Как пожарить картошку у сталиком ханкишиевым

Просто-напросто жареная картошка


1 кг хорошей, крепкой картошки

250–300 г сала или растительного масла

200–300 г ветчины, копчёной корейки или другого готового мяса

2–3 болгарских перца

Специи по вкусу

Вытопите в казане курдючного сала. Жалко курдючного — возьмите пополам с почечным. А нет, так раскалите хоть растительное масло.

Картошку, порезанную крупными ломтями, обжарьте частями до румяности. Вынимайте её, откладывайте обсушиться и посыпайте солью, пока не обжарите всю.

Дайте немного остыть маслу в казане и опустите в него сначала порезанный кольцами лук, а на нём разложите слой какого-нибудь готового мяса, порезанного мелкими кубиками.[12]

Поверх мяса — обжаренную картошку, которую нужно посыпать зирой, а поверх картошки — болгарский перец полосками.

Для аромата — зелень. А теперь закрыть плотной крышкой.

Десять минут на огне среднем — зашкворчало — ещё десять минут на огне малом.

Ну как? Впечатляет? То-то же! Готовится всё в одной посуде, готовится без особых премудростей, и получается не просто вкусно, а очень вкусно! Представляете себе, каким достижением было изобретение казана для цивилизации древних кочевников?

А ведь совсем не всякое «благо цивилизации» обладает такими благородными и полезными свойствами. Вот я, например, одного никак понять не могу: для чего бог позволил людям сотворить мясорубку? Наверное, изобрёл её какой-нибудь немец… да нет, немец не мог, несмотря на любовь к колбасе. Англичанин, наверное, изобрёл. Человек ленивый и привыкший уже есть абы что, вовсе не заботясь о вкусе.

Ну, вообще-то мне всё равно — кто. Я его имени знать не желаю. Потому что вреднее этого инструмента на кухне — только кухонный комбайн. Готов отвечать за каждое своё слово — бороду сбрею, если неправду говорю!

Ну мало ли кто какие вредные изобретения понаделает? Но дело в том, что случается и так, что эти изобретения, как стиральный порошок «Тайд» и кубики «Магги», сами приходят к нам в дом.

Или достаются по наследству. Или выигрываются в лотерею.

И начинают люди радоваться приобретению и совать в благоприобретённое что ни попадя. Видали вы людей, радостно крошащих телячью вырезку на мелкие кусочки, а потом давящих её в этой мясорубке-соковыжималке? Скажите мне? Ну, тех самых, что сильно потом огорчаются из-за того, что фаршу них получился — в мантах или пельменях, скажем, — несколько сухим? В жизни я таких людей не видел, но в интернете — встречал.

Вы знаете, я не против идеи фарша как такового. И не против измельчения некоторых продуктов вплоть до пастообразного состояния. Честно. Но надо же головой думать, что и для чего.

Вот если довольно жёсткое и малопригодное для жарки мясо превратить в фарш — я «за»! Возьмите хороший, острый нож, удобную доску, садитесь за стол и режьте. И лук так же — режьте. Когда вы порежете это мясо хорошим острым ножом, то все его соки останутся в мясе, оно сохранит в фарше свой первоначальный, может быть даже и очень выразительный вкус. И нарубленное мясо можно будет жарить не так долго, и оно сохранит аромат, но при этом его можно будет жевать без особых проблем. Если удобство в пережёвывании главная цель кулинара, конечно.

А пропустите вы это мясо второй категории через мясорубку? Что от него останется? Тряпочного вида раздавленные волокна — отдельно, сок от мяса — отдельно; и из всего этого месива вы хотите сделать вкусную еду? И, чтобы удержать вытекающий сок, вы станете добавлять в эту самую котлету всё, что попадёт под руку — начиная от хлеба? И панировать в сухарях или в муке станете, да? Да побойтесь бога!

Но это что — я даже встречал таких, которые засовывают в мясорубку… печёнку!

Вот эту нежную субстанцию, которую стоит только пять минут подержать над углями и любой младенец, радостно дрыгая ножками, легко раскусит её своими розовыми беззубыми дёснами, они пихают… в мясорубку.

И потом глядят на полученный результат, который мне лично ничего уже не напоминает, кроме как строчку из медицинского учебника «стул больного в виде мясных помоев». Глядят и начинают соображать: как же теперь с этим самым поступить? И решают добавить туда то ли яиц, то ли муки, то ли манки, понимают, что дело безнадёжно испорчено и вкусно это не будет уже никогда, начинают прятать результаты своего «творчества» давленным в мясорубке же луком и майонезом… Да тьфу, одним словом!

Что же вас никто не научил печень готовить, а? Куда, куда глядели ваши мамы и тётушки?! Ну хочется вам побаловаться мясорубкой, имея в руках хорошую печень, ну и сделайте себе паштет, в конце концов! Зачем вам кормить детей этими коровьими лепёшками? Зачем изводить ценный и питательный продукт — майонез, — перемазывая им эти самые лепёшки, чтоб получился печёночный тортик?

Оставьте печень отдельно, мясорубку отдельно, поставьте майонез в холодильник, пока он не расслоился, и слушайте сюда. Я вам расскажу, как можно приготовить печень. Как я люблю её готовить.

Мимо хорошей свежей печени я ни пройти, ни проехать просто никак не могу. Если печень блестит, если она вся ровного, красивого цвета, — разве можно отказаться от её немедленной покупки? Хороша печень говяжья, но кто бы знал, какова баранья! Особенно если только вынута из туши и такая вся ещё горячая, что от неё поднимается пар.

Издание второе, исправленное и дополненное

Петр Вайль (1949–2009) – писатель, журналист и путешественник, радио и телеведущий, лауреат престижных литературных премий. Автор популярнейших книг «Гений места», «Карта родины», «Стихи про меня».

В соавторстве с Александром Генисом им написаны бестселлеры «Русская кухня в изгнании» и «Родная речь», многократно переиздававшиеся в США и России, а также «60-е: Мир советского человека», «Американа» и др.

Автор сценария и ведущий телесериала по мотивам книги «Гений места», неоднократно с большим успехом показанного во всероссийском эфире. Историк русской культуры, увлеченный исследователь и политический комментатор, Петр Вайль известен также как знаток и ценитель гастрономического искусства.

Книга – мало того что исключительно познавательная и полезная, мало того что очень увлекательная. Это обаятельная книга. Начиная с самого первого слова на обложке: кажется правильным, что имя автора звучит на русский слух уменьшительно-ласкательно. С автором и с книжкой сразу входишь в доверительные отношения – разумеется, потому, что это он, Сталик, такой задает тон.

Все для тебя, детально и доходчиво, подробностей автор не жалеет, точно и справедливо понимая, что в кулинарном деле только подробности и имеют значение. Ведь общие пищевые соответствия схватываются быстро, расклад ингредиентов можно взять в справочнике, порядок действий соблюсти скрупулезно, но еда при этом окажется несъедобной. Сталик отдает должное вдохновению и одаренности, но ставку делает на знания и труд. Оттого и начинает издалека – не с самой готовки, а с выбора посуды. «Обязательно надо упорно поторговаться – запас по цене у этих продавцов огромный. Если вдруг вам предложат чугунный казан, уже бывший в употреблении, – берите не задумываясь: с ним гораздо меньше хлопот, чем с новым, а послужит он еще и вашим внукам».

«Внуки» – прямо или косвенно – возникают постоянно. Готовка еды – дело жизни: не только в непосредственном значении слова, но в самом высоком метафизическом. Казан – один из инструментов (Сталик так и называет его – «инструмент») продолжения рода человеческого. Причем продолжения наиболее достойным образом.

Еда – народная традиция, народный характер, народная суть. Сохранение и обогащение кулинарных навыков – задача, без всяких преувеличений, социально-нравственная.

Помимо сочащегося с каждой страницы собственного опыта автор ссылается на первоисточники: «Этим секретом со мной поделился семидесятилетний бухарский еврей, а тому, в свою очередь, пятьдесят лет назад об этом поведал девяностолетний старик-узбек». После чего, изложив древний способ вытапливания бараньего сала, Сталик добавляет свое ноу-хау, на которое с неодобрением, видимо, глядят из райских кущ те старики, но мы-то принимаем с восторгом: «Вынуть выжарки из казана и употребить по прямому назначению: то есть закусить ими холодную водку».

Водка в книге Сталика проходит как междометие, вроде и ни к чему по сути, но приятно крякнуть и вздрогнуть: «Хорошо бы к печенке еще и горячих лепешек: их просто вот так обмакнуть в соус – и в рот. Ну и водочки, конечно, из морозильника. А как же?»

Первостепенное – куда действеннее пушек и прочих цивилизаторских орудий – значение русской водки для освоения южных и восточных пространств еще недооценено. На Кавказе водка натолкнулась на местное вино, но Средняя и особенно северная Азия были покорены безусловно. По сути, бутылка оказалась единственной точкой схода ни в чем не схожих укладов. Так и получилось, что «выжарки из курдючного сала – одна из лучших закусок к русской сорокаградусной». Потому у Сталика легко пробрасывается: «Водочку во второй раз начинают пить еще в ожидании плова…» – указано под что, но тут же незыблемо: «Возлияния прекращаются незадолго до выноса плова. Это правило строгое, и исключений оно не терпит». Не совсем разложился мусульманский мир: плов держит.

С подлинным драматургическим чутьем автор чередует бытовые пассажи с энциклопедическими вставными главками – скажем, о сортах риса. Девять сортов описаны подробно – чем хороши, для каких блюд особо выигрышны, как готовить.

Все тем более убедительно, что сопровождается авторскими снимками сотворенных им блюд. Изображать еду – вызов, не преодоленный со времен голландских натюрмортов xvii века. В быту мы знаем: что вкусно – то красиво. Но как часто на иллюстрациях это соответствие пропадает. Сталик умеет и показать: его картинки источают аромат.

От переполняющих сведений, от трепета перед красотой – вкусовой и зрительной, от благоговейного отношения к предмету автора даже иногда заносит в высокий стиль. В теме люля-кебаба «слова из Библии почему-то вспомнились» – и цитата. Но сочетание Библии и люля-кебаба не коробит, скорее с почтением отмечаешь поэтический слух, уловивший перекличку одних и тех же согласных в двух столь разных словах.

Однако общая интонация книги – простодушно-разговорная, чтобы читатель понял, как не только приготовить бараньи ребрышки с фасолью и зеленью, но и что делать потом: «Все съев, гости пьют из тонких стеклянных стаканов черный чай, заваренный под цвет „хвоста петуха“, с мелко наколотым сахаром, и играют в нарды». Ну, понятно, не эспрессо же пить, поигрывая в бейсбол. Вот с цветом хвоста бы не ошибиться.

Цель – доходчивость. Объясняя, как насаживать шашлык, Сталик пишет: «Если обозначить мясо „О“, а сало – буквой „Х“, то на палочке у нас должно получиться „ООХО-ХОО“. Если и дальше сделаем все правильно, то именно эти звуки и будут издавать едоки: „оох-о-хоо!“» Запоминаем.

А уж как полезен совет для переевших: «Вместе с зеленым чаем несчастному следует дать тонко порезанного и промытого репчатого лука, спрыснутого уксусом».

Разгоряченный жаром плиты, автор не только заботлив, но и страстен. Есть вещи, через которые он не может, не хочет и никому не советует переступить. Главный враг Сталика – мясорубка: «Одного никак понять не могу: для чего бог позволил людям сотворить мясорубку?» Здесь он поднимается до истинных художественных высот: «Видали вы людей, радостно крошащих телячью вырезку на мелкие кусочки, а потом давящих ее в этой мясорубке-соковыжималке? Скажите мне? Ну, тех самых, что сильно потом огорчаются из-за того, что фарш у них получился – в мантах или пельменях, скажем, – несколько сухим? В жизни я таких людей не видел, но в интернете – встречал».

Сталик и морковку для плова не велит натирать на терке (тем более – запускать в кухонный комбайн), но только резать. Что же до мяса, если измельчать его чем-нибудь, кроме ножа, то остаются «тряпочного вида раздавленные волокна». Только нож оставляет сок в мясе. Должны же быть принципы.


Например, есть плов можно или ложкой, или руками. «Но только не вилкой! Есть плов вилкой – оскорблять повара: дело в том, что хорошо получившийся плов должен быть рассыпчатым», а сквозь вилку рассыпчатый плов будет рассыпаться, справедливо указывает Сталик.

Вот от такого, а не от цифр ингредиентов, возникает доверие, без чего нет смысла раскрывать кулинарную книгу. От прорвавшихся чувств, когда, из добросовестности указав более дешевые сорта продуктов, автор почти жалобно заклинает: «Честно говоря, я надеюсь, никого из наших читателей не интересует, как сэкономить на питании за счет его качества».

При этом Сталик прочно, как врытый мангал, стоит на земле, зная, с кем и с чем имеет дело: «Шашлык можно приготовить практически из любого вида мяса, рыбы или птицы и практически с любым видом приправы и даже вовсе без нее. Не бывает „неподходящего“ мяса, „неудачной“ приправы, а бывают неправильно подобранные в данном конкретном случае методы разделки мяса, маринования и приготовления».


Парень, если ты еще не женился, но у тебя уже есть невеста и ты вхож в дом ее родителей, то посмотри, есть ли у них дома сметана и попробуй – какая она. Хорошая сметана, вкусная или та, что первой попалась на полке? А если тебя станут приглашать на ужин и будут спрашивать, что ты хочешь, ты скромно попроси приготовить котлеты и пюре.

Поешь самую простую еду, приготовленную в доме твоей невесты и все поймешь. Ты узнаешь, как ты будешь питаться в ближайшие годы, как будут отутюжены твои штаны и выстирана рубашка. Потому что основы основ ведения домохозяйства передаются от матери дочери, а не на школьных уроках и при помощи книжек про рецепты и диеты.

Я не говорю, парень, «выбирай себе невесту по тому, как она или ее мать готовит еду». Но я советую учитывать общность вкусовых предпочтений, потому что это важно.

Кроме того, через несколько месяцев, ну ладно, в лучшем случае после нескольких лет любви и страсти наступит самая обычная жизнь, состоящая из будней и выходных, получек и авансов, ранцев к школе и земельного участка под дачу. Вы любовью с ней будете не каждый день заниматься, а вот садиться за один стол будете каждый день, из года в год, всю жизнь. Со дня свадьбы и до дня смерти.

Нет, нет, я не говорю о том, что всю еду должна готовить твоя жена, а ты валяться с айпадом на диване! Разумеется, ты тоже сможешь повлиять на быт вашей семьи. Но семейный стол состоит не только из стейков и блюд, при которых ты выпендриваешься перед друзьями. Домашний стол состоит в том числе и из таких мелочей, о которых в книжках не напишут, и на кулинарных мастер-классах не покажут. Потому что ответственные за кулинарное просвещение товарищи считают, что все и так умеют готовить блины, заготавливать малосольные огурцы и тушить капусту.

Эх, если бы! Еще сорок лет назад газета «Комсмольская правда» публиковала гневные памфлеты против мещанства. Хорошим тоном было любить самодеятельную песню, говорить о балете и строить коммунизм. А за кафель на стене можно было угодить в фельетон. И пища духовная и плотская были противопоставлены друг другу. Родители многих городских девушек того времени приехали из деревень, от русской печи да сразу к покупной колбасе со сладким чаем и обедам в столовых. От такой хорошей жизни большинство из них вообще перестали перестали готовить, а тут доширак и бульонный кубик в обнимку через телевизор – прыг – и в кухню. Поневоле вспомнишь святые времена, когда все это добро заменяла тушенка и сардины в масле. И вот, выросло два поколения, которым не передали из рук в руки самое главное – как самовар раздувать и чай заваривать, как капусту квасить, и нынешняя молодежь, при желании переломить ход событий, учится через интернет «щи варить» и ищет кулинарную составляющую своей национальной идентичности в книжках.

Либо, еще хуже, они умеют готовить плов и вертеть суши, они знают пятьдесят разновидностей пасты, а самого простого русского обеда приготовить хорошо не умеют. И, ладно бы, не умели готовить офисные работники, ведь и профессионалы, порою, готовят вместо пюре такую гадость, что и в рот положить стыдно. Кто придумал этот порошок? Им что, уже и пюре приготовить руками трудно? Ужас.

Мне тоже не все рассказали. Например, я не разбираюсь в сортах картошки. Знакомиться с картошкой по картинкам с подписями, все равно, что по картинкам учиться разбирать грибы на съедобные и несъедобные. Да и без толку это теперь – продавцы тоже не знают сортов картошки. Иногда в супермаркетах встречаются упаковки: для жарки, для запекания, для салатов, для пюре. Да не подходит эта картошка для пюре! Мы в Узбекистане готовили пюре из безымянной картошки, просто знали, что на хорошее пюре подходит зрелая, хорошо поспевшая картошка. Вот и теперь, в Москве, ждем, когда созреет картошка, выращенная на черноземе, из нее и готовим пюре поздней осенью и зимой.


Люблю готовить на открытом огне. Шашлык каким бы вкусным он не был со временем приедается. Дабы расширить свои кулинарные способности приобрел казан. Настоящий, чугунный. Приобрести его это пол беды. Его необходимо правильно подготовить и организовать для него хороший очаг. Но сегодня не об этом.
Представляю Вам блюдо, рецепт которого без зазрения совести скопировал у метра восточной кухни Сталика Ханкишиева. Блюдо мужское, немного брутальное, но от того не менее вкусное.
Нам понадобится:
Картофель некрупный, примерно одинакового размера
Мясо. Я предпочитаю нежирную свинину (крупные куски)
Зира (кумин)
Соль
перец черный молотый
Вес не пишу специально, все по вкусу и согласно диете.
Подсолнечное масло.

  • мясо любое(говядина, свинина, баранина)
  • картофель
  • растительное масло
  • соль, перец
  • приправы

Приготовление:

В хорошо разогретый казан вливаем растительное масло и оставляем чтоб оно раскалилось.

Очищаем картофель, моем и обязательно обтираем, крупные картофелины надрезаем крестом с разных сторон. Опускаем порциями картофель в раскаленное масло до подрумянивая буквально на несколько секунд, вынимаем шумовкой в отдельную посуду и солим.

Так же партиями жарим мясо, сначала кладем в масло мясо с косточкой, чтоб оно прожарились, потом выкладываем остальное мясо. Поджаренное мясо вынимаем шумовкой, солим, присыпаем специями.

В казане убираем лишний жир и выкладываем слоями сначала обжаренный картофель, а сверху обжаренное мясо, по стеночке подливаем 100 г воды и плотно накрываем крышкой. Готовим от 40 минут до 1,5 часа.



Не уважаю я такого человека.

Кто прав в схватке Доля vs Сталик

Я много раз слышал от разных людей, что Сталик Хакиншиев не очень адекватный человек. Я этим слухам никогда не верил, поскольку знал Сталика лично, бывал у него в гостях и имел от его общества самые приятные впечатления.

К сожалению, вчерашние события показали, что я ошибался.

Предыстория: в начале этой недели мне позвонили из Европейского Медицинского Центра - клиники, где я лечусь. По моему мнению, это лучшая клиника в России, где мне не только спасли жизнь, но и помогли изменить её в лучшую сторону. Я лечусь в ЕМС по страховке за которую плачу сам. Медицинская страховка, позволяющая лечиться в ЕМС, стоит немало - в этом году она мне обошлась в 479 548 рублей. И я её исправно выплачиваю, никаких скидок или бартера у меня нет. Я - рядовой довольный клиент.

История: Итак, мне позвонил пресс-секретарь ЕМС и обратился с проблемой. Сказал, что у них случилось недопонимание с одним из блогеров, и раз уж я тоже из этой сферы, попросил помочь наладить обратную связь. Как вы уже поняли, речь шла про Сталика Хакиншиева. По словам пресс-секретаря, Сталик ополчился на клинику и всячески создает негативный фон. То ли он это делает специально, то ли по незнанию, но они очень хотели бы разобраться в этой истории. Я сказал - не вопрос! - я знаю Сталика и готов позвонить ему. Всегда приятно помочь людям, которые спасли твою жизнь.

Звоню Сталику. Говорю, что ребята из моей клиники озабочены его постами и хотели бы понять в чем дело. На что Сталик моментально срывается в истерику, начинает на повышенных тонах говорить, что я лезу не свое дело и что он ничего обсуждать со мной не будет.

Я малость обалдел от такой истерики и сказал: "Ок. Я вижу для тебя это личная болезненная тема, я тебя услышал и не буду влезать в эту историю". Но Сталик внезапно поменя свое мнение и стал настаивать на том, чтобы я все-таки выслушал его видение этой ситуации. Затем несколько минут он рассказывает мне про какую-то 62 больницу, какие-то конкурсы и т.д. Говорит, что процедуры в ЕМС значительно дороже, чем в других больницах и это пипец какая проблема. Я тогда ещё подумал, что это, все же, логично - никто же не сравнивает цены на номер в пятизвездочной гостинице в центре Москвы с трехзвездочной гостиницей в Замкадье. Впрочем, речь не об этом: я понял, что у Сталика с клиникой личные счеты и пожелал ему успехов в борьбе. Да, я люблю ЕМС, безмерно благодарен докторам за то что они спасли мне жизнь, но решил не ввязываться в эту историю.

Но тут вдруг в конце разговора Сталик заявляет, что он будет использовать наш разговор и сделает из этого пост. Я настоятельно прошу его это не делать. Объясняю, что позвонил для личного разговора, чтобы разобраться в ситуации, узнать мнение одной и другой стороны. На что Сталик замялся, буркнул в ответ, что не обещает и бросил трубку.

И вот вчера утром мне вдруг все начинают писать: "Что у тебя со Сталиком?" Я понимаю что он, видимо, что-то написал по поводу нашего разговора. Захожу в топ и вижу как там болтается пост с моим именем в заголовке. Классика жанра. Есть такой механизм для повышения читаемости. Называется "паразитирование на светлом имени популярного блогера", который Сталик не преминул использовать для своего холивара.

Более того, наш разговор подан в такой лукавой интонации, словно я намерен развязывать со Сталиком некую "войну", которую он, как я понимаю, ведет уже не один месяц.

В общем, я после этого вчера отправил Сталику сообщение, что перестал считать его порядочным человеком. Правое ли дело он себе придумал, левое - для меня уже не важно. Он поступил непорядочно и низко, использовав наш разговор для иллюстрации своих умозаключений.

Тем не менее, я поздравлю Сталика с Новым годом, желаю ему здоровья, хорошего аппетита и хочу поздравить веселой песней. Сталик написал, что ввязался в эту историю, чтобы не быть "фуфлом" - что ж, - у него получилось зайти гораздо дальше.



С годами, когда я стал серьезно заниматься кулинарией Средней Азии, я понял, насколько неправы мы были в своем высокомерии по отношению к узбекским поварам. Народная кухня — это самый большой в мире научно-исследовательский институт, в котором каждодневно ставятся эксперименты. И так тысячи лет. Так что если какой-то народный метод становится общепринятым, значит, он выдержал проверку временем и действительно заслуживает внимания. Другое дело, что народные повара, действуя по заветам прадедов, как правило, не понимают, почему надо делать так или иначе. Я же попытался найти научно-практическую подоплеку приготовления в казане и даже описал результат своих изысканий в книге, которая так и называется — «Казан».

Казан стал очень популярен на российских кухнях. В книгах и в сети можно найти сотни рецептов приготовления тех или иных блюд. Там описывается набор ингредиентов, порядок их закладки, но ничего не говорится об огне. Где должен гореть огонь — под дном казана или по бокам, какой интенсивности он должен быть? А рецепт без описания способа нагрева ценности не имеет, так как при разных режимах тепловой обработки одних и тех же продуктов могут получиться разные блюда. А может вообще ничего не получиться. В книге «Казан», которую я адресую не только знатокам кулинарии, но и представителям «поколения СМС», не привыкшим читать больше трех строк, я попытался разработать род кулинарной нотации (по типу музыкальной грамоты) — значки-пиктограммы показывают, как должен гореть огонь и какой интенсивности процессы должны проходить внутри посудины. Тогда рецепты обретают законченный вид.

Ведь на самом деле казан (а также кастрюля или сковорода) — это посредник между огнем и продуктами. От правильного и своевременного нагрева зависит и результат, который мы получим. Надо помнить, что металл отличается высокой теплопроводностью и средней теплоемкостью. Огонь моментально накаляет его до высоких температур. А продукты — овощи, мясо — состоят по большей части из воды, теплоемкость которой высока, а теплопроводность — низка. Если, например, помидор в процессе приготовления блюда прикоснется к металлической поверхности казана, то контактирующая с металлом сторона будет пригорать, в то время как центральная часть плода останется едва теплой. Можно пищу перемешивать — для этого в случае казана используется шумовка специальной округлой формы. Но есть более эффективный способ — укрощать огонь.


О популярности плова в России

Можно без преувеличения сказать, что казан сыграл выдающуюся роль в истории Евразийского материка. Накатывающие с Востока на запад кочевники, например монголы, нуждались в компактном кухонном приспособлении, которое функционально соответствовало печи у оседлых народов. И таким приспособлением стал казан. Тюрки разводили отары овец и, ведя полукочевой образ жизни, возделывали злаки и перемалывали зерна в муку. Третий компонент — специи: дикий лук, коренья доступны повсеместно. Зачастую у кочевников не было печеного хлеба, они варили в казане тесто вместе с мясом — так возникло древнейшее блюдо бешбармак, которое стало предком многочисленных блюд по типу «хлеб плюс мясо» — от пельменей до пиццы. В наши дни многие считают, что для приготовления пищи в казане нужна специальная печь. Совсем нет — кочевники прекрасно обходились той самой ямкой, о которой я рассказывал в начале статьи. Одна из стенок этой ямы делалась пологой, чтобы можно было подкладывать топливо, а остальные выкладывались камнями и глиной. Камни, глина имеют теплопроводность, сопоставимую с водой. Они медленно вбирают тепло, а потом медленно его отдают. На первом этапе приготовления, когда в казане топился жир и обжаривалось мясо, огонь горел непосредственно под донышком казана. Но он же постепенно нагревал грунт и камни, которые образовывали стенки ямы. Когда же закладывались овощи, а потом крупа, требовалось более щадящее тепло. И тогда угли со дна ямы выгребали, оставив, быть может, лишь немного теплой золы, но казан продолжал готовить — теперь его нагревали камни и глина. При таком режиме еда получалась томленой. Что, на мой взгляд, объясняет популярность узбекской кухни, в особенности плова, в России. Еще всего лишь несколько поколений назад русские люди ели блюда из русской печи, которая, остывая, обрабатывала продукты малоинтенсивным теплом. Это очень похоже на то, что происходит в казане.

Как победить клейстер?

Итак, главная особенность казана как своего рода кулинарной системы — трехмерное распределение тепла, чего мы никогда не добьемся от обычной плоскодонной кастрюли, стоящей на плите. Для верхних слоев блюда мы можем иметь отдельный, особенный режим теплообработки. А какой это будет режим — зависит от блюда. Главный враг хорошего плова — крахмал, из которого рис в основном и состоит. Сколько ни промывай крупу, все равно какая-то часть крахмала соединится с горячей жидкостью и получится клейстер, который помешает ароматному, насытившемуся соком мяса и овощей жиру пропитать рис. Однако при достаточно высокой температуре (98−102°С) крахмал в присутствии кислоты разлагается на моносахариды — глюкозу. Когда плов удался, узбеки говорят: «он сладкий». И действительно, рис, напитавшийся маслом, имеет сладковатый вкус — конечно, из-за глюкозы. Как поддержать температуру? Накрыть казан крышкой! Но если накрыть его тяжелой чугунной крышкой (как у казанов, выпускаемых промышленностью), теплоемкий и теплопроводный металл отберет у риса все тепло. Более того, излучая тепло наружу, крышка будет охлаждаться и конденсировать на себе влагу, которая прольется на рис дождем. Хорошего плова точно не выйдет. А вот если заменить металлическую крышку деревянной — гигроскопичной и низкотеплопроводной, да еще прикрыть сверху теплоизолирующим покровом (например, халатом), плов получится сладким!

А вот традиционный суп шурпа варится без крышки. Причем, согласно традициям среднеазиатской кухни, у казана должен дежурить кто-то, кто будет зачерпывать бульон черпаком, а затем тонкой струйкой выливать его обратно в казан. Этот восточный кулинарный прием широко обсуждается в сети, рождая многочисленные, порой абсурдные гипотезы. А на деле все просто: жирные куски мяса, как поплавок, поднимаются в верхние слои жидкости, и очень важно, чтобы они варились не в кипятке, а в менее горячем бульоне. Тогда мясо готовится дольше, но остается сочным, розовым и сохраняет естественную текстуру. Это та самая низкотемпературная варка, вошедшая в моду у европейских поваров десятилетия три назад. Но с помощью казана такое умеют делать уже сотни, если не тысячи лет.


В домашних условиях

Значит ли все вышесказанное, что желающим поэкспериментировать с казаном обязательно придется копать яму на даче или озаботиться строительством печи? Нет, есть и другие варианты. Например, специальная подставка позволяет обеспечить 3D-нагрев на обычной газовой плите. Сейчас в сотрудничестве с одной из компаний, выпускающих ресторанное оборудование, мы разработали электрический казан. Он обогревается тремя тэнами — спиралями, причем каждая спираль отвечает за свой участок — дно, средний уровень, верх. С помощью такого устройства можно достаточно точно имитировать традиционный способ приготовления (сначала интенсивный нагрев наверху, потом щадящий сбоку), но также и экспериментировать — например, сначала нагревая верхние слои, а только потом нижние. Рецептов, рассчитанных на такой способ нагрева, пока почти нет, но расширение возможностей всегда влечет за собой всплеск творчества.

Разгадка простого секрета


Самым лучшим вариантом для использования казана в дачных условиях будет специальная печь

Схема такой печи показана на рисунке. Перемещая топливо внутри печи, можно добиться поэтапного прогрева казана сначала снизу, а потом по бокам. Сделать что-то подобное на газовой плите практически невозможно. Определенного результата можно добиться, нагревая казан непосредственно огнем конфорки на начальном этапе, а затем используя рассекатель, когда требуется «щадящее» тепло.


На фото — старинный медный казан. Подготовка иллюстраций к книге стала отдельной технологической историей. Легко сфотографировать посудину снаружи, но как показать, что происходит внутри, в готовящемся блюде? Для этого обычный казан приходилось распиливать пополам и приклеивать к половинке специальное термостойкое стекло. Нужен был и особый эластичный клей, иначе из-за разницы коэффициентов теплового расширения стекла и чугуна стекло могло треснуть. А в результате получались фотографии вроде открывающей эту статью.

От дров к электричеству

Именно так, как показано на рисунке, выглядела традиционная технология приготовления в казане — она используется и поныне. Огонь на дне ямки не только нагревает казан, но и позволяет бортам из камней и глины аккумулировать тепло, которое используется для следующего этапа приготовления.

Разумеется, в наши дни мы можем вполне обойтись без земляных работ и использовать казан в помещении.

Разработанный автором электроказан имеет три спирали, каждая из которых ведет нагрев своего «сегмента» и регулируется отдельно. Таким образом можно, например, подогревать верхние слои готовящегося блюда, оставляя нижние пока холодными. В будущем на основе электроказана можно сделать нечто вроде мультиварки, в которой интенсивность нагрева спиралей и порядок их использования будут управляться вычислительным блоком согласно заложенным программам.

Для того чтобы готовить в казане, используя газовую плиту, можно сконструировать несложное устройство (пожертвовав парой кастрюль). Огонь горит внутри малого кольца, не доходящего до дна казана. Горячий воздух поднимается ко дну казана и не может опуститься вниз, в щель между кольцами, пока не отдаст свое тепло бортам казана. Организовать абсолютно равномерное и при этом медленное кипение можно, подставив рассекатель. В казане, стоящем на таком очаге, вода закипает не со дна, а от бортов, как в кирпичном очаге.

Статья «Казан: кормилец Евразии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№149, март 2015).

Читайте также: