Овощные растения это 2 класс

Без овощей на грядке не обходится ни один огородный участок и дачный сезон. А все потому, что эти растения – основа рациона большинства людей. В мире насчитывается около 1200 представителей овощных культур, 700 из которых считаются наиболее популярными. Какие овощи выращивают в открытом грунте и как их совместить на грядке?

Какие растения относят к овощным культурам

Овощные культуры, список растений которых насчитывает множество экземпляров, – одни из самых популярных представителей флоры у дачников. Для разных климатических условий и регионов характерны свои виды. Японцы выращивают более 90 сортов, китайцы – около 80, а корейцы – 50. В наших широтах распространено 40 овощных культур, более 20 из них имеют широкое распространение.

Каждый овощ имеет индивидуальные вкусовые свойства, время роста и цветения, а так же требования к внешней среде и уходу. Различные экземпляры по-разному используются в пище: в сыром виде, обработанном, смешанном.

Классифицируются овощные культуры определенным образом, вот список растений и названия:

Корнеплоды


К ним относятся:

  • морковь
  • свекла
  • репа
  • редиска
  • пастернак
  • петрушка
  • редька

Плодовые


Одна из наибольших групп, которая включает:

  • томаты
  • паприку
  • огурцы
  • тыкву
  • сою
  • кабачки

Сюда же причисляют фасоль, горох, кукурузу, бобы.

Луковые

К этой группе относят различные сорта и виды лука:

  • душистый
  • репчатый
  • порей
  • резанец

Сюда также причислен чеснок.

Зеленые

К зеленым культурам относят:

  • щавель
  • салат
  • шпинат
  • ревень
  • спаржу
  • укроп
  • портулак

Листовые (капустные)


Группа включает различные виды капусты:

  • белокочанную
  • красную
  • цветную
  • пекинскую
  • брюссельскую
  • кольраби

Пряные


К пряной группе причисляют:

  • базилик
  • хрен
  • тмин
  • анис
  • тимьян
  • майоран
  • розмарин
  • а так же мяту и мелиссу

Популярные овощи, выращиваемые в открытом грунте

Очень популярны овощи, выращиваемые в теплицах и открытом грунте. Грунтовые культуры сажают непосредственно под открытым небом в грядках. Они более устойчивые, чем парниковые и лучше переносят неблагоприятные погодные условия и перепады температур. Эти растения полюбились среди огородников и традиционно выращиваются на дачных участках.

Самые распространенные овощные культуры, список растений и фото.


Помидоры – популярные овощи, которые употребляют в сыром виде, используют как ингредиент салатов, консервируют на зиму, выжимают сок для закатки.

Огурцы - дачники всегда заготавливают их на зиму в бутылях или бочках.


Разные виды капусты – полезные и обладают отличными вкусовыми качествами. Наиболее стойкая – белокочанная капуста, а вот срок хранения цветной значительно меньше.

Тыква – служит начинкой для пирогов и долго хранится сырой.


Морковь прекрасно хранится в погребах и долго сохраняет свои полезные свойства.

Свекла – главный компонент борщей и винегрета.


Патиссоны традиционно используются в закатке. Кабачки замораживают или закатывают.


Сладкий перец – отличный ингредиент для лечо и салатов, прекрасное украшение стола.

Фасоль сохраняет свои свойства долгое время. Горох – популярный представитель семейства бобовых.


Картофель – один из главных овощей рациона.

Зелень. Наиболее популярны среди наших дачников петрушка, укроп и кинза. Их несложно засушить на зиму. Придают блюдам интересный вкус и аромат.

Совместимость растений при высадке на грядки

При высадке овощей на грядки соблюдают верное соседство разных представителей культур. Огороднику нужно быть осведомленным – какая высадка наиболее благоприятна.

Овощи, список растений по совместимости:

Для получения наилучшего урожая лук сажают по соседству с томатами, огурцами, свеклой, редиской, петрушкой или салатом. Воздержитесь от компании гороха, фасоли и винограда. Не лучшим соседом будет и чеснок. Несмотря на многие сходства, они нередко передают болезни друг другу, являются конкурентами по части питательных веществ и влаги для корневой системы.


Морковь

Наиболее подходящим соседом будет лук. Эти овощи взаимно отпугивают вредителя напарника. Однако, нужно быть осторожным по части полива. Моркови требуется больше влаги. От такого количества лук способен загнить. Неплохая альтернатива – посадка по соседству томатов, шпината, чеснока, редиски, салата либо гороха. Неподходящим компаньоном по грядке будет укроп или петрушка.

Картофель


Уживается со многими овощами. Исключение – огурцы, томаты и капуста.

Капуста белокочанная

Хорошо соседствует с салатом, зеленью, сельдереем. Не сажают капусту возле помидоров, клубники и фасоли.

Чеснок

Благодаря фитонцидам чеснока он является неплохим для многих соседом. Его бактерицидные свойства уберегут от грибковых заболеваний. В обществе чеснока неплохо себя чувствуют картофель, морковь, клубника, свекла, томаты, сельдерей, огурцы. Рядом не стоит сажать бобовые культуры (фасоль, чечевицу) и арахис.

Помидоры

Отлично взаимодействуют с капустой, редиской, фасолью. Неудачным будет соседство картофеля и культур высокого роста.


Огурцы

Огурцы сажают неподалеку от лука, бобовых, шпината, чеснока. Лучше не размещать рядом с редисом, картофелем и томатами.

Свекла

Лучшими соседями будут лук, огурцы, капуста, кабачки и салат. А вот горчица, кукуруза и фасоль – плохие компаньоны.

Баклажаны

Совместимы с перцем, луком, фасолью. В то же время неудачное соседство у баклажанов с горохом и фенхелем.

Овощные культуры, список растений, фото и названия которых знакомы огородникам и дачникам не понаслышке – одни из самых востребованных в кулинарии. Тяжело себе представить рацион, куда бы не входили овощи.

Их запекают, готовят на пару, тушат, жарят, замораживают, консервируют на зиму. Чтобы растения радовали хорошим урожаем, нужно знать особенности посадки и правильно их совмещать. Поэтому, нужно брать к сведению не только рецепты, но и основы посадки и ухода.

Полезная информация о том, как правильно планировать грядки, какие овощные культуры можно сажать рядом - на видео:














Комментарии


А мы часто сажаем на конец луковой грядки чеснок. Поэтому значит он у нас и плохо растет. Чисто интуитивно прошлой весной посадила баклажаны на одной грядке с перцем и урожая действительно было больше, чем в прошлом году, когда были отдельные грядки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии


Кто бы мог подумать, что соседство так важно и влияет на урожай. Сажала раньше и не задумывалась, руководствовалась только наличием свободного места и освещение на разных участках. Обязательно буду соблюдать рекомендации, надеюсь, что отличный урожай не заставит себя ждать.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

По моему опыту есть растения, например, с которыми плохо уживаются практически любые соседи. Да и в плане севооборота от них нет большой пользы, практически нет культур, которые хорошо растут на участке, где в прошлом году была посажена кукуруза.


Урок в коррекционной школе.

ВложениеРазмер
zhivoy_mir_ovoshchi.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок живого мира во втором классе.

Тема: «Огород. Овощи: капуста, морковь, репа, лук. Название и признаки».

Цель: продолжать формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания капусты, моркови, репы, лука.

  • уточнение и систематизация знаний учащихся об овощах;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитание мотивации к общению.

Оборудование: изображение Чипполино; картинки – иллюстрации с изображением овощей; картины – иллюстрации с изображением огорода, корзины с овощами; коробочки для картинок; мешочек с муляжами овощей; карточки – символы (цвет, форма, размер).

Вот опять звенит звонок,

II.Введение в тему урока.

  1. Узнавание овощей.

-Сегодня к нам на урок пришел Чипполино. Вы знаете, кто это?

Это человек-луковка из сказки «Приключения Чипполино». Он привел с собой своих друзей и просит, чтобы вы послушали о них стихи и показали картинки с их изображением. Готовы? (У детей картинки – иллюстрации с изображением овощей).

Приготовим из нее

Суп, пюре, окрошку

В огороде рос хрустящий

Наш зеленый молодец.

Этот овощ – настоящий

Длинный сладкий … ( огурец) .

Вам известен тот сеньор,

Он растет в теплице.

На грядке в теплый солнечный денек

Лежал и грелся кабачок.

И было жалко мне его срывать –

Но нельзя ему на грядке зимовать.

Мы капусту поливали,

От вредителей спасали-

Вот и выросла она

И хрустяща, и бела.

Внучка за бабку, бабка за дедку,

Вытащил дедка большую репку.

Был и счастливый у сказки конец –

Кто скушал репку, тот молодец!

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слез очистить даже невозможно.

Но я полезен очень – вот так штука:

Нет от простуды средства лучше лука.

  1. Вводная беседа.

-О чем сейчас были стихи и загадки?

-Как можно назвать эти предметы одним словом?

-Когда поспевают овощи?

-Где они растут?(На огороде)

III. Работа над новым материалом.

  1. Беседа по картине.

На доске иллюстрация с изображением огорода.

-Какое время года на картине?

-Чем заняты люди на огороде?

-Зачем нужны овощи?

-На уроке нам предстоит определять форму, цвет, размер овощей, составлять о них рассказ. Вот какая у нас огромная работа, поэтому надо быть внимательными, стараться выполнять все мои задания.

  1. Классификация по способу произрастания.

-Есть у нас огород,

Много овощей растет.

Что в земле? А что на грядке?-

Разгадай, дружок, загадку.

- Какие овощи растут в земле? Положите их слева от себя.

-Какие растут на растении на грядке? Положите справа от себя.

3. Упражнение на развитие внимания.

( На доске иллюстрация корзины с овощами).

Под окошком огород-

Много овощей растет:

Тыква, репа и чеснок,

Лук, капуста, кабачок.

Сразу все не назовешь-

Может, ты еще найдешь?

-Посмотрите, заботливая хозяйка собрала овощи в корзину. Давайте и мы соберем овощи. (Дети складывают свои овощи в коробки).

-Сравните, каких овощей у нас нет, а у хозяйки в корзине есть?

Мы лопатки взяли,

Раз – два, раз – два –

В землю мы сажали.

Раз – два, раз – два -

Вот как мы сажали.

Раз – два, раз – два-

Вот как собирали.

4.Угадывание предмета по силуэту.

-Угадайте по силуэту предмет, который находится:

  • в верхнем правом углу листа;
  • в нижнем левом углу листа;
  • посередине листа;
  • в нижнем правом углу листа;
  • в верхнем левом углу листа.

- Силуэт какого предмета здесь лишний? (Силуэт груши).

-Почему? (Это фрукт, а не овощ).

5.Какой по цвету?

-Давайте обведем силуэты овощей цветными карандашами.

-Каким цветом обведем репу? Морковь? Лук? Огурец? Помидор?

6.Какой по форме?

-Ребята, если внимательно посмотреть на овощи, то можно увидеть, что они напоминают геометрические фигуры. Я буду показывать овощ, а вы карточкой покажите, какую форму он имеет. (Показываю муляжи овощей: репа, морковь, лук, капуста, огурец).

IV. Закрепление изученного.

1. Игра «Угадай предмет».

-Спросите меня об овоще, который лежит в мешочке.

Используют картинки-символы: изображение палитры – цвет, геометрических фигурок – форма, большой и маленький круги – размер.

Вопросы на доске:

-Большой или маленький?

-Кислый, горький или сладкий на вкус?

2.Составление описательного рассказа об овощах.

На столе разложены 4 перевернутые картинки с овощами. Ученик выходит к столу, открывает одну картинку, не показывая классу, и составляет рассказ – описание по плану, начиная со слов: «Догадайтесь, о чем я говорю:

-Это овощ. Он растет на огороде, в земле. У него длинная, вытянутая форма. Этот овощ оранжевого цвета. Вкус - сладкий, сочный…»


Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие– травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные– растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.


Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.


Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.


Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Что мы узнали?

Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.

1) Вспомни, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди.

Сами по себе в природе растут многие растения, их называют дикорастущими. Ну а растения, которые выращивает человек называют культурными.

2) Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них растения. Какие из них дикорастущие? (Накрой зелёными фишками.) Какие растения культурные? (Накрой жёлтыми фишками.)

Под цифрой 1 нарисована ветка березы. Береза - дикорастущее растение, накроем его зеленой фишкой.

Под цифрой 2 нарисован огурец. Это культурное растение, накроем его желтой фишкой.

Под цифрой 3 нарисован рогоз, он растет по берегам водоемов. Это дикорастущее растение, накрываем зеленой фишкой.

Под цифрой 4 также изображено дикорастущее растение крапива, это сорняк. Накрываем зеленой фишкой.

Под цифрой 5 показан колос пшеницы. Из пшеницы получают хлеб. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

Под цифрой 6 изображен цветок астра. Его выращивают для красоты. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

3) Приведите примеры дикорастущих и культурных растений вашего края.

Пример дикорастущих растений нашего края: подорожник, репейник, клен, ива, осина, боярышник, лютик.

Пример культурных растений нашего края: рожь, кукуруза, арбуз, виноград, морковь, кабачок, слива, яблоня.

4) Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

Культурные растения люди выращивают, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, но не только. Некоторые культурные растения выращиваются ради их волокон, из которых делают нити. Другие выращивают ради получения масла или сахара. Третьи идут исключительно на корм скоту.

Группы культурных растений для 2 класса

Культурные растения можно разделить на несколько групп.

По их назначению:

Овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

По группам растений их составляющих:

Деревья, кустарники, травы.

5) На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

В первой группе Сережа разделил растения по группам растений, во второй группе по их видам.

6) Помогите Серёже закончить схемы. Для этого назовите ещё 1 — 2 растения каждой группы.

Деревья: яблоня, слива, абрикос, персик

Кустарники: смородина, малина, калина, вишня.

Травы: помидор, огурец, картофель, морковь, лук

Овощные: лук, морковь, репа, картофель, кабачок

Плодовые: груша, яблоня, слива, абрикос

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо

Декоративные: флокс, астра, роза, тюльпан, калина

Прядильные: лён, конопля, хлопок, джут

7) В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень - трава». Почему появились эти названия?

По легенде, название растения кукушкины слезы появилось очень давно. Когда одна мать, устала от непослушных сыновей и превратилась в кукушку. Она полетела в лес, и роняла слезы, которые стали пятнышками на листьях этого растения.

Название растения одолень - трава появилось также очень давно. Тогда люди верили, что корни этого растения могут одолеть любую беду и брали их с собой в дальний путь.

8) Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Сказочная история о дикорастущем растении "Крапива" для 2 класса

В давние времена крапива не была жгучей. Она имела очень мягкие и нежные листья. Люди не любили крапиву, потому что не видели от нее пользы, а потому вырывали ее и уничтожали, чтобы она не мешала расти другим растениям.

Стало крапиве очень обидно от такого к ней отношения. Много слез она пролила над несправедливостью. И попросила тогда крапива богиню Флору, чтобы та сделала ее полезной или как-нибудь защитила от бесчинства людей.

Пожалела Флора крапиву, ведь для нее все растения были любимыми детьми. И сделала Флора так, что листья крапивы стали жгучими, как слезы, которые она проливала, когда ее топтали и вырывали. И каждый человек, хватаясь за крапиву сразу отдергивал руку.

Но чтобы крапива не осталась совсем бесполезной, Флора сделала так, что из ее молодых листьев люди стали варить вкусный суп, а старые ветви стали использовать для наказания сорванцов, которые плохо относились к растениям.

Сказочная история о культурном растении "Огурец" для 2 класса

Жил в лесу огурец. Было это тогда, когда люди еще не знали о его вкусе и не умели его выращивать.

Зато все дикие животные хорошо знали, каким вкусным и сочным бывает огурец. И поедали огурцы везде, где находили.

Скоро совсем мало осталось огурцов в природе, все их поели животные. И решили тогда оставшиеся огурцы искать защиты у людей. Обратились огурцы к человеку, который продирался сквозь чащу, и предложили ему сотрудничество.

Обещали огурцы всегда кормить человека своими плодами, если тот станет защищать их от диких зверей, и будет за ними следить и ухаживать.

Попробовал человек огурец, понравилось. Согласился он с предложением огурцов и перенес их в свою деревню.

Там и стали расти огурцы, кормить и поить человека, а человек стал их охранять, полоть, поливать, откладывать семена. А дикие звери подходили к забору, смотрели на цветущие огурцы и сильно завидовали.

Домашнее задание

1) Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Дикорастущими называют растения, которые растут в природе, без участия человека.

Культурными называют растения, которые выращивает для своих целей сам человек.

2) Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Культурные растения дают человеку пищу, продукты питания, ткани, масло, сахар, идут на корм скоту, доставляют эстетическое удовольствие, радуют красотой.

3) Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений:


Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений.

Тема урока: «Огород. Овощи в питании человека».

Цель: Уточнение и расширение представлений детей об овощах.

1. Образовательные: Формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.

2. Коррекционно – развивающие: Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; развитие связной устной речи;

3. Воспитательные: Воспитание мотивации к учению.

4. Здоровье сберегающие : Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

1. Организационный момент:

Артикуляционная гимнастика :

а) упражнение «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают рот)

б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)

в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)

г) « Я лошадка – серый бок (цокают 4 раза)

я копытцем постучу (цокают 4 раза)

если хочешь - прокачу (цокают 4 раза)

Загадки:

1.И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом .

2.Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют.

3.В огороде перед нами

Куст усыпан колпачками,

Каждый пламя прячет,

А кто съест – заплачет.

4.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

5.Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а .

6.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

7.Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

2. Сообщение темы урока:

Тема нашего урока - «Овощи».

- Ребята, а где растут овощи?

- В огороде на грядке.

- Ребята, как одним словом назвать картошку, помидор, лук, перец, морковь, свеклу? Что это? (овощи).

- Ребята, где растут овощи? (на грядке).

- Из чего растут овощи? (из земли).

- Какие овощи созревают в земле, а какие на кустиках? (картошка, морковь, лук,свекла - в земле), (огурцы, помидоры, перец - на кустиках).

- Как называется грядка где растут овощи? (овощная грядка).

- Ребята, какие овощи растут на грядках?

- Чем отличаются овощи друг от друга? (форма, цвет, размер).

- Какую форму имеют овощи? (круг, овал).

- Ребята, какого цвета овощи? (красные, желтые, зеленые, оранжевые и др.)

- Как овощи отличаются размером? (большие, маленькие).

- Давайте составим предложение о том, где растут овощи. (На доске деформированное предложение. Ученик выходит и расставляет карточки в нужном порядке).

растут Овощи в на огороде грядке. (Овощи растут в огороде на грядке).
- А когда поспевают овощи?
- Когда собирают урожай овощей?
- Давайте составим еще одно предложение.

летом Урожай и овощей осенью. собирают (Урожай овощей собирают летом и осенью).

Физкультминутка.

Вот и свеклу мы собрали,

И лучок с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

1. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (помидор, огурец, лук, яблоко).

- Внимательно посмотрите и скажите, что здесь лишнее и почему. (яблоко лишнее – это фрукт; помидор, огурец и лук – это овощи).

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Я убираю яблоко, остались только овощи. Запомните их. А теперь закройте глаза (добавить изображения овощей), снова посмотрите и скажите, что изменилось?

Упражнение в словообразовании «Большие и маленькие».

- Во время сбора урожая попадаются разные овощи – большие и маленькие. Давайте назовем их.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лук – лучок, огурец – огурчик и т. д.) с опорой на наглядный материал.

3. «Закончи предложение».

- Вы правильно выполнили задание, и теперь закончите предложение одним из слов, обозначающих маленький овощ.

Дополнить предложение словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сопровождается показом муляжа): «Вырос на грядке красный….(помидорчик), «Мама порезала маленький…(огурчик) и т. д.

4. Развитие функции стереогноза.

- Молодцы, все справились с заданием. Давайте соберем весь урожай в «Чудесный мешочек» и запомним, какая у овощей форма – круглая или продолговатая; какие они наощупь – гладкие или шершавые; какие по размеру – большие или маленькие.

Учащиеся складывают в мешочек овощи, описывая их качественные признаки

- Вот мы и собрали весь урожай. Найдите в «Чудесном мешочке» отгадку на загадку:

«Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(лук)»

«Расту в земле на грядке я -

Красная, длинная, сладкая» (морковь)

«Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я…» (капуста)

«Летом в огороде - свежие, зеленые.

А зимою в бочке - крепкие, соленые» (огурцы).

Учащиеся достают муляж овоща, называют его форму, цвет, фактуру. Задание выполняется стоя.

5. Формирование грамматического строя речи.

Рассмотрите и назовите то, что находится у вас на партах (иллюстрации овощей, карточки с союзами «И», «А»).

- Мы будем учиться составлять длинные (большие) предложения, а помогут нам в этом маленькие слова, которые состоят из одной буквы – «И» и «А».

Упражнения в употреблении соединительного союза «И». Параллельная работа с демонстрационным и раздаточным материалом (иллюстрации, карточки с союзом «И»):

- В салат порезали….(огурец И помидор)

- В суп кладут….(капусту И картофель) и т. д.

Упражнения в употреблении противопоставительного союза «А» проводится аналогично предыдущему.

- Капуста выросла большая, А лук маленький.

- Морковь на вкус сладкая, А чеснок горький и т. д.

6. Работа по составлению предложений по заданной схеме (используются иллюстрации, карточки-схемы и карточки с предлогами):

«Овощи лежат В корзине» (иллюстрация, карточка- схема с двумя чертами, карточка с предлогом «В», иллюстрация); «НА тарелке лежит…» (карточка с предлогом «НА», иллюстрация, карточки-схемы с двумя и одной чертой); «В огороде выросли свекла И …» (карточка с предлогом «В», иллюстрация, карточка-схема с двумя чертами, иллюстрация, карточка с союзом «И», карточка-схема с одной чертой).

- Ребята, а вы знаете, что разные овощи нужно убирать по-разному?

Одни овощи срывают, другие срезают, третьи выдергивают, а четвертые выкапывают. (На доске появляются слова-действия).

СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ

- Прикрепите картинки с изображением овощей, разделив их на 4 столбика.
(Каждый ученик выходит и выполняет задание).

СРЕЗАЮТ СРЫВАЮТ ВЫДЕРГИВАЮТ ВЫКАПЫВАЮТ
тыква помидор свекла картофель
капуста огурец морковь
перец лук

- Знаете, как собирают овощи! Но вы должны знать, что прежде чем порезать овощи в суп, салат или сделать из них сок, их нужно тщательно помыть щеткой в проточной воде!
Иначе, с вами случится то же, что случилось с героями стихотворения.

ГРЯЗНЫЕ ОВОЩИ
Съели всю капусту зайчики на грядке.
А потом морковку. Было все в порядке.
Кабачок погрызли, очень-очень вкусный
Было зайцам весело, а теперь им грустно.
А теперь у зайцев животы болят.
Овощи немытые съели – говорят.
Расскажи, что может быть,
Если овощи не мыть?

- Одни овощи растут в земле, у них мы едим «корешки», другие овощи растут на земле, у них едят «вершки». Как в сказке «Вершки и корешки», в которой глупый медведь не знал, что у какого овоща едят и остался голодным.

- А сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, не останетесь ли вы голодными.
(На парте стоят 2 пустые корзины с надписями «вершки» и «корешки». В них дети складывают овощи из большой корзины).

В Е Р Ш К И К О Р Е Ш К И

Ребята, давайте еще поиграем? Вы должны собрать с нашего огорода все овощи, из которых можно приготовить «Щи». (дети собирают овощи и кладут в корзину).

А теперь давайте попробуем сварить вкусные «Щи» из наших овощей. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорку).

Будем мы готовить борщ.

Нету свеклы для борща.

Приготовим-ка мы щи.

Я капусту поищу.

Не клади в кастрюлю хвощ!

Я морковку поищу.

Брат принес домой леща.

Поедим сначала щи.

Упражнение «Стаканчик с соком» ( детям раздаются карточки с изображением пустого стаканчика. Нужно «заполнить стаканчик соком»- заштриховать изображение. Цвет карандаша должен соответствовать цвету овоща/фрукта, который у вас на столе)

- Какой сок у вас получился?

Из моркови - морковный

Из капусты - капустный

из огурца — огуречный

Из помидора - томатный

3. Рефлексия:

На доску вывешиваются две рожицы: весёлая и грустная.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти рожицы. Эта рожица, какая – веселая, потому что у неё хорошее настроение. А, эта рожица, какая – печальная, потому что, у неё плохое настроение.

- Перед вами, на столе лежат две такие же рожицы.

- Кому было интересно на уроке, поднимите веселую рожицу.

- Кому было скучно и грустно на уроке, поднимите печальную рожицу.

- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.

4. Домашнее задание:

На самоподготовке вы раскрасите картинку с изображением овоща и подготовите рассказ-загадку о нем.

Читайте также: