Суп как произведение искусства


Суп – самое распространенное первое блюдо. И хотя разнообразные похлебки были известны практически у всех народов с незапамятных времен, суп в современном понимании сложился только 4-5 столетий назад. На сегодняшний день насчитывается порядка 150 его типов, каждый из которых имеет множество вариантов. Одно из самых почитаемых и любимых блюд нашло широкое отображение в живописи и литературе, а некоторые из супов даже вошли в историю.

Так, луковый суп по одной из легенд был придуман французским королем Людовиком XV, сладкий пивной суп был в особой чести у Фридриха Великого, а вот швейцарский молочный суп однажды даже примирил воюющие армии. Произошло это в 1529 году в разгар религиозных войн у небольшого местечка Каппель, где расположились войска протестантского Цюриха и католического Цуга в ожидании решающей битвы. Но однажды вечером католики приготовили громадный котел молочного супа. Протестанты учуяли аппетитный аромат и отправили переговорщиков, снабдив их свежеиспеченными краюхами хлеба: Если вы дадите нам отведать вашего супа, мы поделимся с вами нашим хлебом!
Котел тут же разместили строго на границе, водрузив на него шпагу в знак демаркации. После совместной трапезы противники разошлись в благодушном настроении, и вскоре был подписан мирный договор. Этому событию посвящена картина швейцарского художника Альберта Анкера (1831 – 1910) “ Молочный суп Каппеля ”.


Предлагаем вашему вниманию подборку картин и литературных цитат на “суповую” тему.

Н есчатлив тот дом, в котором не варят супа. Hе стоять той семье, где все кормятся бутербродами. В наш век, век экзистенциального одиночества, нет фундамента прочнее, чем кастрюля густого горячего супа. Вокруг нее собирается и стар, и млад, чтоб хлебать наваристую жижу, заедая щедрыми ломтями хлеба. Hастоящий классический суп распространен лишь у тех народов, где бедность понукала изобретательность «.
П.Вайль, А.Генис из книги “Русская кухня в изгнании” (1987)

М ужчины изобрели лук и стрелы. А женщины — суп.
Айла Дьюар, шотландская писательница, из книги “Непричесанные разговоры”(Women Talking Dirty, 1996)



П равило трёх «С»: настоящим поваром считается лишь тот, кто может приготовить салат, соус, суп.

С лишком много поваров – прощай похлёбка
Английская пословица

С уп не едят таким горячим, каким его варят.
Французская поговорка

Д жентльмен не ест суп во время ланча.
Лорд Керзон (1859 – 1925), английский государственный деятель, путешественник и публицист


Жан-Батист Симеон Шарден, Натюрморт с овощами для супа, 1732


Diane Fraser, Натюрморт «Хлеб и суп»

Т ого, кто врет, нельзя назвать чистосердечным, и такой человек не способен сделать хороший суп.
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827), немецкий композитор и пианист. Из книги Beethoven: The Man and the Artist, as Revealed in his own Words.

Ч то вы думаете о еде? – спросил сэр Роже. – О недвижимости? О тоннеле под каналом? Об англиканской церкви? О людях, которые черны?
– Я много думаю о супе, – сказала она. – Некоторые мои широчайшие и глубочайшие мысли – о супе. Мне в детстве супа никогда не хватало. Потому, наверное, я и стала разбойницей с большой дороги. Теперь у меня – целые котлы супа, и нет конца этим котлам. Куриного супа, ячменного, протертого грибного, томатного супа-пюре с омарами…
Доналд Бартельм (1931 – 1989), американский писатель-постмодернист, из романа «Король»


Фердинанд Георг Вальдмюллер Раздача супа на кухне 1859 г.

В первоклассном супе гораздо больше искусства, чем во второсортной живописи.
Абрахам Маслоу (1908 – 1970), американский психолог, основатель гуманистической психологии

Н ичто не сравниться с супом. По своей природе он эксцентричен: похожих супов найти нельзя, правда, до тех пор, пока их не помещают в консервную банку.
Лори Колуин (Laurie Colwin, 1944 — 1992), американская писательница, автор кулинарных эссе

У орхоловские изображения супа «Кемпбелл» — блестящая сатира на культуру, а сам этот суп — блестящая сатира на еду.
Крейг Килбурн, американский актер, телеведущий, писатель



М удрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.
Козьма Прутков

И деалист — человек, который, обнаружив, что роза пахнет лучше, чем капуста, приходит к выводу, что и суп из розы получится вкуснее.
Генри Луис Менкен(1880 — 1956),американский публицист, сатирик, журналист, эссеист, критик

С уп — это сочетание вкусного жиденького со вкусным твёрденьким, а не сочетание схлюпываемого со склизким…
Михаил Генделев (1950 -2009) из “Книги о вкусной и нездоровой пище, или Еда русских в Израиле. Ученые записки «Общества чистых тарелок”(2006)


Shelly Wilkerson Гороховый суп и каберне


Акварель Susan Avis Murphy

О тсутствие супа в доме — один из первых показателей и признаков семейного неблагополучия. Вот почему сделать суп дано не каждому. Его может сделать не только знающий, точнее, многознающий человек, но и человек спокойный, уравновешенный, уверенный, стабильный по своему нраву, по своей психике и в то же время не лишённый творческой жилки, кулинарной и общей одарённости.
В.В. Похлебкин, историк и кулинар (1923 -2000) Из книги “Тайны хорошей кухни”(1979)


Joe Anna Arnett Овощной суп


Фернандо Ботеро. Натюрморт з зеленим супом. 1972


Томатный суп мамы, худ. Ирина Ермолова

Серия Campbell’s Soup Cans – шедевр поп-арта или маркетинговое чудо, созданное для того, чтобы примирить нас с миром потребления?

В начале 60-х годов Энди Уорхол создал цикл работ Campbell’s Soup Cans, который был выставлен в нью-йоркской галерее Ferus. Тридцать два постера с изображением одинаковых консервных банок впервые позиционировались как самое настоящее произведение искусства, а поп-арт, по сути, был признан отдельным художественным направлением, что для Америки тоже было впервые.

Поп-арт: продукт массового потребления

На той исторической выставке 9 июля 1962 года постеры с изображением консервных банок располагались в несколько рядов, что напоминало обычную полку с консервами. Несмотря на критику со стороны деятелей искусств, поп-арт начал свое победное шествие по миру. С подачи Уорхола предметы массового потребления вошли в галереи наравне с картинами, скульптурами и другими произведениями искусства. Уорхол представлял их такими, как есть, не пытаясь скрыть их рыночной стоимости. Вопреки бытующему мнению Уорхола не был пионером поп-арта. Первой работой, которой удалось утвердиться в статусе иконы нового стиля, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», созданный в 1956 году.

Он же (Ричард Гамильтон) дал определение новому направлению. Согласно Гамильтону, поп-арт это «нечто популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, и Большой Бизнес».

«Хочу быть станком»

Свои работы Энди Уорхол создавал у себя в мастерской, которую называл «The Factory» («Фабрика»). При этом себя Уорхол сравнивал со станком. Для серии Campbell’s Soup Cans главный поп-артист всех времен использовал заимствованную из рекламы технику шелкографии. Индустриальную картинку Уорхол воспроизводил скрупулезно, ничего не оставляя на волю случая. Посмотрите на его знаменитые консервы повнимательнее, и вы увидите, что все 32 банки абсолютно идентичны друг другу. Хотя нет, одно явно различие между фотографическими копиями банок все-таки было: надписи «beef», «black bean», «chicken noodle», «onion» намекали на разное содержимое консервов. С легкой руки Уорхола, сына словацких эмигрантов, Campbell’s Soup перестал быть просто томатным супом и обрел вкус.

Суп цвета радуги

Через 5 лет после нью-йоркской выставки Энди Уорхол раскрасил свои знаменитые банки во все цвета радуги. В его коллекции появилась серия полихромных кричаще ярких постеров, которая стала своего рода товарным знаком художника.

Уорхол утверждал, что обожает супы Кэмпбелл и ест их ежедневно (если быть точным, ежедневно на протяжении 20 лет). Тем самым он вольно или невольно сделал рекламу продукции компании, так что нынешние маркетологи и рекламщики могут с полным правом считать Уорхола своим коллегой.

Потребление стало основой американского общества, но до появления Уорхола было просто немыслимо открыть перед ним двери музеев. Художник же стремился как раз к тому, чтобы повседневные реальные вещи стали частью мира искусства. Чтобы отразить мир, который его окружает, Уорхол, как и другие представители поп-арта, вдохновлялся рекламой, фотографиями знаменитостей и комиксами. Поп-арт если не разрушил, то, по крайней мере, поставил под сомнение представления об искусстве, как о чем-то непостижимом для понимания простого обывателя. Отныне искусство не нужно было объяснять с помощью сложных философских понятий, а вдохновение для создания арт-шедевров можно было находить в чем- угодно.

Воспоминание из детства

В интервью журналу «The face» Энди Уорхол рассказал, что его мать использовала жестяные консервные банки вместо ваз для цветов. Не владея английским, она подрабатывала уборкой и продавала цветы, которые сама делала из все тех же консервных банок и гофрированной бумаги. Может быть, его любовь к этому чисто утилитарному предмету родом из детства, в котором обычный мальчик Анджей Вархола был младшим ребенком в семье простого шахтера. Интересно, что, несмотря на бедность, родители всегда поддерживали сына, что встречается далеко не всегда, если тебе нужно просто выживать.

Прелесть консервной банки

Для серий Campbell’s Soup Can Уорхол использовал не только шелкографию, но и рукотворный рисунок. «Все предметы по-своему красивы, но не все могут это увидеть», говорил художник, который за свою жизнь успел побывать писателем, дизайнером, продюсером, кинорежиссером и издателем журналов. Консервная банка может стать вазой для цветов, логотип какой-нибудь компании можно деликатно изобразить кистью на холсте, а простой суп, который выпускают в промышленных масштабах, способен однажды превратиться в художественный тотем целого направления в искусстве. Вот такие вот чудеса поп-арта.

Энди Уорхол всегда был востребованным художником. Его коллажи, созданные в детстве, уже тогда умиляли всех вокруг. А повзрослев, Энди стал зарабатывать хорошие деньги в коммерческой рекламе.


Но он был слишком амбициозен, слишком ярок для того, чтобы остаться обычным ремесленником, пусть и отлично зарабатывающим. Уорхол хотел сказать новое слово в искусстве, стать «отцом» целого движения, ввести в моду то и сказать о том, чего никто до него не замечал. И ему это удалось — благодаря тому, что он был настоящим новатором.

Как вам привычка собирать весь мелкий мусор, который вы производите в жизни? Наклейки, бутылки, пачки сигарет, банки супа… А ведь именно этим хламом Энди вдохновлялся, создавая из обычных повседневных предметов произведения искусства.

В июле 1962 года свет увидели 32 картины Уорхола «Банки супа Кэмпбелл». Работы были размещены в горизонтальную линию так, словно изображенные на картинах банки стоят в продовольственном магазине. Критики были в возмущении: что этот Уорхол возомнил о себе? Картины изначально планировалось продавать поодиночке, но к концу выставки покупателей было всего пятеро. Зрители тоже еще не распробовали творчество смелого рекламщика, чего нельзя сказать о хозяине галереи Ирвинге Блуме.

Энди Уорхол, «Банка с супом Кэмпбелл (томатный)», 1961 г.
Фото: artchive.ru

Блум достаточно пообщался с Уорхолом для того, чтобы понять: этот парень не просто делает поп-арт, он делает историю. Ирвинг уговорил Энди представить 32 картины как одно произведение. Проданные пять полотен пришлось выкупать обратно. Это было не так-то просто, но дело того стоило: за рекордный срок банки супа Уорхола стали символом поп-арта и культуры потребления в целом. Этот суперпопулярный образ, рождающий огромный спрос, Уорхол представлял и как клише, и как классику.

Искушенные зрители интерпретировали произведение Уорхола в духе времени: повторяющийся мотив банки супа символизировал навязчивую рекламу, их распространенность бросала вызов искусству в целом — впервые объектом стало не что-то редкое или уникальное, а то, что каждая американская хозяйка могла найти на своей кухне. Энди Уорхол словно говорил: художник — не обязательно всевидящий гений, вдохновение можно черпать и в самом простом.

Все 32 банки казались одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле они отличались, и это был символ рабочего общества, тоже серого и штампованного только на первый взгляд. Ведь одинаковые робы рабочих не значили, что у них одинаковые мысли, стремления и желания.
Колонны Королевской Шотландской академии, украшенные в стиле банок
Фото: SixSigma, ru.wikipedia.org

Банки с супом быстрого приготовления продолжали вдохновлять Энди Уорхола долгие годы. Он создал еще несколько произведений, в которых были представлены эти банки, и все они имели невероятный успех. В настоящее время они оцениваются на аукционах в десятки миллионов долларов, а сам Энди остался в истории как культовая личность, «отец поп-арта» и один из самых известных и высокооплачиваемых художников современности.

А чем вы считаете «32 банки супа Кэмпбелл» — произведением искусства или проделкой ловкого мошенника?



Томатный суп как произведение искусства - это вполне возможно, если подойти к вопросу приготовления с душой, всем сердцем, огромным желанием. По крайней мере так утверждает Людмила, наша постоянная читательница: "Не стоит думать, что суп с помидорами - это пустая, водянистая жидкость красноватого цвета, отдаленно отдающая помидорами. Мой суп знают все в округе! Он густой, насыщенный, пахнет летом и травами!"

1 кг спелых помидоров;

3 крупных болгарских перца;

3 ст. л. подсолнечного масла;

3 зубчика чеснока;

несколько перьев зеленого лука;

2-3 см перца чили;

1 л бульона или воды;

100 мл нежирных сливок;

соль, молотый черный перец.

Помидоры моем, делаем на каждом надрез, ошпариваем кипятком и счищаем кожицу.

Разрезаем, удаляем семена, измельчаем.

Перец запекаем в духовке при температуре 200 градусов около 20 минут, горячим помещаем в пакет, затем очищаем от кожуры и семян. Нарезаем кубиками.

Лук - мелкими кубиками, чеснок - тонкими пластинками, чили - миниатюрными кружочками.

В кастрюльке разогреваем масло, обжариваем лук, затем добавляем чеснок и чили.

Спустя пару минут выкладываем перец и помидоры. Помешивая, тушим 5-8 минут.

Заливаем бульоном, доводим до кипения, провариваем еще 3-5 минут, затем вливаем сливки, нарезанный зеленый лук, соль и перец и выключаем. Подаем через 10 минут - суп должен немного настояться.

Затронув тему турецкой кухни, невозможно не сказать хотя бы пару слов о турецких супах. Турецкие супы – своего рода произведение искусства. Горячие и холодные, острые и сладковатые, овощные и нежно-сливочные – каждый из них непременно стоит попробовать хотя бы однажды!


С супа в Турции может начинаться любой прием пищи. Ведь правильно приготовленный суп может и взбодрить, и согреть, и помочь освежиться жарким летним днем. Его просто обязана уметь готовить каждая уважающая себя турецкая хозяйка. Его обязательно включают в меню хороших отелей. И, конечно же, настоящий турецкий суп можно попробовать в одном из ресторанчиков Алании, предлагающих домашнюю кухню.

В турецкой кухне насчитывается около 300 видов супов! Представляете, какой простор для фантазии есть у местных хозяек? Супы здесь являются обязательным блюдом на столе не только в обед и ужин, но и за завтраком. Легкая кремообразная текстура бережно воздействует на еще не полностью включившийся после сна желудок, великолепно насыщает, а также при необходимости может избавить от похмелья.

Турецкие супы имеют одно общее название «чорба» и множество различных вариаций. В этой статье мы расскажем лишь о самых известных супах турецкой кухни, которые обязательно стоит попробовать.


Итак, одним из самых непривычных для иностранцев супов, пожалуй, является Тархана. Тархана готовится из специального порошка, который можно купить на любом местном рынке. Однако настоящие хозяйки изготавливают этот порошок своими руками, перемалывая и ферментируя смесь таких ингредиентов как мука, натуральный йогурт, красный перец, томаты и лук. Суп из готового порошка с добавлением свежих овощей и специй получается очень вкусным, а главное, быстрым.

Суп невесты – не просто вкусное и ароматное блюдо, но и дань традициям. До сих пор многие турчанки готовят его накануне своей свадьбы, чтобы задобрить судьбу и получить счастливый брак. Суп невесты готовится из таких ингредиентов как чечевица, болгарский и кайенский перец, а также паприка.

Чечевичный суп (мерджимек-чорбасы) обязательный пункт меню для холодного времени года, а
также блюдо, которым прерывается дневной пост во время священного месяца Рамадан. Чечевичный суп является очень сытным и питательным, а такие ингредиенты как лук, морковь, чеснок, сушеная мята, томатная паста и сливки придают ему неповторимый пикантный вкус.

Пастуший суп (йайла) имеет довольно непривычный для европейского человека вкус. Основой для него служит свежий йогурт, а наполнением рис, яйцо, растопленное масло и сушеная мята. Пастуший суп подается холодным и является отличной альтернативой тяжелым и горячим блюдам в летние месяцы.

«Ишкембе чорбасы» или суп из рубца является отличный средством от похмелья за счет своего благотворного влияния на пищеварительную систему. В основе этого супа находится бульон, который около пяти часов вываривается из очищенного рубца или желудка теленка. Затем в бульон добавляются мука, йогурт, чеснок и красный перец. Подается суп с кусочками рубца, лимоном и уксусом, которые можно добавлять опционно. «Ишкембе чорбасы» считается очень дешевым блюдом, поэтому попробовать его в отеле вряд ли удастся. Этот как раз тот случай, когда нужно иди в местную «супную».

Незаурядные люди даже к приготовлению еды подходят креативно. Голубые спагетти, деревья из раков и рагу из угря. Такие блюда вы вряд ли пробовали даже в самых изысканных ресторанах. Кроме того, пищевые привычки художников могут многое рассказать об их творчестве.

Ли Миллер

Если большую часть времени проводишь бок о бок с сюрреалистами, даже не рассчитывай на «нормальный» быт, как у большинства людей. Ученица Ман Рэя, жена одного из лидеров английского движения сюрреалистов Роланда Пенроуза, фотограф Ли Миллер прожила очень насыщенную жизнь, реализовавшись и как модный фотограф, и как военный корреспондент. Концлагеря, узники, руины, самоубийства, пожары и другие ужасы, которые своими глазами видела Миллер, настолько сильно сказались на ее психическом состоянии, что она погрузилась в депрессию, выбраться из которой пыталась весьма необычным способом, а именно – решила стать поваром-сюрреалистом.

© David E. Scherman

В своем доме в Сассексе она готовила голубые спагетти, зеленую курицу, розовую цветную капусту, омлет красного цвета и соусы самых немыслимых оттенков. Кстати, она весьма преуспела в кулинарии. Может, еда и выглядела странно, но, перед тем как приступить к экспериментам, Миллер прошла обучение в знаменитой французской школе Le Cordon Bleu, а кроме того, собрала настолько большую коллекцию кулинарных книг, что Пенроузу пришлось пристроить к дому целую комнату, где фотограф хранила свою библиотеку. Также рецепты Миллер частенько публиковали в Vogue, а сама она выпустила книгу «Ли Миллер: жизнь с едой, друзьями и рецептами».

Джорджия О’Кифф

Художница – один из пионеров в моде на органическую, локальную еду. Она ратовала за потребление продуктов, выращенных не просто в ее родной стране, но и своими же силами. О’Кифф ела лишь сезонные продукты, овощи растила прямо в своем саду в Абикиу, любила злаки, орехи, сама готовила йогурты. Тут, очевидно, сказывалось и ее детство: родители О’Кифф работали на молочной ферме.

Художница была убеждена, что полезная еда благотворно сказывается на работе, что, кстати, напоминает диету некоторых небожителей Кремниевой долины, полагающих, что легкий голод позволяет трудиться эффективнее. Отмечают, что, несмотря на некий аскетизм, она была превосходным кулинаром и ее муж, Альфред Штиглиц, даже уговаривал художницу открыть собственный ресторан. Ресторана так и не появилось, зато ее рецепты собрала в книгу «Ужин с Джорджией О'Кифф: рецепты, искусство и пейзаж» фотограф Робин Ли.

Пабло Пикассо

В 2018 году, во время проведения масштабной выставки Пикассо, британская галерея Тейт составила меню, куда вошли любимые блюда художника. Томленый кролик, ризотто с чернилами каракатицы и кальмаром, красивые десерты. Все это выглядит прямо-таки подозрительно, поскольку друзья и близкие художника отмечали, что его пищевые пристрастия были очень приземленными. Сам Пикассо, отзываясь о своей первой жене, балерине Ольге Хохловой, отмечал, что она любит пирожные и икру, тогда как сам он предпочитает каталонскую колбасу и фасоль.

Однако этот аскетизм был не столь однозначным: может, художник и относился к еде как топливу, а не удовольствию, но в том, что касалось творчества, взаимоотношения Пикассо с едой были не менее бурными, чем любовные связи. Просто куда больше он любил изображать блюда, нежели есть их. Жена Пикассо, Жаклин Рок рассказывала колумнисту Vogue Нинетт Лион, что однажды она приготовила угря, которого очень любил художник, но вместо того чтобы съесть блюдо, он предпочел нарисовать его. В итоге работу он посвятил супруге.

Даже первая выставка в жизни испанца прошла в ресторане Quatre Gats, для которого он также создал иллюстрации к меню. Заведение все еще открыто и по-прежнему использует работы Пикассо, хоть и в виде копий. Исследователи художника отмечают, что самые аппетитные картины Пикассо создал во времена Второй мировой войны. Лишившись любимой еды и хорошего вина, художник стремился воплотить их на холсте. После войны он открыл для себя керамику, и ему очень нравилась взаимосвязь объектов, которые он создавал с едой: будущая посуда сначала запекается, как хлеб, а потом используется для готовки.

Пабло Пикассо и Марк Шагал

Когда Пикассо было около 50 лет, он всерьез обеспокоился своим здоровьем и решил следовать средиземноморской диете, состоявшей преимущественно из рыбы, овощей и фруктов, которые мыли минеральной водой. Однако у художника все равно были свои маленькие слабости, и в 1964 году он даже поделился двумя любимыми рецептами с Vogue: омлетом с тортильей а-ля Нисуаз и тем самым жарким из угря, которое однажды он предпочел нарисовать.

Сальвадор Дали

Прогулка с муравьедом в Лондоне, лекция в костюме аквалангиста (что чуть не стоило художнику жизни) и другие экстравагантные выходки Дали принесли ему не меньшую славу, чем произведения искусства. Разумеется, человек, имидж которого был построен на эпатаже от а до я, не ел сэндвич с маслом и джемом на завтрак или обычный стейк на ужин. Во всяком случае на публике так точно.

Сальвадор Дали и Гала

Есть целая кулинарная книга с любимыми блюдами Дали, которая начинается следующими словами: «Если вы являетесь одним из тех, кто считает калории и превращает радость от еды в наказание, закройте эту книгу немедленно; это слишком жизнерадостно, слишком агрессивно и слишком тяжело для вашего восприятия».

Названия глав могут отвадить от готовки даже самых фанатичных кулинаров; чего только стоит раздел «Осенний каннибализм», предлагающий рецепт пюре из Афродиты. Среди прочих 136 абсолютно сюрреалистических рецептов есть, например, голова ягненка на гриле, крем из лягушек, дерево из раков, которое авторы проекта Art Cooking даже попытались воспроизвести, детально засняв процесс. Кстати, получилось у них весьма неплохо.

Простая еда также не была чужда Дали, например, он рассказывает, как приготовить тост из авокадо. Впрочем, художник будто бы знал, что в XXI веке это будет один из излюбленных завтраков тех самых неприятных ему адептов здоровой еды, подсчитывающих калории, и потому предложил свою версию. Записывайте: мозг теленка следует вымочить в холодной воде, а затем отварить в говяжьем бульоне и уксусе. Смешайте его с мякотью авокадо, миндалем, острым кайенским перцем, текилой, посолите и намазывайте на тост. Приятного аппетита! Отметим, что безумные рецепты, бесспорно усовершенствованные самим Дали, позаимствованы из меню таких французских ресторанов, как La Tour d’Argent, Maxim и Le Train Bleu.

Энди Уорхол

Энди Уорхол выглядит несколько заурядно на фоне своих коллег по цеху. В отношении к питанию, само собой. Ни для кого не секрет, что один из главных продвиженцев поп-культуры очень любил McDonald’s, считая, что это самое красивое, что только есть в каждом городе мира. «Самое прекрасное в Токио – McDonald’s. Самое прекрасное в Стокгольме – McDonald’s. Самое прекрасное во Флоренции – McDonald’s. В Пекине и Москве нет пока ничего прекрасного», – сказал как-то художник.

Среди прочего он не очень любил готовить и однажды написал в дневнике, что только обманывает себя, когда пытается в очередной раз подойти к плите. Так или иначе, но полуфабрикаты, не требовавшие особых усилий и навыков, принесли ему известность. Уорхол так любил суп Campbell, что создал не одну картину с изображением банок, ставших уже легендарными. Как-то у него даже была идея запустить собственную ресторанную сеть Andy-Mat. По задумке художника, посетитель должен был купить еду в вендинговых автоматах (к которым художник, кстати, также питал слабость) и отправиться в специальную кабинку, чтобы есть и смотреть телевизор.

Кроме того, Уорхол был большим сладкоежкой, не раз отмечая, что все, что ему надо – это сахар. Так, например, он придумал свой сэндвич, состоящий из белого хлеба и шоколадного батончика. Свое кулинарное изобретение он нескромно величал тортом.

Главная » Новости » Супы. История появления и виды.



Суп, как блюдо в его сегодняшнем понимании, сложился не более 400—500 лет назад, с появлением крепкой, неокисляемой и химически нейтральной посуды, позволяющей осуществить процесс приготовления. При этом надо отметить, что на Востоке (Древний Китай и близкие регионы) супы возникли раньше, примерно за 100 лет до нашей эры и опять же — в связи с более ранним возникновением пригодной посуды. Это не означает, что ранее люди не пользовались варкой — данный способ приготовления пищи возник с появлением глиняной и каменной посуды (известный советский и российский историк и кулинар В. В. Похлёбкин называет последнюю наиболее пригодной для приготовления супов). Однако следует отличать суп как блюдо, где его составляющие являются неразделимыми частями, создающими общий вкус, общую композицию и просто отваренные продукты или их смесь, где варка преследовала лишь цель термической обработки продукта. Полученный отвар при этом, по крайней мере, в первобытные времена, не использовался.


С появлением посуды, знакомством с фаянсом и фарфором и столовыми приборами суп начал получать распространение сначала в Южной Европе в XV—XVI веках, а широкое распространение получил только к XVII—XVIII веку. Конечно же, способы варки, рецептура супов складывались ранее.

Кроме того, суп исторически является блюдом оседлого человека. Кочевые народы супов не знали или же они были крайне не распространены и готовились в особых случаях. Тому примером служит казахская кухня: до сравнительно недавнего времени (до заимствования у узбеков шурпы) в этой кухне супов не было. При большом желании к загущённым супам можно отнести такие блюда, как бешбармак и наурыз-коже, однако они в чистом виде всё-таки супами не являются, и кроме того, особенно последнее, являлись праздничными.

На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно 150 типов супов, которые подразделяются на более чем тысячу видов, при этом каждый вид может иметь несколько вариантов. Так В. В. Похлёбкин указывает на 24 варианта щей, 18 вариантов ухи. Однако, яркие отличия друг от друга имеют только типы супов.

Слово soupe происходит от позднелат. suppa — «хлеб, размоченный в отваре», тюря — слова германского происхождения. Сначала жидкие блюда русской кухни называли похлебками. Слово суп появилось только в эпоху Петра I. Вначале им называли чужеземные жидкие блюда, но позднее распространили и на национальные похлебки. Письменные памятники XVI—XVII веков подразделяют супы на щи, кальи (рассольники), ухи, селянки (солянки), борщи и похлебки.

Супы отличаются весьма большим разнообразием. Каждый суп можно отнести к нескольким категориям, в зависимости от основания, по которому следует производить деление.

1. По температуре подачи супы делятся на:
Горячие супы, температура подачи — 60-70 градусов Цельсия. При более высокой температуре вкусовые сосочки языка становятся менее чувствительными, а то и вовсе теряют чувствительность. К горячим супам относят солянку, рассольник, шурпу, буйабес, мрвеницу, груздянку.

Холодные супы — общее название первых блюд, которые подаются в холодном виде. Температура подачи 6—12 градусов Цельсия. Рецепты приготовления подобных супов (как и названия) от региона к региону различаются. Наиболее известные: холодник, окрошка, ботвинья, таратóр.

Супы, подаваемые как горячими, так и холодными, например, уха или гаспачо.

2. По используемой жидкости для варки. Подавляющее большинство супов варится на воде или же смеси воды с другими компонентами, неполный перечень которых приведён ниже.
На квасе, например, чорба (частично), окрошка.
На пиве — елебрад (пивной суп).
На молоке — калакейтто и различные молочные супы.
На кисломолочных продуктах — таратóр, холодник, чалоп, катыкли, довга, какурум, бринчоба, спас.
На рассоле — калья (может быть частично), солянка (частично), рассольник (частично).
На вине — буйабес (частично).
На фруктовом (овощном) соке — шечаманды.

3. По главному компоненту. Нередко главный компонент супа выделить тяжело, особенно когда суп многокомпонентный. Поэтому зачастую можно говорить лишь о преимущественном отнесении супа к той или иной категории. Прежде всего название супа отражает его основной вкус. То есть, борщ на мясном бульоне, например, правильным будет отнести к овощному супу, поскольку определяющим является свекольный вкус. Можно, так или иначе определить следующие виды супов: мясные супы, в том числе из птицы, рыбные супы, овощные супы, грибные супы, супы из морепродуктов, супы из мучных изделий, крупяные супы (гречневый суп, гороховый суп и т. д.), молочные супы, в том числе из сыра, фруктовые супы, супы из ферментированных продуктов, супы из водорослей.

Кроме того, существуют региональные, довольно экзотические, по крайней мере для России супы, как например, суп из гнёзд ласточек, супы из различных пресмыкающихся, супы из насекомых.

4. По технологии приготовления:

Прозрачные супы — состоят из гарнира и крепких прозрачных бульонов, для осветления которых используют оттяжку. К таковым относят: французский луковый суп, бульон, консоме, уха, юрма, похлёбка, даньхуатан.

Заправочные супы. Отличительная особенность супов этой группы — наличие пассерованных (обжаренных в жиру) овощей. Во многие супы вводят пассерованное томатное пюре, иногда щи и борщи заправляют мучной пассеровкой. К заправочным супам относят — рассольник, щи, борщи, рассольник, минестроне, солянку, бозбаш.

Загущённые супы — cупы, в процессе приготовления загущаемые каким-либо компонентом:
Мукой (жур, некоторые разновидности щей, борщей);
Яйцом (опеканная уха);
Яично-кислой заправкой (чихиртма);
Кисломолочными продуктами (бринчоба).

Супы-пюре — cупы, в процессе приготовления которых, компоненты супа измельчаются посредством протирания или иного измельчения, как например, гаспачо.

Обжарочные супы — cупы, компоненты которых сначала обжариваются, только затем заливаются жидкостью — шурпа (некоторые виды), катыкли, буйабес.

Комбинированные супы — cупы, характерные для дальневосточной кухни (Китай, Япония), где в отвар непосредственно на столе закладываются компоненты супа.

Как это будет в разных школах и направлениях:
Импрессионизм.
Продукты не нарезать, а измельчить в блендере.
Кубизм
Продукты нарезать кубиками.
Романтизм
При подаче борщ посыпать лепестками роз.
Символизм
Гостям подают в тарелках бумажки с надписями "лук", "свекла", "морковь", "мясо".


Сюрреализм

В готовый борщ влить бутылку водки.
Модернизм
Подать гостям банки с борщевым концентратом.
Соцреализм
Варить борщ из гнилой картошки. Гостям читать лекцию о неуклонном росте производства продуктов питания по сравнению с 1913 годом, и о главных преимуществах нашего борща перед их.


Абстракционизм

Гостям разливают воображаемый суп и все усиленно делают вид, что его едят. Того, кто восклицает "Но ведь никакого борща здесь нет!", выгоняют за бескультурье и хамство.


Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Импрессионизм.
Продукты не нарезать, а измельчить в блендере.

Экспрессионизм.
Вложить в кастрюлю целую свеклу, через час-полтора - картофель, морковь, лук целиком и целую головку капусты. Варить три часа.

Кубизм.
Продукты нарезать кубиками.

Романтизм.
При подаче борщ посыпать лепестками розы.

Символизм .
Гостям подают в тарелке бумажки с надписями «лук», «свекла», «морковь», «мясо».

Сюрреализм.
В готовый борщ влить бутылку водки.

Гиперреализм.
Отварить свеклу, картофель. Нарезать лук, капусту, соленые огурцы (можно заменить сельдью). Смешать, полить растительным маслом.

Фольклорный стиль.
На стол ставят корзину с сырыми овощами. Дальше гости все должны сделать сами.

Альтернативное искусство.
Сварить борщ не на говяжьем бульоне, а скажем, на бульоне из куропаток, головы лосося, копченой утки.

Модернизм.
Подать гостям банки с борщевым концентратом.

Неопримитивизм.
Гостей отправляют в магазин за продуктами, затем предоставляют им возможность готовить борщ самостоятельно.

Абстракционизм.
Выйти на улицу, нарвать любой травы, что под руку попадется, залить кипятком. Варить 40 минут. Соль, перец по вкусу.

Неоклассицизм.
Мясной бульон заменить порошковым, свежие овощи - сушеными.

Концептуализм.
В тарелку налить кипятка. Подавать охлажденным.

Гиперконцептуализм.
Подать гостям полные тарелки ароматного борща, а ложки спрятать так, чтобы никто не нашел. Сам хозяин извиняется и уходит по срочному делу.

Оп-арт.
Наливают полную тарелку ароматного борща и показывают ее гостям издали.

Поп-арт.
Приготовленные для борща овощи залить спиртом и поджечь.

Хеппенинг.
После того, как гости с аппетитом поели, продемонстрировать им сваренную в борще кошку. Акция называется «А потом - суп с котом».

Перфоманс:
Приглашенных на борщ гостей хозяин и хозяйка встречают в чем мать родила.

Постмодернизм.
Гостям разливают воображаемый борщ, и все усиленно делают вид, что его едят. Того, кто воскликнет: «Но ведь никакого борща здесь нет!», выгоняют за бескультурье и хулиганство.

Соц-арт.
Варят борщ из киви, ананасов, личи, манго, дуро, карамболей, и прочей мушмаллы с фейхуей.

Яндекс.Дзен – это платформа, которая подбирает контент специально для вас. В Дзене есть статьи и видео на разные темы от блогеров и медиа.

Ваш личный Дзен

Дзен понимает ваши интересы и собирает ленту для вас. Он анализирует действия: что вы смотрите, кому ставите лайки, на кого подписываетесь, а после – рекомендует вам и уже любимые источники, и ещё неизвестные, но интересные публикации.

Вы смотрите и ставите лайки

шаг 1

Алгоритм отслеживает это и подбирает контент

Читайте также: