Какой алкогольный напиток пили на древней руси

Водка в России появилась примерно в середине XV века. Интересно, а какие хмельные напитки пили русские до этого? Оказывается, им было из чего выбирать! Правда, практически все напитки тех времен были слабоалкогольными.

Буза

Березовица

И в наше время некоторые собирают березовый сок. Но ту березовицу называли пьяной. Сок от берез наливали в открытые бочки, где он начинал бродить. Хотя пьяная березовица была не слишком крепкой, она все же ударяла в голову.

Мед

Знаменитая медовуха появилась лишь после XIV века и представляла собой брагу с добавлением меда. Впоследствии в нее стали добавлять и водку.

Пиво

Поскольку пиво было доступно для всех слоев общества, его распитием сопровождались все значимые события, по поводу которых собирали гостей: рождение, крестины, новоселье, свадьба, похороны, поминки. Во время раскопок на территории Новгорода было найдено множество бочонков из-под пива – похоже, в древности его тут варили в каждом доме. Солод для пива чаще всего делали из ячменя, и лишь в некоторых северных регионах, в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей – из ржи.

Ол

Сегодня о нем наверняка мало кто знает. Олом называли ячменный напиток, очень напоминающий пиво, куда добавляли хмель и полынь. Первые упоминания о нем относятся к середине XIII века. Считается, что по вкусу ол был похож на английский эль, который также готовили из ячменя с добавлением различных трав, в том числе вереска.

Виноградное вино

Первые упоминания о нем относятся к началу X века. Вино привозили из Византии, и было оно довольно дорогим, поэтому позволить его себе могла только знать. С приходом христианства вино стало играть роль ритуального напитка, ведь именно вино использовали во время причастий.

Кстати, несмотря на относительное разнообразие хмельных напитков, до появления водки особого пьянства на Руси не наблюдалось.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.


Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Есть мнение, что великий князь Киевский Владимир выбрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки .

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.


Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.


Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.


Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.


Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Все имеет свое начало и свой конец. Многие явления, которые в современном мире уже являются обыденными, когда-то появились впервые, прошли путь изменений и совершенствования и стали такими, какими мы их знаем. Такая же участь постигла и алкоголь. Это сейчас он представлен во многих вариациях, а когда-то на нашей территории он появился впервые. Конечно, назвать точную дату никто не сможет, но вот добраться до истоков мы все же можем.

Оглянемся назад

Многие исследователи приходят к мнению, что многие первобытные народы, для проведения своих различных ритуалов использовали алкогольные зелья, которые и помогали им общаться с духами, богами, умершими предками, впадать в транс. Причем делали это задолго до того, как начали пользоваться огнем. Так что корни алкогольных снадобий уходят глубоко в древность.


А если говорить непосредственно об алкогольных напитках, то самым давним является пиво. Его производство было освоено еще семь тысяч лет назад в Вавилоне, Египте.

А вот в Древней Греции, помимо пива было распространено и виноделие.

Спирт появился только в начале седьмого века благодаря стараниям арабов. В Европе крепкий алкоголь начали изготавливать в средние века, именно отсюда он и распространился по другим странам.

Пьяная Русь. Или трезвая…

Мнение о том, что русский человек — это пьяница с испокон веков абсолютно ошибочно. На Руси пили мало. По большим праздникам варили брагу, медовуху, пиво. Но это были слабоалкогольные напитки, содержания в них спирта не превышало 10 градусов. Да и процесс пития имел свои обычаи. Собравшиеся за столом пускали чарку с медовухой по кругу и делали не более двух глотков. Поэтому напиться во время таких празднеств было практически невозможно. А в будний день в Древней Руси алкоголь не употребляли, так как это было грешно и позорно.


Мед или медовуха наиболее популярный напиток, но и дорогостоящий. Для его приготовления брали смесь трав, ягодного сока и меда, все это сбраживали, затем переливали в деревянную бочку и закапывали в землю на десять лет. И только по их прошествию напиток подавали к праздничному столу. Как видим процесс приготовления данного алкогольного напитка достаточно длительный и дорогостоящий. Несколько позже, чтобы упростить его, смесь стали разбавлять водой.

Из быстрых и более дешевых напитков на Руси было хмельное пиво, которое изготовляли из ржи или ячменя.

В конце 14 века был завезен виноградный спирт. Однако он не пришёлся по душе русскому народу, в конечном итоге его признали вредным для здоровья и запретили ввозить в Московское государство.

Собственное производство привело к пьянству

Первая водка на Руси была изобретена только лишь в конце 15 столетия. Это было не что иное, как разбавленный хлебный спирт, отсюда соответственно и название – хлебная водка. Вначале это не привело к тотальному пьянству. Ведь русский народ был глубоко религиозный и подчинялся патриархальному укладу жизни.


Но когда государство взяло на себя полный контроль и управление производством и потреблением спиртных напитков, в Русь пришло пьянство. Для простого народа производилась низкокачественная водка, а для высших слоев – элитная. По всей стране появляются кабаки (питейные), заведения где можно было выпить алкоголь, но не закусить. Таким образом развивалась широкомасштабная зависимость. В итоге у бедноты накопились огромные долги, в кабаках стали продавать самый низкопробный спирт, такая ситуация спровоцировала бунты. На их подавления царь использовал воска. И только после этого были приняты соответствующие меры по борьбе с пьянством.

Алкоголь, конечно всегда присутствовал в жизни человека, но его чрезмерное употребление порицалось во все времена у всех народов.


Вопреки бытующему мнению, что русские, мол, еще в Древней Руси были горазды выпить хмельного, чтобы расслабиться и отдохнуть, все было несколько иначе. Да, наш брат испокон веков пил медовуху, пиво и брагу. Варили напитки для себя, часто семьями поэтому и назывались они мирской бражкой или мирским пивом. В X веке из Византии пришло вино.

Но пил народ нечасто и с умом, исключительно на княжеских пирах, игрищах, после побед в битве, на днях рождения или поминальных тризнах. Заметим, что все эти напитки не столько пьянили, сколько бодрили и подавались только в небольших количествах как дополнение к щедрой трапезе. По свидетельствам историков, процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Более того, русский уклад жизни в те времена не терпел времени для пьянства. Даже иностранцы отмечали отличительную черту наших предков: они были постоянно заняты делом и для веселья вина много уж точно не пили, а делали это только на праздниках. А если кто-то употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

Жадный трезвого не любит

Но как тогда пьянство стало процветать, раз пить мы не любили и не считали нужным? Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. И, конечно, для простого народа водка была низкопробной, а для высших слоев общества – качественной. Теперь подбираемся к сути. Так как производства водки уже были в XV веке в монастырях Московской Руси, царь Иван Грозный ввел монополию государства на производство и продажу водки, равно как и на все прочие алкогольные напитки. Он же и посеял в нас смуту, открыв во временя своего царствования первые в России кабаки.


И пьян, и бит, и голова болит




У российского COVID-19 странная побочная реакция: врачи падают из окон, а чиновники рапортуют об успехах в борьбе с коронавирусом


На Украине добрались до Ивана Грозного


Александр Мясников назвал фейком популярный в соцсети ролик, как врач советует с помощью маски и спиртного лечить коронавирус


Бойцы ВСУ ограбили в Донбассе винный завод на миллион гривен


В Мордовии скончался хирург, заразившийся коронавирусной инфекцией


Дмитрий Аленичев ответил на обвинения в пьянстве



Перечислены наиболее опасные в России продукты


Рошаль назвал качество, которое не совместимо с работой врача



Здравствуй Грозный! Новый Год…


Какие алкогольные напитки популярнее всего в России


У кого есть право убивать безнаказанно?


Поддержите нас - единственный источник разума в это непростое время

  • Древняя Русь
  • медовуха
  • брага
  • водка
  • Иван Грозный
  • царев кабак
  • пьянство
  • сухой закон
  • Аргументы Недели → Самое читаемое

    В Мордовии скончался хирург, заразившийся коронавирусной инфекцией

    У российского COVID-19 странная побочная реакция: врачи падают из окон, а чиновники рапортуют об успехах в борьбе с коронавирусом

    В США родители заставляли ребенка пить воду. Мальчик скончался

    Власти Великого Новгорода запретили жителям посещать пляжи

    В шоу-бизнес через постель. В Сети обсуждают актрис и певиц, которые стали знаменитыми вовсе не за свои таланты


    А до появления водки на Руси царили слабоалкогольные напитки. Да и пили их не то чтобы очень много — русские были довольно трезвым народом.


    Вино виноградное

    Вино появилось в России как ритуальный напиток. Было оно привозным — из Византии, поэтому довольно дорогим. Но было. Первые упоминания о вине относятся к началу X века, еще к дохристианской эпохе. После принятия христианства вино стало обязательным ритуальным напитком.

    Очень важный напиток для славян. В языческие времена мед носил сакральное значение. Но и в христианскую эпоху мед делали повсеместно и очень его уважали. Различали два вина из меда: ставленое и вареное. Первый вид делался из смеси меда и ягодного сока. Добавляли к ней пряные травы, пряности, ягоды. Эта смесь сбраживала, потом ее переливали в бочку, бочку смолили и закапывали в землю на 10-15 лет — ставили мед. Конечно, такой мед был очень дорогим. Вареный мед попроще, подешевле. Мед в случае варения разбавляли водой, добавляли к нему фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и оставляли бродить. Такой напиток был гораздо дешевле.

    Медовуха появилась после XIV века, и она совсем не похожа на знаменитый ставленый мед. Это была бражка с небольшим добавлением меда, часто в нее даже водку добавляли.


    Один из главных народных напитков в доводочной России. Пиво упоминается практически во всех сказаниях и легендах. Например, Илья Муромец, чтобы стать могучим богатырём, должен был прежде выпить пива крепкого.

    На Руси все значимые события сопровождались распитием пива: рождение ребёнка, крестины, переезд в новый дом, свадьба, похороны и поминальные застолья. По данным раскопок, в Великом Новгороде почти в каждом доме были бочонки для изготовления пива.

    После появления в России дистиллированных напитков, во второй половине XIV века домашнее пивоварение стало облагаться специальным налогом, который взимали монастыри. Переломным моментом для крестьянских хозяйств стало исключительное право казны на варку пива, введенное Иваном III. Пиво, солод и хмель стали облагаться пошлиной, под гнётом которой народное пивоварение погибало.

    В северных областях (в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей) солод приготавливали из ржи, но чаще всего солод делали именно из ячменя.


    Этот напиток появился примерно в середине XIII века. Олом называли напиток, похожий на пиво, приготовленный из ячменя, но с добавлением хмеля и полыни. Известно, что ол варили. Некоторые исследователи связывают его название с английским элем, который также делался из ячменя с добавлением трав, вереска.

    Некоторые источники упоминают, что ол можно было принести в храм вместо вина. То есть напиток этот был вполне благородным и даже имел ритуальное значение.

    Это слабоалкогольный татарский напиток. Появился у нас в XIII веке, как нетрудно догадаться, после татаро-монгольского нашествия. Буза делается из проса. В результате получается густой, сладкий напиток, примерно 4-6 градусов крепости. Бузу варят. Довольно долго, пока вода и мука из крупы не превратятся в однородную массу. Потом добавлялись дрожжи, на Руси вливался солод, мед, и все это под крышкой ставилось на перебраживание. Буза подавалась в конце трапезы как дижестив.


    Березовица

    Березовица пьяная — это просто забродивший березовый сок. Ее хранили в открытых бочках. Градус березовица имела небольшой, но действовала вполне опьяняюще. Наряду с пьяной березовицей этим же словом назывался и безалкогольный напиток — березовый сок.

    Водка в России появилась примерно в середине XV века. Интересно, а какие хмельные напитки пили русские до этого? Оказывается, им было из чего выбирать! Правда, практически все напитки тех времен были слабоалкогольными.

    Березовица

    И в наше время некоторые собирают березовый сок. Но ту березовицу называли пьяной. Сок от берез наливали в открытые бочки, где он начинал бродить. Хотя пьяная березовица была не слишком крепкой, она все же ударяла в голову.

    Мёд

    Через 10-15 лет напиток доходил до кондиции. Но он был очень дорог и простым людям не по карману. Гораздо более распространенным являлся вареный мед. Для его изготовления обычный мед разбавляли водой, добавляли фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и ставили бродить.

    Знаменитая медовуха появилась лишь после XIV века и представляла собой брагу с добавлением меда. Впоследствии в нее стали добавлять и водку.

    Пиво

    Поскольку пиво было доступно для всех слоев общества, его распитием сопровождались все значимые события, по поводу которых собирали гостей: рождение, крестины, новоселье, свадьба, похороны, поминки.

    Во время раскопок на территории Новгорода было найдено множество бочонков из-под пива – похоже, в древности его тут варили в каждом доме. Солод для пива чаще всего делали из ячменя, и лишь в некоторых северных регионах, в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей – из ржи.

    Ол

    Сегодня о нем наверняка мало кто знает. Олом называли ячменный напиток, очень напоминающий пиво, куда добавляли хмель и полынь. Первые упоминания о нем относятся к середине XIII века. Считается, что по вкусу ол был похож на английский эль, который также готовили из ячменя с добавлением различных трав, в том числе вереска.

    Буза

    Этот напиток пришел к нам от татар. На Руси он стал известен в XIII столетии. Делали его из просяной муки, варили на воде, пока он не превращался в однородную массу. Затем добавляли дрожжи. Русские усовершенствовали татарскую бузу за счет добавления солода и меда. Сваренную смесь накрывали крышкой и ставили бродить.

    Виноградное вино

    Первые упоминания о нем относятся к началу X века. Вино привозили из Византии, и было оно довольно дорогим, поэтому позволить его себе могла только знать. С приходом христианства вино стало играть роль ритуального напитка, ведь именно вино использовали во время причастий.

    Кстати, несмотря на относительное разнообразие хмельных напитков, до появления водки особого пьянства на Руси не наблюдалось.

    Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

    Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ).

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода , сытa , березовица , вино , мед , квас , сикера и ол . Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда) , да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной . То же самое относится и к квасу .

    Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.

    Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII - XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.

    Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: "то, что способно отсечь голову от тулова".

    Довольно долго в средневековой Руси брагу , пиво и их разновидности: пивной квас , жидкое пиво , твореное пиво , суслану , полпивцо с хмелем или солодом , бравнду , ол и т.д. - называли жидким хлебом.

    Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название "водка" произошло от слова "вода", поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.

    ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ

    Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.

    Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например "большой царев кабак", располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался "Неугасимая свеча". В 1651 году "царевы кабаки" велено было называть "кружечными дворами", переименованными в 1765 году в "питейные дома".

    С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.

    Благодаря первому "Питейному уставу", изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро , осьмуха , полуосьмуха , стопа и кружка . Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы , ковши , ставцы , стопки , а для мелкой продажи - крюки - чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы . Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип - квартальное, или четверичное , соотношение объемов (1:2:4:8:16).

    Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам - "ревунам" вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.

    При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик , а также ведро указное, равное 200 чаркам . Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь "засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры", а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы " … покупщик вина … мог той мерою поверить объем …" купленного товара.

    Посудный ряд, состоящий из "засвидетельствованных и заклейменных мер" казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик - чарка - стакан - бутылка - штоф - осьмуха - полведра - ведро .

    ПО НАПИТКУ И ПОСУДА

    Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.

    У нынешних чашек, бокалов, фужеров и рюмок немало предшественников среди старорусской питейной посуды - кубков, рогов, чар и чарок, братин, чаш, ковшей-скопкарей, крючков, стопок, стаканов (досканцов), лафитников и ставёшек - вот далеко не полный перечень посуды, из которой наши предки пили в основном хмельные напитки. Например, современный граненый стакан состоит "в родстве" с досканом, название которого происходит от обычной строганой доски. Древнерусский стакан представлял собой деревянный сосуд мерою около 1 / 3 бутылки, состоящий из обвязанных веревкой снаружи деревянного круглого донца ладов-дощечек.

    Емкости для хранения жидкости достаточно разнообразны. Это и кожаные мешки ( козевки , бурдюк ) вместимостью до 60 л, и деревянные досканцы , ставцы , жбаны , ковши-скопкари , чарки , ведра и бочки (вместимостью от 123 г до полутонны и более), и глиняные амфоры , корчаги , крынки , кувшины и чашки от 143 г до 40 л, и хорошо знакомые всем стеклянные бутыли , бутылки , графины , кружки , рюмки , стопки , пузырьки (от 61,4 г до 20 л) и даже разнообразные аптекарские и парфюмерные склянки .

    До введения метрической системы мер и весов в России в качестве крупной меры объема жидкости (например, казенного вина, пива и т.д.) использова лись ведра московские приимочные и отдаточные и деревянные бочки , которые делились на 5-, 10-, 20-, 30- и 40-ведерные.

    Ведро мерное , например, равное 12,229 л, начиная с XV века подразделялось на полведра , четверть , осьмую ведра , шестнадцать " кружек " (или штофов по 1,23 л, что соответствовало 4 косушкам или 10 чаркам ) и бутылки двух видов: мерные и торговые.

    Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу, соответствовали одной двадцатой части ведра = 0,6115 л. А современная "поллитровка" появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.

    Бочарная посуда, употребляемая в различных местностях России, отличалась разнообразием названий в зависимости от этнографических особенностей ( баклажка , баклуша , барилка , бочаты ), от размера и объема ( ангал , анкер , бадия , бочонок беременный , пудовка , радовка , сороковка ), своего основного назначения ( смоляная , солевая , ворванная , винная , дегтярная ) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Наконец, готовая бочарная продукция подразделялась на ведра , кадки , чаны , бочонки и бочки .

    Независимо от своего названия и назначения слово бочка , с этимологической точки зрения, представляет собой явное заимствование из древнерусского языка и, по мнению лингвистов, восходит к животу , слова кадка и кадушка были преобразованы из горла и гортани , а слово чан означает просто " большую дощатую кадку ".

    Изучение старорусской питейной посуды и анализ разнообразных форм емкостей для хранения жидкости убеждают нас в том, что в представлениях наших предков явно присутствовали и доминировали одновременно две основные формы сосудов для жидкостей, условно названные нами: мужеподобные и женоподобные. Мужеподобными , по старорусской логике, являются такие сосуды, в форме которых как бы заложено мужское начало, особенности строения мужского тела. Например, к мужеподобным формам сосудов относятся: стройные, как юноши-подростки, бутыли и бутылки , туеса и бурачки , кружки и жбаны , а также широкоплечие и подтянутые, как русские воины, стаканы и стопы , ведра и бокалы , чаши и чарки . Тогда женоподобными сосудами будут крынки и кувшины , рюмки и братины , горшки и горланы , ендовы и ставцы и т.д.

    Бочарная посуда в представлениях наших предков была похожа на беременную женщину. Например, во времена царствования Ивана Грозного для хранения хмельных напитков высшего качества использовались бочки "винные беременные" вместимостью по 10 ведер или по 4 новгородские насадки . А вот бочка "винная полубеременная" служила торговой мерой алкогольной продукции в 5 ведер, которая отпускалась с "государева отдаточного двора" для мелкооптовой продажи в государевых кабаках, пополняя тем самым запасы казны. Беременным именовали также специально изготовленный 30-литровый бочонок, предназначенный для хранения высших сортов хлебного вина, которое курили из ржи, пшеницы и ячменя и т.д.

    Для кругового заздравного пития использовались большие рога быка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.

    МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…

    Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.

    Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.

    В особой посуде подавался сбитень - народное горячее обильное питье из воды, меда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень, пряные и лесные чаи с медом обладали согревающим и противовоспалительным действием, поэтому их преимущественно пили в зимний период из чар , стаканов , ставешек или любых других емкостей, вместимость которых не превышала 1 / 30 - 1 / 40 ведра. Обычно сбитень был не крепче 4-7°, но иностранным морякам и состоятельным людям могли подавать и более крепкий напиток.

    Другой разновидностью этого напитка был холодный "збитень" (на букву "з"), который был не менее популярным питьем у древних русичей при утолении жажды в русской бане или летом в жаркий день. Освежающий и тонизирующий збитень пили ковшами , чюмами и жбанами по нескольку раз в день, особенно утром.

    Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как "водогрейный для чаю сосуд с медной трубой", по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).

    Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (то есть глядя на сахарную голову, выставленную на средину стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития - вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).

    В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой - с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький - со свежезаваренным чаем или зельем: морковным либо травяным сбором.

    Собственные названия имела и молочная посуда. Замороженный и выставленный на продажу "круг молока" в Сибири объемом примерно в три малых питейных стакана фактически всегда был гораздо меньше пары молока - торгово-бытовой меры молока в ряде городов центральной части России. В юго-восточных и лесостепных областях России для временного хранения молока и переноса на небольшие расстояния (например, косцам, работающим в поле) использовался балакирь - долбленая деревянная посудина, объемом в 1 / 4 - 1 / 5 ведра.

    Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.

    Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1 / 4 - 1 / 2 ведра (около 3-5 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию - сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1 / 8 ведра.

    В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.

    Обычно квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках ( лагушках , ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу - на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1 / 8 - 1 / 16 до примерно 1 / 3 - 1 / 4 ведра. Торговой мерой кваса центральных областей России служили большой глиняный (питейный) стакан и кувшин.

    Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.

    Подробности для любознательных

    Кабак - слово, заимствованное из татарского языка; в XII-XIII веках наименование дешевого, легкого, небьющегося сосуда, удобного для кочевой жизни; сосуд из тыквы, кабачка, "кабака".

    Приимочное ведро - это стандартная мера заорленного (то есть узаконенного царским указом с рельефным изображением двуглавого орла) ведра, которым с 1681 года измеряли привезенную с винокурень помещиков и крупных вотчинников на государственный склад - государев отдаточный двор - питейный мед, водку 18 _ 24°и и, звинь 70°, предназначенные для пополнения запасов казны. Государево приимочное ведро соответствовало ведру торговому объемом примерно в 14 л.

    Отдаточное ведро , с помощью которого измеряли отпускаемые с государева отдаточного двора хмельные напитки, предназначенные для выплат служилым людям - казакам, подчиненной непосредственно царю вооруженной военной охране, духовенству на строительство храмов, а также для продажи в царских кабаках и прочих государственных расходных статей, всегда было существенно меньше ведра приимочного, приближаясь по своему объему к 8 л.

    Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как "покал" (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру "В" по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.

    Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Правда, в те времена он назывался переваром, а позднее - взваром или просто варом. До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком россиян.

    В качестве мерной емкости питий бутыль впервые была завезена в Россию Петром I в 1694 году, а в XIX веке она зачастую имела торговое название "гусь" - крупной меры водки, бутилированной в стеклянные сосуды с очень длинной горловиной, вместимость которых составляла 3,057 л. Бутылочная торговля водкой была введена в России с 1885 года.

    С 1648 по 1701 год в царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.

    СРАНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ СТАРОРУССКИХ МЕР СМ. В РИСУНКАХ К СТАТЬЕ.

    Читайте также: