Пиво по древнеегипетскому рецепту

  • Add to friends
  • RSS

civis romanus sum

Встретив упоминание, что в древнеегипетском папирусе Эберса (XVI век до н. э.) содержатся рецепты нескольких сортов пива, я очень удивился, так как папирус Эберса является, по сути, медицинской энциклопедией, а не поваренной книгой. Когда-то я его просмотрел по диагонали и отложил, а теперь решил изучить более подробно. Как я и подозревал, никаких рецептов пива в папирусе не оказалось, хотя разные сорта пива довольно часто упоминаются в качестве составных частей лекарственных прописей. Решив позже вернуться к изучению папируса и, помимо восточной медицины, добавить к своей практике еще и египетскую, я пошерстил англо- и германоязычный интернет, надеясь все же прояснить вопрос с рецептами древнеегипетского пива.

Конкретные рецепты, судя по всему, до наших дней не дошли, но зато дошло много общей информации о технологии варки пива в Древнем Египте в виде фресок, надписей на стенах гробниц и глиняных фигурок.

Египтяне утверждали, что варить пиво их научил бог Осирис, но сегодняшние историки считают, что рецепт пива египтяне узнали у вавилонян, в течение длительного времени экспортировавших пиво в Египет в закупоренных кувшинах. Сомневаюсь, что историки разбираются в этом вопросе лучше самих египетских пивоваров. Если те утверждали, что с пивом их познакомил Осирис, значит, более вероятно, что именно так оно и было. В конце концов, откуда историки могут знать о том, кто познакомил египтян с пивом, если они даже не имеют понятия о рецептах и сортах древнеегипетского пива?

В жизни египтян пиво (henket, henqet) играло очень важную роль. Наряду с хлебом, оно выступало в качестве средства платежа не только солдатам, офицерам и чиновникам, но даже и царице. Ежедневно она получала два кувшина пива и десять буханок хлеба. Когда фараон вступал в брак, он должен был в брачном договоре гарантировать жене эти два кувшина. Принцессе полагалось также десять буханок хлеба, но только один кувшин пива, офицер же получал двадцать буханок хлеба и два кувшина. Даже рабы, занятые на строительстве пирамид, наравне с рабочими и служащими получали три-четыре буханки хлеба и два кувшина пива. Помимо этого, в рацион простых египтян обычно входили еще рыба и лук. В ведомости доходов и расходов царского двора в Фивах времен конца Среднего царства, примерно 1800 до н.э., содержащейся в одном из папирусов в египетском музее в Каире (L. Borchardt, Ztschr. f. ägypt. Spr. u. Altertumskunde XXVIII 1890, 66f.), указано, что царскому двору ежедневно поставляли 130 кувшинов пива (с. 72), и царица каждый день получала пять таких кувшинов (с. 70). При Птолемеях продажа пива была обложена налогом, игравшим большую роль в госбюджете и взимавшемся даже во времена римского владычества (K. Wessely, Zythos und Zythera, 13. Jahresber. d. Κ. Κ. Staatsgymn. in Hernals, Wien 1887, 40f.).

За 2500 лет до н. э. пожелание "Приятного аппетита!" звучало по-египетски как "Хлеб-Пиво!". Пиво пили не только мужчины и женщины, но и дети, так как считалось, что пить перебродивший напиток полезней, чем речную воду. После смерти египтянам клали в могилу хлеб и пиво. С конца третьего тысячелетия до н.э. Осирис, будучи богом зерна и виноделия, считался также главой царства мертвых, поэтому хлеб и пиво, помимо выполнения чисто утилитарной функции питания души по пути в царство мертвых, возможно, также символизировали связь с Осирисом.

Греческие историки насчитали в Египте имеется восемь сортов пива, разделенных на две категории – Zythos (обычное пиво) и Dizythos (двойное, крепкое пиво). Плутарх писал, что египетское пиво размягчает слоновую кость и делает ее податливой (Diosc. a. a. O. Plut. an vitios. ad infel. suffic. 4; vgl. Sim. Seth p. 119) . Это свойство можно объяснить большим количеством содержащихся в пиве кислот. Франц Ольк (Franz Olck) пишет в Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, что Название τὸ ζῦθος для египетского пива впервые встречается у Теофраста (Theophrastos), который относит его как к напиткам, приготовляемым из ячменя и пшеницы, так и к винам из испорченных ягод (de c. pl. VI 11, 2). В рукописях встречается также написание ἡ ζύθος. Так как в египетском диалекте θ регулярно заменялось на τ, то писали ζύτος и ζύτον (Wessely, a. O. 40). Это слово также должно было первоначально принадлежать египетскому диалекту, вот и Диодор (Diodoros) (I 34, IV 2) утверждает, что египтяне их напиток из ячменя называли ζῦθος , и этот напиток был исконно египетским (Plin. XXII 164. Iul. Afric. cest. 25), хотя в древнеегипетском языке пиво называлось ḥekt (согласно O. Schrader в V. Hehn Kulturpfl. und Haustiere, стр. 158) или haqi (согласно Loret в G. Buschan , Ausland 1891, 929).

Скорее всего, слово ζῦθος , лат. zythum, связано, со словом ζέω (горячий, кипящий, классическое произношение: [zdéɔː] , происходит от протоиндоевропейского iesō , в древневерхнегерманском ему соответствует слово jesan, в современном немецком – siede), как фригийско-фракийское слово βρῦτον ( brûtoν, ячменное пиво, фруктовое вино), лат. defrutum "вскипяченный плодовый сок, вино", нововерхненемецкое слово briuwan и т.д. происходят от общей индоевропейской основной формы bhru ("варить (пиво), по-английски brew, по-немецки brauen) (O. Schrader a. O. 158. Fr. Kluge Etym. Wörterb. d. dtschn. Spr., стр. 52). Согласно Страбону (Strab. XVII 821) , эфиопы готовили напиток не только из ячменя, но и из проса.

Из греческих писателей Гекатей (Hekataios) первый сообщил, что египтяне делают напиток из перемолотого ячменя (в Athen. X 418 e и 447 c и в Eust. 11. XXII 283). Геродот (Herodotos) пишет (II 77), что они употребляли сделанное из ячменя вино, так как в их стране не рос виноград, хотя последнее утверждение неточно. По данным археологии, в Египте было развито садоводство , а в гробнице фараона Сеннефера (XVIII династия) в Долине Царей изображены перголы (беседки), увитые виноградом. Ахилох (Aischylos) отзывался об этом ячменном вине с презрением (Suppl. 953). Диодор же, наоборот, говорил (I 20; IV 2), что Осирис во время своих странствований по всему миру, везде, где не рос виноград, научил людей готовить напиток из ячменя, который по благоуханию и силе почти равнялся вину. Согласно Диодору, в греческую эпоху ячменное вино вместо дорогого виноградного пили только бедняки (Dio Academ. в Athen. I 84 b) , а Страбон вообще писал, что в Александрии ζύθος (или ζῦθος ) его пила только чернь (Strab. XVII 799). Однако, с этим не согласуется утверждение Бругша (H. Brugsch, D. Kosten des Haushalts in alter Zeit, 1890, 15), что в Египте во времена Птолемеев вино стоило столько же, сколько и пиво – согласно книге расходов одного македонского офицера, литр стоил три обола (мелкая монета).

Описанный у Иешуа Бар Али ζῦθος из ячменя и руты готовился, вероятно, уже не по египетскому образцу (Payne Smith Thes. syriac. I 1114). Так как ζῦθος , помимо медицинского применения, предписывался Талмудом в качестве деликатеса (Bondi a. a. O. 63), едва ли возможно, чтобы первый рецепт также подходил для этой цели, так как указанное количество ячменя в сравнении с двумя другими составными частями явно недостаточно. Из еврейского названия пива שכר – šēkār (опьяняющий напиток), возможно, через арамейское šikrā, σίκερα (Iul. African. cest. 25. Levit. 10, 9. Num. 6, 3. Genetiv σίκερος в Euseb. praep. evang. VI 10) произошло (H. Lewy D. semit. Fremdwörter im Griech., 1895, 81) и слово sicera, которым обозначался опьянящий напиток, приготовленный из зерна или фруктов (Hieron. ad Nepotianum IV p. 364 ed. Martian. Isid. orig. XX 3, 16). В Астурии слово sicera трансформировалось в sidra, в испанской Басконии – в sagardo, в галльской Арморике и Нормандии – в cidre, в Англии – в cider.

Х.Г. Грунер опубликовал, перевел с египетского диалекта греческого языка и откомментировал написанный по-гречески рецепт приготовления египетского пива, который, предположительно, являетс я фрагментом написанного в египетских Фивах трактата алхимика Зосимы (Zosimos) из Панополиса (Ch.G. Gruner, Zosimi Panopolitani de zythorum confectione; accedit historia zythorum sive cerevisiarurn, Sulzbach 1814) . Уэсли (Wessely) обнаружил этот рецепт в рукописи XI века, в котором, однако, авторство Зосимы не упоминается. (a. O. 44) :

Περὶ ζύθων ποιήσεως.

Λαβὼν κριθὴν λευκὴν καθαρίαν καλὴν βρέξον ἡμέραν μίαν καὶ ἀνάσπασον ἢ καὶ κοίτασον ἐν ἀνηνέμῳ (ἀνειμένῳ) τόπῳ ἕως πρωΐ, καὶ πάλιν βρέξον ὥρας πέντε· ἐπίβαλε εἰς βραχιώνιον ἀγγεῖον ἠθμοειδὲς καὶ βρέχε· προαναξήρανε ἕως οὗ γένηται ὡς τίλη (τύλη)· καὶ ὅτε γένηται ψῦξον ἐν ἡλίῳ ἕως οὗ πέσῃ, τὸ μάλιον γὰρ πικρόν· λοιπὸν ἄλεσον καὶ ποίησον ἄρτους προςβάλλων ζύμην ὥσπερ 〈πρὸς〉 ἄρτον· καὶ ὄπτα ὡμότερον καὸ ὅταν ἐπανθῶσιν διάλυε ὕδωρ γλυκὺ καὶ ἤθμιζε διὰ ἰθμοῦ ἢ κοσκινοῦ λεπτοῦ· ἄλλοι δὲ ὀπτῶντες ἄρτους βάλλουσιν εἰς κλουβὸν μετὰ ὕδατος καὶ ἑψουσὶ μικρόν, ἵνα μὴ κοχλάσῃ μήτε ᾗ χλιαρόν· καὶ ἀνασπῶσι καὶ ἠθμίζουσιν· καὶ περισκεπάσαντες (περισκευάσαντες вариант в греческом) θερμαίνουσι καὶ ἀνακρίνουσι (ἀνακλίνουσιν) .

"Возьми светлый, чистый хороший ячмень, замочи его на один день, дай ему набухнуть (disperge) или оставь его лежать в защищенном от ветра (ventis exposito) месте до утра следующего дня и замочи его снова в течение пяти часов; высыпь его в пористый сосуд с ручками (ansatum) и держи его намоченным, тогда дай ему высохнуть до тех пор, пока не образуются хлопья (et irriga – postquam ante siccasti – donec fiat ut tomentum); когда они появятся (quod ubi factum erit), высуши его на солнце, пока они не опадут; так как с хлопьями (floccas) будет горьким*; наконец размели его и приготовь хлебцы, это солодовые хлебцы (massam instar panis), в которые ты добавишь опару, как в обычный хлеб; потом поджарь эти хлебцы, но лишь с поверхности (vehementius), и когда они получат цвет (si satis efferbuit), то дай отстояться сладкой воде и процеди ее через ткань или мелкое сито; другие опять поджаривают солодовые хлебцы, кладут их в чан с водой и нагревают это так, чтобы это не было ни пенистым, ни спокойным; дают этому набухнуть (ne ebulliat aqua neque sit fervida deinde tollunt ab igne), отфильтровывают, накрывают жидкость (in alia vasa transfundunt), нагревают ее и готовят (iterum calefaciunt et seponunt)".

*Вероятно, речь идет об отделении горьких корешков.

Похожий рецепт был обнаружен на стене одной из гробниц:
Чтобы сварить пиво, взять ячмень или другой вид зерна, замочить его или зарыть, чтобы началось проростание. После этого зерно смолоть и сформировать хлеба с добавлением опары. Хлеба немного поджарить, так, чтобы образовалась только наружная хлебовидная корочка. Внутренность должна остаться сырой. После этого нарезать хлеба на куски, сложить в большой чан и залить водой. Так их оставить стоять на один день. На следующий день жидкость перелить через сито в другой чан, где размягченные куски хлеба протереть руками через сито. Белопенящийся напиток, образующийся при этом, имеет горький вкус. Он должен быть выпит сразу после приготовления, потому что он не хранится и, если его налить в закупоренный сосуд, то он их разорвет.

В отличие от Месопотамии, пивное сусло после брожения не кипятилось, а пиво готовилось по так называемому холодному процессу. Из рисунков и глиняных фигурок видно, что египтяне для процеживания пива пользовались корзинными ситами, поставленными на высокий сосуд из красной глины. Данные археологических исследований остатков пивоваренного производства (Delwen Samuel, Archeology of Ancient Egyptian Beer) показывают, что тесто нагревалось не выше 70°C. Немецкий специалист в области пивоварения Бертрам Захер (Dr. Bertram Sacher) считает, что тот процесс осуществлялся путем предварительного нагрева глиняных форм, извлечения их из печи и помещения в них теста, которое дожаривалось уже вне печи. Пшеницей, о которой идет речь в рецептах, была пшеница-двузернянка эммер, она же полба (Triticum dicoccum), по-египетски bedet. Египтяне научились сохранять пиво в течение достаточно длительного времени, разливая его в тонкостенные сосуды из обожженной глины, обмазанные изнутри битумом (Viticulture and brewing in the ancient orient by H. F. Lutz, Leipzig, J. C. Hinrichs'sche Buchhandlung 1922). Слой битума закрывал поры в стенках сосуда, через которые туда мог попадать вызывающий скисание кислород. Горлышки сосудов запечатывались глиной, пробки прошнуровывали, опечатывали, и в таком виде пиво поставлялось даже на экспорт. Археологам удалось установить, что пиво сбраживалось особым сортом дрожжей (seremet), получившим название Saccharomyces Winlocki (J. Grüss, Saccharomyces Winlocki die Hefe aus den Faraonengräbern). Хмель египтянами не использовался, зато им был знаком процесс производства солода (deku), при котором в результате проращивание ячменя (it) крахмал в зернах распадается на простые сахара. Так как пиво содержало осадок, то пили его или через трубочки, или предварительно профильтровав. Часто оба процесса совмещали, используя для питья пива трубочки с фильтром на конце.

Помимо базового сорта пива, египтяне делали большое количество сортов с различными добавками. В кухонных остатках дворца в Амарне найдены следы пива, сваренного из полбы с добавлением кориандра и можжевельника и содержащего 6% алкоголя. В пиво также добавляли виноградные зерна, мандрагору, имбирь, анис и шафран. Лучшим пивом считалось пиво, которое варили в городе Пелузий (Pelusium). Римский писатель Колумелла (Columella) пишет (X 114f.), что zythum из Пелузия отличается от других сортов тем, что в него добавляют siser (поручейник сладкий sium sisarum) и люпин после удаления из него горечи; хотя другие авторы упоминают, что редька (Hor. sat. II 8, 8) и люпины (Diosc. II 182. Plin. ΧΧII 155) употреблялись для усиления аппетита. Горький вкус люпина зависит от особого вещества (Conium maculatum), которое содержится во всех частях растения, в особенности в семенах (до 0,6%), и представляет из себя сильный яд. Его устраняют путем выщелачивания в воде.

Отдельными разновидностями пива были маковое пиво (henket schepenet) и сладкое пиво (henket nedjemet). Сладкое пиво делалось с добавлением сусла из фиников ( segennen), или бобов рожкового дерева (Кароб, цареградский стручок, Ceratonia siliqua), или меда, или незрелых фиг (bescha). Микрофлора фруктов также принимала участие в процессе брожения пива.

Пиво применялось египетскими врачами в качестве важной составной части различных лекарств, а также для приема пивных ванн с лечебной и косметической целью, и, как показали современные исследования, для этого у египтян были очень веские основания. В шестидесятых годах двадцатого века доктор Дебора Мартин из Массачусетского университета, исследуя под ультрафиолетовым микроскопом кости нубийца, умершего в 350 г. н.э., обнаружила в них тетрациклин (Everett J. Bassett, Margaret S. Keith, George J. Armelagos, Debra L. Martin, and Antonio R. Villanueva, Tetracycline-Labeled Human Bone from Ancient Sudanese Nubia (A.D. 350)). Ученые были очень удивлены, так как тетрациклин был открыт лишь в пятидесятых годах двадцатого века. Последующие исследования нубийских (суданских) и египетских мумий периода 350-550 гг. показали наличие тетрациклина в подавляющем числе образцов, в том числе в костях грудных младенцев (туда он мог попасть с молоком матери). Оказалось, что условия хранения зерна в долине Нила способствовали развитию попадающих в зерно из почвы стрептомицетов (грибки, производящие тетрациклин – Streptomyces аurefaciens или другие родственные организмы) . Как показали исследования, проводившиеся в университете Эмори, особо благоприятная среда для развития стрептомицетов и производства ими тетрациклина возникала в момент приготовления солодовых хлебов, предназначавшихся для производства пива.

Тетрациклин является антибиотиком, имеющим очень широкий спектр применения. Его применяют внутрь и наружно. Внутрь назначают больным пневмонией, бронхитом, гнойным плевритом, подострым септическим эндокардитом, бактериальной и амебной дизентерией, коклюшем, ангиной, скарлатиной, гонореей, бруцеллезом, туляремией, сыпным и возвратным тифами, пситтакозом, при инфекционных заболеваниях мочевых путей, хронических холециститах, гнойном менингите и при других инфекционных заболеваниях, вызванных микроорганизмами, чувствительными к этому антибиотику. Тетрациклин можно также применять для предупреждения инфекционных осложнений у хирургических больных. Местно назначают тетрациклин при инфекционных заболеваниях глаз, ожогах, флегмонах, маститах и т. п. Имеются данные о значительной эффективности тетрациклина при холере. Тетрациклин и другие препараты этого ряда используют для лечении гонореи.

В настоящее время врачи отмечают снижение эффективности антибиотиков в связи с появлением штаммов устойчивых к ним бактерий. Исследования костей древних нубийцев египтян не показали наличия такой проблемы в древности. Интересно было бы еще прояснить вопрос с распространением заболеваний печени у древних египтян, так как тетрациклин обладает гепатотоксическим действием, вызывая жировую инфильтрацию печеночных клеток. Также у больных при почечной недостаточности при приеме тетрациклина может повышаться уровень мочевины в крови, возникает азотемия, ацидоз, рвота. Таким образом, либо египтяне успевали умирать до полного повреждения печени, либо вред от передозировки тетрациклина компенсировался какими-то другими веществами из рациона египтян.


При помощи Британского музея команда изучила древнюю посуду, в которой варили пиво, и воссоздали методологию приготовления этого напитка, существовавшую в Древнем Египте.

Пиво было популярным напитком среди древних египтян. Известно, что ежедневный рацион рабов, строивших пирамиды в Гизе, составлял более 10 кружек.

— Пиво занимало важное место в рационе египтян. Настолько, что его воспринимали как отдельное блюдо. Его употребляли каждый день и в больших количествах пили на религиозных и светских торжествах. Кроме того, пиво было неотъемлемой частью рациона рабов: строителям пирамид в Гизе каждый день выдавалось более 10 пинт. Несмотря на это, напиток имел божественный статус. Существовали даже боги, покровительствующие пивоварению, — объясняет Таша Маркс. — В Британском музее, в залах, посвященных истории Древнего Египта, вы можете рассмотреть деревянные фигурки, найденные в захоронениях, которые представляют собой пивоваров, процеживающих через ткань затор в керамические сосуды.

Главный пивовар пивоварни AlphaBeta, расположенной в Восточном Лондоне, Микаэла Чарльз для приготовления пива взяла за основу рецепт из гимна богине Нинкаси, покровительнице пивоваров. Как выяснилось, древняя техника оказалась намного проще, чем современные методы.

— Древние изображения пивоваров подтолкнули нас к технике двухэтапного затирания. Затем мы поместили смесь в емкость с собранной дрожжевой культурой, и оставили сбраживаться. Преимущество подобной техники и, в частности, двухэтапного затирания в его простоте, — поделилась Таша Маркс.

Древние египтяне затирали зерно в холодной воде, и отдельно в горячей, и затем эти две порции сусла соединяли. Чтобы имитировать древние терракотовые горшки, для приготовления пива взяли керамические ёмкости. Микаэла Чарльз разделила сусло на две порции и оставила бродить на два дня. Одну порцию она оставила нетронутой, а во вторую добавила фисташки, розовые лепестки, кумин, кориандр и кунжут — ингредиенты, которые могли быть и у древних египтян.

Таша Маркс боялась, что пиво будет густым и безвкусным, но пивовары думали по-другому, и они оказались правы.

— Вряд ли египтяне варили бы так много пива, если бы оно было невкусным. Наше пиво оказалось лёгким и освежающим — как раз такого напитка хотелось бы выпить после дня под жарким египетским солнцем, — рассказывает Таша Маркс. По её словам, команда продолжит экспериментировать с древними рецептами.

С чего же началась история пивоварения? Конечно же, с простого собирательства злаков диких растений, чем и занимались народы не только Передней Азии, но и дельты Нила около VIII тысячелетия до нашей эры.


Считалось, что пивная гуща обладает особыми целебными свойствами. Ее не только принимали внутрь, но и использовали в качестве различных припарок.

Рамзес II сделал попытку ограничить употребление хмельного напитка. Торговля пивом повсеместно была запрещена и даже лавки, где продавался хек, закрывались. Однако особого успеха такие запреты не возымели: египтяне как пили пиво, так и продолжали это делать. А профессия пивовара была так уважаема, что фигурки, которые изображали этих мастеров, помещали в захоронения.

Удивительно то, что несмотря на всю популярность пива в Древнем Египте, ни один из фараонов почему-то не ввел налог на него. Только Клеопатра догадалась сделать это. Для возобновления строительства великих пирамид ей требовались немалые средства, и введение налога на хмельной напиток оказалось верным решением. Естественно, Клеопатра мотивировала это тем, что якобы заботиться о трезвости народа.

Пивоварение в эпоху фараонов


Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до н.э. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до н.э. фараон Рамзес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино. Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек. В дальнейшем эту деятельность продолжили арабы, захватившие Египет в 8 столетии н.э. Последователи Магомета принялись решительно искоренять всякое ремесло, связанное с изготовлением алкогольных напитков, и почти добились своего. Но древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Таким образом, пиво в Древнем Египте было весьма популярно. И удивительно, что на протяжении тысячелетий ни один из фараонов не догадался обложить его налогами. До этого додумалась только знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте в 69-30 годах до н.э. Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен самый первый налог на напитки.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.



Ученым, исследующим эти находки, удалось даже восстановить рецептуру и метод приготовления легендарного игристого вина. Оказывается, его секрет заключался в использовании во время первичного брожения специальных деревянных бочек, а также в применении виноградного сиропа, а не свекольного сахара в подслащивании напитка.


Пиво египетских фараонов

Известно, что пиво является одним из древнейших алкогольных напитков в мире. Его употребляли еще жители Древнего Египта, в том числе, и фараоны. Однако рецепты тех времен лишь только в общих чертах пересекаются с современными.

Это доказали, в том числе, ученые, которые исследовали остатки хмельного напитка, найденные в откопанных на территории Египта глиняных сосудах. Оказалось, что четыре с половиной тысячи лет назад пиво было больше похоже по вкусу на современное белое вино. Оно не пенилось, зато имело крепость в 10 градусов.



Датское пиво по рецепту 14 века до нашей эры

В Национальном музее Дании начиная с 2014 года можно попробовать пиво, приготовленное по рецепту тысячелетней давности. Началось все с обнаружения древнего захоронения, где археологи нашли сосуд с остатками хмельного напитка.


Исследования показали, что само захоронение было произведено ориентировочно в четырнадцатом веке до нашей эры, следовательно, и пиво имеет такую же дату изготовления. Напиток, как выяснили специалисты, состоял из пшеничного солода, мирта, меда, а также брусники или клюквы.

В результате Национальный музей Дании решил начать производство и продажу древнего алкогольного напитка. Бутылка пива с названием Egtvedpigens Bryg стоит 39 датских крон (чуть более 5 евро).


Midas Touch и Chateau Jiahu: алкогольная реконструкция от пивоварни Dogfish Head Brewery

Американский ученый Патрик Макговерн занимается весьма интересным делом – алкогольной реконструкцией. Он изучает остатки древних алкогольных напитков, в найденных археологами в разных уголках мира емкостях, и пытается восстановить их производство. Для этого Макгверн основал собственную пивоварню Dogfish Head Brewery.

Первым алкогольным напитком производства Dogfish Head Brewery стало сладкое сухое пиво Midas Touch, восстановленное по остаткам на стенках кувшина, найденного в гробнице древнего царя Мидаса (не путать с героем древнегреческих мифов). Захоронение было осуществлено приблизительно в 700 году до нашей эры.



Этот напиток, по всей вероятности, употребляли во время разнообразных обрядов и церемоний. Он был изготовлен из плодов боярышника, а также риса, ячменя и меда.

Пиво Коперника

Этот алкогольный напиток был создан на основе рецептуры шестнадцатого века. Упоминание о лавандовом пиве историки нашли в переписке между польскими священнослужителями, собиравшимися устроить канонический судебный процесс в отношении знаменитого астронома, но смерть Коперника нарушила данные планы.


Исследователи нашли в архивах рецепт мазовицкого лавандового пива, про которое, по всей видимости, и шла речь в упомянутой выше переписке. Запустить производство этого напитка у нынешних пивоваров не составило никакого труда.


Полугар – забытый предок русской водки

Водка, считающаяся традиционно русским алкогольным напитком, таковой по сути не является. В нынешнем виде и в нынешней крепости (40 градусов) она появилась лишь во второй половине девятнадцатого века. А до этого настоящим хозяином стола в России считался полугар.


Полугар (хлебное вино) – это крепкий 38-градусный напиток, полученный при брожении хлебного сусла с посредством солода и хлебной муки. Он известен на Руси, начиная с пятнадцатого века. Но в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков полугар был полностью вытеснен с рынка водкой.

Полугар отличается от водки не только градусом, но также естественным способом дистилляции, вкусом, основанным на исходном сырье, а также наличием примесей, характерных для коньяка и виски.

Парадоксально, но для восстановления забытого всего около сотни лет назад алкогольного напитка, отечественным специалистам пришлось трудиться не один год. В итоге сейчас появляется все больше компаний, начавших выпускать полугар по восстановленным рецептам. Правда, его стоимость заметно превышает цену на водку.


Как можно увидеть из этого обзора, самым популярным алкогольным напитком даже в древние времена являлось пиво. Мы собрали 10 любопытных фактов о пиве: от шумеров до современных генетиков .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Значимые свидетельства развитого пивоварения найдены археологами и в Древнем Египте. Изначально древние египтяне закупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. На самом деле, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво утрачивало большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила пришлось самим освоить его производство. Египтяне во времена фараонов искусно владели искусством приготовления пива из ячменного солода, а также умели варить пиво из других сортов злаков, но делали это по-другому, чем в Вавилоне. Изобретение пива из пшеницы они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, под названием "хек", было сладким и крепким. Египтяне приправляли его мандрагорой, которая хоть и была ядовитой, но которой приписывались чудодейственные свойства. К тому же, в разные сорта пива добавляли анис, шафран и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3,5 тыс. году до н.э. Особое целебное воздействие древние египтяне приписывали пивной гуще. Ее принимали внутрь, а также использовали для различных припарок. Так же, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Около 1250 года до н.э. фараон Рамзес II пытался ограничить употребление пива и сам выступал в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без этого традиционно предпочитали вино. Торговлю пивом повсеместно запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек. (Позднее эту деятельность продолжили арабы, захватившие Египет в 800 году н.э. Магометяне принялись решительно уничтожать всякие ремесла, связанные с изготовлением алкогольных напитков, и почти добились своего.) Но антиалкогольная кампания в Египте не возымела особого успеха. Народ вовсю продолжал пить пиво. А профессия пивовара была в Египте настолько уважаема, что фигурки, изображавшие пивоваров, помещали в захоронения.

Таким образом, пиво в Древнем Египте было очень популярно. И занимательно, что на протяжении нескольких тысячелетий ни один из фараонов не догадывался обложить его налогами. Это сообразила сделать только знаменитая Клеопатра, последняя представительница из династии Птолемеев, правившая в Древнем Египте в 69-30 годах до н.э. Она желала возобновить строительство великих пирамид, а для этого нужны были средства. Конечно, официальной версией была забота о трезвости народа. Тогда был введен самый первый налог на алкогольные напитки.

Читайте также: