Карикатура и теребенева французский вороний суп

Голодный француз и вороне рад

В октябрьском номере петербургского журнала «Сын отечества» за 1812 год были напечатаны рассказы москвичей, которым удалось выбраться из занятой французами Москвы. В одном из них говорилось, что «в Москве французы ежедневно ходили на охоту — стрелять ворон — и не могли нахвалиться своим „супом из ворон“».

Эта маленькая заметка обратила на себя внимание известного художника-карикатуриста И. И. Теребенева, и он нарисовал карикатуру «Французский вороний суп». Художник изобразил четырех оборванных, имеющих жалкий вид французских солдат; один жадно раздирает ворону, другой с мольбой смотрит на него с протянутой рукой, третий обсасывает воронью косточку, а четвертый вылизывает котел, в котором варился суп.

Художник снабдил карикатуру собственными стихами:

Беда нам с великим нашим Наполеоном:

Кормит нас в походе из костей бульоном,

В Москве попировать свистел у нас зуб;

Не тут-то! Похлебаем же наш вороний суп!

Карикатуры Теребенева печатались листами и продавались, как обычно продавались лубочные картинки, в уличных лавочках, на базарах, на улицах разносчиками-офенями. Художник сделал целую серию патриотических лубков: «Русский Геркулес города Сычевка», «Крестьянин увозит у французов пушку», «Ретирада французской конницы» и другие. Листы Теребенева пользовались в народе большой популярностью и получили широкое распространение. Их перерисовывали английские художники, и они расходились за границей. В ноябре 1812 года И. А. Крылов на сюжет «вороньего супа» написал басню «Ворона и Курица». В ней рассказывается о Курице, которая при приближении Наполеона к Москве, как и большинство ее жителей, бежала из города «от супостата». Ворону же «супостат» не испугал. Курица спрашивает, не собирается ли и Ворона в дорогу.

«Мне что до этого за дело? —

Вещунья ей в ответ. — Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры, как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми немудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»

Ворона подлинно осталась;

Но, вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей —

Она сама к ним в суп попалась.

Заключалась же басня моралью:

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься —

Попался, как ворона в суп!

В сборниках русских пословиц печатаются две: «Голодный француз и вороне рад» и «Попался, как ворона в суп», причем первая — это свидетельство об историческом событии, а вторая приобрела самостоятельное значение и является, по мнению современного словаря, выражением, которое «иронически» передает понятие — «Оказаться в неожиданной, непредвиденной беде, в опасной и тяжелой ситуации». Однако и прямого значения пословицы не следует забывать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Голодный волчонок

Голодный волчонок Грандиозный взлет татаро-монгольской империи связан с именем Чингисхана, владения которого, вернее, владения его сыновей по площади превышали любую другую державу, существовавшую в мировой истории. Имя Чингисхана стало синонимом вторжения с востока,

Удачливый француз

Удачливый француз Однако то, что не удалось в свое время немцам, удалось французскому исследователя Мишелю Песселю. Он таки отыскал среди заснеженных вершин Гималаев небольшой народ минаро, который обладает всеми чертами европейской антропологической группы. Некоторые

Глава 1 Когда француз совсем даже не француз?

Глава 1 Когда француз совсем даже не француз? 1066 год: нормандцы пересекают Ла-Манш, чтобы вдохновить англосаксов на тысячелетнюю вражду с французамиФранцузы очень гордятся тем, что были последними завоевателями Британских островов. Гитлер так и не смог пробраться дальше

Самый французский француз

Самый французский француз Шарль Андре Жозеф Мари де Голль родился 22 ноября 1890 года в семье мелкого аристократа — отсюда и частица «де» в фамилии. Это имя сослужило генералу хорошую службу, поскольку было безукоризненно французским. «Шарль Галльский» — это похоже на имя

Француз зажигает Москву

Француз зажигает Москву Ахти горе великое,Печаль-тоска несносная!Поднималась туча грознаяЧто на матушку Москву.Наступила сила французская.Она жжет ее и палит,Весь народ пленит.Пожгла ряды с товарами,Домы барские, купечески,Наш славный брынВесь подкопан был.Октября то

Француз похваляется Парижем

Француз похваляется Парижем Разорена путь-дорожка от Можая до Москвы.Разорил-те путь-дорожку неприятель вор-француз,Разоривши путь-дорожку, во свою землю пошел,Во свою землю пошел, ко Парижу подошел.Не дошедши до Парижа, стал на месте, постоял,Стал на месте, постоял, сам

Шампольон: француз, впервые прочитавший иероглифы

Шампольон: француз, впервые прочитавший иероглифы Немногие науки могут похвастаться тем, что известна точная дата их рождения. Египтология может. 27 сентября 1822 г. гениальный французский ученый Франсуа Шампольон объявил о своем открытии: за две недели до этого,

Голодный волчонок

Голодный волчонок Грандиозный взлет татаро-монгольской империи связан с именем Чингисхана, владения которого, вернее, владения его сыновей по площади превышали любую другую державу, существовавшую в мировой истории. Имя Чингисхана стало синонимом вторжения с востока,

Француз­ские требования к Пруссии о компенсации за нейтралитет.

Француз­ские требования к Пруссии о компенсации за нейтралитет. Теперь французский нейтралитет не был нужен Бисмарку. Конечно, нельзя было сразу показать Наполеону, что он обманут и обойден. Дело в том, что агенты Бисмарка донесли ему из Петербурга и Лондона, что

Сам себя сжег француз

Сам себя сжег француз Историки до сих пор, уже почти двести лет, спорят о том, кто сжег Москву в 1812 году — французы или русские.Воспоминания очевидцев и документы позволяют восстановить точную фактическую картину событий. Но эта картина столь сложна и противоречива, что

Бриллиант Хоупа, или «Голубой француз»

Бриллиант Хоупа, или «Голубой француз» Бриллиант Хоупа, названный так по имени своего владельца — британского аристократа Генри Хоупа, в чьем распоряжении он был, согласно документам 1839 года, — это редкий по чистоте, весу и огранке камень, экспонировавшийся на Всемирных

Голодный поход

Голодный поход 22 ноября стало известно о том, что красные обошли Атбасар с севера и северо-запада и вышли в тыл армии Дутова. Вплоть до полудня штаб корпуса Бакича оставался в городе, а затем, чтобы избежать плена, покинул Атбасар, отходя с корпусом в арьергарде армии. Для

Голодный «мир»

Голодный «мир» «– Сколько у крестьянина земельки? Десятин пять-шесть, хорошо – восемь-десять. Из них под пастбище – десятины две, самое малое, отдай. Сколько остается? Ну, пусть восемь десятин. Засадил ее мужичок рожью. Собрал с каждой десятины сорок пудов, хе-хе. На

Слово, с которым француз неразлучен

Слово, с которым француз неразлучен Мне удалось побывать в таких городах Франции, как Марсель, Лион, Бордо, Дижон. Это – крупные промышленные и культурные центры, дыхание которых можно почувствовать уже за несколько десятков километров, когда путешествуешь на машине и


Автор:
Павел Ин

Иван Ива­нович Теребенёв (1780-1816)


Недолгой была жизнь Ивана Ива­новича Теребенева, он прожил все­го 36 лет, но были в этой жизни два года, обессмертившие имя художника. Незадолго до безвре­менной кончины «любимого всеми артиста, которого остроумные и единственные у нас в своем роде произведения, дойдут, без сомне­ния, до потомков наших»,— как пи­сал в № 1 журнала «Сын Отече­ства» за 1815 год поэт А. Измай­лов,— были созданы знаменитые теребеневские листы. Их тема — Отечественная война 1812 года, их жанр — политическая карикатура, их зритель — самые широкие народные массы. Исклю­чительная популярность теребеневских листов (их было более пяти­десяти) и при жизни художника и после его смерти объясняется присущей им сатирической остро­той, самобытной оригинальностью, мастерством изображения и, ко­нечно, прежде всего их высоким патриотическим пафосом. Каждый рисунок Теребенева имеет острый сюжет, в разработке кото­рого художник проявил неистощи­мую изобретательность, отличается выразительной линией, сочетаю­щей композиционную сложность с артистической легкостью.

О темах его композиций говорят сами названия листов — «Напо­леон посреди приближенных своих маршалов и принцов учит своего сына бегать», «Смотр французским войскам на обратном походе через Смоленск», «Французский вороний суп», «Нос, привезенный Наполе­оном с собой из России в Париж». Стихотворные подписи под изо­бражениями сочинены самим художником.


Свое добро тебе приелось,

Гостинцев русских захотелось;

Вот сласти русские, поешь —

Вот с перцем сбитенек, попей —

Это четверостишие сопровождает карикатуру «Угощение Наполео­ну в России», где император изо­бражен провалившимся в кадку с надписью «Калужское тесто», один солдат запихивает ему в рот пря­ник «Вязьма», другой наливает горячий сбитень («вскипелось на московском пожарище»), третий обильно посыпает сбитень перцем. Отличный рисунок, озаглавленный «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», изображает кавалькаду во главе с воинственным коман­диром, оседлавшим палочку, за ним лихой трубач верхом на своей трубе, остальные гарцуют с шаш­ками наголо на ружьях, пиках, древках знамен. Возвращающуюся восвояси компанию замыкает поч­тенный старец на своей сабле, с лошадиным окороком вместо воин­ственного полкового флага. Комедийная ситуация передана стреми­тельной до озорства пластикой персонажей и пародийным отожде­ствлением старых бывалых вояк с малыми детьми.

Наиболее сильным и по теме и по мастерству следует признать рису­нок «Русский Сцевола». Подобно легендарному римскому плебею

Муцию Сцеволе, оказавшемуся в плену и в знак своей неустраши­мости положившему правую руку на огонь жертвенника, герой Тере­бенева из тех же чувств отрубает себе топором правую руку с нена­вистным наполеоновским клеймом. Помещенная в центре листа фигу­ра русского крестьянина предстает во всей своей могучей стати. Спра­ва и слева от него — французский солдат и офицер, отпрянувшие в ужасе. Художник достиг большой силы впечатления, контрастно со­поставив спокойствие и силу центральной фигуры с гротескным изломом боковых фигур. Вообще он был признанным мастером жес­та, умевшим через жест и мимику дать исчерпывающую характери­стику своих персонажей. Примечательно, что темами листов Теребеневу служили по большей части реальные факты. Обладая прекрасными художественными ка­чествами, произведения Теребенева являются еще и графически запе­чатленными свидетельствами исто­рического подвига народа в Отече­ственной войне 1812 года. Вместе .с А. Венециановым и И. Ивановым Теребенев занимает место одного из родоначальников русской карикатуры, в области же военной сатиры он является не­оспоримым «первопроходчиком».

Графиком-карикатуристом Теребе­нева сделала русско-французская война, до тех пор выпускник скульптурного класса Академии художеств, получивший при окон­чании в 1800 году Малую золотую медаль, был известен как незауряд­ный скульптор. Это его горельефы и барельефы на темы могущества русского флота, прославления военных и морских подвигов, успе­хов наук и искусств и поныне украшают здание Адмиралтейст­ва в Ленинграде. Со дня рождения Теребенева про­шло два столетия, но искусство его продолжает звучать свежо и со­временно, потому что оно глубоко народно и наполнено гордостью за свое Отечество.


Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
1. Докт.: Надобно его отрезать.
2. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.



Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России




Наполеон, посреди приближенных своих маршалов и принцев, учит сына своего бегать.
Сын: «Папенько, я устал».
Наполеон: «Привыкай, сын мой, наука беганья нужнее для династии Наполеоновой нежели наука царствования».


Доктора: «Язык белехонек! (В наказание за то, что много лгал в бюллетенях.) Пульс едва бьется! (От чрезмерного кровопускания.) Голова в страшном жару! (От того, что не удались сумасбродные планы.)»
Наполеон: «Надобно скорее убираться в Париж, видно, в России климат мне не благоприятствует».


Карантин для Наполеона по возвращении его из России.


Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа под именем своего шталмейстера с ощипанным орлом и ознобленным Мамелюком.


Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел! меня скоблют и жарят, как в аду».
Ратник: «Отдувайся, коли сам полез в русскую баню; попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару».
Солдат: «Натрем тебе и затылок, и спину, и бока; будешь помнить легкую нашу руку».
Казак: «Побреем тебя, погладим, молодцом поставим».


Этой осенью Россия отметит юбилей одного из самых значительных событий своей истории - Бородинской битвы. В связи с этим в стране проходят различные выставки, фестивали, организуется конный пробег Москва - Париж, участие в котором примут 50 казаков. А 7 сентября, в день великой битвы, на Бородинском поле пройдет грандиозная реконструкция сражения.

Историки заново оценивают военные события 1812-го года.

- Армию Наполеона называют великой, но и это уже ставится под сомнение, - говорит сотрудник музея истории Хабаровска Наталья Шереметьева. - Ведь слово «Grande» можно перевести и как «великая», и всего лишь, как «большая». Да, армия Наполеона действительно была многочисленной, но была ли великой?

На этот вопрос можно поискать ответ на выставке «Отечественная война 1812 года в гравюрах», которая проходит в музее истории Хабаровска. 62 фоторепродукции гравюр XIX-начала XX веков ведут нас в историю войны 1812-го года. Портреты русских военачальников и французских маршалов, основные этапы войны: переход через Неман, битва под Витебском, пожар в Москве, сражение под Красным. Авторы гравюр - французы и немцы, поэтому даже при отступлении солдаты Наполеоновской армии выглядят достойно, хотя и бредут по снегу, закутанные в лохмотья.

- Еще один миф - жестокие холода в ту зиму, - говорит Наталья Шереметьева. - Обычная была зима, а для французов, наверное, она показалась невыносимой, вот и свалили на холода свои военные неудачи.

Больше всех смеялись над французскими солдатами и самим наполеоном русские художники-карикатуристы. Мало кто знает, что военная пропаганда успешно существовала еще и те времена. Целая походная типография при штабе Кутузова штамповала листовки самого издевательского для французской армии содержания. Всего было создано 200 карикатур, авторами которых были известные художники Алексей Венецианов, Иван Иванов. Но самым знаменитым стал Иван Теребенев, который вообще-то был скульптором, известны его барельефы на здании Адмиралтейства, статуи для Нарвских триумфальных ворот, несколько фигур для залы в здании биржи. Кстати, сын Ивана Теребенева Александр - автор знаменитых атлантов, поддерживающих своды Эрмитажа.

Карикатуры Ивана Теребенева имели бешеный успех. Он не только рисовал, но и придумывал к ним смешные подписи. Вот высмеиваются голодные французы в карикатуре «Французский вороний суп»: «Ворона как вкусна! Нельзя ли ножку дать? А мне из котлика хоть жижи полизать». Вот история про старостиху Василису, захватившую в плен французских солдат: «Ей! Не отпущу, не заплачу я пеню, Смотри, ступай скорей, вить разом пришешеню». Наполеон представлен без всякого почитания: «Раздайся, расступись, Париж, передо мной. На раке еду я с бирюльками домой».

«Летучие листки» стали родоначальниками российской и советской политической карикатуры, предвестниками Окон РОСТа и ТАСС. В 1814 году лучшие рисунки Ивана Теребенева были собраны в азбуку для детей (всего 34 страницы, 35-я избражала профиль Наполеона, составленный из трупов), которая продавалась по 5 рублей. Отдельные рисунки шли по 2-3 рубля за хороший экземпляр для обеспеченной публики и бесплатно в виде афиш для простого народа.

А Иван Теребенев умер в 43 года в бедности, оставив вдову и четверых детей. Чтобы поддержать семью, книгопродавец Сленин возвратил вдове все доски и раскрашенные отпечатки с досок, которые были проданы по 24 рубля за экземпляр.

Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.

1780, Санкт-Петербург - 1815, Санкт-Петербург

БУКВА "В"

По собственному оригиналу

Офорт, акварель. 80х110 мм.

Вверху справа: В

Ворона какъ вкусна! нельзя ли ножку дать,

А мнѣ изъ котлика, хоть жижи полизать.

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 1004, №№50 - 82; Верещагин В.А. Русская карикатура. СПб., 1912. Т.2 (Отечественная война), с. 143 - 144, №150


Образцом послужила карикатура "Французский вороний суп" Теребенева

Сатирическая карикатура. Теребенев «Французский вороний суп». Иванов Иллюстрация к басне Крылова «Ворона и курица».

Слайд 10 из презентации «Война 1812 в картинах». Размер архива с презентацией 1088 КБ.

Память о войне 1812 года

«200_лет Отечественной войне 1812 года» - Морозы не оказали никакого влияния на исход войны. Взгляд современников на Отечественную войну 1812 года. Наполеон. Натиск превосходящих сил противника. Огромные не боевые потери. Коалиции Росиийской империи. Что такое за явление – Наполеон. Война для России того времени. Участники Отечественной войны. Празднование юбилея. Император Александр. Евгений Понасенков. Александр Первый. Кто выиграл войну 1812 года.

«Памятники 1812 года» - 1 рубль 1987 г. Марки. Памятные знаки и доски. Архитектура. Скульптура. Музеи, архитектурные и мемориальные памятники. Значки. Вступление. Литература. Музеи. Монеты. Живопись и графика. Кинематограф. Памятники М. И. Кутузову.

«Памятники Отечественной войны 1812 года» - Собор стал местом всенародного траура. Памятники фельдмаршалам М.И.Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Собор посетил Михаил Илларионович Кутузов. Карл Росси. Памятники Отечественной войне 1812 года в Санкт-Петербурге. Триумфальная Арка Генерального штаба. Александровская колонна. Нарвские триумфальные ворота. Памятники являются неотъемлемой частью исторического центра северной столицы. Обзор петербургских памятников войне 1812 года.

«Война 1812 в картинах» - Отечественная война 1812 года в искусстве. Пожар Москвы. Сатирическая карикатура. Бокалы и кубки. Образ Наполеона. Французский вороний суп. Генерал Багратион. Отечественная война 1812 года в архитектуре и скульптуре. Денис Давыдов. Архитектура и скульптура Владимирского края. А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях». Здание панорамы «Бородинская битва». Военная галерея Зимнего дворца. Наполеон в зимнем одеянии.

«Памятники войны 1812 года» - Памятники Отечественной войны 1812 года в Петербурге. А.С. Пушкин. Военная Галерея. Статуи «российских героев». Мини - Петербург. Портреты фельдмаршалов. Главный штаб. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на. Борис Орловский. Дворцовая площадь. Конная группа. Проект. Памятник победы в Отечественной войне. Павильоны Росси у Аничкого дворца. Нарвские триумфальные ворота.

«Войне 1812 года 200 лет» - О праздновании 200-летия победы России. Манеж. Храм Христа Спасителя. Аллея славы героев 1812 года на Поклонной горе. Спасо-Бородинский монастырь. Музей-панорама «Бородинская битва». Триумфальная арка Главного штаба. Казанский кафедральный собор. Александровский сад. Кутузовская изба. Топонимы. Триумфальная арка в Москве. Александрийский столп на Дворцовой площади. Государственный бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Всего в разделе «Память о войне 1812 года» 7 презентаций

При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.

Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство некогда непобедимой наполеоновской армии, примеры самоотверженности — вот темы знаменитых «летучих листов».

Иногда сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Уже Петр I был вынужден отделить листы невинного содержания от лубков с политическиой окраской, введя в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ. Тем не менее, самой известной сатирической картинкой петровского времени стал знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили». Забавный рисунок сопровождался надписью, прозрачно намекавшей на причину смерти императора: «Кот Котофеич, он часто пил ерофеич, невзначай он много выпил ерошки и вздернул ножки». Подобные народные сатирические картинки были весьма немногочисленны, иногда они использовались в пропагандистских целях.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Невзрачная фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, увенчанная большим носом, стала узнаваемой. Впервые английские мастера предложили зрителю образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника. Творения «английского бульдога», терзающего «корсиканскую ищейку», были настолько популярны в Европе, что вполне естественным было желание мастеров других европейских государств приобщиться к этому успеху. Несколько видных мастеров работали в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году.

Если обратиться к хронологии издания российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходится. До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Именно с этой политикой связывают запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела несомненное сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой.

Другие две картинки, тоже неподписные — «Крестьянин Иван Долбила» и «Корнюшка Чихирин» — представляли собой творения того же рода, мало отличающиеся от грубоватых лубков.

Москва находилась в эпицентре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, связанных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своем фундаментальном труде «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, перекликались с «Мыслями не вслух на Красном крыльце» графа Ростопчина: галломания, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе влияет на русское общество. Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева.

Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.

В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Состояла она из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».
































Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других.

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».

Известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг.

Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.

Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде.


Музей "Кутузовская изба" запись закреплена
Музей-панорама "Бородинская битва"

Ходили слухи, что в 1812 году в Москве голодающие французы ежедневно устраивали охоту на ворон и варили из них суп. Об этом рассказывалось взаметке журнала "Сын Отечества" со ссылкой на очевидцев. К заметке была приложена карикатура И.Теребенева "Французский вороний суп". В #деньсупа хотим спросить - какие необычные супы доводилось пробовать вам?)

И. Теребенев "Французский вороний суп"
бумага, автолитография, акварель
1813

Здравствуйте дорогие друзья! Внимание!

Предлагаю открытки из моей коллекции. Распродажа - уникальные редкие открытки будут выставляться по выходным - каждую субботу или воскресенье. Коллекция насчитывает более 150 000 штук. Темы самые разные, торг уместен.

Состояние лотов всегда оценивайте самостоятельно, опираясь на фотографии и сканы. Состояние, которое указано в лоте является моей субъективной оценкой.

Пожалуйста, задавайте вопросы до окончания аукциона.

Некоторые лоты могут быть сняты с торгов по причине продажи на других площадках.

Сообщите Вашу тему коллекционирования и я сделаю специальную подборку открыток.

Страхование отправлений за счет покупателя - 4% от стоимости. В случае утери письма почтой стоимость покупки не возвращаю (за четыре года работы не потерялось ни одного письма).

Открытки отправляю в течении 3-х рабочих дней с момента оплаты.

Атланты, держащие на плечах архитрав портика Нового Эрмитажа, — один из всеми узнаваемых символов Петербурга, наряду с Исаакиевским собором, Смольным монастырем и скульптурами Аничкова моста. Однако если имена Монферрана, Растрелли и Клодта хорошо известны, то изваявшего гранитных исполинов Александра Теребенева помнят – за пределами северной столицы – немногие.


Между тем родившийся 205 лет назад, принадлежавший к респектабельной художественной династии скульптор создал замечательные бюсты Пушкина и Нестора Кукольника, участвовал в восстановлении Зимнего дворца после пожара, выполнял заказы для аристократии.

Основателем творческой династии, последним представителем которой суждено было стать Александру Ивановичу, считается его дед, воспитанник Императорской академии художеств, мастер орнаментальной скульптуры по дереву Иван Ефимович. Младший сын Теребенева-старшего Владимир преуспел в искусстве литографии. Средний, Михаил, тоже учился в Академии, где в наставниках у него был портретист Степан Щукин, в свою очередь обучавшийся у Дмитрия Левицкого. За дипломную работу «Русская крестьянская свадьба» Михаил Иванович получил Большую золотую медаль, а саму картину приобрела императрица Мария Федоровна — неслыханная удача для молодого мастера. Большую часть его творческого наследия составляют миниатюрные портреты. Подобные, носившие, как правило, личный характер, вещи впоследствии довольно редко попадали в музеи. Известно, что по заказу героя Отечественной войны 1812 года, командира партизанского отряда Ивана Дорохова художник изобразил единственного на тот момент награжденного солдатским Георгием крестьянина — Егора Стулова. Создал портреты и других знаменитых современников: композитора Михаила Глинки, актера-трагика Василия Каратыгина. За миниатюрное изображение скульптора Василия Демут-Малиновского получил звание академика.

Не менее успешным оказался творческий путь старшего брата, Ивана Ивановича, прожившего всего лишь 34 года, но оставившего яркий след в отечественном искусстве. В пятилетнем возрасте его определили в Академию художеств. Поначалу мальчик обучался в живописном классе. Затем — в скульптурном, где его наставником был известный ваятель, автор статуи «Самсон, раздирающий пасть льву» (похищена во время Великой Отечественной и воссоздана Василием Симоновым) Михаил Козловский. Под руководством последнего, еще в годы учебы, Иван Теребенев участвовал в создании бронзовых барельефов, украсивших пьедестал памятника Петру I авторства Растрелли. Барельеф «Полтавская баталия» стал первым успешным творением Ивана Ивановича в монументальном жанре.


В 1800 году он, выпускник Академии, получил Малую золотую медаль и аттестат первой степени. Через пять лет уехал в Тверь, преподавал рисунок, но не вынес однообразия провинциальной жизни, жаловался: «Так скучно, что я ни в чем не нахожу ни пользы, ни удовольствия». В 1807-м вернулся в Петербург, стал получать заказы. Один из самых масштабных проектов датируется 1812 годом: вместе с Василием Демут-Малиновским, Степаном Пименовым и Феодосием Щедриным Иван Теребенев участвовал в оформлении Адмиралтейства (архитектор Андреян Захаров). Авторству Ивана Ивановича принадлежат знаменитые барельефы на фасаде здания. Центральный, украшающий аттик главного входа — «Заведение флота в России», где изображен Петр I в доспехах римского воина. Рядом — вручающий трезубец государю Нептун. Тем самым мастер обозначил претензии Российской империи на морское владычество. Для этого здания он создал еще ряд многофигурных композиций, среди которых «Афина, награждающая за воинские и морские подвиги» и «Венчание художников». Кроме того, выполнил рельефы «Летящие Славы» над арками Адмиралтейства.

Впрочем, наибольшую известность ему принесли «Теребеневские листы», гравированные карикатуры, посвященные войне 1812 года. В лаконичных, отсылавших к народным лубкам рисунках их исполнитель высмеял французов. В его работах чувствуется академическая выучка, видны строгое соблюдение анатомических пропорций, следование законам перспективы, при том, что изображения намеренно упрощались — для восприятия широкими массами. Нередко использовались метафоры бытового языка. Так, исследовательница Елена Вишленкова в монографии «Визуальное народоведение империи» отмечает: в рисунках «Угощение Наполеона в России» и «Наполеон в бане» Теребенев воплотил метафорический концепт «устроить баню» — то есть наказать. Император, которого хлещут вениками, олицетворяет понесшего заслуженную кару врага.


Именно Наполеон стал одним из главных героев «комиксов» Ивана Теребенева. Возможно, как полагает Вишленкова, это было своего рода компенсацией: до войны существовал запрет на создание карикатур на официальных лиц и политиков. Возможно и другое объяснение: конкретные сюжеты художнику заказывали издатели журнала «Сын Отечества», а знавшие грамоту читатели тут же могли ознакомиться с короткими заметками. Рисунки в таком случае воспринимались как иллюстрации. К примеру, одна из карикатур («Французский вороний суп») сопровождалась комментарием: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту — стрелять ворон. Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи», а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп».

Карикатуру «Пастух и волк» сопровождала следующая подпись: «Радуйтесь, пастухи добрые, уже вы больше не потерпите недочета в ваших овечках. Зверь обнаружен. Он был страшен только, пока не умели за него взяться. А я попросту, как в старине бывало, приноровился и схватил, и как хочу, так теперь его и ворочу».

Как отмечает Вишленкова, «на сатирических листах русский народ говорит. со своим врагом — совокупным европейцем». В целом утверждалось «представление о том, что у русских есть своя оригинальная культура и свое совместное прошлое, которое, как показала победа над войсками Наполеона, более весомо и жизнеспособно, чем «европейский» опыт. Не войска Наполеона, а сами претензии Запада на лидерство и гегемонию были дискредитированы в данном столкновении. Поэтому война предстала пред взором зрителя как доказательство глубинной правоты всего строя жизни русского народа».

Не забывал скульптор и об основной работе. Создал гипсовые фигуры для деревянной триумфальной арки Кваренги — ее возвели на Нарвской дороге для чествования возвращавшейся из Франции гвардии. К сожалению, скульптурные произведения Ивана Теребенева не сохранились, они запечатлены лишь на нескольких рисунках.

Сын Ивана Ивановича Александр также избрал художественную стезю. На его долю выпало немало испытаний. Через неделю после появления мальчика на свет – в январе 1815-го – умер отец. Семья осталась без средств к существованию. В девятилетнем возрасте Саша поступил в Академию художеств. Сперва изучал рисунок, потом выбрал скульптуру. Наставником оказался коллега отца Василий Демут-Малиновский. Уже ранние работы юного ваятеля носили на себе «отпечаток замечательного самобытного таланта, не стесняющегося научной рутиной».

Академический курс он окончил в 1836 году с Малой золотой медалью. Александра Теребенева оставили при Академии пенсионером, однако поехать в Италию ему не удалось. Скульптор женился на дочери профессора Академии, художника Алексея Егорова Евдокии и вынужден был много работать, чтобы прокормить семью.


В 1837-м довелось поучаствовать в восстановлении Зимнего дворца после пожара. В частности, для парадной лестницы создал две статуи, изображающие Правосудие и Мудрость, а также гигантский барельеф — битву амазонок с центаврами. Последовали другие заказы от высокопоставленных лиц. Например, по просьбе графини Анны Орловой-Чесменской художник изготовил горельеф для Юрьевского монастыря.

Судьбоносным стало предложение Строительной комиссии по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) — выполнить 10 гранитных атлантов, которых планировали установить на входе со стороны Миллионной улицы. Двухэтажное здание построил германский архитектор Лео фон Кленце, который прежде успешно возводил музейные здания в Мюнхене. Император Николай I пригласил этого иностранца в Россию, чтобы построить здание для художественного музея. Идея создать портик с атлантами принадлежала немецкому зодчему. Теребенев предоставил эскизы и модели в натуральную величину. В качестве основного материала использовался особый гранит — серый камень, который добывали у берегов Онежского озера, недалеко от города Сердоболь (теперь Сортавала). Рядом с музеем оборудовали мастерскую, куда доставляли глыбы. Масштаб бурной деятельности впечатлял. Художник писал: «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита». Мастеру помогали полторы сотни каменотесов, каждому «было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лица атлантов художник заканчивал собственноручно, не доверяя такую работу помощникам. Архитектор Кленце остался доволен произведениями русского ваятеля: «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны восполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для крайнего севера ничуть не хуже».

За атлантов Александр Теребенев получил звание академика, орден Святой Анны III степени. Государь Николай I подарил ему бриллиантовый перстень.


Мастеру не суждено было узнать о тех испытаниях, которые выпали на долю его творений. Еще в начале XX века на скульптурах заметили трещины. Причиной оказался болотистый грунт, выяснилось, что здание Нового Эрмитажа постепенно проседает. Во время Великой Отечественной в портик попал немецкий снаряд. Атланты выдержали, лишь один из великанов получил серьезные «ранения». К сожалению, исследования в конце XX столетия показали: скульптуры находятся в аварийном состоянии, необходимо предпринимать меры.

Последние годы жизни Александра Теребенева связаны с Эрмитажем, где он служил с 1850-го в качестве помощника начальника 2-го отделения по скульптурной части. Продолжал исполнять заказы, сделал бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, изготовил памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага. Несмотря на щедрые гонорары, финансовое положение оставалось нестабильным. Скульптор жил на широкую ногу и спускал все деньги на званые обеды, балы, окружал себя роскошью. Постепенно предложений становилось все меньше. Теребенев разорился. Умер маэстро в 1859 году, в одиночестве и нищете. За гробом человека, изваявшего гранитных колоссов, у которых теперь фотографируются туристы, шли только два человека — помощник мастера, мраморщик Гавриил Балушкин и художник Константин Ухтомский.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Русская политическая карикатура времен 1812 года

Листы сатирической графики создавали известные художники. Предназначенные для широких народных масс, они снабжались язвительным текстом или меткой народной пословицей. Объявления о выпуске отдельных сатирических листков в 1812 году публиковались в "С.-Петербургских ведомостях", а с 1813 года - и в "Московских ведомостях".
Особенно широкую известность не только в России, но и за ее пределами получили листы: выпускавшиеся известным скульптором И.И.Теребеневым. С вторжением наполеоновской армии в Россию Теребенев сменил резец скульптора на перо карикатуриста. Им было выполено свыше 50 листов политической сатиры, к которым он сам писал текст.
Большую популярность получила его карикатура "Французский вороний суп". Оригинален его рисунок "Наполеонова слава", где в центре на груде костей представлена аллегорическая фигура "славы" с фанфарой. Под рисунком текст Теребенева: "Попалась в просак! РУсский солдат штыком снял с нее маску, козак нагайкою все венцы ея лавровые охлестал, а Вавила Мороз и громкую трубу ея заткнул снегом!"
Ряд катикатур Теребенева посвящены бегству Наполеона из России: "Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа", "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России".
Едким сарказмом отличается карикатура Теребенева "Усердная и добровольная поставка рекрут от французского народа": "От двух Департаментов три рекрута и две лошади. Они поддержат честь великой нации".

Другим крупным художником, работавшим в жанре политической графики, был известный русский художник и общественный деятель А.Г.Венецианов. В свое время он организовал выпуск "Журнала карикатур", где со всей силой своего таланта обрушился на пороки чиновников. Когда началась Отечественная война, раскрылась новая грань его дарования.
Один из листов посвящен героическим делам крестьян Сычевского уезда Смоленской губернии во главе со знаменитой Василисой Кожиной. На другом рисунке русский ратник возвращается домой с нанизанными на штык фигурками французских солдат: "Русский ратник, домой возвращаясь, для куриозу ребятишкам бирюлек принес".

(Этот рисунок - вообще ЖЕСТЬ, говоря современным языком!)

Доблести крестьян посвящен рисунок "Русская пехота и французская конница", где крестьянин говорит: "Коли мало штыка, так вот те приклада". В ряде рисунков показан печальный финал похода Наполеона в Россию: "Обратный проход наполеоновской гвардии через Вильну", "Французские гвардейцы под конвоем бабушки Спиридоновны".

И.А.Иванов - живописец, иллюстратор, гравер - был связан большой дружбой с Теренебевым. Иванову принадлежит семь сатирических листов. Именно он первым иллюстрировал патриотическую поэму Жуковского "Певец во стане русских воинов". Ему принадлежит воспроизводимый здесь рисунок "Постой-ко, не в свои ты сани, брат, садишься!" (бегство НАполеона).

Всего за 1812-15 гг. различными художниками было исполнено до 240 листов политической сатиры. Авторство некоторых работ не установлено.

Творчество замечательных русских художников Теребенева и Венецианова вызвало особенный интерес в Англии. Через два-три месяца на исполненные в России карикатуры в Англии появлялись реплики английских художников. Всего за 1813 год лишь Д.Крукшенком были воспроизведены девять русских карикатур.
(Кажется, именно Крукшенк иллюстрировал Диккенса?)

Этот текст и картинки взяты с набора открыток, выпущенных в 1978 г. М., "Изобразительное искусство". Текст я подсократила.

Читайте также: