Употребление спиртных напитков на боевом дежурстве

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к статье 340

Объект преступления - установленный порядок несения боевого дежурства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил РФ и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.

В Военно-Морском Флоте РФ боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.

Объективная сторона состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности. Правила несения боевого дежурства определяются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, приказами и директивами Министра обороны, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе этих нормативных предписаний командир воинской части устанавливает состав дежурных сил и средств, степень их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены. Порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации. На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.

Нарушение правил несения боевого дежурства может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушением правил будут передача кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнения обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств, отвлечение от боевого дежурства и занятие делами, не связанными с его исполнением, самовольное оставление боевого поста или другого места несения боевого дежурства, проведение работ на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность, употребление спиртных напитков во время боевого дежурства и т.п. Поскольку диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной, в каждом случае необходимо устанавливать, какое именно правило было нарушено.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления являются последствия в виде причинения вреда интересам безопасности государства или создания угрозы наступления таких последствий. Вид и характер последствий или создание условий причинения вреда, их реальность подлежат установлению в каждом конкретном случае с учетом особенностей боевой задачи.

В случае если во время несения боевого дежурства совершаются иные виды преступлений, например самовольное оставление места службы, неисполнение приказа и др., они подлежат самостоятельной правовой оценке.

В тех случаях, когда специальная служба, в том числе несение боевого дежурства, организована в нарушение порядка, установленного уставами или другими нормативными документами, основания для привлечения к ответственности отсутствуют.

Состав по конструкции формально-материальный. Преступление может быть окончено как с момента нарушения правил несения боевого дежурства (при создании угрозы интересам безопасности России), так и с момента причинения вреда указанным интересам. Вопрос о причинении вреда решается в каждом конкретном случае в зависимости от характера выполняемой задачи, характера нарушения, реальности причинения вреда и других обстоятельств.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект преступления специальный - военнослужащий, находящийся на боевом дежурстве. Военнослужащий признается субъектом преступления вне зависимости от того, находился он на боевом посту или в отдыхающей смене. Однако субъектом данного преступления и других преступлений, связанных с нарушением правил несения службы, могут быть признаны только те лица, которые назначены для несения той или иной службы в соответствии с действующим законодательством. Несоблюдение нормативно определенного порядка назначения исключает уголовную ответственность за рассматриваемые преступления.

Так, решая вопрос о субъекте преступления, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) могут привлекаться лишь те военнослужащие, которые были приведены к Военной присяге. Только за ними могут закрепляться оружие и военная техника. Это же правило распространяется и на субъектов иных преступлений, связанных с нарушением правил несения службы.

Поэтому обязательным признаком субъекта любого из преступлений против порядка несения специальных служб (ст. ст. 340 - 344 УК РФ) является факт приведения военнослужащего к Военной присяге. При отсутствии указанного условия военнослужащие субъектами названных преступлений признаны быть не могут.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 340 УК РФ) предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее наступление тяжких последствий. В законе понятие тяжких последствий не раскрывается, оно является оценочным. Тяжкими последствиями могут быть признаны гибель людей, уничтожение техники, проникновение на территорию России разведывательных самолетов, подводных лодок, вторжение воинских формирований на территорию РФ, срыв выполняемой задачи и т.п.). Тяжкие последствия должны находиться в причинной связи с нарушением правил боевого дежурства.

Субъективное отношение виновного к последствиям, как правило, неосторожное.

Частью 3 ст. 340 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, совершенного по неосторожности, вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним и повлекшего тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий приведено выше.

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарии к ст. 340 УК РФ

1. Объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на страну либо ее безопасность.

Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных воинских формированиях РФ неодинаков и зависит от специфики их деятельности. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах РФ (Ракетных войсках стратегического назначения, в войсках ВВС и ПВО) и в других воинских формированиях (Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ и др.). В Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции РФ и федеральном законодательстве. В этой связи по каждому делу следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регламентируются правила несения боевого дежурства.

2. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может выражаться в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы), например самовольном оставлении подразделения, несущего дежурство, употреблении спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порче или выведении из строя аппаратуры или специального оборудования и т.п.

Рассматриваемое деяние может сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. В таких случаях возможна квалификация содеянного по совокупности преступлений.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 340 УК ответственность наступает только при условии, если допущенное нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию РФ иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинении иного реального вреда безопасности государства и т.д. Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае нападения на страну или посягательства на ее безопасность.

4. Субъектом преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

5. Части 2 и 3 ст. 340 предусматривают ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется умыслом, а ч. 3 (материальный состав) - неосторожностью.

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересами безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комм. В.В.Лунеев

1. Объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Россию, либо по обеспечению ее безопасности.

Норма носит выраженный бланкетный характер.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных воинских формированиях неодинаков и зависит от специфики их деятельности. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах (ракетных войсках стратегического назначения, в войсках ВВС и ПВО) и других воинских формированиях (Пограничная служба Федеральной службы безопасности и др.) В Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются положениями, наставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках.

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может выражаться в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы), например самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования и т.п. Состав сформулирован как формально-материальный.

Указанные нарушения могут сопровождаться невыполнением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. В таких случаях возможна квалификация содеянного по совокупности преступлений.

2. Субъектом преступления являются военнослужащие в любом воинском звании, должности, но входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 340 уголовная ответственность наступает при условии, если допущенное нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию России иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинении иного реального вреда безопасности государства.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае нападения на Российскую Федерацию или посягательства на ее безопасность.

4. Части 2 и 3 ст. 340 предусматривают ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

5. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2, характеризуется умыслом, а ч. 3 (материальный состав) - неосторожностью.


Проведение служебного разбирательства в случае выявления
совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка
в виде исполнения обязанностей по службе
в состоянии алкогольного опьянения

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений*(1).

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих*(2). Однако абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы*(3).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

- действительно ли имел место проступок;

- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

- в чем он выразился;

- наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

- каковы последствия проступка;

- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

- причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности*(4).

Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.

Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее - военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

Во избежание обжалования "заслуженного" наказания командиру, по мнению автора, следует назначать разбирательство в форме административного расследования в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г., N 10, под административным расследованием понимается, в частности, деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков (правонарушений).

Для привлечения военнослужащего к ответственности за совершение грубого дисциплинарного нарушения необходимо подтвердить факт нахождения его в состоянии опьянения. Данное действие может быть проведено как в момент выявления нахождения военнослужащего в состоянии опьянения, так и после его вытрезвления.

Для подтверждения опьянения военнослужащего в момент выявления совершения им указанного грубого дисциплинарного нарушения командиру следует приказать ему пройти в медицинский пункт для определения степени опьянения врачом.

Может возникнуть вопрос о правомерности такого приказа. Следует отметить, что согласно абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Командир (начальник) не является специалистом в области медицины и самостоятельно не может определить степень опьянения военнослужащего, но, имея достаточные основания полагать, что военнослужащий находится в нетрезвом состоянии (см. приложение 1), для установления данного факта, командир вправе прибегнуть к помощи медицинского персонала части (организации). Только после этого военнослужащий может быть признан не являющимся исполняющим обязанности военной службы и совершившим грубый дисциплинарный проступок.

Приказ МВД СССР "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители" от 01.01.01 г. N 106 выделяет три степени опьянения и отдельно состояние комы:

В данном приказе перечисляются также клинические особенности степеней алкогольного опьянения,*(5) используя которые врач будет способен оценить степень опьянения военнослужащего:

- легкая степень опьянения характеризуется гиперемией кожных покровов, учащением пульса, дыхания, говорливостью. Речь становится громкой, движения порывистыми, размашистыми. Внимание быстро отвлекается, темп мышления ускоряется, преобладают непоследовательность и поверхностность. Наряду с возросшей двигательной активностью отмечается нарушение тонких координационных движений. Эмоциональное состояние в легкой степени опьянения изменчиво. Веселье может наступить под влиянием несущественной причины, легко уступить место раздражительности, обиде, а затем вновь смениться прежним состоянием. Спустя различные сроки от начала опьянения приподнятое настроение постепенно сменяется вялостью, безразличием. Двигательная активность уступает место расслабленности, мышление становится более замедленным. Нарастает состояние усталости, появляется желание уснуть. После легкой степени опьянения память обо всем периоде опьянения сохраняется;

- средняя степень опьянения характеризуется более грубыми изменениями поведения. Движения неуверенные. Снижается возможность совершения относительно простых координационных действий. Речь становится смазанной, громкой, так как повышается порог слуховых восприятий. Замедление ассоциативного процесса не дает возможности подобрать или заменить трудное слово. Возникают частые повторения одного и того же. Представления образуются с трудом, а содержание их однообразно. Внимание переключается замедленно, только под влиянием каких-либо сильных раздражителей. Резко снижается способность критической оценки действий как своих, так и окружающих. Это способствует возникновению различного рода конфликтов, которые усугубляются переоценкой опьяневшим собственной личности, а также легко возникающей расторможенностью влечений и желаний, с облегчением их реализации. По мере углубления опьянения поведение все в большей степени определяется случайными, отрывочными представлениями, впечатлениями. Опьянение переходит в глубокий сон. Воспоминания о событиях как свежих, так и отдаленных смутные;

- тяжелая степень опьянения выражается грубыми нарушениями ориентировки опьяневшего в окружающей обстановке. Не понимает смысла задаваемых вопросов, речь состоит из отдельных слов. Самостоятельно передвигаться не может. Кожные покровы бледные, влажные, холодные. Зрачки расширены, вяло реагируют на свет. Пульс частый, слабого наполнения, артериальное давление понижено. Дыхание поверхностное, замедленное. Снижена реакция на болевые и температурные раздражители. По мере нарастания интоксикации может развиться сопор, затем кома.

Кроме того, приказ МВД СССР от 01.01.01 г. N 106 приводит таблицу дифференциальных признаков степеней алкогольного опьянения, используя которую можно без труда провести освидетельствование военнослужащего.

Факт обращения военнослужащего для освидетельствования фиксируется врачом в соответствующем журнале (книге) согласно Руководству по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденному приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1.

Кроме того, в случае тяжелой степени алкогольного опьянения после оказания первой медицинской помощи военнослужащий может быть доставлен в специализированное медицинское учреждение - отделение неотложной наркологической помощи*(6).

Командир (начальник) вправе в отношении военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, применить меры дисциплинарного пресечения, если имеются основания полагать, что военнослужащий может продолжить употребление алкогольных (спиртных) напитков либо может совершить иное грубое нарушение воинской дисциплины или преступление*(7).

Следует рассмотреть вопрос о подтверждении факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения на следующий день после его вытрезвления.

Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную административную ответственность:

- за употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения;

- за распитие спиртных напитков на работе;

- при травмах, связанных с опьянением;

- в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п.).*(8)

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения, поэтому допускается проведение подобного освидетельствования по направлению командира (начальника).

На следующий день после вытрезвления военнослужащего в его крови и моче содержится алкоголь. При освидетельствовании, в зависимости от употребленного количества алкогольной продукции, заключение может содержать следующие результаты*(9):

- заключение "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено" выносится при наличии убедительных данных, подтверждающих факт употребления алкоголя, но при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Для данного состояния характерны: гиперемия склер, нарушение координационных проб, слабый запах алкоголя или запах перегара изо рта.

В указанных случаях проба с индикаторной трубкой Мохова-Шинкаренко (контроль трезвости) и реакция Раппопорта будут слабо положительными, а содержание алкоголя в биологических средах колеблется с 0,022% до 1%;

- при легкой степени алкогольного опьянения изменения психической деятельности незначительны. Отмечается усиление вегетативно-сосудистых реакций - гиперемия кожи, инъекция склер, повышенная потливость, тахикардия, повышение артериального давления, учащенное дыхание, а также нистагм, расширение зрачков; нарушение двигательной сферы - изменение походки, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, неустойчивость в простой и сенсибилизированной позе Ромберга, неточность выполнения точных движений и координаторных проб.

При легкой степени алкогольного опьянения содержание алкоголя в биологических средах колеблется от 1 до 2%;

- при средней степени алкогольного опьянения отмечаются более выраженные изменения психической деятельности - неправильная оценка ситуации, заторможенность или возбуждение, агрессия, дизартрия, слюнотечение.

Вегето-сосудистые расстройства проявляются в виде гиперемии или побледнения кожных покровов и слизистых, учащения пульса, дыхания, колебания АД, потливости. Наблюдается расширение зрачков, вялая фотореакция, нистагм, шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, отчетливые нарушения координаторных проб, снижение сухожильных рефлексов, болевой чувствительности. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 2 до 3%;

- при тяжелой степени алкогольного опьянения отмечается нарушение ориентировки, заторможенность, сонливость, малая доступность контакту, непонимание смысла вопросов, тахикардия, артериальная гипотония, бледность кожи и слизистых, слабая реакция зрачков на свет, нистагм, резкое нарушение походки, неспособность самостоятельно стоять и выполнять целенаправленные действия, подавление сухожильных рефлексов, снижение корнеальных рефлексов. Зрачки расширены, но при переходе в алкогольную кому зрачки могут быть сужены. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 3 до 4%.

Медицинское заключение приобщается к материалам служебного разбирательства.

Кроме того, у военнослужащего, совершившего грубый дисциплинарный проступок, отбирается объяснение, в котором он указывает причины, обстоятельства, время, место и другие условия, способствовавшие совершению им подобного нарушения воинской дисциплины. К материалам служебного разбирательства также могут быть приобщены объяснения свидетелей.

В случае отказа военнослужащего, совершившего грубое нарушение воинской дисциплины, от дачи письменных объяснений необходимо провести ряд следующих мероприятий:

1) предложить военнослужащему дать письменный отказ от объяснений и приобщить его к материалам расследования;

2) в случае повторного отказа пригласить двух или более свидетелей (военнослужащих), не состоящих в подчинении нарушителя;

3) снова предложить военнослужащему написать объяснение или отказ от дачи объяснений;

4) после отказа военнослужащего составить акт засвидетельствования отказа (см. приложение 2), подписанный приглашенными лицами, приобщить акт к материалам служебного разбирательства.

По итогам работы лицо, проводившее служебное разбирательство, составляет заключение об итогах служебного разбирательства (см. приложение 3).

После составления заключения об итогах служебного разбирательства факт употребления военнослужащим алкоголя считается подтвержденным, и у командира (начальника) появляются достаточные основания для привлечения такого военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

При принятии решения о выборе в отношении военнослужащего соответствующего тяжести совершенного проступка наказания принимаются во внимание:

- обстоятельства, при которых он был совершен;

- прежнее поведение виновного;

- продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей или если он имел последствием существенное нарушение порядка*(10).

В том случае, если военнослужащий не согласен с наложенным на него взысканием, он вправе обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством России.

Кроме того, военнослужащий вправе обжаловать действия командира (начальника) в случае неправомерного наложения взыскания, а также в случае несоблюдения указанной выше процедуры проведения разбирательства.

Вышеизложенная процедура при условии ее соблюдения обеспечивает неоспоримость факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения и служит подтверждением правомерности действий командира (начальника). При обращении военнослужащего в суд за разрешением возникшего противоречия (см. приложение 4) суд откажет в удовлетворении его заявления, так как установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий командира (начальника) и права либо свободы гражданина не были нарушены*(11).

Как показывает практика, командование воинских частей при привлечении к ответственности военнослужащих пренебрегает соблюдением приведенных выше условий и зачастую это влечет нарушение прав военнослужащих.

Помощникам командиров воинских частей по правовой работе рекомендуется разработать инструкцию о порядке проведения служебного разбирательства при выявлении фактов нахождения военнослужащих в состоянии опьянения на основании представленных в настоящей статье материалов.

Приложение 1

Критерии,
при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что
водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и
подлежит направлению на медицинское освидетельствование 12
(критерии 1 - 6 могут являться основаниями для командира
(начальника) при возникновении подозрений в отношении состояния
военнослужащего для направления его к врачу)

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приложение 2

Акт
засвидетельствования отказа от дачи объяснений по факту совершения
грубого дисциплинарного проступка

(воинское звание, Ф. И.О. военнослужащего)

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим свидетельствуем о том, что в нашем

Читайте также: