Как научить ребенка есть суп нам 9 месяцев

Думаю, что многие из нас сталкиваются с такой проблемой. Когда буквально каждую ложку пищи приходится в ребенка чуть ли не впихивать.

И тогда вопрос «как заставить ребенка есть?» становится совсем не праздным, а практическим.

Я поделюсь с вами своим большим опытом и открою многие из секретов, которые применяла сама.

Скажу сразу, что заставить ребёнка есть, если он не хочет, практически невозможно! 🙂 К такому выводу я пришла, много лет наблюдая за детьми.

А наблюдать было за кем. У меня трое детей и уже есть внук. И ещё я успела десять лет поработать в детском саду воспитателем.


Как заставить ребенка есть кашу

Но сейчас я хочу вспомнить своё детство. Совсем маленькую я себя, конечно, не помню, но по рассказам моей бабушки – я ела отвратительно!

Мне не было ещё и года, а я уже успела довести любимую бабушку до белого каления! Кормление для неё, да и для меня тоже, превращалось в пытку.

На какие только ухищрения она ни шла, чтобы засунуть в мой рот хоть одну ложечку каши! Она и песенки пела, и мух, и птичек показывала, и чирикала!

А я пока от удивления рот открывала, она кашку мне в ротик и подкладывала. Но иногда это не срабатывало, и тогда всё вокруг было измазано выплюнутой мной кашей.

Я не знаю, почему я её не ела тогда, но помню, почему я не любила кашу лет в пять. В манной каше попадались комочки! Они во мне вызывали такие приступы тошноты, что от одного вида манной каши мне становилось плохо. А однажды я просто вылила кашу с балкона, за что мне тогда сильно попало!

Мне эти детские воспоминания пригодились, когда я сама стала мамой. И теперь я прекрасно знаю что такое идеальное меню ребенка.

Я к варке манной каши подходила со всей ответственностью. Ни одного комочка не должно было там быть! Я всегда в кашу клала немного соли и немного сахара.

Я заметила, что приторно–сладкую кашу дети едят очень плохо. Это, только, кажется, что все дети очень любят сладкое.

Мой внук с самого рождения сладкое не любит. И в кашу ему я кладу очень мало сахара. Зато добавляю чуть-чуть корицы или ванилина.

А летом в кашу можно добавлять ягодки. И вкусно, и полезно.

Внук долго не ел овсяную кашу. И я придумала такой ход. Сварила овсянку, и в другой комнате, но чтобы слышал внук, стала говорить мужу, мол, какая вкусная каша получилась. Но внука, мол, звать не будем – он всё равно не ест её. Сработал дух противоречия. Прибежал. С того дня ест кашу.

В детском саду я применяла другие хитрости, чтобы детки поели. Так как на всех тарелочках были рисунки, я устраивала деткам соревнование «У кого в тарелочке быстрее других покажется рисунок».

Разумеется, работает это только когда у детей красивые тарелки. Соревнования такие им нравились. Даже те дети, которые плохо ели, старались отличиться. Этот метод я применяла для всех густых блюд.

Как заставить ребенка есть офощи

Очень многие детки плохо едят овощи. Они не любят лук, морковь, капусту. Но лук так полезен для детского организма! И вкус блюд улучшает.

Поэтому, при приготовлении пищи, я лук очень мелко резала, не обжаривала, а варила вместе с бульоном или тушила. Тогда он не плавал лохмотьями в тарелке, а был хорошо разварен, и мои детки его не видели. А я тайну не выдавала.

Чтоб приучить детей есть овощи, я, что только не придумывала! Посыпала помидоры сахаром, из огурцов делала человечков, из морковки вырезала звёздочки. А с зелёным луком вообще смешная история вышла!

Когда дети были маленькие – я не работала. Денег катастрофически не хватало, а так хотелось деток чем-нибудь полезным накормить!

Дочке было годика три. Я покрошила в тарелочку зелёного лука, перемешала со сметаной, посолила. Посадила дочку за стол, сказала: «Кушай! Там много витаминов!» А сама занялась делами. Вдруг – громкий плач!

Гляжу — дочка по всей тарелке, по всему столу раскидала лук, ещё и умудрилась порвать каждый кусочек. Она меня увидела и сквозь слёзы закричала: «Ты меня обманула! Там нет витаминок!»

Когда дочь подросла, мы вместе с ней готовили овощные коктейли, а потом угощали остальных домочадцев. И никто не мог догадаться, из чего они были приготовлены. Вот рецепт одного из витаминных коктейлей.

Взять 1/5 стакана свекольного сока, ? стакана огуречного сока, ? стакана апельсинового сока (или яблочного), добавить полстакана кипячёной воды, сахар, немного лимонной кислоты.

Если ребёнок не видит весь процесс приготовления, то такой коктейль, особенно через трубочку, он выпьет с удовольствием!

Как заставить ребенка есть суп

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что дети супы едят неплохо. Но не все детки любят, когда в супе — крупные куски картофеля. Очень часто мне приходилось разминать кусочки картофеля прямо в тарелке.

И ребёнок съедал супчик. Но если ребёнок не хотел – я не заставляла. Конечно, нас заставляли детей докармливать. Но я думала так: пусть ребёнок съест всего две ложки супа, но – с удовольствием. А если кормить насильно – его вырвет! И тогда стойкая неприязнь к супам останется у ребёнка надолго.

Как заставить ребенка есть мясо

Многие дети не едят мясо. Я думаю, что это из-за того, что мясо плохо пережёвывается, во рту долго остаются мясные волокна, уже без сока и вкуса, и это вызывает у детей приступ рвоты.

И заставить ребёнка проглотить такое невозможно! За один случай из моей семейной жизни мне до сих пор стыдно.

Когда сын был маленький, он мясо терпеть не мог! Я не заставляла. Но муж клал мясо сыну в тарелку и требовал, чтобы он его съел. Даже в угол ставил сына, когда тот мусолил во рту кусок мяса и не мог проглотить.

И ругалась я с мужем, и уговаривала – ничего не помогало! Тогда я стала незаметно, чтоб муж не видел, забирать у сына изо рта то, что когда-то было мясом. А на обед старалась готовить котлеты, фрикадельки, тефтели, куриное мясо. Кстати, куриное мясо дети едят с удовольствием, особенно – «ножки».

Главный секрет. Как заставить ребенка есть все!

Я, намучившись со своими детьми, к кормлению внука подошла со всей ответственностью. Учла все ошибки и недочёты. Я стала приучать его к разнообразному питанию ещё до года. Старалась, чтобы новое блюдо было безупречно приготовлено.

И по виду, и по качеству. Я, уже с пяти месяцев, внуку такое вкусное картофельное пюре давала, что мой взрослый сын просил, чтобы я ему немного оставила «детской картошечки». Супчики варила на курином бульоне, добавляла туда разные овощи, крупы.

А потом размельчала в блендере. Внуку было месяцев десять. Мы пошли в поликлинику на очередной медицинский осмотр. И когда педиатр сказала, что уже пора приучать ребёнка к разнообразной еде, я с гордостью сказала: «Он у нас ест всё!» 🙂









Наш эксперт – врач-диетолог, кандидат медицинских наук Иван Демидов.

Немногие родители могут похвастаться тем, что относятся к вопросу детской еды с философским спокойствием, рассуждая примерно так: мол, проголодается ребенок – поест, а если не ест – значит, не голоден.

Но большинство мам и пап и уж, конечно, практически все до единой бабушки единодушны: ребенка надо накормить любой ценой. Недаром же ходит шутка о том, что «бабушка – это единственный человек, которая любит тебя не только за то, что ты есть, но и за то, что ешь».

Когда я ем, я глух и нем

Вот и колдуют мамы и бабушки на кухне, стараясь изобрести для дорогого дитятки что-то повкуснее и посытнее. Да еще и украшают всевозможными способами. На это у них уходит много времени и сил. И, естественно, они потом очень расстраиваются, когда все их кулинарные шедевры ребенок отвергает. Накормить капризулю не помогают ни уговоры, ни сказки, ни песни и пляски.


Но, увы, не все так радужно. Ведь еда перед экраном очень вредна.

  • Во‑первых, потому что во время просмотра малыш не может контролировать свой аппетит и, как правило, съедает больше, чем ему нужно. А это – прямой путь к лишнему весу.
  • Во‑вторых, следя за интересной историей, дети «забывают» жевать и стараются быстрее проглотить пищу, что ведет к плохому пищеварению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • В‑третьих, привычка есть и заниматься чем-то еще (например, смотреть мультики) вредит нервной системе. Так что эта хитрость решительно не подходит.

Волшебный вкус!

Но в арсенале у родителей есть еще ухищрения. Не хочет малыш есть обычный суп или овощное рагу, тогда они кидают в стряпню бульонный кубик – и простое блюдо в мгновение ока превращается в ароматное чудо. Стоит лишь его понюхать – и уже слюнки текут. А разок попробуешь – за уши не оттащишь. Что же это за секрет?

Да просто усилитель вкуса. Во многих современных продуктах, особенно в фаст­фуде, содержатся соли глутаминовой кислоты – глутаматы, в частности глутамат натрия (Е‑621).

Справедливости ради стоит сказать, что это – не совсем «химия», поскольку глутаминовая кислота содержится во многих натуральных продуктах: парном мясе, только что сорванных с грядки овощах, свежесобранных фруктах и ягодах…


Многие дети, раз попробовав суп из пакетика с усилителем вкуса, воротят нос от домашнего борща и простого куриного бульона. Поэтому лучше им «усиленную» пищу не пробовать вовсе. Безопасное количество глутамата натрия для взрослых составляет не более 1,5 г в сутки или 0,5 г за один прием. Для подростков суточная доза не должна превышать 0,5 г. Ну а малышам такая еда, кроме вреда, ничего не принесет.

Секреты аппетита

Но что же все-таки делать, если малыш плохо ест? Попробуйте следующее:

  • Соблюдайте режим кормления. Кормите чадо каждые 3,5–4 часа.
  • Не давайте ребенку в перерывах между едой ничего, кроме обычной воды. А непосредственно до обеда или ужина лучше и жидкости не употреблять.
  • Сладости и фрукты можно давать только после еды, причем лучше приучить ребенка к тому, что есть конфеты можно только за столом, а не где придется.
  • Соблюдайте ритуал приема пищи. У малыша должно быть свое место за столом, своя посуда (в идеале ребенок должен сам ее выбрать по своему вкусу). Дети – большие консерваторы, они любят, когда все идет так, как они привыкли.
  • Не сажайте за стол возбужденного малыша. После активных игр почитайте 10 минут книжку, прежде чем приступать к еде.
  • Чтобы возбудить аппетит, перед трапезой ребенку можно дать небольшое количество легкого овощного салата или квашеной капусты. Или соленый огурец.


Учтите психологию

Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.

  • Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
  • Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу – в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
  • Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда ребенок отказывается, перестал есть супы. Вам станет известно, является ли нормальным подобное поведение. Выясните, по каким причинам может появляться нежелание потреблять первые блюда. Узнаете, как себя вести в таком случае.

Особенности


  1. Первое знакомство с данным блюдом должно состояться не раньше шести месяцев.
  2. Первые супы – это молочные или овощные по типу пюре.
  3. Если хотите приготовить мясной супчик, то нужно использовать второй бульон.
  4. Если решили добавить в суп курицу, то предварительно снимите с нее шкурку (в ней содержится много жира).
  5. Зажаривать овощи в блюдо для маленького ребенка является недопустимым.
  6. Ингредиенты для будущего супчика нужно подбирать тщательно, хорошо промывать и очищать.
  7. Если в суп кладете капусту, то можно не ограничиваться только белокочанной. Добавьте, например, брокколи.
  8. Для улучшения вкуса добавляйте зелень, в частности петрушку и укроп.

Плюсы и минусы


Если прислушиваться к европейским педиатрам, то суп не является обязательным блюдом в детском рационе. Специалисты уверены, что потребность в жидкости можно восполнять водой, чаем, компотом, молоком и бульоном. Если прислушиваться к отечественным педиатрам, то они другого мнения, считают, что супы обязательно должны присутствовать в ежедневном меню растущего организма. Аргументируют свою точку зрения такими доводами:

  • данное блюдо влияет на секрецию желудочного сока;
  • улучшает процесс пищеварения и всасывания;
  • способствует нормальному функционированию кишечника.

Однако, с этими аргументами можно поспорить, ведь в рационе карапуза могут появиться другие продукты, которые выполнят эти функции ничем не хуже супов:

  • со стимуляцией желудочного сока хорошо справится яблоко, которое малыш съест перед приемом пищи;
  • овощное пюре увеличит скорость всасывания;
  • сырые фрукты и овощи простимулируют перистальтику кишечника наилучшим образом.

Однако, стоит учитывать, что маленьким деткам в прикорм не добавляют сырые овощи, так как они могут вызвать большую нагрузку на органы пищеварения, спровоцировать расстройство или запор.

В реальности польза от супа в том, что он комбинирует в себе сразу три функции. Но это не значит, что у малыша, который не хочет есть суп, начнутся проблемы с пищеварением, ведь всегда можно обратиться к аналогам.


Возможные причины


Некоторые детки с удовольствие потребляют первые блюда, кто-то не в восторге, но все же ест супы. Встречаются и такие случаи, когда малыш раньше с удовольствием кушал данное блюдо и вдруг стал от него отказываться. Бывают и такие детки, которые в принципе не желают есть супы. В разных ситуациях могут иметь место различные факторы. К наиболее часто встречаемым причинам отказа от супа относят следующие моменты:

  • не нравится вкус – в супе может присутствовать даже один ингредиент, который «все портит»;
  • нехватка соли – если ребенку уже подсаливают пищу;
  • жидкая консистенция, в которой плавают куски овощей, может не понравиться малышу – в такой ситуации можно приготовить суп — пюре;
  • цвет блюда вызывает отвращение;
  • малыш может отказываться от супа, если видел, как это делают старшие братья или сестры;
  • если карапуз впервые отказывается от данного блюда, не исключено, что он не голоден или болен.

Что делать


  1. Если ребенок не ест суп, родителям не стоит применять силу или шантаж, чтоб склонить малыша к «правильному» питанию. Подобными действиями можно у малыша вызвать озлобленность, а его нежелание есть первое блюдо еще больше усилиться.
  2. Если ребенок отказывается, попробуйте поэкспериментировать. Возможно, нужно заменить один или два ингредиента, изменить консистенцию, добавить соли или просто красиво украсить.
  3. Если ребенок уже ест сметану или сливки, то вкус готового блюда можно улучшить одним из этих продуктов.
  4. Отдавайте предпочтение макаронам необычной формы, например, звездочкам или буковкам. Так у карапуза может проснуться больший интерес к этому блюду.
  5. Если ребенку год и у него достаточное количество зубов, он с легкостью справляется с твердой пищей, то к супчику вместо хлеба можно дать сухарики.
  6. Если малыш впервые отказался от супа, попробуйте предложить это блюдо через час – два. Возможно, он был не в настроении. Не исключено, что в тот момент еще не был достаточно голоден.
  7. Если карапуз отказывается и от другой еды, возможно, у него проблемы со здоровьем. Не исключено, что отсутствует аппетит, например, из-за жаркой погоды, а ему еще и тарелку горячего супа предлагают.
  8. Перед тем, как кормить ребенка, обязательно пробуйте, какой суп на вкус. Всего ли в нем хватает, а может нужно подсолить?
  9. Купите красивую тарелку и ложку для подачи супа. Малыша может заинтересовать, какой рисунок скрывается на дне.

Мой сынок с удовольствием ел любые супы. Я меняла ингредиенты, делала блюдо более разнообразным. А вот дочь моей подруги всегда отказывалась от первого. Поначалу родители пытались хитрить, прибегали к уговорам, обещали вознаграждение за съеденную тарелку супчика. Однако, ребенок остался непреклонен. Сейчас девочка ходит в первый класс и по сегодняшний день не ест супы. Ее мама следит за тем, чтоб в рационе ребенка присутствовали все продукты, необходимые для нормального роста и развития. Наверное поэтому, у девочки нет проблем с процессом пищеварения.

Теперь Вам известно, что делать, если ребенок не ест первое. Важно понять, что такое поведение не является редкостью, немало родителей сталкивается с подобной проблемой. Не нужно остро реагировать на ситуацию, необходимо осознать, что в Ваших силах внести корректировки в первое блюдо, ведь ребенку может не нравиться внешний вид или вкус супа, а всегда можно изменить консистенцию и ингредиенты.


Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам.

Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей — создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

Советуем посмотреть подробное видео о том, какие бывают ложки и какую стоить выбрать для вашего малыша.

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:

  • Серебряные ложечки часто дарят «на первый зубик». Такие столовые приборы красивы, обладают антимикробным действием, их можно хранить как семейную реликвию. Но маленькой ложечкой дитя накормить сложно, а у больших очень высокая цена.
  • Резиновые и силиконовые ложки. Их основным достоинством является безопасность: малыш никак не поранится. Но если они окажутся низкого качества, кроха со временем может откусить кусочек. К тому же с пластика и силикона труднее смыть остатки моющих средств.
  • Из пищевого пластика. Эти столовые приборы похожи на игрушки: яркие, красивые, иногда с фигурной ручкой в форме животного или сказочного персонажа. Покупая такую вещь, обращайте внимание на глубину и величину ложки. Чем опасен пластик — его часто подделывают.

Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.

  • Анатомические изогнутые приборы удобны, кроха быстро привыкает к ним: кривая ложка была разработана для детей с нарушениями координации движений. Правда, потом отучить его от любимого предмета будет трудно.


  • Чайные металлические ложки использовались для кормления еще нашими бабушками. В процессе использования их нужно мыть и хранить отдельно от остальной посуды.
  • Керамические. Сделаны из натурального, но хрупкого материала, велика вероятность случайных сколов, что может привести к травме.
  • Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

    Этапы приучения к ложке

    Первый этап — приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

    • Игра. Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
    • Подражание. Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
    • Первые успехи: ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
    • Устойчивый навык. Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
    • Самостоятельное использование ложки.

    Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта.

    С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

    Алгоритм обучения

    А в этом видео автор канала «Супер Родители» делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.

    1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
    2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
    3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
    4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
    5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
    6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

    Совет: если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

    Частые ошибки

    Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

      Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки.

    Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.

  • Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.
  • Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

    Полезные рекомендации

    • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
    • Обращайте внимание на мелочи: накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
    • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам. Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
    • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша, пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

    На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

    Если ребенок не хочет есть сам

    Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

    Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

    Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети.

    Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать — главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

    Основы этикета для малыша


    Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

    • Правило мыть руки перед едой — основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
    • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
    • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах.
    • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи. Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
    • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой: положите одну рядом.

    В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

    Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: http://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/est_lozhkoj_samostoyatelno.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Когда давать ребенку ложку и учить есть самостоятельно


    Анн Бакюс доктор наук, детский психолог, одна из основоположниц современной французской системы воспитания

    Многие 2-летние дети не умеют сидеть за столом, а все потому, что возраст, в котором они хотели этому научиться, миновал, а мы в свое время не предоставили им такой возможности. Точно так же меню ребенка после года не должно состоять лишь из пюре и молочной смеси, иначе навык пережевывания пищи не сформируется полностью, а ребенок не успеет привыкнуть к разнообразию продуктов.


    Как научить ребенка есть самостоятельно

    В возрасте после года дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

    Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супом и размазывает содержимое по лицу. Настоящая катастрофа на кухне! Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

    Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания — позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

    Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой — точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично.

    Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

    Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже. Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

    Чем кормить ребенка после года: примерное меню

    Как правило, к году у ребенка прорезаются зубы, наделяя его способностью кусать и жевать. В этот же период ребенок, который раньше ел с превеликим удовольствием, начинает капризничать: один отказывается проглотить даже самый маленький кусочек, другой становится невыносимым, третий превращает семейный обед в хаос. Одно можно сказать наверняка: если вы будете пытаться его заставить вести себя нормально, то тем самым только усугубите ситуацию.

    Точно так же, как необходимо перестать кормить ребенка старше полутора лет и дать ему в руки ложку, я рекомендую начать приучать его к пище из кусочков. Иначе он будет все настойчивее отвергать подобную еду и к двум годам напрочь откажется пользоваться зубами. С мясом лучше подождать, однако остальные продукты можно смело давать в виде кусочков или поначалу давить их вилкой.

    Ниже вы найдете примеры блюд, которые можно приготовить для малыша возраста от года до двух. С двух лет он будет есть все и сможет питаться со всей семьей.


    Предложенные ниже меню состоят из продуктов, которые подходят для ребенка этого возраста; однако это не значит, что они должны ему нравиться одинаково и что он будет охотно потреблять их в равных количествах. Все зависит от вкусовых предпочтений и аппетита вашего малыша.

    Завтрак требует того, чтобы к нему подходили со всей серьезностью. Нередко у детей с утра плохой аппетит, особенно если их торопят, чтобы отвести в ясли. Вы можете понять, что нравится малышу, предлагая ему выбрать еду по вкусу. Вот несколько вариантов:

    • молоко, каша;
    • йогурт, творог, творожный сырок;
    • хлопья для завтрака с молоком, мюсли, овсянка;
    • фруктовый сок, овощной сок, свежие фрукты, например, банан, яблоко или киви;
    • бутерброд с медом, вареньем или плавленым сыром.

    Обед обычно состоит из:

    • свежих овощей и фруктов;
    • мяса, рыбы или яиц с гарниром из разнообразных овощей;
    • сыра или йогурта с фруктами, компотом или чем-то сладким.

    Полдник. Перекус во второй половине дня должен включать в себя:

    • хлопья для завтрака, пряник или бутерброд с медом, вареньем, плавленым сыром, тертым шоколадом и т. п.
    • молочные продукты — молоко или молочный десерт;
    • или фруктовый сок, если что-нибудь молочное было на обед.

    Ужин. В идеале надо учитывать, что ребенок ел на обед. Необязательно включать в меню ужина мясо или рыбу, если ребенок успел поесть их в течение дня. Если ребенок поел овощи в обед, то основное блюдо на вечер может также состоять из риса или макарон.

    Предложите ребенку яйцо — всмятку или вкрутую — или кусочек ветчины.

    На десерт дети обожают рис на молоке или манный пудинг; фруктовое пюре также неплохо справятся с этой задачей.

    Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.


    Как научить ребенка жевать?

    • На страницу:
    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Нати » Вс Фев 01, 2004 18:10

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Барышня Анюта » Вс Фев 01, 2004 19:45

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Алена » Вс Фев 01, 2004 21:04 » Благодарностей: 1

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Matilda » Вс Фев 01, 2004 23:29

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Natasha » Пн Фев 02, 2004 9:35

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Ola » Пн Фев 02, 2004 10:56

    Код постоянной cкидки 5% IHerb (10% новичкам)- BCJ9637

    Spiro et ideo fruar, amo et ergo habito.

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Ульянка » Пн Фев 02, 2004 11:02

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Барышня Анюта » Пн Фев 02, 2004 12:12

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Алена » Пн Фев 02, 2004 19:15

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Аллина » Пн Фев 02, 2004 19:37

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Нюша » Вс Фев 08, 2004 14:18

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение КОлеся » Пн Фев 16, 2004 18:53

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Марта » Вт Июн 01, 2004 1:15

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Галина Елтонская » Ср Июн 02, 2004 2:19

    Малыш давится потому, что НЕ УМЕЕТ есть нормальную пищу! Это - следствие кормления перетертой едой! И до какого возраста Вы собираетесь кормить его пюре? И главное - зачем.

    Ребенок в возрасте с 6 до 9 месяцев УЧИТСЯ ЖЕВАТЬ И ГЛОТАТЬ. Если там все за него пережевано. получается, что эти навыки ему в жизни не нужны?

    Олеся, Вам нужна коррекция пищевого поведения! Можно научить ребенка есть нормальную еду и НЕ давиться!

    • Отправить личное сообщение
    • Цитата

    Сообщение Наточка » Ср Июн 02, 2004 13:44

    «Не хочу кашу! Не хочу суп! Не буду твой салат!» Кому из мам неведомы творческие кухонные муки изобретения вкусной и полезной еды? И что делать, если ваше чадо упорно не желает питаться по канонам здорового образа жизни?

    Обычно с детьми случаются две проблемы:

    - они не хотят есть фрукты и овощи, выбирая сладкое, бутерброды и фаст-фуд.

    - ближе к подростковому возрасту дети (особенно девочки) резко ограничивают свой рацион, думая, что они слишком толстые.

    Чтобы научить наших детей питаться здоровой пищей, понадобится не только любовь, забота и внимание, а еще изобретательность, хитрость, хорошее актерское мастерство, юмор, терпение и… личный пример!

    А вы как думали? Даже если придется полностью изменить пищевые установки всей семьи, поверьте, хуже от этого не будет никому! Привычка питаться здоровой пищей - это самое лучшее, что может остаться с вашими детьми на всю оставшуюся жизнь.

    1.Гарвардская медицинская школа провела исследование и доказала, что жизненно важны совместные приемы пищи детей с родителями! 70% семей проводят за совместной трапезой не более 8 минут! Более того, в это время (8 минут) каждый ест, сосредоточившись на своем мобильном телефоне или просмотре газеты.

    В тех семьях, где за столом едят около 15 минут, дети намного здоровее, крепче, меньше весят и более уверены в себе!

    При средней продолжительности совместного обеда или ужина 18.4 минут в семьях наблюдались более теплые отношения, очень тесные семейные связи, общая тенденция к преуспеванию в жизни. Эти люди отличались более активным образом жизни и почти не страдали ожирением. В этих семьях предпочтение отдавали простой приготовленной еде, овощам, фруктам. Здесь же больше уделялось внимания здоровью всех членов семьи.

    Выходит, что разница всего лишь в 4 минуты принципиальна!

    2. Привычки, и пищевые в том числе, закладываются в самом раннем детском возрасте, где-то до 5 лет. Малыши очень активны в своем копировании поведения взрослых. Именно поэтому очень важно быть положительным примером для своего ребенка. Нужно как можно больше есть самим много овощей и фруктов!

    3.Знаете ли вы, что производители фаст-фуда большую часть своего рекламного бюджета направляют именно на детскую аудиторию? Только в 2012 году свыше 1 биллиона долларов (. ) было потрачено на привлечение аудитории от 2 до 17 лет. Почти 80% этой рекламы идет на таких самых топовых каналах, как Cartoon Network (32.3%), Nickelodeon (18.3%), Disney XD (16.2%) и Nicktoons (12.4%).

    Эти данные говорят о том, что даже если вы сами сторонник здорового образа жизни, в это же время ребенок может получать совершенно другую информацию, которая связана в его воображении с любимыми героями мультфильмов и удовольствием от просмотра рекламных роликов.

    Наша задача, как родителя, обязательно обсуждать с ребенком все, что он смотрит по телевизору, и что он сам думает об этих продуктах. Общайтесь на понятном малышу языке, но так, чтобы он чувствовал, как вам важно его мнение о питании замечательных героев - Человека-паука, Супермена, Бетмена, губки Боба.

    Если ребенок совсем мал, поищите мультфильмы и сказки о здоровой еде. Вполне в наших силах нейтрализовать негативное влияние рекламы продуктов фастфуда. Тем более, что найти нечто подобное в интернете вполне возможно. Интересные мультфильмы о здоровой еде есть и на YouTube.

    4. 20% всех вывесок ресторанов и кафе быстрого обслуживания ориентированы на восприятие ребенка. Попалась вам во время прогулки такая реклама – поговорите об этом, обсудите, расскажите о полезных и вредных продуктах. Только не менторским тоном, и не в виде нотаций. Пусть у вас будет настоящая дискуссия и общение на равных.

    5.Пусть помытые и нарезанные овощи с фруктами будут легко доступными – ставьте их на стол поначалу рядом с конфетами и печеньем, а затем постепенно уменьшайте порцию конфет и печенья, и увеличивайте порцию фруктов и овощей.

    6 .Любимый десерт школьника можно запросто украсить, добавив в него фрукты. И желательно не комментировать, если он отодвигает их в сторону. Потихоньку ненавязчиво продолжайте это делать.

    7.Предлагайте ребенку взять с собой в школу что-то из фруктов (банан или яблоко). И даже если он будет отказываться, все равно дайте. Скажите, что это так, на всякий случай. Что он может угостить этим друга. Кто знает, может, видя, как его друг уплетает грушу, ему тоже захочется присоединиться.

    8.Если ваше чадо отказывается от горячего обеда в пользу бутерброда, чипсов или сладостей, не спорьте. Пусть на столе будет то, что хочет он, и рядом то, что вы считаете полезным. Что бы он ни выбрал - не комментируйте, оставайтесь нейтральными! Оценив так или иначе его выбор, вы дадите ребенку повод к манипулированию, зависимости, тем самым нарушите баланс.

    Сказать это легче, чем сделать, но проявите мужество и бдительность!

    9. Никогда нельзя ставить условия – сначала салат, потом десерт! Иначе салат станет препятствием между ребенком и вожделенным десертом и будет восприниматься отрицательно.

    10. Бывает, что детвора, придя из школы, предпочитает бутерброд или фаст-фуд только потому, что «лень» подогревать нормальную еду. По возможности, максимально облегчите им задачу. Пусть порция супа стоит в тарелке или отдельной кастрюльке, чтобы ребенок легким движением руки мог поставить ее в микроволновку и включить. так делала моя мама и так я делала для своей дочери, И потом, уже будучи студенткой, она почти всегда готовила себе на обед горячее блюдо и даже на работу старалась брать не бутерброды, а нормальную полноценную еду.

    И я сейчас понимаю, что при наличии цели все становится возможным. В свое время перед наступлением жары я догадалась приобрести дочери небольшую сумку-холодильник, чтобы носить домашнюю еду на обед с собой - это позволяло не питаться в кафе или не перекусывать фаст-фудом.

    11. Раз уж вы приняли решение «оздоровить» свое питание, обязательно обсудите этот вопрос с ребенком, независимо от того, сколько ему лет! Даже трехлетнему малышу можно объяснить, какая еда хорошая, а какая плохая, и что вы поменяете совсем немного в питании вашей семьи, просто и понятно объяснив причину этого.

    Говорите про себя саму – что вам хочется быть более здоровой, стройной, энергичной и готовить вкусно и разнообразно. Пообещайте, что его любимую еду вы по прежнему будете покупать и готовить. Даже трехлетнему карапузу и более старшим детям будет интересно помогать составлять список продуктов, ходить с вами в магазин, обсуждать качество, надписи на этикетках.

    Если ребенок уже умеет читать, притворитесь, что не можете прочитать состав на баночке и попросите у него помощи. А потом обсудите эту информацию. К примеру, на баночке йогурта написано «ароматизатор, идентичный натуральному». Это хороший повод отложить ее и поискать йогурт без ароматизатора, с натуральными фруктами. Удастся вам найти такой или нет¸ но диалог с ребенком состоится, а это уже хорошо.

    12.Приобретая фрукты и овощи, по ходу дела спрашивайте у ребенка, какой сорт лучше выбирать. Этим вы зацепите его внимание, даже если по каким-либо причинам он их не ест. Обычно дети, участвуя в совместном походе по магазинам, могут так увлечься, что им потом станет интересно попробовать все купленное.

    13. Вот ваше чадо в магазине тянется рукой за баночкой. Спросите его, как равного, действительно ли хочет он это купить. Если ответ будет положительным – обязательно купите! А дома попробуйте вместе, обсудите состав и вкус. Это вполне посильно даже с малышами!

    14.Ваш тинейджер уже битый час сидит, уставившись в компьютер - поставьте ему на стол что-то из фруктов, орехи, чай, сухофрукты. Он автоматически съест вашу еду вместе с чипсами и колой.

    15.Овощные супы-пюре хороши тем, что не воспринимаются, как «овощи». (Много рецептов как их быстро и впрок готовить в книге "Волшебная кухня")

    16. Сложите красиво фрукты в вазу на столе вместе с ребенком. Пусть попробует подобрать их по цвету и выберет наилучшее положение.

    17.При наличии у вашего ребенка избыточного веса будьте очень внимательны к его поведению и настроению. Много ли у него друзей? Как он с ними общается? Обсуждайте с ним проблемы лишнего веса и то, что он думает о себе. Часто подростки недовольны своей внешностью не в плане лишних килограммов, а тем, что объективно связано со структурой или строением тела.

    Будет нелишним объяснить, что на строение тела и внешний вид влияют гены, степень развития мышц, фасон одежды. Помогите сыну или дочери подобрать оптимальный вариант одежды и двигательной активности. Если телосложение ребенка ему не нравится, но это обусловлено генами, то можно привести примеры старших членов вашей семьи, которые смогли достичь успеха и счастья, независимо от размера их одежды.

    18. Обычно в раннем детстве дети очень активны в плане движения. Портит их наше «Да посиди же ты! Куда опять помчался?». Поэтому приветствуйте любую двигательную активность и поддерживайте интерес к ней – играйте вместе с ним в подвижные игры, пусть занимается где угодно спортом или танцами. Предоставьте ему выбор. Пусть даже каждый месяц пробует что-то другое, пока не найдет то, что будет нравиться

    . Ведь самое важное здесь – получать удовольствие и иметь потребность в двигательной активности.

    Данные самых разных исследований показывают, что дети подвижные и активные выбирают более простую и здоровую еду. Это обусловлено химическими процессами, которые у этих детей протекают более сбалансированно.

    19. Нет смысла делать замечания или комментировать и ограничивать, если ваш ребенок с избыточным весом берет третье пирожное. Это только будет раздражать и снижать самооценку. Хуже того, у ребенка будут все шансы перейти на «тайное» питание и поедать «запрещенные» продукты тайком от вас. Это архисложно - видеть и молчать, но чтобы решить проблему раз и навсегда, придется поискать другие пути. К примеру, сделать вид, что вы случайно забыли купить сладости и предложить ему замену в качестве сухофруктов, орехов, фруктов.

    20. Бывает, что дети, особенно подростки, думают, что у них избыточный вес, совсем необоснованно. Виновата в этом реклама. И ваш тинейджер отказывается от еды, переходит на зеленые листья салата и чай. Крайне важно в такие моменты разговорить его, чтобы он раскрылся и озвучил свою проблему. Помогите ему составить оптимальный план питания.

    Первый вопрос, который подросток должен себе задавать – голоден ли я? Может, я сыт? Вопрос каверзный – психологическая установка может заставить ребенка думать, что он ощущает сытость. Тогда спросите его: «Что ты сейчас чувствуешь в животе – легкость? Пустоту? Может, наполненность?». Ведь физические ощущения оценивать проще. И когда он чувствует легкость или/и пустоту, это сигнал к тому, чтобы пойти поесть. Учите ребенка обращать внимание на сигналы тела! А белки, жиры, углеводы и калории в этом деле вторичны.

    В одной из книг по воспитанию детей написано, что ко всем детям требуется одинаковый подход – индивидуальный! Поэтому я от всей души желаю вам творческого подхода к вашим детям и к питанию, терпения, успеха и чувства юмора!


    Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.


    Каждой маме хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить ребенку. Мы расскажем, как сделать, чтобы этот процесс обучения прошел легко и весело.

    Когда начинать уроки


    Простой ответ — как только ты заметишь, что малыш готов для этого. Есть два основных признака:

    1. Он берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
    2. Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

    1 Как научить ребенка есть ложкой самому: 3 этапа обучения


    Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый ребенок развивается в своем темпе.

    6 месяцев

    Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, если он только знакомится с твердой пищей? Позволяй изучать еду, брать ее пальцами. Конечно, такое разрешение чревато тем, что пюре или кусочки овощей будут размазана по лицу, волосам и столику. Давай прибор в руки, если карапуз ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовой к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.


    7 месяцев

    Как научить ребенка держать ложку? Демонстрируй, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривай что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволяй пользоваться прибором самостоятельно, если он хочет. Устраивай семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

    8-9 месяцев

    Продолжи применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с младенцем. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что он наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

    Не секрет, что многие дети за столом капризничают и кушать не хотят. Как уговорить ребенка кушать? Разберемся, не торопясь. Я предлагаю Вашему вниманию статью специалиста по детскому питанию. Толковая статья, мне думается.

    Завтраки, обеды, ужины и даже легкие перекусы превращаются в кошмар. Кроха вертится, зажимает рот ладошкой, выплевывает и разбрасывает еду, кормление сопровождается истериками, слезами и криками. Знакомая картина? Как покормить ребенка, если он не хочет кушать, невзирая на все ваши ухищрения?

    Привлекаем внимание.

    Яркая посуда, небольшая ложечка с затейливой ручкой, в виде игрушки, чашка со смешной рожицей могут стать хорошим подспорьем и привлечь внимание ребенка к содержимому тарелки. Демонстративно пробуйте сами всю еду, которую предлагаете малышу.

    Еще один вариант — предложить ребенку попробовать «взрослую» еду из своей тарелки. Подражать родителям любят все дети. Любые жидкие блюда можно пить через трубочку, исключение не составляют даже супы и молочные каши.

    Уговорам — бой.

    Не превращайте процесс принятия пищи в поле боя. Уговоры, угрозы, посулы, шантаж, настойчивые предложения исключите раз, и навсегда. Никому они не нравятся. Еда — занятие интимное, и насильно покормить ребенка, который не хочет кушать, в данный момент, вы не сможете.

    Еда — не игра.

    Некоторые психологи советуют занять ребенка во время еды рисованием, игрушкой, песенкой или потешками. Категорически не стоит этого делать, иначе малыш будет ассоциировать процесс еды с веселой игрой, и ситуация усугубится. Каждый раз за столом ребенок будет всеми известными ему уловками провоцировать вас поиграть с ним, но спокойно есть, точно не будет. Не стоит так же бегать за ребенком, с тарелкой в руках, по комнате. Ситуация окончательно выйдет из-под контроля, и усадить за стол непоседу будет почти невозможно.

    Уважайте личность.

    Покормить ребенка, который не хочет кушать, потому что не голоден, нереально. Если за пять минут до обеда кроха успел слопать яблоко или печенье, навязывать ему суп или кашу бессмысленно. В таком случае лучше отложить прием пищи на час-другой, пока малыш проголодается.

    Обязательно пробуйте сами всю еду, которую предлагаете ребенку. Не всякая, полезная и вкусная, с вашей точки зрения, еда понравится малышу. Не стойте над душой, не торопите и не критикуйте манеру есть. Не настаивайте, если ребенок отказывается доедать.

    И еще — никогда ваш малыш не будет есть отварные овощи, если в вашей тарелке лежит жареное мясо и кетчуп.

    Еда — не еда.

    Многие родители совершают распространенную ошибку, пытаясь покормить ребенка, который не хочет кушать, приучая его кусочничать. Предлагают в течение дня лакомства, соки и фрукты взамен полноценной еды. Принцип «ну пусть съест, хоть что-нибудь» не дает ребенку, как следует проголодаться и нормально поесть. Зачем есть кашу, если можно покапризничать, и получить печенье, яблоко, банан или даже конфету? Кардинальное решение — прятать лакомства и закуски в недоступных местах.

    За компанию.

    Личным примером показывайте ребенку, что еда — это хорошо. Обязательно сидите за столом, ешьте аккуратно, хвалите блюдо, но не навязывайте его малышу. Пусть понаблюдает со стороны. А тарелку предложите, только если сам попросит.

    Шантаж и вознаграждение.

    Обещание купить игрушку или дать лакомство, если ребенок хорошо поест, еще одна повсеместная ошибка родителей. Еда — это не подвиг, за который необходимо поощрять, и не средство добиться желаемого, а естественная потребность организма.

    Терпение и спокойствие.

    По мановению волшебной палочки ни один из приемов не сработает. Вы должны понимать, что все вышеперечисленные методы будут успешными, только если применять их ежедневно и комплексно.

    От себя лишь добавлю, что когда я сидел на приеме в детской поликлинике, то сталкивался с этим вопросом довольно часто: «Доктор, что делать, он/а совсем не ест?»

    А ребенок уже вихрем прокатился по кабинету, утащил у доктора авторучку и что-то сосредоточенно рисует на медицинском шкафчике. Значит дите вполе здорово, и той пищи, которую он кушает, ему вполне достаточно.

    Дорогие мамы и папы. Следите прежде всего за самочувствием и только потом уже за аппетитом. Если ребенок веселый, играет, хорошо спит, то все в порядке, значит ему еды хватает.

    Другое дело, если отсутствие аппетита сочетается, например, с повышенной или пониженной температурой. ребенок вялый, капризничает, плохо спит…

    Вот тогда, разумеется, нужно бить тревогу и обследоваться у педиатра. К сожалению, в памяти поколений еще остались голодные годы — война, да и после войны много лет.

    Поэтому так хочется, чтобы ребенок был всегда, что называется «под завязку». А нужно ли это ему? Пишите, если у Вас возникнут вопросы по этому поводу!

    Похожее

    Did you like this article? Share it with your friends!

    Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.


    Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

    Выбираем правильные столовые приборы

    Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

    1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
    2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
    3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
    4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

    Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

    1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
    2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
    3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
    4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

    Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.


    Типичные ошибки родителей

    «Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

    Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

    Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

    1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
    2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
    3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
    4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
    5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
    6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
    7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

    Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

    Несколько советов, как научить кроху кушать ложкой

    Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

    1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
    2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
    3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
    4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
    5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
    6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
    7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
    8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
    9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
    10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

    Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

    Читайте также: