Конспект урока овощные пасленовые баклажан и перец

Урок биологии 7 класс :Овощные пасленовые Баклажан и перцы.

Цели и задачи: Образовательные: Продолжить изучение пасленовых.

Каковы биологические особенности баклажана и перца?

Коррекционные: развивать внимание ,память , мышление, наблюдательность. Умение анализировать и сравнивать , связную речь

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес к предмету

Наглядность: иллюстрации ,приложение к учебнику. Карточки –задания

Тип урока-комбинированный

Огр. Момент отгадать загадки

Был зеленым плод

Не просился в рот

Положили в лежку

Он сменил одежку
Красную надел

Проглотил лишь. Две щепотки

И во рту горит и в глотке. И в желудке- чуть ни сутки( перец)

Фиолетовый кафтан заказал себе Иван

Лучше не было кафтана , чем у ( баклажана)

Повторение (работа по карточкам- подпиши названия частей томата)

Изучение нового материала

Рассказ учителя- о баклажанах

Баклажан-травянистое многолетнее овощное растение, но выращивается как многолетнее (демостр иллюстр рис.86)

Рассказ учителя о перцах

Перец многолетнее травянистое растение………….рис 87.стр136

Работа в тетрадях- заполните таблицу

Закрепление работа по карточкам-заданиям

Дом. Задание стр.134-137

Итог урока каковы биологические особенности перца и баклажана?

Урок биологии 7класс: Цветочно декоративные пасленовые

Цели и задачи: Образовательные: Продолжить изучение пасленовых.

Каковы биологические особенности цветочно-декоративных пасленовых?

Коррекционные: развивать внимание ,память , мышление, наблюдательность. Умение анализировать и сравнивать , связную речь

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес к предмету, восприятие красивого

Наглядность: иллюстрации ,приложение к учебнику. Карточки –задания

Тип урока-комбинированный

Орг.момент Найди зашифрованные слова

Мсиапкрасотачоасцветыюое (красота, цветы)

Повторение (работа по карточкам)

Изучение нового материала

Петуния-однолетнее травянистое растение-рассказ учителя демонстрация рисунков

Душистый табак- рассказ учителя работа с рисунками в учебнике

-Сделать вывод совместно с учителем и записать в тетрадь сравнить с выводом в учебнике

4. закрепление-

-зарисовать петунию или табак в тетради

-ответить на вопросы в учебнике на стр.140

5. Домаш. Задание стр. прочитать рубрику « Будьте осторожны» стр.140-141

6. Итог Урока Каковы биологические особенности цветочно-декоративных пасленовых?

Перец баклажан

Мсиапкрасотачоасцветыюое

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка - книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы


Урок биологии 7 класс :Овощные пасленовые Баклажан и перцы.

Цели и задачи: Образовательные: Продолжить изучение пасленовых.

Каковы биологические особенности баклажана и перца?

Коррекционные: развивать внимание ,память , мышление, наблюдательность. Умение анализировать и сравнивать , связную речь

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес к предмету

Наглядность: иллюстрации ,приложение к учебнику. Карточки –задания

  • Малкова Наталья АлександровнаНаписать 596 19.02.2019

Номер материала: ДБ-455390

  • Биология
  • 7 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р




    19.02.2019 292
    19.02.2019 351
    19.02.2019 295
    19.02.2019 358
    19.02.2019 207
    19.02.2019 151
    19.02.2019 139
    19.02.2019 334

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.


Тема: «Овощные пасленовые: томат, баклажан, перец».

Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение.

Развивающая:

Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.

Воспитательная:

Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Организационный момент

Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)

Что это за елочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют. (помидоры)

Изучение новой темы

К овощным пасленовым растениям относятся несколько видов важных овощных растений, широко распространенных в тропиках и субтропиках. Наиболее ценными среди них являются: томат (помидор) — самая распространенная в мире овощная культура, баклажан, сладкий перец, а также острые перцы.

Питательная ценность пасленовых растений сравнительно невысока, однако они довольно богаты минеральными солями и витаминами.

Все овощные пасленовые растения очень теплолюбивы, оптимальная температура для их роста и развития +22. +25 °С. При температуре ниже +12. +13 °С процесс их роста приостанавливается.

Для выращивания пасленовых растений предпочтительна плодородная почва. Если же почва менее плодородна необходимо внесение огранических удобрений - перегной, навоз и др.

Томат (помидор)

Травянистое многолетние растение с рассеченными душистыми листьями. Плоды томатов – крупные ягоды. Незрелые плоды содержат ядовитые вещества. А когда плоды созревают, они становятся съедобными, очень сочными, вкусными и содержат витамины.

Стебель – прямостоячий, поэтому требует подвязки.

Корневая система стержневая. Цветки мелкие , желтые. В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик.

Томаты теплолюбивы, поэтому их оберегают от холода. Обычно сначала выращивают рассаду в парнике или дома, а затем высаживают на грядки в открытый грунт.

Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь кругом чудес! (посмотрели вправо, влево).

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Баклажаны и сладкий перец

Их плоды – большие ягоды. У баклажана они темно-фиолетовые, у сладкого перца – красные, желтые, оранжевые, зеленые.

Корневая система стержневая, стебель прямостоячий, листья простые. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик.

После цветения образуется сочный плод. Плоды разнообразны по форме, и по окраске.

У перца плод – пустая ягода.

Зарисуйте овощное пасленовое растение и подпишите его части.

Закрепление полученных знаний

У меня для вас задание
На умение и на знание:

ыродимоп, кочабак, ецреп.

Подведение итогов урока

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Читать страница131-137, вопросы 1-4.

Об овощных пасленовых

Какой язык вам больше по душе - итальянский или древних ацтеков? Если ацтекский - зовите томат томатом ("туматль" - так назывался он на своей родине в Америке). Если итальянский - зовите его помидором. "Яблоко любви", или "золотое яблоко", - так прозвали его в Италии, куда он попал в начале ХV1 в. В Европу томат завезли испанские экспедиции вскоре после открытия Америки. Никто, впрочем, не подозревал тогда о его питательных качествах, и сначала его выращивали как декоративное растение, из-за живописных плодов.
Позднее кашицей растёртых плодов томата стали заживлять гнойные раны. Сейчас, когда мы имеем сильнейшие антибиотики, никто томатом раны не лечит, но в старину его лечебные свойства ценились высоко.
Очень долго продержалась репутация томата как растения с ядовитыми плодами. Уже в начале Х1Х в. авторы американского "Ботанического словаря " с удивлением писали, что итальянцы без вреда для себя едят "ядовитые плоды томата". Лишь в ХIХ в. томат стал настоящей овощной культурой. Правда, за всеобщее признание томат "расплатился" сокращением срока жизни. В природе он живёт многие годы, а в культуре - однолетник.Любители выращивают помидоры не только на огородах, но даже на балконах, а некоторые - и на подоконниках. Один из самых крупных помидоров в мире (1 кг 925 г) вырастил английский любитель Ч. Робертс.

Испанцы и португальцы открыли красный перец для европейцев. Но так как они думали что плавают в Индию, то и перец назвали соответствующе - "Индианский". На самом же деле американские индейцы, живущие в тропиках, первые начали культивировать его.

Почему красный перец такой горький? Дело всё в том, что там содержится вещество , которые может убивать злокачественные клетки. В "сладком" болгарском перце его не содержится.


Конспект по естествознанию для средней группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Овощи: помидор, перец, баклажан"»

Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения:

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область: познание

Пән/Предмет: естествознание

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Осень - щедрая пора»

Тақырыбы/Тема: Овощи: помидор, баклажан, перец, картофель

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитывать любознательность и наблюдательность.

2.Дамытушылық развивающая: Закрепить знания об овощах и их полезных свойствах.

3.Оқыту- обучающая: Дать детям представление об овощах: названиях, форме, цвете, вкусе; учить узнавать овощи по цвету и форме, называть их

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Кукла Маша, корзинка с овощами,

Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент: күз – осень, жемістер – фрукты, көкөністер – овощи.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? ( Осень.)

- Какие подарки нам дарит осень?

- Сегодня мы поговорим с вами об овощах.

- А хотите отправиться в путешествие в страну овощей?

2. Негізі бөлімі/основная часть

- Тогда вы должны отгадать загадки:

Летом - в огороде, На кустах тепличных

Свежие, зелёные; красные плоды;

А зимою - в бочке, Толстые, пузатые узнаешь их ты?

Крепкие, солёные. Как большие ягоды на веточках

( Огурец.) висят; с нетерпеньем просятся в

Лето целое старалась - Красная девица

Одевалась, одевалась… Сидит в темнице,

А как осень подошла, А коса на улице.

Нам одёжки отдала. ( Морковь.)

Сложили мы в бочонок.

Сидит дед, в шубу одет, Маленький и горький,

Кто его раздевает, тот луку брат.

Слёзы проливает. ( Чеснок.)

Восп. Молодцы, ребята!

- Осень нам подарила очень много овощей. А кто мне скажет, где растут овощи? ( На грядках, на огороде, в поле.)

- А для чего всем детям и взрослым нужно есть овощи? (Чтобы быть сильным, здоровым, в них много витаминов.)

Восп. К нам в гости пришла Маша и хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете по овощи.

Маша. Здравствуйте, ребята! Я очень люблю осень, потому что в это время года много овощей.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Нужно овощи любить,

Все без исключенья.

Маша. А что можно сделать из овощей? (Винегрет, салат, суп.)

- А ещё можно огурцы и помидоры солить, а капусту квасить.

- И сейчас мы с вами засолим капусту.

Пальчиковая игра: «Мы капусту, рубим, рубим…»

Мы капусту, рубим, рубим

Мы морковку, трём, трём

Мы капусту, солим, солим

Мы капусту, жмём, жмём

Вот какая вкусная капуста получилась.

Маша. Если сильный дождь пойдёт,

Урожай он наш зальёт.

Помогите мне ребята,

Урожай собрать скорей!

Игра: «Собери картошку».

Играют два человека. По сигналу ребёнок собирает картошку. Побеждает тот, кто больше собрал картошки в определённое время.

Маша. У меня в корзине лук и картошка, помогите мне рассортировать овощи.

Игра: «Сортируем овощи».

Играют два человека. В одной корзине перемешаны лук и картошка. Каждый ребёнок по сигналу бежит к корзине и выбирает либо лук, либо картошку, которую, относят в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

Маша. Бабушка послала мне письмо с овощами, но я не могу понять, что здесь лишнее.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

Лук, свекла, морковь, банан.

Картошка, яблоко, огурец, лук.

Помидор, капуста, груша, тыква.

Перец, виноград, картошка, чеснок.

Маша. Спасибо, вам ребята, помогли вы мне.

Восп. Ребята, у нас на столе лежат маски с изображением овощей. Давайте каждый оденет на голову маску и скажете какой овощ он взял.

Восп. Молодцы! Теперь вы знаете, какие овощи растут у нас в огороде.

3. Қорытынды/итоговая часть

Молодцы! Теперь вы знаете, какие овощи растут у нас в огороде.

Разделы: Биология

Оборудование:

  • таблицы по ботанике;
  • карты полушарий;
  • гербарии;
  • модель цветка пасленовых.

Цели:

  • познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них;
  • закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений;
  • воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Ход урока

Мы продолжаем знакомиться с цветковыми растениями, но прежде давайте отгадаем, о каких растениях пойдет сегодня речь.

Он наливался, он толстел,
Пил влагу корешков,
Сперва желтел, потом краснел,
Он лопнуть был готов!
(Помидор).

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”.
(Картофель).

Растение с несочными крупными красными плодами,
которые применяются как пряность. (Перец).

Все эти растения относятся к семейству пасленовых. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы выполнить наше задание.

(Обращение к плану урока, написанному на доске).

  1. Растения семейства пасленовых.
  2. Строение цветка семейства пасленовых.
  3. Строение плода.
  4. Ядовитые растения семейства пасленовых.
  5. Применение растений семейства пасленовых.

Чтобы выполнить это задание, мы отправимся в путешествие, побываем у ученых-ботаников, встретимся с руководителем экспедиции, который долго путешествовал с целью изучения этих растений, отправимся в гости к фармацевтам, совершим экскурсию в институт растениеводства и музей краеведения.

Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития.

Предоставляем слово путешественнику.

Путешественник

Мы долгое время путешествовали и заметили, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Познакомившись с расселением растений по земному шару ученые задумались, по какому принципу их нужно распределить на группы.Чтобы познакомиться с этим, давайте обратимся к ботаникам.

В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений:

  • пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан;
  • технические – табак, махорка;
  • декоративные – душистый табак, петунья;
  • ядовитые – белена, дурман, белладонна.

Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. Многие растения из этого семейства вам уже знакомы. Вы встречались с ними в повседневной жизни, когда помогали готовить маме борщ, суп, собирать урожай. Чтобы убедиться, на сколько вы хорошо знаете их, мы предлагаем провести игру “брейн - ринг”.

3 команды (3 ряда):

  1. Красавка.
  2. Петунья.
  3. Табак душистый.

Чья команда первой даст правильный ответ, получит очко.

Сначала разминка. О каком растении из семейства пасленовых идет речь?

"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют побеги". (Картофель).

Родина картофеля – берега Чили и Перу. Здесь он возделывался самом начале нашей эры. Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране его называли по своему:

англичане – потато,
голландцы – аардаппель,
французы – пом де терр,
итальянцы – тартуфель.

Но первое картошкино имя было папа – так ее называли индейцы в Южной Америке.

Итак, будьте внимательны.

(Звучит музыка, вальс И. Штрауса).

Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.

Если народу не хватает хлеба, пусть ест пирожные.

Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”.

Какие цветы украшали прическу королевы Марии Антуанетты? (Цветы картофеля).

Какова была цель внедрения картофеля?

Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Внесите черный ящик.

В этом ящике находится видоизмененный побег, на его поверхности находятся почки, большая часть находится на верхушке. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Этот видоизмененный побег используют при размножении. Что лежит в черном ящике? (Клубень).

Размножают картофель с помощью клубней или их частей. Сажают заранее пророщенные клубни в почву, когда она прогреется до 8 -10 градусов.

Я приглашаю по одному человеку от команды. Вам предлагается попробовать и определить, из какого растения семейства пасленовых приготовлен этот напиток. Что вы о нем знаете? (Томаты).

Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко, а французы — “помо д' амур” — яблоко любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.

Внимание. Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец).

Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.

Следующий вопрос нам зададут медики.

Какое растение называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Как называется это растение? (Белена).

Да, это белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.

Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

“…когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной…” —

рассказывает Гамлету призрак отца.

Ребята, в медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. Мы работаем в тесной связи с зоологами и выяснили, что эти растения хорошие помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.

Много ядовитых веществ содержат листья табака, который относится к семейству пасленовых.

(Работа по учебнику). Пользуясь материалом учебника подготовить ответ на вопрос, какое действие на организм оказывают ядовитые вещества? (Повреждение органов дыхания, разрушение кровеносных сосудов, сердца).

Особенно ядовит никотин. Курить для здоровья опасно! Курение подрывает здоровье человека.

(Подводятся итоги игры).

Наше путешествие продолжается.

Давайте отправимся в краеведческий музей.

Экскурсовод

На территории Ростовской области произрастает большое количество растений семейства пасленовых. Пищевые растения составляют – 29% посевных площадей. Технические растения (табак, махорка) не выращиваются. А декоративные встречаются довольно часто на клумбах в городах, возле школ, жилых домов. Но будьте осторожны с ядовитыми растениями, которые произрастают в Ростовской области (белена, дурман, белладонна).

Теперь, ребята, когда вы познакомились с таким многообразием растений семейства пасленовых давайте выполним следующую работу.

Пользуясь таблицей, рисунками на доске выделить главные отличительные признаки цветка и плода семейства пасленовых. Строение цветка запишите формулой в тетради.

(Проверяется работа у доски).

Плод – ягода, коробочка.

Ядовитые растения — белена, белладонна (красавка), дурман.

Для закрепления предлагается выполнить тест:

1. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

а) многоклеточные;
б) цветковые;
в) ввозные;
г) наземные.

2. Все цветковые растения объединяют в два класса:

а) однодольные и двудольные;
б) голосеменные и покрытосеменные;
в) крестоцветные и бобовые;
г) пасленовые и бобовые.

3. Растения семейства крестоцветных:

а) овес, рожь, пшеница;
б) сурепка, капуста, репа;
в) левкой, хрен, редька;
г) соя, клевер, донник.

4. Строение цветка семейства крестоцветных:

а) Ч4Л4Т4+2П2П1;
б) Ч5Л2+3Т9+1П1;
в) Ч5Л5Т5П1;
г) Ч5Л5
П1.

5. Растения семейства бобовых:

а) редька, репа, капуста;
б) астра, василек, одуванчик;
в) горох, фасоль, бобы;
г) томат, белена, дурман.

6. Семейство бобовых насчитывает:

а) 3000 видов;
б) 2500 видов;
в) 2000 видов;
г) 12000 видов.

7. Строение цветка семейства бобовых:

а) Ч5Л5
П1;
б) Ч4Л4Т4+2П1;
в) Ч5Л5Т5П1;
г) Ч5Л2+3Т9+1П1.

8. Растения семейства пасленовых:

а) репа, капуста, редис;
б) горох, бобы, фасоль;
в) томат, белена, дурман;
г) одуванчик, василек.

9. Строение цветка семейства пасленовых:

После теста предлагается учащимся разгадать кроссворд по теме “Пасленовые”. (Рисунок 1).


Рисунок 1. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

  1. Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен) .
  2. Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).
  3. Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).
  4. Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).
  5. Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).
  6. Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).

Читайте также: