Не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков

Статья 3. Ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков

На территории Курской области не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков, к которым в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" относятся безалкогольные напитки специального назначения, в том числе энергетические (с массовой долей сухих веществ не менее 10 процентов), кроме чая, кофе и безалкогольных напитков на основе чайных и кофейных экстрактов, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека:

2) в детских, образовательных и медицинских организациях;

3) на объектах спорта;

4) в местах проведения культурно-массовых мероприятий.


>
Ответственность за нарушение настоящего Закона
Содержание
Закон Курской области от 5 марта 2015 г. N 22-ЗКО "Об установлении ограничения в сфере розничной продажи тонизирующих.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подскажите пожалуйста,есть ли в нашей стране запрет на продажу безалкогольных энергетическиих напитков в розничных магазинах лицам недостигшим 18 лет?

  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )


  • 6551 ответ
  • 2110 отзывов

Здравствуйте, есть в регионах нашей страны, в федеральном законе нет но в региональных зачастую

В соответствии с ним на территории региона не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе слабоалкогольных энергетических напитков. Также не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 апреля 2016 г. N 65-АПГ16-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение суда Еврейской автономной области от 15 декабря 2015 года, которым административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Еврейской автономной области о признании недействующими отдельных положений Закона Еврейской автономной области от 9 июня 2015 года N 726-ОЗ "Об установлении ограничений в сфере продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Еврейской автономной области" частично удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Законодательным Собранием Еврейской автономной области принят Закон Еврейской автономной области от 9 июня 2015 года N 726-ОЗ "Об установлении ограничений в сфере продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Еврейской автономной области" (далее - Закон).

Статьей 2 Закона определены используемые в нем основные понятия. Слабоалкогольные тонизирующие напитки определены как слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека (пункт 1).

Согласно статье 3 названного Закона на территории области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.

В силу статьи 4 этого же Закона на территории области не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков: 1) несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия он вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя; 2) в детских, образовательных и медицинских организациях; 3) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; 4) в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних и молодежи.

Исполняющий обязанности прокурора Еврейской автономной области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими статьи 2 (в части определения вида алкогольной продукции, который не предусмотрен федеральным законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), статей 3 и 4 Закона. По мнению административного истца, статья 3 Закона принята с превышением полномочий, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", который не наделяет органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями на введение запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции. Данный запрет фактически означает регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции, разрешенной к производству и допускаемой к обороту.

Статьей 2 Закона определен такой вид алкогольной продукции как слабоалкогольные тонизирующие напитки, который не предусмотрен статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.

Кроме того, статья 4 оспариваемого Закона противоречит подпункту "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать нормативные правовые акты, предусматривающие введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации. Таким образом, прокурор полагает, что оспариваемые нормы Закона не отвечают требованиям федерального законодательства, нарушают права неограниченного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление деятельности по розничной продаже слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.

Решением Суда Еврейской автономной области от 15 декабря 2015 года административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Еврейской автономной области удовлетворено частично. Признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу статья 3 Закона.

В удовлетворении требований о признании недействующими статьи 2 в части определения вида алкогольной продукции, который не предусмотрен федеральным законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и статьи 4 Закона отказано.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора Еврейской автономной области, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействующими отдельных положений статьи 2 и статьи 4 Закона.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 названного Федерального закона).

В силу статьи 3 этого же Федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Определяя правовое регулирование вопросов оборота алкогольной продукции, законодатель в статье 2 названного Федерального закона указал, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Национальным стандартом Российской Федерации "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства" ГОСТ Р 52409-2005 дано определение понятий в области производства безалкогольных и слабоалкогольных напитков, в частности:

безалкогольный напиток: готовый напиток с объемной долей этилового спирта не более 0,5%, а для напитков брожения и на спиртосодержащем сырье - не более 1,2%, на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/куб. дм;

слабоалкогольный напиток: готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 9,0%, на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/куб. дм.

Согласно подпункту 5.1.3 ГОСТ Р 52845-2007 по физико-химическим показателям слабоалкогольные тонизирующие напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, а именно объемная доля этилового спирта должна составлять 1,2 - 9,0%, кофеина - 0,151 - 0,400 мг/см3.

Из системного толкования приведенных правовых положений следует, что алкогольная продукция, указанная в пункте 1 статьи 2 областного Закона, относится к слабоалкогольной продукции, розничная продажа которой регулируется нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии противоречий оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку ею не установлен какой-либо самостоятельный объект регулирования в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Судебная коллегия находит верным суждение суда об отсутствии оснований для признания недействующей статьи 4 Закона.

При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Согласно статье 3 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (статья 4 указанного Федерального закона).

В силу пункта 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 16 этого же Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 14 приведенного Федерального закона определено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Таким образом, из смысла приведенных законоположений в их системном единстве следует, что субъектом Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному и психическому развитию могут устанавливаться определенные ограничения, которые и были предписаны законодательным органом Еврейской автономной области в статье 4 оспариваемого Закона.

Отказывая в удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора области о признании недействующей данной нормы Закона, суд сделал правильный вывод о том, что она направлена на защиту здоровья несовершеннолетних граждан Еврейской автономной области и требованиям федерального законодательства не противоречит.

Так, Национальным стандартом Российской Федерации "Напитки безалкогольные тонизирующие" ГОСТ Р 52844-2007 установлено, что безалкогольные тонизирующие напитки - безалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека (пункт 3.1). В качестве тонизирующих ингредиентов допускается использовать кофеин и/или экстракты растений (гуараны, матэ, женьшеня, лимонника, элеутерококка), являющиеся источником тонизирующих компонентов (кофеина, гингозидов, элеутерозидов, схизандрина) (пункт 5.2.2 этого Стандарта).

Согласно приложению 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45, тонизирующие, в том числе энергетические напитки, а также газированные напитки включены в Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений (пункты 26 и 29).

Следовательно, статья 4 оспариваемого Закона принята в полном соответствии с приведенными правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу.

Подпунктом "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия находит правильным суждение суда о том, что статьей 4 областного Закона установлен не запрет розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории субъекта Российской Федерации, а введено ограничение на его продажу несовершеннолетним лицам в определенных местах, а именно в детских, образовательных и медицинских организациях; в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних и молодежи в целях исключения угрожающего их здоровью бесконтрольного употребления таких напитков.

При установленных обстоятельствах решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.

По доводам апелляционного представления решение суда отменено быть не может, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Суда Еврейской автономной области от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.

Можно ли продавать энергетики несовершеннолетним, каково правовое регулирование данного вопроса и что делать если напиток не продают– об этом в нашей статье.

Закон о продаже энергетических напитков

Нередко употребление энергонапитков настолько существенно влияет на организм, что влечет некоторую зависимость. Это приводит к значительному увеличению дозы потребления и приближает проблемы со здоровьем.

Авторы проекта обращали внимание, что энергетики полностью запрещены в таких странах, как Дании, Турции, Норвегии, Исландии, в некоторых штатах США. В большинстве других стран законодательно введены ограничения продаж безалкогольных и слабоалкогольных энергетиков лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

В других законопроектах ставился вопрос о полном запрете продажи энергетиков детям любого возраста и об ограничении их реализации взрослому населению. В проекте приводились исследовательские данные о содержании стимулирующих компонентов, большинство из которых синтетического происхождения, при этом их концентрация превышает допустимые пределы. В этой законодательной инициативе также были найдены изъяны, проект был отправлен на доработку.

По общему правилу, в формуле энерготоника может быть не более двух таких компонентов одновременно. Кроме этого, допускается содержание в составе минеральных веществ, углеводов, витаминов, субстратов. Подробная информация о составе должна содержаться на этикетке банки.

Считается, что в обычных газированных напитках концентрация сахара, аминокислот и различных веществ растительного происхождения в разы меньше, чем в тонизирующих. В энергетической продукции вдобавок чрезмерно активен кофеин, стимулирующее влияние которого на центральную нервную систему давно доказано учеными. При этом детям и подросткам врачи не рекомендуют употреблять кофеин вообще, тем более синтетический.

С 1 января 2018 года в России введен запрет производства и оборота алкоголя с содержанием этилового спирта менее 15% объема готовой продукции и тонизирующих компонентов (так называемые слабоалкогольная продукция). Запрет обусловлен тем, что смесь тонизирующих веществ (тауирин, кофеин) с алкоголем во много раз превышает пагубное воздействие на организм, нежели обычные алкогольсодержащие продукты.

Продажа энергетических напитков, не содержащих алкоголь, не ограничена. В то же время, органы исполнительной власти регионов вправе устанавливать на местном уровне правила продажи такой продукции.

В настоящее время в более чем 40-ка субъектах Российской Федерации приняты законы о запрете продажи энергетиков несовершеннолетним. Но что в 2020 году делать продавцу в такой интересной ситуации, когда подросток выпил энергетик в магазине и подошел к кассе уже с пустой банкой? Ответ смотрите на видео:

Правила продажи энергетиков в различных городах России

Законодательными органами регионов могут быть приняты ограничения экономического оборота алкогольных и иных напитков. Так, субъектами России могут быть установлены свои правила продажи и запреты энергетической продукции.

Практически одновременно с изменениями, запрещающими продажу слабоалкогольных напитков-энергетиков, в ряде регионов были приняты законы, устанавливающие запрет реализации несовершеннолетним тонизирующих напитков, не содержащих алкоголь, но в состав которых входит кофеин в количестве выше 0,151/куб.см.

Кроме этого, в большинстве этих нормативных актов реализация взрослым запрещена в определенных местах.

Не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков (круглосуточно):

  • несовершеннолетним;
  • в детских, образовательных и медицинских учреждениях;
  • в местах проведения культурно-массовых, спортивных мероприятиях с участием детей и молодежи;
  • в учреждениях культуры, спорта и детского развития.

  • в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Адыгея, Саха (Якутия), Тыва, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карелия, КЧР, КБР, а также в Чеченской Республике.
  • в Краснодарском, Красноярском, Забайкальском, Камчатском, Приморском, Ставропольском краях.
  • в Московской, Ленинградской, Амурской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, областях, Еврейской автономной области, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. В Орловской области закон был принят и начал действовать совсем недавно – с мая 2020 года.

В некоторых регионах меры дополнены: к примеру, в Республике Тыва действует региональный закон, в соответствии с которым установлен не только запрет продаж энергетиков несовершеннолетним и в детских учреждениях, поликлиниках, больницах и т.д., но и прямо предусмотрен запрет реализации любым покупателям (включая взрослых) в местах ближе чем на расстоянии 300 метров от указанных организаций, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, из автомобилей, на всех видах общественного транспорта. Законодатели тщательно продумали уловки некоторых недобросовестных продавцов, предусмотрев ответственность за продажу тонизирующих напитков в мелких точках.

В Московской области запрещено продавать безалкогольные энергетические напитки через торговые автоматы.

В Приморском крае действует закон, согласно которому в дни проведения массовых молодежных культурно-зрелищных и спортивных мероприятий запрещено торговать энергетиками в общественных местах.

В Амурской области нельзя купить безалкогольные тонизирующие напитки на остановках по пути следования любого общественного транспорта, в том числе пригородного сообщения.

В Воронежской области установлен запрет не только на продажу несовершеннолетним тонизирующих напитков, но и на распитие их подростками.

Таким образом, многие регионы приняли законы, защищающие здоровье от пагубного влияния тонизирующих коктейлей. Вместе с тем, в отдельных областях до настоящего времени подобные законы не принимались, хотя работа над проектами ведется постоянно. В Челябинской области власти признали принятый в 2015 году закон об ограничении оборота слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков недействующим. В Самарской области законопроект о введении ограничения продаж безалкогольных энерготоников не был одобрен властями. Не установлены такие ограничения и в г. Москва.

Работа над законопроектом ведется и на федеральном уровне, но пока очередной новый законопроект не внесен на рассмотрение в ГосДуму РФ. К слову, представители Союза производителей безалкогольных напитков не согласны с необходимостью введения жестких ограничений по продаже энерготоников, поскольку считают, что подобного запрета не установлено в отношении чая, кофе, шоколада и иной продукции, содержащей природные тонизирующие вещества.



Нет, такого запрета в Москве не существует. Согласно закону г. Москвы от 18 марта 2015 года №11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков", в Москве с 1 мая запрещена продажа всех слабоалкогольных тонизирующих напитков (это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта до 9 процентов и содержащая кофеин или другой тонизирующий компонент).

Но в других субъектах, например в Московской области, запрещена продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, и продажа безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним. Законодатель московской области под безалкогольными тонизирующими напитками понимает все безалкогольные напитки специального назначения, кроме чая, кофе и безалкогольных напитков на основе чайных и кофейных экстрактов, содержащие кофеин более 0,151 мг/куб. см.

Важно отметить, что более 0,151 мг/куб. см., так как многие магазины решили, что под этот запрет попадают такие напитки как кока-кола, пепси и т.д., однако это не так. Кока-кола содержит лишь 0,097 мг/куб. см., что говорит о свободной розничной продаже данного напитка для несовершенно летних.

В любых случаях нужно смотреть законодательство субъектов РФ, найти просто - все называются аналогично друг другу.


Да,есть такой закон. И есть запрет несовершеннолетним.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон устанавливает ограничения розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов жителей Московской области.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:

слабоалкогольные тонизирующие напитки – слабоалкогольные напитки специального назначения, в том числе энергетические (с массовой долей сахара не менее 10 процентов), кроме напитков брожения, с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9 процентов, содержащие кофеин более 0,151 мг/куб. см или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, в соответствии с национальным стандартом;

Статья 3. Ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков

На территории Московской области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Статья 4. Ограничения розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков

На территории Московской области не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков:

несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск безалкогольных тонизирующих напитков (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя;

в детских, образовательных и медицинских организациях.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 мая 2015 года.

Комментарии Российской Газеты

Принят Парламентом Чеченской Республики 11 апреля 2013 года

Настоящим Законом устанавливаются ограничения розничной продажи и распространения безалкогольных и слабоалкогольных напитков специального назначения - тонизирующих, в том числе энергетических (далее - безалкогольные и слабоалкогольные тонизирующие напитки), в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения Чеченской Республики.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу и распространение безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков, а также физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие реализацию безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Статья 2. Основные поим гни, используемые в настоящем Законе

Безалкогольные тонизирующие напитки - безалкогольные напитки специального назначения - тонизирующие, в том числе энергетические, содержащие кофеин синтетического происхождения, природные биологические вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и безалкогольных напитков на основе чайных и кофейных экстрактов;
слабоалкогольные тонизирующие напитки - слабоалкогольные напитки специального назначения - тонизирующие, в том числе энергетические, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве; достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека.
Примечание. Требования к составу безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков приведены в ГОСТ Р 52409-2005, 52844-2007 и 52845-2007.

Статья 3. Ограничения в сфере розничной продажи и распространения безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков

1. На территории Чеченской Республики не допускается розничная продажа и распространение слабоалкогольных тонизирующих напитков.

2. Не допускается розничная продажа и распространение безалкогольных тонизирующих напитков:
1) несовершеннолетним;
2) в детских, образовательных и медицинских организациях;
3) в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи;
4) в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
5) на всех видах общественного транспорта;
6) на расстоянии менее чем триста метров от границ территорий организаций и объектов, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи.

Статья 4. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Чеченской Республики.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Глава Чеченской Республики Р.Кадыров

Читайте также: