Как сварить чувашское пиво в домашних условиях

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Текст видео

На 10 л пива : 40-100 г хмеля , 200-300 г пивных дрожжей или 10-15 г прессованных дрожжей , 100 г сахара .

Готовят солод из ржи , ячменя , овса , в старину же готовили из проса . Зерна хорошо промывают, замачивают , проращивают в теплом месте . Просушивают, размалывают. Цвет пива зависит от цвета солода. Если просушивают в печке, то окраска получается темнее, чем просушенный на солнышке. В зависимости от сорта и вида хмель собирают в разное время в августе или в сентябре. Шишки должны быть зеленого цвета и не распустившиеся, внутри желтая пыль. Хмель также содержит 80°/о воды. Сушат тонким слоем в притемненном теплом месте .
Мягкая вода придает пиву хороший вкус, пенистость, крепкость. Зимой пенистый напиток готовят из артезианской или колодезной воды, весной и летом колодезную воду разбавляют талой или дождевой водой.

Пивные дрожжи готовят так: в ковш наливают теплое сусло, добавляют муку, немного сахара или меда, размешивают, чтобы не было комков, добавляют осадок от пива , затем выдерживают 2-3 часа до появления пены и пузырьков. В глиняные или чугунные горшки кладут солод, заваривают кипятком, закрывают крышкой и ставят в печь, чтобы томился и становился слаще. Одновременно варят хмель отдельно или вместе с солодом. Затем разбавляют кипятком, пропускают через ржаную солому, установленную в специальное корыто (кункара, шан). В специальную кадку с отверстиями и пробкой кладут солод, заваривают кипятком, выдерживают и через отверстие сливают. В кадку с отверстием и пробкой кладут солод, заливают родниковой, колодезной водой и выдерживают 3 дня. Затем открывают пробку и сливают сусло, прокипятят и охлаждают.

Берут 1 часть солода и 6 частей воды и наливают в бочку. Молодое пиво бродит при температуре 16-18°С одни сутки . При температуре 4-6 °С в
погребе пиво доходит до готовности за 2-З недели .

Примечание:
* Сусло киснет одни сутки. Если закваску ставить в теплое место, то киснет скорее, но пиво будет иметь не очень приятным вкус.
* Если сусло застудили, то оно киснет больше суток.
* Проросшее зерно для солода сушат медленно, иначе пропадет мальтоза и другие растворимые углеводы. Этот процесс обычно занимает от 9 до 12 дней.

Не ленитесь снимать на видео, как вы готовите национальные чувашские блюда!

Культура пивоварения в Чувашии складывалась веками. Пиво здесь разрешают пить даже детям, поскольку варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть. Приготовление пива занимает от семи до 14 дней.

Малый Сундырь – старинная деревня в 25 км от столицы Чувашии Чебоксар. Когда-то здесь шел Сибирский тракт, и в деревне находилась большая почтово-ямская станция. Сейчас в Малом Сундыре действует огромный этнографический комплекс. Владислав Эльмень – его смотритель и председатель совета старейшин Малого Сундыря.


Эльмень – старинная чувашская фамилия. "Эль" означает страна, "мень", "ман" – человек.

Владислав Эльмень выносит ковш с пивом и поет старинное приветствие. Наш провожатый, ученый-филолог и председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станъял рассказал, что в приветствии содержится старинная формула, которую можно перевести следующим образом: если нет медового пива, то найдем хмельной отвар.


Медовые сорта пива, симбыл и шербет, считались дорогими из-за того, что целебным был ключевой ингредиент – мед.

Самый коварный, оставляющий без ног после одного стакана напиток – это кырчама, броженная также на меду.


Существует множество сортов чувашского домашнего пива. Есть повседневное (обычное), праздничное (крепленое), ритуальное (поминальное), детское (максума). Все сорта имеют высокую плотность, но разный градус.

Пиво в Чувашии традиционно варили женщины. Из поколения в поколение передавали секреты мастерства.


Благодаря практически полному отсутствию градусов в будничном пиве, домашние пивовары не подвергались гонениям даже в разгар советских антиалкогольных кампаний. Наиболее уместным будет сравнение простого пива с домашним квасом.

В Чувашии есть даже собственный аналог немецкого Октоберфеста –праздник осеннего пива Кер сыри. Но в отличии от Германии, магнитом для массового туриста чувашское пиво так и не стало. Потому в этом напитке в чувашских деревнях не видят особой коммерческой ценности – варят, главным образом, для себя, как и много веков прежде.

В музее есть экспозиция, посвященная пивоварению. Представленной там утвари не меньше ста лет.


Владислав Эльмень рассказывает, что такой утвари в домах почти не осталось, зато сохранились традиции, а также те, кто эти традиции хранит.

Варка идет на заднем дворе дома Эльменей. Показывает и рассказывает сам хозяин, помогают ему несколько женщин, а контролирует процесс родственница – старейшая жительница деревни Мария Эльмень.


Самый сложный и долгий этап – подготовка солода. Сначала его просеивают. Ситом служит ветер. Затем моют. Пустые зерна всплывают. Их выбрасывают.

Зерна замачивают на сутки. Двое суток они будут прорастать. Затем, чтобы остановить рост, зерна заливают кипятком и ставят в печь на 12 часов. В печи зерно набухает еще больше, и получается солод. Его высыпают на поддон и снова ставят в печь. Утром солод можно обмолачивать.

В процессе есть много тонкостей. Например, печи надо дать время чуть остыть, чтобы зерна не сгорели. Владислав Эльмень говорит, что сейчас даже в деревнях не осталось традиционных русских печей. Выручает его, как и многих других домашних пивоваров, печка-каменка в бане.

Варку начинают с того, что засыпают в котел сахар (раньше, когда сахара не было, отваривали свеклу). Когда сахар станет коричневатым, наливают воду и мешают отвар. В это время принято поминать усопших и просить бога, чтобы пиво получилось "добротным" и "всем угодным".

​В сладкий отвар всыпают хмель. Принято, чтобы женщины в это время пели, а дети танцевали. Хмель всыпают только один раз и кипятят несколько часов, чтобы ушла горечь. Это – очень важный момент. Хмельное и горькое пиво чуваши не одобряют. Потом добавляют солод и варят еще несколько часов.

Все это время отвар необходимо постоянно помешивать, иначе осевший на дно тяжелый солод может пригореть к котлу. Получившийся отвар фильтруют через ветви малины, липы, березы и пласты ржаной соломы (ветви служат фильтром грубой очистки, а солома – тонкой).

В готовый отвар добавляют дрожжи и сахар. Сахар добавляют набольшими порциями и каждый раз пробуют. Если готовят медовое пиво, вместо сахара добавляют мед. Бродить пиво должно не меньше недели, а лучше все две.


Поскольку варка пива – процесс сложный и долгий, варят его большими порциями к большим событиям: свадьбам, поминкам, новосельям и разным календарным праздникам.

Раньше, чтобы пиво хранилось долго, его, уже готовое, еще раз кипятили, опуская прямо в чан специальные раскаленные камни.

А еще пиво хранили в ледяном погребе. Это пиво называют подснежным. Его подают в подогретой посуде. Особенно хорошо подснежное пиво в жару.


Завершающий, но не менее важный, чем сама варка, этап – дегустация.

Дегустация – торжественное действо. Она проходит в доме, за накрытым, ломящимся от пирогов и закусок столом.​


В Чувашии нет семьи, где бы не варили домашнее пиво по старинному рецепту, передающемуся из поколения в поколение.


Проверенные временем

Разменяв девятый десяток, Нина Кудряшова не устаёт угощать родных и близких домашним пивом.


«Берём колодезную воду, хмель, ржаной солод, дрожжи и сахар. Главное - соблюдать определённую последовательность действий, - рассказывает жительница деревни Кадыши Вурнарского района, Нина Кудряшова. - Сначала в чане кипятим поду, затем добавляем ржаной солод, доводим до кипения. Туда же добавляем хмель и кипятим около четверти часа. В горячую смесь всыпаем сахар, перемешиваем.

В каждой семье свой рецепт

Конечно, в каждой семье есть свои особенности приготовления хмельного напитка, здесь очень много тонкостей. На вкус пива влияет и качество хмеля, используемый солод, ячменный или ржаной, дрожжи и количество сахара. Жительница деревни Средние Бокаши Мариинско-Посадского района Елена Николаева варит пиво без солода.


Всё своё


В процессе варки чувашского пива есть что-то таинственное, обрядовое, семейное и тёплое, ведь его готовят заботливые женские руки. Традиции, переходящие от матери к дочери, связывают не одно поколение. Не каждый сейчас захочет варить пиво в большом чане, самостоятельно готовить солод, выращивать хмель, когда в магазинах имеется огромный ассортимент уже готовой продукции. Но тот, кто видел у бабушки в закромах огромные бидоны с бродящим ароматным напитком и пробовал его на вкус, рано или поздно попросит поделиться с ним рецептом.


Пиво – древнейший напиток чувашей. Культура пивоварения в Чувашии складывалась веками. Пиво здесь разрешают пить даже детям, поскольку варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть.

Варили его для обыденного потребления, для ритуального применения в обрядах, требуемых древней религией чувашей, для использования в лечебно-оздоровительных целях. Каждая община или даже семья имела свои обычаи пивоварения. Пиво считается национальным напитком в регионе и обязательным угощением на всех торжествах. Даже герб республики расположил на себе образ лозы с шишечками, поскольку на данной территории выращивают большую часть (до 90%) российского хмеля. Пиво домашнего приготовления выгодно отличается от дешевых магазинных аналогов более насыщенным вкусом, густой пеной и отсутствием консервантов.

пиво, играют гусляры.

Производство и продажа казенного пива характеризуется следующими показателями:

1842 г. – на 7198 рублей;*

1909, 1910, 1920 гг. – данных нет;

1940 г. – 5 тыс. дал;

1950 г. – 148 тыс. дал;

1960 г. – 270 тыс. дал;

1970 г. – 330 тыс. дал;**

1980 г. – 2 млн. дал;**

1990 г. – 3 млн. дал;**

1998 г. – 6 млн. дал.**

* Данные взяты из статьи Е.П. Погодина.

** Данные взяты из литературы, а не из сообщений статуправления (следует уточнить).

Медовые сорта пива, симбыл и шербет, считались дорогими из-за того, что целебным был ключевой ингредиент – мед. Существует множество сортов чувашского домашнего пива. Есть повседневное (обычное), праздничное (крепленое), ритуальное (поминальное), детское (максума). Все сорта имеют высокую плотность, но разный градус. Самый коварный, оставляющий без ног после одного стакана напиток – это кырчама, броженная также на меду.

Раньше пиво в Чувашии традиционно варили женщины. Девушку не брали замуж, если она не умела варить пиво. Накануне варки живительного напитка хозяйка дома молилась, обращаясь в сторону восхода солнца. За один раз она готовила 300 л пива. Семья из 11 человек выпивала его примерно за месяц, то есть в день на каждого приходилось около 1,5 литров. Из поколения в поколение передавали секреты мастерства. Благодаря практически полному отсутствию градусов в будничном пиве, домашние пивовары не подвергались гонениям даже в разгар советских антиалкогольных кампаний. Наиболее уместным будет сравнение простого пива с домашним квасом. В Чувашии есть даже собственный аналог немецкого Октоберфеста –праздник осеннего пива Кĕр сăри. Но в отличии от Германии, магнитом для массового туриста чувашское пиво так и не стало. Потому в этом напитке в чувашских деревнях не видят особой коммерческой ценности – варят, главным образом, для себя, как и много веков прежде.

В России три музея пива: в Москве, Петербурге и Чебоксарах. Наш среди них — особенный. Ведь Чувашия испокон веков была краем высочайшей культуры пивоварения. Многие традиции, к сожалению, канули в лету, но что-то удалось сохранить. В Музее пива вы не только услышите о старинных рецептах, но и отведаете творение. Так, в 120 км от Чебоксар, в селе Комсомольском специально для музея варят настоящее домашнее чувашское пиво по старинным рецептам. Музей находится по адресу: г. Чебоксары, бульвар купца Ефремова, 6.

При производстве чувашского пива (10-ти литров) используют:

От 40 до 100 грамм хмеля; 200-300 грамм специальных дрожжей для пива;

10-15 грамм дрожжей прессованных; 100 грамм сахара.

В старину солод изготавливали с помощью проса, сейчас используют рожь, овес и ячмень, зерна которых тщательно моют. Чистые зачатки затем замачивают, чтобы прорастить, просушить и размолоть. В зависимости от цвета полученного солода, получается пиво определенных оттенков – если зерна были просушены в печи, то конечный напиток будет более темным; если же зерна были высушены естественным путем (под солнцем), пиво получится светлым.

Особое внимание раньше уделялось изготовлению пивных дрожжей. Для их получения в тару добавлялось теплое сусло, мука и мед (или сахар), а также осадок от предыдущего пива, чтобы избежать появления комков. Получившуюся жидкость оставляли на несколько часов, пока не образуется пена. Затем солод клали в горшки, изготовленные из глины или чугуна, и заливали кипятком. После этого горшки закрывали и ставили в горячую печь. Пока томился солод, в это время варился хмель. Спустя время в него вливали кипящую воду, чтобы разбавить, и процеживали (раньше чуваши использовали для этого ржаную солому). А солод укладывали в кадку, имеющую множество дырочек, чтобы выдержать его в кипятке и затем слить. Дальше солод опять помещали в кадку, заливая водой из родника, закупоривали ее и оставляли на несколько дней. Позднее ее открывали и удаляли сусло, кипятили и охлаждали. Затем брали солод и воду в отношении 1 к 6 и заливали в бочонок. В таком состоянии пиво бродило 1 день. По такому рецепту местные жители до сих пор варят традиционное местное пенное, но технологический процесс на заводах не отличается кардинально

Что нужно для изготовления деревенского пива в домашних условиях

1.Солод. Основной солод чуваши изготовляют из ячменя в осенний период на всю годовую потребность. Ячмень мочат, проращивают, сушат, отделяют ростки, мелят и кладут в сухое место на хранение. Кроме ячменного солода изготовляют ржаной, пшеничный, овсяный и просяной солод.

2. Хмель. В каждом хозяйстве сельского жителя выращивается хмель, редко кто покпает хмель на базаре. Для пивоварения применяют женские шишки хмеля. Для изготовления детского пива применяют мужские шишки хмеля.

3. Вода. Применяют обычную питьевую воду. Там, где вода жесткая, ощелачивают ее взваром золы. Там, где есть озерная и речная, чистая, мягкая щелочная вода, применяют ее. Весной применяют талую воду.

4. Дрожжи. Каждый пивовар собирает налет дрожжей со стен пивных бочек и кадок, сушит его. При закваске пива готовит из них кулагу.

5. Кулага. Это активная пивная закваска. Приготовляется путем перемешивания старых, засушенных дрожжей в 1 – 2 литрах пивного сусла. Туда еще добавляют 2 – 4 ложки ржаной муки для лучшего проращивания пивных дрожжей.

6. Ароматизирующие добавки — естественные добавки в пиво. Их много: ягоды, яблоки, мятные и тонизирующие травы.

Технологии приготовления пива

Все это время отвар необходимо постоянно помешивать, иначе осевший на дно тяжелый солод может пригореть к котлу. Получившийся отвар фильтруют через ветви малины, липы, березы и пласты ржаной соломы (ветви служат фильтром грубой очистки, а солома – тонкой). В готовый отвар добавляют дрожжи и сахар. Сахар добавляют набольшими порциями и каждый раз пробуют. Если готовят медовое пиво, вместо сахара добавляют мед. Бродить пиво должно не меньше недели, а лучше все две. Поскольку варка пива – процесс сложный и долгий, варят его большими порциями к большим событиям: свадьбам, поминкам, новосельям и разным календарным праздникам. Раньше, чтобы пиво хранилось долго, его, уже готовое, еще раз кипятили, опуская прямо в чан специальные раскаленные камни. А еще пиво хранили в ледяном погребе. Это пиво называют подснежным. Его подают в подогретой посуде. Особенно хорошо подснежное пиво в жару.

1. Берут корчагу – 2-ведерный пузатый горшок, у которого внизу сбоку отверстие диаметром 10 мм. На дно горшка слоем 2-3 см кладут ржаную солому. Затем насыпают солод 1,5 ведра. Сверху настилают ржаную солому, заливают холодной водой, предварительно залепив отверстие тестом. Горшок сверху запечатывают ржаным тестом толщиной

до 5 см После этого корчагу ставят в истопленную, но горячую печку на 16-18 часов.

2. На следующий день корчагу вынимают из печки, ставят на наклонное корыто, под корыто ставят ведро.

3. Запечатку корчаги (тесто) снимают, разрезают и кладут в корчагу, предварительно сняв верхний слой соломы. Нижнее отверстие открывают, после чего из корчаги вытечет первичное густое сусло.

4. Путем периодического подлива кипятка в корчагу производят цежение и промывку проваренной, протомленной солодовой массы. Сусло цедят из расчета: с одного объема сухого солода – 5-6 объемов сусла.

5. Полученное сусло и первичное сусло равномерно перемешивают и наливают в творильную кадку. Кадка находится в помещении с температурой +18 + 22 .

6. Параллельно с получением сусла в другой посуде варят 4 часа хмель из расчета 20-25 граммов на 1 ведро сусла. Проваренный хмель цедят через хлопчатобумажный мешочек. Отвар хмеля добавляют в сусло, в творильную кадку.

7. К этому периоду подготавливают кулагу и заливают в творильную кадку.

8. При наливе кулаги совершают магический обряд вызывания духов пива.

9. Через сутки наступает срок первичной дегустации пива на определение пропорций хмеля, густоты пива и потребности облагораживания пива.

10. Производят облагораживание (ароматизацию) пива путем разных добавок (их более 17 видов).

12. После всех добавок пиво цедится и переливается в бочки для дозревания.

13. Закупоренные дубовые бочки для дозревания спускают в погреб, где в зависимости от назначения и состава массы пиво дозревает от трех недель до года.

14. Готовое пиво для гостей или для ежедневного потребления выносится в ведрах.

15. Производится моление и благодарение древних духов по канонам чувашской религии. После этого приступают к угощению членов семьи и гостей.


*На 10 л пива : 40-100 г хмеля , 200-300 г пивных дрожжей или 10-15 г прессованных дрожжей , 100 г сахара .

Готовят солод из ржи , ячменя , овса , в старину же готовили из проса . Зерна хорошо промывают, замачивают , проращивают в теплом месте . Просушивают, размалывают. Цвет пива зависит от цвета солода. Если просушивают в печке, то окраска получается темнее, чем просушенный на солнышке. В зависимости от сорта и вида хмель собирают в разное время в августе или в сентябре. Шишки должны быть зеленого цвета и не распустившиеся, внутри желтая пыль. Хмель также содержит 80°/о воды. Сушат тонким слоем в притемненном теплом месте .
Мягкая вода придает пиву хороший вкус, пенистость, крепкость. Зимой пенистый напиток готовят из артезианской или колодезной воды, весной и летом колодезную воду разбавляют талой или дождевой водой.

Пивные дрожжи готовят так: в ковш наливают теплое сусло, добавляют муку, немного сахара или меда, размешивают, чтобы не было комков, добавляют осадок от пива , затем выдерживают 2-3 часа до появления пены и пузырьков. В глиняные или чугунные горшки кладут солод, заваривают кипятком, закрывают крышкой и ставят в печь, чтобы томился и становился слаще. Одновременно варят хмель отдельно или вместе с солодом. Затем разбавляют кипятком, пропускают через ржаную солому, установленную в специальное корыто (кункара, шан). В специальную кадку с отверстиями и пробкой кладут солод, заваривают кипятком, выдерживают и через отверстие сливают. В кадку с отверстием и пробкой кладут солод, заливают родниковой, колодезной водой и выдерживают 3 дня. Затем открывают пробку и сливают сусло, прокипятят и охлаждают.

Берут 1 часть солода и 6 частей воды и наливают в бочку. Молодое пиво бродит при температуре 16-18°С одни сутки . При температуре 4-6 °С в
погребе пиво доходит до готовности за 2-З недели .

В зависимости от времени приготовления бывают:

весеннее пиво: пасхальное пиво, пиво матери - земли, пиво пчелиной матки, пасечное пиво, пиво посева, пиво весеннего праздника, пиво Киреметя, пиво для моления, пиво для схода и т.д.

Летние сорта: пиво сенокоса, пиво дождя, пиво Семика, пиво Петрова дня, пиво ржи, пиво уборочное, пиво нового урожая, пиво осеннего посева,
пиво грома, пиво Ильина дня и т .д.

Осенние сорта: петушиное пиво, пиво нового хмеля, пиво нового урожая, пастушье пиво, родительское пиво.
Зимние сорта: посиделочное пиво, девичье пиво, вьюжное пиво, пиво зимнего пира, масленичное пиво.

Примечание:
* Сусло киснет одни сутки. Если закваску ставить в теплое место, то киснет скорее, но пиво будет иметь не очень приятным вкус.
* Если сусло застудили, то оно киснет больше суток.
* Проросшее зерно для солода сушат медленно, иначе пропадет мальтоза и другие растворимые углеводы. Этот процесс обычно занимает от 9 до 12 дней.

Культура пивоварения в России складывалась веками. Причем продукт этот трудно назвать только лишь русским. Многие народы, вошедшие в состав империи, имели свою собственную пивную историю и практику. Пример тому – Чувашия. Пиво здесь разрешают пить даже детям — потому что варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть. А пьяниц не жалуют.


Малый Сундырь — старинная живописная деревня в 25 км от столицы Чувашии Чебоксар. Когда-то здесь шел Сибирский тракт, и в деревне находилась большая почтово-ямская станция. Сейчас в Малом Сундыре действует огромный этнографический комплекс. Возле музея нас встречает его смотритель и председатель совета старейшин Малого Сундыря Владислав Эльмень.

Эльмень— старинная чувашская фамилия. "Эль" означает страна, "мень", "ман" — человек. Владислав Эльмень выносит ковш с пивом и поет старинное приветствие. Потом наш провожатый, ученый-филолог и председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станъял, расскажет, что в приветствии содержится старинная формула, которую можно перевести следующим образом: если нет медового пива, то найдем хмельной отвар. Медовые сорта пива — симбыл и шербет — считались дорогими из-за того, что целебным был ключевой ингредиент — мед (медовым пивом нас, конечно, тоже угостили). Мы пробуем и благодарим.

​Сортов чувашского домашнего пива великое множество. Есть повседневное (обычное), праздничное (крепленое), ритуальное (поминальное), детское (максума). Самый коварный, оставляющий без ног после одного стакана напиток — это кырчама, броженная также на меду. Все сорта имеют высокую плотность, но разный градус. Рецептов же, с гордостью сообщают наши собеседники, столько, сколько чувашских женщин. Пиво в Чувашии традиционно варили женщины и из поколения в поколение передавали секреты мастерства.


Видимо, благодаря практически полному отсутствию градусов в будничном пиве, домашние пивовары не подвергались гонениям даже в разгар советских антиалкогольных кампаний. Пожалуй, наиболее уместным будет сравнение простого пива с домашним квасом. С другой стороны, традиционное чувашское пивоварение так и осталось вещью в себе. Хотя в Чувашии есть даже собственный аналог немецкого Октоберфеста — праздник осеннего пива Кер сыри, магнитом для массового туриста (в отличие от той же Германии) оно так и не стало.

Возможно, потому что в этом напитке в чувашских деревнях не видят особой коммерческой ценности — варят, главным образом, для себя, как и много веков прежде.

В музее есть экспозиция, посвященная пивоварению. Представленной там утвари не меньше ста лет.

Владислав Эльмень сетует, что такой утвари в домах почти не осталось. Зато сохранились традиции. И те, кто эти традиции хранит.

Варка идет на заднем дворе дома Эльменей. Показывает и рассказывает сам хозяин, помогают ему несколько женщин, а контролирует процесс родственница — старейшая жительница деревни Мария Андреевна Эльман. Младшее поколение тоже здесь: три девочки в красивых национальных нарядах внимательно наблюдают за происходящим. Когда-нибудь и они будут варить традиционное чувашское пиво.

Самый сложный и долгий этап — подготовка солода. Сначала его просеивают. Ситом служит ветер. Затем моют. Пустые ("голодные") зерна всплывают. Их выбрасывают.


Зерна замачивают на сутки. Двое суток они будут прорастать. Затем, чтобы остановить рост, зерна заливают кипятком и ставят в печь на 12 часов. В печи зерно набухает еще больше, и получается солод. Его высыпают на поддон и снова ставят в печь. Утром солод можно обмолачивать.

В процессе есть много тонкостей. Например, печи надо дать время чуть остыть, чтобы зерна не сгорели. Владислав Дмитриевич сетует, что сейчас даже в деревнях не осталось традиционных русских печей. Выручает его, как и многих других домашних пивоваров, печка-каменка в бане. Приноровились — выходит ничуть не хуже.

Варку начинают с того, что засыпают в котел сахар (раньше, когда сахара не было, отваривали свеклу). Когда сахар станет коричневатым, наливают воду и мешают отвар. В это время принято поминать усопших и просить Бога, чтобы пиво получилось "добротным" и "всем угодным".


​В сладкий отвар всыпают хмель. Принято, чтобы женщины в это время пели, а дети танцевали. Хмель всыпают только один раз и кипятят несколько часов, чтобы ушла горечь. Это — очень важный момент. Хмельное и горькое пиво чуваши не одобряют. Потом добавляют солод и варят еще несколько часов.

Все это время отвар необходимо постоянно помешивать, иначе осевший на дно тяжелый солод может пригореть к котлу. Получившийся отвар фильтруют через ветви малины, липы, березы и пласты ржаной соломы (ветви служат фильтром грубой очистки, а солома — тонкой).

В готовый отвар добавляют дрожжи и сахар. Сахар добавляют набольшими порциями и каждый раз пробуют. Если готовят медовое пиво, вместо сахара добавляют мед. Бродить пиво должно не меньше недели, а лучше все две.

Поскольку варка пива — процесс сложный и долгий, варят его большими порциями к большим событиям: свадьбам, поминкам, новосельям и разным календарным праздникам. Раньше, чтобы пиво хранилось долго, его, уже готовое, еще раз кипятили, опуская прямо в чан специальные раскаленные камни.


А еще пиво хранили (и хранят до сих пор) в ледяном погребе. Это пиво называют подснежным (юрай сыри). Его подают в подогретой посуде. Особенно хорошо подснежное пиво в жару.

Завершающий, но не менее важный, чем сама варка, этап — дегустация.

Дегустация — торжественное действо. Она проходит в доме, за накрытым, ломящимся от пирогов и закусок столом. Девочки водят хоровод, а хозяева и гости поют старинную застольную песню ("О двенадцати обручах бочка, пока не выпьем не уйдем").

Главный дегустатор — старейший житель Малого Сундыря Василий Владимирович Эльман. Он пробует пиво, а затем произносит речь. Василий Владимирович хвалит пиво и пивоваров. И желает всем, чтобы "мир крепко держался".

Культура пивоварения в Чувашии складывалась веками. Пиво здесь разрешают пить даже детям — потому что варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть. Пьяниц не жалуют.

Приготовление пива занимает от 7 до 14 дней. Нам показали сжатую версию, но и ее оказалось достаточно, чтобы мы смогли оценить сложность процесса, состоящего из нескольких этапов, в каждом из которых есть свои тонкости.

Малый Сундырь — старинная живописная деревня в 25 км от столицы Чувашии Чебоксар. Когда-то здесь шел Сибирский тракт, и в деревне находилась большая почтово-ямская станция. Сейчас в Малом Сундыре действует огромный этнографический комплекс. Возле музея нас встречает его смотритель и председатель совета старейшин Малого Сундыря Владислав Эльмень.

  • андрей григорьев
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться в Одноклассниках
  • Поделиться в Telegram
  • Поделиться в WhatsApp
  • Поделиться в WhatsApp
  • Послать другу

Эльмень— старинная чувашская фамилия. "Эль" означает страна, "мень", "ман" — человек.

Владислав Эльмень выносит ковш с пивом и поет старинное приветствие. Потом наш провожатый, ученый-филолог и председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станъял, расскажет, что в приветствии содержится старинная формула, которую можно перевести следующим образом: если нет медового пива, то найдем хмельной отвар. Медовые сорта пива — симбыл и шербет — считались дорогими из-за того, что целебным был ключевой ингредиент — мед (медовым пивом нас, конечно, тоже угостили).

Мы пробуем и благодарим.

Самый коварный, оставляющий без ног после одного стакана напиток — это кырчама, броженная также на меду.

"РЕЦЕПТОВ —​ СКОЛЬКО ЧУВАШСКИХ ЖЕНЩИН"


​Сортов чувашского домашнего пива великое множество. Есть повседневное (обычное), праздничное (крепленое), ритуальное (поминальное), детское (максума). Все сорта имеют высокую плотность, но разный градус. Рецептов же, с гордостью сообщают наши собеседники, столько, сколько чувашских женщин. Пиво в Чувашии традиционно варили женщины и из поколения в поколение передавали секреты мастерства.


Видимо, благодаря практически полному отсутствию градусов в будничном пиве, домашние пивовары не подвергались гонениям даже в разгар советских антиалкогольных кампаний. Пожалуй, наиболее уместным будет сравнение простого пива с домашним квасом. С другой стороны, традиционное чувашское пивоварение так и осталось вещью в себе. Хотя в Чувашии есть даже собственный аналог немецкого Октоберфеста — праздник осеннего пива Кер сыри, магнитом для массового туриста (в отличие от той же Германии) оно так и не стало.

Возможно потому, что в этом напитке в чувашских деревнях не видят особой коммерческой ценности — варят, главным образом, для себя, как и много веков прежде.

В музее есть экспозиция, посвященная пивоварению. Представленной там утвари не меньше ста лет.

  • андрей григорьев
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться в Одноклассниках
  • Поделиться в Telegram
  • Поделиться в WhatsApp
  • Поделиться в WhatsApp
  • Послать другу

Владислав Эльмень сетует, что такой утвари в домах почти не осталось. Зато сохранились традиции. И те, кто эти традиции хранит.

Варка идет на заднем дворе дома Эльменей. Показывает и рассказывает сам хозяин, помогают ему несколько женщин, а контролирует процесс родственница — старейшая жительница деревни Мария Андреевна Эльман. Младшее поколение тоже здесь: три девочки в красивых национальных нарядах внимательно наблюдают за происходящим. Когда-нибудь и они будут варить традиционное чувашское пиво.

ВЕТРЯНОЕ СИТО

  • андрей григорьев
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться в Одноклассниках
  • Поделиться в Telegram
  • Поделиться в WhatsApp
  • Поделиться в WhatsApp
  • Послать другу

Самый сложный и долгий этап — подготовка солода. Сначала его просеивают. Ситом служит ветер. Затем моют. Пустые ("голодные") зерна всплывают. Их выбрасывают.

Зерна замачивают на сутки. Двое суток они будут прорастать. Затем, чтобы остановить рост, зерна заливают кипятком и ставят в печь на 12 часов. В печи зерно набухает еще больше, и получается солод. Его высыпают на поддон и снова ставят в печь. Утром солод можно обмолачивать.

В процессе есть много тонкостей. Например, печи надо дать время чуть остыть, чтобы зерна не сгорели. Владислав Дмитриевич сетует, что сейчас даже в деревнях не осталось традиционных русских печей. Выручает его, как и многих других домашних пивоваров, печка-каменка в бане. Приноровились — выходит ничуть не хуже.

Варку начинают с того, что засыпают в котел сахар (раньше, когда сахара не было, отваривали свеклу). Когда сахар станет коричневатым, наливают воду и мешают отвар. В это время принято поминать усопших и просить Бога, чтобы пиво получилось "добротным" и "всем угодным".


​В сладкий отвар всыпают хмель. Принято, чтобы женщины в это время пели, а дети танцевали. Хмель всыпают только один раз и кипятят несколько часов, чтобы ушла горечь. Это — очень важный момент. Хмельное и горькое пиво чуваши не одобряют. Потом добавляют солод и варят еще несколько часов.

Все это время отвар необходимо постоянно помешивать, иначе осевший на дно тяжелый солод может пригореть к котлу. Получившийся отвар фильтруют через ветви малины, липы, березы и пласты ржаной соломы (ветви служат фильтром грубой очистки, а солома — тонкой).

В готовый отвар добавляют дрожжи и сахар. Сахар добавляют набольшими порциями и каждый раз пробуют. Если готовят медовое пиво, вместо сахара добавляют мед. Бродить пиво должно не меньше недели, а лучше все две.

"ПОКА НЕ ОПУСТОШИМ, НЕ УЙДЁМ"


Поскольку варка пива — процесс сложный и долгий, варят его большими порциями к большим событиям: свадьбам, поминкам, новосельям и разным календарным праздникам. Мы попали на варку в преддверии Дня Республики (отмечается 24 июня).

Раньше, чтобы пиво хранилось долго, его, уже готовое, еще раз кипятили, опуская прямо в чан специальные раскаленные камни.

А еще пиво хранили (и хранят до сих пор) в ледяном погребе. Это пиво называют подснежным (юрай сыри). Его подают в подогретой посуде. Особенно хорошо подснежное пиво в жару.

Завершающий, но не менее важный, чем сама варка, этап — дегустация.

Читайте также: