Американская нация от миске с салатом

В Северной Америке процесс формирования государства-нации развивался первоначально по импульсу, заданному английской политической культурой, но в дальнейшем он получил свои уникальные, только ему присущие черты. Начнем с того, что к моменту провозглашения Соединенных Штатов главным цементирующим началом была религия. Точнее, целый конгломерат различных сект и течений протестантского толка. В основу будущей американской нации легла англо-протестантская культура, которая включает в себя "английский язык, десять евангельских заповедей, английские представления о главенстве закона, ответственности правителей и правах отдельных личностей", а также протестантские ценности, прежде всего - индивидуализм. На заре американской истории не было ясности даже с государственным языком: шел спор, какой язык выбрать в качестве такового - английский или немецкий (среди поселенцев существенную долю представляли лютеране, кальвинисты и меннониты из северной Германии). Официальная (англиканская) церковь практически не прижилась и была вытеснена после получения независимости. Католики воспринимались американскими фундаменталистами почти как исчадия ада. Кроме того, рядом с белыми американцами жили негры и индейцы, которых не считали не только за граждан, но и просто за людей.

В преамбуле к американской конституции было употреблено ставшее историческим выражение "мы, народ Соединенных штатов", но в реальности единой американской нации тогда не существовало. Вместо нее стали формироваться целых две нации - северяне (янки) и южане, которых позднее назовут конфедератами. Это противоречие нашло решение в ходе жестокой Гражданской войны между Севером и Югом, основной причиной, которой была вовсе не проблема рабства, как принято считать, а существование в рамках формального федеративного государства двух практически сформировавшихся наций. С победой промышленного Севера над рабовладельческим Югом и колонизацией Запада и началось формирование американской нации-государства (или нации-империи). Интенсивная иммиграция из Старого Света, а затем из Азии и Латинской Америки, вызвала к жизни концепцию так называемого "плавильного котла" (melting pot), усиливается "пористость" этнического пространства, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов", куда "стопроцентному" американцу хода не было и нет. Согласно мнению Д. Евстафьева, чайнатаун стал поворотным пунктом в формировании американской "нации": "Действительно, в государстве, где основными государствообразующими элементами были территория, захваченная по праву сильного, а не "исконная", и язык, - начали возникать места (причем достаточно плотно населенные), где владеть английским стало совершенно необязательно" Евстафьев Д. Несколько мыслей об Америке. М.,1989.С. 40. Предполагалось, что все эмигранты должны переплавиться в единую американскую нацию как в плавильном котле. С некоторыми этническими группами так и произошло. К ним относятся, естественно, все выходцы с Британских островов, а также немцы, которые растворились полностью, частично итальянцы и в разной степени другие европейские народы, в том числе славянские. Фактически это стало зримым свидетельством того, что "плавильный котел" уже не справляется с теми, у кого этническая доминанта в самоидентификации выражена сильно.

Но "плавильный котел" не получился: этому помешал расовый фактор, который изначально доминировал в американском социально-политическом сознании. Дело в том, что в отличие от континентальной англосаксонская политическая культура характеризуется отсутствием понятия "равенство", которое свойственно почти всем народам Евразии. Поначалу англосаксонские американцы держали "интеграционную дистанцию" в отношении ирландцев, итальянцев и евреев. Но позднее, по-видимому, это произошло в первой половине ХХ века, появление категории "белый" позволила формализовать эти отношения. Но в результате группа "цветных", включавшая в себя индейцев (в том числе латиноамериканцев), негров и азиатов, была вновь отброшена по ту сторону границы, отделявшей "своего" от "чужого".

В период 1950-1960-х годов статус полноценных американцев приобрели индейцы (автохтоны), в 1970-80-е годы - азиаты. В настоящее время в стадии интеграции в американское общество находятся так называемые "испанос", то есть испаноговорящие, но этот процесс еще далек от завершения, если вообще когда-нибудь закончится. К сожалению, в американской "англо-саксонской" ментальности афро-американское население по-прежнему сегрегированно. Это подтверждается статистикой смешанных браков и другими социально-экономическими показателями Согрин В.В. Новый образ Америки // США - ЭПИ. 1993. №4.С. 8-9.

Таким образом, американский плавильный котел не сварил тот суп, из которого должна была получиться единая нация. Это понимают и ведущие американские политологи. На место прежней концепции пришла новая - теория "миски с салатом" (salad pot): американская нация - это "салат, где все овощи остаются сами собой". Политологи предсказывают кризис американской нации и американской идентичности в их прежнем виде. Он уже выражается в отрыве от американской элиты, пропагандирующей мультикультурность как будущее США, от основной массы населения, которая не приемлет эту концепцию. Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. Уже сейчас черные и испанцы прямо-таки вытесняют белых из ряда городов, и например, Детройт или Балтимор напоминают оккупированные поселения с комендантским часом круглые сутки - на улицах и днем редко можно встретить белых. В Атланте, в частности, по красивейшему центру никто не гуляет даже днем.

И вместе с тем в Америке проявляется терпимость в расово-этнических отношениях: "Какой бы мрачной ни была эта картина, - подчеркивает Д. Шляпентох, - более интернациональной страны, чем эта, представить себе трудно. Национальная терпимость и уважение друг к другу здесь поразительны. Я ни разу за все это время не наблюдал проявления недоброжелательности, даже в такой форме, как усмешка или косой взгляд, в отношении между черными и белыми. (Я, конечно, имею в виду Север, но не думаю, что на Юге внешне дела обстоят иначе)" Шляпентох Д. Незнакомые американцы // Родина. 1992. № 10.С. 103-104) Далее, как мусульмане в Европе, так и мексиканцы и другие испаноязычные католики не желают адаптировать американские ценности и английский язык. В сегодняшней Америке двуязычие - это уже лингвистическая и социальная реальность.

\u0410\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u044d\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u00ab\u043c\u0438\u0441\u043a\u0430 \u0441\u0430\u043b\u0430\u0442\u0430\u00bb.

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0438\u043b\u0435\u0442\u0438\u0435 XX \u0432\u0435\u043a\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0435\u0441\u043b\u043e \u043d\u0435\u043c\u0430\u043b\u043e \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432 \u0410\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0435, \u0430 \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e: \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u00ab\u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u0430\u044f \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430\u00bb, \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u0438 \u0442\u0435\u043b\u0435\u043a\u043e\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0430\u0447\u0438\u043d\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0443, \u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043b\u043d\u044b \u00ab\u0438\u043c\u043c\u0438\u0433\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438\u00bb \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043b\u0438 \u0430\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c, \u0432\u043d\u0435\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0432\u043a\u043b\u0430\u0434 \u0432 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043e\u0431\u043e\u0437\u0440\u0435\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043b \u00ab\u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439\u00bb (An Outline of American History. USIA. 1994. P.353). \u0421\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435\u0432\u0438\u043d\u043e\u0439 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435\u0439\u0448\u0430\u044f \u044d\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u044f \u0410\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0435\u0435 \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d. \u041d\u0435\u043c\u0430\u043b\u043e\u0432\u0430\u0436\u043d\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u043e\u0432\u043e-\u044d\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u2014 \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0432 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u0438 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u0442 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b. \u0421\u043b\u043e\u0436\u0438\u0432\u0448\u0430\u044f\u0441\u044f \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u0432 \u0410\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0435 \u044d\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u044f \u043d\u0435\u0440\u0430\u0437\u0440\u044b\u0432\u043d\u043e \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u0433\u043b\u043e\u0431\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u044d\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441\u043e\u043c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0443\u0436\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0443\u0433\u0440\u043e\u0437\u043e\u0439 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0431\u0435\u0437\u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.


Американская этническая «миска салата».

Последнее десятилетие XX века принесло немало изменений в Америке, а именно: закончилась «холодная война», компьютерная и телекоммуникационная революции начинают трансформировать и экономику, и образ жизни, новые волны «иммиграции» сделали американское общество более разнообразным, внеся свой вклад в то, что один из обозревателей назвал «первой универсальной нацией» (An Outline of American History. USIA. 1994. P.353). Сердцевиной этих стремительных изменений является дальнейшая эволюция Америки на основе ее сильных и слабых сторон. Немаловажную роль здесь играет расово-этнический фактор — от него в существенной степени зависит будущее страны. Сложившаяся сейчас в Америке этническая ситуация неразрывно связана с глобальным этническим кризисом, который уже становится реальной угрозой международной безопасности.


Эксперты из разных стран пытаются определить наилучший способ интеграции иммигрантов

Открытые дебаты «Много культур – одна Европа» стали центральным событием международного фестиваля «День Европы» проводимого в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Участники дебатов – как приглашенные из европейских университетов профессора, так и представители принимающей стороны – попытались определить, что такое европейская идентичность, и какой вариант интеграции мигрантов из стран третьего мира предпочтительнее для России – американский «плавильный котел» или европейский «мультикультурализм».

В чем заключается европейская самоидентификация, попытался сформулировать президент Европейского университетского института во Флоренции (EUI) Жозеп Боррель Фонтельес. С его точки зрения, базовыми характеристиками Европы являются демократия, права человека, приоритет закона и социальная солидарность. Что же касается общеевропейской культуры, то здесь синьор Фонтельес настроен скептично: «Мы наблюдаем явное доминирование американской и англосаксонской традиций, которые воспринимаются всеми народами. В то же время в Германии мало желающих слушать французскую музыку, и наоборот», – заметил он.

Впрочем, участники дискуссии в зале отмечали, что все перечисленные президентом EUI признаки европейской самоидентификации в полной мере подходят к США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии – странам, которые населены потомками иммигрантов, преимущественно из Старого Света.

«Плавильный котел» трансформируется

Кстати, «мультикультурализм», о закате которого в начале этого года заявили лидеры Франции, Великобритании и Германии, впервые был провозглашен именно правительствами Канады и Австралии. Об этом напомнил доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко, неоднократно читавший лекции в университетах Болоньи (Италия), Джорджа Мейсона в Вашингтона, а также в Гарварде.

Американский интеграционный принцип «плавильного котла» Ткаченко охарактеризовал так: «Эта модель была реализована государством, которое было заведомо мощнее, богаче, привлекательнее других государств планеты. И с этим нельзя не считаться. Модель "плавильного котла" предполагала, что представители разных наций приезжают в Америку, принимают существующую культуру, и расстаются со своими национальными особенностями, становясь американцами. То есть, государство ставило условие, а люди с ними соглашались, или нет».

Вместе с тем в последние десятилетия в американских мегаполисах стали появляться крупные национальные кварталы – китайские, корейские, итальянские, – жители которых в значительной степени сохранили традиционный уклад своей исторической родины, считаясь при этом американцами. Это, по мнению участников дискуссии, свидетельствует о том, что модель «плавильного котла» трансформируется.

«Иммигранты должны нести свою долю ответственности»

В значительной степени американский опыт интеграции иммигрантов был заимствован во Франции, – уверяет директор Центра европейских исследований Европейского университета Санкт-Петербурга Мария Ноженко. А вот в Бельгии применен метод, который Ноженко условно называет «миской с салатом»: «Там сохраняется разнообразие национальных сегментов, но при этом они “заправлены” неким соусом, а именно – государством, которое помогает им и поддерживает во всем».

Вопрос об ответственности самих иммигрантов перед принявшей их страной участники дискуссии отдельно не затрагивали. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила затронуть эту тему Жозепа Борреля Фонтельеса.

«Это – двусторонний процесс, – начал комментарий президент Европейского университетского института во Флоренции. – Конечно, иммигранты должны нести ответственность перед обществом, в которое хотят интегрироваться. Они не могут приехать в другую страну и вести себя так, как им хочется».

На уточняющий вопрос: несут ли иммигранты ответственность перед принимающей стороной, или только должны ее нести, президент EUI, немного поколебавшись, повторил: «Они не всегда несут эту ответственность, но они должны ее нести, и эта ответственность велика!».

«События на Манежной площади стали шоком»

Между тем, националистические силы в России в последнее время все чаще выражают недовольство не только поведением трудовых мигрантов, но и самим фактом их пребывания в местах с преимущественно русским населением. Недаром, из зала докладчикам напоминали и о национальных столкновениях в карельском городе Кондопога, имевших место в сентябре 2006 года, и о марше националистов на Манежной площади в Москве, в конце прошлого года, и об убийствах студентов из стран третьего мира в Санкт-Петербурге.

Станислав Ткаченко, который является руководителем коллектива разработчиков программы «Толерантность» при администрации Санкт-Петербурга, признал, что «события на Манежной стали настоящим шоком для общества, для государства и для институтов власти».

На вопрос, какая из двух моделей – «правильный котел», или «миска с салатом» является наиболее подходящей для России, Ткаченко замечает: «Россия уже не выбрала ни ту, ни другую модель. Президент Медведев сказал несколько дней назад на Ярославском форуме, что у нас должен быть третий путь – "создание российской нации". Если проанализировать этот путь, то Медведев там же упомянул о таком явлении, как “историческая общность советский народ”, и сказал, что не нужно смеяться над этой моделью; она была, в принципе, хороша, так как представляла собой баланс их двух крайностей – американского “плавильного котла” и европейского мультикультурализма».

Насколько успешным окажется опыт «создания российской нации», говорить пока рано. Можно лишь напомнить, что в царской России далеко не всех устраивало название «россиянин», и после революции многие нации поспешили воспользоваться правом на самоопределения. А с началом Перестройки «историческая общность советский народ» начала испытывать все большие трудности, в конце концов, приведшие к распаду СССР. Об этих фактах вспоминали присутствовавшие на дискуссии студенты и журналисты, но развернутых ответов со стороны докладчиков не получили. Правда, организаторы открытой дискуссии пообещали вернуться к теме интеграции мигрантов во время проведения следующего «Дня Европы».

В середине XX в. в науках о народах и их культурах преобладала концепция «плавильного котла», в котором по мере стирания различий между народами образуется общечеловеческая культура. Многие ученые верили, что постепенно национальные различия исчезнут, а все языки сольются в единый общечеловеческий язык. Смешение рас приведет к появлению некоего усредненного расового типа, сочетающего в себе признаки разных рас.

Однако этнокультурные процессы в современном мире свидетельствуют о том, что интенсивное взаимодействие народов во всех сферах общественной жизни не порождает каких-либо усредненных форм культуры. Более того, рост национального самосознания многих народов мира проявляется сегодня в активной защите своей культуры, в неприязни к попыткам представить какую-либо культуру как эталон для подражания. Мы не наблюдаем этнического смешения, ведущего к образованию единой культуры и общего языка. Длящиеся более столетия попытки создать общий для всех народов язык — эсперанто, — состоящий из элементов многих распространенных языков, остаются безуспешными, а сам этот язык так и не получил ни признания, ни распространения. В настоящее время в науке преобладает концепция «салата», где «быть вместе» означает в то же время «иметь свое место», отличное от других.

Каждая культура уникальна, неповторима. Но это не может быть препятствием для взаимопонимания между народами, поскольку каждая культура в процессе своего развития взаимодействует с другими культурами и испытывает их влияние. Понимание другой культуры в образах своей, как замечал наш соотечественник, философ и литературовед М. М. Бахтин (1895—1975), не должно вести к утрате ее «чуждости», непохожести. Более того, лучший способ познать чужую жизнь — понять, в чем ее отличие, в чем ее «чуждость». Только на такой основе возможен плодотворный диалог культур, оставляющий право за каждым народом быть самим собой.

И все же уникальность культур не исключает существование культурных универсалий, т.е. общих для всех народов ценностей, видов и форм деятельности. Ведь у всех народов мира почитаются родители и заботятся о детях, распространены спортивные состязания, и труд носит совместный характер, есть брачные и похоронные обряды, религиозные ритуалы и игры, существует система обучения и воспитания, изготавливаются орудия труда, и сооружаются жилища, украшается тело, делаются прически и многое другое. Все люди ценят добро и справедливость, истину и красоту, свободу и независимость, милосердие и мужество, любовь и дружбу. И хотя содержание культурных универсалий различно, само их существование свидетельствует в пользу признания единства человечества, но единства «различенного», единства «непохожего», единства «многообразного», которое и есть залог постоянного взаимодействия и развития народов.

Casting pot — Плавильный котёл, тигель … Краткий толковый словарь по полиграфии

Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль … Википедия

Этнические анклавы Нью-Йорка — Автохтонное население Нью Йорка, индейское племя делаваров С момента своего основания под именем Новый Амстердам голландскими торговцами в 1625 году Нью Йорк стал важным центром для иммиграции целого … Википедия

Сибирь — Сибирский федеральный округ Сибирь в географическом смыс … Википедия

Робертсон, Клифф — Клифф Робертсон Cliff Robertson Имя при рождении: Клиффорд Паркер Робертсон Дата рождения: 9 сентября 19 … Википедия

Популярные названия городов Украины — Содержание 1 Классификация по происхождению 2 Города по странам 2.1 Азербайджан … Википедия

Разговорные и слэнговые названия городов Украины — Содержание 1 Классификация по происхождению 2 Города по странам 2.1 Азербайджан … Википедия

Разговорные и сленговые названия городов Украины — Содержание 1 Классификация по происхождению 2 Города по странам 2.1 Азербайджан … Википедия

Разговорные и слэнговые названия городов на Украине — Содержание 1 Классификация по происхождению 2 Города по странам 2.1 Азербайджан … Википедия

Разговорные названия городов Украины — Содержание 1 Классификация по происхождению 2 Города по странам 2.1 Азербайджан … Википедия

диссертация на тему: «Образ представителей другой нации на людей, склонных к ксенофобии»

.Теоретические аспекты исследования ксенофобии

.1Ксенофобия, как явление психологическое

.2Персонификация ксенофобских настроений

. Организация практического исследования

.1 Психологические предпосылки и методы проведения практического исследования образа представителей другой нации

.2 Проведение исследования для изучения образа представителя другой национальности русских студентов с ксенофобскими идеями

Ксенофобия - явление, которое в последнее время происходит во многих областях жизни современной России.

Усиления процессов глобализации способствуют расширению связей между государствами в области образования, усиление «принцип " академического капитализма». Система высшего образования в России, активно реагирует на новые обстоятельства и пытаются интегрироваться в европейское образовательное пространство. В глобальной интеграции образования в общество, становится важной задачей и стратегической целью национального образования. Желание отечественных вузов стать конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг приводит к увеличению числа иностранных студентов в России. Доказательством этого является тот факт, что в последние семь лет, иностранных студентов в России, стало в два раза больше.

Прежде чем российская сторона задача обеспечить оптимальные условия для проживания и обучения для иностранных студентов, успешной адаптации к новым заняты условиях. На начальном этапе «ввести» в новую макро - и микросреду большинство иностранных студентов имеют низкий уровень информированности о политической, экономической и социальной системы страны, в которой вина, о культуре народа и о существующей в стране системе образования. Часто представители разных стран и культур очень мало знают друг о друге, руководствуются стереотипами, что не может не сказаться на длительности и сложности их адаптации к иной социально-культурной среды [4, c. 117].

Проблема адаптации к другой культуре и ее носителям в случае учреждений высшего образования касается не только иностранных студентов, но и представителей «хозяин» стороны, студенты из россии. Очевидно, что иностранные студенты, вызывать различные чувства и реакции местного населения: от простого любопытства и желания узнать что-то больше о других народах и странах, к пренебрежению, ксенофобии, открытой агрессии [4, c. 118]. Об этом свидетельствуют отдельные случаи столкновений между пришельцами и местным населением.



Ответы



есть свойство которое важно знать о том что диагональ куба в корень из 3 раз больше стороны.

и еще одна которая тут нужна что диагональ квадрата в корень из 2 раз больше стороны.

получается что у нас сторона равна корень из 3 а искомая диагональ будет в корень из 3 раз больше тобиш 3

Все материалы, размещенные на сайте, созданы либо размещены и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

пятница, 30 сентября 2016 г.

Примерная тематика индивидуальных проектов по географии для студентов 1 курса

3. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.

4. Особенности формирования современной политической карты мира.

5. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.

6. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.

7. Современные функции и проблемы крупных городов.

8. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.

9. Социально-экономическая характеристика Германии.

10. Социально-экономическая характеристика Франции.

11. Социально-экономическая характеристика Великобритании.

12. Социально-экономическая характеристика скандинавских стран.

13. Социально-экономическая характеристика стран бенилюкса.

14. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.

15. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Азии.

16. Социально-экономическая характеристика Китая.

17. Социально-экономическая характеристика Японии.

18. Социально-экономическая характеристика Индии.

19. Социально-экономическая характеристика Австралии.

20. Социально-экономическая характеристика ЮАР.

21. Социально-экономическая характеристика США.

22. Социально-экономическая характеристика Канады.

23. Социально-экономическая характеристика Бразилии.

24. Социально-экономическая характеристика Океании.

25. Современные колониальные государства.

26. «Горячие точки» планеты.

27. Новейшие изменения политической карты мира.

29. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

30. Особенности современного воспроизводства мирового населения.

31. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

32. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

33. Языки народов мира.

34. Современные международные миграции населения.

35. Особенности урбанизации в развивающихся странах.

36. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

38. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

41. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

43. Международный туризм в различных странах и регионах мира.

44. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

45. Запад и Восток Германии сегодня.

47. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

48. Особенности политической карты Африки.

50. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

51. Географический рисунок хозяйства США.

52. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

53. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

55. Внешняя торговля товарами России.


четверг, 15 сентября 2016 г.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по биологии 2002 - 2017

ФГБНУ "ФИПИ" ежегодно разрабатывает и утверждает демонстрационные варианты ЕГЭ по предметам школьного курса, в том числе ЕГЭ по биологии. Для ознакомления с контрольно-измерительными материалами достаточно скачать ЕГЭ по биологии. У нас представлен новый вариант ЕГЭ по биологии 2017. В едином государственном экзамене в 2017 году изменена структура КИМ по биологии: часть А преобразована и совмещена с частью В.


пятница, 9 сентября 2016 г.


четверг, 8 сентября 2016 г.

Формы государственного устройства


суббота, 3 сентября 2016 г.

1. Научно-методическое издание «МИР Педагога»

2. Интернет-издание Профобразование

3. Профконкурс-молодежная редакция профобразования

Участники олимпиады: ученики школ, студенты СПО.

Олимпиадные задания состоят из 25 вопросов. (за каждый правильный ответ - 4 балла)
Общее количество набранных баллов- 0-100.


четверг, 1 сентября 2016 г.

Обед монстра

Явление магнетизма известно всем. Интересные явления, связанные с притяжением веществ, человек стал замечать еще три с половиной тысячи лет назад. Тело, обладающее магнитным полем, стали называть "магнит". Простейший школьный опыт с притяжением металлической стружки видели все. А что будет, если довести его до абсурда?

Вот он, обед монстра: магнитный материал поедает металлический куб.


Формирование политической карты мира

Под термином «политическая карта» обычно понимают два значения — в узком и широком смысле. В узком смысле — это картографическое издание, на котором показаны современные границы государств мира и принадлежащие им территории. В широком смысле, политическая карта мира — это не только государственные границы стран, нанесенные на картографическую основу. Она несет в себе информацию об истории формирования политических систем и государств, о соотношении государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и экономическое развитие. При этом политическая карта мира является исторической категорией, так как на ней отражаются все изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных исторических событий.

Изменения на политической карте могут быть: количественными, в том случае, когда изменяются очертания границ страны в результате присоединения земель, территориальных потерь или завоеваний, уступки или обмена участками территории, «отвоевания» суши у моря, объединения или распада государств; качественными, когда речь идет об изменениях политического устройства или характера международных отношений, например в ходе смены исторических формаций, приобретение страной суверенитета, образование международных союзов, изменение форм государственного устройства, появление или исчезновение очагов международной напряженности.


В своем развитии политическая карта мира прошла несколько исторических периодов: Древний период (до V в. н.э.), характеризующийся развитием и крушением первых государств: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима.


В древнем мире на арену главных событий выходят первые великие государства. Вы все наверняка помните их из истории. Это славный Древний Египет, мощная Греция и непобедимая Римская Империя. Одновременно с ними существовали и менее значимые, но тоже довольно развитые государства в Средней и Восточной Азии. Их исторический период заканчивается в 5 веке нашей эры. Принято считать, что именно в это время уходит в прошлое рабовладельческий строй.

Средневековый период (V-XV вв.), характеризующийся преодолением обособленности хозяйств и районов, стремлением феодальных государств к территориальным захватам, в связи с чем крупные части суши были поделены между государствами Киевская Русь, Византия, Московское государство, Священная Римская империя, Португалия, Испания, Англия.




В нашем сознании за время от 5 до 15 веков произошло очень много изменений, которые одним предложением не охватить. Если бы историки того времени знали, что такое политическая карта мира, этапы формирования ее были бы уже тогда разделены на отдельные части. Ведь вспомните, за это время родилось христианство, зародилась и распалась Киевская Русь, начинает возникать Московское государство. В Европе набирают силу большие феодальные государства. Прежде всего это Испания и Португалия, которые наперебой один за другим совершают новые географические открытия.

В то же время постоянно изменяется политическая карта мира. Этапы формирования того времени изменят дальнейшую судьбу многих государств. Еще несколько столетий просуществует могущественная Османская империя, которая захватит государства Европы, Азии и Африки.

Новый период (XV-XVI вв.), характеризующийся началом европейской колониальной экспансии.

С конца 15 – начала 16 веков начинается новая страница на политической арене. Это было время начала первых капиталистических отношений. Века, когда в мире начинают зарождаться огромные колониальные империи, покорившие весь мир. Часто меняется и переделывается политическая карта мира. Этапы формирования постоянно сменяют друг друга.


Постепенно Испания и Португалия теряют свою мощь. За счет грабежа других стран уже невозможно выжить, ведь более развитые государства переходят на совершенно новый уровень производства продукции – мануфактурный. Это дало толчок в развитии таких держав, как Англия, Франция, Нидерланды, Германия. После гражданской войны в Америке к ним присоединяется новый и очень крупный игрок – Соединенные Штаты Америки. Особенно часто менялась на рубеже 19-20 веков политическая карта мира. Этапы формирования в тот период зависели от исхода успешных военных кампаний. Так, если еще в 1876 году Европейскими странами было захвачено лишь 10 % территории Африки, то всего лишь за 30 лет им удалось покорить уже 90 % всей территории жаркого континента. В новый 20 век весь мир вступил уже практически поделенный между сверхдержавами. Они управляли экономикой и властвовали единолично. Дальнейший передел был неминуем без войны. Так заканчивается новый период и начинается новейший этап формирования политической карты мира.

Новейший период (с начала XX в.), характеризующийся окончанием Первой мировой войны и практически завершенный к началу XX века переделом мира.


Передел мира после Первой мировой войны внес огромные коррективы в мировом сообществе. Прежде всего исчезли четыре могущественные империи. Это Великобритания, Османская Империя, Российская Империя и Германия. На их месте образовалось множество новых государств. Одновременно с этим появляются новое течение – социализм. И на карте мира возникает огромное государство – Союз Советских Социалистических Республик. В то же время укрепляются такие державы, как Франция, Великобритания, Бельгия и Япония. Им были переданы некоторые земли бывших колоний. Но такой передел многих не устраивает, и мир снова оказывается на пороге войны. На этом этапе некоторые историки продолжают писать о новейшем периоде, но сейчас принято считать, что с окончанием Второй мировой войны начинается современный этап формирования политической карты мира.


Вторая мировая война обрисовала нам те границы, большинство из которых мы видим и сегодня. Прежде всего это касается государств Европы. Самый большой результат война принесла тем, что полностью распались и исчезли колониальные империи. Возникли новые независимые государства в Южной Америке, Океании, Африке, Азии. Но еще продолжает существовать самая большая страна в мире – СССР. С ее распадом в 1991 году появляется еще один важный этап. Многие историки выделяют его как подраздел современного периода. Ведь в Евразии после 1991 года образовалось 17 новых независимых государств. Многие из них решили продолжить свое существование в границах Российской Федерации. Например, Чечня долго отстаивала свои интересы, пока в результате военных действий не победила власть могущественной страны. В то же время продолжаются изменения на Ближнем Востоке. Там происходит объединение некоторых арабских государств. В Европе возникает единая Германия и распадается Союз ФРЮ, в результате чего появляются Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Сербия и Черногория.

Мы представили лишь основные этапы формирования политической карты мира. Но история на этом не заканчивается. Как показывают события последних лет, скоро придется выделять новый период или перерисовывать карты. Ведь посудите сами: еще два года назад Крым относился к территории Украины, а теперь нужно полностью переделывать все атласы, чтобы изменить его подданство. А еще проблемный Израиль, тонущий в боях, Египет на пороге войны и передела власти, несмолкающая Сирия, которую вообще могут стереть с лица Земли могущественные сверхдержавы. Все это наша современная история.

Вы уверены в том, что США — лучшая в мире страна, а американская нация действительно "исключительная"? Такой вопрос задает читателям издание End of American Dream и предлагает посмотреть, что называется, "в лицо фактам".


Наступила предвыборная пора и американские политики забегали в ажиотаже борьбы, при этом каждый из них на разные лады повторяет сакраментальное: Америка — страна великой нации!. За примерами и идти далеко не надо. Буквально на этой неделе Уоррен Баффет успел заявить: "Америка сегодня так велика, как никогда раньше".

Правда ли это и остаются ли граждане Америки все еще великой нацией? Авторы издания утверждают, что сухие цифры говорят совсем об обратном.

1. Американцы лидируют с большим отрывом среди жителей индустриально развитых стран по количеству населения, страдающего излишним весом, что подтверждается новым докладом Организации экономического сотрудничества и развития.

2. США стали страной №1 по числу тучных детей, о чем даже говорится в докладе ОЭСР.

3. За последние 25 лет более, чем в два раза повысился в США уровень ожирения, согласно публикации USA Today.

4. Также с огромным отрывом лидируют американцы и по времени, которое тратят на просмотр телевизора, утверждает The Washington Post: в среднем 293 минуты в день. При этом "программируют" зрителей перед экраном TV 6 мощнейших американских медиакорпораций.

5. Одно исследование доказало, что средний американец проводит более 10 часов в день, используя какое-либо электронное устройство.

6. Еще до того, как обычный американский ребенок достигнет возраста 18 лет, он успеет увидеть по телевизору 40 тыс. убийств.

7. В среднем молодой американец, пока он достигнет 21 года, он уже потратит 10 тыс. часов на компьютерные игры

8. Согласно Educational Testing Service [частная некоммерческая служба тестирования уровня образования, Принстон (Нью-Джреси)], среди 22 стран американцы на последнем месте в технической квалификации и арифметике, и только две страны хуже Америки в грамотности письма.

9. Самая высокооплачиваемая должность государственного служащего в более чем половине всех американских штатов — тренер по американскому футболу.

10. Процент от благосостояния нации, принадлежащий взрослым из среднего класса, в Америке ниже, чем где-либо в мире.

11. Почти половина всех американцев (47%) не откладывают ни цента из своих зарплат в сбережения.

12. США также с большим отрывом демонстрируют самый высокий уровень лишения свободы в мире: на каждые 100 тыс. населения- 716 заключенных.

13. При этом, примерно одна четвертая часть всех заключенных мира сидит в тюрьмах США.

14. В 2014 г. от рук полиции в США погибли 1100 человек. В том же году в Канаде полиция убила 14 человек, в Китае — 12, в Германии — ноль.

15. Каждый шестой молодой американец украл что-то в течение прошлого года.

16. Сегодня в США угоняют больше машин, чем где-либо в мире.

17. По данным FOX News, около 70% женатых мужчин в США признаются в измене женам.

18. США занимает только 26-е место по продолжительности жизни, хотя американцы тратят на здравоохранение больше, чем кто-либо еще в мире.

19. Почти 70% всех американцев принимают, по крайней мере, один рецептурный препарат, и 20% — не менее пяти отпускаемых по рецепту лекарств.

20. По данным министерства сельского хозяйства США, 31% продуктов в Америке просто выбрасывается. В год это составляет приблизительно 133 млрд. фунтов еды.

21. В 2013 г. женщины получили 60% всех степеней бакалавра, которые были присуждены в стране.

22. 77% американских мужчин-христиан в возрасте 18-30 лет смотрят порно, как минимум, ежемесячно.

23. В сети Интернет существует больше 4 млн. сайтов для взрослых и все они получают больше трафика, чем Netflix, Amazon и Twitter вместе.

24. 70% американцев не чувствуют вовлеченности или вдохновения на своем рабочем месте.

25. Когда началась "война с бедностью" президента Линдона Джонсона [1964-65 гг.], менее 10% всех детей в США росли в семье с одним родителем, сегодня эта цифра взлетела до 33%.

26. Если в далеком 1950 г. вне брака родились менее 5% американских младенцев, в настоящее время это число составляет 40%.

27. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, ежегодно в США фиксируется 20 млн. новых случаев ЗППП.

28. США имеют самую высокую скорость повышения уровня ЗППП в промышленно развитых странах.

29. Согласно опросу, только 29% американцев желают, чтобы федеральное правительство урезало финансирование центров планирования семьи, даже после всех шокирующих видео, появившихся в этом году, связанных со скандалом вокруг торговли органами абортируемых младенцев руководителями ряда центров.

30. Америка имеет самый высокий уровень употребления запрещенных наркотический препаратов на планете.

31. Каждые год в США врачи выписывают 250 млн. рецептов на антидепрессанты.

32. Только 12% 50-летних мужчин США, считают, что они были "очень счастливы" в жизни.

33. Самый значительный торговый дефицит в мире, с наибольшим отрывом от других стран, также зафиксирован в США. Но большинство американцев не выглядят обеспокоенными из-за того, что тысячи предприятий и миллионы хороших рабочих мест покидают страну.

34. 102,6 млн. американцев трудоспособного возраста не имеют работы.

35. Только 25% всех американцев знают, на какой срок избираются сенаторы (6 лет), и лишь 20% знают их общее число (100).

36. С момента как Барак Обама появился в Белом доме, американцы ежечасно, каждый день "крадут" 100 млн. долларов у будущих поколений, потому что не имеют никакой возможности выплатить все долги США и ее жителей.

Неужели все вышеперечисленное подтверждает величие США и исключительность американской нации?

К последнему пункту Правда. Ру может добавить: статистика Федеральной резервной системы США и Национального кредитного бюро показывает, что около 40 млн американцев имеют задолженности по кредитам, причем из-за того, что когда-то оказались не в состоянии оплатить учебу. Даже окончив университет, не только молодые люди, но и их семьи остаются должниками банков.

Как следует из данных Департамента образования США, долги студентов сегодня составляют уже 1,3 триллиона долларов, что в три раза выше, чем десять лет назад. При этом, без малого 13,7% бывших студентов должны были начать в 2011 году погашать долги за обучение, а вместо этого в 2014 году стали объявлять себя банкротами.

США – «плавильный» котёл наций. Тест Назовите город, который не является столицей штатов: Сиэтл Топика Карсон-Сити.

Слайд 11 из презентации «По географии макрорайоны сша»

«Америка США» - Кухня индейцев зародилась ещё до захвата Америки европейцами и по настоящее время сохраняет оригинальность. Мэрилин снялась в 30 фильмах за всю свою непродолжительную жизнь. А в водах Амазонки подстерегают добычу электрические угри, хищные рыбы пираньи. Острова огненной земли, расположены около самой южной оконечности южной Америки.

«Население в США» - Сша-страна городов. Работа на контурной карте. Эскимосы-коренные жители севера сша. Алеуты-коренные жители алеутских островов и аляски сша. Проанализируйте половозрастную пирамиду на стр.298 учебника. По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов. Индейцы-коренные жители сша.

«Президенты США» - Джеймс Бьюкенен. Гаррисон проиграл Кливленду, которому блестяще удался вторичный подъем. С 1876 по 1880 годы Рузвельт посещал университет в Гарварде. Западная Флорида. Пирс Франклин. Грант подчинился желанию отца, не испытывая особого восторга к военным. Гранитная скала скульптора Борглума. Сюжет - Мемориал Линкольна.

«Вопросы о США» - Ледовитый океан. Символика и эмблематика. Каждый штат имеет свою символику. Компания – производитель авиалайнеров. На территории США Выделяют несколько сельскохозяйственных поясов специализации. Чем известны американцы Томас Эдисон и Генри Форд ? Ответ. Сколько стрел держит орлан, изображенный на гербе США?

«Государство США» - Население 285.9 млн.чел. А теперь попробуем ответить: 2.Средний Запад. По производству говядины, мяса птицы, молока США занимают 1-е место в мире. Машиностроение. Каков основной вид транспорта в США, почему? США – страна иммиграции. Транспорт. Назовите этапы формирования США. США очень богаты природными ресурсами.

«Образование в США» - Информатика. Математика. Степень доктора. Главный элемент учебного процесса –. Получение степени магистра. Этнические общины. A (высшая оценка) B C D F (неудовлетворительная оценка). Колледжи специальных интересов. Потребности различных групп населения в первой половине XIX в. ? Практика интегрированного обучения детей с нарушениями развития в обычных школах ?

Читайте также: