Что такое алутон напиток


"В поездке 1931 г. в горную Дигорию мне удалось получить подтверждение последнего значения. Один старик-дигорец сообщил, что в пору его молодости приготовление алутона было распространено в Дигории; это было пиво, в котором вываривались бараньи курдюки или целые бараньи туши. Теперь стали понятны и представления о чудесных насыщающих свойствах алутона: пиво, как хлебный сок, само уже имеет способность утолять не только жажду, но и голод; будучи же до отказа пропитано бараньим жиром, оно, несомненно, могло насыщать, конечно, не "навсегда", но надолго". В. Абаев

Во время этнографической экспедиции в Гуджаретское ущелье Грузии в 1985 году и мне приходилось разговаривать с осетинами-старожилами, которые еще помнили факты приготовления пива "æлутон". Они указывали, что в котлах вместе с пивом вываривались целые туши баранов. Через определенное время мясо разваривалось, а кости жертвенного животного вынимались. В процессе варки мясо растворялось в пиве, и напиток приобретал однородную консистенцию. Такое пиво разрешалось пить только мужчинам. Для остальных — женщин, детей — готовилось обычное пиво. Иногда в пиве вываривались и бараньи бурдюки (фæхсын). Этот обычай еще в 60-х годах был распространен у осетин села Шавшеби Горийского района Грузии.

Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Эта статья о карликовой планете Плутон, открытой в 1930 году и потерявшей статус планеты в 2006 году. Может возникнуть справедливый вопрос, как связаны Плутон, осень и кофе. Отвечу сразу – никак. В мире много и менее логичных связей.

Трагедия Плутона

Потеря Плутоном статуса планеты довольно несправедливое явление.

Плутон преспокойно был девятой планетой солнечной системы, пока ученые внимательнее не изучили окрестности нашей системы и не наткнулись еще на несколько маленьких планет в поясе астероидов: Цереру, Хаумею, Макемаке и Эриду. И что же делать в такой ситуации. Расширить число планет до тринадцати? Но число же несчастливое! Легче придумать понятие карликовых планет, ввести их бредовые отличительные жерты и приписать к ним Плутон.

Чем отличается планета от карликовой планеты? Казалось бы, размером, но нет. Основной особенностью является наличие астероидов и других объектов в непосредственной близости. То есть если вокруг тебя летают камни – ты не планета. Почему Юпитер не причислили к числу планет-гигантов и не вывели из числа 8 планет не разъясняется.


Плутону просто не повезло. Он стал жертвой желания международного астрономического союза идти по пути меньшего сопротивления. Именно в поддержку Плутона в кофейне Гравитация кофе вводится напиток с одноименным названием.

Вкус Плутона

Но какой же на вкус настоящий Плутон? Возможно, шоколадно-клубничный или сливочно-карамельный?

В общем то Плутон на вкус как земля, так как это большой кусок скалы, покрытый затвердевшим азотом. Но неприятный земельный вкус вряд ли будет проблемой, так как вкусовые рецепторы (и не только) мгновенно отомрут из-за царящих на планете температур.

Так как настоящий вкус Плутона не придется по душе большинству посетителей кофейни, его пришлось слегка подкорректировать. Окаменевшее ядро заменено эспрессо и шоколадным сиропом, а вечная мерзлота молоком. Ненависть Плутона к астрономам отлично подчеркивается измельченным мускатным орехом. Все компоненты смешиваются паровиком и напиток подается исключительно в маленьком стаканчике – (240 мл). Стоит отметить, что это не самый маленький (160 мл) стаканчик под эспрессо, так как это было бы оскорбительно для и так обиженного Плутона. На стаканчик с Плутоном, как и на любой кофе можно надеть крышечку.

Вместо заключения

Можно долго смеяться над малышом Плутоном, только бы в обществе не появилась категория карликовых людей, лишенных всех прав обычного человека.

Осетинское пиво – это народное достояние национальной кухни Осетии. У осетин пиво – это не просто алкогольный напиток. Это настоящий источник жизненной энергии. О том, как появился в Осетии этот алкоголь, из чего он состоит, и как можно его приготовить в домашних условиях – расскажем далее.

История хмельного пива из Осетии


Легенда о создании осетинского пива связана с именем Шатане. Ее муж Урызмаг заметил птичку, клевавшую зернышки хмеля на дороге. Далее он проследил, как эта птичка перелетела в то место, где сушится солод. Там она начала клевать пивные зерна, внезапно упала на землю и стала себя неадекватно вести. Муж поделился своими наблюдениями со своей женой. Она представила в уме процесс смешивания солодовых и хмельных зерен и осуществила его дома. Так и появилось настоящее осетинское пиво, которое имело темный цвет, приятный вкус и радовало каждого осетина своим невероятным ароматом.

Ингредиенты

Основными компонентами осетинского пива домашнего производства являются: пшеница и ячмень. На 10 литров воды их потребуется взять 1,5 кг. Помимо основных ингредиентов в напиток входят:

  • дрожжи. Их берут 20-75 грамм;
  • сахар. Он используется только по усмотрению винодела;
  • 2 кг кукурузной муки;
  • 50 грамм хмеля.

Способ приготовления

Рецепт приготовления осетинского пива в домашних условиях включает в себя следующие этапы:

  • 40-50 мл воды;
  • 1,5 кг зерен ячменя;
  • 1,5 кг зерен пшеницы;
  • 2 кг кукурузной муки.

Готовится пиво так:

  1. Смешиваем ячмень с пшеницей, заливаем водой и оставляем в сторону на 1 день.
  2. Воду сливаем, зерно переставляем в тепло для проращивания.
  3. Зерно сушим и перемалываем. Получаем солод.
  4. Солод высыпаем в глубокую емкость, заливаем теплой водой и ставим в сторону на 4 часа.
  5. По истечении указанного времени смесь ставим на плиту, доводим до кипения. Состав томим на тихом огне 2 часа.
  6. Через 2 часа состав снимаем с плиты, цедим.
  7. Берем кукурузную муку, обжариваем ее на сковороде без масла. Мука приобретет коричневый цвет.
  8. Муку всыпаем в состав и томим на плите 3 часа.
  9. Кастрюлю снимаем с плиты, остужаем до 35 градусов. Состав сливаем в глубокую емкость.
  10. В отдельной емкости разводим дрожжи и вливаем их в состав.
  11. Смесь закрываем одеялом, отставляем в сторону на 1 день. В емкости будет происходить процесс брожения.
  12. Полученный состав достаем, цедим, по желанию винодела в него добавляем сахар.

Секреты домашнего рецепта осетинского пива

Кажется, что сделать настоящее осетинское пиво дома очень сложно. Но для нас нет ничего не возможного. С удовольствием поделимся с вами следующим рецептом по которому вы сможете приготовить быстрое осетинское пиво. Быстрое оно потому, что время приготовления его всего 3 суток.

  • 5 литров воды;
  • 1,25 кг ячменя;
  • 1,25 кг пшеницы;
  • 25 грамм хмеля;
  • 50 грамм пивных дрожжей;
  • 0,5 стакана сахара.

  1. Из ячменя и пшеницы делаем солод. Делается это так: кладем зерна на противень, заливаем водой. Противень ставим в тепло на 2-3 суток.
  2. Через 2-3 дня на зернах появятся ростки.
  3. Нагреваем духовку до 180 градусов, ставим в нее противень. Нагреваем зерна до золотистого оттенка.
  4. Набираем воды в глубокую посудинку и ставим ее на плиту. Нагреваем водичку до 32-35 градусов.
  5. В воду всыпаем солод.
  6. Смесь кипятим, уменьшаем огонь и томим ее еще 5-6 минуток. Обязательно мешаем состав деревянной ложкой.
  7. Ставим на плиту вторую глубокую емкость, наливаем в нее смесь из солода. Все зернышки оставить в первой посудине. Для лучшего отделения зерен рекомендуем процедить состав через марлю.
  8. Состав ставим на плиту, огонь доводим до максимального значения. Жидкость должна закипеть.
  9. Кипящий состав держим на медленном огне 1,5 часа.
  10. По истечении этого времени в состав насыпаем хмель. Смесь тщательно размешиваем деревянной ложкой. Томим ее на плите 1 час.
  11. По истечении этого времени состав снимаем с плиты и остужаем его в темном углу комнаты.
  12. Из остывшего состава вытаскиваем хмель.
  13. Полученное пиво наливаем в высокий графин, добавляем в него дрожжи и сахар. По желанию винодела сахар можно не класть.
  14. Состав тщательно перемешиваем и ставим в тепло на 3 суток.
  15. По истечении этого времени вы можете наслаждаться прекрасным напитком.

Пиво, приготовленное по этому рецепту, имеет темный оттенок и обладает крепостью в 8-9 градусов. Хранится оно в холодильной камере.

Алутон — особый напиток на основе осетинского пива

Как его приготовить?

В итоге вы получите очень жирный и густой напиток, который можно с легкостью хранить и не бояться за его вкусовые качества. Сами осетины напиток остужают, разрезают длинным ножиком и употребляют вместо еды. В древние времена данный напиток пользовался спросом у воинов, которые часто брали его с собой в поход.

Таким образом, осетинское пиво – это очень интересный напиток. Если точно следовать рецепту и соблюдать указанную дозировку, то и дома можно сделать осетинское пиво, которое ни в чем не будет уступать напитку, приготовленному в Осетии.

  • (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • К приложению

Живопись










  • Все (4)
  • Все (14)
  • Все (228)
  • Все (645)

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Адрес:

E-mail:

РСО-Алания, г.Владикавказ


Осетинское пиво "Алутон" — вид пива, известный с древних времён. В Нартском эпосе создание пива приписывают центральной женской фигуре сказаний — Шатане.

Согласно легенде, во время охоты Нарт Урызмаг увидел птицу, клюнувшую шишку хмеля и зернышки солода. Она упала на землю и некоторое время не могла взлететь. Урызмаг заинтересовался необычным поведением птицы, он отнёс её домой и рассказал о случившемся жене Шата́не. Шата́на приготовила из ячменя сусло, заквасила его хмелем, и получила густое чёрное пиво.

С тех пор осетины почитают этот напиток, без него не обходится ни одно торжество, будь то свадьба или праздничная трапеза. Пиво начинали варить в больших медных котлах за три дня до праздника. Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего Богу. На столе стояло три осетинских пирога, а в руках у старшего — чаша с осетинским пивом. Когда молитва была завершена, к старшему подходил самый младший и отрывал кусочек от верхнего пирога, после чего пригублял чашу с осетинским пивом из рук старшего. После этого чаша передавалась другим участникам застолья, они отпивали из неё несколько глотков, а затем возвращали ее обратно к старшему, он допивал оставшееся пиво.

Осетинское пиво по праву считается одним из лучших на Кавказе. В России оно появилось благодаря князю Потемкину. Путешественники часто упоминали об этом благородном напитке в своих заметках. Однажды его попробовал Потемкин. Напиток понравился ему настолько, что он решил наладить его производство и в России. Для этого князь распорядился прислать лучших пивоваров из Осетии. Но даже при строгом следовании рецептуре и соблюдении всей технологии напиток получался не таким вкусным, каким его впервые попробовал князь. Потемкин не унывал, он решил, что дело было не в рецепте, а в ингредиентах, и распорядился привозить солод, хмель и воду непосредственно из Осетии. Вкус напитка изменился, он стал напоминать то самое пиво, которое когда-то так понравилось князю. Слава об осетинском пиве "Алутон" распространилась далеко за пределы его родины, но по сей день специалисты считают, что как бы строго не придерживались рецепта заграничные пивовары, настоящее осетинское пиво может быть сварено только в Осетии.



Национальное осетинское пиво! Теперь каждый раз при посещении Владикавказа увожу несколько бутылок необычного напитка! При этом я не любитель обычного пива. В чём же его секрет?

Не думала, что буду писать отзыв на пиво, но этот напиток совершенно не похож на обычное пиво, которое продается в магазинах или пивных барах. Речь пойдёт о национальном осетинском пиве - Алутон.


Цена: 45-50 рублей

Объём: 1,5 литра

Чем же необычен этот напиток?

Алутон - это домашнее пиво. Считается, что на каждом значимом событии в жизни осетин, это пиво есть на столе. Его можно приготовить дома, рецепт не так сложен. Но так же его можно и приобрести в магазине РСО-Алания.


Пиво имеет довольно маленький срок годности, поэтому сильно впрок его из Кавказа не привезёшь. Срок годности всего 20 суток, после оно будет очень сильно пениться и из бутылки вы не нальёте даже полного стакана.


Второй особенностью напитка является то, что он очень слабоалкогольный - об. доля этилового спирта 1,2%! Пьёшь и не пьянеешь. Алкоголь я употребляю крайне редко, поэтому стаканчик даже такого пива немного хмельнит. Но это редкое исключение))


В составе пива всего несколько ингредиентов.


Пиво имеет тёмный, насыщенный цвет.



Мне кажется, что есть какое-то кофейное послевкусие, может поэтому оно мне нравится))


Поэтому если будете в Осетии обязательно попробуйте этот напиток, не останетесь равнодушными!

Благодарю за внимание!

Мои отзывы о Владикавказе и Грозном можно почитать здесь:


История осетинского пива

Осетинское пиво – непременный атрибут свадеб, праздников и религиозных обрядов в республике. Его появление связывают с красивой легендой, бытующей в народе. Однажды охотник увидел голубя, который склевал ячменные зернышки, шишку хмеля, а затем упал и перестал шевелиться. Мужчина вернулся домой и рассказал об этом случае жене. Та выслушала и сварила сусло из ячменя и хмеля, из которого получился ароматный пьянящий напиток.

Домашнее приготовление алутона распространено по всей Осетии. Обычно его начинают варить в медных котлах на живом огне за несколько дней до наступления праздника. Непременная закуска – осетинские пироги. Чашу с напитком пускают по кругу после молитвы, которую должен прочесть самый старший в роду.

В России алутон стал известен благодаря князю Потемкину. Вельможе так понравился оригинальный вкус пива, что он распорядился наладить его производство в Санкт-Петербурге. Хотя пивовары в точности следовали рецепту, у них получился напиток, далекий от оригинального. Мастера добились успеха только когда все ингредиенты были доставлены с Северного Кавказа.

Интересные факты

Обычай не запрещает мужчинам варить пиво, но в Северной Осетии этим традиционно занимаются женщины, так как считается, что солод не любит мужские руки.

Наладить крупное промышленное производство напитка достаточно трудно из-за маленького срока хранения – всего 20 суток. По истечении допустимого времени жидкость сильно пенится и становится непригодной к употреблению. Продукт разливают в пластиковые бутылки емкостью 1,5 л.


Вкуснейшее осетинское пиво порадует любителей пенных напитков, обожающих ароматное спиртное, приготовленное своими руками. Ниже мы внимательно рассмотрим быстрые, надежные и интересные руководства по изготовлению этого чудесного горячительного.

Происхождение

В Нартском эпосе создание пива приписывают центральной женской фигуре сказаний — Шата́не. По легенде, Урызмаг увидел в лесу птичку, поклевавшую хмеля и упавшую заживо на землю. Он отнёс её домой, рассказал о случившемся жене Шатане. Та приготовила сусло из ячменя, заквасила его хмелем и получила густое чёрное пиво.

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

В застолье

Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего (осет. хистæр) к Богу (осет. Хуыцау). Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — чаша с осетинским пивом. Когда молитва была закончена, то к старшему подходит самый младший и отрывал частичку от верхнего пирога, стоящих на столе возле него трех пирогов и запивал эту частичку из рук старшего осетинским пивом. После этого чаша шла по кругу стола и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.

Из осетинского пива готовят национальный напиток, получивший название алутон.
Готовится он в медных котлах на кострах. Для его приготовления очень важен небольшой огонь. В наполненные пивом котлы опускается освежеванная тушка годовалого ягненка с курдюком и варится до полного растворения в напитке жира. В конце варки в котел добавляется хмель, дрожжи и закваска. Процеженный напиток настаивали в течение 3 дней.

Алутон представляет собой густой, жирный продукт В процессе хранения он превращается в застывшую массу, которую можно резать ножом. Такой продукт осетины давали в дорогу своим войнам.

Домашний рецепт

Процесс приготовления пива начинается с подготовки сырья. В домашний рецепт осетинского пива входят:

– 5 л родниковой воды;

– 2,5 кг солода (50:50 пшеничный и ячменный);

– 25 гр сухих шишек хмеля;

– 50 гр дрожжей пивных;

– 0,5 стакана сахара-песка.

Приготовление солода начинается с процесса замачивания зерен пшеницы и ячменя. Для
этого они укладываются на противень, заливаются водой и отправляются на несколько дней в теплое место прорастать.

Внимание. Нельзя заваривать зерна кипятком.

После того, как у зерен появятся ростки, противень с ними отправляется в духовой шкаф, разогретый до температуры 180°C. Подсушивать зерна необходимо до золотистого цвета. Поджаренное зерно опускается в поставленный на огонь котел в тот момент, когда вода достигнет температуры 30-32°C. Все это доводится до кипения при тщательном перемешивании продукта и проваривается в течение 5-6 минут.

Сваренный отвар через марлю процеживается в подготовленный второй котел.

Взятая для приготовления осетинского пива посуда должна быть абсолютно стерильной. Посторонняя микрофлора может оказать негативное воздействие на процесс брожения, происходящий в продукте, и повлиять на его вкус.

Процеженная жидкость на сильном огне доводится до кипения, после чего интенсивность нагревания продукта уменьшается и он варится в течение 1,5 часов. В приготовленный таким образом экстракт добавляется хмель и проводится повторная варка, которая продолжается еще 1 час.

Снятое с огня домашнее осетинское пиво охлаждается до комнатной температуры, после чего из него извлекается хмель. Процеженное пиво переливается в стеклянную тару, в которую добавляется сахар и разведенные кипяченной водой пивные дрожжи. Дозревает напиток в теплом помещении 3-4 дня. Приготовленный таким образом хмельной напиток имеет темный цвет и крепость 8-9%.

Состав

  • Питьевая вода — 40—50 л;

Ячмень и пшеницу заливают водой и оставляют отстаиваться в течение суток. Затем воду сливают, а влажные зёрна оставляют до тех пор, пока они не прорастут. После чего зёрна с ростками перемалывают — получается солод, который заливают тёплой водой и дают отстояться в течение четырёх часов. Получившуюся смесь доводят до кипения и варят на медленном огне в течение двух часов. Кукурузную муку обжаривают до коричнеого цвета, после чего высыпают в предварительно процеженную смесь и варят ещё в течение трёх часов. Затем охлаждают до 35 °C и заливают заранее разведёнными дрожжами. Получившуюся смесь укрывают и ставят в тёплое место. Через сутки пробродившее пиво ещё раз процеживают, после чего по желанию добавляют сахар.

Знаменитый сорт осетинского пива, который варится в домашних условиях из пшеничного или пшенично-кукурузного солода, поджаренного до золотистого цвета. Соотношение пшенично-кукурузного солода составляет 1:1,5. Добавляется он в медный котел, установленный на костре и наполненный родниковой водой. Её температура не должна превышать 30°C. При тщательном перемешивании экстракт доводится до кипения и проваривается 5-6 минут.

Готовое осетинское пиво процеживается через плетенную корзину, с устланным соломой дном, или марлю в другой котел. Процеженная жидкость снова ставиться на огонь и варится еще 1,5 часа, после чего в неё добавляется 50 грамм хмеля. После его добавления напиток нужно варить еще в течение часа. Готовый отвар охлаждается до комнатной температуры, после чего в него добавляется 100 грамм сахара-песка и 100 грамм пивных дрожжей.

Брожение напитка проходит при комнатной температуре в течение 3-4 дней. Во время процесса брожения необходимо снимать с поверхности напитка образующуюся на ней пену. Готовый продукт разливают по бутылям, закупоривают и отправляют на хранение.

Фильм об осетинском пиве:

Способ приготовления

Рецепт приготовления осетинского пива в домашних условиях включает в себя следующие этапы:

  • 40-50 мл воды;
  • 1,5 кг зерен ячменя;
  • 1,5 кг зерен пшеницы;
  • 2 кг кукурузной муки.

Готовится пиво так:

  1. Смешиваем ячмень с пшеницей, заливаем водой и оставляем в сторону на 1 день.
  2. Воду сливаем, зерно переставляем в тепло для проращивания.
  3. Зерно сушим и перемалываем. Получаем солод.
  4. Солод высыпаем в глубокую емкость, заливаем теплой водой и ставим в сторону на 4 часа.
  5. По истечении указанного времени смесь ставим на плиту, доводим до кипения. Состав томим на тихом огне 2 часа.
  6. Через 2 часа состав снимаем с плиты, цедим.
  7. Берем кукурузную муку, обжариваем ее на сковороде без масла. Мука приобретет коричневый цвет.
  8. Муку всыпаем в состав и томим на плите 3 часа.
  9. Кастрюлю снимаем с плиты, остужаем до 35 градусов. Состав сливаем в глубокую емкость.
  10. В отдельной емкости разводим дрожжи и вливаем их в состав.
  11. Смесь закрываем одеялом, отставляем в сторону на 1 день. В емкости будет происходить процесс брожения.
  12. Полученный состав достаем, цедим, по желанию винодела в него добавляем сахар.

Рецепт осетинского алутона

Осетинское пиво выступает главной составляющей для изготовления национального питательного напитка, носящего название Алутон. Готовый слабоалкогольный продукт получается очень жирным и густым, способным сохранить свои изначальные дегустационные характеристики на протяжении довольно длительного времени.

Летом алутон употребляют в жидком виде, а зимой разрезают на несколько частей и едят, как холодец. Алутон принято готовить под открытым небом в кругу самых близких людей. Осетины, сохраняющие древние традиции, не проводят ни одного празднества без вкуснейшего, питательного алутона на столе.

Технология приготовления

  1. Первым делом снимаем шкуру с годовалого ягненка, а затем вынимаем все внутренности. Обязательным условием при приготовлении данного угощения является использование исключительно молодого барашка, поскольку мясо взрослого животного способно полностью испортить вкус алутона.
  2. Большой котел заполняем ранее сваренным осетинским пивом.
  3. Как только пиво закипит, аккуратно опускаем в него тушку ягненка с курдюком и томим его на слабом костре до полного растворения жира.
  4. За полчаса до прекращения варки добавляем в хмельной напиток дрожжи, шишки хмеля и закваску.
  5. Отфильтровываем угощение через марлю или мешковину, а затем настаиваем в темном помещении не менее трех суток. Особенностью такого напитка является тот факт, что со временем он превращается в застывшую, очень сытную массу, которая легко нарезается ножом на порционные части.


Знаете ли вы? В давние времена алутон брали с собой в дорогу путешественники и воины, идущие защищать свои земли. Тогда его использовали в качестве основной, сытной пищи, а на сегодняшний день он считается религиозным символом края и употребляется верующими жителями в знаменательные праздничные дни.

Полезная информация

  • Любознательным и новичкам в пивоварении для начала рекомендую узнать, что такое пиво.
  • Многие любители хмельного напитка частенько задаются вопросом, сколько хранится разливное пиво в пластиковой бутылке.
  • Очень уместной и актуальной будет информация о том, —как правильно пить пиво— и —как правильно его наливать—, чтобы не выглядеть глупо среди опытных дегустаторов.

Неудивительно, что осетинское пиво является одним из лучших на Кавказе, поскольку слава о его непредсказуемом и непохожем ни на что вкусе распространилась далеко за пределы региона. Уверяю вас, что очень сложно, практически невозможно отказать себе в удовольствии продегустировать неописуемо ароматный и удивительно привлекательный готовый напиток. Пейте на здоровье и радуйте своих родных и друзей!

KazuAle'ва ЖиЖа

Предисловие

Несколько раз наткнувшись на упоминания о использовании осетинами хмеля в пивоварении чуть ли не раньше германских племен, я заинтересовался историей осетинского пива, как в мифологическом, так и в историческом контексте. Перелопачивать десятки источников, кропотливо сопоставлять незначительные упоминания и делать изящные выводы, подобно тому, как делает это Юрий Катунин, я не могу — кишка тонка. Но, тем, не менее, что получилось — то получилось. Кстати, при написании статьи Интернет использовался фактически только для скачивания соответствующей литературы.

Интернет же, в лице сайтов современных осетинских пивоварен, исторических страниц, посвященных Северному Кавказу и некоторых прочих мест, в 90% случаев, как заведенные, тиражируют историю создания осетинского пива Сатаной. Сат áна — это центральная героиня осетинского эпоса (сказаний о нартах) [6], плод союза Святого Георгия (тот, который на московском гербе) с немного мертвой к времени зачатия дочерью водных божеств Дзерассой. Чтобы не вводить в ступор русский православный люд, имя осетинской героини частенько переиначивалось переводчиками на Шатану, что в общем от имени врага людского уводило недалеко (шайтан, ага). Так что читатель, помни: Сатáна и Сатанá — совершенно разные, противоположные практически во всем создания. И дальше я, по старой русской традиции, буду называть ее Шатаной (хотя транскрипция Сатана правильней).

Кроме нартского цикла, ценность при изучении истории осетинского пива представляют этнографические и археологические исследования, а также письменные упоминания о осетинах и их предках аланах у соседних народов. Список использованной мной литературы невелик и, весьма вероятно, что и в ней я опустил что-то важное. Кроме того, не обладая практически никакими познаниями в области истории и быта как Северного Кавказа в целом, так и конкретно Осетии, я не ставил своей целью написание серьезного труда. Ниже представлена просто некая компиляция, ставящая вопросы для более серьезных исследований пивными культурологами.

Возникновение и история развития культуры пива в Осетии

Итак, когда же пиво появилось на территории современной Осетии впервые? В XII - IV веках д.н.э на этих землях существовала т.н. Кобанская культура [2]. Ее представители занимались земледелием и возделывали пшеницу, просо и ячмень — самый неприхотливый для возделывания в горах злак. Из ячменя делали не только муку для хлеба, но и хмельной напиток, пиво. Скифские и сарматские племена, пришедшие на эти земли позже, были в большинстве скотоводами, и кто знает, может, именно воздействие кобанской культуры привело в дальнейшем к возникновению земледелия (и пива!) у одной из ветвей сарматов — аланов, предков осетин.

К рубежу I - II веков относится жизнь аланской царевны Сатеник, возможного исторического прототипа Шатаны, эпичной изобретательнице осетинсого пива.

Как бы то ни было, к VI веку у аланов земледелие вытесняет скотоводство на второй план. К этому периоду относятся найденные многочисленные подземные зернохранилища — ямы, обмазанные глиной или обложенные камнем. Зернохранилища и их распространенность свидетельствуют, что к тому времени у алан был избыток зерна (и для пива в том числе). Во второй половине первого тысячелетия аланы выращивают просо, пшеницу, ячмень и овес.


В XIV веке Северный Кавказ, несмотря на татаро-монгольское нашествие, продолжает активно заниматься выращиванием зерновых и становится житницей Золотой Орды[2]. Затем Тимур огнем и мечом проходит по Кавказу. Для Осетии наступают темные века. Именно к этому времени, по мнению большинства историков и этнографов, завершается создание нартского цикла.

Первые упоминания русскими источниками осетинских напитков (баганы, алутон, ронг, кьуымал) относятся уже к XVIII веку, времени после присоединения Осетии к России.

Осетинское пиво: загадки хмеля

Æ лутон и бæгæны: миф, ритуал и реальность.

Так почему обыденный напиток других народов, эль, у осетин он стал обозначать что-то редкое и ценное? Может, они в какой-то этап истории перестали пить пиво, а когда начали вновь, назвали его уже другим словом — бæгæны ? Но ничто не подтверждает этого, и В.И. Абаев в своем исследовании [1] полагает, что алутон был обычным пивом, просто начиная с некоторого времени оно начало использоваться осетинами в качестве ритуального напитка, аналогично Святому Причастию у христиан. Как вино, используемое для причастия, физически не отличалось от обычного вина, так и алутон, используемый в религиозных целях, физически не отличался от обычного пива. Но ритуалы во время приготовления и употребления делали алутон особенным, желанным и ценным. И со временем обыденное название для пива заменилось другим словом - бæгæны (корни которого, кстати, весьма смутны). Впрочем, тезис о том, что алутоном начали называть не простое пиво, а напиток на его основе, в котором варился курдючный жир или баранина, тоже имеет право на существование.

На земных пирах нартов пиво тоже лилось рекой. Стол заставлялся большими двуухими кувшинами с пивом, как это описано в сказании о Ацамаце и красавице Агунде. Кроме непосредственного питья, с пивом и ронгом связаны были и застольные танцы. Самые виртуозные танцоры пускались в пляс, балансируя на краю наполненной пивом большой чаши. Другой забавой была пляска с кубком, полным ронга, на голове танцора [1]. Лучшие из лучших не проливали ни капли во время танца.

Кстати, эти самые здоровые двуухие котлы для варки пива участвуют в другом важном событии — свадьбе осетина. Вплоть до конца XIX века они являлись неотъемлемой частью калыма за невесту в Осетии [6].

Солод: технология и сказка

Эпизод с уничтожением пяти ячменных колосков, кроме долгосрочных последствий в виде будущего снижения урожаев, возымел и мгновенное действие. Как только Хор-алдар надругался над ячменем, из чаши Уацамонга, наполненной брагой (ячменной, вероятно) которую в это время пил Хамыц, полезла всякая биотическая опасность в виде ящериц, змей, лягушек и прочих гадов. Но тверды, как булат, были усы Хамыца, он бил и колол гадов своими булатными усами, и вновь спрятались они на дне чаши. Возможно, в такой поэтической форме описан процесс фильтрации пива.

Очень обидно, когда портится не сравнительно просто приготовленная ячменная брага, а пиво, классический процесс приготовления которой долог и трудоемок. Сначала крупно смолотый солод вариться до десяти часов на сильном огне. Затем сусло фильтровалось и добавлялась промывочная вода. После этого пиво кипятилось с хмелем до тех пор, пока сусло не уварится по на объем добавленной промывочной воды [5]. Насколько я понимаю, темный цвет пива вызван не темным солодом, а именно продолжительностью варки.

Как уже упоминалось, помимо пива у осетин были и другие напитки на основе зерна [5]. Это и брага (браг, махсымæ, кумал), которая готовится подобно браге для араки (самогона). В отличие от пива, брага готовилась из несоложеного сырья, варка её была не столь продолжительна, причем варилась она как с хмелем, так и без него. Это и разнообразные напитки, подобные квасу, например, тæнæг къуымæл, когда к осадку от браги добавляют воду, смешивают и отстаивают еще раз. Или хмельной квас, ценимый выше, цъæх махсымæ — по сути брага, отстоявшаяся и осветившаяся в течение недели.

Другим напитком, упоминающемся в осетинском эпосе даже еще чаще, чем пиво, является ронг. Упоминается-то он часто, но из эпоса [6] можно лишь уяснить, что ронг — это хмельной напиток брожения, в процессе которого используется кипячение, и что по крепости он превышает пиво. Как и из чего он готовится, нартский цикл ответа не дает. Исследователи-этнографы, опрашивавшие осетин в ХIХ-ХХ веках, не могли получить ответа о природе этого напитка.

Здесь наверное должны быть некие материалы о поддержании древних традиций осетинскими пивоварами, но поскольку современного осетинского пива я не пил вообще, говорить на эту тему я счел нецелесообразным.

Выводы? Их тоже не будет, эта статья — пробный шар, соринка в глазу или искра в ночи (уж кому как нравится) для более усидчивых, образованных и заинтересованных пивных культурологов.

Список использованной литературы

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор — Л.: РИСО АН СССР, 1949

2. Дзугасва Э.X. История_Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней, т.1 - Орджоникидзе: Ир, 1987

3. Миллер В. Осетинские этюды. Часть 1. Осетинские тексты — М: бывш. Ф.Б. Миллера, 1881

4. Миллер В. Осетинские этюды. Часть 3. Исследования — М: Е.Г. Потапова, 1887

5. Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. - Владикавказ: арвАсин, 2011

6. Сказания о нартах. Осетинский эпос, пер. Ю. Лебединский. - Цхинвали: Ирыстон, 1981

7. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка — Владикавказ: Ир, 1990

Читайте также: