В украинские напитки и пиво

С конца июля в социальной сети появляются многочисленные призывы бойкотировать украинские товары. Пользователи утверждают, что, покупая их, граждане России оказывают помощь украинской армии. Однако с каждым днем эти призывы становятся все страшнее.

Объявление. Совсем недавно на нижегородских форумах и в социальных сетях появилось объявление, в котором говорится, что в украинские товары отравлены. Панике поддались и нижегородцы. Вот текст записи, который на своих страничках разместили сотни горожан.

Запрет на импорт. Однако никаких доказательств фактов отравления и порезов не представлено. В каком городе могло произойти что-то подобное, тоже неясно. Подтвержденных данных пока нет. Тем более, что с с 31 июля Роспотребнадзор временно приостановил ввоз украинских соков и детского питания. С 15 августа на территории России действует запрет на импорт украинского алкоголя. Причинами запрета называют несоответствие требованиям к маркировке изделий.

Комментарии. Поговорил ProGorodNN о ситуации с украинскими товарами и с директором одного из нижегородских магазинов Анной Жуковой. Женщина заявила, что товары из соседней страны уже почти исчезли с российских прилавков, а за качеством продуктов следит Роспотребнадзор.

Ситуацию прокомментировала и психолог Жанна Романенко.

- В этом случае срабатывает паника. Люди сейчас слышат много пугающих новостей, осознать которые получается не сразу. Некоторые, прочитав подобные сообщения, впадают в ужас, в это же состояние вовлекая и своих близких. Так неподтвержденная информация начинает распространяться. Интересно, что через некоторое время после подобных случаев человек возвращается в реальность и оценивает все трезвым взглядом. И уже тогда люди, которые сеяли панику, начинают утверждать, что в эти сообщения не верили.

Ранее ProGorodNN сообщал, что замещение импорта продуктов обойдется России в 40-50 миллиардов рублей в год.


Голосов: 311 Рейтинг: 4.1897106109325

МЫ СПЕЦИАЛИЗИРУЕМСЯ НА БРЕНД-ДИЗАЙНЕ

Продвижение мобильных игр

Разработка образовательных приложений

Разработка и интеграция API

Создание сайта на Wordpress

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

Рынок пива Украины — важен хотя бы потому, что одно рабочее место в индустрии создает до 10 мест в смежных отраслях. Пивная промышленность — одна из наиболее современных, поскольку производители стремятся подчинять стандарты новейшим технологиям.

Особенность украинского пивного рынка — четыре международные компании держат большую часть его объема. Летом 2017 года бельгийский концерн AB InBev и турецкая компания Anadolu Efes подписали соглашение, по которому объединили свои филиалы в России и Украине. Это событие стало ключевым для украинского рынка.


Также наблюдался рост доли крафтового пива. В 2017 году этот вид пива занял примерно 1% рынка в Украине. Крафт в данном случае — продукция маленьких независимых пивоварен, которые делают напиток по традиционным рецептам. Тренд пришел из США, где в 2017 году крафтовое пиво заняло четверть объемов производства.

Крафт — это в первую очередь уникальность. Создайте уникальный бренд с брендинговым агентством KOLORO!

Согласно Госстату Украины, в 2017 году в стране произвели 178 млн дал пива. По сравнению с 2016 произошло снижение на 1%, что продолжило негативную тенденцию, начавшуюся в 2013 году. Эксперты объясняют постоянное снижение темпов непомерными акцизами правительства. При этом цены на алкогольные напитки и табак выросли на 0.6%. Экспорт увеличился в 1.5 раза, а импорт — на 35%.

Анализ рынка пива: производство

Аналитики компании Pro-Consulting утверждают, что большинство продукции на украинском рынке представлено зарубежными компаниями, чье производство находится в Украине. Импортное пиво занимает 1-2% рынка, при этом оно позиционируются как категория премиум. Хотя потребители все больше покупают именно импортное пиво. Дешевое пиво и пиво средней цены занимают по 40 и 30% рынка соответственно.


Снижение производства началось в 2013 году, и негативный тренд продолжается. На это повлияли:

  • потеря заводских мощностей на востоке страны и в Крыму;
  • решение правительства приравнять пиво к крепкому алкоголю;
  • запрет на торговлю с РФ с 2014 года;
  • падение доходов населения.

Законодательные инициативы включили в себя увеличение акцизной ставки, изменение правил лицензирования и рекламы. Акциз вырос в три раза с 2014 года, с 0.78 грн за литр до 2.48 грн. Из-за этого цены на пиво выросли, что негативно отразилось на индустрии.


Маркетинговое исследование рынка пива: портрет потребителя

Украинцы пьют меньше пива, чем жители других стран, и стоят на одном из последних мест по частоте употребления. Если в Чехии на душу населения приходится 147 литров пива в год, то в Украине — лишь 54 литра. Гораздо больше у нас пьют крепкий алкоголь.


Дорогое же пиво предпочитают лишь 4% респондентов. Такое пиво покупают в продуктовых и специализированных магазинах. В ресторанах и барах чаще заказывают пиво, нежели другие напитки. Производители премиум пива часто ориентируются на рынок разливного пива в Украине, нежели на розницу в гипермаркетах.

Анализ рынка пива: импорт и экспорт

При том, что производство пива снижается, увеличивается его экспорт. По данным Государственной фискальной службы, в 2017 году Украина отправила на экспорт больше пива, чем в 2016 году — в 1.7 раза или 31.81 млн USD в денежном выражении. В натуральном же выражении экспорт увеличился в 1.5 раза, до более чем 11 млн дал (в сравнении с 2016 годом).

Импортировали пиво в 2017 году в основном Германия, Бельгия и Мексика. В целом относительно 2016 года импорт возрос на 35% (или 2.94 млн дал), а в денежном выражении — на 43,7% или до 35.82 млн USD.

Чтобы выяснить общую картину и сравнить с предыдущими годами, читайте также:


Ведущие производители

САН ІнБев Україна — часть корпорации AB InBev, чьи заводы находятся в Чернигове, Харькове и Николаеве. Компания производит 7 из 10 наиболее популярных пивных брендов в мире. В украинском филиале работает более 2 000 человек, а прибыль корпорации в 2015 году составила более 43,6 млрд USD. Компания работает на украинском рынке с 2000 года.

Портфолио AB InBev складывается из международных и украинских брендов. Среди украинских:


Производитель выпускает пиво под шестью брендами:


Efes Ukraine входит в состав концерна Anadolu Efes — пятого по объемам производителя пива в Европе, по данным Euromonitor. Компания пришла на рынок Украины в 2012 году после заключения сделки с SABMiller, передавшей свои производственные мощности в России и Украине в обмен на акции. В 2013 году компания поставила своеобразный рекорд, выпустив пять новых брендов в течение месяца.


Среди производимых брендов:


Крафтовое пиво выделяется большим диапазоном необычных вкусов и качественными рецептами. Такой напиток стоит в полтора-два раза дороже, чем пиво от промышленных гигантов из-за ингредиентов и технологий производства. Поэтому пивоварни делают упор на необычности, качестве продукта. Методы их продвижения и дизайн сильно отличаются от брендов крупных корпораций. Часть продвижения — регулярные пивные дегустации в городах.


Есть и другие известные предприятия, производящие крафтовое пиво в Украине. Рейтинг ниже показывает пивоварни, признанные лучшими в стране.

Крафтовое пиво продается либо в определенных пабах и барах, либо через онлайн-торговлю на вебсайтах пивоварен. Больший выбор крафта можно найти в специализированных магазинах.


Упаковка и ценовая сегментация рынка пива в Украине

Пивную упаковку делят на первичную и вторичную. Первый вид — стеклянные бутылки, жестяные банки и ПЭТ-бутылки, все то, в чем содержится напиток. Вторичная — этикетки, лотки, поддоны и т.д.


По данным аналитической компании Nielsen, большую часть рынка первичной упаковки занимает ПЭТ-тара. Стеклянные бутылки снижают свое значение. По данным Efes Ukraine в 2017 году, структура упаковки в портфолио производителей примерно такая:

  • более 50% — ПЭТ-тара;
  • около 40% — стекло;
  • 3% — алюминиевые банки.

Законодательные новшества и доля рынка пива в Украине

В 2016 году пиво законодательно уравняли с крепким алкоголем, что нанесло серьезный удар индустрии и вызвало возмущение пивоваров. В 2017 году власти также внесли изменения касательно реализации алкоголя — их действие будет видно в 2018.


Во-вторых, малый бизнес получил льготы на лицензию, благодаря чему начала подниматься отрасль крафтового пивоварения. Лицензионные сборы для производителей снизились — годовая лицензия равна 500 000 грн. По статье 15 Закона 481 мелкие пивовары (выпускающие до 3 тысяч гектолитров) в 2018 году будут платить лишь 30 000 грн. Это в 16 раз меньше предыдущих лимитов.

В-третьих, розничные торговцы больше не сдают отчетность по объемам продаж. Эту политику начали проводить в 2017 году, и период эксперимента выявил, что отсутствие отчетности розницы не приводит к негативным последствиям. Так что в 2018 году это изменение закрепили законодательно. Но производители, импортеры и оптовые торговцы по-прежнему обязаны предоставлять отчеты налоговикам.


Интернет-торговля остается нерегулируемой, поскольку в законах имеются противоречия. Ведь в онлайне не требуются, к примеру, учетные книги розничных операций. Перечни требований не совпадают в разных законодательных актах, и это касается не только отчетности, но и витрин, противопожарной сигнализации. Доставка алкоголя курьерами с веб-сервисов относится к передвижной торговле. А фискальная служба не дает лицензию на алкоголь передвижным точкам. Поэтому интернет-торговля де юре — под запретом, а де факто достаточно активна: сайты Rozetka, Goodwine и другие продают много разнообразного алкоголя.

Что касается цен и акцизов, то дебаты по их поводу закончились ничем. Вначале предполагалось повысить сбор на 30%, а Минфин предлагал увеличить его на 11%, что равно росту инфляции. Обе инициативы не прошли — депутаты оставили акцизы 2018 года на прежнем уровне, что несколько успокоило пивоваров. Ведь именно благодаря повышению ставки акцизов, принятых в 2016 году, стоимость пива в 2017 выросла на 18%.


Тенденции в дизайне этикеток и тары

Тенденции в дизайне этикеток и пивной тары наиболее заметны в отрасли крафтового пива. Этикетка — практически единственный способ как-то выделиться на полке, и новые производители ищут варианты уникального и яркого дизайна. Поэтому крафтовое пиво — наглядный показатель трендов.

  • минимализм;
  • яркие акценты;
  • паттерны;
  • многослойность;
  • необычные формы этикеток и бутылок;
  • использование образов современного искусства.

Минималистичность: производители словно соревнуются в том, кто предложит наиболее простой дизайн бутылок и банок. Такой дизайн предполагает много пустого пространства на этикетке, 1-2 цвета и минимум надписей. Это действительно выделяет пиво на полках, где преобладают многоцветные и яркие этикетки. Вполне вероятно, в последующие годы монотонность станет слишком популярна, и производители переключатся обратно на красочные дизайны.



Орнаменты и узоры — легкий способ варьировать дизайн для разных марок бренда. Логотип, наименование пива и общий стиль остаются неизменными, а фоновые изображения меняются, отображая различные сорта. Узоры могут быть из геометрических фигур или плавных линий.


Многослойность — это техника дизайна, где слои изображения накладываются друг на друга с небольшим перекосом. Изображения могут просвечивать друг сквозь друга, и это создает такую же богатую картину, как орнаментальные узоры. К этому можно отнести гранжевые этикетки — нарочито небрежные, как принято в этом стиле.

Грамотная упаковка создает правильное первое впечатление у потребителя. Закажите дизайн этикетки у брендингового агентства KOLORO.


Некоторые производители делают этикетку необычной формы — ее контур может следовать изгибам рисунка. Такая этикетка довольно артистична, что выделяет бутылку на полке — особенно премиум сорта.




На данный момент производители украинского крафта предпочитают выделяться подбором шрифтов и цветов. По сравнению с традиционными этикетками пивных гигантов их дизайн выглядит очень свежим — им не нужно конкурировать друг с другом, а только с гипермаркетным стандартным пивом.


Заключение

Пока еще продолжается негативная тенденция спада пивной индустрии — производится все меньше продукции. Хотя, можно сказать, ситуация стабилизируется — в 2017 произвели всего на 1% меньше, чем в 2016. При спаде производства усиливается экспорт украинского пива за рубеж.

Судя по всему, поправки в законодательстве, проведенные в 2017, подействуют на пивную индустрию позитивно, особенно на малые предприятия. Есть вероятность, что пивовары Украины смогут восстановиться после предыдущих достаточно тяжелых лет. Ведь пиво по-прежнему остается любимым напитком двух третей мужчин и одной трети женщин, и эта тенденция не меняется.

Брендинговое агентство KOLORO проводит маркетинговые исследования по любым рынкам. Закажите кабинетное исследование у нас и найдите свою аудиторию!

Читайте также: