Спиртные напитки и игромания





Крепкие напитки есть в игре с любым сеттингом, будь то параллельная вселенная, далекое будущее или сказочный мир. И гном в мрачной пещере, и бармен из ресторана на далекой планете наверняка знакомы с процессом дистилляции — разница лишь в оборудовании. И хотя спасение мира, как правило, предполагает трезвый взгляд на вещи, исключений полно. Итак, где и что пьют игровые персонажи и к чему это приводит.


Космический пират Грейсон изобретательно отстреливает каннибалов-мутантов. За особо циничные трюки с трогательными названиями вроде Fire in the Hole, Drilldo или Gag Reflex героя поощряют дополнительными очками, на которые можно купить побольше боеприпасов и устроить дебош. За убийства в нетрезвом состоянии, когда изображение размывается, а прицел качается из стороны в сторону, Грейсону дают пятьсот очков.

Но трезвый герой, если честно, занимается гораздо более безумными вещами — управляет гигантскими человекоподобными роботами, насаживает жертв на инопланетные кактусы и без особых затруднений выдает на редкость яркие и экспрессивные нецензурные предложения.

Кстати, с пьянством можно бороться в прямом смысле: за разбитые бутылки тоже начисляются призовые баллы.


Дюк предпочитает пиво, это снижает болевой порог. и вот уже герой смело бежит к свинорылым инопланетянам, чтобы открутить им бивень-другой. Ориентироваться в пространстве и целиться в юрких врагов, правда, становится сложнее. Последняя надежда Земли пьянеет от одной банки и, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье, трусливо прячется за камнями. Попробуйте найти девять банок пива в стрип-клубе на уровне Titty City — за это вас наградят достижением Party Animal.



Таинственная катастрофа не помешала производству волшебного самогона. Более того, в игре можно построить целый перегонный завод, где производится множество горячительных напитков. Они играют роль перков, дающих ряд полезных свойств: притягивают к герою осколки, наносят повреждения врагам, воскрешают после смерти. Неприятные последствия обычно отсутствуют. Впрочем, герой даже не пьет эти снадобья, а просто носит их с собой — их эффекты включаются автоматически в нужный момент. В The Bastion гораздо опаснее поклоняться пантеону богов в храме, чем баловаться экзотическим коктейлем.


Жители острова Вварденфелл увлекаются местным пойлом со странными названиями — мацт, суджамма и сиродильский бренди. Суджамма, например, на время повышает силу, но снижает интеллект. Бонусы с каждой выпитой бутылкой складываются, поэтому двадцать пять или тридцать порций разом — и параметр силы у персонажа поднимается до заоблачных высот. Эх, а ведь во второй части, Daggerfall, выпивку в тавернах в канун Нового года подавали бесплатно.



Суровые норды в Скайриме потребляют медовуху и производят ее в промышленных количествах. Ничего не подозревающий герой может идти по проселочной дороге и наткнуться на троицу волооких выпивох, предлагающих присоединиться к празднику.

Между прочим, каждый норд должен взять на заметку: горячительные напитки не согревают, а расширяют сосуды. При этом к поверхности тела поступает больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но на самом деле нагревается только кожа, и она довольно быстро отдает полученное тепло. На холоде потребление алкоголя приводит к быстрому охлаждению и замерзанию, что, в свою очередь, повышает шанс умереть раньше времени.

Другой вариант напиться в Skyrim — поучаствовать в одной из таверн в соревновании по распитию особо крепкой медовухи с некой подозрительной личностью, чтобы получить приз — волшебный посох. Двух кружек для героя оказывается достаточно.

Но посох игрок в итоге все-таки получает.


Главные герои Dwarf Fortress — гномы, живущие закрытой общиной. Само собой, в коллективе формируются мелкие группы: одни начинают ссориться, другие, наоборот, могут сдружиться. Чтобы скрасить будни и бороться со стрессом, гномам (даже маленьким) требуется выпивка. Самогон гномы делают из растений или покупают у торговцев.

Если в колонии ввести сухой закон, какой-нибудь гном с горя может пнуть чужую артефактную вазу и разбить ее. Хозяин раритета, само собой, начинает нервничать и убивает обидчика. Друзья погибшего впадают в депрессию, кто-то решает броситься в бездну, другие сходят с ума и калечат любого, кто подвернется под руку. Чертоги некогда процветающей гномьей цивилизации становятся похожи на заброшенные залы Мории — кругом одни трупы.





Днем Винсент сидит в баре с друзьями, отвечает на смски своей девушки и пытается справиться со стрессом при помощи алкоголя. Можно заказать виски, саке, пиво или коктейль. В игре существует четыре стадии алкогольного опьянения, а злоупотребление выпивкой не влечет за собой неприятных последствий. Ночью Винсента преследуют фантасмагорические кошмары, в которых он в одних трусах и с бараньими рогами на голове пытается забраться повыше по странной лестнице и спастись от гротескных воплощений ярких дневных событий: за ним может гнаться огромная рука с окровавленной вилкой или изуродованный младенец. В кошмарах алкоголь исключительно полезен — чем пьянее Винсент, тем быстрее он двигается.


Алкоголь в BioShock восстанавливает здоровье, но дает побочный эффект: уменьшается количество энергии для применения плазмидов, а те переписывают генетический код и дают возможность, скажем, вызывать огонь щелчком пальцев. Персонажу, впрочем, ничто не мешает взять генетический тоник для лучшего усвоения алкоголя — восстанавливаться будут и здоровье, и энергия. Несмотря на обилие баров, самым популярным напитком в подводном городе Восторг остается чеченская водка. Ее можно не только пить, но и использовать как оружие. Если выстрелить по бутылке, содержимое воспламенится и подпалит невнимательного врага.


Пушистый и симпатичный бельчонок Конкер, кажется, мог бы выиграть приз в конкурсе самых милых персонажей. Но на самом деле Конкер — пьющая, жадная и циничная скотина. Наклюкавшись в пабе до чертиков, он оказался в богом забытом месте. Весь первый уровень похмельная белочка будет еле плестись по пасторальным лужайкам и резвой струей удобрять их содержимым своего желудка, а также вести беседы с пугалом. Окончательно протрезвев, Конкер успеет заняться еще кучей неприличных дел. Например, попрыгать на груди у сексапильного подсолнуха и послушать оперную партию разумного фекалоида.


В первой части любой крепкий напиток немного восстанавливал здоровье, а опьянение проходило за минуту. В Deus Ex: Invisible War ситуация изменилась. Хотя в Алекса Дентона встроены более совершенные имплантаты, пить ему категорически противопоказано. Он теряет здоровье и ориентацию в пространстве даже от банки пива. Как ни странно, лучше всех алкоголь переносит Адам Дженсен из Human Revolution. Стакан виски идет ему на пользу, а здоровье может подняться выше нормы. Трезвеет же он даже быстрее, чем Джей-Си.



Жизнь Итана Томаса круто изменилась после того, как он решил уйти из ФБР. Ожесточенные потасовки с городскими сумасшедшими и встреча с серийным убийцей не прошли для него даром. Герой уходит в запой, замечает за собой вспышки неконтролируемого гнева и превращается в бездомного. Алкоголизм в прямом смысле становится его альтер эго, которое издевается над ним во время спонтанных галлюцинаций. Хуже всего то, что если Итан не будет регулярно пить, то объекты вокруг него станут расплывчатыми, а руки начнут предательски дрожать (типичные симптомы алкогольной абстиненции).


По странному стечению обстоятельств типичный сценарий инопланетного вторжения предполагает, что действие происходит не просто в США, а обязательно в темной американской глубинке. Именно там озадаченные реднеки будут долго разглядывать причудливые круги на полях, а похищенные инопланетянами селяне — шепотом рассказывать о неприятных процедурах.

Главные герои Redneck Rampage, Леонард и Бубба, потеряли призовую свинью — что им какие-то там инопланетяне, особенно когда друзья выпьют. Крепкие напитки в игре — основной способ поправить здоровье. В небольших объемах самогон, пиво и виски не причиняют вреда, но при постепенном заполнении шкалы опьянения разглядеть хоть что-то на экране становилось непосильной для игрока задачей. Кроме того, под мухой Леонард перестает адекватно реагировать на нажатия клавиш управления и никак не может прицелиться.



Если главный герой решит на время отложить спасение дочери из лап злобных небритых кокаиновых латиносов и напиться, то его ждет приятный сюрприз. Можно предположить, что, зайдя в бар и выпив залпом много текилы, герой уже через несколько минут снова будет радостно бегать по джунглям и карать местных наркоторговцев.

Но вместо этого разработчики слегка пошутили: после стакана-другого экран плывет, а ноги несут персонажа совсем не туда, куда следует. Выясняется волнующая деталь: в состоянии алкогольного опьянения в этой игре почти невозможно пройти в дверь, поэтому покинуть заведение становится непосильной задачей. Часто устраивать такие приключения не стоит — регулярное пьянство в Xenus вызывает привыкание.



Везет ли иммигрант Нико труп в багажнике или занят охотой на голубей — телефон его постоянно разрывается: друзья и подруги требуют свидания! После посиделок в баре уже изрядно подвыпивший герой, как и подобает джентльмену, должен довести даму домой, но не тут-то было. Питие коктейлей не проходит бесследно. Еле передвигаясь, милая парочка выйдет из бара в самом безобразном состоянии. Нико шатается из стороны в сторону и норовит упасть. Спуск по ступенькам по сложности сравним с подъемом на Эверест. Рискованные парни могут сесть за руль, но безопаснее просто вызвать такси.

Наш эксперт – кандидат медицинских наук, врач-психиатр Инна Пархоменко.

Компьютерный запой

Механизм появления болезни, формы ее развития и клинические стадии во многом идентичны тем, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. Во время напряженной игры у человека в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. Но при этом организм испытывает сильный стресс и нервное перенапряжение, поэтому быстро истощается. Из-за этого по окончании игры геймеров нередко начинают мучить кошмары, бессонница, гипертония, у них нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, возникает склонность к депрессиям, психозам.

Патологическим пристрастием к этому времяпровождению одержимы, как правило, люди, имеющие сходные психологические проблемы, среди которых азарт находится вовсе не на первом месте. Общим для большинства маниакальных геймеров являются одиночество и чувство неудовлетворенности своей жизнью. Такие люди играют не ради выигрыша, а для того, чтобы получать кайф, которого не доставляет им их обычная серая жизнь. Эмоции, переживаемые за компьютером, гораздо сильнее и ярче, чем все, что может дать действительность. Сидя за компьютером, игроки впадают в игровой транс – состояние, сопоставимое с фармакологическим эффектом от сильнодействующих наркотиков. Тяга к искусственной реальности настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Другая реальность

К тому же в компьютерных играх многих людей привлекает возможность почувствовать себя не такими, какими они являются на самом деле – слабыми, зависимыми, недооцененными и зачастую униженными, а совсем другими: сильными, уверенными, всемогущими.

Убежденными геймерами чаще всего становятся представители сильного пола. И не только потому, что им, как правило, меньше, чем женщинам, свойственно чувство ответственности за семью. Есть и другие, более важные причины. В обществе к мужчинам предъявляются более строгие требования: и если те не дотягиваются до установленной планки, то их объявляют неудачниками. А в игре можно взять реванш за все жизненные неудачи. Кроме того, игры предоставляют мужчинам возможность реализовать свою агрессию, что в реальности осуществить довольно проблематично.

Пациент готов

Основные критерии зависимости хорошо известны. Первый – это непреодолимое влечение к игре: желание играть постоянно, целый день и даже ночь подряд. Второй – потеря контроля над временем: человек уже не понимает, сколько часов он проводит за компьютером, забывает, когда последний раз ел или спал, не говоря уже о том, выполнил ли он работу или нет. Игра заканчивается только тогда, когда жать на кнопки или управлять компьютерной мышкой больше нет сил.

Последний, третий симптом – формирование синдрома отмены (подобно абстинентному синдрому у алкоголика или наркомана). Прервав игру, зависимый человек испытывает острую депрессию. Единственное желание, которое владеет им, поскорее покончить со всеми другими обязанностями и поскорее вернуться к компьютеру, где снова можно будет окунуться в игру и почувствовать себя спокойным, счастливым и на своем месте. Постепенно у геймера нивелируются все посторонние интересы и любые нравственные ценности. Единственным смыслом существования становится игра.

Game over

По данным Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения России, игромания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а социальные последствия этого заболевания не менее губительны. Стандартное лечение (психотерапевтическое и медикаментозное) этого недуга пока не разработано, но, поскольку зависимость от игры во многом похожа на зависимость от иглы, похожи и методы лечения – это изоляция от компьютера, психотерапия, гипноз, нейролептики, в крайнем случае – госпитализация и т. д.

Но все же только врачебными усилиями проблему не решить. Многое зависит от любви и внимания близких. Также очень важно, чтобы человек, одержимый виртуальной реальностью, нашел себе друзей и дело по душе и в реальном мире. Спорт, творчество, волонтерство, любая общественная деятельность – что угодно, лишь бы не сидел перед монитором. Например, доктор из Амстердама Кит Баккер, создавший единственную в Европе клинику по освобождению от игровой зависимости, считает, что 90% его пациентов нуждаются не в лечении, а в социальной адаптации. По словам доктора Баккера, традиционное психотерапевтическое лечение таких пациентов не слишком эффективно. Он считает, что игровая зависимость – по большей части социальная проблема. Доктор уверен, что лучше всего им поможет нормальное человеческое общение.


И то и другое плохо. И так и сяк человек просаживает свои деньги. А может и не свои. Эти люди живут на средства не свои, а своих близких. А мужчина, который живет за счет родственников в моем понимании и не есть мужчина. К тому же они способны, не редко и украсть ради достижения своей цели. И один и другой обозлены часто на весь свет - один, если нет на момент спиртного, второй если играть не получается.

Справляться с этим надо. Но тут - и алкоголик и игроман сам себе помощник. Без своего желания избавиться от зависимости им, к сожалению, никто не сможет помочь.


Алкогольная зависимость бьет по печени. А игромания, на первый взгляд, не так заметно ударяет по здоровью.

Алкогольная зависимость отбирает у родных и близких человека:это уже совершенно другой, бессовестный, наглый, зависимый, способный маму родную продать за бутылку. Кроме того, внешний вид портится, уходит здоровье и свежесть, энергия жизненная истощается. Человек живет в своем страшном черном мире и от родных и близких ему, кажется, ничего и не нужно, только если денег на бутылку.

С игроманией приличней внешне. И здоровье и печень цела, внешне человек свеж и красив, приятно пахнет, но в голове у него одна игра. И он так же живет в своем страшном мире, и не желает оттуда выходить. И от родных нужно, чтоб только не мешали.

И обе эти зависимости страшны по-своему. В обеих ситуациях нужна серьезная помощь. Становится зависимым человек не потому что он какой-то плохой и безвольный, а потому что где-то когда-то что-то пошло не так и сам человек справиться не в силах.



Не так давно Всемирная организация здравоохранения в ходе 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения признала игровую зависимость болезнью. Последствием этого постановления стало внесение ее в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11). Но, ко всеобщему удивлению, недавно неожиданно была установлена польза от видеоигровой зависимости.

Ученые из Норвегии провели опрос среди 50 тысяч геймеров по всему миру, в рамках которого они рассказали о своей жизни и предпочтениях. Как оказалось, подавляющее большинство опрошенных геймеров не подвержены влиянию алкоголя. Также ученые установили, что чем ярче у человека выражена игромания, тем меньше вероятность того, что геймер употребляет какие-либо спиртные напитки.

Большинство респондентов объясняли этот удивительный факт тем, что предпочитают проводить все свое свободное время в виртуальном мире, нежели распивать крепкие напитки в компании друзей или случайных людей. Ну а те игроки, которые занимаются киберспортом профессионально и тренируются минимум по шесть часов в день, попросту не имеют времени на дурные привычки.



Таким образом, норвежцы пришли к выводу, что сильное увлечение компьютерные играми фактически нейтрализует зависимость алкогольную. При этом, ученые напомнили, что перебарщивать с играми опасно. Несмотря на то, что сегодня на турнирах разыгрываются весьма приличные суммы призовых, чрезмерная игровая активность быстро перерастает в зависимость, что негативно сказывается на социальной жизни человека. По предварительным результатам, был сделан вывод, что большую зависимость люди испытывают по отношению к сетевым играм, в особенности к жанрам MMORPG и MOBA.


Читайте в статье: (время чтения 10 минут)

Новая классификация МКБ-11 от Всемирной организации здравоохранения

В мае 2019 года на Всемирной ассамблее здравоохранения государства-члены ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) приняли новую классификацию МКБ-11. Новая классификация начнет действовать в 2022 году. До этого времени продолжит свое действие предыдущая десятая версия международного классификатора болезней, внедренная в практику российского здравоохранения еще в 1999 году.

Данный документ является общепринятой статистической классификацией медицинских диагнозов, которая используется в здравоохранении разных стран для единообразия методов лечения и постановки диагнозов.

В рамках нашей работы особый интерес для нас представляет раздел, связанный с клиническими описаниями и диагностическими рекомендациями для расстройств психического, поведенческого и нервного развития, связанные с употреблением и злоупотреблением психоактивных веществ.

В февральском выпуске World Psychiatry Journal вышла статья, посвященная основным изменениям в МКБ-11. Совет молодых ученых Российского общества психиатров сделал перевод медицинской статьи с указанием новых заболеваний. Рассмотрим их работу поподробнее и попробуем вам рассказать об основных нововведениях, связанных с диагностикой заболеваний, связанных с проявлением различных видов зависимости.

Но начнем, пожалуй с главного. Что такое алкоголизм и наркомания с точки зрения ВОЗ.

Что такое алкоголизм и наркомания?

В классификаторе, который действует и сегодня целый раздел посвящен определению симптоматики и тяжести протекания заболеваний, связанных с употреблением и зависимостью от психоактивных веществ. К ним относятся алкоголизм и наркомания.

Эти серьезные заболевания характеризуются совокупностью психических и соматических расстройств, а именно:

  • патологическим влечением;
  • абстинентным синдромом и синдромом отмены;
  • развитием характерных изменений личности и многими другими.

С определенного этапа развития болезни к ним добавляются хронические заболевания внутренних органов, а также психические расстройства.

Зависимость от психоактивных веществ вносит изменения и в социальную жизнь человека, причиняя общественный и материальный ущерб.

Лечение наркомании и алкоголизма

  • медицинское обследование, полная диагностика состояния;
  • мотивационное консультирование. Данные сессии необходимы пациенту для формирования мотивации на выздоровление и здоровый образ жизни;
  • детоксикация – снятие симптомов острой абстиненции;
  • реабилитация состояния-восстановительная терапия;
  • медико-социальная или социально- психологическая реабилитация после назначений врача. Обязательное постлечебное медицинское сопровождение;
  • амбулаторная программа реабилитации, социальная адаптация.
  • наркомания и алкоголизм- семейная болезнь. На каждом этапе лечения необходимо близкому окружению алкоголика или наркомана получать знания о концепции болезни,также изменять поведение и эмоциональный фон. От включённости семьи в процесс выздоровления зависимого на 70% зависит успех лечения.

Каждая ситуация зависимого особенная, поэтому необходимо придерживаться индивидуального плана лечения, рекомендованного специалистами: наркологом, психиатром,психологом.

Игровая зависимость

В новом классификаторе к серьезным заболеваниям, вызывающим зависимость отнесли и игровую зависимость.

В последние годы значительно увеличилась популярность онлайн-игр, что привело к проблемам с чрезмерным участием в играх. Игровое расстройство внесли в раздел “Расстройства, вызванные зависимым поведением”.

Игровая зависимость характеризуется невозможностью контроля над временем, затрачиваемым на игры, а также ростом негативных последствий по причине игр, такими как:

  • увольнение с работы;
  • конфликты в семье;
  • снижение социальной активности.

Игровое расстройство приводит к серьезной зависимости и требует лечения, как и другие виды зависимости.

Признаки игровой зависимости

  • раздражение, ухудшение настроения;
  • эмоциональный спад, депрессия при отсутствии возможности поиграть ;
  • потеря контроля времени, проводимого в игре;
  • утрата интереса к любой деятельности, кроме игровой;
  • пренебрежение к внешнему виду,
  • потеря аппетита;
  • конфликты в семье и т.д.

Самое страшное, что от игровой зависимости часто страдают подростки. Главная задача семьи оказать всестороннюю близкому и обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

Лечение игровой зависимости

Справиться с зависимостью можно только в случаях комплексного подхода к лечению. И если все прекрасно понимают, что алкогольная или наркотическая зависимость требует обязательной медикаментозной терапии совместно с психотерапевтическими занятиями, то в случаях игровой зависимости, многие ошибочно считают, что это не более, чем вредная привычка.

Люди, страдающие от игрового расстройства нуждаются в психологическом сопровождении. Они также испытывают синдром отмены и страдают эмоционально.

Иные психические расстройства

Кроме того, в классификаторе нашли свое отражения и такие сопутствующие зависимости заболевания, как: кататония, биполярное расстройство, хоардинг, комплексное посттравматическое расстройство, затяжное расстройство горевания. Эти заболевания могут выступать как последствия и как катализатор для возникновения различных видов зависимости, в том числе алкогольной, наркотической или игровой.

Кататония – одна из разновидностей шизофрении. И если в предыдущей версии классификатора заболевание являлось одним из подтипов шизофрении, то в новом МКБ-11, кататонический синдром выделен в отдельное заболевание.

Это синдром сопровождает различные психические расстройства и характеризуется следующими симптомами:

  • ступор;
  • каталепсия (особое расстройство сна);
  • мутизм (отказ от речевого общения);
  • негативизм (действия наперекор собственным желаниям);
  • позерство;
  • манерность;
  • психомоторное возбуждение;
  • эхолалия (неконтролируемое повторение услышанных слов) и эхопраксия (неконтролируемое повторение жестов, поз и движений других людей) и др.

В новом классификаторе данный синдром рассматривается в 3 состояниях:

  1. кататония, связанная с психическими расстройствами;
  2. кататония, вызванная употреблением психоактивных веществ;
  3. вторичная кататония, вызванная различными травмами головы и другими не психическими заболеваниями.

Данное заболевание характеризуется частой сменой настроения (аффективными нарушениями). В новом классификаторе ученые выделили 2 типа расстройства, в зависимости от тяжести его протекания. Биполярное расстройство часто диагностируется у людей на последних стадиях алкогольной или наркотической зависимостей.

Патологическое накопительство или синдром Плюшкина характерен для последних стадий алкогольной зависимости и связан с безудержным желанием накапливать вещи в виду их мнимой необходимости.

ПТСР наступает после тяжелых или длительных стрессовых ситуаций. Спровоцировать ПТСР могут такие ситуации, как пытки, домашнее насилие, физиологическое или сексуальное насилие. Желая укрыться от навязчивых воспоминаний, люди ищут утешения в алкоголе, наркотиках. Комплексное ПТСР заменяет категорию МКБ-10 об устойчивых изменениях личности после травматического опыта.

Это состояние, при котором человек не может длительный период времени (больше 6 месяцев) справиться с реакцией утери. К ситуациям, когда может проявиться данное расстройство, относят смерть близкого человека: партнера, родителя, ребенка.

Симптомы протекания могут включать в себя: грусть, вину, гнев, отрицание, трудность принятия смерти, чувство, что человек утратил часть себя, неспособность испытывать позитивное настроение, утрату эмоциональности и трудности в общении с обществом или другими видами деятельности.

Затяжное расстройство горевания в том числе связано с развитием зависимости от психоактивных веществ,что значительно усложняет лечение. Часто после потери близких, человек буквально спивается, в подобном случае необходима комплексная психотерапевтическая помощь и лечение.

Сотрудники центра помощи “АлкоЗдрав” имеют большой опыт работы с зависимостями. Звоните на номер телефона горячей линии 8 800 775 32 63, мы поможем найти выход из трудной ситуации. Предложим медицинскую клинику, в удобном для вас месте, высоквалифицированных специалистов: врачей-наркологов, психиатров,психологов, реабилитологов, аддиктологов.

Читайте также: