Значение блюд из овощей рыбы мяса конспект урока


«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»

( Урок СБО в 7 классе)

Цель: Углубить знания учащихся о приготовлении различных блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, с новыми для них вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Задачи:

Образовательная (информационная):

Сообщение сведений о блюдах из овощных, рыбных и мясных продуктах, с новыми вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Коррекционно-развивающая:

Развитие знаний, умений, навыков приготовления блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению вторых блюд, обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная:

Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).

Наглядные пособия. Иллюстрации и таблицы по теме «Питание», книги по кулинарии из личной библиотеки, фотографические или художественные изображения вторых блюд из мяса, овощей и рыбы, карточки для самостоятельных работ учащихся «Составь рецепт второго блюда из предложенных ингредиентов».

ТСО: Ноутбук для просмотра диска «Кулинарная энциклопедия», доска.

  1. Актуализация прежних знаний.

Проверим домашнее задание.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(«Значение вторых блюд.

Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»)

-Сейчас мы выполним с вами задание «Составь первое блюдо из предложенных ингредиентов»

(Учащимся раздаются карточки для индивидуальных работ «Составь рецепт первого блюда из предложенных ингредиентов». Предлагаются следующие блюда:

Карточка 2.Московский борщ.

Карточка 3.Тройная уха.

Карточка 4.Грибной суп-пюре.

Карточка 5.гречневый суп с курицей.

Карточка 6.Куриный суп с рисом и черносливом.

Карточка 7.Суп из баранины с овощами, ячневой крупой и кукурузой.

Карточка 8.Яичный суп с рисом и сыром.

(После выполнения задания учитель собирает карточки для индивидуальных работ и тетради.)

  1. Изучение новой темы.

-Вы прекрасно справились с заданием, а сегодня мы поговорим на тему: «Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов».

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий в день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.

Витамины – это дополнение ко всему. Они оказывают большое внимание на обмен веществ, непрерывно совершающихся в организме. Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного и несколько витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, называющиеся «авитаминоз». Если в организм длительное время поступает недостаточное количество витаминов, то возникают нарушения другого рода - гиповитаминозы.

Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.

Из овощей мы готовим салаты - одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.

Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.

Значение вторых блюд.

Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к различного рода заболеваниям.

Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины А, Д, Е тоже можно найти в рыбе.

Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.

-Что можно приготовить из рыбы?

(Далее просмотр диска «Кулинарная энциклопедия» :см. рецепты «Картофель с сельдью по-фински», «Рыба жареная» и другие. )

Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.

Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты.

Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.

-Как можно нарезать?

(Ломтиком, кубиком, соломкой.)

Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества.

Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.

( См. «Кулинарную энциклопедию» раздел «На скорую руку»: салаты с мясом и рыбой, из овощей и яблок.

Запись в тетради рецепта «Салата оливье».)

Повторение Т Б при приготовлении пищи. Полезные советы.

- С целью экономии времени и сил на кухне полезно иметь часы-таймер и небольшие весы для взвешивания определёных порций продуктов.

-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.

-Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс приготовления пищи, в домашних условиях можно сделать различные полуфабрикаты – котлеты, гуляш, фарши и потроха.

III. Закрепление нового материала.

-Что нового сегодня мы узнали на уроке?

(О значении вторых блюд из овощей, рыбы и мяса, новые рецепты блюд.)

-Какие полезные вещества содержатся во вторых блюдах?

(Во вторых блюдах содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, воды.)

-Одинаковое ли количество пищи употребляет ребёнок и взрослый человек? От чего это зависит?

( Ребёнок и взрослый человек употребляет неодинаковое количество пищи. Это зависит от возраста, от затраты энергии в сутки, от условий труда и вида труда.)

-Как нужно правильно питаться?

(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)

-Почему у человека бывает авитаминоз?

(Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного или несколько видов витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, которые называются «авитаминоз».)

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?

( «Весенний день год кормит».

«Кто не работает тот не ест».

«Аз ашасан – куп ашарсын».

«Больше думай – меньше ешь».

«Рыба гниёт с головы»).

-Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?

(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые и волшебные слова.)

-Ребята, я не зря вам принесла диск «Кулинарная энциклопедия». Посмотрите, какая маленькая вещь и как много информации помещается в ней! Целых несколько книг!

-А сейчас, ребята мы переходим к практической части. Представим себе, что сегодня к вам придут гости, и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить второе блюда. У нас много рецептов, которые мы можем сегодня выбрать.

( Раздаю каждому книги с рецептами различных блюд. Учащиеся должны выбрать среди разнообразия блюд вторые блюда.)

IV. Подведение итогов урока.

-Назовите известные вам первые и вторые блюда.

-Что нового и полезного узнали?

-Какие книги рецептов больше всего вам понравились и почему?

-Хотите ли вы пролистать их ещё раз?

-Зачем нужны вторые блюда?

-Чем они полезны, ценны?

V. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.

-Следующий урок будет проходить в столовой. Мы будем готовить с вами блюда «Винегрет» и «Селёдку под шубой». Нужно будет повторить «ТБ при приготовлении пищи», принести косынку, фартук.

  1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова и др. СБО в специальных (коррекционных) образовательных учрежденияхVIIIвида. Москва: «Владос», 2005.
  2. С.А. Львова. Практический материал к урокам СБО специальных (коррекционных) образовательных школVIIIвида. Москва: «Владос», 2005.
  3. Книги по кулинарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

урок с применением технологии развития критического мышленния.

биология – 5 классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: .

Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать .

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо.

подготовка детей к самостоятельной жизни, развитие коммуникативных навыков.

«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»

( Урок СБО в 7 классе)

Цель: Углубить знания учащихся о приготовлении различных блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, с новыми для них вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Задачи:

Образовательная (информационная):

Сообщение сведений о блюдах из овощных, рыбных и мясных продуктах, с новыми вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Коррекционно-развивающая:

Развитие знаний, умений, навыков приготовления блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению вторых блюд, обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная:

Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).

Наглядные пособия. Иллюстрации и таблицы по теме «Питание», книги по кулинарии из личной библиотеки, фотографические или художественные изображения вторых блюд из мяса, овощей и рыбы, карточки для самостоятельных работ учащихся «Составь рецепт второго блюда из предложенных ингредиентов».

ТСО: Ноутбук для просмотра диска «Кулинарная энциклопедия», доска.

Актуализация прежних знаний.

Проверим домашнее задание.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(«Значение вторых блюд.

Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»)

-Сейчас мы выполним с вами задание «Составь первое блюдо из предложенных ингредиентов»

(Учащимся раздаются карточки для индивидуальных работ «Составь рецепт первого блюда из предложенных ингредиентов». Предлагаются следующие блюда:

Карточка 2.Московский борщ.

Карточка 3.Тройная уха.

Карточка 4.Грибной суп-пюре.

Карточка 5.гречневый суп с курицей.

Карточка 6.Куриный суп с рисом и черносливом.

Карточка 7.Суп из баранины с овощами, ячневой крупой и кукурузой.

Карточка 8.Яичный суп с рисом и сыром.

(После выполнения задания учитель собирает карточки для индивидуальных работ и тетради.)

Изучение новой темы.

-Вы прекрасно справились с заданием, а сегодня мы поговорим на тему: «Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов».

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий в день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.

Витамины – это дополнение ко всему. Они оказывают большое внимание на обмен веществ, непрерывно совершающихся в организме. Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного и несколько витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, называющиеся «авитаминоз». Если в организм длительное время поступает недостаточное количество витаминов, то возникают нарушения другого рода - гиповитаминозы.

Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.

Из овощей мы готовим салаты - одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.

Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.

Значение вторых блюд.

Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к различного рода заболеваниям.

Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины А, Д, Е тоже можно найти в рыбе.

Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.

-Что можно приготовить из рыбы?

(Далее просмотр диска «Кулинарная энциклопедия» :см. рецепты «Картофель с сельдью по-фински», «Рыба жареная» и другие. )

Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.

Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты.

Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.

-Как можно нарезать?

(Ломтиком, кубиком, соломкой.)

Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества.

Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.

( См. «Кулинарную энциклопедию» раздел «На скорую руку»: салаты с мясом и рыбой, из овощей и яблок.

Запись в тетради рецепта «Салата оливье».)

Повторение Т Б при приготовлении пищи. Полезные советы.

- С целью экономии времени и сил на кухне полезно иметь часы-таймер и небольшие весы для взвешивания определёных порций продуктов.

-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.

-Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс приготовления пищи, в домашних условиях можно сделать различные полуфабрикаты – котлеты, гуляш, фарши и потроха.

III. Закрепление нового материала.

-Что нового сегодня мы узнали на уроке?

(О значении вторых блюд из овощей, рыбы и мяса, новые рецепты блюд.)

-Какие полезные вещества содержатся во вторых блюдах?

(Во вторых блюдах содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, воды.)

-Одинаковое ли количество пищи употребляет ребёнок и взрослый человек? От чего это зависит?

( Ребёнок и взрослый человек употребляет неодинаковое количество пищи. Это зависит от возраста, от затраты энергии в сутки, от условий труда и вида труда.)

-Как нужно правильно питаться?

(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)

-Почему у человека бывает авитаминоз?

(Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного или несколько видов витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, которые называются «авитаминоз».)

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?

( «Весенний день год кормит».

«Кто не работает тот не ест».

«Аз ашасан – куп ашарсын».

«Больше думай – меньше ешь».

«Рыба гниёт с головы»).

-Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?

(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые и волшебные слова.)

-Ребята, я не зря вам принесла диск «Кулинарная энциклопедия». Посмотрите, какая маленькая вещь и как много информации помещается в ней! Целых несколько книг!

-А сейчас, ребята мы переходим к практической части. Представим себе, что сегодня к вам придут гости, и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить второе блюда. У нас много рецептов, которые мы можем сегодня выбрать.

( Раздаю каждому книги с рецептами различных блюд. Учащиеся должны выбрать среди разнообразия блюд вторые блюда.)

IV. Подведение итогов урока.

-Назовите известные вам первые и вторые блюда.

-Что нового и полезного узнали?

-Какие книги рецептов больше всего вам понравились и почему?

-Хотите ли вы пролистать их ещё раз?

-Зачем нужны вторые блюда?

-Чем они полезны, ценны?

V. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.

-Следующий урок будет проходить в столовой. Мы будем готовить с вами блюда «Винегрет» и «Селёдку под шубой». Нужно будет повторить «ТБ при приготовлении пищи», принести косынку, фартук.

  • Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова и др. СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: «Владос», 2005.
  • С.А. Львова. Практический материал к урокам СБО специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Москва: «Владос», 2005.
  • Книги по кулинарии.


    Автор: Альманова Мария Васильевна

    Конспект урока

    Технология, 5 класс

    Урок 24. Роль овощей в питании

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Обобщение знаний об овощных растениях;
    2. Пищевая ценность овощей и их классификация;
    3. Показатели качества овощей (органолептический метод).

    Корнеплоды – овощные культуры, выращиваемые ради подземных сочных органов растения.

    Клубнеплоды – группа растений, у которых на подземных стеблях или боковых корнях образуются клубни.

    Капустные – это группа овощей с употребляемой в пищу надземной частью, сходных по своему химическому составу и относящихся к роду капустных.

    Бахчевые (плодовые) – это род травянистых растений из семейства тыквенные, которое включает в себя также арбузы, дыни, огурцы и кабачки (цуккини).

    Бобовые (стручковые) – это одно из самых больших семейств двудольных. Они распространены на всей доступной цветочным растениям суше земного шара и представлены самыми разнообразными формами, начиная с огромных деревьев и заканчивая лианами и крохотными видами, растущими в пустыне.

    Листовые – то такие овощные культуры, у которых в пищу используются листья. Листовые овощи – довольно широкая категория овощей, зачастую пересекающаяся с другими, ведь у ряда овощных культур съедобна не только какая-то определенная часть растения, а несколько (например, корневище и надземная часть).

    Луковичные – это овощные растения с употребляемой в пищу подземной (луковица) или надземной частью, принадлежащие к ботаническому роду лук, содержащие большое количество эфирных масел и обладающие острым вкусом.

    Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее.

    Винегрет – разновидность салата в виде смеси мелко нарезанных овощей (куда обязательно входит свекла), приправленное растительным маслом.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

    2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

    3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М: Вентана-Графф, 2003.

    4. Технология. Обслуживающий труд. Тесты, 5-7 классы/ С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.; Издательство «Экзамен», 2009.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Овощи всегда должны входить в рацион питания человека. Пищевые продукты растительного происхождения, содержащие питательные вещества и витамины, необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.

    Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами и витаминами.

    Овощи подразделяются на следующие группы: луковые (лук, чеснок), плодовые и бахчевые (томаты, огурцы, тыквы, кабачки, арбузы, дыни), корнеплоды (репа, редька, свёкла, морковь, редис), клубнеплоды (картофель, топинамбур), капустные (белокочанная, цветная, брюссельская и другие виды капусты), листовые (салаты, щавель, шпинат), стручковые (горох, фасоль, чечевица) и др.

    Овощи хранят в тёмном прохладном месте. Для длительного хранения их замораживают, консервируют (засаливают, маринуют), сушат.

    При покупке овощей и приготовлении различных блюд надо уметь оценить их качество органолептическим способом, т. е. с помощью обоняния, вкуса, зрения, осязания. Например:

    • свежие сырые овощи должны быть упругими и сочными, иметь цвет и запах, характерные для данного вида пищевых продуктов;
    • в салатах и овощных закусках изменённый цвет овощей (с бурым оттенком) указывает на то, что измельчённые овощи долго хранились открытыми на воздухе;
    • варёные овощи должны иметь цвет, характерный для данного вида пищевых продуктов.

    Одним из наиболее распространённых блюд из овощей являются салаты.

    Салатом называют холодное блюдо, приготовленное из различных пищевых продуктов (листьев салата, различной зелени, корнеплодов, картофеля и др.) с заправкой растительным маслом, сметаной, майонезом или специальными салатными соусами. В салаты добавляют также яйца, мясо или рыбу. Подают салаты в виде самостоятельного блюда или в качестве закуски. Готовят их обычно перед подачей.

    Винегрет — это разновидность салата, приготовленного из отварных картофеля, свёклы (основной ингредиент), моркови с добавлением солёных огурцов или квашеной капусты, зелёного или репчатого лука.

    К качеству салатов и винегретов предъявляются следующие требования:

    1. Варёные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными.
    2. Цвет и запах готовых блюд должны соответствовать запаху и цвету свежих продуктов, из которых они приготовлены.
    3. Вкус должен быть чуть острым. Для винегрета — сладковатым, для салатов с квашеной капустой или солёными огурцами — слегка кислым.

    Использование овощей при приготовлении пищи позволяет сделать рацион питания более разнообразным и улучшить процесс усвоения пищи. Вкусовые, ароматические и красящие вещества, содержащиеся в овощах, способствуют возбуждению аппетита. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые учитываются при составлении диет. Овощи применяют в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

    Из овощей готовят разнообразные холодные и горячие блюда:

    • закуски — салаты, винегреты;
    • первые блюда — супы, свекольники, борщи, окрошки;
    • вторые блюда — рагу, пюре, котлеты и др.;
    • соки.

    В сырых овощах и зелени содержатся нитраты. Большое их количество, попавшее в пищу, становится вредным для организма человека. Определить количество нитратов в продукте можно с помощью специального прибора — нитратомера. Желательно, чтобы в каждом доме был такой прибор. Им следует пользоваться при покупке овощей.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Задание 1. Расставьте подписи к изображениям.






    5 картинок: корнеплоды, клубнеплоды, бобовые(стручковые), капустные, луковые.

    Ответ: 1-корнеплоды, 2-луковичные, 3-капустные, 4-клубнеплоды, 5-бобовые (стручковые).

    Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть названия витаминов, необходимых для нашего организма. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения 0.

    1. Овощи желательно употреблять в пищу ежедневно.

    2. В них много белков, значительно меньше жиров, чем в мясе, и почти нет углеводов.

    3. Овощи теряют свои качества при неправильной обработке и неправильном хранении.

    4. Овощи можно применять только в вареном виде.

    5. Для длительного хранения овощи замораживают, консервируют, сушат.


    Конспект урока по СБО в 4 классе.

    Тема урока: «Приготовление блюд из овощей»

    Познакомить учащихся с приготовлением блюд из овощей.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    развивать интерес к познавательной деятельности;

    - о пищевой ценности овощей;

    - о значении овощей для здоровья человека;

    - о способах их кулинарного использования;

    - о технологических процессах приготовления блюд из вареных овощей;

    развивать умения использовать полученные знания на практике.

    Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать организованность, доброжелательность и толерантность;

    повышать познавательный интерес к предмету, к культуре приготовления пищи.

    Коррекционные:

    развивать слуховое и зрительное восприятие, тактильные и вкусовые ощущения, мелкую моторику, внимание, память, творческую активность и умение работать в группе.

    Оборудование:проектор, экран, ноутбук, муляжи овощей или настоящие овощи, мешок для определения овощей «Чудесный мешочек», посуда необходимая для приготовления винегрета, карточки различных цветов с информацией об овощах, технологические карты, подставка для книг, книги с кулинарными рецептами, вареные овощи, скатерть, салфетки, одноразовая посуда, колпаки, фартуки.

    I. Организационный момент:

    Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Вы друг другу улыбнитесь,

    И тихонечко садитесь.

    II . Сообщение темы и цели урока: (на слайде тема урока)

    Сегодня мы с вами продолжим разговор о правильном питании, узнаем новое о продуктах питания - овощах, познакомимся с рецептами приготовления винегретов. А еще мы с вами побудем в роли шеф-повара, повара, официанта, как самые настоящие актеры сериала «Кухня».

    III . Сообщение теоретических сведений:

    Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья. Важно с раннего возраста формировать у себя полезные привычки и навыки, которые помогут вырасти здоровыми и успешными.

    Правильное питание – это питание: (слайд)

    - регулярное(есть нужно 4-5 раз в день, в определенное время)

    - разнообразное (каждому из нас нужны овощи и фрукты, мясо и рыба, молоко и молочные продукты, хлеб и каши)

    - адекватное - количество энергии, которое мы получаем с пищей должно соответствовать энергии, которую мы тратим

    - безопасное - не забывайте мыть руки перед едой и с осторожностью пробуйте какие-то неизвестные вам виды продуктов

    - и еще - еда должна доставлять удовольствие- ешьте за красиво накрытым столом, соблюдайте правила этикета и учитесь сами готовить вкусно!

    Одним из продуктов правильного питания являются овощи. О них мы сейчас с вами и поговорим.

    Для начала мы поиграем в игру «Чудесный мешочек».

    Условия игры достать из «Чудесного мешочка» определив на ощупь овощ.

    Найдите этот овощ на подносе, возьмите его в руки, хорошо рассмотрите, пощупайте.

    (Слайд - овощи) Давайте прочитаем об этом овоще. (На столе разноцветные карточки с информацией об овощах)

    1 учащийся (достал – определил) Морковь. В Древней Греции и Римской империи морковь считалась лакомством. Во время зрелища боя гладиаторов над трибунами стоял зычный хруст, так как зрители грызли любимое лакомство.

    В средние века при дворе французского короля Карла Великого морковь подавали только по праздникам.

    2 учащийся (достал – определил) - Свекла. Древние персы считали ее символом ссор, раздоров и сплетен. Если кто-то хотел «насолить» сопернику, то тайно подбрасывал ему в дом свеклу.

    Саксы угощали свеклой жениха, которому отказывали отдавать в жены свою дочь.

    Первоначально в пищу употребляли только листья секлы, а плод использовали в лечебных целях. А также девушки использовали ее в качестве румян.

    3 учащийся (достал – определил) Картофель. Появление в России картофеля связывают с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Тем не менее на протяжении всего XVIII века картофель в основном подавали только в аристократических домах. Из-за довольно частых случаев отравления плодами «чёртова яблока» крестьянское население картофель не принимало.

    4 учащийся (достал – определил) - Лук. В древности, во времена страшных эпидемий, народные лекари советовали развешивать в домах связки лука. Римляне считали, что лук, добавленный в пищу делает людей сильными и храбрыми.

    Учитель: Ребята, а какие загадки вы знаете об овощах?

    Учащиеся:загадывают свои загадки.

    Учитель: Молодцы, теперь отгадайте мои загадки

    Красный нос в землю врос,

    А зеленый хвост наружу. (морковь)

    Летом в огороде свежие, зеленые

    А зимою в бочке желтые, соленые. (огурцы).

    И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Покопай немножко:
    Под кустом….(картошка)

    Раскололся тесный домик, на две половинки

    И посыпались оттуда бусинки-дробинки. (горох)

    Над землей трава,

    А под землей алая голова. (свекла)

    Учитель : Что мы можем приготовить из овощей?

    (Ответы детей – суп, салат и т.д.)

    Салаты и холодные закуски широко применяются в питании на завтрак, обед и ужин.

    Пищевая ценность их в высоком содержании углеводов, минеральных солей и витаминов. Они возбуждают аппетит и улучшают усвояемость пищи.

    Наиболее распространенными блюдами являются салаты и винегреты. В качестве приправ применяют сметану, майонез, маринады, уксус, горчицу и растительное масло.

    Для приготовления салатов и винегретов используют овощи: сырые, вареные, консервированные, квашенные, маринованные, тушеные, печеные.

    Мы сегодня возьмем с вами винегрет.

    Винегрет происходит от французского слова винэгр – уксус (слайд), но это исконно русское блюдо. Оно существовало за долго до появления в России первых французских поваров. Недаром во Франции оно называетсядэ рюсс –русский салат. (слайд) (В книге о Вкусной и здоровой пище показать винегрет).

    Винегреты готовят из вареных овощей. Обязательные овощи картофель, морковь, свекла. (слайд)

    А как можно нарезать овощи обязательные для винегрета? (ответы детей)

    Овощи в винегрет нарезают кубиками. Заправляют каждый овощ отдельно, особенно свеклу, чтобы она не окрасила другие овощи.

    Добавляют в винегрет и другие компоненты. А чтобы узнать какие, можно воспользоваться кулинарными рецептами. (Выставка книг на полках).

    Учитель: «1000 рецептов овощной кухни» стр.153 - винегрет с фасолью и солеными грибами,

    «Салаты и закуски 300 рецептов» стр.127 - винегрет грибной, винегрет из шампиньонов,

    «500 рецептов на скорую руку» стр.51 - винегрет с сельдью, винегрет с сельдью и маринованным луком,

    «Лучшие кулинарные рецепты» стр.37 - винегрет с мидиями и грибами

    Обратите внимание на эту полочку.

    Учащиеся: «Азбука для девочек» стр.26 - винегрет с тушенкой, (Учащийся выходит берет книгу и читает название винегретов в этой книге, где сделана закладка)

    «Для Вас, девочки» стр., (….)

    «Современная энциклопедия» стр.239 – винегрет с яблоками, (….)

    Учитель: Так какие еще продукты можно добавить в винегрет?

    Учащиеся: Фасоль, зеленый горох, лук, соленые огурцы, яблоки, квашенную капусту, грибы, сельдь, мидии, тушеное мясо и т.д.

    Физкультминутка.

    В огород пойдем, (ходьба на месте)

    Урожай соберем. (руки сгибаем в локтях)

    Мы морковки натаскаем, (наклон)

    И картошки накопаем, («копают»)

    Срежем мы кочан капусты (приседание)

    Круглый, сочный, очень вкусный. (круговое движение руками)

    Щавеля нарвем немножко («рвут»)

    И вернемся по дорожке. (ходьба на месте)

    Учитель: На уроке трудового обучения мы подготовили продукты и сейчас мы с вами определим, с какими продуктами мы работали, какие продукты мы возьмем для приготовления винегрета, а какие будут лишними.

    У меня шпажки с продуктами, вы закрываете глаза, берете шпажку и определяете, что это за продукт.

    Ученики с закрытыми глазами берут шпажку и определяют, что это. (На шпажках кусочки свеклы, огурца, моркови, картофеля, сыра).

    Учитель: Мы узнали, какие овощи необходимы для приготовления винегретов, а сейчас познакомимся с технологической картой приготовления винегрета. (На столе и на экране).

    Прочтите самостоятельно технологическую карту приготовления винегрета.

    Какие овощи здесь используются? Ответы учеников.

    Посмотрите последовательность приготовления. Какие действия одинаковые для свеклы, картофеля, моркови?

    Учащийся: Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.

    Учитель: Что нужно сделать с луком и зеленью?

    Учащийся: Очистить, перебрать, помыть, мелко нарезать.

    Учитель: Что нужно сделать с овощами?

    Учащийся: Заправить растительным маслом.

    Учитель: Что мы ранее узнали о свекле? Заправляем отдельно.

    IV . Практическая часть:

    Учитель: Теперь ребята мы с вами будем готовить винегрет. Давайте выберем шеф - повара, поваров и официантов. (выбрали).

    И повторим правила гигиены приготовления пищи. (слайд)

    Перед работой вымыть руки с мылом.

    Надеть колпак или косынку и убрать волосы.

    Надеть фартуки.

    Теперь давайте подойдем к столу.

    Шеф - повар берет вазы с овощами.

    Повара заправляют овощи растительным маслом, овощи соединяют в одну емкость, перемешивают и солят. Раскладывают по тарелкам.

    Официанты угощают гостей.

    Идет дегустация винегрета.

    Учитель: Чтобы быть здоровым, умным и красивым,

    Нужно кушать много разных витаминов

    Этих витаминов много есть повсюду –

    Очень много в овощах и других продуктах.

    V . Итоги урока:

    Чему мы сегодня научились?

    Какие овощи необходимы для приготовления винегрета?

    Где мы можем найти рецепты приготовления блюд?

    VI . Домашнее задание: раздать ученикам карточки для приготовления винегрета дома.

    Читайте также: