Периоды и фазы роста и развития овощных растений

ПЕРИОДЫ ВЫРАЩИВАНИЯ

Период вегетации — время года, в течение которого овощные растения могут по метеорологическим условиям активно расти. В отличие от этого понятия вегетационным периодом в биологии называют время, необходи­мое для прохождения полного цикла развития растений, заканчивающегося об­разованием зрелых семян. Однако, у большинства овощных растений при вы­ращивании их для получения овощного продукта урожай убирают до созрева­ния семян, а часто и до перехода к плодоношению. Поэтому в овощеводстве вегетационным периодом удобнее называть время от начала роста (в практике — от появления всходов) до уборки урожая. У огурца, томата и других культур, урожай которых убирают многократно, для полной характеристики вегетацион­ного периода надо знать сроки первого и последнего сборов урожая.

Вегетационный период каждой культуры величина не постоянная и мо­жет сильно изменяться в зависимости от особенностей сорта и внешних ус­ловий. У культур обычно выделяют скороспелые, среднеспелые и позднеспе­лые сорта, различия между которыми в продолжительности вегетационного периода до начала сбора колеблются от нескольких недель до 2—3 месяцев. При недостатке тепла, влаги или питания вегетационный период сорта мо­жет увеличиться в 2—3 раза по сравнению с оптимальными условиями.

Рост — количественные изменения, связанные с увеличени­ем массы частей и органов растения.

Под развитием растений понимают способ и процесс дифференциации ново­образований, обычно формирование генеративных органов. Отдельные процес­сы приводят к качественному изменению формы и функции растений, затем к их количественным изменениям. Благодаря процессам роста и развития, на которые влияют генетические свойства и условия внешней среды, созда­ются условия формирования урожая. Период от появления всходов до формирования генеративных органов называют вегетативной фазой. Он оп­ределяется минимальным числом листьев на растениях и в связи с ростовыми процессами размером листового аппарата, образуемого до закладки цветков.

С вхождением в генеративную фазу рост побегов и листьев у растений более или менее ограничивается (детерминантный тип), У других листовой аппарат продолжает развиваться параллельно с цветками и плодами (индетерминантный тип). С понижением температуры, растения при меньшей сте­пени дифференциации и увеличении продолжительности развития образуют большой фотосинтезирующий (листовая масса) потенциал.

Зависимость между показателями роста,— развития и факторами окру­жающей среды связано с концепцией суммы температур (сумма среднесу­точных температур через показатель средний дневной максимум и средний дневной минимум), так как между температурой и степенью развития или роста существует линейная зависимость.

Наиболее важными факторами (благоприятные и неблагоприятные) слу­жат продолжительность дня и ночи (фотопериод) и температура, которые создают в практике производства продукции большие возможности для уп­равления ростом и развитием растений.

В процессе выращивания растений следует учитывать и такой фак­тор, как период покоя. В этот период у растений или его частей, органов прекращается обмен веществ, сильно уменьшается или прекращается диф­ференциация, не формируется листовой аппарат — наступает период по­коя. Он бывает промежуточным — при неблагоприятных условиях внеш­ней среды, например пониженная температура или засуха. Такие расте­ния всегда готовы к активности, как только условия среды станут бла­гоприятными.

Настоящий так называемый эндогенный период покоя не связан с теку­щими условиями внешней среды. На продолжительность эндогенного пери­ода покоя влияют условия, которые соответствуют климату места происхож­дения растений. Для большинства культур действие пониженных температур (0—15°С) достаточно в течение 11—42 суток. Например, у репчатого лука такая температура 9—15°С. На продолжительность покоя также влияет обра­ботка растений регулятором роста (гибберилином, цитокинином и др.). Для многих растений покой не является обязательным условием. Его можно ог­раничить влиянием условий внешней среды, так, например, у репчатого лу­ка — при сочетании короткого дня и пониженной температуре.

По реакции растений на длину дня (фотопериод) судят по заложению цветков и цветоносов. Продолжительность дня может воздействовать на за­ложение генеративных органов. Наиболее полно длина дня влияет на про­должительность периода покоя. По образованию генеративных органов раз­личают следующие типы реакции длины дня:

— растения короткого дня — заложение или образование генеративных органов становится возможным или ускоряется, если длина дня не превы­шает критическую длину;

— растения длинного дня — заложение или образование генеративных органов становится возможным или ускоряется, если длина дня превышает критическую длину светлого времени суток. Реакция длинного'Дни Также происходит, когда длительный темный период суток прерывается кратковре­менным или более длительным светлым периодом суток;

— растения длинно-короткого или коротко-длинного дня приспосабливаются к определенной продолжительности светового периода — образование генеративных органов от длины дня;

— растения нейтрального дня не имеют фотопериодической реакции.

Фотопериодическое воздействие воспринимается листьями. Взаимодей­ствие фотопериода и температуры называют фототермопериодизмом. При пониженной температуре у многих короткодневных растений критическая длина дня повышается, а у длиннодневных — понижается, то есть область возбуждения расширяется. Для фотопериодической обработки растений ко­роткого дня наиболее эффективен свет с длиной волны около 600 нм, для растений длинного дня — красная и инфракрасная часть спектра лампы на­каливания. Для создания условий короткого дня интенсивность тормозяще­го света не должна превышать 4 лк.

Следующим биологическим фактором индуцирования цветения при помощи холода называют яровизацией. Многие двулетние или зимующие овощные растения без воздействия холодом остаются в вегетативном состоянии. Вос­приятие холода начинается в различных фазах. Фаза, предшествующая нача­лу чувствительности и воздействию холодом называется ювенилъной. Показа­телем продолжительности ювенильной фазы служит минимальное для каж­дого вида растений количество листьев. Показатель окончания ювенильной фазы обычно более короткий у ранних форм, чем у поздних. Однолетние растения не имеют четко выраженной ювенильной фазы, в отличие от мно­голетних растений.

Яровизация семян происходит, когда набухшие семена без прорастания подвергаются холодной обработке. Для избежания деяровизации необходимо воздействие холодом продолжить и после подсушивания яровизированных се­мян перед их высевом. При выращивании рассады, чтобы предотвратить стрел-кование растений от воздействия холодом, выращивание проводят при более высокой температуре. Антияровизирующий эффект используют, если тепловая обработка растений перед посадкой тормозит стрелкование и его применяют практически для пекинской капусты, сельдерея, салата эндивия, лука репча­того. Деяровизирующий эффект, т. е. предотвращение яровизации наблюдается у многих овощных культур. Воздействие на растения высокой температурой в течение нескольких часов ежедневно или в течение суток раз в неделю подав­ляет яровизацию кочанной капусты, кольраби. Деяровизацию практически применяют при выращивании рассады в условиях защищенного грунта.

Современные методы возделывания овощных культур базируются на ис­пользовании факторов регулирования условий внешней среды для получе­ния стабильных высоких урожаев. Например, наклюнувшиеся семена огур­ца, выдержанные в течение 2—3 суток на тающем льду, начинают прорастать при 10° (вместо обычных 20—25°), а томатов — при 8° (вместо 15—20°). Рас­тения, выросшие из семян, подвергнутых воздействию пониженными тем­пературами, ускоряют свое развитие, раньше начинают цвести и плодоно­сить.

Такие же результаты дает обработка семян томата переменными темпе­ратурами: высокими (20—25°) днем и низкими (минус 1—3°) ночью.

Рост и развитие растений ускоряют в фазу интенсивного формирования корневой системы и ассимиляционного аппарата. Этого достигают созданием высокого агрофона за счет повышенного минерального питания, что осо­бенно важно для молодого сильнорастущего организма, потребляющего на единицу сухого вещества в 2—3 раза больше солей, чем взрослое растение.

Рост растений при высеве в грунт семенами ускоряют дражированием семян, а также одновременным внесением (с семенами) минеральных удоб­рений.

В продуктивный период ускорение завязывания плодов у томата дости­гают опрыскиванием стимуляторами роста, корневыми и внекорневыми под­кормками макро- и микроудобрений.

Плодоношение огурца и томата ускоряют прищипками, пасынкованием и формированием куста;

Ускорение созревания плодов томата, убранных недозрелыми, достигают обработкой их в специальных камерах газом этиленом (дозаривание плодов).

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1607 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В процессе исторического развития (филогенеза) растения, попадая в различные экологические условия, претерпевали изменения. Приобретенные признаки передавались по наследству из поколения в поколение. В онтогенезе (от начала до конца индивидуальной жизни растения) в зависимости от условий среды идет рост и развитие овощных растений.

Рост — это процесс новообразования отдельных составных частей клеток и органов, сопровождающийся увеличением размеров и массы растений. Развитие - это процесс качественных изменений, происходящих в точках роста растений, который приводит к появлению генеративных органов и плодоношению.

Оба эти процесса взаимосвязаны и взаимообусловливают один другой, ив то же время они в известном смысле являются автономными, т. е. протекающими самостоятельно. Например, в период зимнего хранения маточников (корнеплодов, луковиц, кочанов) в конусах нарастания могут проходить качественные изменения, и после высадки их в поле быстро образуются стебли, а затем начинается цветение и плодоношение.

Фазы роста

В течение своей жизни растения проходят несколько фенологических фаз. Каждая фаза характеризуется определенными морфологическими изменениями, которые можно наблюдать невооруженным глазом. Таких фаз насчитывается десять:

1. покоящееся семя;

2. набухание семени;

3. прорастание семени;

4. появление всходов;

5. рост вегетативных органов и, формирование органов запаса;

6. рост стебля и его боковых ответвлений;

10. созревание плодов.

Первая фаза развития овощных растений характеризуется замедленными темпами жизнедеятельности растений, что обусловливается наличием в семенах небольшого количества влаги. В этой фазе растения могут успешно переносить неблагоприятные условия среды.

Во второй фазе растения поглощают большое количество воды, благодаря чему семена увеличиваются в объеме. В семенах начинается активная деятельность ферментов, которые гидролизуют сложные органические соединения в более простые. Под влиянием ферментов белки распадаются до аминокислот, жиры — до липоидов, полисахара — до моносахаров. Наличие удобоусвояемых питательных веществ для зародыша семени способствует его пробуждению.

Третья фаза развития овощных растений характеризуется активным ростом зародыша, благодаря чему оболочка семени разрывается и образуется корешок, который быстро увеличивается в размере.

Четвертая фаза характеризуется появлением из почвы семядольных листочков. К этому времени запасные питательные вещества семени истощаются, растения переходят к самостоятельному (автотрофному) питанию, начинают усваивать углекислый газ семядольными листочками и поглощать корнями минеральные соли из почвы.

В пятой фазе овощные растения развивают мощную корневую систему и ассимиляционный аппарат, благодаря деятельности которых происходит накопление питательных веществ и отложение их в органы запаса. Конечным этапом этой фазы является формирование продуктовых органов (овощей): кочанов, корнеплодов, луковиц, клубней, корневищ. Плодовые овощные растения к этому времени накапливают такое количество питательных веществ, которое способствует активному формированию генеративных органов.

Шестая фаза характеризуется сильным ростом стеблей. На рост побегов расходуется большое количество питательных веществ, которые поступают не только за счет ассимиляции из почвы и воздуха, но и из органов запаса. В практике имеют место случаи преждевременного образования стеблей еще до того, как сформируются органы запаса. Однако это явление вызывается чаще всего неблагоприятными условиями среды (недостаток влаги, высокая температура и т. д.), и его следует считать аномальным. Переход к шестой фазе у двулетних и многолетних растений наблюдается на второй год жизни, а у однолетних он происходит мало заметно в первый же год.

При наступлении седьмой фазы на стеблях образуются бутоны. В эту фазу продолжается активный рост основных стеблей и боковых ответвлений а вместе с ними и увеличивается количество листьев.

Восьмая фаза развития овощных растений наступает после распускания бутонов. Происходит опыление цветков, после чего семяпочки завязей оплодотворяются. Конечным этапом этой фазы является отмирание и опадение (или усыхание) лепестков.

Девятая фаза развития овощных растений характеризуется усиленным разрастанием и увеличением в объеме оплодотворенных завязей. По мере роста плодов в них происходит формирование семян и накопление питательных веществ. К концу девятой фазы плоды достигают максимальных размеров.

При наступлении десятой фазы плоды, как правило, не увеличиваются в размерах. В них происходят глубокие физиологические процессы — переход питательных веществ в малодеятельное состояние и потеря влаги. Семена приобретают характерную окраску и достигают полной спелости.

Прохождение фенологических фаз

Прохождение фенологических фаз роста и развития у однолетних, двулетних и многолетних растений протекает по-разному. Однолетние растения все фазы роста и развития проходят в течение года. У двулетних овощных растений в первый год проходят пять фаз, т. е. у них происходит формирование продуктовых органов (корнеплодов, луковиц, клубней). После этого растения переходят в состояние покоя, и в таком виде они могут сохраняться при определенных условиях до будущего года. На следующий год жизни растения проходят все последующие фазы роста и развития. Многолетние овощные растения растут и развиваются, как и двулетние. Различие определяется тем, что после сформирования в первый год жизни органов запаса, например корневищ, они могут возобновлять свой рост в последующие годы.

Периодичность роста овощных растений

В процессе эволюции растения выработали способность переходить от состояния активного роста к состоянию замедленной жизнедеятельности, которое называют покоем. Это является результатом приспособления растений к постоянно повторяющейся смене теплой летней погоды суровыми зимами. Растения, находящиеся в состоянии покоя, способны противостоять низким температурам и другим неблагоприятным условиям.

У однолетних растений состояние замедленной жизнедеятельности наблюдается в фазе семени. У двулетних растений состояние покоя можно наблюдать дважды: в фазе семени и после того, как сформируются корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны или стеблеплоды. Используя способность растений находиться в состоянии покоя, человек может создавать запасы овощей и картофеля на длительное время.

Переход в состояние покоя обусловливается созданием жироподобного слоя на поверхности протоплазмы клеток в точках роста. Протоплазма клеток становится более плотной и вязкой. В результате этого процессы дыхания, транспирации и роста почти затухают. Состояние покоя у растений может быть глубоким и вынужденным. Под глубоким покоем следует понимать такое состояние растений, при котором они не могут начать рост даже при наличии благоприятных условий среды. Примером глубокого состояния покоя могут служить свежеубранные клубни картофеля, которые не тронутся в рост, если их посадить сразу же после уборки. Если же эти клубни сохранить до января — февраля в хранилище, то они приобретают способность к прорастанию. Выход, растений из состояния покоя обусловливается биохимическими процессами, протекающими в растениях, в ходе которых сложные органические соединения превращаются в более простые и становятся доступными для почек. После окончания периода глубокого покоя растения приобретают способность к росту. Однако, если условия окружающей среды сложатся неблагоприятно, вегетация не начнется и растения будут пребывать в вынужденном покое. У картофеля, лука и некоторых других культур период глубокого покоя заканчивается через 2—4 мес. после уборки. При дальнейшем хранении они находятся в состоянии вынужденного покоя. Способность, растений находиться в покое или вегетации используется в овощеводстве для управления жизнью растений в нужном направлении. Например, если нужно «заставить» растения быстрее закончить свой рост, прекращают поливы, уменьшают азотное питание, подрезают корневую систему. В других случаях применяют отдельные приемы для выведения растений из состояния покоя с целью быстрейшей их вегетации. Такими приемами являются: теплые ванны для луковиц; воздействие химическими реактивами, например тиомочевиной, этиленхлоргидрином, роданистым натрием. Развитие овощных растений. Выше уже отмечалось, что в растениях наряду с ростом идут процессы развития, т. е. качественные изменения содержимого клеток и органообразовательных процессов, которые, проходят в точках роста растений с момента прорастания семян до созревания новых семян. Почки растений, находящиеся ближе к верхушечной точке роста, бывают более развитыми, чем, в нижней части растения.

Развитие растений происходит скачкообразно и, как правило, в определенной последовательности. Это зависит от условий внешней среды и протекает в виде определенных стадий. Первая стадия определяется тепловым фактором. Ее называют стадией яровизации. Однако правильнее ее называть температурной.

У холодостойких овощных культур (салат, корнеплодные растения, капуста и др.) температурная стадия проходит при низкой положительной температуре от 1 до 5° С. У некоторых холодостойких культур, например репчатого лука, диапазон температур более широкий (от 2 до 18°С). У теплолюбивых культур (огурец, томат, фасоль) процессы развития проходят при тех же температурах, которые необходимы для роста этих культур. После температурной стадии растения, прежде чем приступить к формированию генеративных органов, должны закончить световую стадию, для прохождения которой необходима определенная продолжительность дня.

По отношению к длине все растения делят на 3 группы:

1) растения короткого дня, требующие для своего развития 12 часов;

2) растения длинного дня, которые быстрее переходят к плодоношению при длине дня свыше 14—16 часов;

3) нейтральные, не реагирующие на длину дня. Растениями короткого дня являются огурец, дыня, арбуз, томат, перец, баклажан, фасоль, кукуруза и др. При выращивании этих культур в северных районах в рассадный период укорачивают длину дня до 10-12 часов; Благодаря этому они начинают плодоносить на 6-10 дней быстрее, чем при выращивании на длинном дне.

К растениям длинного дня относятся салат, свекла, шпинат, редис, редька и некоторые другие, которые в условиях длинного, дня быстро заканчивают прохождение световой стадии и выбрасывают стебель. При выращивании этих растений на коротком дне развитие их протекает медленно, они наращивают большую вегетативную массу и образуют стебли позднее. Именно поэтому названные растения почти никогда не образуют стеблей при выращивании в парниках, где искусственно укорачивается световой день путем притенения матами. Аналогичная картина наблюдается при выращивании растений длинного дня в осенний период, когда световой день становится коротким, или при выращивании их в южных районах. К нейтральным растениям относятся капуста, морковь, петрушка, картофель. Говоря о развитии, следует остановиться на продолжительности прохождения стадийных изменений у растений. У таких растений, как салат, редис, шпинат, стадийные изменения заканчиваются за 6-10 дней. Эту группу растений принято называть короткостадийной.

Морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква проходят температурную стадию за 120-180 дней. Эти растения называют длинностадийными. Промежуточное положение занимают свекла, репа, редька, репчатый лук, заканчивающие температурную стадию за 30—50 дней. Если у однолетних растений все стадийные изменения происходят в первый же год жизни, то у двулетних они протекают главным образом после того, как растения накопят досрочное количество питательных веществ, т.е. в период хранения маточников в хранилищах. Исходя из биологических особенностей растений в период хранения маточников в хранилище поддерживают температуру, благоприятствующую прохождению первой стадии. Если таких условий во время хранения не будет создано, цветочные стебли не образуются. Это явление называется «упрямством». При вегетативном размножении репчатого лука, когда нужно.задержать образование цветочных стрелок, луковицы в зимний период хранят при температуре 0-1 или 20-25° С, чтобы не прошла температурная стадия.

При возделывании двулетних овощных культур на продукцию часто бывают случаи образования у некоторых растений цветоносных побегов в первый же год их жизни. Объясняется появление «цветухи» наследственными особенностями индивидуума, а также нарушением правил семеноводства.



webkonspect.com - сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com - надёжное место для хранения небольших файлов.

Как растут растения. Стадии роста растений. Рост и развитие растений можно ускорять и замедлять. Выгонка растений (досрочное прекращение покоя)

Огородники и садоводы-любители выращивают растения из года в год, не задумываясь о базовых принципах растениеводства, а зря! Знание о том, как растут растения поможет создать благоприятные условиях для зелёных питомцев, улучшить урожайность и облегчить уход за ними. Век живи — век учись!

Предлагаем вашему вниманию научные основы роста и развития растений, в дополнение к вашему багажу знаний и опыта. Сведения, приведенные в статье, помогут лучше «понять» растения и выращивать их осознанно.

Что такое рост растений

Рост растений — процесс образования клеток, тканей, органов растений, который сопровождается увеличением объема, массы и размеров. При росте растений формируются новые почки, листья и побеги, увеличивается высота растений, толщина стволов и листьев, размеры побегов.

Растут растения незаметно для глаза человека, особенно при хранении, когда у растений идет процесс образования почек.

В научном растениеводстве принято выделять 10 фаз роста и развития растений.

1. Семена в покое. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены.

2. Набухание семян. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.

3. Прорастание семян. При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки. Для успешного прорастания семени необходима определенная температура, индивидуальная для каждого вида растения. Например, семена редиса, моркови, брюквы, салата и других холодостойких растений прорастают при температуре °C; семена фасоли, сахарной кукурузы, клубни картошки прорастают при °С; семена дыни, арбуза, баклажана при °С. Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.


Четвертая и пятая фазы роста растения: слева - всходы, справа - рост листьев и корней. Фото:

4. Всходы. Всходы — четвертая фаза роста растений, в это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. В фазе всходов растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

5. Рост листьев и корней. В фазе роста корней и листьев растение формирует мощную корневую систему и увеличивает поверхность листьев. В это время происходит накопление питательных веществ в различных органах растения: клубнях, корнеплодах, луковицах, кочанах, ягодах и др. Плодовые овощные растения в фазе роста листьев и корней накапливают в стеблях и листьях достаточное количество питательных веществ, которые пригодятся при формировании органов размножения.

6. Рост стебля и боковых побегов. Переходя в фазу роста стебля и боковых побегов, растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в фазе роста листьев и корней для роста стебля и усвоения питательных веществ. Это очень важная фаза. Образование стеблей и ответвлений у плодовых овощных растений сопровождается формирование органов размножения. Двулетние и многолетние растения переходят к этой фазе на второй год жизни, а однолетние — в год посадки. У двулетних растений шестая фаза может происходить в первый год, в это время наблюдается образование цветоносов, тоже происходит и у однолетних растений, когда они «перескакивают» фазу формирования продуктовых органов (редис, шпинат, салат).

7. Бутонизация — седьмая фаза роста растений, период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях.

8. Цветение — восьмая фаза роста растений, наступающая после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают.

9. Рост плодов — девятая фаза роста растений. В фазе роста плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения.

10. Созревание плодов — десятая фаза роста растений, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Знание фаз роста растений помогает скорректировать агротехнические мероприятия и ухаживать за растениями с максимальной пользой для них.

Продолжительность жизни растений

Овощные растения принято делить на три группы по продолжительности периода жизни.

1. Однолетние растения — растения, успевающие пройти все фазы роста и развития за один год. Когда все «земные дела» выполнены, однолетние растения отмирают. Все плодовые растения, а также шпинат, салат, редис, пекинская и цветная капуста, укроп и др., относят к однолетним растениям при выращивании умеренном климате.

2. Двулетние растения — растения, формирующие листья, корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны, стеблеплоды в первый год жизни, оставляющие формирование цветоносов, плодов и семян на второй год жизни. Чтобы размножать двулетние растения, клубни, корнеплоды, луковицы, кочаны вместе с корнями хранят зимой в хранилище, а на следующий год высаживают в открытый грунт. Примеры двулетних овощных растений: морковь, редька, репа, свёкла, сельдерей, петрушка, белокочанная, савойская и брюссельская капуста.


Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение. Фото: Википедия

3. Многолетние растения — растения, формирующие в первый год жизни мощные корни и листья, но не образующие плодов и семян. Образование плодов и семян у многолетних растений происходит на второй, третий год жизни и продолжается много лет. Примеры многолетних овощных растений: ревень, спаржа, хрен, лук-батун, щавель.

Отметим, что все три группы растений подразделяют условно, ведь на родине (там где растение растет в дикой природе) многие привычные нам однолетние растения прекрасно растут в многолетнем режиме, например: томаты (помидоры), сладкий перец, базилик, майоран и др.

Даже в пределах одного вида растений, продолжительность жизни может быть сортовым признаком, например некоторые сорта редьки (Ремо, Штутгартская) формируют семена за один год жизни, хотя редька считается типичным двулетним растением.

Состояние покоя у растений

Тепло — важнейший фактор роста растений, поэтому летом начинается активная жизнедеятельность у овощных растений, замедляющаяся при наступлении холодной погоды и сокращении светового дня.

Когда растение переходит в состояние покоя все процессы: фотосинтез, дыхание, транспирация, испарение воды листьями; затормаживаются и приостанавливаются. В покое, в клетках растений происходят изменения: уменьшается количество влаги, протоплазма клеток становится более вязкой, простые органические вещества превращаются в более сложные и откладываются в запас. Состояние покоя помогает растениям переносить неблагоприятные условия, складывающиеся при смене времен года.

Однолетние овощные растения переходят в состояние покоя при созревании семян, из которых при благоприятных условиях могут сформироваться новые растения.

Двулетние растения могут переходить в состояние покоя после образования продуктовых органов запаса (овощей) — корнеплодов, клубней, луковиц, корневищ, кочанов.

Находясь в глубоком покое, растения не могут расти даже при благоприятных условиях, например, картофельные глазки не пробуждаются даже если их после выкопки посадить в теплицу. В хранилище клубни картофеля могут прорастать в январе-марте, но не прорастают из-за низкой температуры. Период, когда растения способны к прорастанию, но условия этому не благоприятствуют, принято называть периодом вынужденного покоя.

Состоянием покоя растения можно управлять. Чтобы ускорить наступление покоя, растения перестают поливать, подкармливать азотными удобрениями, подрезают корни.

Чтобы ускорить выход растения из состояния покоя прибегают к выгонке. При выгонке луковицы репчатого лука купают в тёплой ванне, с температурой +40 °C, а картофельные клубни обрабатывают химическими растворами (тиомочевина, этиленхлоргидрин, роданистый натрий), воздействуют стимуляторами роста — гетероауксином, гиббереллином, этрелом.

Необходимость выгонки наступает при выращивании семян у двулетних растений. Поэтому маточники прикапывают на утепленных участках почвы за дней до высадки на постоянное место. Подращивание маточников улучшает созревание семян у растений с длинным вегетационным периодом.

Ускорение образования плодов и семян

Под воздействием тепла растения проходят первую, температурную стадию, называемую чаще всего яровизацией. Яровизация начинается после прорастания семени. У холодостойких растений (капуста, салат, все корнеплодные растения, шпинат) яровизация протекает при температуре °C, у репчатого лука — при °C.

Чтобы ускорить формирование плодов и семян, маточники этих растений в течение определенного времени необходимо хранить при указанной температуре. Если таких условий не будет, растения не перейдут к образованию стеблей, цветков и семян.

Это свойство растений используют при вегетативном размножении репчатого лука. С этой целью луковицы, предназначенные для посадки, хранят при температуре, при которой процесс яровизации пройти не может (-1 — + 1 °C или выше +18 °C).

У томатов, огурцов, фасоли и других теплолюбивых культур яровизация протекает при температуре, которая является благоприятной для роста.

Световая стадия — вторая стадия развития плодов и семян, реакция растений на продолжительность светлого и темного периодов суток.

Растения длинного дня, развивающиеся и переходящие к формированию плодов при световом дне более 12 часов, например: салат, все корнеплодные растения, капуста, шпинат и др. При выращивании в условиях короткого дня (световой день менее 12 часов в сутки) образование цветоносных стеблей и стрелок у растений длинного дня задерживается. Поэтому, при выращивании редиса, салата, шпината в парниках, световой день искусственно сокращают до

Арбуз и баклажан никак не реагируют на продолжительность светового дня, поэтому их называют нейтральными.

Продолжительность периодов жизни растения

По продолжительности периодов, стадий, жизни растения принято делить растения на кратко-стадийные и длинностадийные. У кратко-стадийных, скороспелых растений, каждая стадия продолжается суток (шпинат, редис, салат), а у длинностадийных — суток (капуста, петрушка, морковь, сельдерей, брюква).

Продолжительность прохождения стадийных изменений у растений бывает различная. У короткостадийных изменения происходят за (салат, редис, шпинат), у длинно-стадийных — за 120 и более суток (морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква и др.). К средне-стадийным растениям относят столовую свеклу, репчатый лук, репу, редьку и др.

Продолжительность вегетационного периода, сроки наступления цветения и плодоношения у однолетних, двулетних и многолетних растений зависят от скорости прохождения ими отдельных периодов роста и развития. Изменяя почвенно-климатические условия и способы культуры, можно удлинять или укорачивать жизнь растений.

Влиянием продолжительности температурной и световой стадий объясняется образование цветоносных стеблей (стеблевания) у двулетних растений в первый год их выращивания, а также задержка появления цветоносов при семеноводстве двулетних овощных растений после высадки маточных растений в поле.

Понимание биологической сущности процессов, протекающих в растениях, позволяет овощеводу управлять ростом и развитием растений.

Рост и развитие проходят одновременно, но с различной скоростью. Соотношение между ростом и развитием овощных растений проявляется по-разному, возможны четыре варианта развития событий:

  1. Быстрый рост и быстрое развитие. Наблюдаются у овощных растений из группы плодовых, растения быстро развивают вегетативную массу и переходят к плодоношению.
  2. Быстрый рост и медленное развитие. Желательно при выращивании продуктового органа вегетативного характера: корнеплод, луковица, стеблеплод.
  3. Медленный рост и быстрое развитие. Наблюдаются при неблагоприятных условиях, например при засухе. Растения, не сформировав продуктового органа, переходят к стеблеванию.
  4. Медленный рост и медленное развитие. Такие условия создают при консервации рассады, когда ее содержат в теплицах до наступления более благоприятных условий освещения при пониженной температуре и ограниченном водоснабжении.

Читайте также: