Любимый напиток бориса гребенщикова

Блог о хороших винах и интересных дегустациях

Так или иначе, сегодня вино является для меня профессиональной сферой деятельности. Поэтому, не попытаться осознать старую любовь в новом ракурсе, не найти новые краски, не расширить горизонт понимания – было бы нелепо. Вот почему в нескольких следующих абзацах, я попытаюсь дать небольшой анализ темы спиртных напитков и их потребления в песнях Аквариума.



Альбомы 70-х лет.

Естественные альбомы Аквариума и БГ, а также отдельные песни и стихи, записанные в концертных альбомах.

В основном творчестве БГ тема алкоголя поднимается довольно часто – больше четверти песен (с учетом даже инструментальных треков, вошедших в основные альбомы) содержат либо упоминание конкретных видов алкогольных напитков, либо прямо указывают на факты употребления алкоголя или последствий его употребления. Всего таких песен (и стихов) я насчитал 96 (уникальных записей, без учета повторения композиций на концертных альбомах).

В целом, вино в песнях Аквариума появляется на протяжении всего творчества. Несколько больше в ранних альбомах, например в Синем альбоме, Акустике и Электричестве, Табу и Ихтиологии. Хотя в ту, советскую еще пору, хорошего вина в стране фактически невозможно было достать, тем не менее, наиболее частое упоминание вина в песнях Аквариума можно считать одним из признаков самоопределения группы, как городской и интеллигентской. Впрочем, это далеко не единственный и не главный из этих признаков.

Упоминания водки случаются во всех периодах творчества от Ихтиологии до Пушкинской 10.

Отступая от темы, замечу, что и портвейн в ту пору был отнюдь не тем благородным португальским вином, которым сегодня можно усладить свой вкус. Наиболее часто употреблялась отечественная продукция, характеризовавшаяся мутным видом, пугающим окисленным ароматом и невыносимым приторно-сладким вкусом (о послевкусии, также как и о последствиях употребления того портвейна я лучше умолчу). Поскольку даже неизбалованные эногастрономическими изысками советские граждане не все могли пить такую дрянь, сладкий креплёный портвейн считался уделом либо закоренелых алкоголиков, либо конченных творческих интеллигентов (сторожей, истопников, дворников), идущих нелёгкими путями к расширению сознания.

На четвёртом месте в нашем рейтинге оказывается пиво (5 упоминаний).

Далее плотной группой (по 3 текста с упоминаниями) следуют коньяк, самогон и виски.



Упоминаний в двух песнях удостоились Шампанское и спирт.



Пожалуй, на этом всё. Своим обзором я вовсе не хотел бы завлечь Вас в опасные алкогольные путешествия (пусть этим занимаются повар Макаревич с его другом наркологом), а только побудить Вас еще раз послушать эти песни и, возможно, найти в них те затаённые смыслы, и те волшебные грани, которые раньше Вам не открывались.






Борис Гребенщиков погостил в Кролике!

Друзья, если вы еще не в курсе, то делимся приятной новостью.

БГ не случайно забрел к нам на огонек. Он пишет книгу о барной культуре. Поэтому во время гастролей по городам посещает и питейные заведения.

Музыкант продегустировал наши коктейли, оценил блюда, раздал автографы, сфотографировался на память и очень лестно отозвался о нашем баре. И, между прочим, если вы хотите попробовать то, что заказывал БГ, скажите об этом официанту.

Новоселов, автор последних "Аквариумных" клипов, известен в киношном мире как документалист, снимавший в Полинезии, на Амазонке и в прочих первобытных местах. Его "Настроение" - фильм не столько документальный в привычном понимании слова, сколько "настроенческий". На первый взгляд он представляет собой пятидесятиминутнытй клип с такими ультрасовременными режиссерскими фишками, до которых MTV еще просто не доросло. "Но стиль "пси" только внешне напоминает стиль "пепси", - комментирует Новоселов. - Разница между ними не в форме, а в содержании".

"Настроение Пси" плохо укладывается в коммерческий, да и вообще общепонятный формат. Люди, которые приобретут эту кассету с целью получить новую информацию о Гребенщикове, будут разочарованы: Новоселов предлагает им знание на уровне ощущений. Может быть, потому БГ остался доволен этим фильмом больше, чем любым другим кино о себе.

Пленка начинается с титров: "Сейчас вы увидите кадры, не вошедшие в фильм". Далее следует нарезка из концертных записей, клипов и разговоров с БГ в Крыму, Испании, Питере и Москве. Несколько песен с альбома "Пси", цитаты из "Книги перемен" и - "Вы увидели кадры, не вошедшие в этот фильм". Настроение передано как нельзя лучше, но его непросто сформулировать в одной или двух фразах. Или, как говорил сам Гребенщиков, "это превосходит возможности моего словаря".

Возможности гребенщиковского словаря - одна из главных тем его песен на протяжении многих лет. "Пси" (1999) буквально напичкан признаниями, после которых у любого другого автора началась бы депрессия, перемежаемая попытками суицида: "Я бы все объяснил - но я не знаю истинных слов", "Я потерял связь с миром, которого нет", "Я не помню, как петь; у меня не осталось слов". Песни, описывающие творческий кризис, дают возможность Гребенщикову сказать о невозможности говорить. И если это все-таки кризис, то весьма плодотворный.

Неприязнь БГ к критикам и журналистам .- не секрет. Причина ее в том, что любое однозначное суждение Гребенщиков воспринимает как оскорбление мироздания. Это несколько странная позиция для того, кто занимается поп-музыкой, да и вообще публичной деятельностью. Естественное желание человека, обращающегося к публике, -быть понятым, причем понятым без искажений. Гребенщиков же изначально уверен: искажения неизбежны, кто трактует - тот искажает.

Рассказывают, что вызвать Гребенщикова на откровенность можно, лишь пообщавшись с ним достаточно долгий срок и убедив его, что интервью - это такой совместный проект, в котором он принимает участие. Ведь БГ - человек, абсолютно съехавший на музыке. После любых застолий он протирает глаза, влезает в свой джип и едет на студию. Все, что напрямую не связано с музыкой, воспринимается им как досадная помеха. В том числе и разговоры о музыке. Результат может быть примерно таким:

- Здравствуйте, Борис Борисыч! Можно задать вам пару вопросов?

- А иди ты в ж. со своими вопросами!

- Спасибо за интервью.

С Гребенщиковым надо беседовать, как выражаются англичане, предварительно договорившись о терминах. Но на то, чтобы договориться с Гребенщиковым о терминах, может уйти вся жизнь. Если бы не правила игры, которые он задал за тридцать лет своего присутствия в русском роке, я уверен, что о взаимопонимании со слушателем и речи быть не могло.

Мне всегда представлялось, что, будь "Abbey Road" (1969) первым адьбомом Битлз, мы не имели бы тех Битлз, которых имеем. И не потому, что это слабая работа. Это работа, рассчитанная на уже завоеванную и подготовленную аудиторию.

Предположим на секунду, что "Пси" - первый альбом "Аквариума", а "Старика Козлодоева" и "Поколения дворников" еще нету даже в проекте. В этой ситуации понадобились бы очень сильные аргументы в пользу того, что "Пси" действительно классный альбом, а Гребенщиков - это тот БГ, в слова которого стоит внимательно вслушаться.

В последнее время концерты "Аквариума" интереснее, чем студийные записи. 1Ьворят, что в 80-е все было наоборот: каждый альбом казался совершенным произведением искусства, а концерт - его бледной копией, к тому же неважно сыгранной. Теперь акцент перенесен на мгновенную фиксацию песен и эмоционального состояния.

В фильме звучит около двадцати музыкальных фрагментов. Самый потрясающий из них, по понятным причинам, не входит ни в одну из официальных записей. Во время саундчека БГ сымпровизировал "вертинским" голосом:

Псу однажды вы давали фон подзвучки,

Помните, тогда он заболел.

Лучше б звуковик не трогал ручки

Иль хотя бы трогать их умел.

Этот фрагмент, неожиданный, дурацкий, живой, лично меня трогает не меньше, чем "Рок-н-ролл мертв". Ведь рок- н-ролл жив как раз такими экспромтами.

Режиссерский прием Новоселова с "кадрами, не вошедшими в Фильм" подтверждает старую гребенщиковскую мысль: главное всегда остается за кадром.

Я думаю, "Настроение Пси" потому и приглянулось Гребенщикову, что представляет собой не трактовку, а аккомпанемент к его музыке. "БГ с режиссерским аккомпанементом" - настоящее кино о Гребенщикове выглядит именно так.

Общение с Новоселовым кое-что прояснило мне в гребенщиковской личности. Одного поля ягоды, есть такое русское выражение. Андрей отвечал на мои вопросы, явно думая о чем-то своем.

- Гребенщиков легко пошел на контакт с вами?

- В общем, да. Сначала Борис был скуп на слова, вероятно, решал, можно ли мне доверять. Но прошло некоторое время, и он оттаял. Даже позвал меня к себе домой, куда, по определению, закрыт вход постороннему человеку. Тем более человеку с камерой.

- Общение с ним подавляет?

- Я не чувствовал давления, так как мне изначально не надо было объяснять, о чем речь. Но это не значит, что я во всем соглашался с ним. Мы спорили, например, о том, могу ли я по сюжету клипа убивать персонажей. Он говорил - нет. А я доказывал, что могу, если конечная цель - катарсис. Каждый в итоге остался при своем, но разговор шел на равных.

- Собираетесь снимать что-то еще с участием Гребенщикова?

- Вероятнее всего, да. Правда, сейчас я бы снял Бориса в более классической манере, без авангардных примочек.

- А игровое кино с БГ у вас нет желания сделать?

- Желание-то есть. Я показывал Боре свой сценарий под названием "Мокрые крылья". "Мокрые крылья" -это такое состояние, когда ты не можешь взлететь. Главный персонаж там спивающийся бог любви. Борю это заинтересовало, но он отказался, сказав, что съемки - время, потерянное для музыки.

- Вы были свидетелем каких-нибудь спонтанных поступков Гребенщикова или он человек рациональный?

- Как-то в Испании нас пригласили на яхту, и капитан предложил порулить. Боря встал за штурвал и абсолютно уверенно повел судно, не глядя на приборы, просто по ощущению. А вот еще был случай на международном рок- фестивале. Боря заставил меня пройти в первый ряд, хотя там такие децибелы, что нормальный человек долго не выдержит. Я пытался закрываться, морщился, а Боря сидел и слушал этот хард с большим удовольствием. В какой- то момент я повернулся и обнаружил, что БГ умудрился уснуть! Боря живет, не входя в диссонанс с тем, что его окружает.

В конце разговора Андрей попросил прощения за то, что не слишком сосредоточенно отвечал на вопросы. У меня создалось впечатление что некоторых вопросов он просто не слышал. Впрочем, это не сделало беседу менее интересной. "Я сейчас работаю над одним сценарием, - объяснил Новоселов, -и в голове постоянно крутятся варианты развития сюжета. В таком состоянии я обычно не придаю большого значения словам".

Не надо извиняться, Андрей. Поглощенность идеями, еще не оформленными в слово и не зафиксированными на пленке, - нормальная вещь для тех, кто находится в "настроении Пси". Все, что зафиксировано и уже не может меняться, гораздо скучнее, чем поток самых смутных ассоциаций. Или, как писал Владимир Шинкарев: "Чтобы творение осталось в вечности, не надо доводить его до конца".

Я ЗНАЮ МЕСТА

Гастроном на улице Ракова

Предание гласит, что этот дом находился недалеко от квартиры БГ и был неоднократно посещаем всеми участниками Аквариума в поисках портвейна, за что и воспет Анатолием Гуницким (Джоржем) в "Русской Симфонии".
фото: Митрич. Апрель 1998

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Бородатые анекдоты по теме:

Сидят Боб и пьяный Дюша дома. Боб превращает воду в вино, пьяный Дюша ее тут же выпивает. Только Боб все кастрюли наполнит - Дюша уже их и опустошил.
Ерундовый вроде случай, а характерный.

Дюша был не дурак выпить, и Боб любил выпить, да и Майк, и другие не прочь были. А поддерживается ли сейчас эта традиция?

БГ - не то, что Высоцкий. Напьется, бывало, Высоцкий и пишет: "Где был я вчера - не найду днем с огнем, только помню, что стены с обоями". БГ-интеллигент с похмелья пишет: "Я помню было небо - я не помню где. "

— Как вы себя чувствуете?

— Можете ли описать место, в котором сейчас проживаете?

— Я опять живу на крыше — и мне это очень нравится.

— Довелось ли оценить британскую систему здравоохранения? Или Бог спас?

— Когда-то много лет тому назад сталкивался. Врачи сами говорят: чем меньше общаться с врачами, тем лучше.

— Все то время, что мы все пребываем в карантине, вокруг меня спорят: стимулирует ли такая ситуация творчество (ведь появилось много свободного времени), или, напротив, делать ничего не хочется (так как не видно перспектив, и страх и лень побеждают талант).

Так что спасибо Небу за теперешнюю паузу — она дана, чтобы мы лучше узнали самих себя. И в свете этого нового знания сделали что-то, чего не могли раньше.

— Я поймал себя на том, что мне очень интересно читать и отвечать на ваши вопросы, Борис. Как будто они совсем из другого мира, где у людей другие, совсем незнакомые мне, ценности. Для меня концерты, играемые у кого-то дома,— это особая и прекрасная этим форма искусства. Отсутствие дистанции между поющим и слушающим исключает возможность неправды. Нам повезло: для нас такая музыкальная форма никогда не была вынужденной мерой, мы и репетировали дома, и играли дома, такая у нас музыка. А если играть музыку противозаконно, то справедливы ли эти законы и стоит ли их соблюдать?

Я до сих пор люблю играть у кого-то дома.

— Эта песня действует во всех вариантах, у нее мощное сердце. Ее начинаешь петь, и она тебя сносит. Уж многострадальной я ее никак не могу назвать, в ней силы больше, чем у меня. А несколько десятков студийных вариантов, сделанных за два года,— это естественный поиск правильной звуковой картины. Поиск еще не окончен, но я уже слышу, каким будет результат.

— Записаны и та, и другая; и обе будут скоро выпущены, но на разных альбомах. Потому что вслед за новым альбомом скоро последует еще один — собрание сетевых синглов и просто песен.

— Опять-таки, пою то, что ощущается правильным для сегодняшнего дня. А снимаю в самых разных местах, в которые меня заносит.

— Кто подбирает вам наряды — все эти жилеты, толстовки, банданы? Они очень крутые.

— То, во что я одет, я всю жизнь подбираю сам, тут у меня — хорошо это или плохо — советчиков нет.

— В Сашкины дела я без приглашения не лезу, это было бы невежливо. Желаю ему удачи!

— Не понимаю, в чем причина для замешательства. На качественную запись музыки нужны деньги, а концертов сейчас нет. Я очень благодарен тем людям, которые очень вовремя предложили нам помочь.

— У вас есть прекрасный опыт работы с краудфандинг-платформами. Эта модель уже не работает?

— Отлично работает, просто в данном случае на формальности ушло очень много времени, а оплата студии не могла ждать.

— Была ли для вас неожиданностью реакция некоторых коллег на этот твит? Например, Армен Григорян высказался просто по-хамски.

— Не знаю, не читал никаких негативных отзывов; впрочем, если люди хотят отзываться обо мне плохо, это их право.

— Студия, в которой вы записывали альбом, сейчас закрыта? Или все же работу удалось (удастся) завершить?

— Работаю в студии все это время (собственно, эта запись длится уже больше двух лет в разных местах). Но свет в конце туннеля уже ближе и ближе. Хочется закончить и выпустить альбом к началу лета. А что будет там — сами услышите; зачем же портить сюрприз :-).

— Как любой, оказавшийся в заточении во время карантина, вы, вероятно, много смотрели и читали. Поделитесь впечатлениями и рекомендациями.

Сайт "РГ" решил перечислить любимых и нелюбимых его исполнителей из числа звезд мировой величины, основываясь на его творчестве, передачах и высказываниях. Понятно, что при таком масштабе личности этот список выглядит лишь поверхностным срезом, но мы надеемся, что БГ - широкой души человек - с присущей ему легкостью отнесется к этому нестрогому праздничному списку, который в правках совсем не нуждается. С юбилеем, Борис Борисович!

Любимые музыканты БГ

1. Джордж Харрисон

Конечно, здесь следовало бы указать весь коллектив The Beatles, которых БГ, не мудрствуя лукаво, считает величайшей группой XX века, коей она, безусловно, и является. Но его особенно теплое отношение к Джорджу Харрисону, обычно упоминаемом лишь после дежурных дифирамб "главным" "битлам" - Леннону и Маккартни, - трудно не заметить. И, разумеется, обусловлено оно не одним только фактом личного знакомства бессменного лидера "Аквариума" с Харрисоном - скорее, их духовной близостью. Не вполне адекватно оцененное современниками творчество Джорджа действительно достойно куда большего внимания, и Гребенщиков делает все возможное для того, чтобы окружающие это наконец поняли. И за это, как говорится, спасибо.

2. Дэвид Боуи

Для того чтобы понять, сколь высоко Борис Борисович ценит творчество одного из ярчайших балагуров прошлого века, достаточно обратить внимание, с каким уважением он каждый раз упоминает его имя - а делает он это в своих передачах очень часто. "Его песни порождают такие чувства, о которых, пожалуй, не каждый и знает", - небезосновательно отмечает Гребенщиков. Как и в случае с близким другом Боуи Игги Попом, чтобы это понять, нужно обладать острейшим чувством прекрасного.

Культовый в шестидесятых годах и подзабытый сегодня шотландец Донован, стоявший у истоков фолк-революции, достоин всеобщей любви и уважения. А Борис Гребенщиков рассказывает об этом весьма убедительно. Сам Донован когда-то советовал начинающим музыкантам выбрать двух-трех своих любимых артистов - и выучить все, что они делали. Наверняка этим способом руководствовались не все, но БГ как-то признался, что и сам однажды к этому пришел. Доновану, вероятно, выпала честь попасть в число этих ориентиров.

4. Рой Орбинсон

Про Роя Орбинсона БГ говорит просто: "человек, давший рок-н-роллу сердце". Американец, не утонувший в агрессивной волне "британского вторжения" действительно является одним из самых выдающихся среди великих музыкантов своей страны, которых в то время там каждый год появлялось столько, что сегодня хватило бы на несколько десятилетий. Так что лучше дать слово юбиляру: "Его песни - законченное в себе совершенство".

5. Булат Окуджава

Об отечественной музыке Борис Борисович говорит редко и мало, но если уж о ком-то говорит, то (как правило) - с необычайной любовью. Хотя, по мнению БГ, в СССР со свежей и интересной музыкой дело обстояло туго (что, конечно, совсем не так), к некоторым музыкантам, певшим на русском языке, он относится с ностальгической любовью. Особенно это касается трех бардов - Окуджавы, Высоцкого и Клячкина. Из которых Окуджава явно занимает первую строчку. Гребенщиков его называет - ни много ни мало - "духовным отцом послевоенного поколения".

Нелюбимые музыканты БГ

1. Роджер Уотерс

Про творчество великих Pink Floyd Борис Борисович долгое время предпочитал вообще ничего не говорить, чтобы не провоцировать то, что сегодня на интернет-сленге называется "холиваром". Однако слушатели все-таки заставили его посвятить группе целую передачу. В ней БГ рассказал, что "пафосная скорбь" Уотерса, который, как известно, не один альбом посвятил проблемам современного ему общества, его мало задевает (интересно, что при этом Борис Борисович с большим уважением отзывается о стихах Ильи Кормильцева, который тоже писал о проблемах общества - но общества не западного, а советского), как, впрочем, и психоделические эксперименты Сид Барретта.

2. Фредди Меркьюри и Queen

Похоже, Борис Борисович никак не может - вопреки своей знаменитой формуле "я не знаю никого, кто неправ" - простить группе Queen выступления в Южной Африке во время культурного бойкота этой страны передовым человечеством. Иные объяснения для очевидной нелюбви БГ к творчеству Меркьюри и компании подыскать трудно - ведь то, что Queen, как и The Beatles, не обделены вниманием радиостанций таковым быть просто не может.

3. Марк Нопфлер и Dire Straits

"Я очень люблю Марка Нопфлера, только много слушать не могу", - с присущей ему иронией как-то сообщил БГ, намекнув на то, что музыка Dire Straits кажется ему неоправданно меланхоличной. Впрочем, это, по его собственному признанию, не мешает ему с удовольствием слушать кое-какие песни.

4. Ян Кертис и Joy Division

Вообще исполнители, обращающиеся к темам страдания и душевного сумрака, всегда вызывают у Бориса Борисовича явную настороженность (в связи с чем хочется выразить ему особенную благодарность за "Русский альбом" - едва ли не лучшую пластинку "Аквариума"). Очень красноречиво об этом говорит, например, отеческая благосклонность БГ к творчеству Ника Дрейка. И хотя он не отказывает музыке Joy Division в праве на обладание "холодной красотой", лишний раз ее все-таки старается не касаться.

5. Егор Летов

Закончим второй список, как и первый, отечественным музыкантом. Заочные отношения БГ и Игоря Федоровича Летова - двух крупнейших величин советской рок-культуры - тема для целого исследования. Слишком по-разному они воспринимали реальность и творчество, слишком по-разному понимали "Свет" и шли к нему, что было слишком им очевидно. Своеобразным постскриптумом ко всей этой истории вышел сингл "Гражданской Обороны" с кавер-версией "Электрического пса" БГ, которую Летов, в молодости не скрывавший своего ироничного отношения к "Аквариуму" (чего только стоит песня "КБГ-рок") давно любил и ценил. А Борис Борисович, интеллигентно и едко парируя уже не совсем актуальные удары, поднятые из архивов журналистами, все же, похоже, испытывал к Игорю Федоровичу своеобразное - но - уважение.

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

22 любимые песни "Аквариума". Хит-парад к ДР БГ. Часть 1

Сегодня (а точнее, уже вчера) исполнился 61 год Борису Борисовичу Гребенщикову, моему второму любимому исполнителю после Владимира Высоцкого. А поскольку я в последнее время делаю много музыкальных постов, вот вам 22 лучшие, на мой взгляд, песни "Аквариума". Этот список очень эфемерен, так как с годами появляются новые классные песни и поднадоедают старые. Так что этот список - мое субъективное мнение на ДАННЫЙ момент. Через полгода оно наверняка изменится. Почему в списке 22 композиции? Потому что первая кассета "Аквариума", которая у меня появилась, была "Легенды русского рока", на которой было ровно 22 песни. Так что это число у меня тесно связано с группой:)

И еще раз уточню: это не рейтинг, песни расположены в алфавитном порядке. Первая часть - сейчас, вторая - попозже (не хочу пост загружать видяхами).

1. Аделаида (Равноденствие, 1987)
Знаете, что самое сложное при написании песни о любви? Написать ХОРОШУЮ песню о любви. А знаете, что самое сложное при написании хорошей песни о любви? Спеть о любви, ни разу не употребляя это слово и производные от него. "Аделаида" - это один из главных бриллиантов в творчестве "Аквариума", и в моей подборке - одна из самых известных песен (да, "Города золотого" не будет!). Слышали бы вы, как на нее реагирует зал на концертах:)

2. Брод (Сестра Хаос, 2002)
"Аквариум" я начал слушать в августе 2001 года, а в марте 2002-го вышел альбом "Сестра Хаос", ставший для меня первым НОВЫМ альбомом "Аквариума". И я до сих пор считаю его одним из лучших в творчестве группы. Песня "Брод" долгое время оставалась для меня любимой. Наверное, потому что ее текст довольно понятен: не нужно бояться сделать шаг, а также усложнять себе жизнь. А если ты хочешь достучаться до человека, то "попытайся использовать рот", а не грубую силу.

3. Бурлак (Русский альбом, 1992)
"Русский альбом" - один из самых печальных в творчестве БГ. И мой самый любимый. Долгое время песня "Бурлак" была для меня наилюбимейшей в творчестве БорисБорисыча. Она вроде бы тоже печальная, но при этом умудряется еще и быть забойной. Редчайшее сочетание!

4. Вызываю огонь на себя (Синий альбом, 1981)
Философская притча, коих в творчестве БорисБорисыча немало. Притча про самопожертвование. От строчки "но чтобы остался огонь, нужно, чтобы кто-то вызвал его на себя" у меня до сих пор дрожь.

5. Губернатор (Соль, 2014)
У БГ немало песен политической окраски. Но, как правило, все они довольно тщательно загримированы. И что-то прямым текстом говорится, пожалуй, только в двух песнях: "Поезде в огне" и "Губернаторе" (ну, еще наверное в "Древнерусской тоске", откуда кстати сам и взял музыку для "Губернатора"). Сам Гребенщиков отрицает, что "Губернатор" посвящается какому-то конкретному человеку. Но мы-то знаем.

6. Движение в сторону весны (День серебра, 1984)
Просто удивительно: многие песни написаны еще до моего рождения, но на удивление органично вписываются в современные реалии. Хотя есть вечные темы. Любовь, например. Или человеческая душа.

7. День радости (Письма капитана Воронина, 1992. Пушкинская, 10, 2009)
Безумно красивая и лиричная песня. Наверное, самая лиричная в творчестве "Аквариума". Издавалась в двух версиях. На концертнике "Письма капитана Воронина" есть маленькие отличия в тексте по сравнению с новой версией. Но черт побери, насколько же они меняют смысл песни! В 1992 году было ощущение приближения чего-то плохого (что, в конце концов, и наступило), а в 2009-м - надежда на то, что однажды все будет хорошо. И вы знаете, я за вторую версию. Ведь Бог есть свет, и в нём нет никакой тьмы.

8. Зимняя роза (Песни рыбака, 2003)
Еще одна безумно красивая песня. Посвящение женщине. Не знаю, конкретной или абстрактной, но в 2003 году она очень хорошо вписывалась в мое мироощущение. Очень необычные строчки и образы. Вроде, не такие замороченные, как в других песнях, но все равно в них что-то таинственное есть.

9. Камни в холодной воде (на официальных альбомах не выходила, начало 90-х)
"- Борис Борисович, спойте что-нибудь о любви? - А у нас все песни о любви" (из беседы БГ с залом). Создается впечатление, что "Камни в холодной воде" содержат какой-то мистический код, который просто не позволяет им вписаться ни в один из альбомов "Аквариума". Неслучайно, когда БГ с какого-то перепугу в 2007 и 2010 запилил альбомы "Феодализм" и "Наша жизнь с точки зрения деревьев", составленные из песен как раз того периода, что и "Камни", то не включил их ни в один из альбомов.

10. Любовь во время войны (Соль, 2014)
Когда вышла акустическая версия, мне она сразу запала в душу. Но когда через 8 месяцев "Аквариум" записал в студии электричество, это было что-то с чем-то. Слушая "Соль", я практически всегда переслушиваю "Любовь во время войны". По-моему, это лучшая антивоенная песня со времен ДДТ-шной "Не стреляй!". Посоветовал бы ее послушать тем, кто сейчас призывает "давить хохлов/кацапов". У меня при каждом ее прослушивании просто мурашки по коже бегают.

11. Немое кино-2000 (Ихтиология, 1984)
Новая версия старого хита стала играться "Аквариумом" с 1998 года, но я по привычке добавляю уточнение "2000" - так проще понять, что имеется ввиду версия с прикольным клавишным проигрышем Рубекина. Все-таки есть песни, которые никогда не теряют своей актуальности. Как спел Алексей Кортнев в кавер-версии этой композиции, "прошло 30 лет - фильмы так же немы". "Немое кино" - это нетленка, актуальная на все времена. К сожалению. Почему я уточняю, что новая версия? Потому что старая хороша только текстом, а музыка там - обычная гитара. В новой же и музыка очень классно звучит. Недаром "Двойной Фёдр" её использовал для одной из своих песен:)


  • Рок
  • Интервью

В редакцию "ФАКТОВ" Борис Борисович прибыл за 15 минут до начала прямой линии. С большим интересом и знанием дела рассмотрел роскошную коллекцию статуэток "Lladro" в кабинете главного редактора газеты Александра Швеца, а затем занял место за редакционным телефоном и стал общаться с читателями.

- Что вам еще нравится помимо музыки?

- Люблю делать радиопередачи, путешествовать, читать книги. Агату Кристи могу по пять-шесть раз перечитывать.

- Помните, что вас поразило, когда впервые попали за рубеж?

- Из огня да в полымя. Я сразу оказался в Нью-Йорке! Это был 1987 год. Я достаточно много читал (кстати, на английском), поэтому был в курсе, как выглядит Америка. Но поразило меня то, что на деревьях можно повесить лампочки, и они будут вечером светиться. А в Лондоне я оказался на следующий день после террористических актов в метро.

- Обзавестись недвижимостью за кордоном не хотели бы?

- Если бы кто-нибудь дал мне денег, чтобы эту недвижимость купить, обзавелся бы. Я вряд ли себе могу позволить купить КОМНАТУ в Петербурге! В настоящий момент у меня точно не хватит на это денег.

- Если вдруг зазвонит мобильный телефон, можете ответить и тут же выйти на сцену?

- Звонки на мобильном отключил несколько лет назад. Когда мне звонит нужный человек, я ему перезваниваю. А находиться на побегушках у телефона, увольте, это не мое.

- Какие еще изобретения человечества вы исключили из повседневной жизни?

- Телевизор. И счастлив от этого.

- Откуда же получаете информацию?

- Если мне нужно что-то узнать, могу залезть в интернет или книжку почитать.

- Какие у вас были отношения с солистом группы "Алиса" Костей Кинчевым?

- Очень приличные. Костя - хороший человек, мы с ним неоднократно вместе выпивали. Все это продолжается и по сей день. Последний раз я его видел года два назад.

- Вы всегда выпиваете только с хорошими людьми?

- Выпивать с плохими людьми - вредить своему здоровью. Никогда не пью с плохими.

- С Шевчуком выпивали?

- Даже не помню. Чтобы к Юре относиться хорошо, не обязательно с ним пить.

- Борис, а у вас были в жизни переломные ситуации?

- Нет! Даже когда меня выгнали с работы, из комсомола, я печалился всего полтора дня. Потом понял, что меня освободили, выпустили. И даже обрадовался.

- Не хотели тогда поменять мир?

- Упаси Господь. Менять мир может только человек, который его не понимает. Мудрые считают, что мир, который воспринимает человек, является прямым отражением его внутренней сути. Нет ничего внутри, что не нашло бы отражения снаружи! Когда любой из нас смотрит на мир, он видит только то, что уже есть у него в душе. Если тебе что-то не нравится в мире, это значит, что в твоей ДУШЕ что-то не так. Всегда есть шанс стать лучше.

/- А что бы вы хотели изменить в себе?

- Чтобы ответить на этот вопрос, придется та-а-ак глубоко залезать в психологию.

- А если не глубоко копать? Может, хотелось бросить курить, пить?

- Я брошу курить, когда захочу этого. А пока мне нравится курить.

- Наркотики тоже приходилось пробовать?

- Мне "не приходилось пробовать", я съел, думаю, наркотиков больше, чем любой из рок-музыкантов. Поэтому я знаю их интимно, близко. Все "добро", которое можно от них получить, испытал на себе. Они мне теперь не нужны. То же самое с алкоголем.

- Вы так спокойно сейчас говорите, а ведь из этой пропасти единицы выкарабкиваются?

- Не могут выкарабкаться те, у кого организм слабый. Мне очень повезло, я оказался крепким. Просто взял и бросил.

- В чем заключается секрет вашего творческого долголетия?

- "Аквариум" существует 36 лет, потому что нам до сих пор интересно то, что мы делаем.

- Как рождаются на свет новые песни?

- Боюсь над этим задумываться, потому что это как влюбленность: начнешь анализировать достоинства и недостатки девушки, в которую влюблен, и она перестанет нравиться.

- Некоторые ваши коллеги заставляют себя садиться за рояль с 9 часов утра до 6 вечера и называют это профессиональным подходом.

- Да? Молодцы! Значит, я не профессионал, только любитель. Я вообще человек без профессии. И не ищу ее. ПОЗДНО! Как следует из индийской теории психологии, жизнь мужчины делится на четыре этапа. Первый - воспитание и привыкание к миру, второй - период домохозяина, когда он создает капитал, строит дом, воспитывает детей. С началом третьего этапа он понимает, что все это уже сделано, и говорит: "До свидания. Вы обеспечены, а я ухожу в лес". И 25 лет сидит в лесу - скажем, с 50-ти до 75 лет - и думает. Четвертый этап - это когда он постиг Бога, и ему уже ничего не нужно. Вот сейчас я в начале третьего этапа, и мне ничего не нужно.

- Седина в бороду, а бес в ребро - не про вас?

- Мужчина - это не половой член, а внутренние свойства. Сила, надежность.

- Как будете отмечать юбилей?

- Свалю в Индию! Последние лет двадцать отмечаю день рождения вне дома - за границей.

- Безумные поступки совершали?

- Что такое "безумный поступок"?

- Ну, допустим, забраться к любимой по карнизу на пятый этаж.

- Я, скорее всего, упаду. А мне моя жизнь пока дорога.

- Значит, жизнью лишний раз не рисковали?

- Как не рисковал? Женился! (Смеясь.) И не один раз. Я думаю, любовь не требует, чтобы подвергать чужую или свою жизнь опасности. Будь я девушкой, не допустил бы, чтобы ради меня молодой человек рисковал жизнью.

- Внука навещаете?

- Видел всего один раз, потому что я мотаюсь по миру, а он сидит в Подмосковье вместе со своей мамой.

- Не так давно Алиса снялась обнаженной для "Плейбоя". Вы не были против?

- Для этого не обязательно отцовское благословение. Это ее дело, ее тело, что хочет, то пусть с ним и делает. Я видел журнал, но всматриваться не стал.

- А чем для вас пахнет детство?

- Сильный вопрос. Наверное, это несколько запахов, начиная от жареной картошки до запаха сушеных фиалок. Я вырос в умеренно коммунальной квартире.

Читайте также: