Поставьте своему подчиненному задачу приготовить вам кофе


  • Как правильно ставить задачи подчиненным
  • Как организовать работу коллектива
  • Как быть, если подчиненный не слушается

При другом подходе к делу все будет разваливаться на глазах, потому что подчиненные не будут понимать, что им точно делать и когда делать, руководитель будет думать, что пора менять коллектив. А виной всему тривиальная причина – неправильная постановка задач.

Что такое идеальная задача

1. Она должна быть внятно и однозначно сформулирована.

В качестве интересного примера можно привести упражнение, которое точно убедит руководителя, насколько важно ставить задачи четко. Оно пригодится и в качестве небольшого тренинга с руководителями среднего звена.

Упражнение состоит в том, что ведущий описывает своими словами предмет, который собеседник никогда раньше не видел.

2. Ограничение по времени – важный элемент в постановке задачи.

3. Задача должна быть измеримой

Если этого не сделать, какие-то усилия сотрудники приложат, на сколько-то уровень продаж повысится, они отчитаются, однако цифры будут не такими, как вы планировали. Поэтому важно их озвучить при постановке задачи, чтобы каждый четко понимал уровень личных вложенных усилий.

На этих трех китах держится взаимопонимание руководителя и подчиненного, и если они точно соблюдаются – бизнес развивается без рывков и торможений.


Каждый руководитель в своей ежедневной практике делает несколько необходимых вещей: планирует, контролирует, хвалит или ругает и, конечно, раздает задания сотрудникам. Но далеко не всегда и не все получается так, как хотелось бы. Если хотя бы изредка бывает так, что подчиненный не понял, не услышал, неправильно истолковал, а в результате — не выполнил поставленную задачу, эта статья для вас. Если же все всегда с первого раза выполняют безукоризненно все указания — поздравляем, вы замечательно формулируете задания для подчиненных. Тогда прочитайте статью для того, чтобы сравнить предложенный алгоритм с тем, что делаете именно вы.

Для начала — протестируйте себя. Сформулируйте (вслух или лучше на листе бумаги) задачу, скажем, на оформление папки с кадровой документацией за прошлый год (берем несложную задачу). Но учтите, что подчиненный, которому вы сейчас даете задание, неопытен и работает в отделе персонала всего две недели (пусть это будет стажировка). И данная оговорка нужна не для того, чтобы усложнить задание, а чтобы внести элемент новизны для подчиненного, потому что привычные и отработанные задачи подчиненные сделают и без подробных инструкций.

С одной стороны, хочется надеяться, что нижеприведенный пример не имеет к вашей задаче ни малейшего отношения, с другой — очень часто задания формулируются приблизительно так:

Алгоритм постановки задачи сотруднику

Задача должна быть поставлена таким образом, чтобы подчиненный ее выполнил в срок и на должном уровне качества. Алгоритм состоит из нескольких шагов, которые мы и разберем с привлечением примера с Марией и папки кадровых документов.

Шаг 0. Выбор ситуации

Идеальный вариант — выход в отдельное помещение в специально выделенное время, с параллельным отключением телефонов и устранением всех внешних помех. Неидеальный — привлечение внимания подчиненного, просьба отложить на несколько минут текущие дела, проверка концентрации его внимания. А иначе только представьте себе, насколько рассеяно внимание сотрудника отдела персонала (и чем заполнены его мысли) в момент обеда/ ведения тренинга продаж/ составления графика отпусков/ бега по пресеченной местности с заметным весом кадровой документации! Соответственно, если мы вознамерились остановить нашего нового кадрового сотрудника Марию именно на бегу в коридоре (лифте/ столовой/ уборной) — один минус заработан.

Шаг 1. Обозначение общей цели

Основное требование к постановке цели — актуальность. А конкретнее — понятность для сотрудника. Не стоит делать ее слишком сложной (для повышения капитализации бизнеса с целью дальнейших слияний-поглощений) либо заоблачной (и будет всем счастье).

Желательно, чтобы цель затрагивала результативность не только всего отдела персонала, но и организации, пусть она будет сформулирована буквально в одной-двух фразах. Цель необходима каждому сотруднику вне зависимости от его должности и обязанностей, так как именно она начинает формировать мотивацию на выполнение задания — причем правильное, своевременное и качественное выполнение. В противном случае у сотрудника остается впечатление, что ему постоянно поручаются ненужные для организации и отдела бессмысленные дела.

Шаг 2. Постановка самой задачи (формулировка задания)

Шаг 3. Задание алгоритмов действия и/или стандартов качества

Шаг 4. Адресация ресурсов

Шаг 5. Алгоритм контроля

Шаг 6. Личная мотивация сотрудника

Требование к личной мотивации то же, что и требование к постановке цели, — актуальность. Цели организации (или отдела) вы обозначили, стандарты описали, ресурсы дали. Казалось бы, все есть. Если же вам удастся затронуть еще и личную мотивацию подчиненного, это удвоит его желание эффективно справиться с заданием. Сразу оговоримся, что речь не идет о материальной стороне мотивации, хотя за выполнение каких-то серьезных новых задач, безусловно, возможно и премирование. Речь здесь — о личных мотивах: кому-то важно сказать, что задача новая и интересная, и это будет отличным стимулом, если работник мотивирован на профессиональный рост. Кому-то нужно оговорить, что сотрудник очень поможет лично вам, вовремя выполнив задание, и это сработает, так как вы для него авторитетны и ему важно личное отношение. У кого-то стоит задействовать струну соперничества (например, упомянуть, что его коллега уже справился со своей частью задания), потому что им управляет стремление быть лучшим, и так далее. Для того чтобы использовать при постановке новой задачи этот пункт, нужно хорошо ориентироваться в личных мотивах и особенностях своих подчиненных. Но это — тема для отдельного разговора.

Шаг 7. Проверка понимания

Как видите, все предельно просто и ясно. После 30–40 тренировок подготовка к постановке задачи будет занимать у вас не более получаса, а ее объем сократится с первоначальных пяти листов печатного текста до одной страницы рукописного. Главное — попробовать.

Если серьезно — сначала такой алгоритм кажется действительно громоздким. Для того чтобы подготовить формулировки, продумать личную мотивацию, убедиться в однозначности понимания стандартов, требуется время. Но как только вы начинаете его использовать, время, потраченное на подготовку, возвращается вам с бонусом — через сокращение количества подходов подчиненных с бесконечными вопросами, через уменьшение случаев аврального переделывания или доделывания за подчиненных неправильно понятых ими задач, через снижение количества конфликтов и обид из-за недоступных ресурсов. И это не говоря уже о поддержке вашей профессиональной репутации и авторитета в отделе, лояльности подчиненных в целом, повышении внутреннего интереса к новым (а иногда и старым) задачам.

Особое внимание обращайте на постановку цели, так как этот пункт, к несчастью, страдает у большинства руководителей, а его наличие дает очень много. И еще на проверку понимания, так как возможность выслушать сформулированную тобой задачу из чужих уст — отличный толчок к развитию. Однако помните, что первое время вы будете слышать совсем не то, что ожидалось.

Обозначив алгоритм контроля, не забывайте его воплощать в жизнь, то есть напоминать, спрашивать, требовать, проверять, изучать. И конечно, стимулировать (в плюс или минус) по результатам.

И тогда ваш и без того высокий управленческий профессионализм будет расти непрерывно.

Глава 3: Как правильно поставить задачу подчинённому?

Чтобы правильно поставить задачу подчиненному, необходимо знать ложные предположения менеджера.

Реальный мир именно такой, каким его видит менеджер

Все работают ради достижения одних и тех же целей

Но это далеко не так — каждый по-своему воспринимает поставленную ему задачу. Кто-то воспринимает ее как стремление к росту, кто-то как очередную проблему от организации. Помните, у каждого из нас свои цели.

Факты говорят сами за себя и несут одну и ту же информацию для каждого

Чтобы правильно поставить задачу подчиненному, необходимо помнить о следующих вещах:

1. Задача должна быть конкретной, иначе как вы узнаете, что задача выполнена. Торговый представитель должен иметь задачи на день, которые он может трансформировать в задачи по каждой торговой точке. Для супервайзера также должны быть задачи на день, которые он может трансформировать в задачи для каждого торгового представителя.

Пример постановки задачи начальником отдела продаж супервайзеру: «Сегодня к концу дня я жду выполнения задачи по открытию 5 новых торговых точек по твоему району. Критерием выполнения задачи является:

• две новые торговые точки должны быть открыты в районе отстающего торгового представителя Иванова.

. Задачи торговым представителям ставит только супервайзер.

2. Задача должна быть позитивной. Требуйте того, что хотите, а не того, чего не хотите получить от подчиненного.

. При постановке задачи слова произносите четко, делая логическое ударение, выражая готовность получить то, что вам нужно.

Когда вы действуете, уверенно формулируя свои мысли, требуя того, что вам нужно и выражая намерение постоять за свои требования, вы демонстрируете требовательность, которая придает вам властный облик.

3. Проверьте понимание подчиненным поставленных ему задач. Часто при постановке задачи, руководитель не проводит обратную связь в понимании задачи подчиненным.

• что каждый человек по-своему понимает поставленные ему задачи, и тогда вы сможете своевременно подкорректировать его понимание;

• что человек не всегда хочет выполнять поставленную задачу, и это отражается в его голосе и поведении. В этом случае подчиненному необходимо объяснить, зачем это необходимо делать, т. е. показать важность выполнения задачи.

. Часто людям не хватает толчка к действию. Руководитель — катализатор для своих подчиненных. Хотите быть лидером? Побуждайте к действию. Сделайте это прямо сегодня.

5. Проконтролируйте выполнение задания. Каждый человек стремится к комфорту, и у каждого из нас своя зона комфорта. Когда мы ставим задачи, то мы влияем на зону комфорта человека, и он начинает сопротивляться.

. Подчиненный будет с полной ответственностью относиться к заданию только в том случае, если вы его дождались и спросили о выполнении задания в тот же день. И так каждый раз. Если вы один раз не спросили его о выполнении задания или сделали это с опозданием, то в следующий paз подчиненный воспримет задачу как пожелание.

Памятка менеджеру о том, как поставить задачу подчиненному:

1. Ставьте задачу конкретно.

2. Ставьте задачу позитивно.

3. Проверьте понимание подчиненным поставленной ему задачи.

4. Побуждайте к немедленным действиям.

5. Своевременно контролируйте выполнение поставленной задачи.

"Деньги не создаются и не исчезают. Они просто перетекают с одного счёта на другой."
(х / ф "Уолл - Стрит", США, 1988)


На эту задачу я наткнулся, читая в 2018 "Воспоминания об академике А. Б. Мигдале"
(физик-теоретик, разработавший строгие методы расчёта магнитных моментов ядер атомов разных химических элементов). Согласно "Воспоминаниям . ", на банкете какой-то научной конференции, А. Б. прямо за столом предложил присутствующим разобраться в такой ситуации: имеются два стакана, 1-й заполнен молоком, 2-й - равным объёмом кофе. Некто зачерпывает ложку молока, переливает в стакан N2, затем, размешав, зачерпывает снова и переливает содержимое ложки в стакан N1. Сравнить концентрации кофе в молоке (стакан N1) и - молока в кофе (стакан N2). По утверждению автора биогр. очерка, все сидевшие за столом с задачей справились, кроме некоего посланца одной из союзных республик (не суть важно, какой), которого оказалось невозможно убедить в его неправоте.
Первое впечатление от этого фрагмента книги у меня было - досада. Досада, как же я не знал такой замечательной задачи раньше! Я решил её алгебраически, умышленно не вводя конкретных численных данных, а потом задумался, сколько ей лет и был ли у ней конкретный автор?
Знакомый химик-профессионал ничего об этом сказать не смог и я обратился к поисковым системам Интернета. Выяснилось, что на некоторых сайтах задачу приписывают математику И. М. Гельфанду, на остальных же об её авторстве не говорится ничего. Я думаю, что она - с большой "бородой", фамилия же И. М. Гельфанда упоминается просто потому, что до своего отъезда в США, он много лет занимался организацией математических олимпиад школьников и просто не мог пройти мимо этой алгебраической "жемчужины". Дискуссия же по задаче на разных сайтах оказалась долгой, временами бурной и, на мой взгляд, достойной того, чтобы выборочно процитировать её с собственными комментариями. Это и сделано ниже.
Я представлю и прокомментирую в основном верные утверждения, т. к. ломать голову над тем, что именно имели в виду авторы неверных текстов, у меня нет ни времени, ни желания.
Зависимостью молярного объёма смеси от концентрации компонентов пренебрегаем.

1. Chaos 04.03.2007 13:33
Так как размер ложки не играет роли в эксперименте, мы абстрагируемся и представляем, что он равен размеру стакана. Разумеется при смешивании количество молока в кофе и кофе в молоке будет одинаковым. Можно сделать вывод что и при переливании ложки туда-сюда, эффект будет тот же самый.

Карпов 03.09.2010 23:01
Решение очевидно! Если принять ложку равную по объему стакану, то ответ очевиден - 50/50! А потом уже не важно сколько частей умещается в ложке - ответ всегда 50/50 . нарежьте бумагу и экспериментально убедитесь в правильности . сам не верил, пока не попробовал!

lionbeast 09.09.2010 17:30
ни фига се ложечка в стакан!!
примите ложку в пол объема жидкости, тогда во втором стакане будет 2/3 кофе и треть молока, и переливать вы будете смесь кофе и молока.

Кузнецов Сергей Германович 14.09.2013 01:27
Предположение, что "размер ложки не играет роли в эксперименте" — некорректно.
Об этом в задаче не сказано и предполагать оное нет никаких оснований.

Мой комментарий: В ДЕСЯТКУ! То есть, Сергей Германович совершенно прав - Chaos и Карпов берут предельный случай и обобщают его . на произвольный случай. Считаю, что этого недостаточно. Нужен хотя бы ещё один пример, где объём ложки V и объём стакана N связаны строгим неравенством V 10/100. Соответственно кофе в молоке больше, разве не так?!

Мой комментарий: Не так. Вообще, всё переусложнено.

Женечка 24.04.2007 06:18
все гениальное просто
А) 100 молока и 100 кофе
Б) 95м и 100к + 5м
100/5=20/1, а 5/20=0,25 и 5 - 0,25 = 4,75
В) 95м + 4,75к + 0,25м и во втором (100 - 4,75)к + (5 - 0,25)м
в итоге получаем 95,25м + 4,75к и 95,25к + 4,75м.

Мой комментарий: совершенно верно, НО! Зачем же брать дроби! Вот, посмотрите, какая арифметическая красота получается, если мы возьмём V = 50, N = 450:

N1 молоко N1 кофе N2 молоко N2 кофе

После того, как ложка переместилась туда (слева направо от N1 к N2)

После того, как ложка переместилась туда и обратно:

А теперь сделаем то, чего не стал проделывать ни один из многих десятков читателей - ещё раз переместим ложку туда:

И - перемещаем её обратно:

Мы видим, что равенство объёмов кофе в N1 и молока в N2 не нарушается и в дальнейшем!
Методом математической индукции легко доказать, что объёмы компонент равны на любом шаге числа переливаний n. Более того, если предположить, что ложка перемешивает жидкости всё время до равномерной консистенции, можно просчитать, как при этом будет меняться объём компонента в смеси при увеличении n. Я уверен, что при V << N (символ "<<" означает "на несколько порядков меньше". Например, 1 << 100, но нельзя сказать то же о 5 и 7)
мы получим для объёма кофе в N1: (N / 2)·(1 - exp(- 2·n·V / (N + V))).
(Экспонента в скобке - по основанию "е" = 2.718 . ). Вот если перемешивание плохое, мы можем получить для объёма кофе в N1 почти всё, что угодно, но это "почти всё, что угодно" будет равно объёму молока в N2! Но вернёмся к исходному - решение должно быть алгебраическим, а не арифметическим. И вот тут меня начал преследовать глюк: я хотел, чтобы при перемешивании объёмы всё время оставались целыми. Это значит, что целые числа V и N должны удовлетворять уравнению
V**2 = (N + V)·k (1)
где k - какое-то целое число ("**" означает возведение в степень; в уравнении (1) - во 2-ю степень, т.е. в квадрат). Легко видеть, что одним из типов решений (1) является множество чисел V = k·a и
N = k·a·(a - 1) (2)
где 'a' - ПРОИЗВОЛЬНОЕ натуральное число. Результаты равномерного перемешивания будут такими:
Начало

N1 молоко N1 кофе N2 молоко N2 кофе

k·a·(a - 1) 0 0 k·a·(a - 1)

После того, как ложка переместилась "туда"

k·a·(a - 2) 0 k·a k·a·(a - 1)

После того, как ложка переместилась туда и обратно:

k·[(a - 1)**2] k·(a - 1) k·(a - 1) k·[(a - 1)**2]

На рисунке показана ситуация k = 1, V = 8, N = 1·8·7 = 56. Кажется, механика перемешивания вполне наглядна. Итак, концентрации кофе в N1 и молока в N2 в конце процедуры равны между собой и равны 1 / a. Можно проверить, что численные значения объёмов остаются целыми и после второго перемешивания и равны
2·k·(a - 2) и N - 2·k·(a - 2) соответственно.
Если не ставить вопрос о ВЫЧИСЛЕНИИ концентрации, а только о проверке равенства концентраций, то всё очень просто. Не нужно требовать равномерности перемешивания, не нужно, вообще, мыслить в категориях "стакан-ложка". Пусть у нас имеется супружеская парочка Виктор + Моника. У Виктора N рублей металлом, у Моники - бумажками. Моника берёт взаймы у Виктора V рублей, но покупок сделать не смогла и вечером она возвращает деньги - уже не следя, сколько отдаёт металла, а сколько бумажек. При этом количество и металлических и бумажных денег у четы сохранится. Обе суммы равны. Другими словами эту же мысль выразили авторы комментариев -

3. Chaos 13.03.2007 10:46
объем обоих сосудов остается одинаков, значит если из молока убыло, то в кофе прибыло .
а все что убыло было заменено кофе, следовательно в любом случае одинаково

САН 02.04.2007 09:39
по Ломоносову Объём не изменился, значит: сколько из одного стакана убыло, столько в другой прибыло. Если не принимать во внимание изменение плотности, то, очевидно: сколько не переливай туда-сюда, отношение будет одинаковым.

zidan_gomel 27.01.2012 16:27
если после смешивания в первом стакане больше кофе, чем молока во втором, значит в первом стакане молока меньше, чем кофе во втором, и в сумме кофе в обоих стаканах больше, чем молока в обоих стаканах. противоречие.
P.S.: чтобы было более наглядно нарисуйте на бумаге два стакана и кофе с молоком в них, но чтобы кофе и молоко выглядели не растворенным друг в друге, например молоко снизу, кофе сверху в первом стакане, во втором - наоборот.

Дмитрий 21.11.2013 17:42
если пойти от противного, то отношение молока к кофе больше (или меньше) в первом стакане, чем отношение кофе к молоку во втором. Но ведь общее количество молока и кофе одинаковое, как и количество смеси в обоих стаканах-приходим к противоречию. .


Если вам приходилось когда-либо руководить людьми, в больших или маленьких компаниях, то наверняка вы сталкивались с тем, что ряд поручений не выполняется или выполняется совсем не так, как вы хотели. С аналогичной проблемой сталкиваются и начинающие предприниматели, когда встает вопрос найма и работы с сотрудниками или фрилансерами. Например, взять контент-менеджера или менеджера по продажам, или нанять удаленного программиста, который внесет небольшие правки в сайт. Во многих случаях результат, мягко скажем, получается удовлетворительный. Давайте же разберемся, как улучшить этот результат и добиться четкого выполнения поставленных задач.

Т.к. мне приходится много общаться как с предпринимателями малого бизнеса, так и с собственниками бизнеса покрупнее, а также их сотрудниками, то очень хорошо виден срез того, как ставится задача и как она решается подчиненными. Исходя из этого я постарался описать несколько правил, которые помогут вам ставить перед подчиненными правильные задачи и добиваться их четкого и эффективного выполнения, в том виде, в котором вы хотите. Однако, тут есть одна загвоздка, которая может очень сильно мешать…

Говорите о решении задач, а не проблем

Частенько замечаю, что когда руководитель собирает подчиненных, он начинает диалог с описания возникших проблем:


  • У наст есть проблема – просели продажи на 20%;
  • У нас большое количество неликвида образовалось на складе;
  • Поставщики не дают хороших закупочных цен;
  • Конкуренты стали демпинговать и упал средний чек / маржа и т.д.

Тут нужно сразу понять, что люди (сотрудники) не очень любят решать проблемы, им своих проблем может хватать дома, а тут еще вы со своими лезете. А вот решать задачи – это уже немного другое дело, по крайней мере это уже в более позитивном ключе выглядит. Можно тоже самое, но немного перефразировать:

  • Коллеги, у нас новая задача – нужно увеличить продажи на 20%;
  • Необходимо увеличить процент ликвидного товара на складе;
  • Нужно договорится о более выгодных ценах с поставщиками;
  • Стоит задача поднять средний чек и маржу.

Как видите, глобальный смысл не поменялся, и фронт работы, который нужен по той или иной задаче остался прежним, поменялась лишь постановка задачи. И в ряде случаев это уже может немного изменить ситуацию в положительную сторону. Поверьте, сотрудники не очень хотят работать в компании, у которой постоянные проблемы, это очень угнетает на подсознательном уровне, все хотят работать в стабильных и развирающихся компаниях!

Задача должна быть максимально конкретной

Задача должна ставиться таким образом, чтобы она была выражена в каких-то конкретных цифрах. Не просто нужно увеличить средний чек, а нужно увеличить до конкретного значения. Опорных цифр по задаче может быть несколько, например для того, чтобы поднять прибыль можно увеличить средний чек, можно увеличить допродажи аксессуаров, уменьшить закупочную цену, уменьшить процент отказов и т.д. Если невозможно привязаться к цифрам, то необходимо описать то, что вы ждете на выходе, прям по пунктам – 1, 2, 3.

Задача должна быть поставлена персонально

Вы должны убедится в том, что задача понята правильно

Задача должна быть ограничена во времени

Даже если вы поставили правильную задачу и убедились в том, что она понята правильно, отсутствие дедлайна (ограничения по времени) может свести все на нет. Грубо говоря, сотрудник просто не будет торопиться ее выполнять постоянно откладывая, сначала на вечер, потом на завтра, а потом и на следующую неделю. В итоге вы рискуете получить все с очень большим опозданием или вовсе не получить, т.к. про отложенную в долгий ящик задачу можно запросто забыть. Очень часть подобное наблюдается с фрилансерами, у которых кроме вас есть еще клиенты. И если вы их не ограничивается жестко по времени, то они могут заниматься вашей задачей чуть ли не в последнюю очередь, или как минимум, не придавая ей приоритета.


Сотрудник должен быть мотивирован на выполнения задачи

Да, несмотря на то, сотрудник может иметь уже окладную часть, в которую включены его должностные обязанности, лишняя мотивация будет совсем не лишней. Это очень важный момент, поэтому остановлюсь чуть поподробнее. Для наглядности приведу пример. У одного предпринимателя был бизнес, он, конечно, приносил прибыль, но относительно небольшую, которой не хватало чтобы вывести компанию на уровень выше. Он ставил перед своим начальником отдела продаж каждый месяц планы по продажам, которые выполнялись, конечно, но с очень большим скрипом. Он пытался завышать немного планку, однако сотрудники, понимая, что они до нее не доберут, сдавались раньше времени и в итоге план выполнялся хуже, чем мог бы, если не задирать планку. Начальник бегал постоянно с пеной у рта и доказывал, что они и так еле справляются с планами продаж. В общем устал предприниматель от этого дела, сел и прикинул на коленке сколько денег ему потенциально может принести увеличение объема продаж на 20% по результатам года и понял, что это почти 9 млн рублей прибыли. Позвал он к себе этого начальника и объявил ему о том, что планов продаж больше для отдела он ставить не будет и этим будет заниматься сам начальник для своих подчиненных на свое усмотрение. Однако, попросил начальника в течении года увеличить объем продаж на 20% и если тот выполнит задачу, то получит +1 млн рублей в виде бонуса (помимо его ЗП и премий). Нужно ли говорить, что объем продаж вырос более чем на 24% за 10 месяцев, при том же начальнике и практически том же составе отдела продаж. Да, пришлось предпринимателю выплатить очень некислый бонус, но он в итоге получил куда большую выгоду! С мелкими задачами такое конечно не прокатит, но суть надуюсь вы поняли – грамотно замотивированный сотрудник может горы свернуть.

Вы должны контролировать выполнение задачи

Видео на тему:

  1. Основные принципы мотивации персонала
  2. Ошибки при найме персонала. Как не взять на работу бездарей
  3. Система мотивации продавцов и руководителя отдела продаж
  4. Как получить повышение и/или увеличить свою зарплату


Основатель и экс-директор крупного интернет-гипермаркета. Блогер, бизнес-наставник, автор книги - "Успешный интернет-магазин с нуля. Пошаговое руководство". Опыт в онлайн-бизнесе и маркетинге более 12 лет.


Недавно бессменный президент Белоруссии, крепкий хозяйственник и главный патриот А. Г. Лукашенко эффектно и безжалостно покарал с десяток высокопоставленных руководителей за длительное отсутствие результата, и этот процесс был освещен по телевидению на всю страну.

Впечатляет, правда? Как он их! У нас бы так! Но у меня созерцание этого действа вызывает смешанные чувства. Проблема публичного осуждения своих подчиненных в том, что в их ошибках всегда есть доля твоей собственной вины. То есть, осуждая их, ты осуждаешь сам себя. И пока ты упражняешься в красноречии, они думают именно об этом.

Я сильно подозреваю, что Александр Григорьевич, как любой руководитель, сам немало виноват в неудачах своих подчиненных. Безусловно, тяжело делать однозначные выводы, сидя в уютной московской квартире, пока белорусский гарант храбро месит грязь и выжигает ересь на своей вотчине, но все же рискну сделать некоторые обобщения.

Итак, какова же роль руководителя в неудачах своих подчиненных и какие правила обеспечивают успех исполнения поставленных задач?

1. Будь последователен в задачах своих

  • Поставил задачу, несогласованную с задачами других подразделений. Задача, противоречащая целям других подразделений, неминуемо натолкнется на стену сопротивления со стороны последних. Не нужно развязывать гражданской войны руками своих же подчиненных.
  • Поставил задачу, конфликтующую (по срокам, ресурсам или цели) с другими задачами сотрудника. Бывает, придет руководителю в голову идея, ну такая прекрасная, что хоть Нобелевскую премию давай. Чтобы она не пропадала, он срочно ставит ее подчиненному, даже не спрашивая, чем тот сейчас занят. А потом удивляется, почему сотрудник ни одно дело не может довести до конца.

Проверочный вопрос подчиненному:

Не противоречит ли эта задача другим твоим приоритетам?

2. Разъясняй цель свою

  • Поставил задачу непонятно или неконкретно. Безусловно, осмысление задачи и ее декомпозиция — дело исполнителя, но конечный результат должен быть обозначен руководителем четко и понятно.
  • Не объяснил, почему поставлена задача. Одну и ту же задачу можно выполнить по-разному в зависимости от того, для чего она выполняется. Удостоверься, что задача будет выполнена с пониманием ее предназначения.
  • Не убедился, что задача понята правильно. То, что говорил ты и то, что слышал сотрудник — это две большие разницы. Лучше попросить сотрудника проговорить собственное понимание задачи. А еще лучше — записать её.

Проверочный вопрос подчиненному:

Как ты понял, к чему нужно прийти?

3. Знай возможности подчиненных, как свои собственные

  • Поставил задачу, для которой у подчиненного нет навыков и опыта. В эпоху преобладания целей “на вырост” нередка ситуация, когда заранее известно, что для достижения результата сотруднику нужно будет превзойти самого себя. Однако и вероятность успеха при этом невысока.
  • Поставил заведомо невыполнимую задачу. Такой метод постановки задачи широко применяется в сказках: “Исхитрись-ка мне добыть То-Чаво-Не-Может-Быть. / Запиши себе названье, чтобы сразу не зыбыть.” (Л. Филатов, “Про Федота-Стрельца”). В реальной же жизни задачи лучше соотносить с реальностью.

Проверочный вопрос подчиненному:

Как ты будешь добиваться результата?

4. Вооружи подчиненного своего

  • Не обеспечил подчиненного необходимыми ресурсами. Отправить подчиненного с серпом на танки — поступок героический, но не эффективный. Большие задачи требуют больших ресурсов.
  • Не обеспечил подчиненного необходимой информацией. Кто обладает информацией, обладает миром. Непонимание особенностей ситуации может привести сотрудника к провалу.
  • Поставил задачу в рамках чужой зоны ответственности. Иногда в запале целеполагания руководители сами забывают, что за этот вопрос отвечают другие люди.

Проверочный вопрос подчиненному:

Хватит ли тебе ресурсов и полномочий, чтобы добиться результата?

5. Помни о контроле промежуточном

  • Не производил промежуточный контроль. Когда начальник не вспоминает о задаче, подчиненные делают вывод, что с ней можно повременить.
  • Поставил задачу в обход непосредственного руководителя исполнителя, тем самым не позволив ему обеспечивать решение задачи. Если есть руководитель, который может делать промежуточный контроль вместо тебя, не забудь уведомить его о задаче.

Проверочный вопрос подчиненному:

Как и кому ты будешь отчитываться о ходе работ?

  • Как получить правильно поставленные цели от своего руководителя — что делать, если руководитель не ставит конкретных задач?
  • Как ставить задачи — пошаговое руководство, учитывающее психологию сотрудника

А какие секреты постановки задачи применяешь ты? Поделись в комментариях ниже!

Читайте также: