Беру у сына ложку супа




Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
Ташка
Ясельки


ну, цифры и буквы - полбеды, повторим, закрепим, а вот с одеванием и едой самостоятельно - просто уже в панике.
Дайте совет как себя вести с ним в этом вопросе.
опробованы:
1. объяснения почему должен сам
2. поддержка: я помогу, но ты сам
3. игра: это лифт, который еду в рот поднимает
4. угрозы: кормить не буду, ешь сам, живот заболит, сам начнешь есть (здесь меня на долго не хватает. )

Так что вы такие не одни.

Я стараюсь относиться к этому спокойно. Научится. В садик мы пока не идем, поэтому особой спешки нет.


Цифры мы учим, когда поднимаемся-спускаемся по лестнице (сначала мама считала ступеньки, потом малыш включился)

Когда нужно начинать обучение?

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  • Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  • Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

Обучение навыку до 1,5 лет

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  • Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  • Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  • Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  • Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  • Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  • Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Обучение умению до трёх лет

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

  • Если ребёнка в год нужно было поощрять за каждое успешное действие, то деткам постарше можно предложить посоревноваться. Например, мама и малыш станут строить башню, где каждый кубик будет означать съеденную ложку.
  • Однако важно отделять столовые приборы и кружки от игрушек. Если вы заметили, что ребёнок покушал и стал баловаться с посудой, её необходимо мягко отобрать, объяснив причину.
  • Специалисты отмечают любопытную закономерность: малыши, регулярно строящие куличики в песочнице, скорее обучаются пользоваться ложкой и прочими столовыми приборами.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Какую ложку выбрать?

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Серебряная. Дарение такого столового прибора – своеобразная традиция для крёстных родителей. Ложка из серебра способна защитить кроху от кишечной инфекции и уберечь от стоматита.

Из керамики. Не лучший вариант для маленьких деток, поскольку этот материал тяжёлый и легко бьётся. При скалывании такая ложка способна повредить детские дёсна.

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  • Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  • Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  • Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  • Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  • Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  • Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  • Оставляют одного. Безусловно, всегда существует риск, что ребёнок подавится, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.


Привет! Для нас это тоже своего рода проблема.Нам сейчас 2 года и месяц, а в 2 годика мы пошли в садик, где нужно кушать самому. До этого на все мои предложения кушать самому я получала мотание головой и отказ, поэтому кормила сынулю сама. В садике воспитатели постоянно говорят мне, чтобы я сама не кормила его дома. но дома ситуация повторяется- Артур снова машет головой -отказыывается, а ложку берет в руки только в садике. Вот я и жду, когда воспитатели и нянечка сами научат его кушать. кроме всего этого он еще и не хочет пить из чашки, а только из бутылочки, которую он познал после года, когда перестал кормиться грудью.

Привет, у нас такиеже проблемы, моя дочь ходит в садик и ее кормят, но она отказывается жевать. Ей 2,2, что мне делать не знаю.


Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.


Каждой маме хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить ребенку. Мы расскажем, как сделать, чтобы этот процесс обучения прошел легко и весело.

Когда начинать уроки


Простой ответ — как только ты заметишь, что малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Он берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

1 Как научить ребенка есть ложкой самому: 3 этапа обучения


Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый ребенок развивается в своем темпе.

6 месяцев

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, если он только знакомится с твердой пищей? Позволяй изучать еду, брать ее пальцами. Конечно, такое разрешение чревато тем, что пюре или кусочки овощей будут размазана по лицу, волосам и столику. Давай прибор в руки, если карапуз ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовой к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.


7 месяцев

Как научить ребенка держать ложку? Демонстрируй, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривай что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволяй пользоваться прибором самостоятельно, если он хочет. Устраивай семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев

Продолжи применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с младенцем. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что он наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?

Первое, чему учится подросший малыш, желающий быть самостоятельным – есть ложкой и пить из чашки. Уже в полгода он хочет сам держать в руке печенье, яблоко или сухарик. А через некоторое время начинает выражать желание кушать руками – доставая небольшие куски пищи из тарелки или откусывая от целого куска. Это желание не должно пугать родителей: таким образом ребенок готовится освоить «взрослый» способ принятия пищи.

Важно не упустить интерес ребенка. Как только он захочет самостоятельно управляться с ложкой, разрешите ему это делать. Сами при необходимости можете кормить его второй ложкой. Если упустить момент, интерес и тяга к новым достижениям понемногу пройдут, и малыш привыкнет к тому, что его кормят.

Развитие каждого ребенка движется по индивидуальной траектории. Кто-то вырывает ложку из маминой руки уже в 9 месяцев, а кто-то и после года не спешит становиться самостоятельным. В этом случае задача родителей – не форсировать события. Вы не сможете достичь нужного результата, если у ребенка не будет желания и возможностей для этого. Не заставляйте ребенка есть, если он отказывается: насильственное кормление плохо сказывается и на психике малыша, и на работе его желудка.

Итак, во время очередного приема пищи малыш вырывает у вас ложку. Но первые попытки зачерпнуть еду из тарелки и положить себе в рот редко оказываются удачными. Нужно, деликатно взяв ручку ребенка в свою, показать, как правильно держать ложку и как доносить ее до рта, не переворачивая при этом. Вне зависимости от достигнутого результата, непременно похвалите за проявленную инициативу и наберитесь терпения: некоторое время содержимое тарелки будет размазано ровным слоем по вашей одежде, одежде и волосам малыша и по всем доступным поверхностям. Изобретательные мамы находят для кормлений специальную одежду, которую можно быстро надеть и снять и которая легко отстирывается.

Да, теперь любая трапеза будет отнимать гораздо больше времени. Но не торопите малыша: помимо всего, ему надо успевать прожевывать пищу. Чтоб еда не остывала, можно пользоваться тарелкой с двойным дном: внутрь наливается горячая вода, и пища долго остается теплой. Очень скоро вы заметите, что с каждым разом ребенок все увереннее обращается с ложкой.
Конечно же, ложка малыша должна подходить ему по размеру и быть удобной формы, лучше всего с нескользкой ручкой. Ложка и кружка не должны ассоциироваться с игрушками: убирайте их после еды и доставайте только ко времени следующего приема пищи. Если ребенок начал играть с содержимым тарелки и приборами на столе, скорее всего, он наелся. Лучше прекратить прием пищи, даже если съеденная порция значительно меньше обычного, и в следующий раз покормить ребенка чуть пораньше.

Скорее всего, ребенок попытается покормить вас, как вы кормите его. Включитесь в игру, поблагодарите малыша. Обучение в игре – но не превращение еды в игру – также может быть результативным. Пусть малыш «покормит» любимую игрушку, а следующую ложку съест сам.
Важно вовремя распознать момент, когда ребенок сможет пользоваться ложкой без вашей помощи. Однако не стоит бросаться в крайности: если малыш устал, капризничает и явно не в состоянии самостоятельно справиться с оставшейся порцией, стоит помочь ему. Навязывание самостоятельности может привести к отрицательным результатам, и ребенок может начать отказываться от еды в принципе. Без вашей помощи малышу будет гораздо сложнее овладеть достаточно сложными для него навыками. Лучше всего садиться за стол вместе и служить малышу живым примером правильного поведения за столом.

Комментарии

— Всегда кушаем вместе. Видит, как я или муж едим,повторяет. Ложкой стала хорошо кушать где-то месяц назад все,кроме супов(ими кормлю сама,потому что до рта ничего почти не доносится), вилкой не получается накалывать,поэтому если даю вилку,то сама кормлю,а она пытается наколоть в это время еду.

— Я учила
Сын брал ложку в ручку свою, и я сверху своей помогала ему и направляла в рот

— С 10 точно сам пробывал кушать с ложки и давольно очень успешно. После года кушает сам с ложки и вилки. Редко докармливаю сама. Сам взял ложку и ел, не учила

— Попросите его вас покормить)

— Помогать своей рукой,либо в коробке вырезать ротик и нарисовать мальчика ,дать ребенку ложку чтоб он накормил мальчика)

— Мой не любит ложку, я и не настаиваю, кормлю сама. Зато сам вилкой хорошо ест, научился быстро.

— Мы освоили навык класть лодку в рот, потому что попали в то окно, когда в рот идёт все 😆

— У моей стало получаться ложкой есть и вилкой.

— Так может он ещё с ложкой не наигрался, у него на неё свои планы, а вы от него что-то хотите ))) Будет сидеть, смотреть что вы делаете - и сам сообразит. Лишь своим примером

— Так вот и решит что это игрушка, а не способ покушать)

— Не учила. Придётся время- научится

— Серьезно, в 3.9 вы кормите сама? Как вам терпения хватает. ?

— @klachkevich.anna с чего Вы решили, что я сама до сих пор кормлю. Речь о ребёнке в полтора года.

— @6uro4ka 😆😆😆не правильно поняла ваш пост)))

— Мы своего неделю не кормили, он потом не только ложкой, но и вилкой суп съел

— Хочется верить что это черный юмор

— Не учила. Ем вместе с ней, наверное, она видит, как я ем, и копирует меня. Но пока частенько конечно руками помогает.

— Вот и у нас руками отлично все произходит. Как обезьяны.

— Я не учила, сама кормила) но в саду она почему-то ест только сама, без всякой помощи. И даже суп очень аккуратно, не проливая

— Своей рукой помогать ему направлять в рот, это может занять и недели, потом он научится, будет кушать, потом ему надоест ну в прочем как все дети)

— Рукой кормим. Так проблем нет. Но это же не сам.

— @bleria ну мы так начинали, ест сам только вкусное, а обычную еду я до сих пор докармливаю.


Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.


Каждой маме хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить ребенку. Мы расскажем, как сделать, чтобы этот процесс обучения прошел легко и весело.

Когда начинать уроки


Простой ответ — как только ты заметишь, что малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Он берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

1 Как научить ребенка есть ложкой самому: 3 этапа обучения


Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый ребенок развивается в своем темпе.

6 месяцев

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, если он только знакомится с твердой пищей? Позволяй изучать еду, брать ее пальцами. Конечно, такое разрешение чревато тем, что пюре или кусочки овощей будут размазана по лицу, волосам и столику. Давай прибор в руки, если карапуз ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовой к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.


7 месяцев

Как научить ребенка держать ложку? Демонстрируй, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривай что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволяй пользоваться прибором самостоятельно, если он хочет. Устраивай семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев

Продолжи применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с младенцем. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что он наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Где-то в 8-9 месяцев у малыша пробуждается интерес к такому удобному столовому прибору как ложка. Когда его кормят, он старается ложку схватить, рассмотреть, облизать, а затем, через какое-то время копирует движения мамы – пытается зачерпнуть ложкой супчик или кашку и донести до рта.

Конечно, первый опыт сопровождается разливанием и разбрызгиванием содержимого ложки вокруг себя. Некоторым эта забавная игра очень нравится, и вместо того, чтобы учиться есть ложкой, малыши гораздо охотнее с ней балуются. Причем, как правило, отобрать ложку обратно становится весьма затруднительно – малыш не хочет расставаться с понравившейся «игрушкой».

Так когда же малыша нужно приучать к пользованию столовыми приборами? С какого возраста можно давать есть лодкой самостоятельно? Попробуем разобраться.

Ложкой уже вполне допустимо пользоваться, начиная с 10-11-месячного возраста ребёнка. Сначала пусть просто держит её в руке во время кормления. Одной ложечкой будете кормить вы, другую малыш будет держать в ручке. Понятно, это добавит вам лишних хлопот, мытья, как самого ребёнка, так и всё вокруг. Ведь малышу будет интересно повторять за вами, то же, что и делает мама. Ребёнок будет стараться ложкой залезть в тарелку. Естественно половину каши вы будете собирать со стола, с одежды, либо на полу. Но, вы не должны запрещать ребёнку этого делать, так он быстрее научиться пользоваться ложкой, с каждым разом всё будет проходить чище и чище. Главное, терпение! Кстати, самостоятельные действия улучшают аппетит.

Когда ребёнок сам научиться кушать кашку, пюре, можно дать есть самому десертной ложкой суп. Не забывайте, каждому ребёнку своё время, кто-то раньше, кто-то позже. Первое время пусть ребёнок держит ложку в руке так, как ему это удобно. Это допустимо, что ребёнок сжимает ложку в кулачке. Если вы будете постоянно одёргивать малыша и поправлять ему ложку, то от вашей лишней настойчивости, он совсем потеряет интерес кушать самостоятельно. Лучше по чаще садитесь кушать вместе всей семьёй, за один стол. Ребёнок, наблюдая, будет стараться за вами всё повторять и перенимать, как вы держите ложку, как кладёте пищу в рот, как кусаете хлеб, то есть, копируя ваше поведение. Поэтому не удивляйтесь, такому же поведению, если вы постоянно вертитесь, разговариваете за столом, вытираете руки об себя и так далее.

Если ребёнок до двух лет не научился правильно держать ложку, то иногда можно его ненавязчиво поправить, мол, ты уже вырос, стал большой, нужно ложку держать как взрослые, например, мама или папа. И помочь ему, объяснить и показать как это правильно делать. Показывайте, объясняя, ложку нужно держать чуть ниже широкой части ручки тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Когда ваш ребёнок овладеет таким приёмом и будет правильно держать ложку во время приёма пищи, приучайте правильно зачерпывать пищу, подносить ко рту, не сужающейся частью, а боковой стороной.

Ребёнку можно подсказать, чтобы он не засовывал ложку в широко открытый рот и не засовывал кончик ложки. Старался кушать неторопливо, без звуков. Вилку обычно разрешается давать примерно с трёх лет. Ведь именно с этого возраста, ребёнок уже осмысленно начинает понимать, что ей можно уколоться. При выборе вилки, старайтесь покупать, детскую, специально для ребёнка. Вилка должна быть маленькой и не острой, удобной для детской ручки.

Совет: когда малыш ещё только учиться кушать самостоятельно, лучше всего приобрести специальный детский набор. Это тарелку на присоске, для того, чтобы ребёнок не смог опрокинуть её на себя. Ложка и вилка должны быть металлические, с поворотом. Такими приборами, ребёнок быстрее освоит самообслуживание за столом.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости оттого, что едят.

Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобнее подгребать кушанье.

И конечно, начинать приучение следует не со взрослых столовых приборов (которые могут быть во-первых тяжеловаты, а во-вторых опасны своей остротой), а с детских наборов посуды – легких и безопасных.


Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам.

Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей — создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

Советуем посмотреть подробное видео о том, какие бывают ложки и какую стоить выбрать для вашего малыша.

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:

  • Серебряные ложечки часто дарят «на первый зубик». Такие столовые приборы красивы, обладают антимикробным действием, их можно хранить как семейную реликвию. Но маленькой ложечкой дитя накормить сложно, а у больших очень высокая цена.
  • Резиновые и силиконовые ложки. Их основным достоинством является безопасность: малыш никак не поранится. Но если они окажутся низкого качества, кроха со временем может откусить кусочек. К тому же с пластика и силикона труднее смыть остатки моющих средств.
  • Из пищевого пластика. Эти столовые приборы похожи на игрушки: яркие, красивые, иногда с фигурной ручкой в форме животного или сказочного персонажа. Покупая такую вещь, обращайте внимание на глубину и величину ложки. Чем опасен пластик — его часто подделывают.

Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.

  • Анатомические изогнутые приборы удобны, кроха быстро привыкает к ним: кривая ложка была разработана для детей с нарушениями координации движений. Правда, потом отучить его от любимого предмета будет трудно.


  • Чайные металлические ложки использовались для кормления еще нашими бабушками. В процессе использования их нужно мыть и хранить отдельно от остальной посуды.
  • Керамические. Сделаны из натурального, но хрупкого материала, велика вероятность случайных сколов, что может привести к травме.
  • Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

    Этапы приучения к ложке

    Первый этап — приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

    • Игра. Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
    • Подражание. Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
    • Первые успехи: ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
    • Устойчивый навык. Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
    • Самостоятельное использование ложки.

    Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта.

    С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

    Алгоритм обучения

    А в этом видео автор канала «Супер Родители» делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.

    1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
    2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
    3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
    4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
    5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
    6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

    Совет: если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

    Частые ошибки

    Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

      Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки.

    Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.

  • Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.
  • Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

    Полезные рекомендации

    • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
    • Обращайте внимание на мелочи: накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
    • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам. Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
    • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша, пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

    На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

    Если ребенок не хочет есть сам

    Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

    Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

    Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети.

    Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать — главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

    Основы этикета для малыша


    Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

    • Правило мыть руки перед едой — основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
    • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
    • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах.
    • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи. Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
    • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой: положите одну рядом.

    В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

    Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: http://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/est_lozhkoj_samostoyatelno.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


    Когда ребенок ест мало и редко, это, конечно, сильно беспокоит родителей. Каждый прием пищи становится серьезным испытанием для их нервной системы, не говоря уже о том, что малыш не получает достаточно витаминов и питательных веществ. В этой статье Вы найдете практические советы от психологов нашего центра.

    Сходите к врачу

    Первый шаг – проверьте здоровье ребенка. Одна из основных причин низкого аппетита – плохое самочувствие. Дети часто не хотят есть, когда у них повышена температура, болит животик или режутся зубки. Если отказы от еды носят эпизодический характер во время болезни, ничего страшного. Но когда малыш постоянно жалуется на дискомфорт и плохо ест, обязательно посетите педиатра. Низкий аппетит может оказаться симптомом заболевания.

    Дети также плохо едят, когда нервничают, слишком устали или недавно перенесли сильный стресс. Что можно предпринять в данной ситуации? В спокойной обстановке поговорите с малышом, выясните, что его беспокоит, скорее всего, вы сможете помочь ему найти решение волнующей его проблемы. Учите его управлять своими эмоциями, повышайте его самооценку и уверенность в себе. Если он не научится делать это в детстве, во взрослом возрасте ему придется тяжело.

    Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

    Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.

    Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.

    Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.

    В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется.

    • В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
    • В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
    • В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
    • В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.

    А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

    Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

    Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

    1. Не давите на ребенка

    Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный. Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой.

    • Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
    • Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
    • Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
    • Никогда не наказывайте ребенка едой.

    Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

    2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

    Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

    3. Подайте положительный пример

    Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:

    • ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
    • старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
    • ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
    • старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
    • отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
    • следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
    • предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.

    Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

    4. Подавайте блюдо красиво

    Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.

    5. Находите компромисс

    Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.

    Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

    Читайте также: