Андрей пирогов священник

Обновлено: 03.05.2024

Сокурсники нынешнего настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино иерея Андрея Пирога рассказывают, что во время учебы в семинарии они измеряли тупость количеством «Пирогов». И действительно, кто чудом поступал в семинарию, не имея выдающихся церковных способностей, того отправляли убирать коврики за священниками, чем и занимался все годы в семинарии Андрей Пирог. Богословскими талантами он не блистал, имеет проблемы со слухом и дикцией, писательский талант тоже отсутствует. Во время учебы ему боялись доверить ответственные послушания.

Каким же образом такой бесталанный человек смог стать настоятелем большого московского храма с давней богослужебной и приходской традицией?!

Давайте посмотрим на его биографию, которую он написал собственноручно.

Родился он 18.11.1970 года. Крещение принял в 22 года. В армии не служил. С 1985 по 1989 г.г. учился в политехническом колледже и приобрел специальность «Обработка металлов резанием». После чего до 1994 года работал на Московском радиотехническом заводе техником-технологом. Потом бросил завод и пошел подмастерьем в бригаду «художников-фрескистов».

Казалось бы, что плохого в том, что он пошел левкасчиком, т.е. подсобным рабочим художников? Нет, это не были иконописцы с многовековой традицией написания икон, иконописцы из известных иконописных школ. Это были переквалифицированные художники, которые стали писать иконы ради денег, т.к. в эпоху церковного возрождения ’90-х годов писаные иконы стоили, да и теперь стоят, больших денег, как и росписи в храме. Таких корыстных художников на Руси называли «богомазы». Таким образом Андрей Пирог не был воспитан в традиции московской школы иконописи прп. Андрея Рублева, не был воспитан в традиции понимания богословия красок, богословия образа. Он просто решил подзаработать.

Дальше он прибился к церкви и увидел, как живут богатые священники. Мы часто слышали от него в храме, когда он стал настоятелем, что он сравнивал себя с другими заслуженными настоятелями, и в его глазах играла жажда славы и почестей. Хотя как священник он очень молод и неопытен. Постоянно делает умный вид и пытается говорить о духовной жизни, рассказывает всем, что у него есть богословское образование. Однако, повторимся, меру тупости его сокурсники измеряли «Пирогами».

Таким образом он стал алтарником в храме Серафима Саровского в Кунцево с 1998 по 2006 г.г., и еще год прислуживал в алтаре храма прав. Иоанна Русского в Фили-Давыдково. Церковная карьера никак не складывалась. Вопреки его желаниям. Для этого надо было жениться или уйти в монашество. В монашество ему не хотелось, т.к. память о бурной молодости не давала ему покоя, а связывать себя заботой и ответственностью он не умел. И тогда один из священников, к которому обратился Андрей Пирог за помощью, благословил молодую неопытную девушку семнадцати лет выйти замуж. Брак был заключен наскоро в 2006 году, т.к. Андрею Пирогу очень хотелось стать священнослужителем.

Разница в возрасте в 18 лет между ними в последствии дала о себе знать, Пирог безразличен к интересам жены, не закончившей даже школу управления церковным хором. Однако в своей биографии он пишет, что его молодая жена несет послушание певчей хора. Конечно, он ее оформил в штат храма с хорошим окладом и неофициальными премиями. Но к другим сотрудникам храма он не столь щедр.

Детей своих он не любит и сторонится, также не может найти общий язык со школьниками, к которым ради отчетов в Патриархию ездит на беседы. Этот технарь не может и двух слов связать. Его проповеди в храме сводятся лишь к тому, что он пересказывает жития святых для детей, однако, дети не слушают этот недетский язык.

Мы замечали, что иерей Андрей Пирог очень неравнодушен к молодым незамужним девушкам. Он организует мини-паломничества на храмовом автомобиле с небольшой группой девушек, и после посещения какого-нибудь святого места устраивает пикники с обильными возлияниями. Недавно он приехал нетрезвым на храмовой машине, отпустил водителя, и через некоторое время сел в автомобиль к незамужней молодой певице нашего храма Алене. Ласково прикоснувшись друг к другу, и сказав какие-то слова на ушко Алене, иерей Андрей Пирог сел к ней в машину, и они уехали из храма. Мягко говоря, подобное поведение священнослужителя настораживает.

В декабре 2012 года он был назначен настоятелем строящегося храма прп. Евфросинии Полоцкой в Кунцево. Однако отсутствие такта и умения общаться с людьми привели к конфликтам с местными жителями. Дело в том, что подобная конфликтная ситуация возникла у иерея Андрея Пирога и в храме прав. Иоанна Русского, местные священники за его недостойное поведение объявили ему бойкот. И чтобы без скандала избавиться от склочного и глупого священника, его поставили настоятелем храма прп. Евфросинии Полоцкой в надежде, что труды по строительству как-то научат уму-разуму горе-священника. Спустя несколько месяцев настоятельства строящегося храма, ввиду конфликта с местными жителями и отсутствия организаторских способностей иерея Андрея Пирога отправили на пятидневные курсы повышения квалификации.

Однако пять дней учебы так и не помогли «горбатому». Будучи настоятелем храма прп. Евфросинии Полоцкой за три года он не сумел ничего сделать. Чтобы как-то прикрыть назначение бестолкового священника ему помогал построить вагончик для молебнов известный настоятель храма прав. Иоанна Русского протоиерей Андрей Смирнов. Таким образом прошли три с половиной года.

И вдруг этот бестолковый, неопытный и склочный священник неожиданно назначается 18 июня 2015 года настоятелем большого прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино. У нас возникает вопрос, почему его назначили к нам, и как от него теперь избавиться?!

Видимо ,когда иерей Андрей был настоятелем храма прп. Евфросинии, он так достал протоиерея Андрея Смирнова, который за него выполнял всю работу, что по известной практике, вновь желая избавиться от такого неудачного кадра, иерея Андрея Пирога переводят на повышение подальше за МКАД, поближе к Святейшему Патриарху Кириллу в Переделкино. Предполагаем, что ответственные за это назначение надеялись, что давняя традиция Федосьинского храма и близость к Переделкинской резиденции Патриарха урезонят «охочего» до церковной карьеры выскочку. Но как мы видим, бесчинства иерея Андрея Пирога по-прежнему покрываются церковным начальством. Боль прихожан не видят и не слышат ни благочинный протоиерей Георгий Студенов, ни Архиепископ Матфей (Копылов), ни различные комиссии из Патриархии. У прихожан только интересовались, откуда у них взялись документы, которые доказывают клевету и бесчинства настоятеля, но никто не хотел разбираться с самим клеветником.

Один только схиархимандрит Илий сказал нашим прихожанам, которые часто бывают у него, что иерей Андрей Пирог – «безбожник», и нужно на него писать жалобы. Именно по благословению о. Илия, который услышал нашу боль и слезы, мы обращаемся ко всем неравнодушным, помогите нам спасти приход от потерявшего всякие границы клеветника и разбойника – иерея Андрея Пирога.

5 апреля в Новочеркасске Ростовской области прошли похороны протоирея Андрея Немыкина, сообщают «Новочеркасские ведомости».

Церемония погребения прошла без отпевания, потому что священник покончил жизнь самоубийством. На похороны пришли сотни местных жителей. Среди них: родные и близкие люди, а также прихожане его храма, ученики и коллеги. На новое городское кладбище люди принесли цветы и траурные венки. Пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский говорил, что самоубийство является самым страшным грех и его невозможно простить.

Между тем, в социальных сетях не стихает обсуждение этого громкого церковного события. Как известно, настоятель храма Дмитрия Донского в Новочеркасске протоиерей Андрей Немыкин погиб 1 апреля. Рядом с телом 55-летнего священника обнаружили предсмертную записку и наградной пистолет, который он получил за боевые заслуги в Чечне. В своей предсмертной записке протоиерей заявил, что больше не мог терпеть боли. Немыкин в разные годы был настоятелем храмов в Каменске-Шахтинском, Новочеркасске и в станице Грушевской. Последнее время он служил в храме Донской иконы Божией матери. Во время боевых командировок в Чечню Немыкин получил контузию. Известно, что он болел раком.

В это связи многие блогеры и журналисты недоумевали: сколько еще таких преждевременных смертей должно произойти прежде чем государство наконец ослабит избыточный контроль за обезболивающими препаратами и сделает их доступными для тех больных, кто в них повседневно нуждается?

«Грешнее самоубийства - убийство. Онкология, нестерпимая боль. Епархия заявила, что грех непростительный, отпевать нельзя. Видно, у самих полно болеутоляющих. Грех не на самоубийце, конечно, а на том общества и на той власти, которые ставят безопасность выше всего. Безопасность, запреты, отчётность. Как бы чего не вышло — лучше всё запретить на всякий случай. » - пишут блогеры.

А священник и публицист Яков Кротов обратил внимание на другое, очень важное обстоятельство. Дело в том, что по православным канонам священником не может быть человек, который намеренно или случайно лишил жизни другого. А ведь покончивший с собой протоиерей был именно таким:

«Немыкин родился в 1966 году. Рукоположен в 1992 году. При этом его называют ветераном боевых действий в Чечне — то есть, убивал чеченцев во время карательных операций Кремля. С ноября 2017 года был настоятелем храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Являлся духовником Южного Округа войск Национальной Гвардии РФ. Сколько ж военного всего! И — застрелился из наградного пистолета.

По церковным канонам, священник не должен обагрять руки кровью. Если убил — даже задавил пешехода — уже должен оставить служение. Так что проблема не в самоубийстве, а в убийстве. Нельзя убийцу — даже убийцу-по-приказу — делать священником. Даже если покаялся, а уж этот явно не каялся и других учил убивать без рассуждения. »

Оказалось к тому же, что мотивы самоубийства протоиерея лежат еще глубже. Близкий друг застрелившегося священника причиной его поступка называет нищету. По его словам, митрополит перевел Немыкина из храма равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске в крохотную церковь Дмитрия Донского в Ростов. На новом месте было мало прихожан, епархиальный взнос в 90 тысяч рублей, который Немыкин обязан был выплачивать каждый месяц, оказался слишком большим для такого маленького храма, тем более в коронавирус. Вот что он пишет:

«Ушел из жизни мой самый близкий друг, отец Андрей Немыкин. Я называл его Батя. Ушел как воин, а не как священник. Нет более для меня в РПЦ священника искреннее и честнее, чем Батя. Мы с ним отпевали и крестили бойцов в окопах, служили в сожженных церквях, жрали водку и дрались с «союзниками». Я, блин, еще до конца не осознал, что его больше нет. Сижу, смотрю фотографии, пью…

Взбесило официальное сообщение [Донской митрополии]! Раком он, [блин], болел?! Не болел он раком, у него был диабет, и у него, [блин], была нищета! Местный митрополит перевел его из храма равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске, где он много лет служил, и водрузил туда своего человека, а Батю отправил в крохотный храм Дмитрия Донского в Ростов, что на улице Ленина. Якобы с повышением.

В маленьком храме, кроме отца Андрея, отец Павел и сотрудники. Прихожан очень мало, церковная община во главе с Бритвиным Н. Н. помогали изо всех сил, но епархиальный взнос в более чем 90 000 [рублей] ежемесячно… Это очень много для такого маленького храма, тем более в коронавирус, Батя выплатить был обязан!

В декабре он взял кредит, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. Моя супруга, прочитав всё это, сказала: «Не публикуй, а то еще отомстят тебе». Да плевать! Может, хоть другим священникам снизят епархиальный взнос, ведь нищета не только у Бати. Хорошо только особо приближенным.

Эксперт же телеграм-канала «Понемногу обо всем» обращает внимание еще на одно важное обстоятельство:

«Дело даже не в кончине протоиерея. Интересна судьба поборов с приходов, которые называются епархиальные взносы. Из-за неподъемных размеров которых покончил с собой Андрей Немыкин.

Например , я знаю куда расходуется деньги, собранные в храмах и монастырях Кипра. На эти деньги оплачиваются операции прихожанам, жертвуются нуждающимся киприотам, и так далее. Но я совершенно не понимаю, куда девает деньги Московская патриархия.

«При патриархе Алексии II я перечислял в епархию 10%, сейчас — 27%. Это связано с тем, что после прихода патриарха Кирилла количество епархий увеличили в три раза и нагрузка на приходы сильно выросла», — анонимно жалуется настоятель подмосковной церкви в 2016 году , корреспонденту РБК.

Никаких скидок на коронавирус нет. У меня закрадываются сомнения, что эти деньги остаются и тратятся в интересах Православной церкви.»


Биография:

Протоиерей Андрей Пирогов (Пирогов Андрей Николаевич) родился 8 декабря 1977г. в городе Днепропетровск в семье врачей.

В 1980г. переехал с родителями на постоянное место жительства в г. Мелитополь Запорожской обл.

22 июня 1989 г. принял крещение в соборе святого благоверного князя Александра Невского города Мелитополя Запорожской области. С детства стал посещать православный храм, с 13 лет стал ходить в воскресную школу при соборе св. Александра Невского в городе Мелитополе.

В 1995 году закончил Мелитопольскую гимназию – лицей № 5. В этом же году подал документы в Одесскую духовную семинарию. Сдал экзамены, но не прошел медкомиссию.

В 1996 году поступил в Одесскую Духовную Семинарию.

5 декабря 1999г., за Божественной Литургией в Свято-Успенском храме мужского монастыря г.Одессы, Агафангелом, Митрополитом Одесским и Измаильским, посвящен во чтеца.

В 2000г. окончил обучение в Одесской Духовной Семинарии.

26 января 2001г. женился.

20 февраля 2001 года рукоположен во диакона, а 25 февраля 2001 – во священника Архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием (Златолинским).

С 2 апреля по 11 декабря 2001 года служил настоятелем Свято-Пантелеимоновского храма в селе Малая Белозерка Васильевского района Запорожской области.

С 11 декабря 2001 по 15 ноября 2002 года открывал приходы в селах Данило-Ивановка и Мордвиновка Мелитопольского района Запорожской области.

С 30 января по 17 декабря 2002 года собрал общину и открыл храм в отделении кардиологии 2-й городской больницы г.Мелитополя.

С апреля 2002г. занимался открытием Свято-Успенского храма г. Мелитополя, и был настоятелем этого храма до июня 2004 года.

С 7 июня по 30 августа 2004 года служил настоятелем Свято-Владимирского храма г. Вольнянска Запорожской области.

С 30 августа 2004 года служил настоятелем Свято-Никольского больничного храма во 2-й гор. больнице и настоятелем часовни свт. Луки Крымского в 1-й гор. больнице г. Мелитополя.

С 26 октября 2004 г. назначен настоятелем больничных храмов города Мелитополя, начал строить Свято-Пантелеимоновский храм в больничном городке.

С 10 апреля 2006 года назначен благочинным больничных приходов города Мелитополя.

15 ноября 2008 года освобожден от послушания исполнения обязанностей благочинного и назначен настоятелем больничных храмов г.Мелитополя.

1 августа 2012г. по поручению благочинного г.Мелитополя, протоиерея Александра Целикова организовал миссионерские курсы по подготовке оглашенных к Таинству Крещения.

19 января 2014г. стал учредителем и руководителем общественной организации «Мелитопольский родительский комитет».

12 октября 2015г. был освобожден от должности настоятеля больничных храмов г.Мелитополя и назначен штатным священником в собор св. блгв. князя Александра Невского г.Мелитополя.

4 ноября 2015г. о.Андрея вынудили написать прошение о почислении за штат с правом перехода в другую епархию, которое было подписано правящим архиереем 18 ноября 2015г .

Отцу Андрею дали 3 месяца чтобы найти себе епархию и устроится, но если в срок не вложится, то автоматически попадает под запрет. Он пытался устроиться в Подмосковье, его взяли служить в Ликино-Дулево. Служил он там не долго. Благочинный Мелитополя сообщил о.Андрею, что ему срочно нужно приехать в Мелитополь на прием к архиерею, по поводу документов. Чтобы успеть, батюшка все бросил и сразу выехал в Мелитополь. Но в назначенное время владыка Лука его не принял. После нескольких коллективных просьб от прихожан и руководства больниц Мелитополя и Запорожья, владыка Лука согласился встретится с о.Андреем.

16 января 2016г. о.Андрей был принят в штат Запорожской епархии и назначен настоятелем Свято-Успенского храма г.Мелитополя. При храме начали подготавливать помещения для воскресной школы. Также готовились помещения для обучения молодых людей пчеловодству и домоводству. Для изыскания средств на ремонтные работы, было начато выращивание грибов "вешенка". Также о.Андрей перевез 30 ульев с пчелосемьями для организации пасеки. На приходском совете было решено организовать фермерское хозяйство, к которому предполагалось привлекать молодежь. В с.Новониколаевка о.Андрей для этих целей начал оформлять земельный участок.

10 мая 2016г. о.Андрей был запрещен в священнослужении Лукой архиепископом Запорожским и Мелитопольским. Причина запрета в священнослужении: на праздник 9 мая одел Георгиевскую ленточку. Отец Андрей просил правящего архиерея восстановить его в служении и отправить хотя бы в отдаленное село, но неоднократно получал отказ. После многократных неудачных попыток восстановится в Запорожской епархии батюшка уехал в Крым.

27 декабря 2016г. священник переехал с семьей в Крым. Первое время (насколько нам известно), он работал на стройке, затем пономарил в одном из храмов, нес послушание чтеца в одном из городов Крыма.

В 2017г. был принят в штат Пензенской епархии

Семья

матушка: Пирогова Татьяна Сергеевна, 1979 г. р., певчая церковного хора.

сын: Пирогов Алексей Андреевич, 2002 г. р.

сын: Пирогов Михаил Андреевич, 2014 г.р.

Церковные награды:

05 мая 2002 г., к Пасхе Христовой награжден набедренником;

15 апреля 2004 г. награжден камилавкой;

11января 2006 г. награжден орденом преп. Агапита Печерского 2 ст.

23 апреля 2006 г. награжден наперсным крестом;

10 января 2007 г. награжден орденом св. ап. Андрея Первозванного;

11 апреля 2007 г. награжден ко дню Пасхи Христовой Протоиерейством.

21 марта 2012 г. награжден правом ношения палицы.

Ночью 1 апреля в Ростовской области покончил с собой 55-летний протоиерей Андрей Немыкин — один из самых известных священников Донской митрополии, ветеран боевых действий, который тесно сотрудничал с силовыми структурами. В епархии заявили, что у него было онкологическое заболевание, в предсмертной записке он пожаловался, что больше не мог терпеть боли. Но друзья Немыкина говорят, что рака у клирика не было, он убил себя из-за нищеты и непосильных епархиальных взносов. Близкие к РПЦ собеседники вспоминают, что ранее при странных обстоятельствах погиб еще один священник, у которого тоже были проблемы с деньгами.

«Вопиющая ошибка. Непростительный смертный грех»

Тело Андрея Немыкина с огнестрельным ранением 1 апреля обнаружила супруга во дворе их дома в Новочеркасске. Он был в полном облачении, с медалями и орденами, которыми был награжден за время военной и епархиальной службы. Рядом с телом лежал наградной пистолет, полученный за боевые командировки в Чечню. «Ушел как воин, а не как священник», — говорят сейчас его друзья, находящиеся в шоке от случившегося. У Немыкина осталось двое детей.

Похоронили протоиерея 4 апреля на новом городском кладбище Новочеркасска. На прощание пришли сотни людей. Похороны организовали за счет собранных церковных средств, но, как рассказывают очевидцы, поскольку митрополит Меркурий запретил священникам присутствовать на погребении самовольно ушедшего из жизни клирика, на кладбище, помимо родственников и друзей, были в основном силовики и военные. Отсутствие коллег Немыкина вызвало возмущение среди его близких.

В Донской митрополии дали заупокойную отповедь Андрею Немыкину. Пресс-секретарь Ростовской-на-Дону епархии Игорь Петровский заявил, что протоиерей болел раком и принимал сильные болеутоляющие препараты. На его здоровье сказывалась также контузия, полученная в боевых условиях. В своей предсмертной записке он сослался на болезненное состояние и невыносимые боли, уточнил Петровский, но подчеркнул, что все это не может оправдать Немыкина.

Похороны протоиерея Андрея Немыкина
Похороны протоиерея Андрея Немыкина Donday.ru

«Самоубийство — непростительный смертный грех. Непростительный, потому что он лишает человека возможности покаяния. Любой иной смертный грех всегда оставляет надежду на исповедь, на прощение. А самоубийца обрубает все концы. Поэтому суицид является не только катастрофой в жизни человека, но и разрывом со всеми благодатными возможностями Церкви», — заявил пресс-секретарь епархии «Комсомольской правде-на-Дону».

Другим СМИ Петровский сказал, что Немыкин был «хорошим человеком со сложной судьбой», которого «не отпускало эхо войны». И несмотря на то что он «тяжело болел, испытывал невыносимые боли», его поступок «является вопиющей ошибкой, хотя и совершен он был в минуту отчаяния, в состоянии тяжелейших внутренних переживаний и боли». Представитель епархии добавил, что из-за самоубийства нельзя проводить отпевание и поминать Немыкина на литургии. При этом Петровский выразил уверенность, что «частным образом в домашней молитве» о погибшем помолятся многие священники и прихожане.

На сайте Ростовской-на-Дону епархии нет ни строчки о случившейся трагедии, но профайл Андрея Немыкина уже удален.

«Не болел он раком. Была нищета»

С официальной версией суицида Немыкина категорически не согласен его близкий друг Иван Кузнец (настоящая фамилия Жилинский), который руководит в Ростове-на-Дону благотворительным фондом «Общество 77». На своей странице в соцсети «ВКонтакте» он написал, что священник покончил с собой из-за нищеты на фоне постоянных поборов со стороны церковного начальства: «Взбесило официальное сообщение! Раком он болел?! Не болел он раком, у него был диабет и у него была нищета!»

По его словам, Немыкин должен был платить епархиальный взнос более чем 90 тыс. рублей ежемесячно, но собрать столько в маленьком храме, даже с учетом помощи общины, он не мог. В декабре протоиерею пришлось взять кредит на выплату зарплаты сотрудникам храма.

«Нет более для меня в РПЦ священника искреннее и честнее, чем Батя (так Кузнец-Жилинский называет Андрея Немыкина. — Прим. ред.). Мы с ним отпевали и крестили бойцов в окопах, служили в сожженных церквях, жрали водку и дрались с „союзниками“ Да, у Бати были и личные проблемы, но все они истекали из многолетней нищеты, — отметил он. — Я остаюсь русским православным верующим, соблюдающим таинства исповеди и причастия, но избавь меня Господи, от местного „датского королевства“, где одни священники стреляются от нищеты, а другие, особо приближенные, в жопу долбятся, да на „Бентли“ разъезжают Моя супруга, прочитав все это, сказала — не публикуй, а то еще отомстят тебе. Да плевать! Может, хоть другим священникам снизят епархиальный взнос, ведь нищета не только у бати, хорошо только особо приближенным».

Андрей Немыкин во время одной из боевых командировок в Чечню
Андрей Немыкин во время одной из боевых командировок в Чечню «ВКонтакте» / Иван Кузнец

В разговоре с корреспондентом Znak.com автор поста сказал, что все вышеизложенное — правда, и заверил, что «это же может подтвердить любой член семьи священника и его друзья». На вопрос, почему тогда епархия называет причиной суицида онкологическое заболевание, Кузнец-Жилинский ответил: «Ну а как вы сами думаете? Митрополия не может признаться в том, что всему виной — нищета служителей РПЦ в Ростовской области, и открытым текстом говорить о больших епархиальных взносах. Нужно было найти такой вариант, который бы не вызвал лишних вопросов».

Иван Кузнец-Жилинский собирался раскрыть другие подробности тяжелой жизни Андрея Немыкина, но после того, как его пост процитировал телеграм-канал «Церквач» и далее многие СМИ, он перестал выходить на связь. Ряд близких к РПЦ собеседников подтвердили Znak.com, что отцу Андрею действительно пришлось взять кредит из-за сложного финансового положения.

Пресс-секретарь епархии Игорь Петровский в комментарии 161.ru не стал опровергать существование епархиальных ежемесячных взносов, но заметил, что взносы платились «не из церковной кружки», а из средств построивших храм благотворителей. При этом из-за пандемии владыка Меркурий в прошлом году их отменил, уточнил представитель митрополии.

Петровский сказал, что в храме Дмитрия Донского постоянно проходили праздники, ярмарки и концерты, оказывалась помощь ветеранам, многодетным семьям и пожилым, что говорит о том, что нищим этот приход не был. «И отец Андрей не был самым несчастным и беспросветно нищим, как описывает его „друг“», — заявил Петровский и добавил, что обвинения Ивана Кузнеца бросают тень на благодетелей храма, среди которых — сотрудники ФСБ и высокопоставленные силовики.

Источники Znak.com утверждают, что «эмбарго» на епархиальные взносы в Донской митрополии ограничилось лишь несколькими месяцами в 2020 году.

«Никто не верит в самоубийство»

С 2017 года Андрей Немыкин был настоятелем небольшого храма Дмитрия Донского, который находится в Ростове-на-Дону на территории медико-санитарных частей УФСБ и ГУ МВД РФ по Ростовской области. В свое время строительство религиозного учреждения лично одобрил директор ФСБ России Николай Патрушев. Это очень опрятная церковь, основные посетители которой — представители силовых структур и их близкие.

Немыкин был переведен сюда не случайно. Отец Андрей — ветеран боевых действий, в епархии он руководил отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, был членом Общественного совета при ГУ МВД РФ по Ростовской области, а также духовным наставником Росгвардии в Южном федеральном округе.

Храм Дмитрия Донского в Ростове-на-Дону
Храм Дмитрия Донского в Ростове-на-Дону Znak.com

Сейчас прихожане храма Дмитрий Донского вспоминают, что Немыкин за несколько дней до трагедии, 26 марта, «в полном здравии» отмечал в штабе Южного округа войск национальной гвардии пятилетие со дня образования Росгвардии и 210-ю годовщину органов правопорядка. В тот день ему была вручена юбилейная награда за многолетний вклад в патриотическое воспитание молодежи и служение Отечеству.

«Мы с ним общались. Выглядел он хорошо, ни на что не жаловался, планировал встречи. Ничто не предвещало беды. Сказать, что знавшие его люди в шоке — ничего не сказать, — признался корреспонденту Znak.com один из посетителей храма Евгений Куликов. — Вообще, зная его, сложно представить, что он мог сам покончить с собой. У него такой опыт военных командировок, он буквально был закален войной… И чтобы вот так, в мирное время уйти из жизни? В голове не укладывается».

Андрей Немыкин родился в 1965 году в Новочеркасске. После школы учился в местном Политехническом институте. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу во внутренних войсках, дослужился до младшего сержанта. После демобилизации работал на разных предприятиях Новочеркасска. На духовный путь Немыкин встал в 1992 году.

В разные годы был настоятелем Свято-Покровского молитвенного дома в Каменске-Шахтинском, храма Святого Георгия Победоносца в Новочеркасске, Свято-Варваринского храма в станице Грушевской, храма Святых равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске и храме Дмитрия Донского в Ростове-на-Дону. В 2007 году окончил заочный сектор Свято-Тихоновского православного университета, преподавал в Донской семинарии.

Согласно данным открытых источников, Немыкин был в горячих точках на Северном Кавказе (только в Чечню в боевые командировки выезжал около 20 раз), окормлял подразделения внутренних войск, был ранен и контужен. Награжден медалью Святого Димитрия Донского II степени, имеет различные награды Внутренних войск МВД РФ.

На малой родине в Новочеркасске Андрей Немыкин треть своей жизни отдал служению в храме Святых равноапостольных Константина и Елены, где он был настоятелем с 2001 по 2017 год. Протоиерея здесь вспоминают добрым словом, отмечая, что Немыкин «поставил на ноги не одну сотню заблудших душ». «Были такие наркоманы, что, казалось, им недолго осталось. А после общения с отцом Андреем они становились нормальными людьми и создавали счастливые семьи! К нему столько людей с благодарностями приезжало!» — вспомнила служительница храма.

Андрей Немыкин на награждении 26 марта в штабе Южного округа войск нацгвардии
Андрей Немыкин на награждении 26 марта в штабе Южного округа войск нацгвардии Донская митрополия

Прихожане одобрительно кивают головой, когда речь заходит о непростой жизни провинциальных священников в условиях стремительного сокращения паствы. И действительно: внутри храма равноапостольных Константина и Елены — гробовая тишина, перед иконами — единичные зажженные свечи.

«Ну а что долги? У каких приходов их нет? Очень мало людей посещают сегодня храмы, — сетует местная жительница. — Но отец Андрей был сильным, он на своих плечах выносил с поля боя раненых бойцов. И как-то решал финансовые вопросы в Церкви. Теперь все, конечно, в шоке от произошедшего. И ведь ни отпевания не было — нельзя, раз такой грех он взял на себя, и поминать на литургии отца Андрея тоже нельзя. Невероятный кошмар».

Храм Святых равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске
Храм Святых равноапостольных Константина и Елены в Новочеркасске Znak.com

Еще одна собеседница Znak.com, также попросившая остаться неназванной, вовсе выдвинула конспирологическую версию гибели Немыкина: «А кто знает, как все на самом деле было? В Новочеркасске никто не верит в самоубийство Немыкина. Отец Андрей сам был категорически против суицида как выхода из сложной ситуации. Просто крайне негативно высказывался про самоубийства… Очень темная история. Знаете, вот, как в фильмах? Когда человека заставляют написать бумагу, а потом его находят мертвым. Может, так все было?»

«Что-то тут не так…»

Несколько близких к Донской митрополии и знавших Андрея Немыкина собеседников сообщили Znak.com, что протоиерей очень давно говорил им про онкологическое заболевание. Но, учитывая его достаточно бодрое состояние в последнее время, они считали, что он вылечился. Жалобы на боли в ногах и спине списывали на последствия контузии. Иван Кузнец-Жилинский просто мог не знать о раке. В то же время, говорят источники в епархии, Немыкин иногда говорил о ночных кошмарах и «накатывающем» депрессивном состоянии.

С другой стороны, задается вопросом известный протодиакон Андрей Кураев, если Немыкин все-таки покончил с собой из-за невыносимых болей, почему ему не помогала епархия? «В России очень трудно добиться разрешения на серьезные наркосодержащие обезболивающие. Но админресурс епархии вполне мог бы решить эту проблему», — подметил он.


Донская митрополия

Протодиакон опубликовал проповедь отца Андрея за неделю до смерти, где нет «ничего похожего на речь измученного человека», и заявил, что он не верит в суицид Немыкина из-за онкологического заболевания. «На 40 муч. Севастийских (день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся; отмечается 22 марта. — Прим. ред.) он прекрасно себя чувствовал, был на престольном празднике в Ростове, кушал, выпивал, общался до конца застолья Интересно, что тело отца Андрея еще не остыло, следствие еще не закончилось, тело не вскрыли для проверки, а говорящая голова Донской митрополии Петровский сразу озвучил версию о болезни, болях и невозможности отпевания отца Андрея из-за якобы самоубийства. Что-то тут не так… Походу кого-то не того поисповедовал отец Андрей в храме ФСБ-МВД, где был настоятелем, или что-то не то узнал на свою голову. А веществ, под которыми записку напишешь и в голову себе выстрелишь, у ребят хватает», — написал Кураев на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Источники Znak.com в Донской епархии говорят, что проверка Следственного комитета в связи с гибелью протоиерея еще продолжается, заключения о том, что это было именно самоубийство, нет.

Были ли другие самоубийства в епархии из-за нищеты?

На тему трагедии высказался также бывший клирик Ростовской и Новочеркасской епархии Александр Усатов, который после угроз со стороны донского митрополита вынужденно уехал жить в Голландию, где публично совершил каминг-аут. Он был знаком с Андреем Немыкиным с конца 90-х годов, протоиерей был его духовным наставником с 1997 до 2005 год.

«Для меня это очередной пример стигматизации священника, покинувшего православную Церковь вопреки принятым в ней правилам. Спикеры РПЦ не брезгуют ничем, когда поступки человека не вписываются в их бесчеловечные шаблоны и табу, — прокомментировал Усатов произошедшее и реакцию епархии. — Священники — люди, а не роботы или бесплотные ангелы. К сожалению, современная Церковь не способна на элементарные проявления гуманизма. Она знает такие слова, как „должен“ и „виноват“, и совсем забыла такие фразы, как „Бог ему судья“ и „уходи с миром“».

Ростовский священник совершил каминг-аут и после угроз уехал жить в Голландию. Интервью Znak.com

В своем блоге Александр Усатов пишет, что у отца Андрея был конфликт с митрополитом Меркурием и епископом Артемием, а также с их приближенными. Усатов не исключает, что «гомо-лобби епархии оказывало психологическое давление» на Немыкина из-за его каминг-аута.

Говоря о растущих денежных поборах внутри РПЦ при общем сокращении доходов храмов, Усатов вспомнил историю своего ученика и близкого друга иерея Евгения Аксенова. С 2013 года он служил в Екатерининском храме Красного Сулина, занимался открытием прихода в поселке Несветай-ГРЭС, также в зоне его ответственности был храм в хуторе Божковка.

«Он много раз жаловался мне, что настоятель не выплачивает ему полноценное жалованье. Во время подготовки визита патриарха Кирилла в Донскую митрополию все духовенство собирало деньги на „подарок Его Святейшеству“. В тот момент настоятель протоиерей Василий Хадыкин даже снизил зарплату своего женатого клирика примерно с 25 тыс. до 15 тыс. рублей.

Иерей Евгений Аксенов
Иерей Евгений Аксенов Соцсети

22-летний священник в отчаянии собирался подрабатывать в супермаркете „Магнит“, но все знают, что клирикам это делать запрещено. И тогда произошла трагедия, — рассказал Усатов. — 30 сентября 2015 года на трассе Гуково — Новошахтинск иерей Евгений остановился, но затем его машина выехала на полосу встречного движения. 19-летняя жена священника и 58-летний водитель ВАЗ-2114 (встречного автомобиля) погибли на месте, а иерей Евгений скончался по дороге в больницу».

По словам Александра, с Евгением Аксеновым он общался за несколько дней до его гибели, тот был в крайне подавленном состоянии. «Я не мог тогда понять, зачем церковное начальство взвалило на него такой груз ответственности сразу после свадьбы и принятия священного сана. Так я увидел первые плоды епархиальной реформы», — отмечает он. ГИБДД тогда пришло к выводу, что ДТП произошло из-за того, что священник уснул за рулем.

В свете последних событий жители Ростовской области вспомнили также трагедию в семье священнослужителя Свято-Александрийского храма Владимира Рудинского, который 28 апреля 2009 года застрелил из ружья своего 8-летнего сына и супругу, а потом покончил с собой. Причины убийства и суицида по-прежнему покрыты тайной.

«В Ростовской-на-Дону епархии и в РПЦ в целом обозначились серьезные проблемы Духовенство пребывает в шоковом состоянии. В период пандемии доходы храмов упали в разы. Но аппетиты митрополита только растут. Финансовые проблемы прихода, несомненно, могли повлиять на решение отца Андрея уйти из жизни, — резюмирует Александр Усатов. — Самоубийство священников указывает на деструктивное изменение сознания клириков РПЦ, которые не видят элементарного выхода из церковного тупика (снять рясу и устроиться на обычную работу). Но в чем же заключалась церковная помощь „собрату“ накануне суицида маститого протоиерея? Часто ли владыка разговаривает по душам со своими священниками, спрашивает о болях и нуждах?»

Иерей Андрей Стребков приговорён к 13 годам колонии строгого режима за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней, совершённые 7 лет назад

24 марта Альметьевский городской суд приговорил настоятеля Свято-Троицкого храма в Заинске священника Андрея Стребкова к 13 годам колонии строгого режима по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», пишет «Коммерсант». Его признали виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Об этом в Instagram написал адвокат священника Шота Горгадзе.

Отец Андрей оказался под следствием в 2019 году. Тогда в полицию обратилась бывшая ученица воскресной школы, где он вёл занятия. Она сообщила, что священник надругался над ней в летнем лагере, когда ей было 12 лет. Также потерпевшая добавила, что похожий инцидент произошел в 2013 году.

«Что означает такой исход дела для всех нас? – задаётся вопросом автор «Русской народной линии», педагог воскресной школы, жена священника Ксения Балакина. - Только то, что НИКТО не защищён от подобных обвинений от слова "совсем". Я даже представляю себе следующую ситуацию: гипотетическая ученица воскресной школы отпрашивается с занятий в туалет/попить, а потом лет через несколько обвиняет священника в том, что он её затянул в любое свободное помещение и изнасиловал. Через некоторое время ещё и ещё. И при этом она спокойно в нормальном настроении возвращалась на занятия, ездила с воскресной школой в поездки, а лет через 5-8 решила об этом поведать миру. И как итог для священника - длительный срок в колонии строгого режима. Позор священнику, семье, Церкви.

Что делать? Пускать детей-подростков в храмы не далее храмового помещения и только в сопровождении родителей?

Будет ли внятная реакция от церковных властей? Какие-то комментарии произошедшего? Потому что иначе дело о. Андрея - реквием по миссии в целом, и по работе с детьми и подростками, в частности».

Адвокат Дмитрий Тараборин, защитник священника, в своей речи в ходе судебного заседания отметил чудовищность и очевидную абсурдность обвинений, «которые, при внимательном и всестороннем анализе материалов уголовного дела, столь бездоказательны, что мне с трудом удаётся поверить в то, что это уголовное дело не только было возбуждено, но и дошло до суда с утверждённым обвинительным заключением».

«Тем не менее, уголовное дело было не просто возбуждено. Оно было возбуждено непосредственно в день обращения с заявлением о преступлении, несмотря на то, что никаких достаточных данных, указывающих на признаки преступления, потерпевшей предоставлено не было, а с момента описываемых ею событий прошло практически семь лет. Проведённая в тот же день за пределами рабочего времени судебно-медицинская экспертиза, также не дала никаких поводов для обвинений в адрес Стребкова А.В. Однако, по всей видимости, решение о его виновности было принято много раньше и уголовное дело было возбуждено незамедлительно», - недоумевает адвокат.

По его мнению, «поспешность, с которой было принято процессуальное решение по столь странному во всех отношениях заявлению о преступлении, свидетельствует о том, что в действительности, уголовное преследование моего подзащитного никоим образом не связано с предъявленным ему обвинением, но имеет совершенно иные, скрытые от наших глаз мотивы.

И поэтому, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что потерпевшая, вступая в переписку с подсудимым в социальной сети "ВКонтакте", с тем, чтобы безосновательно скомпрометировать его, выполняла инструкции, уже полученные ею от неустановленных должностных лиц, являющихся исполнителями этой безобразной расправы.

Эта переписка даже по признанию самой потерпевшей, была ничем иным, как попыткой создать некую доказательственную базу.

Попыткой, надо признать, крайне неуклюжей, заведомо обречённой на провал, поскольку невозможно вывести кого-либо на разговор о событиях, участником которых он не являлся и к которым не имеет никакого отношения».

«Всем известно сколь низок процент оправдательных приговоров в наших судах, поэтому кукловоды всего этого невиданного доселе безобразия, не без оснований посчитали, что их задача любой ценой затолкать уголовное дело в суд, который сделает за них всё остальное», - полагает адвокат Д.Тараборин, призывая суд отталкиваться от фактов, которые «неопровержимо свидетельствуют о невиновности моего подзащитного».

«Но что же мы имеем в качестве прямых доказательств самого события якобы совершённого подсудимым преступления? Ничего, за исключением показаний потерпевшей и производных от них доказательств. Собственно, спустя 7 лет, едва ли стоит ожидать чего-то иного. Т.е., фактически, единственным доказательством обвинения являются показания Т., многократно воспроизведённые следствием в многочисленных процессуальных документах, таких, как протоколы её допросов, проверки показаний на месте, очная ставка, протоколы допроса матери и отца потерпевшей, психологов и сотрудников полиции, в чьём присутствии она их давала. Однако количество доказательств от этого больше не становится. Тиражирование показаний потерпевшей при производстве различных действий не придаёт им волшебную силу и не превращает их из единственного доказательства в их множество», - справедливо отмечает адвокат.

«Неужели после всех озвученных стороной защиты доводов о невиновности нашего подзащитного, которые основаны не на чьих-то субъективных показаниях, а на видеоматериалах и иных объективных данных, таких, как заключение экспертов, доказанность события преступления и виновность Стребкова А.В. не вызывают неустранимых сомнений? - недоумевает защитник. - Неужели совершенно фантастические, бессвязные и полностью бездоказательные обвинения Т. могут быть более убедительны, чем проведённый и предоставленный Суду стороной защиты анализ материалов уголовного дела?».

По его мнению, «по настоящему делу отсутствует совокупность доказательств обвинения, достаточная для вынесения обвинительного приговора. Абсолютно все доказательства стороны обвинения, предоставленные непосредственно по событию преступления, являются производными от показаний потерпевшей. Ни одно из автономных доказательств (не связанных с показаниями потерпевшей), представленных стороной обвинения, не свидетельствует ни о доказанности события преступления, ни о виновности подсудимого. Соответственно, все производные от доказательств потерпевшей доказательства не могут оцениваться автономно, и должны рассматриваться как одно, ничем более не подтверждённое доказательство».

«Кроме того, учитывая, что подсудимый является священником Русской Православной Церкви, хочу отметить потенциальное нарушение статьи 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении подсудимого. Преследование, фактическим последствием которого является ограничение свободы вероисповедания лица путем привлечения к уголовной ответственности (даже если это происходит по иному, не связанному с религией основанию), является недопустимым с точки зрения международных норм и влечет признание нарушения в отношении подсудимого ч. 2 ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В данном случае уголовное преследование является элементом ограничения права на свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов», - считает юрист.

«Полагаю, что при таких обстоятельствах, в связи с порочностью доказательственной базы, на которой основывается обвинение, отсутствием совокупности доказательств, свидетельствующих о событии преступления и виновности подсудимого Стребкова А.В., при наличии объективных доказательств, неоспоримо опровергающих предъявленное ему обвинение, полностью отсутствуют основания к его уголовному преследованию и вынесению в его отношении обвинительного приговора», - заявил адвокат.

В заключение своей речи Дмитрий Тараборин призвал суд уголовное преследование отца Андрея Стребкова прекратить по реабилитирующим основаниям, признав его право на реабилитацию, «а именно, в связи с отсутствием события преступления по каждому из эпизодов, путем вынесения в его отношении оправдательного приговора».

Альметьевский городской суд, проигнорировав убедительнейшие доводы защитника, вынес обвинительный приговор. Сторона защиты намерена его обжаловать.

Похоже, практика, распространившаяся сегодня на Западе, когда девушки и женщины по прошествии 5-10-15 лет вдруг вспоминают о совершении против них домогательств, развратных действий и сексуальных преступлений, докатилась и до нас. И всё чаще обвиняемыми становятся активные священники. Отбывает наказание в колонии бывший священник Глеб Грозовский, под арестом находится митрофорный протоиерей Николай Стремский. И вот осуждён священник Андрей Стребков. Трудно, конечно, судить о виновности или невиновности священников. Это должен доказать суд, к которому в последнее время высказывается всё больше претензий.

Однако одно очевидно - все эти судебные разбирательства наносят удар не только по репутации Русской Православной Церкви, но и по делу миссии, как отмечает матушка Ксения. Конечно, и в Церкви могут быть «оборотни в рясах», тлетворную деятельность которых нужно пресекать. Но делать это нужно так, чтобы не ставилась под удар Церковь. Может, стоило бы принять закон, по которому обвинения в адрес священников рассматривались бы в закрытом для прессы режиме и с обязательным участием представителей правовых структур Церкви.

Читайте также: