Вегетарианское общество ни рыба ни мясо

Во второй половине 19 века в индустриальной Европе уже 20 лет с лишним активно развивалось вегетарианское движение, в Россию же оно пришло только в середине 1870х годов. Именно тогда в Петербурге возникло первое общество вегетарианцев. И название ему дали соответствующее (в шутку, конечно): «Ни рыба, ни мясо». А возглавил его Александр Петрович Зеленков, доктор медицинских наук, к тому времени успевший поколесить по Европе, откуда и перенял образ питания. А его супруга, разделяющая его привычки, в 1913 году выпустила первую в России вегетарианскую поваренную книгу: «Я никого не ем».


Постепенно идеи отказа от мяса стали набирать популярность среди образованной молодежи, студентов, интеллигенции. Существенно повлиял Л.Н. Толстой. В отказе от животной пищи он увидел «первую ступень» просвящения. Первый шаг к высоконравственности, что и было значительным отличием от европейского вегетарианства. Под влиянием Толстова от мяса отказались Николай Лесков и Илья Репин.

После, были учреждены вегетарианские общества в 15 городах России, Украины и Беларуси. Крупнейшее общество со своим печатным органом было в Киеве. На базе обществ организовывались вегетарианские поселения, школы, детские сады, столовые (к 1913-му году насчитывается 67 столовых в России).

Однако с установлением совесткой власти на вегетарианские идеи наложен негласный запрет, и обществам пришлось зкрыться, а свою «идеологию питания» спрятать в «долгий ящик» вместе с кукурузными пачатками. Несколько московских активистов — глав вегетарианских обществ — были осуждены на сроки от 2 до 6 лет заключения в Бутырской тюрьме.

Распространение вегетарианства как своеобразной идеологии противоречило и не только самой советской идеологии, но и советской экономике и системе промышленного обеспечения. Слово «вегетарианство» нельзя найти ни в одном словаре русского языка, изданных до распада советского союза.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Ни рыба, ни мясо

Вегетарианство в дореволюционной России

В Россию вегетарианство пришло в середине 1860–х годов, когда в Петербурге впервые появилось первое общество вегетарианцев. Называли его в шутку: "Ни рыба, ни мясо". В начале века его возглавил Александр Петрович Зеленков, доктор медицины, хирург. Его супруга в 1913 году выпустила первую вегетарианскую поваренную книгу с названием «Я никого не ем».

Общество стало выпускать печатный журнал "Вегетарианский вестник" в 1904 году. Москва стала центром вегетарианства в 1909 годы, когда основано "Московское вегетарианское общество".

Идеи отказа от мяса стали очень популярными среди образованной молодежи, студентов, интеллигенции.

Существенный вклад в распространение идеи безубойного питания внес Л.Н.Толстой. В отказе от животной пищи Толстой увидел "первую ступень" обновления нравственной жизни. Его проповедь воздержания, упрощения, возвращения к природной жизни нашла широкую популярность среди думающих людей. Под влиянием Толстова от мяса отказались такие деятели русской культуры, как Николай Лесков и Илья Репин. Также, влияние писателя испытал, британский общественный деятель Дональд Уотсон, основатель Веганского сообщества и термина «веган» .

Вегетарианство в России отличалось от европейского тем, что здесь оно понималось не как вопрос еды, а как вопрос нравственного мировоззрения. В немецком журнале "Vegetarische Warte"о русских вегетарианцах писали так: "Вообще в русском народе есть еще много идеализма. Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны;"

С 1900 по1914 — период наибольшего развития русского вегетарианства. Были учреждены вегетарианские общества в 15 городах России, Украины и Беларуси. Крупнейшее общество со своим печатным органом было в Киеве. На базе обществ организовывались вегетарианские поселения, школы, детские сады, столовые (к 1914–му году насчитывается 73 столовых в России).

В годы Первой Мировой Войны Вегетарианские общества оборудовали кровати для военных госпиталей, а в столовых бесплатно ежедневно питались военные в запасе. Для лошадей создавались лазареты.

С установлением советской власти на вегетарианские идеи наложен негласный запрет, а общества один за другим закрываются. Несколько московских активистов осуждены на сроки от 3 до 5 лет заключения в Бутырской тюрьме.

Распространение вегетарианства как питания противоречило советской экономике и системе промышленного обеспечения. Даже много лет спустя, слово "вегетарианство" нельзя было найти в словарях русского языка, а в Большой советской энциклопедии 1961 года можно было встретить слова: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев".

(статья взята из вегетарианского сообщества VK)

Обязательно л человек, следующий аюрведическим принципам должен быть вегетарианцем? Нет! Аюрведа этого не говорит.

И в некоторых случаях доктора прописывают тяжелую мясную диету, например, при вата-дефиците.

«Мясные продукты широко используются в восточной медицине при восстановительном процессе. “Подобное лечится подобным”. При восстановлении печени рекомендуется употреблять печень животных, при восстановлении костного мозга прописывают употребление костного бульона, при проблемах сухожилий – хрящи. Говядина помогает в строительстве мускулов и крови. Свинина лучше других продуктов восстанавливает печень и жировую ткань (при необходимом наборе веса больного). »
(Из статьи «Мясо»)

Так что вопрос «вегетарианить или нет?» так и остается открытым. Закрывается он тогда, когда вы сами себе ответите «Зачем вам это надо?» :)

Большинство скептиков называют вегетарианство временным веянием моды, основанным на популяризации здорового питании и образа жизни. Но знали ли вы, что данная система была распространена еще в дореволюционной России?

Появление вегетарианства в России

В России отказ от продуктов животного происхождения стал набирать обороты в 1860 году, тогда же в Санкт-Петербурге появилось первое общество вегетарианцев, которое носило крайне забавное название «Ни рыба, ни мясо». В начале XX века его возглавлял доктор медицины и хирург Александр Петрович Зеленков. Его жена, безусловно, тоже придерживалась вегетарианства. Она является автором книги «Я никого не ем», выпущенной в 1913 году. В ней были представлены различные вегетарианские рецепты.

Распространение вегетарианства в России

Общество «Ни рыба, ни мясо» стало распространять свою идеологию питания путем издания печатного журнала «Вегетарианский вестник», первый номер которого вышел в 1904 году. В нем рассказывалось о преимуществах и пользе для человека отказа от мяса. А уже в 1909 году Москва стала центром вегетарианства России. Идея безубойного питания особой популярностью пользовалась среди интеллигентной молодежи, студентов.

Лев Николаевич Толстой внес большой вклад в популяризацию отказа от продуктов животного происхождения. Русский писатель считал, что данный вопрос напрямую связан с нравственной стороной жизни. Он и его образ мысли были примером для его окружения. Взгляд Льва Николаевича на систему питания и на духовность нашли отклик в сердцах писателя Николая Лескова и художника-живописца Ильи Репина — известные деятели русской культуры отказались от употребления мяса.

Принципы вегетарианства в России

Важно отметить, что идея вегетарианства в России отличалось от европейской тем, что люди переходили на безубойную систему питания не только с точки зрения ее пользы для своего здоровья, но и с точки зрения мировоззрения. Воздержание, упрощение жизни и близость к природе — были основными принципами думающих людей.

Развитие вегетарианства в России

Период 1900 – 1914 гг. стал самым значимым для русских вегетарианцев, так как данная система питания стала распространяться по всей стране. Открывались новые общества в России, Белоруссии и на Украине. Всего их было 15, самый крупный из которых располагался в Киеве. Оно же обладало своей газетой.

Вегетарианские общества участвовали в различных сферах деятельности. Они организовывали поселения для вегетарианцев (что-то вроде современных экопоселений), учебные заведения и, конечно же, столовые. Последних к 1914 году в России насчитывалось 73. Во время Первой Мировой Войны в них бесплатно питались военные в запасе.


Запрет вегетарианства в советское время

С приходом в страну советской власти на вегетарианство был наложен негласный запрет, вегетарианские общества стали закрывать. Кроме того, несколько активистов из Москвы были посажены в Бутырскую тюрьму на срок от 3 до 5 лет.

Такой поворот событий был связан с тем, что идея отказа от мяса противоречила советской экономике и промышленности. Что интересно, даже по прошествии нескольких лет, слово «вегетарианство» не встречалось ни в одном из русских словарей. В Большой советской энциклопедии 1961 года можно было встретить слова: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Сыроедческие званые ужины Ильи Репина, противостояние «безубойников» и «гигиенистов» и «перфомансы» Маяковского в вегетарианских столовых: сто лет назад полемика вокруг отказа от мяса была гораздо более бурной, чем в наши дни.

«Безубойники» против «гигиенистов»

Первое вегетарианское общество под шуточным названием «Ни рыба, ни мясо» появилось в России еще в 1860-х годах, но по-настоящему идеи вегетарианства стали набирать силу с подачи Льва Толстого. Писатель, в 1880-х сам отказавшийся от мяса, в 1891 году публикует мощный очерк «Первая ступень». В нем он объявляет вегетарианство первым шагом к духовному возрождению, доказывает, что «добродетель несовместима с бифстексом», а для пущей убедительности в красках описывает свои посещения скотобоен.

Именно проповеди Толстого во многом определили главное отличие российских вегетарианцев от их западных «коллег». В то время как европейские сторонники вегетарианства апеллировали в первую очередь к рациональным доводам, считая мясную пищу вредной для организма, в России вегетарианцами становились прежде всего по морально-этическим причинам. К разговорам о пользе относились даже с некоторым презрением, пренебрежительно называя «гигиенистов» «желудочными вегетарианцами». «Среди вегетарианцев всего мира только русские принцип „не убий“ поставили главным условием», — с гордостью пишет в «Вегетарианском вестнике» В. П. Войцеховский. «Вообще в русском народе есть еще много идеализма, — подтверждает немецкий журнал Vegetarische Warte. — Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны; гигиеническая сторона пока что мало известна».

Неудивительно, что общество относится к вегетарианцам в лучшем случае как к странным чудакам, в худшем — как к опасным сектантам. «Вегетарианство десятых годов имело мало общего с вегетарианством современным, — напишет в 1933 году Бенедикт Лившиц. — Оно в своей основе было чем-то вроде секты, возникшей на скрещении толстовства с оккультными доктринами. Оно воинствовало, вербуя сторонников среди интеллигенции приблизительно теми же способами, к каким прибегали трезвенники, чуриковцы и члены иных братств. Слепительно-белые косынки подавальщиц и снежные скатерти на столах — дань Европе и гигиене? Конечно, конечно! А все-таки был в них какой-то неуловимый привкус сектантства, сближавший эту почти ритуальную белизну с мельтешением голубиных крыл на хлыстовских радениях».

Эликсир жизни

Одним из самых знаменитых адептов вегетарианства в России стал Илья Репин, которому «безубойное» питание далось отнюдь не легко. Муки художника лучше всего иллюстрируют его письма старшей дочери Толстого Татьяне. Так, 9 августа 1891-го он отчитывается: «Вегетарианствую я с удовольствием, работаю, а никогда еще не работал так успешно»; но уже через десять дней посылает отчаянное письмо: «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей. После того как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло». «Знаете ли, как это ни грустно, я пришел к окончательному заключению, что я без мясной пищи не могу существовать, — кается он в другом письме. — Если я хочу быть здоровым, должен есть мясо; без него у меня теперь сейчас же начинается процесс умирания. Да вообще христианство живому человеку не годится».


Современное вегетарианство пришло в Россию с опозданием. Тому есть разные причины. Назовем две важнейшие. Во-первых, в нашей стране процесс индустриализации начался позже, чем в Европе и Северной Америке. Кроме того, в России уже имелась тысячелетняя традиция религиозного воздержания от мясной пищи. Не только для русского монашества, но и для верующего православного мирянина пост до начала XX века продолжал играть бóльшую роль, чем в европейских странах. Четыре длительных периода постов и постный режим по средам и пятницам приводят к тому, что общее число постных дней в году превышает 220.
Петербургское общество вегетарианцев В 1906 году Дженни Шульц, одна из первых активисток вегетарианского движения в России, сообщила читателям выходившего во Франкфурте-на-Майне журнала «Vegetarische Warte»: «Многочисленные и в большинстве случаев длительные периоды поста соблюдаются богатыми и бедными людьми, в городе и в деревне, с большой добросовестностью. Это и является причиной того, что здешнее население так легко расположить к вегетарианству. Не хватает только пропаганды». В середине 1860-х годов в Петербурге возникло первое общество вегетарианцев. Называли его в шутку: «Ни рыба, ни мясо». В начале века его возглавил Александр Петрович Зеленков, доктор меди¬цины, хирург. Его супруга Ольга Константиновна в 1913 году выпустила первую ве¬гетарианскую поваренную кни¬гу на русском языке с миролюби¬вым названием «Я никого не ем». В книге было триста шестьдесят пять вариантов меню. Жизнь добропорядочного вегетарианца, расписанная на год вперед!
Публикация Андрея Бекетова В 1878 году видный русский ботаник Андрей Бекетов (1825–1902) в августовском номере «Вестника Европы» опубликовал этюд «Питание человека в его настоящем и будущем» — решительно выступив в защиту вегетарианского образа жизни. Этот скромный труд размером в три печатных листа в журнале сумел пробудить в умах людей интерес к вопросам питания как одного из важных факторов физического и интеллектуального развития человека. Фото 1 В статье можно найти все основные аргументы, которые и в наши дни приводятся в пользу растительного режима питания: физиология питания (можно жить без мяса, что доказывает бóльшая часть обитателей Земли), экономия (невозможно ввести для всего человечества пищевые привычки европейской буржуазии), экология (производство растительного питания требует гораздо меньше почвы) и этика (настоящая гуманность — любовь не к одному человеку, но и ко всему живому). Брошюра Бекетова вскоре была переведена на немецкий и французский языки, но в России она поначалу прошла практически незамеченной.
«Первая ступень» Льва Толстого Фото 2 С начала 1890-х годов вегетарианство в России стало быстро распространяться. Произошло это в первую очередь благодаря авторитету Льва Толстого, который в 1884 году обратился к питанию без мяса и с тех пор постоянно выступал в его защиту. В отказе от животной пищи Толстой увидел «первую ступень» обновления нравственной жизни. «Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же им за это награда? Перерезать горло и съесть?» — писал он.

Его проповедь воздержания, опрощения, возвращения к природной жизни, но больше всего призыв «Не убий!» повлияли на распространение растительного питания в России и на то, что за ним укрепилось название «безубойное питание». Эссе Толстого «Первая ступень» (1892) вскоре стало оказывать огромное влияние на вегетарианское движение как в России, так и за рубежом. Эту работу рассматривали как своеобразную «библию» русских вегетарианцев. Под впечатлением от этой книги ряд видных деятелей русской культуры — Николай Лесков, Николай Ге и Илья Репин — стали вегетарианцами. Москва стала центром «толстовского» вегетарианства в еще большей степени после того, как в 1912 году там же возникло общество «Духовное пробуждение». Это новое объединение взяло на себя инициативу по организации первого Всероссийского вегетарианского съезда, который и состоялся в Москве 16–20 апреля 1913 года (в нем приняло участие 200 человек), после преодоления многочисленных препятствий, чинимых властями.
Питание или мировоззрение? С 1892 по 1914 год российское вегетарианское движение продолжало быстрое распространение. Вместе с тем вскоре, причем отчетливее, чем на Западе, здесь проявлялись расхождения между двумя главными течениями: религиозно-этическим и «гигиеническим». Издательство «Посредник» стало выпускать вегетарианские трактаты в толстовском духе. 16 февраля 1896 года в Москве на «собрании у Моода», в присутствии Татьяны Львовны Толстой и под председательством Павла Бирюкова было «единогласно установлено считать главными принципами вегетарианства его нравственные основания». С другой стороны, как Санкт-Петербургское вегетарианское общество, основанное в декабре 1901 года, так и первый русский вегетарианский журнал — «Вегетарианский вестник» (СПб., 1904–1905), авторами которого были прежде всего университетские профессора и врачи, представляли вегетарианство скорее «западного типа». Профессор Иван Тарханов в качестве цели журнала обозначил «выяснить беспристрастно на научной почве сильные и слабые стороны вегетарианизма с точки зрения гуманитарной, биологической и врачебной». Обстоятельствами же, предопределившими общую направленность вегетарианства в России, стали основание «Московского вегетарианского общества» (1909–1930 годы) и важная роль второго вегетарианского журнала — «Вегетарианское обозрение», издававшегося Иосифом Перпером (сначала в Кишиневе, а потом в Киеве, в 1909–1915 годы). Благодаря деятельности этих институций победило «толстовское направление»: вегетарианство было понято как мировоззрение, имеющее целью глубокую реформу как личной, так и общественной жизни. В 1909 году упомянутая выше Дженни Шульц написала в немецком журнале «Vegetarische Warte»: «Вообще в русском народе есть еще много идеализма. Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны; гигиеническая сторона пока что мало известна». Такие деятели русского вегетарианского движения, как Павел Бирюков и Николай Гусев, продолжали требовать, чтобы вегетарианство понималось не как вопрос еды, а как вопрос религиозно-нравственного мировоззрения. Гигиенический интерес к растительному питанию был дезавуирован как «желудочное вегетарианство», как вегетарианство кухонное или «кулинарно-медицинское». Разумеется, были люди, которые пропагандировали вегетарианство именно как вопрос питания, сознавая, что постепенный отказ от потребления мяса мог бы иметь огромные медицинско-гигиенические, экономические, экологические, этические и, наконец, общественные последствия. Назовем среди них профессора Александра Воейкова (1842-1916), «отца русской климатологии», разрабатывавшего (о чем умалчивают как справочные книги, так и его биографии) во многих своих трудах вопросы питания, поднятые Андреем Бекетовым.
Вегетарианские общества и столовые 20-х годов С 1900 по 1914 год русские вегетарианцы развернули большую организационную деятельность. Были учреждены вегетарианские общества в 15 городах (Санкт-Петербург, 1901; Варшава, 1903; Киев и Кишинев, 1908; Москва, 1909; Вильно, 1910; Минск, 1911; Саратов, Полтавa, Одесса и Ростов-на-Дону, 1912; Харьков, 1913; Житомир, Екатеринослав, Екатеринодар и Тюмень, 1914). Правда, количество членов этих обществ было незначительным, оно менялось из года в год по разным причинам (высокие членские взносы, вмешательство властей: например, в 1910 году по приказу киевского губернатора Вегетарианскому обществу одного из городов пришлось исключить из числа своих членов всех студентов, то есть 25% своего состава). В петербургском вегетарианском обществе состояло 174 человека, в московском — 238, в одесском — 270. Таким образом, общее количество колебалось между 1000 и 2000. Однако вегетарианские столовые в предвоенной России росли как грибы и работали очень успешно. Посетители быстро поняли, что обе¬ды там дешевые, и на сорок копеек можно наесться до отвала. В них лакомились гороховыми сосиска¬ми, картофельными колбасками, блинчатыми пирогами и капуст¬ными котлетами «недостаточное» студенчество и служащие. На стенах висе¬ли портреты Льва Николаевича Тол¬стого, и не заведено было давать на чай прислуге. Вспомним «Две¬надцать стульев» Ильфа и Пе-трова: «Обед на двоих (одно пер¬вое — борщ монастырский и одно второе — фальшивый заяц или на¬стоящая лапша), съедаемый чест¬но пополам в вегетарианской сто¬ловой «Не укради», вырывал из семейного бюджета 30 рублей в месяц». Если в 1904 году во всей России их насчитывалось не больше 10, то в 1914 году их было уже 73 в 37 городах. В Германии в 1913 году имелось 184 вегетарианских столовых или ресторанов, «лишь» вдвое больше, чем в России. А число посетителей одних только столовых, управляемых Московским вегетарианским обществом, составляло в 1909 году 11 000, а в 1913-м — 642 870.
Ситуация в СССР Значительное вегетарианское движение 1890–1917 гг. было подавлено после Октябрьской революции, причем насильственными методами. Революционный террор 1917 года и национализация хозяйства оставляли немного места для осуществления жизненных устремлений малых общественных групп. Большая советская энциклопедия безапелляционно заявляла: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев». С приходом советской власти вегетарианство подверглось гонениям, и до 90-х годов ХХ века практически не существовало соответствующей издательской деятельности, вегетарианские общества также были под запретом. «Новейшее» вегетарианство пришло в Россию с опозданием — в последнем десятилетии ХХ века. Только после перестройки и демократических реформ в России вновь возродился интерес к вегетарианству. Станислав Зюзько, по материалам Петер Бранг: «Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней»


Сыроедение - Я ФРУКТОРИАНЕЦ запись закреплена

ВЕГЕТАРИАНСТВО 1860-х ГОДОВ.

А вы знали, что вегетарианство в дореволюционной России было обычным делом? Так что всем можете говорить, что быть вегетарианцем это не новая фишка, а очень даже старая и раритетная.

В Россию вегетарианство пришло в середине 1860–х годов, когда в Петербурге впервые появилось первое общество вегетарианцев.
Называли его в шутку: "Ни рыба, ни мясо". В начале века его возглавил Александр Петрович Зеленков, доктор медицины, хирург. Его супруга в 1913 году выпустила первую вегетарианскую поваренную книгу с названием «Я никого не ем».

Общество стало выпускать печатный журнал "Вегетарианский вестник" в 1904 году. Москва стала центром вегетарианства в 1909 годы, когда основано "Московское вегетарианское общество".
Идеи отказа от мяса стали очень популярными среди образованной молодежи, студентов, интеллигенции.

Существенный вклад в распространение идеи безубойного питания внес Л.Н.Толстой. В отказе от животной пищи Толстой увидел "первую ступень" обновления нравственной жизни. Его проповедь воздержания, упрощения, возвращения к природной жизни нашла широкую популярность среди думающих людей. Под влиянием Толстова от мяса отказались такие деятели русской культуры, как Николай Лесков и Илья Репин.
Вегетарианство в России отличалось от европейского тем, что здесь оно понималось не только как вопрос еды, а как вопрос нравственного мировоззрения.

С 1900 по1914 — период наибольшего развития русского вегетарианства. Были учреждены вегетарианские общества в 15 городах России, Украины и Беларуси. Крупнейшее общество со своим печатным органом было в Киеве. На базе обществ организовывались вегетарианские поселения, школы, детские сады, столовые (к 1914–му году насчитывается 73 столовых в России).
В годы Первой Мировой Войны Вегетарианские общества оборудовали кровати для военных госпиталей, а в столовых бесплатно ежедневно питались военные в запасе. Для лошадей создавались лазареты.
С установлением советской власти на вегетарианские идеи наложен негласный запрет, а общества один за другим закрываются. Несколько московских активистов осуждены на сроки от 3 до 5 лет заключения в Бутырской тюрьме.

Распространение вегетарианства как питания противоречило советской экономике и системе промышленного обеспечения. Даже много лет спустя, слово "вегетарианство" нельзя было найти в словарях русского языка, а в Большой советской энциклопедии 1961 года можно было встретить слова: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев".

09.04.2010 | Авдеенко Сергей | № 12 от 5 апреля 2010 года


Растительная жизнь. Миллионы людей на нашей планете никогда не едят рыбу и мясо. Для одних это вариант строгой диеты, для других — целая философия. В идеологических, экологических и оздоровительных нюансах вегетарианства разбирался The New Times

В моем завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.



Бифштекс из мраморного мяса, сырая или чуть поджаренная гусиная печенка, спагетти карбонара с сырым яйцом, осетрина по-московски, запеченная с картофелем в майонезе, блинчики с мясом, судак по-польски, террин из куриной грудки с ветчиной и орехами — до бесконечности можно продолжать список аппетитных блюд, которые в страшных снах будут являться человеку, решившему в сознательном возрасте примкнуть к идейным вегетарианцам. Но они не свернут с выбранного пути. Эти мужественные люди проповедуют простой принцип: «Мы не едим своих друзей».

Код да Винчи





Первое в мире общество вегетарианцев — The Vegetarian Society было создано в 1842 году в английском Манчестере. Довольно поздно, учитывая, что отказ от животной пищи проповедовали еще древнегреческие философы Плутарх и Платон. А великий математик Пифагор еще за двадцать пять веков до манчестерской основал свою ассоциацию из 300 воспитанников, основным условием вступления в которую была суровая сдержанность во всем, включая еду. Пифагор разделял идею переселения душ усопших в тела животных и птиц, следовательно, для него использование их в пищу ничем не отличалось от каннибализма. К тому же создатель «пифагоровых штанов» задолго до современных апологетов вегетарианства высказывал мысль о том, что мясная пища пагубно влияет на организм, в котором накапливаются вредные вещества. В стихотворной форме философию Пифагора описал Овидий в «Метаморфозах»:
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных Жадное тело свое и убийством другого созданья, Смертью чужою поддерживать жизнь?

Все великие люди, в разные историчес­кие эпохи вступившие на стезю вегетарианства, сделали это из нравственных и философских соображений. Сиддхартха Гаутама, наследный принц небольшого индийского царства, жил в то же время, что и Пифагор. Именно он создал монашескую общину, члены которой проповедовали душевный мир и воздержание во всем, любовь к людям и ко всему живому. Сегодня мы знаем Гаутаму как Будду, а его учение — как буддизм… А вот Леонардо да Винчи, гениальный ученый и художник эпохи Возрождения, своим вегетарианством противопоставил себя эпохе эпикурейства, отказавшейся от средневекового самоограничения. «Наступит время, — говорил он, — когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека».
Вообще же великие вегетарианцы прошлого — а среди них Вольтер и Руссо, Монтень и Байрон, Ньютон и Шелли — были «страшно далеки от народа»: массы не ели мяса вовсе не по нравственным соображениям, а от беднос­ти. Грандиозные пиры, описанные Рабле или Дюма, не были плодом фантазии сочинителей, но летописи свидетельствуют, что, к примеру, гуманный французский король Генрих IV мечтал о времени, когда крестьянин хотя бы по воскресеньям сможет отведать курятины…

Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев.

На Руси принципиальный отказ от мяса практиковали разве что некоторые религиозные секты — духоборы, свободники и т.д. Множество дней в году, связанных с религиозными постами, постными днями на неделе и запретами на скоромную пищу, плюс массовая нищета — все это никак не способствовало популярности вегетарианских идей. Белковая пища была одной из немногих радостей жизни, как же можно было от нее отказаться по доброй воле! Вегетарианство как идея стало распространяться в России, лишь когда Лев Толстой на склоне лет пересмотрел многие свои убеждения и пришел к необходимости подавления в себе «животной породы». В статье «Первая ступень», вызвавшей резонанс в обществе (как и впоследствии знаменитое «Не могу молчать»), Толстой утверждал: чтобы причислить себя к категории нравственных людей, человек должен снять с себя личную ответственность за убийство животных — перестать есть мясо. И с присущим ему литературным блеском живописал ужасы тульских боен.

И сказал Бог: Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.

В начале прошлого века вегетарианские общества стали создаваться как грибы. Лев Николаевич был почетным членом многих ассоциаций, которые вели активную деятельность: устраивали просветительские лекции и вечера, выпускали книги и альманахи, открыли только в Москве и Санкт-Петербурге больше десятка вегетарианских столовых и несколько больниц. Знаменательно, что к началу 30-х годов советская власть запретила и вегетарианство, и вегетарианские общества: идея любви к ближнему и отказ от насилия никак не увязывались с идеологией классовой борьбы.

Назад в будущее

Сегодня в мире вегетарианцев больше миллиарда, и среди них растет число тех, кто не заморачивается идеологией, а просто надеется, что растительная пища поможет укрепить здоровье и избавиться от болезней. В самом деле, вегетарианская диета практически не содержит жиров, в ней используется мало соли, лишняя жидкость не задерживается в организме — все это способствует снижению артериального давления, похудению и уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта и многих других неприятностей.
Доказательств того, что вегетарианское питание больше подходит человеку, который самой своей природой «предназначен» для растительной пищи, ученые выявили довольно много. Наши резцы, в отличие от хищников, не способны разрывать мясо, а строение нижней челюсти позволяет делать, как у травоядных, боковые жевательные движения. Наша обильная слюна предназначена для расщепления крахмала, скудная слюна хищника — для проглатывания сырого мяса. У плотоядных кишечник вдвое-втрое меньше, чем у человека, поскольку они не питаются «долгорастворимой» клетчаткой, которой богата растительная пища. Ну и если все-таки согласиться с теорией Дарвина насчет предков человека, то анализ зубов ископаемых человекообразных обезьян свидетельствует: «слезшие с дерева» приматы, как и их современные собратья, кормились исключительно травой, фруктами и орехами.
В общем, куда ни кинь, получается, что вегетарианство — это естественное состояние человека. И живут «травоядные» в среднем на 7 лет дольше «мясоедов». Человечество к тому же могло бы забыть о голоде, если бы миллионы тонн зерна, выращиваемые на корм скоту, были направлены нуждающимся народам.
Однако вернемся на грешную землю. Другие ученые (отнюдь не замеченные в лоббировании интересов мясоперерабатывающих гигантов или пиаре «кремлевской диеты») предостерегают: строгое вегетарианство, практикуемое длительное время, приводит к дефициту в организме цинка и железа, кальция и многих необходимых витаминов и кислот. Так куда же податься бедному человеку, понимающему, что в этой жизни надо что-то менять?!

Я убежден в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу. Мы заблуждаемся в своих попытках копировать низших животных, на деле превосходя их в развитии. Единственный способ жить — это давать жить другим.

За два месяца «младовегетарианства» удалось похудеть на 8 кило, забыть о суставах, и тут очень вовремя подоспел Великий пост, к которому автор был уже готов и физически, и морально. Заядлый гурман-мясоед обрел иные радости — например, на завтрак притомленную гречневую кашу, заправленную обжаренным лучком. На обед — капустные котлетки с гарниром из длиннозерного риса или его смеси с диким рисом, заправленным, как в плове, морковкой, луком, зирой или барбарисом и целыми чесночными головками. Ужин — тоже объеденье: морковные зразы с белыми грибами, с лета припасенными в морозилке, и соте из «синеньких» с черносливом. А сколько еще нам «открытий чудных» готовит вегетарианская диета: пироги с грибами и тигровые креветки с салатом из рукколы и черри, мидии в винном соусе со спаржей, кабачковые оладушки с картофельными пирожками, кисели, компоты и муссы…

Вы можете помочь окружающей среде, можете помочь прекратить жестокое обращение с животными, и вы можете улучшить свое здоровье. Все, что вам нужно сделать, это стать вегетарианцем. Так что подумайте об этом, это отличная идея!

Читайте также: