Государственная монополия на производство алкогольных напитков


МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Госдума отклонила в первом чтении законопроект о государственной монополии на производство водки и этилового спирта. Документ инициирован группой депутатов от фракции КПРФ во главе с председателем фракции Геннадием Зюгановым.

Законопроектом предлагалось с 1 января 2020 года ввести на территории России государственную монополию на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки).

Ранее комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выступил против принятия данного законопроекта. В заключении комитета указывается, что введение государственной монополии не является гарантией полного искоренения нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

"Анализ международного опыта показывает, что государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, ориентированная на здравоохранение и социальную политику, существует в различных странах, однако наиболее эффективные способы регулирования алкогольного рынка связаны с жестким государственным регулированием, ограничениями, касающимися рекламы, времени продаж, определения количества торговых объектов и мест их расположения", - говорится в тексте заключения.

О законопроекте

Документ предусматривал создание на базе ОАО "Росспиртпром" общероссийской организации, в состав которой на правах территориальных филиалов войдут организации, осуществляющие соответствующее производство. Объекты (имущественные комплексы) таких организаций должны передаваться в федеральную собственность в случае, если в их уставном фонде доля государства составляет менее 50%, с дальнейшим увеличением доли государства до 100%.

"Введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (водки) наряду с внедрением ЕГАИС - системы учета производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции вплоть до внедрения автоматизированного учета его оборота в каждом торговом магазине, безусловно, позволит снизить выпуск нелегальной и некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукции и мобилизовать дополнительные доходы в федеральный бюджет в сумме около 400-500 млрд рублей в год", - считают авторы законопроекта.

Рынок производства и продажи алкогольной продукции довольное специфичен. Поэтому государство контролирует его особыми методами. В то же время, разговоры о ведении государственной монополии на алкогольную продукцию не утихают. И вот каково положение дел на 2019 год.

Монополия на продажу алкоголя: аргументы против

В России статьёй 8 Конституции гарантируются:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • поддержка конкуренции;
  • свобода экономической деятельности.

Считается, что непосредственное участие государства в экономических отношениях ограничивает возможности развития предпринимателей и дестимулирует их деловую активность. Поэтому Правительство РФ:

  • последовательно развивает рыночную экономику и конкуренцию;
  • сокращает необоснованное государственное вмешательства в условия функционирования рынков и предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

  • осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций;
  • оказание государственных и выполнение иных услуг/функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития, введение в России государственной монополии на продажу алкогольной продукции не соответствует целям создания государственных корпораций и компаний.

При этом введение госмонополии на продажу алкогольной продукции может привести к ряду негативных социально-экономических последствий. В том числе:

  • к прекращению деятельности негосударственных организаций, осуществляющих производство и оборот такой продукции, без компенсации затрат на перепрофилирование производства;
  • установлению монопольно высоких цен.

Кроме того, введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции на территории России потребует значительных затрат всех бюджетов – в связи с необходимостью создания соответствующих государственных торговых объектов по продаже такой продукции и/или приобретения государством контрольных пакетов акций организаций.

Монополия на спирт

Необходимо отметить, что ключевое звено при производстве алкогольной продукции – это сырье в виде этилового спирта. Поэтому считается, что установление полного государственного контроля за производством этилового спирта позволит установить контроль за производством всех видов крепкой алкогольной продукции.

При этом увеличение доли производства спирта предусмотрено рыночными методами – путем покупки спиртовых активов за счет собственных и кредитных средств.


Таким образом, производство пищевого этилового спирта в Российской Федерации будет консолидировано в рамках одной компании.

Акцизы на алкоголь

Налогообложение акцизами – тоже важный источник устойчивого и сбалансированного формирования доходов государственного бюджета.


Облагая производителей алкогольной продукции акцизом, государство:

  • с одной стороны – регулирует ее доступность для населения;
  • с другой – изымает часть прибыли в доход себе, искусственно снижая традиционно высокую рентабельность такой деятельности.

Таким образом, акцизам характерна как фискальная, так и регулирующая функция.


Действующий механизм налогообложения позволяет акцизам в полной мере выполнять вышеназванные функции.

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Государственная монополия на производство.

Государственная монополия на производство и торговлю.

Региональные монополии, контролирующие продажи алкоголя в зависимости от потребления

Монополия на розничную продажу алкогольных напитков (исключая алкогольные продукты крепостью менее 4,7 %).

Монополия на оптовую продажу бренди.

Монополия на оптовую продажу бренди.

Монополия на производство вин и крепких спиртных напитков. Лицензия, требуемая для продаж.

Монополия на производство вина и крепких спиртных напитков

Монополия на производство крепких спиртных напитков и их розничную продажу.

Лицензирование системы производства и распределения в настоящее время сосуществует с традиционной государственной монополией.

Государственная монополия на розничную продажу (кроме продажи некрепкого пива в магазинах бакалеи).

Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков, но не вина, пива и сидра. Монополия предоставляет лицензии другим производителям.

Бывшая Югославская Республика Македония

Государственная монополия на производство и распределение всех трех типов алкогольных напитков.

Государственная монополия на производство и распределение крепких спиртных напитков.

Государственная монополия на производство всех трех типов алкогольных напитков.

Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков и крепленого вина.

Соединенные Штаты Америки

Лицензия или монополия в зависимости от штата. 18 штатов имеют монополию на оптовую продажу, из них 10 - монополию на розничную торговлю.

Государственная монополия на производство крепких спиртных напитков, которая может лицензировать других производителей.

Один из наиболее распространенных методов ограничения доступности спиртных напитков - лицензирование как их производства, так и продажи. Более 40 стран используют ту или иную систему лицензирования. Наряду с такими системами, часто вводят ограничения на часы и дни, когда продажа алкогольных напитков может быть разрешена. Многочисленные наблюдения показали, что подобные ограничения могут существенно снизить потребление спиртного. В ряде стран система указанных ограничений хорошо организована. Однако законы, направленные на сокращение доступности алкогольных напитков, к сожалению, не всегда соблюдаются.

Примеры стран с системами лицензирования алкоголя

Горючее достояние



С третьей попытки российское государство возвращает себе монополию на производство спирта. Причём на сей раз правительство само берёт быка за рога, не полагаясь более на законодателей – те, как показала практика, всякий раз оказываются бессильными против лоббистов отрасли, приносящей запредельную прибыль. До конца текущего года в госсобственность будут возвращены восемь заводов, производящих спирт. Чего ждать от этой сделки ценой в 6,5 млрд рублей? Станет ли водка чище, а государство – богаче?

Сложно сказать с уверенностью, сколько наших соотечественников ежегодно умирает от некачественного алкоголя: то ли 72 500 человек, как уверяет официальная статистика Роспотребнадзора, то ли все 400 000 – именно столько насчитал полтора года назад депутат Госдумы Олег Нилов, работая над законопроектом о введении госмонополии на производство этилового спирта. От наркотиков, если что, умирает в четыре раза меньше людей. А какие баснословные финансовые потери несёт казна, и говорить страшно: согласно выкладкам зампреда думского комитета по промышленности Павла Дорохина, восстановление госмонополии на производство спирта принесёт в бюджет до 3 трлн руб-

Путин выступал за национализацию производства спирта ещё 10 лет назад


Частники продают технический спирт под видом питьевого

Здесь следует сделать отступление и объяснить, почему доверять производство спирта частникам чревато непредсказуемыми последствиями. Как известно, человек слаб и подвержен множеству искушений. А противостоять искушению сверхприбылями, как опять же показывает жизнь, и вовсе невозможно. Спиртозаводчик может выпускать либо чистый питьевой спирт, либо технический, содержащий порядка 0,05% ядовитых примесей. Выпускаешь питьевой спирт – платишь акциз. Выпускаешь технический – от уплаты акциза освобождаешься. К тому же сбыт технического спирта практически не регулируется. Как вы думаете, по какому пути пойдёт частный предприниматель? То-то и оно: из полутора десятков крупных негосударственных производств официально производили питьевой продукт всего два завода. Остальные гнали технический спирт, но сбывали его и производителям суррогата, и даже некоторым официальным производителям водки.

На сегодняшний день государство контролирует то ли 60, то ли 80% производства спирта в стране – отсутствие внятной однозначной статистики на сей счёт на самом деле ясно показывает, насколько эффективен контроль. То ли дело в Российской империи или советской России, когда государство контролировало не только производство, но и продажу спирта и водки! Но ситуация, кажется, вот-вот кардинально изменится.


Геннадий ЗЮГАНОВ, председатель фракции КПРФ в Госдуме:

Правительство ищет деньги, а покупатели – алкоголь подешевле


Инцидент произошел сегодня утром в одной из школ Горячеключевского района. Там мужчина проник в учебный класс и ранил себя на глазах у школьников.

Есть, правда, одна загогулина: общая стоимость этих активов – порядка 6,5 млрд рублей, а у правительства нет то ли желания, то ли возможности единовременно потратить такие средства. Потому решено привлечь кредит в размере 4,5 млрд рублей. В нынешней ситуации это непросто, но до конца года правительство твёрдо намерено решить эту проблему, ведь все перечисленные производства уже внесены в список аффилированных лиц Росспиртпрома. Таким образом, к началу следующего года в стране окончательно сформируется монополист – Росспиртпром.

Всё, проблемы решены и потребители перестанут умирать от суррогатов? Бабушка надвое сказала, знаете ли. Обратим взоры на союзную Белоруссию. Там хоть и нет монополии, но тем не менее государство контролирует производство 90% крепкого алкоголя. Казалось бы, почему же тогда не снижается смертность потребителей горячительного? А всё просто: у белорусов, как и у нас, кризис, покупательная способность просела то ли на 25, то ли на все 40%, и население плавно перешло на самопальный продукт. При этом в сельских районах смертность значительно ниже, чем в городе: самогон, стало быть, в разы безопаснее водочного суррогата. Откровенно говоря, в нашей стране потребление заводского алкоголя тоже снижается – если верить Росстату, аж на 25% за два года, и причиной тому резкий рост акцизов. Таким образом, сложно сказать однозначно, перестанут россияне умирать десятками (или даже сотнями) тысяч от суррогатов или не перестанут.

Куда девается чистая прибыль Росспиртпрома?

И всё-таки введение монополии на производство и реализацию спирта – мера однозначно полезная. Хотя бы потому, что она позволит пролить свет на некоторые тёмные стороны производства крепкого алкоголя. Потому как это самое производство – Лох-Несс, Бермудский треугольник и чёрная дыра, вместе взятые. Вот смотрите: согласно расчётам Росстата, в минувшем году посредством легальной розничной торговли в стране было реализовано более миллиарда литров крепкого алкоголя. При этом, если считать по акцизам, статистика принципиально иная – реализовано 750 млн литров, а вовсе не миллиард с хвостиком. Что это значит? Что четвёртая часть товарооборота нашей легальной торговли – суррогат. Или вот ещё: как вы думаете, может ли быть нерентабельным производство спирта и водки? Не спешите с ответом, хотя он, кажется, очевиден – нет в мире легального производства, более доходного, чем производство горячительного. В позапрошлом году Росспиртпром при выручке в 4,5 млрд рублей ухитрился получить чистую прибыль, едва превысившую 100 миллионов. Слёзы, а не прибыль. Как так? Расхожее объяснение прежде звучало так: жмут конкуренты, частники. Теперь, когда частников не останется, низкие показатели прибыли придётся объяснять более внятно и убедительно.

В пятый раз монополию возродили уже в советской России – воспользовавшись смертью Ленина в январе 1924 года. Вождь мирового пролетариата до конца жизни был против того, чтобы государство российское заново подмяло под себя столь прибыльную отрасль – с её помощью Ленин, вероятно, пытался форсировать НЭП. Так или иначе, пятая монополия действовала вплоть до распада СССР. В 1985 году, на момент старта горбачёвской антиалкогольной кампании, продажа водки составляла шестую часть всего советского товарооборота и треть доходов от торговли продовольствием.

Отменил монополию президент России Борис Ельцин в 1992 году. Правда, через год он передумал, подписав указ о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но к тому времени подросли и окрепли лоббисты, фактически заблокировавшие действие президентского указа. Стали набирать силу частные производители крепких спиртных напитков, и в апреле 1998 года пришлось упразднить госинспекцию по обеспечению монополии на алкоголь.


Фото: en.president.az
Азербайджан довольно больно ударил по позициям Газпрома в Турции. Анкара перестала быть крупнейшим покупателем российского газа на Западе. Теперь Баку нацелился на поставки газа в ЕС. Почему Россия потеряла лидерство на турецком газовом рынке, сможет ли его вернуть и как ей переиграть соперников на европейском рынке газа? Подробности.

Фото: РИА Новости
Владимир Путин написал программную статью, посвященную причинам начала Второй мировой войны. Но текст этот не о истории – он о современном мире. Мире, где совершаются ошибки, аналогичные тем, что совершали близорукие западные элиты в 20-е и 30-е годы. Мире, который может расплатиться за них точно так же, как расплатился в страшные 40-е – в случае, если забудет уроки истории, о которых говорит Владимир Путин. Подробности.
  • Пушков оценил ответ Лондона на статью Путина о Второй мировой войне
  • Эксперт: Внесение поправок в Конституцию наведет порядок в документе и в головах
  • Лидер КПСС призвал поддержать поправки к Конституции

Фото: неизвестный русский художник
20 июня 1605 года приспешники беглого дьяка Гришки Отрепьева, взявшего имя покойного царевича Дмитрия, задушили 16-летнего русского государя Федора II Годунова. И это стало истинной трагедией для всей России, на долгие годы сделавшейся добычей разбойников и интервентов. Если бы Федор смог удержаться на троне, вся история России могла пойти совершенно по другому пути. Подробности.
  • Военный историк рассказал, на что обратить внимание на предстоящем параде Победы
  • Путин назвал российские лекарства лучшими в мире
  • Путин поручил держать на контроле выплаты медикам

Фото: 16.mchs.gov.ru
В нефтегазовом секторе России произошла очередная авария. В результате взрыва и пожара на газораспределительной станции в Казани один человек погиб, еще двое пострадали. В городе введен режим ЧС. По мнению экспертов, инциденты подобного рода указывают на масштабные проблемы российской инфраструктуры. В чем именно они заключаются и как их можно решить? Подробности.
  • Замурованное в бетон тело ребенка нашли под Астраханью
  • Полицейского задержали по подозрению в убийстве коллег в Воркуте
  • Девочка умерла на улице в Кемеровской области
  • С 70 тыс. рублей и более
  • Со 150 тыс. рублей и более
  • С 500 тыс. рублей и более
  • С 1 млн рублей и более
  • Оставить единую ставку налога как сейчас
  • Да, в любом случае
  • Все зависит от суммы компенсации
  • Нет, никаких денег от Ефремова брать они не должны
  • Обменять на россиянина Виктора Бута
  • Оставить отбывать наказание в российской тюрьме
  • Отпустить, чтобы не ухудшать отношения с США




Заслуженный артист России Михаил Ефремов в центре Москвы устроил пьяное ДТП, в котором погиб человек. Таким образом актер, которому грозит реальный или условный срок, может оказаться в ряду коллег, по тем или иным причинам побывавшим за решеткой – колонии или изолятора.

Правительство России прорабатывает вопрос о введении монополии на спирт, заявил в пятницу вице-премьер Александр Хлопонин. На алкогольном рынке уже близится к завершению одна из крупнейших в его истории сделок, выраженная в массовой скупке частных спиртзаводов Росспиртпромом. Намерения государства понятны, но насколько эффективна эта мера для бюджета и как она скажется на потребителе?

Окончательное решение спиртового вопроса


Добровольно-принудительная консолидация

Методы консолидации в отрасли были достаточно жесткими. Достаточно вспомнить кампанию по перелицензированию предприятий алкогольной промышленности, которую Росалкогольрегулирование провело в 2011 году – тогда продлить лицензии не удалось десяткам предприятий, что серьезно отразилось на экономике ряда регионов. Например, в Северной Осетии, где масштабное производство алкоголя процветало еще с начала 1990-х годов, были остановлены практически все ведущие спиртовые и водочные заводы, в результате чего бюджет республики потерял значительную часть своих доходов. Одним из тех, кто выиграл в результате сокращения числа региональных производителей алкоголя, оказался Росспиртпром. По данным годового отчета компании по итогам 2014 года, ей принадлежали доли в 13 спиртовых и ликеро-водочных компаниях в разных регионах страны.

Германский идеал и российские реалии

Говоря о необходимости введения госмонополии на производство спирта, Хлопонин в качестве модельного примера привел Германию, где весь отпуск спирта с заводов, в том числе частных, регулируется государством. Однако, полагает Вадим Дробиз, более удачным было бы сравнение России с Белоруссией. В этой стране 90% производимого крепкого алкоголя контролируется государством, но при этом из-за экономического кризиса официальные продажи в последние 2,5 года просели на 30% – население перешло на суррогаты и нелегальную водку, в том числе поставляемую из РФ.

Существенными остаются и объемы нелегального производства алкоголя на промышленных мощностях. В прошлом году, по данным Росстата, в легальной рознице было реализовано 1,05 млрд литров водки и ликеро-водочных изделий (кстати, объемы фактического потребления год от года почти не меняются), однако, по расчетам ЦИФРРА, если сравнить этот объем с суммами поступивших акцизов, то окажется, что акцизы покрывают всего лишь 750 млн литров. Все остальное – это именно нелегальное производство, которое государство собирается резко снизить, введя монополию на производство спирта.

Правда, без дальнейшего увеличения розничных цен на алкоголь в результате последовательной консолидации в руках государства спиртзаводов, скорее всего, не обойдется. Еще в середине прошлого декабря ФАС предложила начиная с 2018 года повысить минимальную стоимость крепких напитков (от 38 до 56 градусов) с нынешних 185 до 240 рублей. Правда, в антимонопольном ведомстве пояснили, что это предложение продиктовано все тем же соображением – необходимостью борьбы с нелегальным производством. Контрафактный алкоголь, по оценке ФАС, составляет 40–50% рынка, причем объемы его выросли после того, как минимальная цена водки в прошлом году была снижена (ранее она составляла 220 рублей) – оказалось, что при новой цене производить легальный алкоголь практически невозможно.


Государственная монополия на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции была отменена в 1992 году. Вместо относительно дорогой, но производимой по ГОСТу алкогольной продукции страну наводнила низкопробная крепкая контрафактная выпивка. В результате резко выросли потребление алкоголя, смертность от алкогольных отравлений и стоимость отечественного спиртного.

Если в 1985 году (накануне антиалкогольной кампании) продажа водки обеспечивала треть доходов государства от торговли продовольствием, то к 1994 году налоговые поступления от оборота алкогольной продукции давали лишь 2% бюджета.

Уже через год после отмены монополии правительство попыталось вернуть производство и сбыт спиртного обратно под контроль государства, но эти попытки провалились. В 1998 году государство окончательно признало поражение в борьбе за алкогольный рынок, существовавшая на бумаге монополия была формально упразднена.

Сегодня ввиду резкого сокращения бюджетных поступлений государству впору вновь задуматься о монополизации рынка алкогольной продукции. Разумеется, продажа спиртного не сможет полностью компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, но она вполне могла бы стать существенной статьей наполнения оскудевшего бюджета.

Государственная монополия на продажу алкоголя в рознице давно существует, например, в близких нам по географии и климату Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Канаде и даже в некоторых североамериканских штатах.

Как утверждает заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Ульянов, произошло перераспределение полномочий и укрепление роли Минфина в плане контроля и сбора налогов.

При этом Ульянов опасается, что следствием снижения ценовой доступности алкоголя может стать рост алкогольной смертности из-за потребления дешевых суррогатов.

Доцент кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что в вопросах контроля за производством спирта интерес государства к этой отрасли объясняется двумя трендами.

По его словам, государство сегодня на 80% сократило число ликеро-водочных предприятий и спиртзаводов по сравнению с 1990-ми годами. И постепенно усиливает свою монополию через покупку оставшихся спиртовых заводов, чтобы контролировать всю цепочку стоимости – от распределения квот на зерновую пшеницу до производства спирта. Это делается, чтобы контролировать себестоимость и, в конечном счете, контролировать собираемость акцизного сбора, который сегодня вновь является существенной строкой в бюджете.

Вторая фаза, по его мнению, будет уже полноценной госмонополией. Остается только небольшая группа заводов, кого-то из них государство купит, кто-то просто выдавит с этого рынка. Это уже не будет такой проблемой, как было бы в 2007 году, когда на рынке работало 135 спиртовых заводов. Сегодня их осталось только 35. Решить проблему внедрения госмонополии на рынке, где небольшое количество участников, конечно, гораздо проще. Кроме того, надо учесть, что внедряется еще и система ЕГАИС. Вкупе все это приведет к тому, что в 2017 году в городской легальной алкогольной рознице нелегальной водки уже не будет.

Но все меры, которые предпринимает государство, никак не отразятся на рынке нелегальной суррогатной продукции, на которую приходится примерно половина выпиваемого россиянами спиртного в форме аптечных настоек, спиртосодержащих жидкостей двойного назначения, суррогатного алкоголя и самогона, предупреждает эксперт.

Чисто теоретически, если государство в 2017-2019 годах победит аптечные настойки, заводскую нелегальную водку, спиртосодержащие жидкости двойного назначения, то рынок самогона, который по итогам 2015 года составлял менее 200 миллионов литров, может вырасти до 900 млн литров к 2019 году. Но это уже не имеет отношения к легальному сектору. По крайней мере, легальный сектор производства и розницы будет под контролем. В магазинах будет тлолько легальный продукт, и потребителю от этого будет спокойнее, уверен Дробиз.

С кого будет брать пример правительство России, когда захочет еще сильней закрутить гайки в деле борьбы с алкоголизмом



В России продолжает ужесточаться алкогольная политика – возрастные ограничения, запрет рекламы и ночных продаж, индексацияставки акциза и предложения о введении госмонополии. Однако на фоне многих других стран наша по-прежнему может показаться лояльной к градусу.



Потребление алкоголя, литры спирта на человека в год: 6,3

Основные меры: государственная монополия на производство и продажу алкоголя, запрет рекламы, повышенное налогообложение

Исландия – лидер нашего рейтинга, так как в ней действует госмонополия не только на продажу, но и на производство алкоголя. Примеров государств, разделяющих эту точку зрения, немного, и все они преимущественно относятся к категории стран третьего мира: Алжир, Бангладеш, Бенин, Конго, Куба, Монголия, Сенегал и т.д. В Исландии в начале XX века действовал сухой закон, причем, особенно не повезло пиву, для которого он продержался аж до 1989 года. Последствия этого ощущаются до сих пор – пиво в Исландии стоит дорого из-за высокого налога с розничных продаж, составляющего 40,1% (почти на 5% больше, чем у вина). Однако население страны это не отпугивает: день легализации пива считается праздником и активно отмечается в барах.



Потребление алкоголя, литры спирта на человека в год: 7,8

Основные меры: государственная монополия на продажу алкоголя, запрет рекламы, повышенное налогообложение



Потребление алкоголя, литры спирта на человека в год: 12,5

Основные меры: государственная монополия на продажу алкоголя, ограничение рекламы, повышенное налогообложение

Опять большие налоги с розничных продаж: 47,7% на пиво, 37,3% на вино и 59,9% на крепкий алкоголь, а также всевозможные запреты и ограничения продвижения и потребления в общественных местах. Следуя примеру других северных стран, Финляндия также вводила в 1919 году сухой закон, но позже его отменила (1932 год), оказавшись не в силах бороться с контрабандой. Однако, делая все, как соседи, Финляндия не смогла добиться такого же результата, оставаясь самой пьющей страной Скандинавии. Будем надеяться, что граница с Россией тут ни при чем.



Потребление алкоголя, литры спирта на человека в год: 10,3

Основные меры: государственная монополия на продажу алкоголя, запрет рекламы, повышенное налогообложение



Потребление алкоголя, литры спирта на человека в год: 6,3

Основные меры: запрет рекламы, повышенное налогообложение, частичное ограничение потребления в общественных местах

Читайте также: