Пясецкий напиток с кавказа



Родился в 1843 году в Орле. П. Я. Пясецкий, как и его братья, Игнат и Николай, учился в орловской гимназии, в которую принят был в 1855 году во 2-й класс. Окончил её в 1861 году. Учился на медицинском факультете Московского университета.

Уже в молодые годы у него проявилась любовь к рисованию. Во время учебы Пясецким были сделаны сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным болезням, служившие в качестве учебного пособия.



После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург, где служил в главном военно-медицинском управлении, в свободное время посещая мастерскую художника П. П. Чистякова в императорской академии художеств в качестве вольнослушателя.

Не менее известной заслугой П. Я. Пясецкого, стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России. Павел Яковлевич привез его из непродолжительной поездки по Северному Кавказу. Хотя впервые свойства кефира были рассмотрены в 1867 году медиками Джогиным и Сиповичем, Пясецкий одним из первых, наряду с И. И. Мечниковым стал пропагандировать лечебные свойства кефира, чем внес свою лепту в его распространение в пищевом рационе жителей России. В 1883 году он сделал доклад на эту тему на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге.

В 1894—1900-ых годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

В 1902 году посетил Болгарию, а в 1903 году совершил поездку на Дальний Восток, в свите военного министра Алексея Куропаткина.

Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.

Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору её нужно было к концу 1899 года.

Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.

К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.

Для членов сообщества chelchel наибольший интерес представляет часть панорамы, посвященная Челябинску. Эти рисунки были выполнены художником летом 1895 года. Несколько фрагментов панорамы, в том числе и те, что касались непосредственно Челябинска, были опубликованы в книге "Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги", изданной в 2004 г.

Более полно панорама Челябинска в акварелях П.Я. Пясецкого представлена в книге Г.А. Принцевой "Сибирский путь Павла Пясецкого" (Санкт-Петербург. 2011 г.). Недавно gayaz_samigulov привёл две акварели Пясецкого в своих замечательных статьях, посвященных дому Сапожникова и мосту через реку Миасс.

Сегодня Егор Алексеевич сделал мне шикарный новогодний подарок, разрешив ознакомиться с книгой Принцевой. Я постарался наиболее полно сканировать все рисунки Пясецкого из этой книги, а также сделать скриншоты панорамы с прилагаемого к книге диска DVD. Все рисунки кликабельны.


Вид на город с востока. Примерно в центре - Одигитриевский монастырь.


Вид на город с востока. В центре - Христорождественский собор, за ним на дальнем плане - Симеоновская церковь.


Вид на город с юга. В левой части - тюрьма. В правой - улица Большая.




Вид на город с юга. В центре - улица Большая.


Пожарная каланча и мечеть. Вид со стороны улицы Уфимской.




Мечеть и Христорожденственский собор




Вид на город и мост через реку Миасс с севера.



Вокзал станции Челябинск


Вид на станцию Челябинск с юга






Торжества по случаю открытия первой станции Транссиба. Скорее всего это торжественное открытие временного движения до Омска, которое состоялось в конце августа 1894 года.

Читайте также: