Православная церковь спиртные напитки

Святые отцы о винопитии


Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.

Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:

Кто придёт более оправданным?

Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.

Давайте скажем честно, хочется выпить - да пожалуйста, никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется это своё хотение так, как будто сам Христос повелел выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о вине. Действительно, вино - дар Божий. А как быть с другим алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его название. Лукавство, да и только.

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению. Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.


10 октября — "день рождения" русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить "водовку" — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к "зеленому змию"? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд "русская водка", экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

"Застрельщиками" поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы "братская" социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной "даты рождения". Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из "бражки" самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая "водовка" изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом "антисептики" свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что "универсальный антисептик" очень скоро стали использовать в "увеселяющих" целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость "сухого закона". Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали "соломенными вдовами". Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как "инцест" — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным "ядам". Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается "труда ради бденного".

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, "пища нас не приближает к Богу" — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий "сухой закон" в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой "невинный" продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы "доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет". Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом "планы по продажам" для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной "паленкой" — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это "христианской кончиной".

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, "Неупиваемая чаша", молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали "общества трезвости", процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же "идол", которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Читайте также:

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Отношение святых отцов к пьянству

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.
Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

Еще молитвы от пьянства:

Советы по борьбе с алкоголизмом

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

Также в Новом Завете написано:

Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное предание.

Не позволительно пить спиртное женщинам

Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью

Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости. Также церковнослужители и клирошане

Недопустимо пить вино на поминках

Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.

Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.

Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.

«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.

Мифы об алкоголе

Миф первый. Совет апостола Павла

Будем же и мы, подражая Тимофею, воздерживаться от вина. Если же заболит у нас желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства вина, но не содержащим этанола, который вреден для желудка. Благо, в магазинах виноград продается в любое время года, да и соковыжималки можно приобрести по доступным ценам.

Многие люди, во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на заимствованные из Греции уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов расщеплять попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, эта способность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Святые отцы, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решили, что греческие обычаи не подходят для Руси.

Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.

Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а самым действенным средством против алкоголя является личный пример абсолютной трезвости и полного воздержания от спиртного.

Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам приходится сталкиваться с людьми, выросшими в семьях православных верующих, легко позволяющими себе выпить бокал вина или немного водки.

Что о спиртном говорит Библия?

В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.

Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20

Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11

Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:

Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство. Кроме того в Библии четко указывается:

В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.

Как поступить верующему человеку?

Хотя библия и не содержит я категорического запрета употребления спиртного, это вовсе не означает, что алкоголь должен стать неотъемлемой частью нашей жизни. Встречается немало ситуаций, когда от спиртного разумнее отказаться. Так люди, страдавшие алкоголизмом, знают, какую опасность может нести даже единственный глоток алкоголя. Абсолютно исключить спиртное стоит беременным женщинам, дабы не навредить будущему малышу. Зная, насколько пагубно сказывается спиртное на реакции и рассудительности при вождении транспортных средств, управляющим им людям следует избегать даже минимального употребления спиртного, чтобы не подвергать опасности как свою жизнь, таки жизнь окружающих.

Верующий человек не станет чрезмерно употреблять алкоголь сам, и не будет искушать других. Следует упомянуть, что по Божьему Закону, священнослужителям запрещается употребление вина при выполнении своих обязанностей.

Хотя каждый самостоятельно решает, стоит ли и в каких количествах пить спиртное, Библия рекомендует помнить об умеренности. Верующий человек не станет омрачать свою жизнь пьянством, отдаляющим его от Бога.

Читайте также: