 1) ТОрты; 2) знАчимый; 3) прожИвший; 4) свЕрлит.
10 1) ЗакУпорив; 2) кралАсь; 3) опломбировАть; 4) агЕнт.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 2
1 1) ПридАное; 2) сливОвый; 3) опОшлят; 4) надОлго.
2 1) ДОнизу; 2) занятА; 3) средствА; 4) прИнял.
3 1) БантЫ; 2) кренИтся; 3) еретИк; 4) некролОг.
4 1) ПОнял; 2) озлОбить; 3) ждАла; 4) партЕр.
5 1) ВрУчит; 2) кОнусов; 3) поднЯв; 4) послАла.
6 1) НачАвшись; 2) облЕгчить; 3) корЫсть; 4) щавЕль.
7 1) ИсключАт; 2) бухгАлтеров; 3) кровоточАщий; 4) позвОнишь.
8 1) НОгтя; 2) пОнявший; 3) агЕнт; 4) добралАсь.
9 1) Иксы; 2) вероисповЕдание; 3) нАчали; 4) черпАть.
10 1) АлфавИт; 2) дозИровать; 3) зАнятый; 4) зАвидно.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 3
1 1) ДавнИшний; 2) цепОчка; 3) зАнял; 4) мусоропрОвод.
2 1) НанЯвшийся; 2) квАртал; 3) зАтемно; 4) прИбыло.
3 1) ПрИняли; 2) недУг; 3) ворвАлась; 4) граждАнство.
4 1) ЧерпАть; 2) дефИс; 3) донЕльзя; 4) кремЕнь.
5 1) ЦемЕнт; 2) прИнятый; 3) новостЕй; 4) накрЕнит.
6 1) НамЕрение; 2) бОроду; 3) кормЯщий; 4) довЕрху.
7 1) ДоговорЕнность; 2) нАчавший; 3) навЕрх; 4) докраснА.
8 1) НЕнависть; 2) налИвший; 3) стОляр; 4) жилОсь.
9 1) принУдить; 2) отрОчество; 3) убыстрИть; 4) крАны.
10 1) КрасивЕе; 2) ободрИшься; 3) сирОты; 4) ненадОлго.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 4
1 1) ПлодоносИть; 2) отклЮченный; 3) процЕнт; 4) обогналА.
2 1) ОбодренА; 2) исстАри; 3) лЕкторов; 4) обострИть.
3 1) ЗАгодя; 2) насорИт; 3) дождАлась; 4) пОручни.
4 1) ЗагнУтый; 2) окружИт; 3) понялА; 4) импЕрский.
5 1) ПрИбыл; 2) гналА; 3) щемИт; 4) аэропортЫ.
6 1) ЗнАчимость; 2) кровоточИть; 3) сОздана; 4) нажИвший.
7 1) ПрИзыв; 2) дОсуха; 3) наделИт; 4) звонИм.
8 1) ЛовкА; 2) портфЕль; 3) нАчал; 4) облЕгчит.
9 1) ШофЕр; 2) откупОрил; 3) инстИнкт; 4) красИвейший.
10 1) ТамОжня; 2) включИшь; 3) щелкАть;4) зимОвщик.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 5
1 1) МЕстностей; 2) укрАла; 3) лыжнЯ; 4) вклЮчен.
2 1) ПерезвонИт; 2) взЯла; 3) сОгнутый; 4) призЫв.
3 1) НарОст; 2) снятА; 3) начАть; 4) кОрмящий.
4 1) НарвАла; 2) придАное; 3) навЕрх; 4) нанЯвшийся.
5 1) КвартАл; 2) новостЕй; 3) ненАдолго; 4) бралАсь.
6 1) СорИт; 2) досУг; 3) жАлюзи; 4) клАла.
7 1) ОбнялАсь; 2) прирУченный; 3) столЯр; 4) зАняло.
8 1) СредствА; 2) нажитА; 3) кУхонный; 4) укре пИт.
9 1) ДиспансЕр; 2) полИла; 3) нАчатый; 4) чЕрпать.
10 1) КрасИвее; 2) опломбИровать; 3) обеспЕчение; 4) снялА.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

А4. Какое наречие пишется слитно?

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, — в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» играет описание природы.

А1. С каким словом НЕ пишется слитно?

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а.

□ 2) Ты поступил мужестве..о.

□ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

□ 4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

А4. Какое наречие пишется слитно?

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.

□ 2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

□ 3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.

□ 4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.

(1)Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… (2)Кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёю. (3)Я, проворно встав, подошёл к мальчикам.

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. Из предложения (3) выпишите неизменяемые части речи.

С1. Напишите, с помощью каких приёмов изображает И. С. Тургенев природу в рассказе «Бежин луг» (на примере приведённого отрывка).

1) досУг
2) килОметр
3) свеклА
4) красивЕе

А3. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?
1) далеко - дальше
2) мало - меньше
3) широко - ширше
4) высоко - выше

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) в шкафу
2) пять полотенец
3) шестьсот семи челове
4) их дела

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обработав статические данные,
1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выевлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

Читайте также: