Казаров с с суп студента юфу

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 263 627
  • КНИГИ 609 643
  • СЕРИИ 22 892
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 574 784

Нина Казарова, Саркис Казаров, Виктория Лобова

Историки Варшавского университета. Время и судьбы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 12-01-002-8а «Судьбы и научное наследие историков Варшавского университета».

доктор исторических наук, профессор А. П. Беликов;

доктор исторических наук, профессор А. Г. Данилов

Осмысление истории развития высшего исторического образования в дореволюционный период и первые годы становления новой власти приобретает особую актуальность в современных условиях. Сегодня очевидна необходимость повышения роли университетского образования, в том числе исторического. Связано это с происходящими процессами его модернизации. Однако любой модернизационный процесс неизбежно ставит перед исследователем задачу обращения к истокам, той культурной и интеллектуальной основе, на которой следует строить дальнейшие преобразования.

В связи с этим обращение к профессиональной педагогической деятельности историков, которые внесли особый вклад в развитие высшего исторического образования, актуально как творческое рассмотрение огромного опыта социально-педагогической практики, его переосмысление и использование в свете нынешних преобразований.


И. П. Козловский

В качестве объектов исследования нами выбраны три представителя исторической науки, три профессора Варшавского университета – Иван Павлович Козловский, Григорий Григорьевич Писаревский и Анатолий Федорович Семенов. Первые два представляли российскую историю, последний – классическую древность. Их научная и педагогическая деятельность протекала в переломную эпоху.

Все они, будучи известными учеными в дореволюционную эпоху, после революции и гражданской войны, оказавшись в тяжелейших условиях, как материальных, так и идеологического прессинга, несмотря на это, продолжили свою научную и педагогическую деятельность.

Судьбам отечественного славяноведения посвящено современное исследование М. А. Робинсона. На основе богатого архивного материала автору удалось показать жизнь профессорско-преподавательского состава в первые годы советской власти, планы нового правительства в отношении ученой элиты, трудности, с которыми пришлось столкнуться ученым в новых условиях.


Г.Г. Писаревский

В работах донского ученого и бывшего ректора Ростовского государственного университета С. Е. Белозерова дана история возникновения Императорского Варшавского университета – первого высшего учебного заведения в Ростове-на-Дону. Им рассмотрена деятельность ведущих профессоров-историков, формирование научных школ и системы преподавания исторических наук, подготовка научных кадров.

Вопросы университетского образования затронуты в литературе, посвященной развитию образовательных структур и положению интеллигенции. В. Р. Лейкина-Свирская основательно изучила историю формирования профессорско-преподавательских кадров в университетах в дореволюционный период, в том числе на историко-филологических факультетах.

Особую благодарность авторы выражают коллеге из Баку – доктору философии истории, старшему научному сотруднику Института истории им. А. А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана Эсмире Рагимовне Вахабовой – за помощь в поиске важных архивных материалов, посвященных жизни и деятельности Г. Г. Писаревского в Азербайджане.

Немаловажным, на наш взгляд, является следующее обстоятельство: ученые, которым посвящена данная работа, не последовали примеру некоторых представителей российской интеллигенции и не покинули свою Родину, оставшись до конца верными России.

Почему нами были выбраны имена этих ученых? Это объясняется прежде всего тем, что они сегодня оказались незаслуженно забыты потомками. Вернуть эти имена из небытия, показать важный вклад упомянутых исследователей в дело развития исторической науки – наша главная задача.

Профессор русской истории Иван Павлович Козловский (25.12.1869-30.11.1942)

§ 1. Становление ученого

В 1908 г. на кафедру русской истории Варшавского университета был избран выпускник Киевского университета, наставник-руководитель гимназии при Нежинском историко-филологическом институте, магистр русской истории Иван Павлович Козловский. Он родился в Тамбове 25 декабря 1869 г. Отец был канцелярским чиновником, кончил службу коллежским секретарем и почетным гражданином[1]. Образование будущий историк получил в тамбовской классической гимназии и Киевском университете св. Владимира, где учился у профессора В. С. Иконникова. В 1892 г. он окончил курс историко-филологического факультета с дипломом первой степени и золотой медалью за сочинение «Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века». По решению совета университета сочинение Ивана Козловского было в том же году опубликовано в «Университетских известиях»[2]. Наставник молодого ученого Владимир Степанович Иконников, сам выпускник университета св. Владимира, с 1870 г. преподавал в университете.

Его научное наследие обильно и многообразно, но особенно много внимания ученый уделял вопросам русской историографии. Его статьи о графе Н. П. Румянцеве, И. Н. Болтине, Л. А. Шлецере, Н. М. Карамзине были подготовкой к главному труду – его монументальному «Опыту русской историографии»[3]. Сравнивая работы В. С. Иконникова и И. П. Козловского, легко заметить общие черты их стиля – всестороннее исследование Источниковой и историографической базы, документальность изложения. Несомненно, что круг научных интересов Козловского сложился под влиянием В. С. Иконникова: это проблемы древней и новой истории России, источниковедение, историография, архивное дело. Выражением благодарности учителю стало посвящение ему главного труда «Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве»[4].

Сразу после окончания университета И. П. Козловский начал педагогическую деятельность. В Киеве он преподавал в женской гимназии г-жи Бейтель, коммерческом училище, торговой школе. В 1899–1900 гг. он сдал испытание на степень магистра русской истории при Киевском университете. О содержании курса, который Козловский вел в Киевском коммерческом училище, можно составить представление по изданному им в 1898–1900 гг. «Краткому очерку истории русской торговли»[5]. Автор выделяет несколько периодов в истории русской торговли. Первый период (приблизительно 850-1250 гг.) он характеризует как начальный этап торговли русских славян, когда идет формирование торговых путей и торговых центров, торгового законодательства[6]. Второй период (1250–1550 гг.) отличает прежде всего перемена района торговли[7]. Со времени монгольского завоевания замирают торговые связи с Византией, главным средоточием русской торговли становится Новгород, а позже Поволжье. Отдельно автор рассматривает историю торговли в Юго-Западной Руси, вошедшей в состав Великого княжества Литовского[8]. С падением Новгорода, завоеванием всей области реки Волги, с укреплением единодержавия в Москве, с заведением сношений с Сибирью и Англией начинается новый период в истории русской торговли (1550–1689 гг.)[9]. Район торговли расширился: появилась возможность оживленных сношений с Европой и Дальним Востоком. Четвертый период (1689–1762 гг.) – эпоха, замечательная во всех отношениях[10]. С приобретением берегов Балтийского моря Москва уступает место Петербургу как центру русской торговли. Развивается внешняя, в том числе морская торговля. Развитие торговли ведет к развитию торгового сословия, денежного дела, изменению торгового законодательства, улучшению путей сообщения.

Рейтинг преподавателя (27)

Способность донести материал
Сложность сдачи экзамена
Практическая польза предмета
Увлекательность предмета
Использование наглядных и технических средств обучения
Чувство юмора

Отзывы о преподавателе (15)

20 октября 2013 23:27 #

Сергей Суренович - очень интересный человек и преподаватель, отлично знающий свой предмет. Лекции читает доступно и интересно - он всегда находит мелочи и детали, которые оживляют пары. Всегда придет на помощь и выручку, любит своих студентов. Спасибо Вам :)

21 октября 2013 13:48 #

Талантливейший историк,один из лучших специалистов своего профиля в России,постоянно в процессе обучения,не останавливается на достигнутом,внедряет инновационные технологии в процесс изучения истории.Профессионал и фанат своего дела,ведь сразу видно,когда человек любит свою работу,заражая любовью к истории своих студентов.И конечно,Сергей Суренович-замечательный человек,душевный,отзывчивый,к которому можно обратиться за помощью в любое время и он никогда не откажет,это человек с большой душой,педагог с большой буквы.Я рада,что судьба мне предоставила возможность учиться у такого специалиста и просто хорошего человека.

24 октября 2013 23:50 #

В совершенстве знает теоретический материал, отлично владеет методикой преподавания. Пары у Саркиса Суреновича отличаются глубиной изложения, разнообразием форм и методов преподавания. Спасибо ему, ведь под его чутким руководством, я добилась больших успехов в изучении истории, в своей научной работе. Он для всех студентов не только лучший преподаватель, но и замечательный человек.

26 октября 2013 00:22 #

Замечательный Преподаватель и восхитительный человек. К каждому заинтересованному лицу находит подход и метод работы. Ценит своих студентов и искренне переживает за них. Кладезь знаний.

26 октября 2013 16:49 #

Сергей Суренович-отличный преподаватель!Истиный знаток своего дела.Обладает способностью заинтересовать и привлечь внимание студентов к своей дисциплине.Положительный во всех отношениях человек.

27 октября 2013 16:14 #

Говоря о Саркисе Суреновиче, всегда вспоминаешь веселого, общительного человека, профессионала своего дела. Лекции его всегда проходили на высшем уровне, а главное будили в студентах интерес к истории. Несмотря на свой статус, всегда готов прийти на помощь к студенту в любое время и по любому поводу. Желаю дальнейших успехов на преподавательском поприще одному из лучших преподавателей всемирной истории в ЮФУ, а может и на юге России

31 октября 2013 21:54 #

так если он не причем, так иди в деканат,да, или прямо к ректору, что тут то писать анонимно, вот такой ты "трусливый студент".

01 ноября 2013 13:16 #

01 ноября 2013 13:18 #

Добрый и умный преподаватель!

08 ноября 2013 10:16 #

Вспоминая своих преподавателей каждого ассоциируешь с каким-то словом или понятием или явлением! Так вот, Сергей Суренович у меня ассоциируется со словом доброта и интеллект. Он удивительно добрый, приветливый, отзывчивый и снисходительный человек, а его лекции по Древней Греции до сих пор всплывают в голове. Именно Сергей Суренович пробудил мой интерес и истории античности. Но вместе с тем, Сергей Суренович обладает и внутренней силой (иногда это пафосно называют "внутренним стержнем"): он не позволит хамить и вести себя нагло, он даст понять любому,не прячась за анонимность, кто и что из себя представляет. Одним словом, Сергей Суренович, БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.

10 ноября 2013 17:18 #

Сергей Суренович-это преподаватель высокого уровня.

18 ноября 2013 21:26 #

Один из лучших преподавателей нашего института.Профессионал своего дела. к сожалению,сейчас его пар у нас нет(((

27 февраля 2014 20:52 #

Сергей Суренович преподаватель, лекции которого приятно посещать. Доступность изложенного материала позволяет лучше усвоить предмет, а также проникнуться духом рассматриваемой эпохи. До сих пор помню его лекции, насыщенные интересными фактами из истории Древнего Мира.

09 апреля 2014 23:58 #

Уважаемый Саркис Суренович! С большим интересом прочитала статью "Судьба профессора Черняева", особенно о его последних годах жизни. Дело в том, что он родной брат моей бабушки Черняевой Клавдии Николаевны, а я составляю летопись рода Черняевых, много материалов нашла в архиве Казани, откуда он родом. В личном деле студента ИКУ значится, что Павел Николаевич Черняев родился 15.01.1853 г. в Казани, крещён в церкви Спасителя в Казанском кремле. Отец его Николай Григорьевич Черняев (1831-1906), мещанин из военных кантонистов, мать Мария Ивановна Конышева (1845-1901), дворянка, родила 18 детей, выжили 9. Павел Николаевич был женат на Марии Генриховне Крелленберг (1869-1942). Её отец Генрих Иванович Крелленберг (1829-1889) директор Императорской 1-й мужской гимназии в Казани. В семье Черняевых дочь Ольга (1890-1921), её потомки живут в Ростове, сыновья: Михаил Павлович (1891-1962), выпускник Московского университета, прапорщик,поручик армии Колчака, профессор геометрии Северо-Кавказского университета, декан. Потомки живут в Ростове. Владимир Павлович (1893- 1916), окончил Московский университет, погиб в Великую войну. Борис Павлович (1895-1950) мичман Черноморского флота в ПМВ, эмигрировал в Югославию. Его сын Владимир, 1925 г. .полковник авиации Хорватии, живёт в Загребе. Если Вам это интересно, могу выслать более полные сведения. А меня очень интересует авто- биография П.Н. Черняева, на которую Вы ссылаетесь, если можно,пошлите на мой адрес : ×

Пожаловаться на комментарий

Добавить отзыв Казаров Саркис Суренович

Информация о преподавателе

Для публикации персональной информации необходимо прислать заполненные поля на электронную почту sg.dev@protonmail.com.

  1. Должность
  2. Ученая степень и ученое звание
  3. Специализация (список читаемых учебных дисциплин, дополнительные образовательные программы)
  4. Cфера научных интересов
  5. Педагогический стаж работы
  6. Профессиональные достижения
  7. Образование
  8. Повышение квалификации
  9. Дополнительная информация
  10. E-mail
  11. Личный сайт

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.


Саркис Суренович Казаров (род. 24 ноября 1957 года, г.Ростов-на-Дону) – советский и российский историк античности, доктор исторических наук (2005), профессор.

Биография

Родился в Ростове-на-Дону в семье известного спортсмена, шестикратного чемпиона России по вольной борьбе, заслуженного тренера России и заслуженного работника физической культуры и спорта России Сурена Саркисовича Казарова (15.9.1929 – 13.10.1998). После окончания средней школы №9 в Ростове-на-Дону, в 1975 поступил, а в 1980 с отличием окончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. Во время обучения в РГУ целиком посвятил себя изучению проблем античной истории. По причине отсутствия специализации и аспирантуры по истории древнего мира вынужден был приступить к работе учителем истории в школе, одновременно прикрепившись соискателем кафедры истории Древней Греции и Рима исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1992 под руководством выдающегося антиковеда профессора Э. Д. Фролова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: «Социально-политическое развитие Эпира в V–IV вв. до н.э.». С 1995 на преподавательской работе в высших учебных заведениях г.Ростова-на-Дону: ст. преподаватель, доцент кафедры всеобщей истории Ростовского государственного педагогического университета. В 2005 г. в диссертационном совете при Саратовском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему: «Царь Пирр и Эпирское государство в межгосударственных отношениях в эпоху эллинизма». С 2006 г. - профессор кафедры всеобщей истории Педагогического института Южного федерального университета, затем – профессор кафедры Археологии и истории Древнего мира Южного Федерального университета. Его монография о царе Пирре признана специалистами первой и лучшей работой на эту тему на русском языке. К. – автор более 150 научных работ по проблемам античной истории, а также по истории донских армян.

Основные труды

1.Царь Пирр: античная историческая традиция и современная историография. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. – 141 с.

2.Царь Пирр и Эпирское государство в эллинистическом мире. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. – 288 с.

3.История Армянской Апостольской церкви на Дону. Таганрог, 2008. – 124 с. (в соавторстве с В.Г.Вартаняном).

4.История Царя Пирра Эпирского. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 521 с.

5.Нахичеванское купечество: (конец XVIII — начало XX века). Ростов н/Д: ООО «Ковчег», 2012. – 144 с.

6.Историки Варшавского университета. Время и судьбы. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. - 193 с. (в соавторстве с Н.А.Казаровой и В.В.Лобовой).

7.Historycy Cesarskiego Universytetu Warszawskiego. Gnesno: UaM., 2016. – 193 S. ( соавторы - Nina A. Kazarova, Viktoriya W. Lobova).

Напишите отзыв о статье "Саркис Суренович Казаров"

Ссылки

  • [sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=UNI/s1/D¶ms=(p_per_id=%3E-4000357)]
  • ru.hayazg.info/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%81_%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • noev-kovcheg.ru/mag/2012-02/3039.html
  • www.svoboda.org/a/1619817.html
  • hist.sfedu.ru/o-fakultete/kto-est-kto/professura/kazarov-s-s.html

: неверное или отсутствующее изображение

Отрывок, характеризующий Саркис Суренович Казаров

Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…


Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l'etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?

Российский историк-антиковед. Доктор исторических наук (2005), профессор кафедры всеобщей истории Педагогического института Южного федерального университета.

Родился 24 ноября 1957 года в Ростове-на-Дону. В 1980 году окончил исторический факультет Ростовского Государственного университета. В 1991 году под руководством профессора Э.Д. Фролова защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-политическое развитие Эпира в V-IV вв. до н.э.». C 1995 по 2006 год – старший преподаватель, затем доцент кафедры всеобщей истории Педагогического института Южного федерального университета. В 2005 году защитил докторскую диссертацию на тему «Царь Пирр и Эпирское государство в межгосударственных отношениях в эпоху эллинизма». С 2006 года – профессор кафедры всеобщей истории Педагогического института ЮФУ.

Автор более 90 научных публикаций. В область научных интересов входят античная история, история царя Пирра, Эпирского государства и Додонского оракула V - III веков до н.э.

Сочинения:

Армянская Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д, 2001. 148 с. ISBN 5-87963-013-7 Соавт.: В. Г. Вартанян.

Царь Пирр: античная историческая традиция и современная историография. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 144 c.

Царь Пирр и Эпирское государство в эллинистическом мире. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. 288 с.

История Армянской Апостольской Церкви на Дону: (XVIII–XX вв.). 2-е изд., перераб. и доп. Таганрог: Изд-во ТИУЭ, 2008. 120 с., 6 л. ил. Соавт.: В. Г. Вартанян.

История Царя Пирра Эпирского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 520 с., 1 л. портр.

Нахичеванское купечество: (конец XVIII — начало XX века). Ростов н/Д: Ковчег, 2012. 144 с.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитрий Андреевич Карпук

Текст научной работы на тему ««Возглавил руководство восстановлением церквей, используемых немецкими оккупантами для антисоветской пропаганды» отзыв на: Казаров С. С. Профессор ростовского Педагогического института алексей иванович иванов: жизнь и творчество: монография / С. С. казаров; Южный Федеральный университет. — ростов-на-Дону; таганрог: издательство Южного федерального университета, 2019. — 96 с.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

«Возглавил руководство восстановлением церквей, используемых немецкими оккупантами для антисоветской пропаганды»

Отзыв на: Казаров С. С. Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество: монография / С. С. Казаров; Южный Федеральный университет. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 96 с.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10025 Об авторе: Дмитрий Андреевич Карпук

кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, главный редактор «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии».

Ссылка на статью: Карпук Д.А. «Возглавил руководство восстановлением церквей, используемых немецкими оккупантами для антисоветской пропаганды» // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 302-307.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

"He headed the administration by restoring the churches used by the German occupation forces for anti-Soviet propaganda"

Review of: Kazarov S. S. Professor Alexey Ivanovich Ivanov of Rostov Pedagogical Institute: His Life and Works. Monograph. Rostov-on-Don, Taganrog: Izdatelstvo Yuzhnogo federalnogo universiteta, 2019. 96 p.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10025 About the author: Dmitry Andreevich Karpuk

Candidate of Theology, Associate Professor of Church History at St. Petersburg Theological Academy, Editor-in-Chief of the Bulletin of the Historical Society of St. Petersburg Theological Academy. E-mail: vspbda@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X

Article link: Karpuk D. A. "He headed the administration by restoring the churches used by the German occupation forces for anti-Soviet propaganda". Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 302-307.

Профессор Алексей Иванович Иванов (1890-1976) в 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию, являясь после этого в течение двух лет ее профессорским стипендиатом по кафедре истории Греко-Восточной Церкви от разделения Церквей до настоящего времени. После Великой Отечественной войны Иванов преподавал в Московской духовной академии (в 19511956), после чего вновь вернулся в родную ему, правда, в совершенно ином уже виде функционирующую Ленинградскую духовную академию, где трудился с 1956 по 1961 гг.1. В одной из наших статей, посвященных жизни и творчеству А. И. Иванова, мы говорили, что на этого ученого следует обратить внимание хотя бы по той простой причине, что «этому известному специалисту в области библе-истики и византологии для получения ученых степеней пришлось написать две магистерские и две докторские диссертации»2. Однако в жизни А. И. Иванова есть и много других гораздо более важных и значимых, зачастую трагических моментов, на которые можно и нужно обратить внимание, попытаться осмыслить и понять ученого, некоторые поступки и решения которого зачастую выглядят не совсем однозначно.

В таком контексте особое значение приобретает монография Саркиса Суренови-ча Казарова «Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество», изданная в 2019 г. Автор, используя целый ряд архивных документов, а также уникальную переписку (письма дочери А. И. Иванова Елены Алексеевны), попытался восстановить жизненный путь выдающегося ученого с непростой и, можно сказать, трагической судьбой. С. С. Казаров при написании своего исследования активно использовал материалы из личного дела А. И. Иванова, хранящегося в архиве Санкт-Петербургской духовной академии, за что выразил на страницах своего исследования искреннюю благодарность тогдашнему ректору академии епископу Петергофскому Серафиму (Амельченкову) и заведующей канцелярией О. И. Пономаревой (с. 6).

Монография состоит из введения, озаглавленного как «К истории одного поиска. Вместо введения», четырех глав, заключения и списка источников и литературы.

1 См. подр.: Бронский В. Профессор А. И. Иванов [Некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1977. №11. С. 25-26; Максимова Н.Д. Иванов Алексей Иванович // Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2009. С. 644-645; Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост.: О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб., 2011. С. 48-50.

2 Карпук Д.А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А. И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 223-224.

Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество

Первая довольно небольшая глава («Годы учения. Первые шаги в науке»; с. 7-8) посвящена годам обучения А. И. Иванова во Владимирской духовной семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и некоторых других учебных заведениях. Вторая глава («На родной Владимирщине (1921-1932)»; с. 9-35) — уже гораздо более обстоятельная. С. С. Казарову удалось выявить целый ряд любопытных свидетельств об активной деятельности А. И. Иванова в этот период. Особое внимание уделено литературному наследию. Совершенно неожиданно А. И. Иванов, который до этого в академии специализировался на истории Византии и греческого православного Востока, становится довольно серьезным специалистом-краеведом, изучающим, например, крестьянское движение во Владимирской губернии, а также историю самого Владимира и некоторых других небольших губернских городов. Особый интерес, безусловно, представляют выражения и суждения вчерашнего выпускника академии и, практически, профессионального церковного историка относительно революционного движения в России в период царской власти. Останавливается С. С. Казаров и на обстоятельствах ареста А. И. Иванова в 1931 г. Несмотря на то, что период ареста был по меркам того времени довольно непродолжительным — с июля по ноябрь 1931 г., — Саркис Суренович делает вывод, что Иванов на всю оставшуюся жизнь сохранил страх перед карательными органами Советской власти (с. 34-35).

В третьей главе («А. И. Иванов в г. Ростове-на-Дону (1932-1943 гг.)»; с. 36-57), являющейся одной из самых интересных в данной монографии, открывается много любопытных деталей. Во-первых, подробно рассказывается о преподавательской деятельности Алексея Ивановича в Пединституте г. Ростова-на-Дону. Выясняется, что Иванов сумел подготовить и издать более десяти (!) брошюр в рамках преподаваемого им курса по истории Средних веков. Во-вторых, интерес представляет разбор статей Иванова, посвященных социально-экономическому развитию чеченского народа XVIII-XIX вв. (с. 38-50). Однако наиболее ценным является раздел, касающийся жизни и деятельности А. И. Иванова в период оккупации. По мнению С. С. Казарова, «факт, что А. И. Иванов добровольно пошел на службу к фашистам, не подлежит сомнению» (с. 51). Приводимые далее свидетельства и выдержки из документов не позволяют в этом усомниться и читателю, которому остается только осмыслить и попытаться понять логику поступков А. И. Иванова. После отступления фашистов Иванов вместе с семьей также покинул Ростов-на-Дону и через какое-то время поселился в Праге. Примечательно, что сохранившиеся за тот период документы (переписка) позволяют С. С. Казарову утверждать следующее: «Вообще, Ивановы, будучи людьми глубоко верующими, активно участвовали в религиозной жизни русской общины» (с. 53).

Однако остаться в вынужденной эмиграции семье профессора Иванова не удалось. В 1945 г. Алексей Иванович был арестован органами СМЕРШ 5-й Гвардейской армии в г. Мельник в Чехословакии и этапирован в Следственный изолятор МВД по Ростовской области. После ареста и соответствующих (недолгих) разбирательств А. И. Иванов был признан виновным. В обвинительном заключении военного трибунала МВД по Ростовской области от 18 июля 1946 г. говорилось, в частности, следующее: «Иванов оставался проживать на временно оккупированной территории в г. Ростове-на-Дону, добровольно поступил на службу к оккупантам на должность заведующего подотделом вероисповеданий и библиотек Отдела народного образования при бургомистерстве г. Ростова-на-Дону. Будучи заведующим подотдела вероисповеданий и библиотек с августа 1942 по февраль 1943 гг., с исключительным рвением Иванов относился к возложенным на него обязанностям, возглавил руководство восстановлением церквей, используемых немецкими оккупантами для проведения широкой антисоветской пропаганды среди населения г. Ростова-на-Дону» (с. 54-55).

Годы последующего заключения (1946-1949) остались за рамками исследования в связи с отсутствием каких бы то ни было свидетельств и документов. Возможно, в будущем удастся что-то обнаружить. Заключительная, четвертая, глава («Под покровительством РПЦ. Завершающий период преподавательской и научной деятельности (1949-1976)»; с. 58-87) посвящена преподавательской деятельности А. И. Иванова

сначала в Московской, а потом и в Ленинградской духовной академии. Особый интерес представляют материалы о возможных причинах ухода Иванова из Ленинградской академии в 1961 г.

В целом, надо признать, данная монография, как обозначено настоящее исследование самим автором, является чрезвычайно важным и ценным вкладом в дело изучения жизни и научно-исследовательской деятельности одного из крупнейших, вне всякого сомнения, церковных ученых XX в. Алексея Ивановича Иванова. Особую ценность, повторимся, представляют привлеченные автором архивные материалы, в том числе из архива УФСБ по Ростовской области.

Вместе с тем нельзя сказать, что данная тема полностью раскрыта. Так, буквально за несколько дней до написания рецензии автору этих строк попалось на глаза прошение профессора И. И. Соколова, который ходатайствовал перед Советом Петроградской духовной академии в 1916 г. об оставлении своего подопечного А. И. Иванова на второй год в качестве профессорского стипендиата. В тексте прошения много слов было сказано об особой важности той работы, которую проводил Алексей Иванович и о том, каких серьезных результатов он смог достичь в деле изучения жизни и деятельности Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Как известно, этой теме была посвящена первая (из двух) магистерская диссертация, впоследствии утраченная. Казалось бы, что здесь может быть интересного, особенно если учесть, что текст работы утрачен навсегда? Однако, считаем, это прошение все же представляет определенный интерес для характеристики самого профессора Иванова и свидетельствует о той потрясающей работоспособности, с которой Алексей Иванович подходил к изучению той или иной темы. В данном случае ограничимся только небольшой выдержкой из этого прошения, которое, кстати, Советом академии было удовлетворено: «Г. Иванов основательно изучил литературу вопроса, приобрел большие познания в специальном своем предмете и вообще имеет все необходимые данные для завершения предпринятого им научного труда. Для представления диссертации на степень магистра богословия г-ну Иванову надлежит, пользуясь специальными указаниями рецензента, исправить и дополнить некоторые главы первой части сочинения, обозревающей жизнь и деятельность патриарха Кирилла, углубить изыскания для характеристики подлинных богословских воззрений Кирилла, совершенно несовпадающих с положениями его "Исповедания веры", заняться в архивах и библиотеках Москвы и Киева для привлечения в научный оборот новых материалов о патриархе Кирилле и более рельефно изобразить личность его и значение в истории православного Востока»3.

Таким образом, повторимся, нельзя сказать, что рассматриваемая монография является последним словом в деле изучения жизни и отличительных особенностей научно-литературного творчества Алексея Ивановича Иванова. Неиспользованным оказалось, например, также личное дело Иванова из архива Московской духовной академии. Впрочем, и сам автор, С. С. Казаров, прекрасно это понимает, когда еще во введении говорит следующее: «Нам приходилось сталкиваться с таким феноменом, когда, уверовав, что нами обнаружены и рассмотрены все работы упомянутого автора, мы вдруг чисто случайно сталкиваемся с какой-то никому неизвестной статьей или брошюрой, на которую нет ни единой ссылки, ни единого упоминания самим автором. Такое вполне допустимо в нашем случае» (с. 5).

Попутно можно отметить, что, к некоторому сожалению, издание не лишено определенных недостатков. Так, в тексте встречаются не только повторы, но и значительное количество опечаток, в том числе и в фамилиях авторов сочинений, привлекаемых С. С. Казаровым для раскрытия своей темы. Впрочем, безусловно, эти в большей степени технические недочеты никак не снижают общую ценность и важность данного труда, без которого теперь совершенно немыслим какой бы то ни было серьезный и обстоятельный разговор о жизни и деятельности профессора Ленинградской духовной академии Алексея Ивановича Иванова.

3 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3825. Л. 10-10 об.

Источники и литература

1. Бронский В. Профессор А. И. Иванов [Некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 11. С. 25-26.

2. Казаров С. С. Профессор Ростовского Педагогического института Алексей Иванович Иванов: жизнь и творчество: монография / С. С. Казаров; Южный Федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. 96 с.

3. Карпук Д. А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А. И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии // Христианское чтение. 2016. №5. С. 223-244.

4. Максимова Н.Д. Иванов Алексей Иванович // Православная энциклопедия. Т.ХХ. М., 2009. С. 644-645.

5. Профессора и преподаватели. 1946-1996. Биографический справочник / Сост.: О. И. Хо-даковская, А.А. Бовкало. СПб.: Издательство «Дивный остров», 2011. 160 с.

6. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3825. Журналы заседаний Совета академии. Сентябрь-декабрь 1916 г.

Цитаты преподавателей ЮФУ (SFEDU) запись закреплена

Когда мы только начинали, было несколько конфликтных ситуаций и обращений от подписчиков и преподавателей. Такое даже выносилось на публику постами с подборками обращений, чтобы доказать: проблемы были надуманы. Что касается ситуации сегодняшней, за время существования паблика, похоже, назрела новая проблема, поэтому мы вынуждены обратится к подписчикам.

1) Если у Вас нет чувства юмора, отпишитесь ради всего святого.
2) Если цитата указана неверно, не стесняйтесь указывать правильный вариант или контекст в комментариях, даже если Вы преподаватель.
3) Не ждите от цитат 100% точности – не все, к сожалению, могут запомнить больше трёх слов в ряд и передать суть сказанного без изменений. Способ исправить ситуацию в п. 2.
4) Восприятие цитат вне контекста юмористического студенческого паблика – преступление против здравого смысла.

Все, что Вам нужно для адекватного восприятия публикаций, находится в описании паблика. Текст не изменился с первого дня. Повторимся: все цитаты вырваны из контекста; мы любим наших преподавателей и не стремимся их дискредитировать.






  • Русский
  • English (UK)
  • Українська
  • Suomi
  • 中文(简体)
  • Deutsch
  • العربية
  • Türkçe
  • Français (France)
  • Español
  • Português (Brasil)


Итоги. В студенческой научной конференции ИИМО приняли участие более 200 человек.

В четверг в нашем Институте завершилась ежегодная студенческая научно-практическая конференция. В этом году её участники работали по 14 секциям, а всего докладов было около двухсот. Ставшая традиционной студенческая конференция становится масштабней и интересней.

Кроме того, на конференции выступали и школьники - в их числе приглашённые победители конференции ДАНЮИ (см.наш материал от 27 марта). Победителями в своих секциях стали:

СЕКЦИЯ «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

- Диплом I степени – Евсеева Наталья (2 курс). Основные идеи Джона Локка, Жан Жака Руссо, Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега и их воспитательное значение. Научный руководитель – доцент Е.В. Сторожакова

СЕКЦИЯ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

- Диплом I степени – Никулина Анна (3 курс). Урок-образ «Великая Отечественная война на Дону» в глубинной модульной технологии В.В. Шогана. Научный руководитель – профессор В.В. Шоган

СЕКЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ»

- Диплом I степени – Жученко Виктория (4 курс). Политический аспект процесса крушения СССР (на примере Ростовской области) Научный руководитель – профессор К.Г. Малыхин

СЕКЦИЯ «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»

- Диплом I степени – Сотникова Анна (3 курс). Проблемы стандартизации электронного документооборота. Научный руководитель – доцент Д.П. Исаев

СЕКЦИЯ «ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ»

- Диплом I степени – Гросс Андрей (3 курс). Эвристический потенциал художественных текстов в познании истории России XVIII–XIX вв. Научный руководитель – доцент М.Н. Крот

СЕКЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

- Диплом I степени – Пимонов Иван (магистрант 1 года). Василий Ильич Денисов и адаптация дворянства к модернизирующейся экономике. Научный руководитель – доцент М.В. Братолюбова

СЕКЦИЯ «ИСТОРИЯ РОССИИ»

- Диплом I степени – Байрамов Тимур (4 курс). Положение военнопленных в годы Крымской войны. Научный руководитель – профессор Н.А. Казарова

СЕКЦИЯ «ПОЗДНЕИМПЕРСКАЯ РОССИЯ»

- Диплом I степени – Муслимова Ольга (3 курс). Благотворительная деятельность Владикавказской железной дороги в годы Первой мировой войны. Научный руководитель – профессор А.И. Нарежный

СЕКЦИЯ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

- Диплом I степени – Плаксунова Мария (4 курс). Демографические проблемы Европы: старение населения Германии. Научный руководитель – доцент В.Ю. Щербаков

СЕКЦИЯ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭТНОГРАФИЯ»

- Диплом I степени – Саенко Александр (магистрант 1 года). Хреппы и хутора как альтернатива поселениям в Исландии. Научный руководитель – доцент Е.В. Вдовченков

- Диплом I степени – Скоробогатова Елена (4 курс). Проблемы этнического состава Танаиса III–I вв. до н.э. в современной историографии. Научный руководитель – доцент С.М. Ильяшенко

По итогам конференции прорабатывается возможность публикаций её материалов. Об этом мы обязательно сообщим дополнительно: следите за новостями!

Валентина Тарасова
Фото: Константин Руденко


Саркис Суренович Казаров известен своими исследовательскими работами, связанными с историей донских армян, Нахичевани-на-Дону, а также Армянской апостольской церкви.

Вся его жизнь связана с Ростовом и Нахичеванью. Выпускник исторического факультета Ростовского государственного университета работал учителем в школе, вел научно-исследовательскую работу на историческом факультете Ленинградского университета. Он является одним из ведущих у нас в стране специалистов по античной истории.

В 1992 году в Санкт-Петербурге защитил кандидатскую диссертацию, в 2005-м в Ростове – докторскую. Десять лет работал старшим преподавателем, доцентом на кафедре всеобщей истории Ростовского государственного педагогического университета, восемь – профессором кафедры всеобщей истории Педагогического института Южного федерального университета, затем профессором кафедры археологии и истории Древнего мира Института истории и международных отношений Южного федерального университета.

В научном мире профессор Казаров известен как исследователь истории донских армян. Он написал такие известные монографии, как «Армянская Апостольская Церковь на Дону» (в соавторстве с В.Г. Вартаняном), «История Армянской Апостольской Церкви на Дону» (в соавторстве с В.Г. Вартаняном), «Нахичеванское купечество», «Историки Варшавского университета. Время и судьбы» (соавторы Н.А. Казарова, В.В. Лобова).

Недавно под редакцией профессора Казарова, к 300-летию Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, вышел в свет фундаментальный труд «Армянские церкви Новой Нахичевани. Исторический путь». Он был издан по благословлению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Над книгой работала группа известных ученых из Армении.

Количество просмотров: 1160

  • Армяне
  • Багдыков Георгий
  • История
  • Казаров Саркис
  • Нахичевань
  • Профессор

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Интересное исследование провели авторы телеграма про так называемых "шкур" (девушек, между дел торгующих своим дорогим телом). И ей стала некая Яна Орфеева, модель и "блогерша" из Украины. Известно, что она достаточно долго жила в Саудовской Аравии в гареме у наследного принца, где щекотала сексом его самого и его гостей и друзей. Однако в гареме происходит ротация, поэтому через какое-то время девушка отправилась на вольные хлеба. И вот удалось выяснить, сколько стоит счастье прикоснуться к её богатому внутреннему миру и половым органом.


Орфеева (настоящая фамилия Василенко) берет за услуги $5 000 в день, плюс к этой обязательной сумме положены дорогие подарки и всякая роскошь. Никакой почасовой оплаты, потому что это не потаскушка из Интернета, а респектабельная дорогая проститутка. Пишут, что её можно "купить" по абонементу, то есть просто заваливать деньгами и подарками, у неё такое было с богатым любовником-шейхом. Отношения с ним принесли девушке около $4 млн, с которыми она вернулась на родину, накупила квартир в Киеве и Москве.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли


В книге рассматривается научная и педагогическая деятельность краеведа и историка Церкви профессора Ростовского педагогического института и Ленинградской Духовной Академии профессора А. И. Иванова (1890–1976). Книга основана на широком архивном материале, который вводится в научный оборот впервые. Для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся историей исторической науки. Публикуется в авторской редакции.

Читайте также: