Госдума и алкогольные напитки

Также законопроект наделяет власти регионов правом устанавливать дополнительные условия для розничной продажи алкоголя в помещениях общественного питания, прилегающих к жилым домам. Например, наделяет их правом ввести полный запрет на продажу алкоголя в таких заведениях, если этого потребуют собственники квартир.

Предложение о запрете алкоголя в местах общественного питания, расположенных в жилых домах, ранее поддержал Роспотребнадзор. В пресс-службе ведомства отметили, что к ним поступают жалобы на работу таких заведений.


Журналист Александр Скворцов опубликовал Facebook скриншоты документов, из которых следует, что для обеих палат парламента и Счетной палаты закупают виски Блю Макаллан М Декантер (273 273 рубля за бутылку), белое вино брют Винтаж 2005 года (91 139 рублей за бутылку) и красное сухое вино Романе-Конти 2005 года, стоимостью 1 509 145 рублей.

Алкогольные напитки поставщик должен доставить по адресам: ул. Охотный ряд, д. 1 (Госдума РФ); ул. Большая Дмитровка, д. 26 (Совет Федерации) и ул. Зубовская д. 2 (Счетная палата).

В Управделами президента отметили, что комбинат питания, обслуживающий Госдуму, Совет Федерации и ряд других государственных учреждений самостоятельно определяет закупки такого рода. Кроме того, для протокольных мероприятий Госдумы не используются алкогольные напитки такой стоимостной категории.


МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о запрете продажи алкоголя в кафе, ресторанах и барах, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, если площадь зала обслуживания не превышает 20 кв. м. Документ инициирован группой депутатов Госдумы от фракции "Единая Россия". В первом чтении он принят 24 сентября 2019 года.

Закон был инициирован в связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, проживающих в многоквартирных домах и обеспокоенных частым нарушением общественного порядка на прилегающих к многоквартирным домам территориях, во дворах и детских площадках. "Население регионов негативно относится к размещению кафе, баров, торгующих алкоголем, так называемых "наливаек", в зонах жилой застройки", - говорится в пояснительной записке.

От 41 органа государственной власти субъектов РФ получены письма с информацией о существенном ухудшении общественного правопорядка в связи с отменой ограничений в области алкогольного рынка в организациях общественного питания, а также "выражена поддержка данной законодательной инициативы, признание ее необходимой, актуальной и целесообразной", указывают авторы документа.

Закон наделяет органы госвласти субъектов РФ правом устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, в том числе в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания, а также полностью запрещать розничную продажу алкогольной продукции в таких домах. Сведения об установлении таких дополнительных ограничений предоставляются органами госвласти субъектов РФ в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по ее запросу в трехдневный срок со дня получения такого запроса.

Ко второму чтению документа уточнено определение площади зала обслуживания. "Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов", - говорится в тексте закона. При этом границы прилегающих территорий определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными правительством РФ.

"Для нас крайне важно принять эти поправки именно сейчас, пока и так называемые "наливайки", и вся система общественного питания временно не работает, для того, чтобы люди после завершения карантина не столкнулись вновь с существованием этого зла под названием "наливайки", а их владельцы заранее понимали все свои риски и либо меняли вид деятельности, либо отказывались от торговли алкоголем", - сказал председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн ("Единая Россия").


Для госучреждений закупили виски Блю Макаллан М Декантер, стоимость которого составляет 273 273 рубля за бутылку, следует из скринов документов, опубликованных Скворцовым. Кроме того, среди покупок значится коньяк Тессерон Экстрем по цене 450 000 рублей. За бутылку белого вина брют Винтаж 2005 года готовы заплатить 91 139 рублей.

Самый дорогой пункт в списке — красное сухое вино Романе-Конти 2005 года за 1 509 145 рублей.

На сайте госзакупок отмечается, что алкоголь будет доставлен на ул. Охотный ряд, д. 1 (Госдума); ул. Большую Дмитровку, д. 26 (Совфед) и ул. Зубовскую, д. 2 (Счетная палата).

Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - В Госдуму внесен новый вариант поправок в закон о развитии виноградарства и виноделия в РФ. Законопроект предлагает распространить регулирование на винодельческую продукцию, включая коньяк и бренди, а также предусматривает новый переходный период для перехода производителей игристых вин на российские виноматериалы (балк).

Законопроект ("О внесении изменений в федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" N 972107-7) внес депутат Госдумы от Крыма Константин Бахарев.

Документ предусматривает, что в течение трех лет с 18 декабря 2019 года (с даты принятия закона Госдумой) при производстве игристого вина допускается использование тиражной смеси, находившейся на бутылочной выдержке (по данным на 18 декабря прошлого года) и приготовленной с использованием импортного виноматериала, концентрированного виноградного сусла, концентрированного ректификованного виноградного сусла.

Винодельческая продукция, произведенная и зафиксированная в ЕГАИС не позднее ста восьмидесяти дней с 18 декабря 2019 года, может быть реализована по старым правилам, предлагает автор законопроекта (то есть вино, произведенное из импортных материалов, но в течение этого периода, сможет называться "вином" и не должно в рознице продаваться на отдельных полках с пометкой "не является вином").

Принятый в конце прошлого года закон о виноградарстве и виноделии предусматривает, что вином не сможем называться продукция, сделанная с использованием импортных виноматериалов.

Эту норму критиковали представители бизнеса. "Сегодняшний объем российских виноградников просто не может обеспечить потребности отечественных производителей в виноматериале - его на нашем рынке просто не найти. В текущей редакции закон не поможет легальным российским игрокам, выпускающим вино из отечественного материала, как задумывалось, а лишит возможности крупных виноделов вести бизнес", - говорил генеральный директор ЗАО "Игристые вина" Юрий Дудко. Расположенный в Санкт-Петербурге завод "Игристые вина" (бренды "Левъ Голицынъ", El Paso, "Светское" и другие) - крупнейший в России импортер виноматериалов. По данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в 2018 году компания импортировала 2,85 млн декалитров (на втором месте - ПАО "Абрау-Дюрсо"), 1,91 млн декалитров).

Уточнить понятийный аппарат

Бахарев также предлагает включить в понятийный аппарат закона определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, а также распространить предусмотренный законом режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию. Это необходимо, чтобы обеспечить неразрывность правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли России, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Принятый закон решает вопросы правового регулирования только в отношении одного продукта переработки винограда - вина, отмечает автор законопроекта. В результате производители винодельческой продукции могут столкнуться с ситуацией, при которой из выращенного винограда производство вина осуществляется по одной технологии, в то время как производство иной винодельческой продукции (коньяка, бренди, виноградной водки) - по другой (в соответствии с требованиями федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Речь идет не только о различных технологиях производства и различных требованиях к разрешенным и запрещенным технологическим приемам и операциям, но и об отсутствии единого правового регулирования при установлении винодельческой продукции в рамках системы защищенных наименований и отсутствии единой системы контроля к качеству. Более того, производители винограда получат большую заинтересованность в его переработке на коньячные дистилляты или виноградосодержащие напитки, говорится в пояснительной записке.

Сусло для подслащивания

Закон в принятой редакции в рамках переходного периода позволяет три года со дня вступления его в силу добавлять к готовому вину отечественное сусло для подслащивания в количестве не более 7% от общего объема, за исключением вин защищенных географических указаний и защищенных наименований мест происхождения. Законопроектом предлагается ввести семилетний период.

При внесении поправок в закон также предлагается уточнить, что под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, понимаются плоды виноградных насаждений, расположенных в границах РФ на дату вступления в силу закона "О виноградарстве и виноделии". Это позволит решить проблему отнесения вин, находящихся в Крыму на длительной выдержке, к вину России, говорится в пояснительной записке.

Закон о виноградарстве

Закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" был принят Госдумой 18 декабря и подписан президентом 27 декабря. Ко второму чтению в Госдуме поступило более 100 поправок, но все они были отклонены.

Закон, в частности, устанавливает запрет на производство в России вина с использованием импортного винограда и виноматериалов (такой напиток не сможет называться вином). В течение трех лет со дня вступления в силу закона допускается лишь использование импортного концентрированного сусла для повышения сахаристости вина (но не более 7% от общего объема продукции и за исключением производства российских вин защищенных наименований).

Мартовские поправки Гордеева и Кашина

В марте депутаты Госдумы Алексей Гордеев и Владимир Кашин предложили свой проект поправок, который, в частности, предусматривал переходный период сроком на три года для производства вина из импортных материалов. Законопроект был отклонен, депутаты внесли новый вариант поправок. В нем такого предложения не было, но сохранилось положение о том, что виноматериалы, находящиеся на выдержке, могут храниться бессрочно (а вино, произведенное из них, может реализоваться по старым правилам). Затем и этот законопроект был возвращен авторам.

Закон о виноградарстве и виноделии вступит в силу с 26 июня 2020 года.

Между тем, в экспертном совете при Росалкогольрегулирования предлагают перенести срок вступления в силу законопроекта, говорится в проекте протокола по итогам заседания 8 июня (с копией документа ознакомился "Интерфакс").

Согласно законопроекту, инициатором которого стало правительство, для получения федеральных специальных и акцизных марок нужно будет подать только заявление через ЕГАИС.

Сейчас для этой процедуры необходим полный пакет документов, в том числе заявление, копия лицензии и договора поставки алкогольной продукции, справки ФНС об отсутствии задолженности по налогам, отчет об использовании ранее выданных марок, копии лицензии и прочие документы.

При этом марки, не использованные в течение девяти месяцев со дня их получения, подлежат уничтожению и автоматической блокировке системой ЕГАИС. Это сделает их использование в обороте невозможным, говорится в пояснительной записке.

Также предлагается унифицировать марки и перераспределить полномочия между федеральными органами исполнительной власти при контроле оборота алкогольной продукции, обеспечив при этом электронное межведомственное взаимодействие Росалкогольрегулирования и таможенных органов.

Росалкогольрегулирование получит функции по выдаче федеральных специальных и акцизных марок, а также контроль за их использованием. Полномочия по контролю маркировки спиртного при декларировании и совершении иных таможенных операций будут закреплены за таможней.

Для госучреждений закупили виски Блю Макаллан М Декантер, стоимость которого составляет 273 273 рубля за бутылку, следует из скринов документов, опубликованных Скворцовым. Кроме того, среди покупок значится коньяк Тессерон Экстрем по цене 450 000 рублей. За бутылку белого вина брют Винтаж 2005 года готовы заплатить 91 139 рублей. Самый дорогой пункт в списке — красное сухое вино Романе-Конти 2005 года за 1 509 145 рублей. На сайте госзакупок отмечается, что алкоголь будет доставлен на ул. Охотный ряд, д. 1 (Госдума); ул. Большую Дмитровку, д. 26 (Совфед) и ул. Зубовскую, д. 2 (Счетная палата).

Госдума в пятницу на пленарном заседании приняла во втором и третьем окончательном чтении закон о поэтапном запрете производства и оборота алкоголя в пластиковых бутылках емкостью более полутора литров, пишет РИА Новости.

Запрет распространяется не только на пиво, а на производство и оборот всей алкогольной продукции в пластике. Так, с 1 января 2017 года не допускается производство и оборот (за исключение розничной продажи) алкоголя в пластике объемом более 1,5 литра. С 1 июля 2017 года следом запрещается и розничная продажа такой продукции. Предоставляется возможность хозяйствующим субъектам реализовать произведенную продукцию в течение шести месяцев.

Кроме того, законом предусмотрено введение штрафов за розничную продажу, производство и оборот алкоголя в пластике объемом более 1,5 литра. Так, это будет грозить штрафом для должностных лиц в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой; для юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией.

Помимо этого, депутаты приняли поправку в проект постановления ГД и рекомендовали правительству РФ для снижения масштаба злоупотребления алкогольной продукции и профилактики алкоголизма продолжить в 2017 году работу по дальнейшему переходу на производство алкоголя в пластиковых бутылках объемом менее 1,5 литра.

Минфин РФ к осени подготовит новую систему распределения алкогольных акцизов между регионами, которая будет учитывать объемы продаж алкогольной продукции на территории субъектов РФ, сообщил журналистам замминистра финансов Илья Трунин.

"С введением ЕГАИС у нас появятся достоверные данные об объемах розничных продаж к 2018 году. И тогда можно будет перераспределять часть акцизов по аналогии с акцизами на бензин", — сказал он.

Трунин уточнил, что новая система распределения может быть введена и раньше 2018 года — все будет зависеть от данных системы ЕГАИС, которые начнут приходить с июля текущего года. "В любом случае, я за постепенный переход", — сказал замминистра.

Соответствующие предложения, по его словам, Минфин сможет представить осенью при подготовке проекта бюджета на следующую трехлетку.

В настоящее время поступления от акцизов на крепкий алкоголь распределяются между региональными и федеральным бюджетами в пропорции 40х60 соответственно, причем региональная часть распределяется между бюджетами субъектов РФ исходя из того, где производится алкогольная продукция, пишет РИА Новости.

Трунин подчеркнул, что федеральную часть акциза Минфин трогать не планирует, но намерен изменить систему распределения поступлений в регионы: частично сохранится действующая система, но еще часть акциза будет распределяться пропорционально объемам продаж алкоголя в субъектах РФ.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, при розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой при оказании ими услуг общественного питания, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой радостный для ИП вывод содержится в письме № 03-11-12/25886 от 04.05.2016 г.

Мнение Минфина насчет товарного чека по требованию несколько удивляет, ведь общественное питание относится к услугам населению. А ведомство неоднократно давало разъяснения о том, что при услугах населению применяется либо ККТ, либо БСО, даже если налогоплательщик применяет ЕНВД или ПСН.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 20 апреля 2016 г. изменены требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции. В частности, установлено, что на акцизные марки наносятся машиночитаемые элементы защиты от подделок, а также элементы, обладающие фосфоресценцией и специальными свойствами.

Цена акцизной марки для маркировки алкогольной продукции увеличена с 1600 руб. до 1700 руб. (без учета НДС) за 1000 акцизных марок.

Допускается ввоз в Россию и реализация алкогольной продукции с марками, которые были изготовлены в соответствии с прежними требованиями до даты вступления в силу новых (30 апреля 2016 года).


Конституционный суд РФ в Постановлении № 9-П от 30.03.2016 г. признал неконституционным пункт 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

До внесения изменений в законодательство остатки винодельческой продукции с длительными сроками выдержки, не реализованные производителем в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и продаже с передачей вырученной суммы бывшему собственнику. Это не препятствует производителю и самому участвовать в поиске покупателей.


С ноября 2015 года по 28 марта 2016 года территориальные органы Роспотребнадзора подали в суды свыше 250 заявлений о признании запрещенной к распространению информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом, размещенной на интернет-сайтах.

Суды уже рассмотрели 114 заявлений. Все они удовлетворены в полном объеме.

Ведомство продолжает работу, направленную на защиту граждан от приобретения некачественной алкогольной продукции, реализуемой через интернет-магазины.


Депутат Госдумы Виктор Звагельский внес на рассмотрение парламентариев законопроект, который создаст условия по соблюдению легальности и обеспечению госконтроля за розничной торговлей алкогольной продукцией через интернет.

Депутат напомнил, что в настоящий момент продажа алкогольной продукции дистанционным способом формально запрещена нормами постановления правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612.

Так, в частности, проектом закона предлагается ввести новый вид лицензии на розничную продажу алкогольной продукции через интернет. Продавцы будут представлять отчетность в форме деклараций по обороту алкогольной продукции в Росалкогольрегулирование. Кроме того, такие организации обязаны будут фиксировать объемы розничной продажи алкоголя в системе ЕГАИС.


Минпромторг предлагает ввести жесткие ограничения для ритейлеров, которые не вступят в создаваемый Российский национальный совет потребительского рынка (Совет рынка).

В частности, речь идет о лишении прав на торговлю алкоголем и сигаретами, о запрете работы в выходные и праздничные дни, а также о запрете открывать новые гипер- и супермаркеты в городах.

Отказавшиеся от членства в организации поставщики могут остаться без гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями, касающихся, например, сроков оплаты товаров и размера бонусов. Им также будет отказано в возможности рекламировать товары в магазинах сетей, являющихся членами совета.


Правительство РФ подготовило отрицательный отзыв на законопроект № 965929-6, предлагающий запретить продажу алкоголя лицам моложе 21 года.

Законопроектом предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 18 до 21 года.

По словам авторов законопроекта, такой возрастной ценз установлен в США. В Норвегии крепкие алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 20-летнего возраста. Предложение повысить минимальный возраст для продажи алкоголя в России поддерживают 77% россиян (данные ВЦИОМ).

В 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя, - сообщается в пояснительной записке к проекту.

Правительство рекомендовало отклонить законопроект.


В 2015 году поставки российской водки и ликеро-водочных изделий за рубеж снизились более чем на 40% в денежном и натуральном выражении.

По данным таможенной статистики, из России за рубеж было поставлено водки и ЛВИ на сумму 111,9 млн долларов, что на 40,2% меньше, чем в 2014 году (187,1 млн долларов). По расчетам Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя, объем экспорта упал за год примерно на 42%, до 4,35 млн дал.


Минфин РФ разработал законопроект, запрещающий субъектам РФ вводить ограничения на продажу алкогольной продукции.

Прежде всего, речь идет о запретах на алкогольные энергетики. По мнению представителей Минфина, регионы, вводя запреты на алкоэнергетики, нарушают права бизнеса и лишают бюджет дополнительных средств.

Ранее Госдумой был подготовлен законопроект о запрете производства алкоэнергетиков.

В рамках законопроект депутаты предлагают создать производственные стандарты и ГОСТы, запрещающие сочетать алкоголь с энергетическими компонентами.


В Госдуму внесен законопроект № 990393-6 о легализации розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом посредством сети Интернет.

Проектом предлагается ввести новый вид лицензии на розничную продажу алкогольной продукции через интернет. Осуществлять выдачу таких лицензий будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. В эту же службу лицензиаты будут предоставлять отчетность в форме деклараций по обороту алкогольной продукции.

Кроме того, с 2016 г. такие организации обязаны будут фиксировать объемы розничной продажи алкоголя в системе ЕГАИС.

Напомним, запрет на продажу алкогольной продукции дистанционным способом действует с 27 сентября 2007 года. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Однако данный подзаконный акт до настоящего времени не обеспечен ни административной ответственностью, ни процедурами реагирования.

О планах по внесению в Госдуму законопроекта о разрешении торговли алкоголем через интернет депутаты заявили несколькими днями ранее. Тогда депутат, автор проекта Виктор Звагельский сослался на то, что наличие интернет-торговли позволит создать еще один цивилизованный канал сбыта легальной и качественной продукции, в первую очередь, российским виноделам.

Отметим, что с концепцией законопроекта согласны далеко не все члены Госдумы. Так, депутат Дмитрий Носов предложил наоборот ужесточить ответственность за продажу алкоголя через интернет. Депутат отмечает, что именно через интернет в настоящее время продается больше всего контрафактного и опасного для жизни алкоголя. Носов предлагает штрафовать граждан за такой вид предпринимательства на сумму до 50 тысяч рублей, должностных лиц - на сумму от 100 до 200 тысяч рублей с конфискацией продукции или без нее.

Депутаты Госдумы во втором и третьем чтениях приняли закон, запрещающий продавать алкоголь в кафе, ресторанах и барах, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, если площадь зала обслуживания не превышает 20 квадратных метров, сообщает ТАСС

17 апреля 2020 12:15

Согласно документу, власти регионов сами могут устанавливать дополнительные условия для розничной торговли алкоголя на указанных территориях. Они вправе увеличивать площадь, необходимую для продажи, а также полностью запрещать продавать алкологольные напитки в жилых многоквартирных домах.

В первом чтении законопроект приняли 24 сентября 2019-го.

Ранее сообщалось, что под ограничения могут попасть около 10 тысяч заведений по всей стране. Прежде всего это коснется магазинов разливного пива в спальных районах, а также алкомаркетов, работающих по лицензии общепита.

В Москве, где алкоголь до начала режима всеобщей изоляции продавали примерно в 11 тысячах кафе, барах и ресторанах, лицензия есть только у 4,9 тысячи точек, а большая часть из них работает как раз в многоквартирных домах. Законом могут закрыть и небольшие бары с крафтовым пивом, в том числе и на центральных улицах.

Госдума приняла закон во втором и в третьем чтении, запрещающий продавать алкогольные напитки на первых этажах многоквартирных домов и на прилегающей территории к ним, если площадь такого заведения не превышает 20 квадратных метров.

Закон коснется, прежде всего, небольших ларьков по продаже разливного пива, расположенных в многоквартирных домах. Эти заведения чаще всего располагаются на площади менее 20 квадратных метров и, помимо напитков с невысоким содержанием алкоголя и закусок к нему, ничего другого не реализуют.

Закон поддержали власти в 41 субъекте РФ, где отмечено ухудшение общественного правопорядка. Закон наделяет полномочиями местные органы власти устанавливать дополнительные ограничения по продаже алкогольных напитков. Принятие закона в период действия в стране режима самоизоляции депутаты аргументировали тем, что у предпринимателей будет время для того, чтобы либо переориентировать свою деятельность, либо отказаться от торговли алкоголем.

Читайте также: