Правила розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями

ЛИГА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ г.МОСКВЫ

от 1 августа 1997 года

Особенности торговли алкогольной и табачной продукцией

В целях обеспечения прав потребителей и усиления государственного контроля при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции законодательством России установлены специальные крайне жесткие требования к торгующим организациям, продающим указанную продукцию.

Поэтому на вопросы об особенностях реализации этой продукции даются соответствующие консультации:

1. Требуется ли отдельно получать специальные разрешения (лицензии) на продажу алкогольной и табачной продукции, если торговая организация или гражданин-предприниматель уже имеют разрешение на торговлю?

Розничная торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями, также как оптовая их реализация, может осуществляться только на основании лицензии, выданной на каждый из этих видов товаров соответствующими организациями на местах.

Указанные товары являются акцизными, а на все акцизные товары должны быть получены лицензии для их реализации.

О том, что торговая организация имеет лицензию на право реализации таких товаров, ее номер и срок действия, а также какой орган выдал лицензию, должен быть проинформирован любой покупатель. Поэтому такие данные, как правило, вывешиваются в торговом зале или оповещаются другими способами.

2. Контрольные органы при проверках торговых предприятий, реализующих алкогольную продукцию и табачные изделия, особое внимание обращают на наличие на каждом изделии специальной маркировки. Расскажите, чем это объясняется?

В настоящее время реализация алкогольной и табачной продукции без маркировки ее марками акцизного сбора или специальными марками, подтверждающими легальность ее производства и поставки (для импорта) запрещена. Этот порядок не распространяется только на пиво.

Алкогольная продукция отечественного производства маркируется с 1 января 1997 года специальными марками.

Ответственными за маркировку специальными марками являются организации - производители этой продукции.

Алкогольная продукция, производимая в странах ближнего и дальнего зарубежья при ввозе их в Россию маркируется марками акцизного сбора, а завозимая из Белоруссии, Казахстана И Киргизии маркируется специальными марками.

Акцизные и специальные марки отличаются между собой цветовым изображением оформления (акцизные марки - темно-синего, а спецмарки - коричневого цвета), состоящего из сеток, розеток, бордюра и герба России, а также текста. Графический элемент из тонких линий на марках предназначен для защиты от подделок путем ксерокопирования.

Акцизные и специальные марки наносятся по верху закупорочной капсулы бутылок таким образом, чтобы она хорошо прилегала к горловине, центральная (гербовая) часть марки должна быть расположена в центре крышки (пробки).

При вскрытии упаковки марка должна обязательно повреждаться. Каждому виду алкогольной продукции (виноградные вина, крепкие спиртные напитки и т.п.) должна соответствовать определенная марка.

Табачные изделия отечественного производства маркируются акцизными марками с текстом "Россия", а импортные для стран СНГ специальными марками с текстом "СНГ", а также акцизными марками с текстом "импорт", "акцизная марка".

Марки наклеиваются таким образом, что при вскрытии пачки они повреждаются.

Следует отметить, что алкогольные и табачные изделия, замаркированные марками акцизного сбора других государств, повторно маркируются российскими марками. Реализация таких изделий без наличия на них российских марок запрещена.

По специальным маркам определяется не только время ее выпуска, но и по кодовому обозначению - где и кем они выданы.

Необходимо обратить внимание и на то, что в целях улучшения контроля за производством и реализацией алкоголя постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 836 алкогольная продукция, произведенная на территории России, должна маркироваться изготовителями специальными марками, отпечатанными методом металлографической печати и имеющими двухзначный код региона, номер разряда и порядковую нумерацию. Запрещается с 01.09.97 продажа отечественной алкогольной продукции, маркированной специальными марками, отпечатанными методом офсетной печати, с двухзначным кодом региона, без номеров разряда и порядковой нумерации.

Соответствие серии марок акцизного сбора определенным акцизным товарам должна подтверждаться в торговой организации третьим листом грузовой таможенной декларации (при его наличии), справкой о происхождении импортной продукции (или ее копии), товарно-сопроводительными документами (накладными, счетами, счетами-фактурами и т.д.), бухгалтерскими регистрами первичного учета.

Говоря о специальной маркировке алкогольной продукции, хотелось обратить внимание и на следующее - Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17.05.97 N 601 ввело порядок по которому при маркировании продукции, подлежащей обязательной сертификации, независимо отечественной или импортной, специальным знаком соответствия, подтверждающим, что сертификация произведена и продукция отвечает установленным требованиям, такой знак соответствия по техническим параметрам должен быть обязательно защищен от подделок.

К перечню первой группы продукции, подлежащей обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок, относятся, наряду с кофе, пряностями, чаем, также алкогольные и безалкогольные напитки.

Ответственными за подобное маркирование являются организации-производители и индивидуальные предприниматели.

Правительство установило, что с 1 января 1998 года реализация указанных в перечне товаров без наличия знаков соответствия, защищенных от подделок, запрещается.

Кроме этого, распоряжением от 16 июня 1997 года N 850-р Правительство РФ поручило ряду министерств разработать и внедрить в 1997 году на предприятиях ликероводочной и винодельческой продукции 4-позиционный этикетировочный автомат. Новый автомат будет выполнять одновременно четыре операции: наклеивать этикетки, на противоположной стороне - контрнаклейки, "колеретку" на горловину и специальную марку (по-старому - "бандероль"), имеющую несколько степеней защиты и свой, для каждого региона, номер. Так что в случае подделки легко будет выявить, в каком месте появились мошенники.

Также признано необходимым оснастить технологические линии по производству алкогольной продукции (за исключением пива) приборами учета объемов выпуска этой продукции. Такие приборы будут внедрены к 01.01.98, и без них не будет выдаваться лицензия на производство алкогольной продукции.

3. Какими сопроводительными документами в настоящее время должна оформляться продаваемая алкогольная продукция?

В целях усиления контроля прохождения алкогольной продукции от организации-производителя до потребителя, а также удостоверения легальности ее производства, Правительство РФ постановлением от 15.08.97 N 1019 утвердило перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции.

При ее отгрузке организация-производитель оформляет комплект следующей сопроводительной документации:

- копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печатью владельца товара. При каждой последующей оптовой перепродаже партия продукции должна сопровождаться заверенной копией сертификата соответствия;

- товарно-транспортная накладная установленного образца в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара;

- справка к товарно-транспортной накладной (по утвержденной форме), заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяемая их печатями.

При реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара.

В случае, если товар реализуется собственником через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара.

При реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку копией справки к товарно-транспортной накладной, заверенной его печатью, с указанием в ней местонахождения этой торговой точки и номер лицензии на торговлю подакцизными товарами.

Все документы, включая копии, должны быть заверены оригиналами оттисков печати.

4. С 1 мая 1997 года согласно постановлению Правительства РФ при торговле импортными продуктами питания требуется соответствующая информация об этом продукте на русском языке. Распространяются ли эти правила при реализации импортной алкогольной продукции?

Обязанность давать информацию на русском языке по алкоголю была введена Указом Президента РФ от 07.02.96 N 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции", а также Правилами торговли алкогольной продукцией, утвержденными Правительством РФ 19.08.96 N 987.

Указанными актами предусмотрено, что реализуемая алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке: о сертификации, коде изготовителя или его адреса, знаке соответствия, наименования госстандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению.

Кроме этого, продавец обязан представить по требованию покупателя при продаже импортной алкогольной продукции копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

Говоря об особенностях реализации импортной алкогольной продукции еще следует отметить, что постановлением Правительства РФ с 01.01.97 запрещена продажа завозимой из-за границы алкогольной продукции, маркированной товарными знаками российских производителей. К ним относятся такие популярные марки, как: "Русская", "Столичная", "Московская", "Державная", "Старка", "Перцовка", "Пшеничная", "Охотничья", "Сибирская", "Кубанская", "Лимонная", "Привет", "Старорусская", "Столичная-Кристалл", "Московская-Кристалл", "Чарка", "Молодецкая", "Посольская", "Золотое Кольцо".

5. Какие новые ограничения и требования установлены за последнее время при реализации алкогольной продукции?

Действующими Правилами торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ 19.08.96 N 987, предусмотрен ряд ограничений в продаже этой продукции (п.10 Правил).

В частности, запрещается торговля алкогольными напитками в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Кроме этого, указанными правилами запрещена в неспециализированных организациях реализация алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях.

Теперь с 1 июля 1997 года Указом Президента РФ от 30.04.97 N 442 запрещена торговля алкогольной продукцией с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов во всех организациях мелкорозничной сети: ларьках, киосках, палатках, павильонах, не имеющих торгового зала, независимо от их местонахождения, а также на оптовых продовольственных рынках.

В г.Москве Министром Правительства Москвы письмом от 24.06.97 N 1/1-144-11 дано разъяснение, что разрешается продажа алкогольных напитков крепостью свыше 12% в предприятиях, имеющих торговые залы по существующим нормам не менее 18 кв.м, а с учетом специфики работы отдельных предприятий - не менее 12 кв. м.

В соответствии с этим Указом постановлением Правительства РФ от 14.07.97 N 867 перечисленные выше ограничения включены в Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации (п.11), в которых также предусмотрено запрещение реализации спиртного крепче 18% в пластиковых стаканах, жестяных банках и тетрапаках.

Кроме этого, согласно Указу на территории России организуется ведение государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию спирта этилового и алкогольной продукции. Причем специальные марки для маркировки алкогольной продукции будут продаваться изготовителям или оптовикам, имеющим не только соответствующие лицензии, но и включенным в указанный реестр.

6. Какие последствия возникают, если реализуется алкогольная и табачная продукция без маркировки спецмарками, и при других нарушениях?

Несоблюдение порядка реализации алкогольной и табачной продукции, подлежащей специальной маркировке, влечет за собой административную ответственность виновных лиц (руководителей и других ответственных лиц предприятий, граждан-предпринимателей) по ст.146-7 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией немаркированного товара.

Кроме этого, может быть аннулировано разрешение на право торговли этими акцизными товарами. Поэтому ни в коем случае не следует выставлять на реализацию ни одной бутылки алкогольной продукции или пачки сигарет без наличия на них марок установленного образца, так как даже в случае реализации только одной бутылки или одной пачки сигарет наступает указанная ответственность продавца.

Если марка была наклеена на бутылку, но затем отклеилась при транспортировке или хранении, данная продукция также не должна продаваться, некачественная наклейка марки должна служить основанием для отказа от приобретения такой продукции у поставщиков. Не следует закупать также алкогольную и табачную продукцию, имеющую дефекты наклейки марок.

Следует также иметь в виду, что Правительство РФ постановлением от 20.08.97 N 1056 утвердило Временный порядок изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте. Указанным порядком предусмотрено, что у организаций, предприятий (юридических лиц) независимо от форм собственности и индивидуальных предпринимателей изъятию и конфискации подлежит алкогольная продукция, как находящаяся в незаконном обороте, если она реализуется: без соответствующей лицензии, без сертификатов соответствия, без маркировки марками акцизного сбора и специальными маркими, забракованная продукция, произведенная с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей, а также при поставке алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей нормативно-техническим требованиям и при розничной продаже этилового спирта.

Изъятие и конфискация алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146-3, 146-4, 146-7). Изъятая и конфискованная алкогольная продукция и этиловый спирт хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в месте, определяемом органами, которым предоставлено право производить изъятие и конфискацию по согласованию с органами местного самоуправления.

Алкогольная продукция и этиловый спирт, конфискованные из незаконного оборота, подлежат промышленной переработке на технические цели или уничтожению и не могут быть реализованы через оптовую или розничную торговлю.

Решение о промышленной переработке или уничтожении такой продукции принимают комиссии, создаваемые органами местного самоуправления.

Промышленной переработке подлежит конфискованная продукция, утилизация которой принесет дополнительные доходы для местного бюджета.

Конфискованная продукция, не подлежащая промышленной переработке, уничтожается в присутствии членов комиссии.

Введенные ограничения и строгие правила реализации алкогольной продукции вызваны постоянно проводимыми мерами по упорядочению производства и особенно реализации алкогольной продукции, усилению государственного контроля за ее оборотом.

Консультацию подготовил Ю.Н.Болдырев,
юрист-консультант Лиги предпринимателей
торговли г.Москвы

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.

В отличие от всего остального алкоголя для пива введены некоторые исключения:

  • пиво не подлежит лицензированию;
  • торговать пивом имеют право организации и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем, введены ограничения на торговлю пивом, запреты на его употребление в общественных местах.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков):

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры (за исключением продажи алкоголя в расположенных в них точках общепита);
  • на всех видах общественного транспорта и транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, если там есть предприятия общественного питания, то в них алкоголь можно продавать, но только крепостью до 16,5 процента. Эти же ограничения действуют и на прилегающих к таким местам территориях.
  • на объектах военного назначения;
  • несовершеннолетним;
  • в нестационарных торговых объектах.

Не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарных торговых объектах (в киосках и павильонах), за исключением предприятий общественного питания.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, за исключением предприятий общественного питания.

Кроме этого, все продавцы алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, обязаны ежеквартально представлять декларации об объемах его розничной продажи в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (Закон Томской области от 05.05.2012 №48-ОЗ):

  • в дни проведения массовых мероприятий — за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий, за исключением предприятий общественного питания;
  • с 22 часов до 10 часов по местному времени во всех торговых объектах, расположенных на территории Томской области, за исключением предприятий общественного питания.

Перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 №656):

  • изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;
  • изделия кондитерские мучные;
  • напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • продукты кисломолочные;
  • мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;
  • изделия колбасные сырокопченые.

Установлено право хозяйствующим субъектам привлекать иностранных работников при осуществлении на территории России розничной торговли алкогольной продукцией, включая пиво (постановление Правительства РФ от 01.12.2012 №1243).

При этом хозяйствующие субъекты обязаны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с данным постановлением Правительства РФ, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.

Законодательно закреплено право продавца требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. Данная норма введена Федеральным законом от 28.12.2010 №430-ФЗ.

Об обязанности подключения к системе ЕГАИС всех точек продажи алкогольной продукции и передачи данных в отношении закупки алкогольной продукции

С 1 января 2016 года оптовые и розничные предприятия, реализующие продажу алкогольных напитков должны подключить кассы магазинов к общегосударственной системе ЕГАИС. По информации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не все предприятия подключились к системе ЕГАИС.

Что такое ЕГАИС? ЕГАИС – программа контроля, осуществляемого правительственными органами, за изготовлением и продажей алкоголя в России. По федеральному законодательству производители спиртных напитков и предприниматели, занимающиеся продажей, обязаны пользоваться специальным программным сервером ЕГАИС.

Розничные точки торговли должны выполнить закон к 1 июля 2016 года, а розничные точки в сельской местности до 1 января 2017 года. Это означает, что государство берет оборот алкоголя под полный контроль – с момента производства алкогольного напитка до потребления конкретного напитка конкретным лицом. Компании-производители алкогольных напитков автоматически направляют информацию в систему по акцизному коду каждой отдельной бутылки. С нового года все продавцы алкоголя проводят через программу накладные на продукцию, а покупатели таким образом подтверждать факт покупки.

Первого июля 2016 года кассы всех магазинов, осуществляющих реализацию спиртных напитков, должны быть подключены к программе ЕГАИС, а прием алкогольных напитков на склад должен проходить через программу уже начиная с 1 января 2016 года.

Как действует ЕГАИС? Каждая бутылка с алкогольным напитком имеет федеральную (для российского производства) или акцизную (для импортного) марку, на которой напечатан двухмерный штрих-код. Это значит, что считать информацию и передать ее на портал Росалкогольрегулирования может только специальный двухмерных сканер – именно этот аппарат и должен быть установлен на кассы магазинов на момент вступления в силу нового закона. Исключением могут быть только отдельные населенные пункты, население которых меньше трех тысяч человек и нет интернета. Аппаратура, сканер, компьютер, кассовая программа, флеш-карта с личным крипто-ключом и другое приобретаются за счет владельца торговой точки, а программное обеспечение для ЕГАИС бесплатное.

Как изменится чек? С внедрением системы изменятся и параметры чеков. Теперь покупатель будет получать специальный слип, на котором нанесен QR-код. Каждый покупатель получит возможность отсканировать код, перейти по ссылке на сайт программ ЕГАИС и прочитать подробную информацию о купленном алкогольном напитке. Чтобы печатать новые чеки предпринимателям не понадобится специальная техника – это обеспечит система программы ЕГАИС

Какая техника поможет предпринимателям? Если поставщик пришлет продавцу партию спиртной продукции с поврежденными штрих-кодами или с контрафактом, ЕГАИС направит сигнал в службу Росалкогольрегулирования и продавец, принявший такой товар для реализации, будет оштрафован. Чтобы не допустить подобных неприятностей рекомендуется приобрести терминал со встроенным двухмерным сканером, который сможет проверить продукцию еще на этапе приема на склад.

Какая ответственность? Если торговая точка еще не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов (статья 14.19 КОАП).

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, запрещается реклама и стимулирование продажи табака (ст. 16 Закона). В Законе содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые запрещено будет совершать.

К таким действиям относятся:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
  • организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
  • организация и проведение культурных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
  • использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

Законом установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п.п. 6, 8 ст. 19 Закона).

Запрещается розничная торговля табачной продукцией (ч. 7 ст.19 Закона):

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Часть вторая статьи 20 Закона закрепляет право продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения у продавца табачной продукции сомнения относительно совершеннолетия покупателя.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

  • БИЗНЕС-СТАРТ
  • Войти

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1150 в настоящие Правила внесены изменения

Правила
продажи алкогольной продукции
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987)

16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.

Об особенностях продажи алкогольной продукции см. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 пункт 1 настоящих Правил изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

противопоказания к применению алкогольной продукции; дата изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак";

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

См. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения

10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения

11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра.

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 18 настоящих Правил внесены изменения

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Читайте также: