Конспект урока приготовление салата из вареных овощей

Разделы: Технология

Класс: 5

  • Сформировать знание по приготовлению винегрета.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Учить умению правильно пользоваться режущими инструментами.

Оборудование: ножи, разделочные доски, миски, ложка, учебник, раздаточный материал,

1. Организационный момент: проверить присутствующих, готовность к уроку.

Записать тему урока.

2. Повторение пройденного материала.

Надо установить соответствие. Сложить картинки и текст по формам нарезки овощей (даются картинки с изображением форм нарезки и на отдельных листочках названия. Необходимо для картинки подобрать текст).

Каждый ребенок называет по правилу техники безопасность и санитарной гигиены.

3. Объяснение нового материала.

В гости к детям приходит домовенок.

– Сегодня мы будем готовить самый главный овощной салат – винегрет. Это король салатов.

– А кто знает, что такое салат? (Дети говорят свой варианты.)

Записать в тетрадь:
салат – это холодное блюдо, состоящие из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетаний с мясом, рыбой, яйцом так далее.

Домовенок: – интересно, а почему винегрет король салатов?

– Главный винегрет потому, что в него входят сразу несколько овощей. А названия их спрятались в загадках.

Выходят 3 девочки и задают загадки, дети их отгадывают.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая.

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я.

И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом.

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.

А теперь все овощи перемешали
И название салата записали.
Ничего полезней нет,
Чем разноцветный.

(Рассмотреть картинки вывешаные на доске).

Для приготовления овощных блюд используют все виды тепловой обработки: варка, жарку, тушение, запекания.

– Открыли страницу 181 в учебнике, и выписать определения терминов тепловой обработке.

Домовенок – вы, наверное, устали давайте немного отдохнем:

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

(Изображают кулачками молотки.)

(Стучат каблучкам.)

– Записать в тетрадь.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

  1. Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными и сохранять форму нарезки.
  2. Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу.
  3. Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
  4. Оформление должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения.
  5. Украшать блюда непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрелись и не потеряли внешний вид.

4. Практическая часть.

Дети делятся на группы и делают винегрет. На каждую группу дана инструкционная карта.

Пока дети делают винегрет, Домовенок рассказывает о свекле.

– Свекла всем известный овощ. В нем очень много витаминов, которые полезны для нашего организма. Свекла, по-другому ее называют бураком, бывает разных сортов. Вы сейчас режете свеклу столового сорта, она идет в пищу. Сахарную свеклу перерабатывают на заводе в сахар. Корнеплоды сахарной свеклы белые. Есть еще один сорт: кормовая свекла. Как вы думаете, для кого ее выращивают?

(Дети отвечают на вопрос.)

– Правильно, кормовую свеклу выращивают для корма скота, поэтому ее и называют кормовой. У свеклы в пищу употребляют не только корнеплоды, но и листья, ботву. Из свеклы варят борщ, добавляют в окрошку. Секрет разноцветного винегрета тоже прячется в свекле: сначала ее следует полить растительным мослом, и она не будет выделять сок. Винегрет получится разноцветным, когда все овощи перемешаются.

Когда дети работают, учитель следит за соблюдением правил техники безопасности и санитарной гигиены.

Когда салат готов, дети накрывают на стол. При этом не забывая о правилах сервировки стола.

Затем дежурные оценивают каждый салат и выставляют оценки.

Органолептическая оценка готовых блюд.

После того как работа оценена, дети кушают. Дежурные моют посуду и приводят кабинет в порядок.

– Что сегодня мы научились готовить?
– Какие продукты нужны для приготовления винегрета?

Детям выставляются оценки в дневники, и записывается домашнее задание.


Познакомить детей с ролью овощей в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

ВложениеРазмер
1.docx 24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока:

Блюда из овощей. Салаты.

  1. Сформировать учащихся знания, умения выполнять первичную обработку овощей, готовить блюда из свежих овощей.
  2. Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе
  3. Воспитывать культуру труда.

Инвентарь и посуда:

ножи, дуршлаг, разделочные доски, терка, вилка, ложка, салатница.

Свежие огурцы, помидоры, листовой или кочанный салат, болгарский перец, репчатый и зелёный лук, укроп, петрушка, масло растительное.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью овощей в питании человека, санитарно-гигиеническими требованиями обработки продуктов для салатов, рецептами приготовления полезных витаминных салатов, формами нарезки овощей и научимся готовить и укрощать салаты из свежих овощей.

  1. Опрос пройденного материала.
  • Какой инвентарь и какая посуда используется для приготовления горячих напитков?
  • Какие предъявляют требования к горячим напиткам?
  • Перечислите последовательность действий при заваривании чая?
  • Какую первую помощь мы оказываем при ожогах?
  1. Новый материал.

Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов.

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов.

В своем составе они содержат вкусовые, красящие, ароматические вещества, азотистые и дубильные (вяжущие) вещества, пектин (вещество срединных пластинок и клеточных оболочек). Многие вещества содержат фитонциды – бактерицидные вещества.

Овощи способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволят значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются, как и народной, так и научной медициной. Овощи применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

Презентация «Роль овощей в питании»

Какие можно приготовить блюда и овощей? (Ответы учащихся).

Из овощей готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда

  1. Закуски (салаты, винегреты)
  2. Первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.)
  3. Вторые люда (картофель жаренный или отварной, рагу, котлеты)

Овощи тоже используют для приготовления гарниров рыбным, мясным блюдам и соков.

Овощи широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.

Что же такое салат?

Салат – холодное блюдо из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы, фруктов (запись определения в тетрадь).

Как вы думаете, какие продукты могут входить в салат (ответы учащихся).

  • Сыры (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, капуста, сладкий перец);
  • Вареными (свекла, картофель, морковь);
  • Маринованными;
  • Солеными (квашеная капуста);
  • Продукты прошедшие сложную и длительную обработку (колбасы, копченная рыба, консервы);
  • Фрукты.

Чтобы приготовить салат нужно знать два вида обработки пищевых продуктов, а какие? (ответы учащихся).

Механическая кулинарная обработка овощей

Первичная обработка овощей

  • Сортировка (по размерам)
  • Мытье
  • Чистка (от кожуры)

Важно очищенный картофель, оставленный без воды быстро темнеет, поэтому при очистки картофель кладут в посуду с водой.

  • Промывание
  • Нарезка

Тепловая кулинарная обработка овощей.

  • Варка
  • Жаренье
  • Тушение
  • Пассирование
  • Запекание
  • Припускание

Чтобы приготовить салат овощи нарезают различными способами в зависимости от того, какое блюдо готовиться.

Овощи измельчают вручную или используют приспособления (овощерезка, шинковка, терка, специальные ножи).

Для украшения блюд из овощей нарезают звездочки, гребешка, шестерёнки «розочки» и т.д. Для оформления салата используют листья салата, зелень петрушки, укропа, сельдерея, продукты входящие в состав салата и имеющие яркую окраску (помидор, огурец, перец).

Чем можно заправить салаты? (ответы учащихся.)

  • Майонез
  • Сметана
  • Растительное масло
  • Уксус
  • Острые соусы

Для разнообразия вкуса салата добавляют сахар, горчицу, готовые острые соусы.

Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов

  1. Осмотреть продукты. Удалить некачественные части.
  2. Вымыть овощи. Овощи нужно чистить непосредственно перед варкой, иначе они теряют много витаминов.
  3. Тщательно помыть всю зелень и свежие овощи, сначала сырой водой, а затем кипяченной.
  4. Отварные продукты держать отдельно от сырых. После первой обработки продукты должны быть охлаждены.
  5. Овощи варить в эмалированной посуде. Это способствует сохранению в них питательных веществ и витаминов, особенно витамина С.
  6. Нарезать продукты для салата и заправить его соусом рекомендуется непосредственно перед подачей к столу.
  7. Готовые, но не заправленные салаты можно хранить не более 12 часов, а заправленные не более 6 часов.
  8. Нельзя держать салаты в металлической посуде.
  9. При обработке овощей следует пользовать ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается.
  10. Нарезку сырых и вареных овощей надо производить на разных разделочных досках.
  11. При оформлении салатов использовать только съедобные украшения.

Правила приготовления салатов

  1. В салатах использовать и сочетать любые совместимы по вкусу продукты.
  2. Овощи должны быть одинаково нарезанными.
  3. Для каждого салата необходима своя заправка.
  4. Правильно использование соли (солить перед подачей на стол).
  5. При составлении меню следить, чтобы продукты не повторялись.
  6. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1-2 часа до подачи на стол).

Последовательность приготовления салата

  1. Изучить набор продуктов, входящих в его рецептуру.
  2. Если в состав входят вареные продукты, то их надо приготовить заранее, чтобы они успели остыть.
  3. Затем обрабатывают сырые продукты – моют, чистят, нарезают. Части продуктов подготавливают для оформления салата.
  4. Нарезанные продукты кладут в большую миску, перемешивают и заправляют.
  5. Заправленный салат укладывают горкой в салатник и оформляют приготовленными продуктами.

Сервировка стола при подаче салата.

Какие правила безопасной работы нужно соблюдать

  • При пользовании электронагревательными приборами?
  • При работе с горячей посудой и жидкостью?
  • При работе с ножом и приспособлениями?
  1. Практическая работа.

Учащиеся переходят на кухню, подбирают инвентарь и посуду для приготовления салатов.

Проект «воскресный завтрак» - салат.

Учащиеся соблюдают правила безопасной работы (при использовании электронагревательными приборами, при работе с горячей посудой и жидкостью, при работе с ножом и приспособлениями).

Физминутка для рук.

  1. Анализ и оценка выполненных работ.

Способы оценивания блюд.

  1. Оценивание приготовленного блюда самими девочками
  2. Оценивание коллективом
  3. Оценивание учителем
  • Что вы будете учитывать при оценке салата?
  • Вкусным ли получился салат?
  • Эстетично ли он оформлен?
  • Удалось ли рационально использовать продукты, сохранить витамины?
  • Дорогим или дешевым получился салат?
  • Сами ли его придумали, или воспользовались готовым рецептом?
  • Все ли удалось? Чтобы вы сделали по другому, если бы начали работать заново?
  • Какую оценку за приготовление салата вы поставите?

Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

  1. Подведение итога урока.

Чему научились вы сегодня на уроке.

  1. Домашнее задание. Подобрать рецепты салатов из свежих овощей (2), записать в тетрадь.

Приготовление салатов. Значение овощей для здоровья человека

Цель урока: Ознакомление учащихся со способами приготовления салатов, их разнообразием.

Показать значимость салатов для здоровья человека.

1. Дидактическая – формирование знаний об овощах; разнообразие блюд из овощей;
формирование практических умений обрабатывать овощи, готовить салаты;

2. Коррекционно-развивающая – коррекция речевой, зрительной деятельности;
развитие умений производить первичную обработку овощей; коррекция мелкой моторики рук учащихся в процессе практической работы;

3. Воспитательная – воспитание мотивации учебной деятельности; продолжение работы по эстетическому воспитанию при оформлении салатов; подготовка детей к самостоятельной жизни.

Методы проведения занятия: - урок комбинированный

Форма проведения – практическая работа

Межпредметные связи: - русский язык, математика (расчет в граммах)

Оборудование: разделочные доски с маркировкой СО (сырые овощи), ножи, салатница, терка, разделочные доски с маркировкой ВО (вареные овощи)

продукты: курица отварная – 400гр., сыр – 200гр., картофель – 300гр., морковь – 300гр., свекла – 300гр., лук – 100гр., гранат – 200гр., майонез – 250гр.

Наглядность: цитата “Овощи на столе – здоровье на сто лет”; таблица “Овощи и блюда из них”, книжка-раскладушка “Полезные салата при приготовлении салатов”, пособие “Виды оформления и украшения салатов”, выставка книг по кулинарии “Салаты”, выставка готовых салатов (2-3 на выбор учителя), технологическая карта приготовления салата.

Словарь: картофель, свекла, морковь, компонент, фарфор, овощи, салат.

Ход урока

I Организационный момент:

1) контроль посещаемости

2) проверка готовности к уроку

II Повторение изученного материала:

(коррекция слуховой деятельности, мышления, памяти)

1. Отгадайте загадки:

Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)

Лежат в землянке вкривь и вкось-
Ноги вместе, а головы врозь?
(Картофель)

Расселась барышня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)

Летом в огороде-
Свежие, зеленые;
А зимою в бочке-
Крепкие, соленые.
(Огурцы)

Есть красавица одна-
И румяна и стройна;
Хоть в землянке век живет,
А большой от всех почет:
Кто проходит близко-
Кланяется низко.
(Морковь)

Маленький, горький, луку брат
(Чеснок)

Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки
(Горох)

Щеки красны, ноги белы,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)

2.2. Отгадали загадки, все это как можно назвать одним словом? (Овощи). Что можно приготовить из овощей? (Работа с таблицей “Овощи и блюда из них”)

III. Изложение нового материала:

1. Объявить тему и цель урока.

- Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

- Что такое салат?

Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом. Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

- Что еще может входить в состав салатов, кроме овощей?

Мясные и рыбные продукты.

- В чем подаются салаты?

В вазочках или специальной фарфоровой или стеклянной посуде – салатниках, а также на мелких тарелках.

Фарфор – высший сорт керамики.

- Какие компоненты входят в состав салатов?

Компонент – набор продуктов из овощей. (Лук, капуста, картофель, чеснок, огурец, редиска, горох. Еще… салат, петрушка, укроп).

3. – Сегодня мы будем готовить салат.

- Чем же полезны салаты?

- Посмотрите на выставку салатов.

- Расскажите об основных свойствах компонентов, входящих в салаты. (Рассказ детей о процессе просмотра книг по кулинарии, салатов)

Морковь. Она поможет избавиться от малокровия и упадка сил, укрепит организм. О пользе моркови знали уже более 4 тыс.лет. назад. Существовало предание, что морковь – это лакомство гномов, которые взамен ее давали счастливцу слиток золота. Морковь обычно употребляют со сметаной или растительным маслом. Морковь используют в диетическом питании.

Лук. Еще в Древнем Риме считали, что пища с луком прибавляет силу, энергию, храбрость, поэтому его старались давать войскам в боевых походах. Еще древние славяне лечили луком многие болезни. “Лук от семи недуг”

В.Никольский в 1924 году писал: “Лук придает здоровье, сообщает свежесть цвету лица и сохраняет зубы”

Салаты и гарниры из свежего и сладкого репчатого лука вкусны и ароматны. Работа с луком требует осторожности.

Слезы градом – режу лук,
Круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольцо,
Будет дождик на лице.

- А что вы знаете о капусте? Чем она полезна?

Капуста. В капусте масса полезных веществ. Она богата минеральными солями, что улучшает работу кишечника. Капуста способствует поддержанию бодрости и хорошего настроения.

Капуста на ножке растет одна,
Картошка – семейкой дружной.
Капуста с картошкой на кухне всегда –
Овощи самые нужные.

Огурец. Из овощей огурец является самым ранним, а теплицах его собирают круглый год. Огурцы обладают высокими вкусовыми качествами, повышают аппетит, свежие огурцы обладают слабительным действием. Огуречный сок используется в парфюмерии. Используются огурцы и в диетическом питании.

Картофель. Картофель называют вторым хлебом. И действительно, он вкусен, полезен, питателен. Существует 500 блюд из картофеля. Бывает технический и кормовой картофель. Это “обувь” для машин, лекарства. Картофель родился в субтропиках, затем переходил моря и страны, но чаще приживался на равнинах. Он менял свои имена и прозвища: гулена, гульба, бараболя, бульба, потетес, и , наконец картофель.

4. Релаксационная пауза

IV Вводный инструктаж.

Вспомним правила по технике безопасности.

1. Во время приготовления пищи проветривать помещения.

2. Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед

4. Режущие инструменты держать только во время работы лезвием вниз, не ходить по помещению с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты класть на определенные места.

Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава

Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.

Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

V. Практическая работа

– Посмотрите на салаты, на их внешний вид. Почему мы стараемся их украсить? Какие виды украшений вы знаете? (Сердечко, шпагатик, веерок, барьерчик, грибок и др.)

Работа с пособием “Виды оформления и украшения салатов”

Какие вы знаете формы простой нарезки? (Кружочки, соломка, брусочки, кубики, ломтики, дольки, кольца, полукольца)

3. Просмотр книжки-раскладушки “Полезные советы при приготовлении салатов”.

- салат из белокочанной капусты получится гораздо вкуснее, если его готовить из мелких кочанов, а нарезать их мелкой соломкой.

Салаты хорошо смотрятся, когда их укладывают горкой, чем она выше, тем наряднее салат.

4. Технология приготовления салата.

1. Промыть, отварить и нарезать продукты.

2. Перемешать подготовленные продукты и заправить соусным напитком: майонезом, сметаной, растительным маслом.

3. Уложить горкой салат в салатники и украсить его.

Достаточно салатницу натереть чесноком, чтобы все блюдо приобрело аппетитный чесночный запах.

5. Приготовление салата “Гранатовый браслет”

Отваренные овощи почистить, натереть на крупной терке.

Курицу покрошить мелкими кусочками.

В середину салатницы (плоской) поставить чистую банку емкостью 250гр.

По краям блюда, вокруг банки обкладывать слои продуктов.

1-ый слой – тертый картофель, соль
2-ой слой – майонез
3-ий слой – курица
4-ый слой – сыр
5-ый слой – майонез
6-ой слой – тертая морковь
7-ой слой – майонез
8-ой слой – тертая свекла
9-ый слой – майонез
10-ый слой – украсить зернами граната

(по желанию учащихся можно разделиться на группы и приготовить еще несколько салатов из белокочанной капусты: “Русский”, “Корейский”

VI. Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям

VII. Заключительный инструктаж

Анализ технологии приготовления и готовых салатов

Отметить активное участие учащихся в приготовлении салата, оценивание каждого

Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе

Уборка рабочих мест, спецодежды

VIII. Итог урока

- Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок.

- Как вы понимаете цитату “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку


  • Технология

Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

- Что такое салат?

Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом. Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

технология приготовления салатов из вареных овощей


Содержимое разработки

Старший мастер СП-3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок № Учебная практика

Название ПМ.06 Технология приготовления оформления холодных блюд и закусок.

Дата ____________________________

Группа 664 Курс 1

Тема: Приготовление салатов из вареных овощей «Салат столичный, винегрет»

Обучающая: сформировать и закрепить практические умения и навыки приготовления «Салат столичный, винегрет»

Развивающая: формирование творческого отношения к выполнению задания.

Воспитательная: формировать ответственность и самостоятельность в труде.

Вид учебного занятия: урок упражнений

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций

Межпредметные связи: ПМ.06. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок. МДК. 06.01. Технология приготовления и оформление холодных блюд и закусок.

Педагогические технологии (или методическая цель урока) личностно-ориентированное обучение

Форма организации: индивидуальная

Используемые методы обучения: практический

Время проведения урока: 6 часов

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

Оборудование, инструменты, инвентарь горячего цеха (холодильные камеры, электрические плиты, столы, весы, разделочные доски. О,С. Ножи, сковороды, посуда)

Сырье и набор продуктов согласно технологическим картам.

Набор посуды для отпуска блюд в дегустационном варианте (тарелки порционные)

Этапы проведения (цели) урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Задания, выполнение которых приведёт к формированию компетенций

Формируемые компетенции

Организационная часть (1-2%)

Цель: подготовить учащихся к работе

Проверка явки учащихся на урок, внешнего вида с учетом санитарных требований

Проверка наличия дневников, рабочих тетрадей

Закрепление рабочих зон для уборки

Бригадир сдает рапорт о готовности к уроку, причинах отсутствия учащихся, санитарном состоянии

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Вводный инструктаж (12-15%)

Цель: создание у учащихся полного и развернутого представления учебно-производственного процесса, его условиях, средствах, способах контроля и самоконтроля

Ознакомление с темой программы

Сообщение цели урока

Озвучивает название профессионального модуля программы

Записывает на доске тему программы

Мотивация учебной деятельности:

При удачном сочетании продуктов по вкусу и красивом оформлении холодные блюда и закуски возбуждают аппетит и способствуют лучшему усвоению пищи.

Актуализация опорных знаний:

Назовите классификацию холодных блюд.

Требование к качеству и сроки хранения.

В чем заключается санитарные требования к транспортировке и хранению холодных блюд?

Мастер разъясняет технологический процесс приготовление блюда, комментирует назначение технологической карты и использование ее в процессе приготовления блюда, заостряет внимание на технологический процесс приготовления, вкусовые качества блюда.

Необходимо в технологической последовательности приготовления соблюдать правила эксплуатации оборудования и технику безопасности.

Учащиеся внимательно слушают, делают записи в дневник производственного обучения.

Учащийся отвечает на заданные вопросы, анализируют, решают поставленные задачи

Учащиеся внимательно слушают делают записи в дневниках

Практическая работа

Приготовление салата из варёных овощей

Цель урока : подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Образовательная :

Приготовление салата , освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций. Закреплять умения правильно нарезать продукты.

Коррекционно – развивающая :

Развивать кулинарные способности в процессе выполнения практических работ.

Корректировать моторные навыки, внимание, мышление на основе практических заданий.

Воспитательная:

Воспитывать самостоятельность, культуру труда, аккуратность, трудолюбие, гостеприимство.

Тип урока – комбинированный с применением ИКТ.

Форма урока: практическое занятие.

МТО : ноутбук, кухонное оборудование, инвентарь, продукты

Наглядный материал : презентация; иллюстрации нарезанных овощей, оформленного салата.

Методы : беседа, фронтальный опрос, демонстрация, практическая работа.

1 Организационный момент. (5 мин)

Скатерть должна быть заранее расстелена

Учитель : Добрый день, девочки! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Сейчас мы с вами сформулируем тему нашего урока

Презентация: показ слайдов с изображением овощей.

В: Посмотрите на экран. Какие продукты изображены на нём? Называем по очереди.

О: (Ученицы называют продукты.)

В : Скажите какое блюдо можно приготовить из этих продуктов?

В: Обратите внимание, в каком состоянии эти овощи на начальных слайдах и на последующих?

О: Варёном и сыром

В: Сделайте вывод

О: салаты можно готовить из варёных и сырых овощей

В: Теперь посмотрите на себя, друг на друга, улыбнитесь и скажите: Чем же мы с вами будем сегодня заниматься?

О: ГОТОВИТЬ САЛАТ

Правильно. Это и будет темой нашего урока: «Приготовление салата» иготовить мы будем из варёных овощей

А теперь предлагаю наметить цельурока.

О: Научиться готовить салат

Всё верно, и это мы делаем для того чтобы подготовить вас к самостоятельной жизни. Уверена, что у вас всё получится.

2 Актуализация знаний(2 мин)

Без теории невозможно приготовить не один салат. Сейчас я вам предлагаю вспомнить технологию приготовления салата из варёных продуктов

(ученицы восстанавливают технологию)

Первичная обработка овощей, входящих в блюдо.

Тепловая обработка овощей.

После тепловой обработке продукты должны быть охлаждены.

Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.

Оформление и подача.

Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

3.Изложение нового материала

Давайте с вами рассмотрим рецепт приготовления нашего салата.

Называется он : «Семицветик». Мы научимся по-новому оформлять салат. Так на уроках мы ещё не делали.

И так какие же продукты нам потребуются?:

Слайды для общего восприятия

Зачитывает ученица на отдельном листочке

Зачитывает другая ученица пооперационную карту приготовления блюда.

На доске висят пооперационные иллюстрации

Яйца нарезать кубиками

Морковь нарезать кубиками

Картофель нарезать кубиками

Курицу нарезать кубиками .

Огурцы солёные нарезать кубиками.

Открыть баночку консервированной горошка. Слить жидкость

Овощи выложить на плоское блюдо в виде лепестков, в центре разместить майонез. Украсить зеленью. Приятного аппетита!

На доску я вывесила образец нарезки каждого продукта. Сейчас я вам на примере картофеля напомню, как нарезать продукты кубиками. Кубики могут быть мелкими, а могут быть и крупными.

- Берём картофель, нарезаем на пластинки, затем укладываем срезом на доску, нарезаем соломкой примерно 5 мм толщиной и режем поперёк. У нас получаются небольшие кубики.

Ещё я приготовила вот такое приспособление. Знаете ли вы что это?

Правильно. Сейчас я продемонстрирую, как ей пользоваться. (демонстрация приёма работы яйцерезкой)

Эти образцы мы возьмём за основу. Я поставлю их по центру. Вы должны постараться, чтобы у вас получились такие же кубики из продуктов, которые вы будете нарезать.

Перед работой предлагаю размять наши руки и сделать виртуальный салат

Физ. Минутка. «КАПУСТА» ( двигательная )

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

Мы с вами немного отдохнули, а теперь приступим непосредственно к работе.

4. Практическая работа

Сейчас вы покажете свои практические умения и навыки

На доске вывешены критерии, по которым будет производиться оценка вашей работы.

Самостоятельное выполнение работы

Правильная обработка и нарезка продуктов

Соблюдение санитарной гигиены, правил безопасности труда

Проверка санитарного состояния и внешнего вида обучающихся.

Все выполнили санитарно-гигиенические требования?

Прежде чем начать работать определимся с дежурными . Девочки следите за состоянием рабочей поверхности, инструментами и посудой и в свободную минуту лишнее убираете, моете.

А теперь распределим задания, каждый будет отвечать за свою работу.

1.картофелем заняться – (ученица)

2.морковью – (ученица)

3.курицей – (ученица)

4.солёными огурцами и горошком – (ученица)

5.яйцами– (ученица)

А зелень будет нарезать тот, кто освободится самый первый

Предлагаю дежурным раздать всем продукты, поставить инструменты, посуду на стол и приступить к работе.

Пока дежурные выдают всё необходимое, остальные рассказывают правила ТБ при работе с ручными инструментами (Ножом)

- Каким и инструментами вы будете пользоваться для нарезки продуктов? Вспомните правила ТБ

Все основные моменты мы проговорили, теперь можете приступить к самостоятельной работе. А я включу вам музыку, чтобы веселее было работать

Включить энергичную музыку

Как только учащиеся закончили нарезать продукты, каждый выкладывает на тарелку подготовленный ингредиент. Украсить салат по образцу.

Дежурные убирают всё лишнее со стола. Другие девочки застилают скатерть, сервируют стол (ставят тарелку с салатом, расставляют сервировочные тарелки каждому, кладут салфетки, на них вилки)

5. Дегустация и оценка по органолептическим показателям

Давайте теперь оценим ваше блюдо по органолептическим показаниям:

По внешнему виду (правильность нарезки продуктов, эстетический вид)

По запаху (соответствие запаху свежим продуктам, входящим в состав)

По вкусу (нет ли посторонних привкусов, всего ли хватает)

6.Закрепление материала

Как звучит тема нашего урока?

Рецепт какого салата вы узнали?

Какие продукты мы использовали для салата?

Какая форма нарезки использовалась?

Какие инструменты применяли для работы?

1. Был ли этот урок для вас полезным?

2. Были ли моменты, которые у вас вызвали трудности ?

3. Пригодится вам это в жизни и в быту?

8.Итоги урока

Уборка рабочих мест

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Самостоятельное выполнение работы

Правильная обработка и нарезка продуктов

Соблюдение санитарной гигиены, правил безопасности труда

Выставление оценок с комментариями.

Спасибо за урок. Девочки, вы работали очень хорошо. До скорых встреч

Д/З Приготовить салат дома по рецепту вместе с мамой, принести отзывы.

Создать презентацию на тему: «Оформление салатов»

Читайте также: