Об усилении надзора за напитками содержащими тонизирующие компоненты

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 19 января 2005 г. N 2
"Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты"

Согласно письму Минюста РФ от 15 февраля 2005 г. N 01/1041-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в газете "АКДИ - Экономика и жизнь", март 2005 г., NN 10, 11)

О надзоре за напитками, содержащими тонизирующие компоненты, см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 июня 2007 г. N 0100/6202-07-32

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел по обороту напитков, содержащих тонизирующие компоненты (далее - энергетические напитки), установлено # следующее.

За последние годы на рынке Российской Федерации появилось большое количество энергетических напитков, в том числе и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12).

Содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках составляет от 150 до 320 мг/л при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки. В рецептуру многих видов энергетических напитков включаются несколько биологически активных веществ. Выпуск напитков осуществляется в упаковках объемом от 250 и 330 мл. С учетом возможного потребления более одной упаковки в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.

В Российской Федерации прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу три вида слабоалкогольных энергетических напитков, содержащих этиловый спирт в количестве 5,5 и 7,5% об. и энергетические компоненты. При этом в настоящее время нет достоверных научных данных об отсутствии потенциального отрицательного воздействия их на здоровье людей, особенно детей и подростков, о возможных изменениях психофизиологического поведения человека при одновременном потреблении тонизирующих веществ и алкоголя. Не проведена комплексная токсикологическая оценка безопасности рецептур этих напитков, отсутствуют данные об объемах производства и потребления слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Употребление слабоалкогольных энергетических напитков влияет на характер алкогольного опьянения и снижает его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12 - 13 лет. В возрастной группе 11 - 24 года потребляют алкоголь более 70%. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами.

Уровень распространенности алкоголизма среди подростков в 2003 году составил 39,5 больных на 100 тыс. подростков. По сравнению с 1999 г. этот показатель вырос на 65%. Показатель злоупотребления алкоголем в 2003 году составил 1270,9 на 100 тыс. подростков, при этом он в 3,3 раза выше уровня злоупотребления алкоголем всех возрастов и имеет тенденцию к увеличению. Растет показатель первичного выявления алкоголизма среди подростков: в 2003 г. он составил 18,1 на 100 тыс. подростков (1999 г. - 11 на 100 тыс. подростков).

В целях предупреждения неблагоприятного воздействия энергетических напитков на здоровье населения и в соответствии с федеральными законами от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и от 1 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150) постановляю:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 29-ФЗ следует читать как "от 2 января 2000 г."

1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы и т.д.);

1.2. Исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

2. Организациям, производящим энергетические напитки, рекомендовать:

2.1. Включать в состав безалкогольных энергетических напитков не более двух, а в состав алкогольных энергетических напитков не более одного тонизирующего компонента;

2.2. Использовать при производстве энергетических напитков в качестве источника кофеина только содержащие его растительные экстракты;

2.3. Не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более одной четвертой разовой терапевтической дозы на один литр;

2.4. Включать в противопоказания, наносимые на этикетку энергетических (безалкогольных и слабоалкогольных) напитков надпись: "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью".

3. ГУ НИИ питания РАМН обеспечить совместно с НИИ токсикологии, НИИ наркологии и ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы слабоалкогольных энергетических напитков.

4. Управлению санитарного надзора:

4.1. При рассмотрении проекта технического регламента по безалкогольным напиткам предусмотреть включение в него требований к энергетическим напиткам;

4.2. Организовать работу по подготовке методических указаний о порядке и организации контроля за энергетическими напитками.

5. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и оборотом энергетических напитков.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Главам администраций субъектов РФ рекомендуется не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы и т.д.), а также исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

Производителям энергетических напитков рекомендуется использовать только растительные экстракты кофеина, а также не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более 1/4 разовой терапевтической дозы на один литр. Кроме того, на этикетку рекомендуется наносить надпись: "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 января 2005 г. N 2 "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты"

Согласно письму Минюста РФ от 15 февраля 2005 г. N 01/1041-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в газете "АКДИ - Экономика и жизнь", март 2005 г., NN 10, 11)

Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, март 2006 г., N 1

В последние годы на потребительском рынке Российской Федерации появилось большое количество энергетических напитков, в том числе слабоалкогольных.

Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12).

В то же время в розничной торговле, чаще всего в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи осуществляется реализация безалкогольных и слабоалкогольных энергетических напитков, в рецептуру которых входит несколько биологически активных веществ (дискотеки, ночные клубы в гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Шумерля, Моргаушский, Порецкий районы).

Факты реализации энергетических напитков выявлены в г. Чебоксары в школьных буфетах лицея № 1, гимназии № 1, 4, школ № 2, 27, 31, 29, 48, 54, 39, 45, 59, 62.

С учетом возможного потребления более одной упаковки в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.

Кроме этого, употребление слабоалкогольных энергетических напитков влияет на характер алкогольного опьянения и снижает его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.

1. Главам администраций районов и городов Чувашской Республики рекомендовать:

1.1. Не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы и т.д.);

1.2. Исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

4. Заместителям главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике по городам и районам Чувашской Республики- Чувашия:

4.1.Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и оборотом энергетических напитков.

4.2. Не допускать производство энергетических напитков без санитарно-эпидемиологического заключения на техническую и технологическую документацию.

В последние годы на рынке Республики Беларусь появилось большое количество безалкогольных и слабоалкогольных энергетических напитков, содержащих тонизирующие компоненты. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин, природные биологически активные вещества из лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие (далее - тонизирующие компоненты). Потребление без ограничений энергетических напитков может оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.

В целях предупреждения возможного неблагоприятного воздействия энергетических напитков на здоровье населения и в соответствии с Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" в редакции от 23 мая 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 2/172) ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Установить с 1 марта 2005 г. нормативы содержания в безалкогольных напитках кофеина не выше 400 мг на литр, а тонизирующих компонентов из разрешенных лекарственных растений - не более одной четвертой разовой терапевтической дозы на литр.

2. Использовать с 1 марта 2005 г. при производстве энергетических напитков в качестве источника кофеина только содержащие его растительные экстракты.

3. Запретить с 1 марта 2005 г.:

- производство и реализацию безалкогольных напитков, содержащих более двух тонизирующих компонентов;

- производство и реализацию слабоалкогольных напитков, содержащих тонизирующие компоненты.

4. С 1 марта 2005 г. безалкогольные напитки, содержащие тонизирующие компоненты, должны маркироваться надписью "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной возбудимостью, бессонницей, гипертонией и атеросклерозом, органическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, глаукомой".

5. Директору РУП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении Годовальникову Г.В. не проводить государственную гигиеническую регистрацию безалкогольных и слабоалкогольных напитков, не отвечающих требованиям настоящего постановления.

6. На продукцию, ранее прошедшую государственную гигиеническую регистрацию, не распространяются пункты 1 - 4 настоящего постановления до окончания срока действия удостоверений о государственной гигиенической регистрации.

7. Главным государственным санитарным врачам областей и г.Минска довести данное постановление до всех заинтересованных и установить контроль за его выполнением.

8. Общий контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главного врача ГУ "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" Филонова В.П.

МОСКВА, 20 янв - РИА "Новости". Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты", сообщила в четверг Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В Постановлении, в частности, говорится, что за последние годы на рынке РФ появилось большое количество напитков, содержащих тонизирующие компоненты (энергетических напитков), в том числе и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, а также витамины.

Содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках составляет от 150 до 320 мг/л при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки. В рецептуру многих видов энергетических напитков включаются несколько биологически активных веществ.

"Выпуск напитков осуществляется в упаковках объемом от 250 и 330 мл. С учетом возможного потребления более одной упаковки в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью", - отмечается в постановлении.

В целях предупреждения неблагоприятного воздействия энергетических напитков на здоровье населения Онищенко предлагает главам администраций субъектов РФ не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи и исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

Организациям, производящим энергетические напитки, рекомендовано включать в их состав не более двух, а в состав алкогольных энергетических напитков не более одного тонизирующего компонента.

Использовать при производстве энергетических напитков в качестве источника кофеина только содержащие его растительные экстракты. Не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более одной четвертой разовой терапевтической дозы на один литр.

Кроме того, в постановлении рекомендовано включать в противопоказания, наносимые на этикетку энергетических напитков надпись: "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью".

Геннадий Онищенко поручил ГУ НИИ питания РАМН совместно с ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана и НИИ токсикологии провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу слабоалкогольных энергетических напитков.

Главным государственным санитарным врачам субъектов РФ поручено усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и оборотом энергетических напитков.

Главный санитарный врач России подписал постановление "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты"

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты".
Согласно документу, главам администраций регионов рекомендовано не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы), а также исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.
Организациям, производящим энергетические напитки, рекомендовано включать в состав безалкогольных энергетических напитков не более двух, а в состав алкогольных энергетических напитков не более одного тонизирующего компонента, использовать при производстве энергетических напитков в качестве источника кофеина только содержащие его растительные экстракты, а также не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более 25% разовой терапевтической дозы на 1 литр.
Кроме того, производителям вменяется наносить на этикетку фразу о том, что энергетические напитки противопоказаны несовершеннолетним, беременным и пожилым людям, а также лицам, страдающим повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.
В документе указывается, что основными тонизирующими компонентами этих напитков являются синтетический кофеин, природные биологически активные вещества из лекарственных растений, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12).
Содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках составляет от 150 до 320 мг/л при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки. Медики считают, что с учетом возможного потребления более 1 упаковки в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих некоторыми заболеваниями.


Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты", согласно которому за последние годы на рынке РФ появилось большое количество напитков, содержащих тонизирующие компоненты (энергетических напитков), в том числе и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, а также витамины.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

от 29 августа 2006 г. N 28

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ

И ОБОРОТОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с организацией и эффективностью государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пищевыми продуктами, отмечаю, что в последнее время осуществлен ряд организационных и практических мероприятий по предотвращению вредного воздействия этой продукции на здоровье населения.

В большинстве субъектов Российской Федерации усилен контроль за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов при их производстве, хранении, транспортировке и реализации. При этом особое внимание уделяется соблюдению санитарного законодательства на молокоперерабатывающих предприятиях, мясокомбинатах, предприятиях пищевой промышленности.

С учетом того, что с пищевыми продуктами в организм человека может поступать более 70% всех загрязнителей, территориальными управлениями Роспотребнадзора, центрами гигиены и эпидемиологии в 2005 году было исследовано 1846376 проб продовольственного сырья и продуктов питания на соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим и по санитарно-химическим показателям. По результатам санитарно-эпидемиологического надзора забраковано 126645 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, за нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на пищевых предприятиях на руководителей и работников наложен 204051 штраф, передано на рассмотрение в суд 4412 дел, из них в 60% приняты решения о привлечении виновных к ответственности.

В целях снижения вредного воздействия алкогольной продукции на здоровье населения и во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 резко возрос объем мероприятий по надзору и контролю за предприятиями по производству и реализации данной продукции. Только за первое полугодие 2006 года проведено около 27 тысяч рейдовых проверок, во время которых обследовано 89511 предприятий, что более чем в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Исследовано 75 тысяч образцов алкогольной продукции, из которых 12% не отвечали гигиеническим нормативам, в том числе 18% импортной продукции.

Возросла требовательность к производителям и поставщикам алкогольной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации, за соблюдением обязательных требований к ее качеству и безопасности.

В связи с несоответствием алкогольной продукции гигиеническим нормативам забраковано 175 тысяч партий объемом около 3 млн. литров, из которых 120 тыс. партий импортной продукции объемом 2,3 млн. литров. За нарушения санитарного законодательства на производителей и поставщиков наложено 20890 штрафов на сумму в 23 млн. рублей, в следственные органы передано 990 дел, вынесено 1118 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов.

В связи с выявлением при осуществлении госсанэпиднадзора за производством и оборотом минеральных и питьевых вод, расфасованных в емкости, фактов реализации некачественной и фальсифицированной продукции, нарушений порядка выдачи разрешительных документов, а также установленных законодательством требований к информации для потребителей Роспотребнадзором разработан порядок организации контроля данной продукции.

Территориальными управлениями Роспотребнадзора проведены внеплановые мероприятия по обследованию предприятий, производящих и реализующих минеральные и питьевые воды, не обеспечивающих должный уровень производственного контроля продукции. Приостановлено действие санитарно-эпидемиологических заключений на некоторые виды минеральных вод в связи с низким их качеством и массовой реализацией фальсифицированной продукции.

Совместно с союзом производителей безалкогольных напитков разрабатывается технический регламент о требованиях к качеству и безопасности этой продукции.

Приняты также меры по усилению госсанэпиднадзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты, изменению рецептуры, исключению их из списка продуктов школьного питания.

В Российской Федерации создана нормативная правовая и методическая база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных организмов (далее - ГМО) или содержащей ГМО. Эта продукция проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, включающую оценку аллергенных, иммуномодулирующих и мутагенных свойств, изучение показателей качества и безопасности.

Разработаны и внедрены в практику методы лабораторных исследований, необходимых для осуществления эффективного надзора за пищевыми продуктами, содержащими компоненты, полученные с применением ГМО. Установлены головные центры по количественному определению ГМО в продуктах питания, укомплектованные соответствующим оборудованием и специалистами.

При осуществлении Госсанэпиднадзора в 2005 году исследовано 19795 проб пищевых продуктов на наличие компонентов, полученных из ГМО. При этом они обнаружены в 6,8% проб, в том числе 14,4% - в мясных продуктах. В 526 случаях отсутствовала декларация о наличии таких компонентов, в связи с чем реализация продукции была приостановлена.

В целях усиления профилактики заболеваний, связанных с отклонениями от рекомендуемых норм питания, особое внимание уделяется изучению его структуры в различных регионах страны, организации рационального питания, в том числе лечебно-профилактического.

В рамках реализации Концепции государственной политики в области здорового питания, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 N 917 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 34, ст. 4083) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5037) в последние годы проведены масштабные эпидемиологические исследования структуры питания населения, подтверждающие широкое распространение дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в первую очередь йода, железа, фтора, селена.

Учитывая значимость проблемы, Роспотребнадзором и его территориальными управлениями осуществляется целенаправленная работа по преодолению дефицита микронутриентов.

В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны соответствующие профилактические программы. Организациями и индивидуальными предпринимателями принимаются меры по обогащению муки и хлебобулочных изделий, молочных продуктов железом, витаминно-минеральными премиксами. Производство йодированной соли удовлетворяет 92% потребностей населения. Значительно увеличены объемы выпуска витаминизированных соков.

В органы исполнительной власти внесены предложения о включении пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, в рационы питания детей в организованных коллективах и школах.

Расширяются объемы лечебно-профилактического и диетического питания больных в лечебно-профилактических учреждениях.

Повсеместно производится контроль на наличие в пищевых продуктах микронутриентов. Удельный вес проб йодированной соли, не соответствующих гигиеническим нормативам, снизился с 9,2% в 2003 году до 4,9% в 2005 году.

Важным направлением в ликвидации дефицита микронутриентов является производство биологически активных добавок к пище (БАД).

Разработаны рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ, методы контроля качества и безопасности БАД.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача от 11.11.2004 N 6 "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом БАД" (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, письмо от 20.11.2004 N 07/11354-ЮД), усилен госсанэпиднадзор за производством и оборотом БАД, разработан порядок организации контроля за предприятиями и выпускаемой ими продукции.

В целях защиты прав потребителей особое внимание уделяется недопущению случаев недостоверной рекламы БАД, наличию сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 305 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2337) установлено, что Роспотребнадзором должны проводиться аккредитация и проверка деятельности испытательных лабораторий, проводящих соответствующие исследования, а также государственный надзор за качеством и безопасностью этих продуктов. Все это требует проведения необходимых организационных мероприятий.

Вместе с тем, несмотря на усиление госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами, в ряде субъектов Российской Федерации имеют место серьезные недостатки в обеспечении населения доброкачественными продуктами питания, что оказывает негативное влияние на здоровье населения.

Медленно сокращается количество пищевых объектов, не соответствующих санитарным правилам, в 2005 году удельный вес их составил 9,1%. Количество проб продовольственного сырья и продуктов питания, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям превышает 6% (2000 год - 7%). Наиболее неудовлетворительные результаты отмечаются при исследовании молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, импортного мяса и мясных продуктов. В 3,5% исследованных проб пищевых продуктов выявляются тяжелые металлы, пестициды и другие загрязнители химической природы. По этой причине забраковывается большое количество партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, и в первую очередь мясных и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий.

Это является следствием неудовлетворительного санитарного состояния ряда пищевых объектов, отсутствия современного технологического оборудования, недостаточного уровня механизации технологических процессов, нарушений санитарно-противоэпидемического режима. Недостаточно осуществляется профессиональная подготовка персонала пищевых предприятий, а также уровень гигиенических знаний, особенно работников пищеблоков, детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.

По-прежнему имеют место факты приобретения этими учреждениями продуктов питания без соответствующих документов, подтверждающих их качество.

Такое положение приводит к возникновению вспышек дизентерии, сальмонеллеза в указанных учреждениях и среди населения. Только за 7 месяцев текущего года зарегистрировано 27 вспышек в результате употребления пищевых продуктов и готовых блюд, инфицированных при их приготовлении и хранении.

Неудовлетворительной остается структура питания населения и прежде всего детей школьного возраста, характеризующаяся снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов - мясных, рыбных и молочных, овощей и фруктов. В ряде школ, особенно в сельской местности, не организовано горячее питание учащихся. Не решена проблема производства детских молочных смесей на промышленной основе. Сокращается число детских молочных кухонь и ассортимент выпускаемой ими продукции. Это приводит к росту заболеваемости анемиями, гастритом и дуоденитом. Высокой остается заболеваемость, связанная с микронутриентной недостаточностью.

Возрастает потребление алкогольных напитков, заболеваемость алкоголизмом в стране увеличилась за последние пять лет на 14%. Удельный вес проб алкогольных напитков, не соответствующих гигиеническим нормативам, возрос за этот период в 1,5 раза.

Имеют место факты реализации БАД, не прошедших в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу и регистрацию, а также недостоверной рекламы этой продукции.

Население недостаточно информируется о необходимости рационального питания, соблюдения необходимой его структуры, мерах личной и общественной профилактики алиментарных заболеваний, негативных последствий, связанных с употреблением алкогольных напитков.

В связи с вышеизложенным, с целью усиления госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Федеральным законом от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150) постановляю:

1. Считать основными направлениями деятельности по надзору за продовольственным сырьем и пищевыми продуктами:

1.1. Внедрение современных технологий надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в том числе алкогольной продукции, с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и заболеваемости населения;

1.2. Усиление контроля за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей раннего детского возраста;

1.3. Оснащение учреждений Роспотребнадзора аналитическим оборудованием в целях использования современных методов анализа качественного и количественного состава ГМО, БАД, алкогольной продукции, минеральной и питьевых вод;

1.4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по разъяснению основных принципов здорового питания, мерах личной и общественной профилактики алиментарно зависимых заболеваний;

1.5. Разработка региональных целевых программ в целях преодоления дефицита микронутриентов, улучшения структуры питания и прежде всего организованных групп населения;

1.6. Усиление взаимодействия с саморегулирующими организациями (ассоциациями, гильдиями, союзами), занимающимися производством и оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, по вопросам разработки технических регламентов, выполнения совместных соглашений, мониторингу качества и безопасности этой продукции на потребительском рынке.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Принять дополнительные меры по обеспечению населения пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами;

2.2. Обязать средства массовой информации проводить широкую разъяснительную работу среди населения о влиянии структуры и качества питания на здоровье человека, негативных последствиях злоупотребления алкогольными напитками, мерах личной и общественной профилактики алиментарно зависимых заболеваний.

3. Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям:

3.1. Принять исчерпывающие меры по наведению должного порядка на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, приведению их в строгое соответствие с санитарными правилами;

3.2. Обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой продукции;

3.3. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов и в первую очередь работников пищеблоков детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.

4. Рекомендовать Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям предоставлять основную печатную площадь и эфирное время для широкой пропаганды среди населения здорового питания, мер профилактики заболеваний, связанных с недостатками в рационах витаминов, железа, йода и других микронутриентов.

5. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" совместно с ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию) провести анализ объема и эффективности лабораторных исследований пищевых продуктов, разработать и представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.

6. Научно-исследовательским институтам Роспотребнадзора и РАМН принять меры по совершенствованию методов качественного и количественного определения компонентов ГМО в пищевых продуктах.

7. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по улучшению питания больных в лечебно-профилактических учреждениях, организации лечебно-профилактического и диетического питания.

8. Главным врачам Федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии:

8.1. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

8.2. Принять дополнительные меры по оснащению центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования пищевых продуктов, полученных из ГМО, биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции и другие сложные исследования.

9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

9.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;

9.2. Определить на основании анализа заболеваемости населения кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, группу эпидемически наиболее значимых пищевых объектов, осуществлять внеплановые их обследования с обращением особого внимания на "критические" точки производства;

9.3. В рамках проведения социально-гигиенического мониторинга совместно с органами управления здравоохранением провести анализ заболеваемости населения, связанной с нарушениями в структуре питания, дефицитом микронутриентов, провести оценку проводимых профилактических и лечебных мероприятий, по итогам внести предложения в органы исполнительной власти о корректировке действующих программ по их обеспечению;

9.4. Проанализировать результаты применяемых мер административного воздействия в отношении виновных в нарушениях санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в судах в рамках применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принять действенные меры по повышению их эффективности;

9.5. О выполнении данного Постановления доложить в Роспотребнадзор с отчетами о деятельности по итогам работы в 2006 году.

10. Контроль за выполнением данного Постановления оставляю за собой.

Читайте также: