Ответственность за правонарушения связанные с употреблением спиртных напитков

Неудавшийся опыт некоторых стран, пытавшихся наложить абсолютный запрет на продажу и употребление алкоголя, показывает полную нежизнеспособность подобных нормативных актов. Различные ограничения в этой области, существующие в современном законодательстве, призваны уменьшить количество негативных последствий, вызываемых губительной склонностью населения. В частности, запрещение выпивать спиртные напитки в многолюдных местах (ФЗ № 171 ), практикуемое также и во многих других странах. Именно подобное неблаговидное поведение несознательных граждан часто приводит к несчастным случаям и правонарушениям.


Состав правонарушения

Ответственность за прилюдное употребление алкоголя и наркотических веществ установлена ст. 20.20 КоАП и регулируется:

Действия нарушителя затрагивают общественный порядок и противоречат общепринятым представлениям о культурном времяпрепровождении. Также они несут потенциальную опасность для окружающих.

Понятие алкогольной продукции подразумевает напитки, содержащие не менее 0,5% этанола в готовом продукте (Пост. № 656 от 28 июня 2012 г. ):

  • спиртное;
  • пиво;
  • вино;
  • алкогольные коктейли.

Они предназначены исключительно для употребления и могут быть изготовлены на основе:

  • этилового спирта, полученного из пищевого сырья;
  • спиртосодержащей пищевой продукции.

Соответственно, парфюмерные изделия относят не к алкоголю, но к непищевой спиртосодержащей продукции. Также не являются алкогольной продукцией:

  • напитки брожения;
  • квас;
  • сидр;
  • медовые вина;
  • напитки, настоянные на пряных травах, концентрация спирта в которых не превышает 1,2%;
  • кефир, ряженка;
  • щербеты;
  • мороженое и другие десерты;
  • кондитерские продукты;
  • колбасы.


  • прилегающие к жилым помещениям — лестничные площадки, лифты, подъезды, подвалы, детские площадки, дворы;
  • общественный транспорт, автозаправочные станции и места посадки пассажиров — остановки, вокзалы, аэропорты;
  • учебные заведения, в том числе, детские сады и школы;
  • объекты военной инфраструктуры;
  • медицинские учреждения;
  • рынки, магазины, передвижные торговые объекты, кроме тех, которые имеют лицензию на реализацию алкогольной продукции в разлив;
  • стадионы, культурные, оздоровительные и спортивные учреждения;
  • предназначенные для общественного отдыха — парки, скверы, городские леса, пляжи, туристические объекты, площадки, где организуются зрелищные мероприятия. При этом кафе, бары и рестораны, расположенные в указанных местах, не входят в запретную зону (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 171 ).

Распитие алкоголя не может быть признано нарушением в:

  1. Кафе, ресторанах и других заведениях общественного питания, поскольку является составной частью предоставляемых услуг и деятельности данных организаций. При этом распитие спиртного на территории, прилегающей к указанным заведениям, уже будет сочтено противозаконным.
  2. Местах, явно не являющихся общественными — квартирах, домах, участках, гаражах, подсобных помещениях, хозяйственных постройках.
  3. Частных предприятиях, не занимающихся обслуживанием населения.

Городские свалки, пустыри и разрушенные здания также не могут считаться общественными. Однако, если на их территории будут проводиться субботники, указанные места приобретут статус общественных. Употребление наркотических веществ в местах, отличных от общественных, квалифицируется по ст. 6.9 КоАП . Что касается распития алкоголя на работе, наказание за данное правонарушение рассматривается Трудовым кодексом и может выражаться увольнением.


Противоправное деяние считается оконченным с момента выражения нарушителем намерения употребить алкогольные напитки или наркотические вещества. На факт его совершения не влияет количество выпитого и степень опьянения нарушителя. Иными словами, признаки нарушения содержатся в одном лишь приготовлении к противоправным действиям. Например, напитки могут быть даже еще и не выпиты, но уже разлиты в стаканы.

Правонарушение совершается с прямым умыслом и полным осознанием его антиобщественного характера.

Ответственность за правонарушение

За распитие алкоголя в местах общественного пользования предусмотрено от 500 до 1500 р. штрафа.

Противоправные действия, указанные в ч. 2 ст. 20.20 КоАП , заключаются в:

  • употреблении наркотических или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах;
  • отказе от прохождения медицинского освидетельствования, при наличии у должностного лица убедительных оснований к требованию такового.

Наказание за приведенные нарушения составит:

  • штрафное взыскание в размере 4000–5000 р.;
  • заключение под арест на 15 суток.


  • наложением штрафа в размере от 4000 до 5000 р., сопровождающимся выдворением из РФ;
  • арестом на 15 суток вкупе с выдворением за пределы страны.

Пример из судебной практики

12 октября 2014 г. Чикишев В.А. (проживающий в ХМАО), находясь в общественном месте — поблизости от жилых домов, употребил наркотическое средство группы каннабиноидов при отсутствии каких-либо рекомендаций со стороны врача. Решением Югорского районного суда ХМАО Чикишеву было вынесено наказание по ч. 3 ст. 20.20 КоАП в виде 2 суток ареста с выдворением из страны. Чикишев обратился в ВС РФ с просьбой отменить постановление ввиду того, что:

  1. Является гражданином страны, на территории которой велись боевые действия. Чикишев принимал участие в боях на стороне ополченцев, в силу чего имеет реальные опасения, касающиеся сохранности своих жизни и здоровья.
  2. Имеет жену, дочь и мать, проживающих в ХМАО.

При вынесении решения суд руководствовался:

  1. Исключить выдворение из страны.
  2. Наказание в виде 2 суток административного ареста оставить без изменения.

Нарушения со схожим составом

Лица, находящиеся в местах общественного пользования в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, привлекаются по ст. 20.21 КоАП. Наказание за данное правонарушение составляют:

  • штраф величиной от 500 до 1500 р.;
  • арест длительностью до 15 суток.

Пьянство и алкоголизм представляют собой устойчивое, антисоциальное явление, отрицательно влияющее на развитие общества, здоровье, мораль и нравственность каждого человека и нации в целом.

Борьба с пьянством и алкоголизмом насчитывает многовековую историю, а с начала XX в. это социальное зло становится предметом изучения специалистами различных отраслей научного знания. Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом составляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел (полиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на полицию общественной безопасности.

Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и служб полиции общественной безопасности, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных актах.

Организация деятельности аппаратов, подразделений служб полиции общественной безопасности в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом складывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информационного, научно-методического, материально-технического обеспечения и пр.

Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осуществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формирования и распространения передового опыта административно-юрисдикционной деятельности различных аппаратов и подразделений органов внутренних дел (полиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.

Функции по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизма выполняют подразделения полиции общественной безопасности путем:

-выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекающих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, проведения с ними профилактической работы с целью формирования здорового образа жизни;

-внесения предложений в компетентные органы о рациональном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенного пункта;

-регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (подвалы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта и т. п.);

-привлечения правонарушителей антиалкогольного законодательства к административной ответственности.

При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), сотрудник полиции обязан немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; проверить документы, удостоверяющие личность нарушителя, зафиксировать выявленные в них сведения; установить и записать данные о свидетелях, объяснить им их права и обязанности.

Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушителя, характер совершенного правонарушения, следует либо предупредить нарушителя, либо составить протокол об административном правонарушении.

Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства препятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания для его доставления в орган внутренних дел, сотрудник полиции вправе применить все предоставленные ему законом меры, о чем затем докладывает рапортом руководству органа.

При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающих на возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, они доставляются в орган внутренних дел.

Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники полиции, обнаружившие таких лиц на улицах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.

Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производится только при невозможности установить их личность, местожительство и передать родителям (лицам, их заменяющим) либо представителям учреждений, на которых возложены обязанности по их содержанию и воспитанию.

Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрируется, составляется протокол о доставлении (помещении) и привлечении виновного к административной ответственности или мерам общественного воздействия.

О доставлении в медицинский вытрезвитель военнослужащих направляется соответствующее сообщение в военную комендатуру, а в органы внутренних дел – о следующих лицах:

- лица, у которых изъяты огнестрельное оружие, наркотики, предметы, специально предназначенные для нанесения телесных повреждений, а также иные запрещенные законом предметы либо приобретение которых требует специального разрешения;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- несовершеннолетние и лица, вовлекающие их в пьянство и доведшие их до состояния опьянения;

- граждане, неоднократно доставляющиеся в медицинский вытрезвитель;

- состоящие на учетах в наркологическом или психиатрическом диспансерах;

- лица, ранее судимые либо находящиеся под административным надзором органов внутренних дел;

- выявленные нарушители правил регистрации или пребывания в городах и населенных пунктах;

Действующее антиалкогольное законодательство признает в качестве административных правонарушений следующие проступки:

- управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ);

- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);

- допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения (ст. 12.33 КоАП РФ);

- распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (20.20 КоАП РФ);

появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);

появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, в равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащй продукции в общественных местах (ст. 20.22. КоАП РФ);

- вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков (ст. 6.10 КоАП РФ);

нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16 КоАП РФ) и др.Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом.За управление транспортными средствами в состоянии опьянения к административной ответственности привлекаются лица независимо от того, являлось ли оно самоходной машиной либо находилось на прицепе у другого транспортного средства, как долго управлял виновный транспортным средством – важен лишь факт приведения его в движение.В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения органы внутренних дел (полиция) наделены правами останавливать транспортные средства, осуществлять проверку документов и освидетельствовать водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.Сотрудник полиции (как правило, подразделения ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законном основании, например по доверенности, в процессе выполнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.Применение органами внутренних дел (полицией) этих мер не означает наложение на водителей административных наказаний, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорожного движения противоправные действия, не допустить причинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические, нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только на деформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимся демонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства и посягательствами на общественный порядок. Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление сотрудниками полиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т. п.) и других действий, нарушающих общественный порядок.Важность административно-предупредительных мер объясняется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспечения не приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.Борьба с пьянством и алкоголизмом — важная социальная задача, ее реализация зависит от активной и последовательной работы органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, каждого гражданина.

К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (полиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки, и т. д.

Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспекторов полиции и полиция общественной безопасности, сотрудники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (полиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организация взаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розыске и т. п.

Применение органами внутренних дел (полицией) мер административного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупреждения правонарушений, состоящей из экономических, организационных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т. п. мероприятий и направленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах или появление в общественных местах в состоянии опьянения. Административное законодательство (ст. 20.20 КоАП РФ) устанавливает правовой запрет на распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ).

Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшую распространенность и общественную опасность представляют распитие алкогольной и спиртосодержащй продукции в общественных местах или появление в общественных местах в состоянии опьянения; вовлечение несовершеннолетнего в распитие спиртных напитков.

К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административное задержание, отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.

Эти и иные административно-предупредительные меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения ДТП.

Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собственного опьянения, но и правовой запрет на управление транспортным средством в данном состоянии.

Как видно, административные правонарушения, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, имеют различные объекты посягательства. Например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) образует правонарушение в области дорожного движения. Составы правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, посягают на общественный порядок, а ст. 14.16 КоАП РФ образует правонарушение в области предпринимательской деятельности и т. д.



Версия для слабовидящих

  • Новости
  • Главная
  • Администрация
    • Глава района
    • Отделы администрации
    • Структура администрации
    • Административная реформа
    • Отчёт главы МО Успенский район
  • Поселения
  • Бюджет
  • Документы
  • Опрос населения
  • Фотогалерея
  • ПРАЗДНУЕМ ПОБЕДУ ВМЕСТЕ


  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. Отдел по вопросам семьи и детства. Новости
  4. Памятка. Ответственность за употребление алкоголя и табака



Памятка. Ответственность за употребление алкоголя и табака

Об ответственности за потребление алкогольной и спиртосодержащей продукции и курения табака несовершеннолетними

За появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах административная ответственность установлена для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.

По мимо этого КоАП РФ предусмотрена ответственность за:

Глава 6. ст. 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Глава 6. ст 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Кроме того, при выявлении несовершеннолетнего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он ставится на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних, рассматривается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города.

Далее информация о данном подростке и обстоятельствах, при которых он выявлен, направляется во все органы системы профилактики, в тот числе в образовательное учреждение, в котором обучается подросток для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.

Проведение профилактических мероприятий, как правило, в среднем составляет 1 год, это при условии, что подросток встал на путь исправления. В иных же случаях профилактической работой подростка и его родителей органы системы профилактики сопровождают более 2 – 3 лет.

То обстоятельство, что подросток, когда - то состоял на профилактическом учете, привлекался к административной или уголовной ответственности в дальнейшем будет играть решающую роль при трудоустройстве его в государственные и муниципальные органы и учреждения, так как трудовой кодекс устанавливает для таких граждан прямой запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.


За распитие спиртных напитков в общественных местах Закон устанавливает административную ответственность. Этому административному правонарушению посвящена статья 20.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Называется она – потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ в общественных местах.

Так что строго говоря, ответственность предусмотрена не только за потребление алкоголя. Но и любых одурманивающих веществ. А что касается формулировки “запрещенные места”, то по факту это любые общественные места. Состав административного правонарушения за распитие спиртных напитков в общественных местах мы рассмотрим в этой публикации.

Штраф за распитие спиртных напитков в общественных местах по статье 20.20. КоАП РФ

Статья 20.20. КоАП РФ содержит 3 части:

  1. распитие алкогольной продукции в запрещенных местах
  2. потребление наркотических (психотропных) средств без назначения врача, новых потенциально опасных психотропных или одурманивающих веществ в общественных местах, а также уклонение от прохождения законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (по вопросу употребления таких средств)
  3. все эти действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства

В зависимости от квалификации деяния по той или иной части предусматривается и вид административного наказания. От административного штрафа (ч. 1 – от 500 до 1500, ч. 2 и ч. 3 – от 4000 до 5000 руб.), до административного ареста (ч. 2 и ч. 3). К иностранным гражданам дополнительно вместе со штрафом суд может назначить административное выдворение.

Запрещенные места и распитие алкоголя

Часть 1 ст. 20.20. КоАП РФ говорит не об общественных, а о запрещенных местах. Перечень таких мест закрепляет Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (о регулировании производства и оборота алкоголя). Это:

  • здания, строения, помещения об разовательных организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере обучения, медицинской деятельности, в области культуры
  • спортивные объекты
  • оптовые и розничные рынки
  • общественный транспорт (транспорт общего пользования), остановки (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции
  • вокзалы, аэропорты
  • в расположении воинских частей
  • места массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования)
  • и иные общественные места, в т.ч. дворы, подъезды, лестничные площадки, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в городских лесах, скверах, парках и т.п.

Конечно, распитие алкогольной спиртных напитков в общественных местах допускается только совершеннолетними. И с условием покупки алкоголя в объекте общественного питания и потребления его на этом объекте.

Что такое общественное место? Эту тему мы подробно осветили в публикации, посвященной ответственности за мелкое хулиганство. По большому счету, любое место, где подразумевается открытый доступ и свободное нахождение людей становится общественным местом. А, значит, и запрещенным для потребления алкоголя.

Состав административного правонарушения “распитие спиртных напитков в общественных местах”

Объектом правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона – действие. А именно потребление алкогольной продукции (распитие спиртных напитков). Обращаем внимание, что появление в общественных местах пьяным, это другой состав правонарушения. А именно, статья 20.21 КоАП РФ. Состав по ч. 1 ст. 20.20. образуют именно действия – распитие спиртных напитков.

Алкогольная продукция – пищевая продукция с использованием или без использования этилового спирта с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Субъект – общий. То есть гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигший 16 лет. Субъективная сторона – умысел.

Кто составляет протокол и рассматривает дело

Протокол об административном правонарушении уполномоченное лицо составляет при выявлении факта распития спиртных напитков. Иногда сначала он может применить обеспечительные меры: доставление, административное задержание. Как правило, для установления личности при отсутствии документа, удостоверяющего личность. Или при проявлении агрессии и наличии в действиях нарушителей иных правонарушений.

Оформить выявленное правонарушение уполномочены сотрудники полиции. Рассматривает дело либо сама полиция, либо суд. По ч. 3 ст. 20.20. КоАП РФ только суд. В остальных случаях – только если полиция направит материалы дела в суд.

В качестве аргументов при обжаловании постановления об административном правонарушении за распитие спиртных напитков в общественных местах являются процессуальные нарушения, а также недоказанность факта непосредственного потребления таких напитков в запрещенном месте.

Уточняющие вопросы по теме

к какому виду нарушений относится распитие спиртных напитков в общественных местах,не предназначенных для этих целей?

Это административное правонарушение, на что указано в публикации.

Читайте также: