Регулирование продажи слабоалкогольных напитков



Производство, торговый оборот и хранение алкогольной продукции, содержащей тонизирующие компоненты и этиловый спирт в объеме менее 15% готовой продукции, возможны только в том случае, если она предназначается на экспорт за пределы Российской Федерации.

Перечень тонизирующих веществ будет установлен правительством, уточняется в документе.

Закон также устанавливает процедуру государственной регистрации технологического оборудования для производства этилового спирта. Регистрировать нужно оборудование мощностью более 200 декалитров.

Этот же закон запрещает с 1 января розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов.

После этого, 23 декабря 2016 года, Роспотребнадзор ввел запрет на торговлю спиртосодержащими непищевыми жидкостями, который впоследствии несколько раз продлевался и действовал вплоть до 9 октября 2017 года.

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4

В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу. Данная формулировка, а также действия местных властей по ее реализации вызывают негодование среди производителей алкоголя и торговых предприятий, осуществляющих поставку алкогольной продукции. Федеральная антимонопольная служба в вопросе о том, имеют ли право местные власти вводить полный запрет на продажу отдельных видов алкогольной продукции на территории субъекта РФ, выступает на стороне бизнеса. А что думают судьи?

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Положениям "алкогольного" законодательства противостоят нормы Закона о защите конкуренции и Закона о торговле , согласно которым запрещается:

  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (п. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции);
  • органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ (пп. "б" п. 4 ст. 15 Закона о торговле).
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В связи с этим в арбитражной практике наблюдается разное толкование норм права и, соответственно, выносятся полярные решения. Подтвердим сказанное на конкретных примерах.

На страницах нашего журнала однажды уже рассматривалась эта тема . В статье комментировалось Постановление ФАС МО от 26.09.2013 по делу N А40-130927/12-130-1267, в котором анализировался вопрос о правомерности (неправомерности) депутатов Архангельской области вводить на подведомственной им территории запрет на розничную продажу слабоалкогольных спиртных напитков (с содержанием этилового спирта от 0,5 до 9% объема готовой продукции, винных напитков с содержанием этилового спирта от 1,5 до 9% объема готовой продукции и напитков, изготавливаемых на основе пива). Антимонопольный орган пришел к выводу, что данный запрет привел к ограничению конкуренции на рынке алкогольной продукции на указанной территории. Обратившись в суд, депутаты потерпели поражение. В частности, суд признал неправомерным введение такого запрета, поскольку это означает регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции, разрешенной к производству и допускаемой к обороту.

См. статью "Запрет на продажу отдельных видов алкогольной продукции: законно ли это?", N 11, 2013.

Прокомментируем другое дело - Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-17535/13, в котором Суд пришел к противоположному выводу. Особо отметим, что законом Краснодарского края был введен запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, а также ограничение на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков в виде недопущения их продажи несовершеннолетним в детских образовательных и медицинских организациях, в спортивных сооружениях, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.

Антимонопольный орган посчитал, что действия законодателей привели к ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, ограничению продажи отдельных видов товаров, а также ограничению конкуренции на рынках розничной продажи алкогольных напитков и розничной продажи безалкогольных напитков на территории Краснодарского края.

По первому эпизоду Суд признал, что местные власти действовали в рамках своей компетенции, так как "алкогольным" законодательством предусмотрен специальный случай, когда органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что орган государственной власти субъекта РФ не вправе вводить запрет на розничную продажу отдельного вида алкогольной продукции (что, собственно, подтвердил ФАС МО в Постановлении N А40-130927/12-130-1267), являлись предметом исследования суда, но были отклонены.

По второму эпизоду, несмотря на то что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, Суд пришел к выводу, что такие напитки могут представлять опасность для здоровья несовершеннолетних граждан. Основываясь на том, что оспариваемым законом субъекта РФ не был введен запрет на продажу безалкогольных напитков, а лишь ограничены места их продаж несовершеннолетним, Суд решил, что положения закона не нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи, незаконно не возлагают на них какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Итак, что мы имеем? По делам со схожими обстоятельствами суды пришли к противоположным выводам. В одном случае арбитры посчитали, что на рынке розничной продажи алкогольной продукции в связи с незаконным запретом продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции для ряда хозяйствующих субъектов были созданы препятствия, которые приводят к ограничению конкуренции в результате создания преимущественного положения для продавцов крепкой алкогольной продукции.

В другом случае аналогичные доводы заявителя не имели результата: применение положений "алкогольного" законодательства было признано преимущественным по сравнению с положениями других законов. Таким образом, вопрос о том, вправе ли местные власти устанавливать полный запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции, остается открытым.

Полагаем, в настоящее время можно ожидать увеличение региональных запретов как минимум в южных областях страны (подведомственных ФАС СКО).

  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Липецк
  • Махачкала
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новокузнецк
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Тула
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Ярославль
  • Киев
  • Харьков
  • Минск
  • Алматы
  • Нур-Султан (Астана)

1. Нужна ли лицензия на продажу слабоалкогольных напитков для ООО?

1.1. Да. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ликероводочные изделия и слабоалкогольные напитки относятся к спиртным напиткам.

2.1. Выбирайте из класса 93 - Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений и класса 56 - Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.

3.1. Правовая схема для открытия кальянной имеется, предоставляется на платной основе в личной переписке.

3.2. Консультации по коммерческим вопросам оказываются только на платной основе в личных сообщениях.

4.1. Продавцы имеют право руководствоваться надписью на упаковке и не продавать лицам не достигшим 18-ти лет. Вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, что не продажа тонизирующего напитка нарушает Ваши права, как покупателя.

5.1. Можете переговорить с руководством, можете сразу обратиться с жалобой.

6.1. Согласно п. 2 ст. 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. Несовершеннолетними в РФ признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

7.1. Лицензии не нужно. Нормы закона сообщаем только платно, когда речь идет о торговле пивом.

8.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

9.1. Штраф продавцу от 30 до 50 тысяч. Время продажи определяется в каждом субъекте РФ самостоятельно. Чаще всего с 9 до 21 часа.

10.1. Нет, не можете, к сожалению.

11.1. ООО несет ответственность в пределах вкладов участников, ИП отвечает всем своим имуществом.
Лицензия на розничную продажу пива не нужна.

12.1. Законопроект № 467791-6
Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков
НАХОДИТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ.

13.1. Продажа любых алкогольных напитков возможна только лицам, достигшим 18 лет.

14.1. Лицензии на розничную продажу табачных изделий не существует. Поэтому не требуется.
Понятия "слабоалкогольные напитки" в законодательстве нет. Есть понятие "алкогольные напитки" и "пиво". На продажу пива лицензия не нужна. А на продажу алкогольных напитков лицензия выдается только юридическим лицам, а не ИП.

15.1. 1. 9%.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

"10. Государственная функция подлежит исполнению в отношении производства и оборота каждого поставляемого или поступающего в розничную продажу вида произведенной продукции, а именно: а) спирты: спирт - сырец этиловый из пищевого сырья; спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья; спирт этиловый ректификованный из непищевого сырья; спирт этиловый из эфир альдегидной фракции; спирт этиловый синтетический; спирт этиловый абсолютированный; спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья; спирт этиловый денатурированный из непищевого сырья; фракция головная этилового спирта; иные этиловые спирты, произведенные из пищевого и непищевого сырья (за исключением денатурированных); б) алкогольная продукция: спирт этиловый питьевой; спиртные напитки, в том числе: водка; ликероводочные изделия; коньяки; коньяки из обработанных коньяков; коньячные напитки, бренди; винные напитки; слабоалкогольные напитки (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции);"


2. Нет. Будет нарушением прав и гражданина, и потребителя.

16.1. Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-11-04/3/157

Фирма вправе платить "вмененный" налог с доходов бара в случае введения в действие ЕНВД на территории ее нахождения нормативными правовыми актами местных органов власти.
При этом на "вмененку" переводится предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 кв. м. Такое правило установлено п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса.

Налоговым законодательством не предусмотрено никаких ограничений для перехода на ЕНВД, связанных с размером дохода, получаемого от осуществления указанного вида деятельности, а также с уровнем цен на продукцию.

Таким образом, если на балансе у фирмы есть бар и она отвечает вышеуказанным требованиям, то организация обязана в части деятельности по оказанию услуг общественного питания перейти на уплату единого налога на вмененный доход

17.1. Лучше 3. Доверьте это профессионалам.

об оценке регулирующего воздействия

Разработчик законопроекта – Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной Думы (далее – разработчик).

Оценка регулирующего воздействия законопроекта проведена уполномоченным органом по следующим направлениям.

1. Степень регулирующего воздействия законопроекта.

Законопроект имеет высокую степень регулирующего воздействия.

2. Характеристика существующей проблемы. Цель принятия законопроекта.

Согласно позиции разработчика законопроект разработан в целях обеспечения безопасности граждан и предотвращения негативного влияния слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, на их здоровье.

По статистике, за последние годы на потребительском рынке Российской Федерации произошел резкий рост продаж слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины.

Учитывая, что содержание кофеина в тонизирующих напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг / л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл до
330 мл, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.

По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека анализ наркологической ситуации указывает, что наблюдающийся рост потребления слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателей преждевременной смерти населения. Слабоалкогольные напитки пользуются популярностью, подкрепляемой агрессивной рекламой, у молодежи. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ в составе так называемых энергетических напитков в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.

О вредном воздействии подобных напитков на психическое состояние детей и подростков говорят и факты, с которыми в последние годы все чаще сталкиваются работники правоохранительных органов.

Так, по информации ГУ МВД России по Московской области в
2014 году на территории 19 муниципальных районов и городских округов Московской области зарегистрирован рост подростковой преступности.

В связи с этим необходимость принятия законопроекта, ограничивающего на территории Московской области розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, возникла
из-за того, что основными потребителями тонизирующих напитков являются несовершеннолетние граждане.

Кроме того, в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.

Следовательно, употребление тонизирующих напитков может представлять опасность для здоровья граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема, на решение которой направлено предусмотренное законопроектом правовое регулирование, состоит в недостаточной защищенности граждан, в том числе несовершеннолетних, от негативного влияния слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на их здоровье.

В связи с этим в сложившихся условиях актуальной задачей является создание правового механизма, направленного на охрану жизни и здоровья граждан от вредного воздействия слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.

Принятие законопроекта будет способствовать снижению рисков для здоровья граждан, повышению качества жизни и ее продолжительности.

3. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты новым правовым регулированием.

Законопроектом предлагается установить:

запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области;

ограничения на розничную продажу безалкогольных напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних;

ответственность за нарушение гражданами и юридическими лицами требований закона.

Участниками общественных отношений, чьи интересы могут быть затронуты в результате принятия законопроекта, являются:

граждане, в том числе несовершеннолетние, чьи права в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков могут быть нарушены;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.

4. Анализ предлагаемого правового регулирования, рисков и ограничений реализации законопроекта.

Предложенным разработчиком законопроекта вариантом достижения целей является введение нового правового регулирования – установление ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.

В рамках оценки регулирующего воздействия законопроекта уполномоченным органом проведен анализ предлагаемого правового регулирования.

Статьей 3 законопроекта предусматривается введение полного запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.

Так, согласно абзацу второму пункта 5 статьи 16 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.

Вместе с тем уполномоченный орган отмечает, что предусмотренный законопроектом полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области может привести по информации Министерства финансов Московской области к возникновению выпадающих доходов бюджета Московской области в размере порядка 1 341,7 млн. рублей, а также к существенным издержкам субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.

При анализе статьи 4 законопроекта, предусматривающей ограничения на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних, установлено следующее.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность в области оборота безалкогольных тонизирующих напитков.

Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, связанных с установлением ограничений на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в целях предотвращения их негативного воздействия на здоровье.

5. Анализ опыта субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, ограничивающие розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков (Чеченская и Карачаево-Черкесская республики, Ставропольский, Краснодарский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, Рязанская, Владимирская, Ростовская, Курганская, Белгородская, Вологодская, Астраханская, Сахалинская области и др.).

В настоящее время разрабатываются подобные законопроекты и в других субъектах Российской Федерации.

Анализ опыта субъектов Российской Федерации по вопросам введения ограничений на розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков подтверждает необходимость введения на территории Московской области данных ограничений.

6. Замечания и предложения по проекту постановления.

По вопросу введения ограничений на продажу безалкогольных тонизирующих напитков на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних следует отметить, что данная норма законопроекта содержит коррупциогенные факторы, так как содержит положения, способствующие субъективному рассмотрению спорных ситуаций по установлению запрета на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с объектами спорта.

7. Описание результатов проведенных публичных консультаций по законопроекту.

В процессе проведения оценки регулирующего воздействия в целях учета мнения субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности уполномоченным органом проведены публичные консультации по законопроекту.

Соответствующие запросы были направлены:

Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Московской области Головневу В.А.;

в Торгово-промышленную палату Московской области;

в Ассоциацию малых инновационных предприятий Подмосковья;

Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах проведения публичных консультаций (приложение к настоящему Заключению).

Уполномоченным органом рассмотрены позиции относительно положений законопроекта, представленные Международной ассоциацией делового сотрудничества и Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (далее - участники публичных консультаций), поступившие в ходе сбора мнений участников публичных консультаций посредством почты и электронной почты при публикации законопроекта на Интернет-портале Правительства Московской области.

Участники публичных консультаций выразили отрицательное мнение в отношении статьи 4 законопроекта, предусматривающей введение на территории Московской области ограничений на реализацию безалкогольных тонизирующих напитков. По их мнению, принятие законопроекта повлечет отрицательные последствия для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию указанной продукции.

По данным участников публичных консультаций под запрет попадут порядка 40 процентов торговых точек, включая как небольшие организации торговли, так и крупные супермаркеты, снижение торгового оборота составит более 660 млн. рублей в год. При этом бюджет Московской области недополучит более 40 миллионов рублей в виде налогов от розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков. Подобные ограничительные меры крайне негативно отразятся на производителях данной продукции, которые будут вынуждены сократить ее производство в среднем на 10 процентов. При этом объем прогнозируемых убытков в годовом исчислении, по мнению участников публичных консультаций, может составить сотни миллионов рублей.

Кроме того, предусмотренный статьей 4 законопроекта запрет, по мнению участников публичных консультаций, повлечет нарушение условий конкуренции в торговле, а также неизбежные противоречия в правоприменительной практике, и будет способствовать росту коррупции на местах.

В обоснование своей позиции участники публичных консультаций ссылаются на СанПиН 2.4.5.2409-08 (зарегистрирован в Минюсте России от 07.08.2008 № 12085), которым установлен запрет на реализацию в организациях общественного питания общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования тонизирующих напитков.

Кроме того, участниками публичных консультаций было указано, что действующее на территории Российской Федерации законодательство – как Таможенного Союза, так и Российской Федерации регулирует вопросы оборота безалкогольных тонизирующих напитков.

определил максимальный верхний уровень содержания кофеина в безалкогольных тонизирующих (энергетических) напитках (400 мг/л);

ограничил максимальное количество тонизирующих ингредиентов в составе таких напитков - не более двух;

установил требования к источникам кофеина, который разрешается использовать в таких напитках, и ограничил их число четырьмя известными и хорошо изученными.

Участники публичных консультаций также отметили, что в Российской Федерации безалкогольные тонизирующие напитки являются объектом обязательной государственной регистрации. Регистрация включает расширенную санитарно-гигиеническую экспертизу состава напитков и их маркировки. Экспертиза проводится Институтом Питания РАМН - ведущим научным учреждением Российской Федерации в области пищевой безопасности. Ни один безалкогольный тонизирующий напиток не был выпущен на рынок Российской Федерации без получения свидетельства о государственной регистрации, которое выдается Роспотребнадзором на основе экспертного заключения Института питания РАМН и подписывается Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Свидетельство является подтверждением того, что состав напитков и их маркировка соответствуют всем требованиям безопасности.

С учетом изложенного, участники публичных обсуждений предлагает исключить статью 4 законопроекта.

В случае принятия принципиального решения о введении данных ограничений участники публичных консультаций отметили, что производственным компаниям потребуется не менее 6 - 10 месяцев для высвобождения складских помещений производственных и торговых предприятий от остатков продукции и от 1 года для замены производственного оборудования у производителей и его переориентации на производство других видов продукции (ориентировочные затраты на переоборудование одной производственной линии от 0,7 млрд. руб.). Производственным компаниям также потребуется время на пересмотр приоритетов развития в регионе, а также корректировка порядка дистрибуции данной продукции, в том числе действующих контрактов с ритейлом.

8. Выводы о возможных последствиях принятия законопроекта.

По итогам оценки регулирующего воздействия законопроекта уполномоченный орган считает, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного законопроектом, обоснованы.

В части мнения, выраженного участниками публичных консультаций об отрицательных последствиях для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию безалкогольных тонизирующих напитков, уполномоченный орган:

- руководствуется намерениями защитить интересы граждан, в том числе несовершеннолетних и не допустить вреда их здоровью;

По мнению уполномоченного органа представленный законопроект не содержат положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих возникновению необоснованных расходов бюджета Московской области.

1.Наименование проекта нормативного правового акта Московской области, в отношении которого проведены публичные обсуждения:

Читайте также: