Салаты для школьного питания по санпину

Технологические карты приготовления блюд в школах, гимназиях (учреждениях, организациях образования) по СанПиН, химический состав и пищевая ценность блюд, разрешенные блюда.

Этот сборник рецептур (справочник, рецептурник) содержит избранные технологические карты (рецепты) приготовления 302 блюда для питания младших и старших школьников в школе (образовательной организации).

При подготовке этого материала был использован Сборник технологических карт, рецептур блюд кулинарных изделий для школьного питания - Уфа (реферативно). Данный сборник составлен на основе наиболее распространенных традиционных блюд из различных сборников, используемых в питании детей школьного возраста, их названия приведены в тексте.

В каждой рецептуре приведена информация:

В каждой технологической карте приведена информация о пищевой ценности: содержание белков, жиров, углеводов; химический состав - содержание витаминов A, B1, B2, микроэлементов Ca, Fe, Mg.

302 технологические карты бесплатно включены в программу Школа: Питание, в программе Вы можете создать меню на любой период для питания учащихся в школе.

Пищевая ценность и химический состав использованных продуктов питания приведены в справочнике продуктов.

Все рецептуры, представленные на этом сайте, Вы можете сохранить и автоматически внести в любую программу серии Питание, чтобы не вводить вручную. Инструкция



Роспотребнадзор представил список разрешенных и запрещенных продуктов и блюд для питания в школьных столовых.

Информация содержится в обновленной редакции санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в общеобразовательных учреждениях и оздоровительных организациях.

В документе ведомства подробно расписано, из чего должно состоять меню школьников. Например, в него должны входить мясо, птица, молоко, сливочное и растительное масла, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). При этом яйца, рыбу, творог, сыр, кисломолочные продукты рекомендуют включать в меню раз в 2-3 дня. Предусмотрено использование исключительно йодированной соли.

Под запрет школьного питания попали: пирожные и торты, зельц, кровяная и ливерная колбасы, заливные блюда (мясные и рыбные), форшмак из сельди, макароны по-флотски (с фаршем) и рубленым яйцом, яичница-глазунья, творог из непастеризованного молока, грибы, консервированные овощи и фрукты, паштеты, блинчики с мясом и с творогом, жареные во фритюре продукты, острые соусы, горчица, кетчуп, майонез, квас, кумыс, газировка, жевательная резинка и леденцовая карамель.

Также Роспотребнадзор рекомендует готовить блюда для детей на пару, тушить и запекать. Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей могут выдерживаться при комнатной температуре в течение часа.

Огурцы, помидоры, перцы, листовые овощи и зелень следует тщательно промывать проточной водой и выдерживать в 3%-м растворе уксусной кислоты или 10%-м растворе поваренной соли в течение 10 минут, а затем еще промыть водой и высушить. Максимальный срок хранения бутербродов, нарезанных сыров, масла и колбасы на витринах не должен превышать часа, сообщает «Российская газета».

Напомним, в прошлом году в Смоленске и Смоленской области Роспотребнадзор выявили проблемы с питанием учеников: в целом снизился охват горячим питанием детей на 3%, из 402 общеобразовательных организаций 295 осуществляют питание детей самостоятельно, в 107 общеобразовательных организациях заключены договора с 30 организациями общественного питания.

А в Смоленске в октябре депутаты Горсовета решили стоимость школьного питания оставить на уровне прошлого года (30 рублей – завтрак на одного ребенка, 40 рублей – комплексный обед на одного ребенка).

Перечень технологических карт для учащихся общеобразовательных учреждений

Технологические карты кулинарных блюд для школьной столовой-выпечка

Технологические карты кулинарных блюд для школьной столовой-соусы

Технологические карты блюд и кулинарных изделий для питания детей школьного возраста

Данные технологические карты приготовления блюд в школьной столовой составлены в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 СанПиН 2.4.5.2409 – 08.

При составлении технологических карт использовалась следующая литература:

1. Сборник технических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах/Под ред. В.Т.Лапшиной. – М.: Хлебпродинформ, 2004. – 639 с.

2. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания/Авт.-сост.: А.И.Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный. – К.: А.С.К., 2005 – 656 с

3. Сборник технических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей дошкольных образовательных учреждений/Под ред. М.П.Могильного и В.А.Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2010. – 628 с.

4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. – М.: Госторгиздат, 1955

5. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания/Составитель Л.Е.Голунова. - Издательство «ПРОФИКС» Санкт-Петербург, 2003 г.

6. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член.-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А.Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2002 – 236 с.

7. Химический состав пищевых продуктов/Под ред. И.М.Скурихина, М.Н.Волгарева, - М.: ВО «Агрохимиздат», 1987., Т. 1

Состояние здоровья детского и подросткового населения является важнейшим показателем санитарно-эпидемиологического и социального благополучия общества, поскольку именно состояние здоровья данных контингентов определяет перспективы формирования жизненного, репродуктивного и трудового потенциалов нации в целом.

С гигиенической точки зрения особого внимание заслуживают такие факторы, как условия и образ жизни, а так же питание детей и подростков. Приоритетное значение при этом имеет рационализация питания путем улучшения его структуры, отвечающей современным научным принципам оптимального питания, требованиям продовольственной безопасности и действующим гигиеническим требованиям к организации питания в коллективах детей и подростков.

Рациональным (от латинского rationalis – разумный) питанием является питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах, тем самым обеспечивая постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживая жизненные проявления (рост, развитие, деятельность различных органов и систем) на высоком уровне. Рациональное и полноценное в количественном и качественном отношении питание наряду с другими условиями социальной среды обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и широкие адаптационные возможности, оказывает благоприятное влияние на иммунобиологический статус организма и повышает его устойчивость к инфекционным агентам и токсическим веществам.

Среднесуточный рацион питания должен удовлетворять физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп в соответствии с "Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп населения в Российской Федерации" МР 2.3.1.2432-08).

Общие требования, предъявляемые к продуктам детского питания, изложены в СанПиН 2.3.2.1940-05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ».

1) Готовые продукты детского питания для детей раннего возраста (от рождения до 3 лет)

не должны содержать:

- ароматизаторов, красителей, стабилизаторов, консервантов, пищевых добавок, за исключением допущенных для производства продуктов детского питания санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок"

- искусственных подслащивающих веществ (сахарозаменителей)

- поваренной соли в продуктах прикорма свыше 0,4%

- пряностей, за исключением укропа, петрушки, сельдерея, лука, чеснока, тмина, базилика, сладкого белого и душистого перца, орегано, корицы, кориандра, гвоздики, лаврового листа.

2) Готовые продукты детского питания для детей дошкольного (от 3 до 6 лет) и школьного (от 6 до 14 лет) возраста не должны содержать:

- соли поваренной пищевой свыше 0,9% в мясных полуфабрикатах, свыше 1,2% - в консервах, свыше 1,8% - в колбасных изделиях

- в рыбных полуфабрикатах, консервах - соли пищевой поваренной свыше 0,8%

- нитритов свыше 0,003% в колбасных изделиях

- в мясных и рыбных полуфабрикатах, колбасных изделиях - жгучих специй

- в кондитерских изделиях - алкоголя, кофе натурального, ядра абрикосовой косточки, кулинарных и кондитерских жиров, пиросульфита натрия

3) При упаковке продуктов детского питания используются материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с продуктами детского питания.

4) Продукты детского питания для детей раннего возраста, как правило, выпускаются в фасованном виде в мелкоштучной герметичной упаковке; жидкие продукты для питания детей раннего возраста выпускаются в упаковке объемом не более 0,35 л.

5) В питании детей раннего возраста, от рождения до 3 лет, не допускается использование биологически активных добавок к пище (далее - БАД) на основе дикорастущих и лекарственных растений, за исключением БАД на основе укропа, фенхеля и ромашки.

Основные принципы здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья освещены в методических рекомендациях - МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах». К ним относятся следующие:

а) адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

б) сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;

в) максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

г) оптимальный режим питания;

д) адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

е) учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

ж) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В соответствии с этими принципами рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Получение ребенком сбалансированного, полноценного питания в процессе его повседневной жизни является одним из наиболее существенных и постоянно действующих факторов, обеспечивающих оптимальное протекание процессов роста и развития организма и обеспечивается в первую очередь родителями, несущими полную ответственность за здоровье своего ребенка. В условиях же детских организованных коллективов (детские дошкольные и общеобразовательные учреждения) ответственность за обеспечение детей рациональным питанием лежит на руководителях учреждений и соблюдение существующих гигиенических норм и правил в этой области обязательно для исполнения.

Условия режима питания детей в детских дошкольных учреждениях (детских садах) должны соответствовать СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Режим питания детей в зависимости от длительности пребывания в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Время приема пищи

Приемы пищи в зависимости от длительности пребывания детей

8-10 часов

11-12 часов

24 часа

Организация питания обучающихся в образовательных учреждениях (школах) регламентируется требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.5.2409-08)

Прием пищи

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %

Завтрак в школе (первая смена)

Полдник в школе

* Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/–5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

Актуальным вопросом, особенно в летний период года, является организация питания детей в летних оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей – пришкольных лагерях. Основные требования изложены в СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период летних каникул».

  • Для обеспечения детей и подростков здоровым питанием следует разрабатывать рацион питания (примерное 7-дневное меню для весенних, осенних, зимних каникул и 10- или 14(18)-дневное меню для летних каникул)
  • В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 5 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах (приложения 3 и 6 настоящих санитарных правил)
  • Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий
  • При разработке меню предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
  • В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие 2 - 3 дня.
  • В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%.
  • В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4.
  • Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка. Рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени; допускается использовать порционированные овощи. Второе горячее блюдо должно быть из мяса, рыбы или птицы с гарниром.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, йогурты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты.

  • Ежедневно в обеденном зале вывешивается меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.







Питание в школах и других учебных учреждениях власти пытались урегулировать давно. Ранее Роспотребнадзор уже составлял различные постановления и перечни, куда входили разрешённые и неразрешённые для школьников продукты. Однако все они до сих пор носили чисто рекомендательный характер, и детям продолжали подавать и продавать пирожные, чипсы и другие вредные вкусности.

Теперь же, отправляя своё чадо на учёбу, родители могут быть уверены в том, что карманные деньги не пойдут во вред детскому здоровью. С 1 октября этого года в российских школах запретят реализовывать продукты, которые специалисты расценили как нездорвоые. Интересно, что попали в этот список не только традиционные чипсы, сладости, газировки и т.п., но и вполне здоровые блюда, которые могут испортиться за недолгое время хранения в школьной столовой.

Среди последних, например, яичница глазунья, блюда из грибов и приготовленные с их применением, различные соусы, включая обычный майонез, заливные блюда, выпечка с кремом и даже макароны по-флотски. Кроме того, в список неугодных продуктов попали сырокопчёные колбасы, маринованные овощи и фрукты, молочные продукты на основе растительных жиров, закусочные консервы, окрошки и холодные супы и даже абрикосовые ядрышки (полный перечень запрещённых продуктов читайте ЗДЕСЬ).

Из напитков под запретом теперь натуральный кофе, алкоголь, энергетики, квас и молоко «из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшее первичную обработку и пастеризацию». Таких замысловатых формулировок, кстати, в документе пруд пруди. Например, к реализации в школе запрещены «крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями». Ну хорошо, предположим, наличие этих самых вредителей смогут обнаружить при обычной санитарной проверке продуктов, и плохая крупа в школьную столовую вряд ли попадёт. Но как быть с запретом на «яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, „тёк“, „бой“» или на «плодоовощную продукцию с признаками порчи». Все перечисленные огрехи могут появиться, например, на яйце в любой момент, даже непосредственно перед тем, как продукты пойдут в дело, поэтому использовать или не использовать запачканное яйцо — остаётся на совести работника столовой. Трудно представить себе, что за спиной каждого повара будет стоять проверяющий, но как-то же контролировать исполнение норм будут? Как именно, пока непонятно.

Вообще, глядя на список того, что детям есть нельзя, можно подумать, что нельзя почти ничего. Для облегчения задачи школьным закупщикам, чиновники составили альтернативный перечень — того, что можно. Причём заботливо указали, в каких порциях. Например, для ребёнка от 11 до 18 лет разрешённая норма продуктов выглядит так: творог — 60 г, молоко — 300 г, макароны — 20 г, крупы — 50 г, картофель — 250 г, свежие овощи — 400 г, свежие фрукты — 200 г, мясо — 86 г, птица — 60 г, рыба — 80 г.

Помимо этого в документе подробно указано, каких и сколько питательных веществ должен получать ребёнок ежедневно, а также содержатся рекомендации по комбинированию различных продуктов с соответствующим количеством нутриентов. Так, по разумению госспециалистов, подросток от 11 до 18 лет должен получать 90 г белков, 92 г жиров и 383 г углеводов. Энергетическая ценность всего съеденного за день должа составлять 2713 килокалорий.

Кстати, в списке рекомендованных продуктов присутствуют и специально витаминизированные — напитки, выпечка, крупы и так далее. Согласно СанПину, все школы должны проводить обязательную витаминизацию детского питания, для чего документом предусмотрена особая форма отчётности в виде «Журнала проведения витаминизации третьих и сладких блюд».

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся

Пролетарск Ростовская область

  • главная
  • новости
  • фото
  • видео
  • контакты
  • История
  • Наша гимназия
  • Правила приема в гимназию
  • Наши учителя
  • Наши ученики
  • Наши награды
  • Нормативно—правовая база
  • Финансово—хозяйственная деятельность
  • Публичный отчет
  • Модернизация образования
  • Предписания Ростобрнадзора
  • Платные услуги
  • ЕГЭ и ГИА 9, 11 класс
  • КПМО (Документы)
  • ФГОС
  • ОРКСЭ
  • Страничка психолога
  • Воспитательная работа
  • Методическая работа
  • Защита прав ребенка
  • Здоровье
  • Родителям
  • Библиотека
  • Пресса о нас
  • Календарь
  • Опросы
  • Отзывы

Организация оптимальных условий ведения образовательного процесса в школах невозможна без обеспечения учащихся и кадрового состава горячим питанием, соответствующим требованиям рациональности, безопасности и разнообразности

Требования СанПиН для школьной столовой

Санитарно-эпидемиологические нормы организации питания в общеобразовательных учреждениях регламентирует СанПиН 2.4.5.2409-08, актуальный для школ всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Требования СанПиН для школьной столовой относятся ко всем формам обеспечения детского питания, а именно:

  • базовым организационным единицам (комбинаты питания), обеспечивающим полный цикл работы — от закупки продовольственного сырья до выдачи готовых блюд;
  • станциям общественного питания доготовочного типа, осуществляющих обработку кулинарных полуфабрикатов; школьным столовым, работающим с разными типами пищевого сырья в рамках утвержденного меню;
  • буфетам и раздаточным, специализирующимся на реализации готовой кулинарной продукции.
В каждой организационной точке школьного питания независимо от ее типа должны быть предусмотрены объемно-планировочные и конструктивные решения, позволяющее обеспечивать приготовление кулинарной продукции, ее последующее хранение перед реализацией без нарушения санитарно-эпидемиологических нормативов. Новый СанПиН для школьных столовых позволяет размещать последние как в основном помещении школы, так и отдельно стоящих зданиях и пристройках, где есть возможность установить все необходимое оборудование и инвентарь. При строительстве, реконструкции зданий школ СанПиН предусматривает необходимость обустраивать на первых этажах зданий производственные и административно-бытовые помещения столовой, включая склады для хранения пищевого сырья и два овощные цеха, а также загрузочную платформу высотой, соответствующей используемому автотранспорту, навесы и воздушные завесы (над входами, загрузочной платформой). Чтобы обеспечить комфортную посадку обучающихся и персонала во время приема пищи, который должен происходить в одну-две смены, рекомендуется проектировать обеденный зал столовой из расчета 0,7 кв. м на человека. Санитарные нормативы предусматривают возможность размещения подсобных, хозяйственных, складских помещений столовой в подвальных и цокольных этажах при условии обеспечения их должного уровня гидроизоляции.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Рекомендации по организации качественного питания в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:
- Выберите, какой способ организации питания подойдет вашей школе (актуальные нормативы)
- Положение и приказ, чтобы родители перестали жаловаться учредителю и в прокуратуру на школьную столовую (шаблоны для скачивания)

Актуальный СанПиН 2020 года для школьной столовой устанавливает дополнительные требования к коммуникационным системам пищеблоков:

  1. Вода, централизованно подаваемая по системам холодного и горячего водоснабжения, должна соответствовать нормативам, утвержденным для питьевой жидкости.
  2. Во всех производственных помещениях школьной столовой должны быть установлены источники водоснабжения (раковины, моечные ванные), в том числе резервные, которые могут быть использованы при проведении ремонтных и профилактических работ. В обеденном зале необходимо монтировать умывальники из расчета одна единица на 20 человек, а также оборудовать установку с электро- или одноразовыми полотенцами.
  3. При отсутствии возможности подключения к централизованному водоснабжению образовательная организация обязана обустроить водопровод, подпитываемый из артезианской скважины, с системой водозабора и коптажа. Аналогичные требования применяются к регулированию хозяйственной деятельности школ, которые по причине инфраструктурных особенностей не могут быть подключены к канализационной системе, при этом порядок утилизации сточных вод и бытовых отходов должен быть согласован с локальными органами исполнительной власти.
  4. В ходе проведения работ по капитальной реконструкции здания требованиями СанПиН для школьной столовой предусмотрена установка дополнительной системы кондиционирования воздуха в горячих цехах, на складе школьного пищеблока. Зоны повышенного загрязнения пищеблока (моечные ванные, тепловые установки) должны быть оборудованы точками вытяжной системы вентиляции в дополнение к приточно-вытяжному модулю. Источники искусственного освещения, которые должны быть защищены от влаги и пыли специальным напылением, запрещено размещать над источниками тепла (плитами), разделочными столами, функциональным оборудованием.
Еще один важный аспект организации хозяйственной деятельности школьной столовой, предусмотренный санитарными нормативами, — обеспечение централизованного вывоза твердых бытовых отходов с хозяйственной зоны ОУ. Для этого рекомендовано использование раздельных контейнеров с крышками, которые следует заполнять не более, чем на 2/3 объема и систематически очищать в установленном порядке. Мусорные контейнеры допускается устанавливать для сбора отходов на участках с твердым покрытием, на расстоянии не менее 25 м до входов и окон школьной столовой и основного здания, спортивных площадок.

Оборудование школьной столовой по СанПиН

Действующие санитарные нормативы предусматривают возможность использования на пищеблоке ОУ исключительно оборудования, инвентаря и посуды, предназначенных для контакта с пищевым сырьем и соответствующих требованиям эпидемиологической безопасности. При выборе оборудования для школьной столовой по СанПиН (в ходе оборудования пищеблока с нуля или его плановой замены) руководителям ОУ рекомендуется отдать предпочтение установкам, которые:

  • облегчают или автоматизируют приготовление большого количества блюд из типового меню (например, кухонные комбайны, промышленные мясорубки);
  • гарантируют возможность рационального использования помещений пищеблока;
  • способствуют снижению коммунальных расходов и трудозатрат работников.
Все оборудование, установленное в столовой образовательного учреждения, должно находится в исправном состоянии. В случае выхода из строя холодильных или тепловых установок администрация обязана оперативно внести изменения в актуальное меню, тем самым обеспечивая соблюдение всех санитарных установок, и позаботиться о быстром ремонте. Чтобы предупредить поломки, перед началом каждого учебного года следует проводить техконтроль оборудования школьной столовой по СанПиН и паспортным характеристикам устройств. Следует отметить, что частой причиной поломок производственного оснащения пищеблока может быть несоответствие его мощности или характеристик реальной суточной нагрузке, что обусловливает необходимость его замены на более технологичный аналог.

СанПиН для школьной столовой на 2020 год определяет необходимость закупки посуды в количестве не менее двух штук на одно посадочное место, что обусловливает возможность соблюдения правил мытья и дезинфекции приборов. Образовательным учреждениям рекомендована закупка посуды из фарфора, фаянса, стекла (тарелки, чашки, блюдца), а также столовых приборов (ложки, вилки, ножи) из нержавеющей стали или материала, аналогичного по гигиеническим характеристикам. В организации питания допускается использование одноразовых столовых приборов, допущенных к контакту с холодными (или горячими) продуктами. Вторичное использование одноразовой посуды, а также стеклянных тарелок, чашек, стаканов с деформированными краями, мисок и кастрюль со сколами на эмали, пластмассовых разделочных досок, деревянного инвентаря с трещинами в школьной столовой запрещено.

Дополнительные инструкции для школьной столовой по СанПиН

Проект СанПиНа 2.4.5.2409-08 содержит подробные рекомендации по обеспечению чистоты, порядка и должного обустройства производственных и других помещений пищеблока в ОУ. В инструкциях для школьной столовой по СанПиН закреплено, что уборку обеденных залов необходимо проводить после каждого приема пищи: очищать поверхность столов с использованием моющих средств, с помощью чистой, соответствующим образом промаркированной ветоши и тары.

Что касается мойки кухонной и столовой посуды, то в санитарно-эпидемиологических нормативах указаны следующие требования:


    Технологическое оборудование школьной столовой необходимо обрабатывать ежедневно, по мере окончания его использования, как и производственные столы, которые необходимо обрабатывать с использованием моющих средств и дезинфекторов. Мелкий деревянный инвентарь, разделочные доски следует замачивать в мойке в теплой воде, температура которой должна быть не ниже +45 °С, а ополаскивать — в горячей воде (температура — не ниже +65 °С), после чего просушивать на ребрах в моечной зоне.

Один раз в месяц в школьной столовой необходимо осуществлять генеральную уборку с дезинфекцией помещений, оснащения и инвентаря. В случае выявления признаков жизнедеятельности насекомых или грызунов необходимо обеспечить проведение гигиенических мероприятий в соответствии с регламентом, регулирующим осуществление дезинсекционной деятельности без риска для участников учебно-воспитательного процесса. Во избежание проникновения в школьную столовую насекомых окна необходимо оборудовать сетками, целостность которых проверяется в преддверии каждого теплого сезона.

Читайте также: