Акт изъятия спиртных напитков

Изъятие или, как еще говорят, выемка документов на предприятиях и в организациях может производиться в самых разных ситуациях. Для того, чтобы зафиксировать список изъятых документов, участниками процедуры составляется специальный акт.

Кем и в каких целях изымаются документы

Чаще всего к этому прибегают инспекторы различных государственных контролирующих структур:

  • налоговой инспекции – для проверки бухгалтерской деятельности компании и сообразности ее с действующим законодательством;
  • таможенной службы – для контроля за движением товаров через границу;
  • следственных органов – для разбирательств в рамках уголовных или административных производств и т.д.

Какие бумаги могут изыматься

Изъятию могут быть подвергнуты любые бумаги, относящиеся к тому делу, по которому у сотрудников надзорной организации возникли вопросы. Изымание других документов, в том числе регистрационных и учредительных свидетельств предприятия, недопустимо.

При этом специалистам контролирующих ведомств позволяется самостоятельно определять значение того или иного документа.

Исключение составляют бумаги, в которых содержится государственная или другая законом охраняемая тайна – их выемка может быть осуществлена только при разрешении прокурора.

Точно также ограничения касаются документов, в которых есть информация о личных вкладах и счетах граждан в кредитных учреждениях – их изъятие возможно исключительно на основании решения, принятого по суду.

Следует отметить, что в процессе изъятия забираются именно оригиналы документов, а на их место подшиваются надлежащим образом заверенные копии.

Если возможность изготовить копии документов непосредственно на месте отсутствует, изымающие лица вправе сделать их и передать заинтересованной стороне в течение рабочей недели после выемки оригинальных бумаг.

Обоснование для действий специалистов надзорных структур

Просто прийти и изъять нужные бумаги работники контролирующих организаций права не имеют. Для этого нужны веские основания. В качестве таковых, например, при налоговых проверках может выступать отказ работников предприятий от предоставления документов, имеющих значение для проведения мероприятий финансового контроля. Выемка дает возможность избежать в дальнейшем уничтожения, сокрытия или исправления данных бумаг.

На какой период можно забирать бумаги

Однозначно период изъятия документации законодательно не определен – он зависит от конкретной ситуации и обстоятельств дела.

В любом случае, после того как процесс исследования бумаг и расследования по производству будет завершен, все документы должны быть возвращены владельцу.

Порядок процедуры изъятия документов

  1. Перед тем, как приступить непосредственно к изъятию документов, специалисты надзорной структуры обязаны предоставить заинтересованным лицам письменное постановление, ввиду выполнения которого производится данная процедура. Также они должны зачитать права и обязанности владельцев бумаг, затем предложить им выдать нужные документы по собственной воле. Если ответ отрицательный, происходит выемка по принуждению.

ВАЖНО! При выемке обязательно должны присутствовать понятые, в количестве не менее двух человек.

  • Изъятым документам должны быть присвоены порядковые номера, они должны быть прошнурованы, пропечатаны и заверены автографом владельца. Если последний не желает их проштамповывать и подписывать, в акте ставится соответствующее обозначение.
  • Копия акта о выемке бумаг передается собственнику документации. Все сведения о забираемых документах вносятся в протокол и акт выемки, затем бумаги надлежащим образом упаковываются и транспортируются по месту дальнейшей проверки.
  • Выемка должна производиться строго в дневное время суток.

    При нарушении вышеописанного порядка, действия работников проверяющей организации могут быть обжалованы в судебной инстанции.

    Особенности составления акта, общие моменты

    Сейчас стандартного унифицированного акта изъятия документов нет, так что он может быть составлен в произвольном виде или, если в учреждении, проводящем проверку, имеется разработанный и утвержденный шаблон документа – по его типу. Главное, чтобы формуляр соответствовал некоторым нормам и правилам деловой протокольной документации.

    В частности, он должен включать в себя три основных раздела:

    1. начало — наименование документа и его номер, дата составления;
    2. основной блок – данные о сторонах, участвующих в процессе изъятия документов, и перечень забираемых бумаг;
    3. заключение – подписи присутствующих лиц.

    Акт можно заполнять в рукописном виде или на компьютере (обязательной последующей распечаткой), на фирменном бланке надзорного ведомства или на обыкновенном листе бумаги.

    Единственное условие, которое должно быть учтено: акт в обязательном порядке должны подписать все лица, присутствовавшие при изъятии: инспекторы, проводящие выемку, работники предприятия, которому принадлежат бумаги, а также понятые. Кроме того, акт должен быть заверен печатью учреждения, специалисты которого изымали документы.

    Акт составляется в нескольких равнозначных экземплярах – по одному для каждого участника процесса.

    Образец акта изъятия документов

    В самом начале акту присваивается номер.

    Далее идет основная часть, где по порядку вписывается:

    • должность, ФИО сотрудника который проводит выемку документов, а также наименование организации, в которой он работает;
    • точное время (в часах и минутах) и дата проведения данной процедуры;
    • присутствующие при выемке другие должностные лица;
    • компания, в которой происходит изъятие бумаг;
    • полный перечень изымаемых документов (обозначив их номер и дату составления). Если в акте сделать это невозможно (например, по причине большого объема документации), допускается вписать данные бумаги в отдельное приложение, информацию о котором надо также внести в акт;
    • общее количество листов всех документов;
    • количество экземпляров составленного акта.

    Владелец бумаг может давать комментарии в процессе их изъятия, и, по его же требованию, они должны фиксироваться в акте.

    В завершение документ подписывается всеми присутствующими и датируется.


    Реализация алкогольной продукции по адресу, не указанному в лицензии, может быть признана нарушением, однако изъятию такая продукция не подлежит.

    Сам факт наличия у продавца лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции говорит об отсутствии оснований для ее изъятия, поскольку в обороте она находится на законных основаниях.

    Конфискация в данном случае может быть применена исключительно по усмотрению суда как дополнительный вид административного наказания.

    Нарушение запрета на продажу алкоголя в ночное время влечет конфискацию только той продукции, которая была реализована.

    Контролирующие органы не вправе конфисковать другой алкоголь, находящийся в торговой точке, поскольку он не является предметом административного правонарушения.

    Даже если владелец алкогольной продукции не виновен в нарушении требований ГОСТа и ТУ, обязательных при производстве или выпуске такой продукции (например, осуществляет только ее хранение), алкоголь, не соответствующий обязательным требованиям, подлежит изъятию и уничтожению, поскольку находится в незаконном обороте. Такая продукция создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

    Если алкогольная продукция в ходе производства по делу об административном правонарушении была изъята как находящаяся в незаконном обороте, при прекращении производства по делу или отказе в удовлетворении требования она не возвращается и подлежит уничтожению вне зависимости от факта наличия или отсутствия вины лица в совершении правонарушения.

    Перевозка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот которых признан незаконным, а также при отсутствии лицензии на перевозку такой продукции, влечет изъятие соответствующего транспортного средства.

    Причем изъять его могут, даже если оно находится в аренде и принадлежит третьему лицу. Дело в том, что использующееся при незаконном обороте алкоголя транспортное средство является орудием административного правонарушения, а следовательно в незаконном обороте, и должно быть изъято.

    Изъятие алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками полиции.

    Основания для изъятия алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками полиции. Как обжаловать изъятие алкогольной продукции? Как вернуть изъятый алкоголь? Обжалование изъятия алкогольной продукции в суд, прокуратуру и т.д.

    В рамках данной статьи мы рассмотрим, какие основания предусмотрены законом для изъятия алкогольной продукции, в каких-случаях алкогольная продукция не может быть возвращена владельцу, как и куда, обжаловать изъятие алкогольной продукции сотрудниками полиции.

    Итак, приступим. Для наглядности вышеуказанные вопросы мы будем разбирать на следующем примере.

    В торговую точку, реализующую в числе прочих товаров алкогольную продукцию, прибыли сотрудники полиции и сообщили, что в деятельности торговой точки допущено нарушение действующего законодательства, а именно, продан слабоалкогольный напиток (например джин-тоник) в количестве 1 банки, в часы, когда реализация алкогольной продукции запрещена. После чего проверяющими была изъят в большом количестве крепкая алкогольная продукция, находившаяся в торговом павильоне (водка, коньяк и т.д.).

    Разберем, имелись ли основания для изъятия сотрудниками полиции крепкой алкогольной продукции в данной ситуации. Для этого обратимся к положениям Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующих основания и порядок изъятия. Так изъятие алкоголя является мерой обеспечения по делу об административном правонарушении. Данная мера может быть применена только в случаях прямо предусмотренных кодексом. Изъятию могут подлежать только вещи являющиеся орудием совершения административного правонарушения или предметом правонарушения.

    В рассматриваемом случае предпринимателю может быть вменено совершение административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: продажа алкогольной продукции, в часы, когда реализация алкогольной продукции запрещена согласно соответствующему закону субъекта. Таким образом предметом данного административного правонарушения является реализованная в нарушение закона алкогольная продукция – 1 банка джин-тоника. Следует вывод, что изъятая крепкая алкогольная продукция предметом вменяемого предпринимателю административного правонарушения и на этом основании изъята быть не может. Является ли она орудием административного правонарушения? Очевидно, что так же не является и изъята быть не может.

    Итак, мы установили, что в рассматриваемом примере, сотрудниками полиции допущено грубое нарушение административного процесса, чем созданы препятствия для осуществления предпринимателем законной экономической деятельности.

    Каким образом вернуть изъятую алкогольную продукцию?

    Для ответа на этот вопрос для начала определим, что является основанием для возврата изъятого алкоголя.

    Первым основанием безусловно является нарушение норм Кодекса об административных правонарушениях в части отсутствия оснований для изъятия.

    Вторым основанием могут быть признаны иные нарушения требований норм КоАП РФ, допущенные при изъятии. Согласно судебной практике наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие полномочного представителя юридического лица при составлении протокола изъятия, отсутствие понятых, отсутствие подписей, дат и т.д..

    Вместе с тем оба эти основания не могут гарантировать возврат изъятой продукции без третьего: легальность нахождения алкогольной продукции в обороте.

    Так в судебной практике нередки случаи, когда суд отказывая в привлечении предпринимателя к административной ответственности по тем или иным основаниям (истечение срока давности, нарушения процедуры административного расследования) не возвращает изъятую алкогольную продукцию, руководствуясь тем, что у предпринимателя отсутствуют документы подтверждающие легальность нахождения товара в обороте: сертификаты, товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным и т.д..

    При совокупности трех вышеуказанных обстоятельств имеется основание для обжалования действий по изъятию алкогольной продукции в судебном порядке. Следует отметить, что обратиться в суд с соответствующим заявлением можно не дожидаясь окончания производства по делу об административном правонарушении и направления его для рассмотрения по подсудности.

    В случае же если дело об административном правонарушении уже находится в производстве суда, то изъятие алкогольной продукции не может быть обжаловано в рамках отдельного производства. Доводы о незаконности изъятия будут исследованы судом при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу и учтены при принятии решения. Данная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ.

    Так же представляется целесообразным одновременно с обращением в суд направлять жалобы на незаконные действия сотрудников полиции вышестоящему должностному лицу и в органы прокуратуры.

    Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы, мы готовы бесплатно проконсультировать Вас по телефону (812) 98-332-98 или принять в нашем офисе по предварительной записи.

    Данный материал подготовлен юристами проекта "ПРОВЕРКИ. НЕТ"

    Какие действия должны предпринимать полицейские при изъятии алкоголя в количестве шести бутылок

      изъятие вещей
    • Поделиться

    Ответы юристов ( 2 )


    • 308 ответов
    • 99 отзывов

    Скажите, бутылки были изъяты на улице открытыми или как? Полицейские должны в любом случае составить постановление и указать что было изъято в результате правонарушения.

    Были изъяты в магазине в закрытом виде. А понятие должны были присутствовать? какое наказание грозит?


    • 445 ответов
    • 189 отзывов

    Вне зависимости от количества изъятого алкоголя правоохранительные органы должны руководствоваться статьей 27.10 Кодекса об административных правонарушениях.

    Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

    1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    3. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ.

    4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

    5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

    5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

    6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.
    7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

    8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

    9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
    10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

    11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.
    12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    Пункт 2 названной статьи: Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

    Наказание зависит от конкретного правонарушения, которое вменяется.

    Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

    2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

    4. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.

    Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
    2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
    3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
    4. Производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

    Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:
    использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
    поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;
    поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;
    производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;
    производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;
    поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;
    реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
    осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

    ВС РФ проанализировал судебную практику за 2015—2017 гг. по делам, связанным с конфискацией и изъятием алкоголя, и некоторым другим связанным делам. В обзор попали споры о том, всегда ли суд должен назначить со штрафом конфискацию, можно ли избежать изъятия алкоголя, если его продавали не по адресу, указанному в лицензии, а также когда истечение срока давности поможет избежать изъятия, а когда — нет.

    Президиум Верховного суда РФ утвердил 19.09.2018 обзор практики по конфискации и изъятию алкоголя при привлечении к административной ответственности (Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, далее — Обзор). Статистика показала последовательное ежегодное увеличение количества рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел указанной категории. В 2015 г. было рассмотрено 117 654 дела, в 2016 г. — 128 648 дел, а в 2017 г. — 140 218 дел.

    За невыполнение требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции прямо предусмотрена административная ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц (ст. 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, ч. 3 и 4 ст. 15.12, ст. 15.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (в том числе алкоголя) установлена в качестве санкции за совершение правонарушений практически из всех этих статей КоАП РФ. Но существует еще одна санкция — изъятие вещей и иного имущества, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ. Применение судом конфискации как вида административного наказания и изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, имеют различные правовые последствия.

    В случае применения судом конфискации орудия совершения или предметы административного правонарушения передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). В случае же изъятия вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, а вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства (ч. 3 ст. 3.7, п. 1, 2, 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ). То есть, если алкоголь изъят из оборота, то конфисковать его нельзя.

    Например, в одном деле компания продавала алкоголь без маркировки, у нее не было сертификатов соответствия, товарно-сопроводительных документов, а также лицензии. Суд признал виновным директора компании за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Ему назначили штраф с конфискацией арестованной алкогольной продукции. В вышестоящих инстанциях директор просил исключить указание на конфискацию. Судья ВС РФ решение нижестоящих судов поменял, указав, что должна быть не конфискация, а изъятие данной продукции с ее последующим уничтожением. Таким образом, если алкогольная и спиртосодержащая продукция находится в незаконном обороте, то она подлежат изъятию, а не конфискации.

    В другом деле были такие обстоятельства: компания хранила алкоголь, хотя срок действия лицензии на производство, хранение и поставку данной продукции истек. Первая инстанция назначила ей штраф с конфискацией. Апелляция изменила решение суда первой инстанции. Она указала, что вместо конфискации нужно было применить изъятие. Компания хранила спиртосодержащую продукцию в отсутствие лицензии, поэтому такая продукция находится в незаконном обороте и подлежит изъятию, а не конфискации.

    Еще один вопрос из Обзора: обязательно ли суд должен назначать к штрафу конфискацию, то есть является ли конфискация обязательным дополнительным наказанием?

    Приведем пример: административный орган составил протокол в отношении компании о совершении правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции).

    Также он оформил протокол об изъятии, в частности, алкогольной продукции, в связи с ее хранением без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота. Суд первой инстанции назначил компании наказание в виде штрафа с конфискацией арестованной спиртосодержащей продукции. Он исходил из того, что санкцией ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрено обязательное (безальтернативное) назначение дополнительного наказания в виде конфискации алкогольной продукции. Суд счел, что неприменение обязательного дополнительного наказания в виде конфискации будет означать назначение административного наказания ниже низшего предела, в то время как подобные действия допускаются законодательством исключительно в отношении административных штрафов (ч. 2.2 и 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

    Суд апелляционной инстанции изменил решение первой инстанции в части назначения компании наказания в виде конфискации спиртосодержащей продукции и указал на ее изъятие. Если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание. Конфискация орудий совершения или предметов правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не применяется даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.

    В данном случае компания продавала алкоголь без сопроводительных документов, подтверждающих легальность его производства и оборота. За такое правонарушение для юрлиц предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа от 200 000 до 300 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). Но к компании нельзя было применить конфискацию, поскольку нарушение было установлено в отношении орудий совершения и предметов правонарушений, которые признаются находящимися в незаконном обороте.

    Кассация оставила постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

    ВС РФ поддержал вывод о том, что если компания продавала алкоголь по адресу, не указанному в лицензии, это само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте.

    В одном деле административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований). Он требовал назначить наказание в виде штрафа с конфискацией алкогольной продукции. Дело в том, что компания продавала алкогольную продукцию по адресу, не указанному в лицензии. Суд первой инстанции привлек компанию к ответственности, назначив только штраф. В то же время изъятую алкогольную продукцию вернули компании. Суд указал, что не было оснований для признания ее находящейся в незаконном обороте. А значит, нельзя было и изымать ее. Более того, суд отметил, что конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является дополнительным наказанием за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ и применяется по усмотрению суда. Апелляция и кассация оставили это решение без изменения. Они указали, что легальность алкоголя подтверждена товаросопроводительными документами, а компания на момент рассмотрения судом дела имела действующую лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

    В то же время отказ в привлечении компании к административной ответственности в связи с истечением срока давности влечет возврат изъятого у него направленного на утилизацию технологического оборудования, не находящегося в незаконном обороте. В одном деле проверка установила, что в трех емкостях, не заявленных в качестве основного технологического оборудования, хранилась прозрачная жидкость с характерным запахом этилового спирта. При этом емкости, используемые обществом для хранения спирта, отсутствовали в перечне основного технологического оборудования, оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 13.01.2006 № 17-р.

    Суд первой инстанции не стал привлекать компанию к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ и изымать орудие совершения административного правонарушения ввиду истечения срока давности. Апелляция отменила это решение в части отказа в изъятии. У компании изъяли арестованное по протоколу ареста технологическое оборудование и направили на утилизацию. Кассация с апелляцией согласилась. А вот ВС РФ постановления апелляции и кассации изменил. Он исключил из них указание на отмену решения в части отказа в изъятии, указав, что изъять технологическое оборудование можно было только при отсутствии соответствующей лицензии. В данном случае у компании была лицензия на производство, хранение и поставки этилового спирта, ректификованного из пищевого сырья, в том числе головной фракции этилового спирта, спирта-сырца, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Следовательно, технологическое оборудование нельзя было изъять.

    Еще несколько выводов из Обзора

    Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом административного правонарушения. Например, изъятие всего алкоголя за факт продажи одной бутылки после 23 часов неправомерно

    Установление судом факта принадлежности определенному лицу алкогольной продукции для решения вопроса об изъятии правового значения не имеет

    Алкоголь, не соответствующий государственным стандартам и техническим условиям, изымают независимо от наличия либо отсутствия вины лица в совершении правонарушения

    Прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с тем, что событие вменяемого директору общества правонарушения не установлено, не влечет возврата компании изъятой алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте

    Транспорт, использованный при незаконном обороте алкоголя в качестве орудия совершения административного правонарушения, тоже изымается

    Отказ уполномоченного органа в продлении срока хранения и реализации остатков алкогольной продукции до проведения повторных торгов и продажи имущества посредством публичного предложения либо до даты их фактической реализации в рамках процедуры банкротства неправомерен

    Читайте также: