Ленин фото в гробу торт

Обновлено: 28.04.2024

-Метки

-Рубрики

  • Нарезки эфиров.Для тех кто не смотрит(Дом2) (4)
  • Администрация (108)
  • Дом-2 новости, слухи (13887)
  • Дом-2 фото, скриншоты (9202)
  • Дом-2 блоги (909)
  • Дом-2 мнение (6945)
  • Дом-2 видео (3044)
  • Дом-2 юмор (642)
  • Братья наши меньшие (все о животных) (1471)
  • Дом, семья, дети (373)
  • Здоровье, спорт, красота, мода (943)
  • Пальчики оближешь! (рецепты и кулинарные советы) (959)
  • Новый день, обсуждения (575)
  • Политика, экономика, общество (2962)
  • С миру по новости (1505)
  • Человек и закон (в т.ч. происшествия, криминал) (396)
  • Наука и техника (118)
  • Очевидное-невероятное (241)
  • История (факты из прошлого, ретрофото) (730)
  • Осторожно, звезды! (все об известных личностях) (1858)
  • Кинозал (фильмы, трейлеры) (437)
  • ТВ (шоу, программы) (358)
  • Музыкальная шкатулка (песни, клипы) (259)
  • Галерея (искусство, творчество) (226)
  • Проза, стихи, цитаты, афоризмы, случаи из жизни (447)
  • Психология, тесты (483)
  • Клуб путешественников (318)
  • Юмор, демотиваторы, шаржи, приколы, анекдоты (1564)
  • Клубничка (все, что рекомендовано к просмотру 18+) (70)
  • Фото, видео, анимация, gif (1662)
  • Лидер дня, поздравления с ДР (166)

-Видео


Пародия на Ольгу Рапунцель.Ржака 09.11.2016 --> Смотрели: 190 (11)
Задойнов в нокауте 05.10.2016 --> Смотрели: 113 (3)
ВСЕМ кто неравнодушен к Гусевым.КАК фёкл 04.10.2016 --> Смотрели: 477 (31)
Ламбада - караоке по-русски. Ржака! 15.09.2016 --> Смотрели: 580 (17)
Котята учатся ходить 14.09.2016 --> Смотрели: 881 (17)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Alex_Primeвсе записи автора Нет, это не видеомонтаж, это настоящая реальность России конца 90-х.
Торт «Ленин в тебе и во мне» или «Мавзолей. Ритуальная модель» - довольно известная акция художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко, прошедшая 30 марта 1998 года в галерее наивного искусства «Дар», в центре Москвы, на Малой Полянке.
Сложно сказать, что вдохновило создателей на столь авангардный проект. Скорее всего - веянье современного мира, который устал от идолопоклонства. Но речь не о том.
80-килограммовый торт в виде Ленина в гробу - уже сам по себе выглядит странно, но вот детишки, с удовольствием поедающие его. Сложно поверить, что такое могло произойти на самом деле.

В обширном, 6-страничном, "теоретическом обосновании" акции, написанном известным арт-критиком Александром Якимовичем, говорилось: "Заканчивается XX век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной позиции. К Ленину больше не применим эпитет "выдающийся" (злодей, гений, политик, учитель и т.д.). Это и составляет основу внутреннего конфликта большинства из нас на пороге III тысячелетия: самая актуальная на протяжении нашей жизни фигура окончательно уходит в сферу истории, искусства и культуры".
Упреждая возможные обвинения, Якимович писал, что данную акцию нельзя воспринимать как акт каннибализма. Напротив, то, что Ленин преподносится, как десерт, он заявлял признаком цивилизованности — чем-то вроде причащения к телу Христову.

Кстати, сегодня в Москве такой торт в натуральную величину можно заказать в некоторых кондитерских всего за 1500 у.е.

30.03.1998, Запрещенное искусство

1998. Торт Ленин. Шабельников, Фесенко


"Ленин в тебе и во мне" или "Мавзолей. Ритуальная модель" - акция художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко, прошедшая в московской галерее "Дар" 30 марта 1998.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН


Ельцин на Мавзолее принимает военный парад 9 мая 1996

"Торт Ленин" обыгрывал текущие политические реалии: президент РФ Борис Ельцин в это время был настроен на вынос тела Ленина из мавзолея и предание его земле. Решение вопроса готовилось на всех уровнях власти. Коммунисты протестовали.

СЮЖЕТ

В центре выставочного зала, декорированного под ритуальный (по стенам были развешаны красные ковровые дорожки), на высоком задрапированном подиуме лежал торт весом 80 кг в виде фигуры Ленина в гробу в натуральную величину (1 м. 64 см).


Играла траурная музыка. Милиционер выстраивал посетителей в очередь, как перед настоящим Мазволеем. Зрители подходили к телу и получали от официантов свой кусок торта на бумажной тарелке.

В обширном, 6-страничном, "теоретическом обосновании" акции, написанном известным арт-критиком Александром Якимовичем, говорилось: "Заканчивается XX век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной позиции. К Ленину больше не применим эпитет "выдающийся" (злодей, гений, политик, учитель и т.д.). Это и составляет основу внутреннего конфликта большинства из нас на пороге III тысячелетия: самая актуальная на протяжении нашей жизни фигура окончательно уходит в сферу истории, искусства и культуры".

Упреждая возможные обвинения, Якимович писал, что данную акцию нельзя воспринимать как акт каннибализма. Напротив, то, что Ленин преподносится, как десерт, он заявлял признаком цивилизованности — чем-то вроде причащения к телу Христову.

В подготовке акции также принимали участие художник Борис Прудников, Светлана Малышева и Юрий Хоровский.

На выставку были приглашены, кроме художников, кураторов и пр., так же депутаты госдумы и члены правительства; некоторые из них пришли. Всего в акции приняли участие около 200 человек.

Сюжет об поедании Ленина в тот же день показали по НТВ и другим каналам.

Сюжет ТВЦ, 30 марта 1998

РЕАКЦИЯ АРТ-СРЕДЫ

Сергей Тарабаров, руководитель галереи "Дар", в которой проходила выставка, рассказал позже о том, что он осознавал некоторый риск, связанный с проведением подобных мероприятий: "Ко мне пришли авторы. Юрий Шабельников, автор идеи, сказал, что многие галереи отказались проводить эту акцию из-за ее радикальности. Учитывая возможную общественную реакцию, я проконсультировался с главными редакторами двух газет, с искусствоведами, с философами, с двумя священниками. Они меня успокоили. Священники не видели ничего дурного с их точки зрения. Философы и искусствоведы рассказали, что была даже выставка большая, организованная Мексиканским посольством, ко "Дню мертвых", где выпекались из теста образы родственников, а потом съедались, что символизировало долгую жизнь в памяти близких".


Сергей Тарабаров, глава галереи "Дар"

ПРОТЕСТЫ

Еще до открытия выставки галерее был послан серьезный предупредительный знак, который организаторы не восприняли: заместитель председателя Госдумы Сергей Бабурин прислал факс, в котором подчеркивал, что он - не каннибал, и в акции участвовать не будет.

2 апреля 1998 Сергей Бабурин предложил включить в повестку дня сессии Государственной Думы вопрос о состоявшейся "акции" и дать ей оценку. Вкратце его речь сводилась к тому, что евреи-людоеды мечтают погубить Россию, и пора положить этому конец. При этом зампред Думы откровенно врал и подтасовывал факты. Он обвинял художников в разжигании межнациональной розни между "главной и наиболее многочисленной нацией в нашей стране - русской и самой влиятельной - еврейской". Но среди авторов этой акции именно в этот раз евреев по воле случая не оказалось.

Бабурин подтверждал виновность художников тем, что они проделывают подобные акции не в первый раз. Но в пример приводил две акции совсем другого художника, Олега Кулика - "Вглубь России" (1997) и " Пятачок раздает подарки" (1992). И даже об этих акциях Кулика распространял ложные сведения. Утверждал, что их проводил в своей галерее Марат Гельман в то время, как одна из них проходила в галерее Владимира Овчаренко. Указывал, что забитый шесть лет назад во время акции поросенок имел кличку "Россия", в то время как он не имел никакой клички, а в названии условно фигурировал как "Пятачок"; вообще же та акция никакой связи с политикой не имела.

Обвиняя НТВ в распространении "преступной информации", Бабурин указывал, что подобное происходит из-за бездействия Общественных советов, созданных при телеканалах. Однако, при НТВ такого совета не было, хотя подобные структуры недавно появились при других каналах.

Одним словом, в выступлении Бабурина не было ни слова правды.


Предвыборный музыкальный диск Бабурина. 1998.

"К сожалению, все чаще ерничество, тиражируемое средствами массовой информации, толкает наше общество к межнациональным конфликтам и оскорбляет вообще любого человека, независимо от политических взглядов.

Позавчера почти по всем каналам телевидения было показано, как некие художники, изготовив торт - Владимир Ильич Ленин в гробу в натуральную величину, на потеху публике устроили поедание этого торта.

Перед этим в журнале “Итоги” опубликовали репортаж с некоей выставки господина Гельмана, где взгляд в глубь России предлагалось сделать, подглядывая под хвост корове. И эта фотография в цветном виде тиражировалась.

Многие могут вспомнить, как по телевидению показывали, как забивали свинью, носившую кличку Россия.

И вот все это, накапливаясь, просто заставляет меня ставить вопрос о том, что у нас до сегодняшнего дня нет русского шовинизма, но, очевидно, кому-то это очень не нравится, вот и хотят стравить наше общество в межнациональном конфликте.

Поэтому я за гражданский мир между главной и наиболее многочисленной нацией в нашей стране - русской и самой влиятельной - еврейской.

Ну, давайте мы все же поймем, что вот такие передачи, безразличие к тому, что передается, - безусловно, вызывает у людей недовольство. Потому что происходит издевательство и над русским языком, и над русской культурой, и над традициями - российскими и русскими.

Я прошу включить в повестку дня вопрос о случаях оскорбления общественной нравственности и разжигания межнациональной розни. Дать поручение Комитету по телевидению доложить в Государственной Думе - работают ли вообще общественные наблюдательные советы на телевидении, для чего мы создавали общественный контроль. И Комитету по общественным и религиозным организациям посмотреть и доложить, что мы получаем в результате такой антигосударственной деятельности средств массовой информации".

Дума проголосовала поручить двум комитетам "выяснить отношение общественных наблюдательных советов к изложенным фактам, то есть к проведению акции в галерее “Дар” и показу ее по НТВ".

Главой одного из этих комитетов - по делам общественных организаций и религиозных объединений - был Виктор Зоркальцев, бывший член ЦК КПСС, ныне - член фракции КПРФ, известный своими тесными связями с РПЦ (скончался в декабре 2010).


Второй комитет - по информационной политике - возглавлял Олег Финько, член фракции ЛДПР, второй номер в партийных списках - писатель и юрист.


Олег Финько (слева)

4 апреля 1998 Бабурин вновь вещал о евреях-людоедах на VIII внеочередном съезде нацистского "Российского общенародного союза" (в 2011 деятельность РОНС запрещена Верховным судом РФ как экстремистская).

Патриотическая пресса задумывалась о возможном наказании глумливых художников.

Некая православная газета обвиняла их в оскорбление чувств православных верующих, потому что жирный торт поедался “в разгар православного поста, именуемого Великим”.

Газета "Советская Россия" предложила лишить участников и организаторов акции гражданства, затем - завести на них уголовное дело. Все это сопровождалось стихами: «Я уже позабуду едва ли, / Будет сниться и ночью и днем, / Как вы Ленина четвертовали, / Набивая желудки вождем» (поэт Иван Савельев).

ХУДОЖНИКИ И ПРАВОПОРЯДОК

На призыв "Советской России" откликнулся Совет ветеранов, организовавший возмущенные письма на имя депутата Анатолия Лукьянова, бывшего ГКЧП-иста, с требованием судебного разбирательства (всего было послано 43 таких письма из разных концов страны). Лукьянов обратился с заявлением в Генпрокуратуру.


Анатолий Лукьянов. Фото Виктор Борзых.

Генпрокуратура отправила заявление Лукьянова в Краснопресненскую прокуратуру Москвы. Следствие длилось семь месяцев. Директор галереи "Дар" трижды давал показания.

В середине октября 1998 районная прокуратура в возбуждении дела отказала, "ввиду отсутствия состава преступления". "Хотя Генеральная прокуратура, как мне потом рассказывали прокурорские, давила", - говорит Тарабаров.

Интеллектуалы-патриоты еще некоторое время продолжали прояснять смыслы этой акции.

В 1999 В. Бояринцев рассказывал в газете "Дуэль" о еврейской акции, раздумывая - так ли уж был не прав Гитлер? "Первый глава Советского государства В.И. Ленин полностью снял запреты для евреев в стране и обеспечил им преимущества в получении образования и в госслужбе. Никогда не было в истории СССР так много евреев в высших эшелонах власти, как при нем. А Адольф Гитлер на еврейский вопрос смотрел несколько по-другому. И вот в Москве благодарные евреи испекли торт в виде тела Ленина, покоящегося в Мавзолее, и радостно его сожрали. Могли бы сожрать и торт в виде Гитлера, но поиздеваться над Лениным слаще".

В 2003 Академик Тринитризма Магнитский утверждал , что торт Ленин - один из шагов по "повальной сатанизации страны": "В сущности, это было дерзкое, циничное глумление над одним из основных христианских обрядов — Таинством Евхаристии. В галерее «Дар» был разыгран спектакль, уводящий искусство за грань добра и зла. Его режиссеры и актеры, увлеченные необычной драматургией, поставили себя в один ряд с сектой сатанистов-трупоедов, которые пробавляются не кондитерскими копиями, а подлинными трупами. Статистика этого явления не всегда доступна для пользования, но она — есть. Она фиксирует вскрытие свежих могил на московских кладбищах и бесследное исчезновение трупов. Кулинария трупоедства основана на использовании новейших достижений химии. Главные органы жизнедеятельности человека: печень, сердце, мозг на сатанинских кухнях превращаются в яства. Но это не цель, а средство для достижения цели — участие в древних культовых мистериях, якобы обогащающих живого человека полезными ресурсами мертвеца. Известно, что трупоедством увлекается преимущественно богемная молодежь. Говорят, что это удовольствие соперничает с наркотическим кайфом.

В 2006 фото акции были выставлена на родине Шабельникова, в Ростове-на-Дону, в рамках ностальгической выставки "Искусство или смерть. 20 лет спустя". Единственного присутствовавшего в Ростове в первые дни работы выставки ее участника, Александра Сигутина, побил за кощунство бывший знакомый - воцерквившийся донской художник.

В 2007 Ольга Лопухова включила документацию акции в свою выставку "Это не еда".

Сегодня в Москве Торт "Ленин в гробу" в натуральную величину можно заказать в некоторых кондитерских за 1500 у.е.

В 1991 году в эфире ленинградского ТВ вышел очередной выпуск программы «Пятое колесо». Двое культурного вида молодых людей убеждали публику, что вождь мировой революции был грибом. Многие, кстати, поверили. Алла Пугачева признавалась, что именно после выхода этой передачи она поняла, что наступление свободы неизбежно. Пресса тех лет откликнулась на выход передачи с обескураживающей серьезностью.

В газете «Смена» на следующий день появилась заметка И. Ткаченко с огромным заголовком «Ленин грибом не был». А издание под говорящим названием «На страже родины» разродилось заметкой В. Зубакина «Ленина — защитим. Кощунство».

«В оголтелой кампании дискредитации Ильича мы видим сегодня и новую черту. Исчерпав все „аргументы“, „плюралисты“ начали откровенно кощунствовать над его памятью. Примеров, подтверждающих мои слова, можно привести сколько угодно. Достаточно вспомнить одну из январских передач „Пятого колеса“. Началась она с того, что ведущий с помпой дважды объявил, что сейчас перед зрителями выступит политический деятель Сергей Курехин. Такое подчеркивание личности новоиспеченного политического деятеля делалось, видимо, для того, чтобы телезрители, исходя из молодого возраста и щуплого внешнего вида Курехина, не усомнились в его прозорливости и способности вскрывать такие тайны из жизни В. И. Ленина, какие не под силу было всем исследователям не только в нашей стране, но и за рубежом».

Это, наверное, один из самых известных проектов Курехина. Он по-настоящему прославил Капитана. Гениальный пианист, создатель «Поп-механики» известен сегодня массовому зрителю (и слушателю) именно как автор мема «Ленин — гриб». Но были и другие не менее интересные трактовки образа Ленина в культуре. Начнем с того, что даже знаменитое «Ленин — гриб» впервые придумал не Курехин. Об этом писала газета «Известия» еще в 1921 году:

«Не только содержание речи захватывает слушателей, захватывает еще и самая манера Ленина говорить. Ленин настолько ушел весь в историю, стал исторической фигурой, так растворился в мировых легендах, из человека превратился в тип, в идею, просто в термин, что, слушая его, не верится, что это «сам Ленин. От всей фигуры Ленина, от всей его своеобразной манеры говорить отдает Россией, черноземным полем, и весь он напоминает лесной „боровик“, — гриб коренастый, крепкий, плотно сидящий в земле, гриб стойкий опасный это оратор для противника, может легко переломать у него все взгляды и даже изувечить его убеждения».

«Известия». 1921. 25 декабря

«Ленин был большим охотником до развлечений, не упускавшим возможность пошалить даже в детские годы».

Из сегодняшнего дня эти тексты выглядят почти пародийными.

«Владимир Ильич очень любил детей. С девочками он ползал по полу и играл с ними. С мальчиками он играл в снежки и строил крепости из снега. Я знаю одного мальчика, для которого он вырезал чудесные лодочки из коры. Он и этого мальчика научил вырезывать лодочки и склеивать лодочки из коры и березы. Я знаю одного мальчика, с которым Владимир Ильич был большим приятелем. А как он с этим мальчиком играл! Весь дом они переворачивали вверх дном».

З. Лилина. Наш учитель Ленин. 1924

Наш учитель Ленин. Обложка книги. Источник
Ленин маленький. Обложка. Источник
«Владимир Ильич вынул платок, завязал себе глаза, расставил руки и пошел вперед на цыпочках». Кадр из диафильма «Елка в Сокольниках». Источник

Даже сама биография Ленина могла становиться предметом детской игры. Вскоре после смерти Ленина вышла очень любопытная книжка «Дети о Ленине». В ней были собраны записи разговоров и игр дошколят в детских садах Москвы. Одной из игр, которая особенно полюбилась детям в траурные дни была игра в похороны Ленина. У нее было несколько вариантов. Один из них был таким: дети по очереди изображали Ленина в гробу, а мимо шли соратники вождя.

«Ты, Вася, — Калинин, Миша — Каменев, а я — Троцкий, у меня повязки на руке. — А девочки зачем? — замечает Валя. — Пускай. Это жена и сестра Ленина».




Страницы из книги «Дети о Ленине»

По воспоминаниям поэта Льва Рубинштейна, аналогичные игры существовали и в более позднее время. В книге «Случаи из языка» он пишет, что «воспитанников дошкольных учреждений перестали водить в мавзолей после того как в одном из них дети были застуканы за тихой, но опасной игрой: один мальчик неподвижно лежал на двух стульях, двое по бокам стояли с игрушечными ружьями, а остальные с постными лицами и в торжественном молчании вереницей проходили мимо».

«Общество чистых тарелок»

Еще один сюжет из библиографии Ленина стал настоящим авантюрным повествованием. В 1925 году в газете «Красный рабфаковец» появилась заметка А. Круглова-Самарина об «Обществе чистых тарелок» (существовал также и одноименной рассказ Бонч-Бруевича). Игра в это общество объединяла в детстве братьев и сестер Ульяновых, которые были ревностно озабочены чистотой своих тарелок.

Вскоре после публикации своей заметки Круглов-Самарин зарегистрировал в городе Иванове Всесоюзное общество чистых тарелок. Затем ячейки нового общества возникают во многих областных городах. Каждый его член становился владельцем двух тарелок — глубокой и мелкой, за чистотой которых он обещал неукоснительно следить. Самарин собирался оформлять тарелки таким образом, чтобы их дизайн отражал поступательный ход развития советского государства, причем детям, юношам и взрослым должны были вручаться разные тарелки с изображением мячика, трактора или ракеты. Самарину даже удалось получить невиданный кредит в размере 2,5 млн рублей для закупки в Германии глубоких и мелких тарелок. Однако накануне командировки в квартире активиста был проведен обыск. И оказалось, что вся его идея оказалась лишь грандиозной аферой, задуманной с целью получения прибыли.

В 1930-е годы появляется целая серия фильмов, где вовсю подчеркиваются игровые, трикстерские черты Ленина. Ленин умеет хитрить, прятаться, переодеваться. В фильме «Ленин в 1918 году» все зрители могли оценить его забавную жестикуляцию и почти клоунские повадки: Ленин носит нахлобученную кепку, не хочет спать, не умеет даже приготовить манную кашу. В отличие от решительного Сталина, Ленин позиционировался как очень «свойский», простой, безобидный.

Как у Ленина молоко сбежало. Отрывок из фильма «Ленин в 1918 году»

Это что за большевик
Лезет там на броневик?
Он простую кепку носит
Букву «р» не произносит,
Очень добрый и простой.
Догадайся, кто такой.

В этом стихотворении, опубликованном, по слухам, в одном из детских журналов, воплотились все самые типичные и узнаваемые черты характерного облика Ленина. Пожалуй, одной из главных его черт (помимо очевидного величия) была его человечность.

Однако уже в 1970-е образ Ленина становится объектом комического вышучивания. Известное нескольким поколениям советских детей стихотворение: «Когда был Ленин маленький / С кудрявой головой, / Ходил он тоже в валенках / По горке снеговой» отныне звучало так: «Когда был Ленин маленький / С кудрявой головой, / Зимой он прятал в валенки / Свой орган половой».

В 1980-е годы изображение Ленина становится любимой темой художников соц-арта. В творчестве Александра Косолапова изображение Ленина утрачивает идеологические черты и становится обезличенным товарным знаком, наравне с Coca-Cola и «Макдоналдсом».


Александр Косолапов. «Ленин и кока-кола», 1980. Источник
Александр Косолапов. «МакЛенин», 1991. Источник
Александр Косолапов. «Микки-Ленин», 2003. Источник

В годы перестройки пропала необходимость обязательного знания о Ленине, даже в официальной пропаганде возникает его неканонический образ. Как на плакате «Слово Ленину», где маленькая сгорбленная фигурка около трибуны напоминает не вождя пролетариата, а какого-то гоголевского Акакия Акакиевича.


Плакат «Слово Ленину», 1990. Источник

Юмористический журнал «Красная Бурда» (название и шрифт обложки явно иронически отсылают к самой главной советской газете «Правда») в 1996 году публикует статью «Был ли Ленин?», авторы которой утверждали что Ленин был женщиной, природным явлением, а может быть, его вовсе не существовало:

«Часто муссируется вопрос о том, что Ленин не любил Сталина. Но, во-первых, как он мог его любить, когда Сталин был мужчиной?

А во-вторых, имеются догадки, что так называемый „Ленин“ был женщиной. Именно поэтому он(а) оттопыривал(а) пальцами тесную жилетку на груди. В пользу этого предположения говорит и то, что Ленин (чисто по-женски!) называл Сталина „чудесным грузином“».


«Красная бурда», обложка журнала, 1996, № 3. Источник

Во второй половине 1990-х Ленин продолжает быть вдохновителем современного искусства. 30 марта 1998 года художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко провели в Москве акцию «Торт Ленин», которая обыгрывала текущие политические реалии. Президент Ельцин в тот момент как раз был настроен на вынос тела Ленина из Мавзолея и предание его земле. В московской галерее «Дар» был установлен торт в виде фигуры Ленина в гробу в натуральную величину. Действо сопровождалось траурной музыкой, милиционер выстраивал людей в очередь, как в настоящем мавзолее. А отстоявшие очередь получали кусок торта на бумажной тарелке.


Ленин-торт. Фото акции. Источник

Сюжет об этой акции транслировался по НТВ и другим федеральным каналам.

А в 2000-х уральский художник Петр Малков изобразил Ленина с длинным носом Буратино. Свою работу он объясняет так:

«Идейных отцов Ленина и Буратино звали почти одинаково — Карл Маркс и Папа Карло. И тот, и другой получили деньги: первый — пять золотых за раскрытие местонахождения тайного хода, второй — от Германии на совершение революции, — рассуждает художник. — И тот, и другой общались с деклассированными элементами, оба оказали разрушительное воздействие на культуру — Буратино испортил холст в каморке, при Ленине разграблены усадьбы и музеи. И оба повели поверивших им в светлое будущее!»


Петр Малков. Ленин-Буратино. Источник

Впрочем, ответы современных школьников на вопрос «Кто такой Ленин?» звучат веселее, чем любые постмодернистские изыски: «Ленин — это известный писатель», «Президент России, который правил между Ельциным и Гитлером».

Про темную сторону поклонения Ленину среди детей читайте здесь.

Владимир Маяковский писал: «Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить». Действительно, образ государственного деятеля плотно вошёл в литературу, кинематограф, живопись, фотографию. И даже после смерти самого вождя и распада Советского Союза можно смело сказать: «Ленин и теперь живее всех живых». Но что Владимир Ильич олицетворяет в искусстве сегодня, и важен ли он как символ? Рассматриваем и анализируем актуальные работы, связанные с Лениным.

Тоталитарная власть: гигант и карлик

Скульпторы Братья Цян и Чжэнь Гао известны своим интересом к символам тоталитарной власти. Свою популярность в мире искусства они приобрели благодаря серии фигурок, изображающих главного идеолога Китайской Народной Республики – Мао Цзэдуна с женской грудью. Столь смелым подходом к изображению важной государственной личности художники обыграли тезис «Партия — мать».

В 2009 году братья Гао вновь изобразили идеолога своей страны, но уже не одного, а вместе с Лениным.

На биеннале в Ванкувере они впервые показали широкой публике свою новую работу — «Мао пытается держать равновесие на голове Ленина». Это металлическая скульптура внушительных размеров, представляющая собой огромную голову Ленина, задумчиво смотрящего вдаль. На черепе символа российского коммунизма с балансир-шестом для поддержания равновесия в руках, подобно канатоходцу, стоит Мао Цзэдун. Главный идеолог Китайской Народной Республики намеренно уменьшен авторами. По сравнению с Лениным он выглядит лишь ребенком, заигравшимся в коммунизм. Что это: намеренное преуменьшение заслуг Мао или возвеличивание деяний Ленина? Ответ на этот вопрос до сих пор остается загадкой.

Вкус коммунизма: какой он?

Работа “Ритуальная модель” — это Ленин, окруженный желтыми, оранжевыми и красными розочками в мавзолее. Но кто бы мог представить, что вождь мировой революции был создан Юрием Шабельниковым и Юрием Фесенко из крема? Цветовая гамма 80-килограммового песочно-кремового торта и сам государственный деятель, изображённый в натуральную величину, отсылают нас к сценам из фильмов режиссера Питера Гринуэя с его слишком натуралистическими кадрами. Можно провести параллель и к причащению к телу Христову. Завершается новое тысячелетие, а Шабельников и Фесенко призывают вкусить то, что остается в старом. Ленин окончательно переходит в разряд универсальных культурных знаков, и его фигура укореняется в сфере истории и искусства.

Работа «Ленин в тебе и во мне, или Мавзолей» стала своего рода перфомансом, который его авторы устроили 30 марта 1998 года на фоне дискуссий о необходимости выносить тело Ленина из Мавзолея. Это не только выделило Шабельникова и Фесенко, но и послужило причиной нешуточного скандала. Авторы торта получили звание «каннибалов», дополнением к этому на них обрушилось возмущение общественных масс. И даже спустя 20 лет эта акция до сих пор остаётся одной из наиболее скандальных в арт-мире.

Ленин-торт, Ленин-гроб: самые необычные арт-объекты с Лениным

Двое в лодке, не считая революции

Образ Ленина красной нитью прошел и через творчество российского художника Павла Пепперштейна, сына основоположника московского концептуализма Виктора Пивоварова. В 2019 году на выставке «Человек как рамка для ландшафта» в музее современного искусства GARAGE он представил свою инсталляцию «Ленин и девушка».

Стеклянный гроб на двоих. В нем находится вождь пролетариата, спящий крепким, вечным сном. Его рука — на руке лежащей рядом обнаженной силиконовой девушки с длинными белыми волосами. В этой инсталляции художник соединяет сразу две сказки: сказку о спящей красавице и сказку о Ленине. У девушки отсутствует прототип, и она не представляет собой конкретный образ. Это просто наиболее распространенный тип внешности, который нравится большинству людей. Однако несмотря на отсутствие трактовки художника образа девушки, многие прозвали ее Россией.

Ленин-торт, Ленин-гроб: самые необычные арт-объекты с Лениным

Поп-арт и Ленин, Ленин и поп-арт

Вождь мирового пролетариата был запечатлен и ещё одной звездой арт-мира – Энди Уорхолом. В 1987 году, в год семидесятилетия Великой Октябрьской Социалистической революции, мастер поп-арта создал две картины — «Чёрный Ленин» и «Красный Ленин». Основой для работ послужила фотография революционера в молодости. Именно ее позднее выполнил художник, соответственно, в красном и черном цветах.

Американский художник наиболее четко передал суть портретируемого. Так он заострил внимание на сосредоточенности изображаемого человека, строгости его взгляда и погруженности в мысли “глобального масштаба”.

Удивительно, но для Уорхола главным критерием для создания работ, посвященных Ленину, стала вовсе не его политическая деятельность, а известность и узнаваемость. Этим же художник руководствовался и при создании аналогичной серии работ, посвященной еще одному коммунистическому лидеру — Мао Цзэдуну.

Ленин-торт, Ленин-гроб: самые необычные арт-объекты с Лениным

Путешествие за океан

План постройки монументов был принят Лениным в 1918 году и должен был выполнять просветительскую функцию. Однако закончилось это установкой в городах однообразных памятников вождю пролетариата.

После распада СССР советская арт-группа «Комар и Меламид» создала проект «Монументальная пропаганда». Несмотря на укоренившийся ироничный взгляд художников на официальное советское искусство, арт-деятели призывали к сохранению памятников, прославляющих советских государственных деятелей. Помимо этого, они предлагали еще и переосмыслить их в контексте современного искусства, что дало бы монументам шанс остаться в живых.

Комар и Меламид в своей работе «Ленин ловит такси в Нью-Йорке» 1993 года вышли за рамки и перенесли всем известное изображение государственного деятеля с протянутой рукой за океан. Художники изобразили его в традиционно американской среде. Об этом свидетельствует логотип Макдональдса, Нью-Йоркское такси жёлтого цвета и виднеющийся на заднем фоне Крайслер билдинг.

Ленин оставил свой след не только в истории мира, но и в истории искусства. Типаж мудрого и справедливого вождя, который впоследствии стал каноническим, массово появлялся и до сих пор появляется на картинах не только русских, но и зарубежных художников. Так, изображения Ленина можно встретить у неоимпрессиониста Эмиля Бернара, сюрреалиста Сальвадора Дали, мастера поп-арта Энди Уорхол.

Несмотря на тот факт, что с момента смерти Ленина прошло почти 100 лет, его образ жил и всегда будет жить в искусстве. Ведь именно он олицетворяет творца истории, “мудрого вождя народа”.


К 150-летию со дня рождения Ленина культурные институции готовили специальные проекты. Главная выставка должна была открыться в Историческом музее. Чтобы отчасти компенсировать ценителям живописи вынужденную нехватку впечатлений, «Известия» вспомнили произведения изобразительного искусства, посвященные вождю мирового пролетариата.

До официоза

У многих людей, живших в советское время, существует стойкий стереотип: изображения Ленина — чистая конъюнктурщина, никакого отношения к высокому искусству не имеющая. Действительно, большинство работ, которые широко демонстрировались в СССР, были созданы по велению не сердца, а партии. И художники должны были строго следовать канонам — уже к началу 1930-х годов у власти сложилось четкое представление, как нужно писать Ленина.

Печальная ирония состоит в том, что «идеальный» образ вождя был создан преимущественно людьми, заставшими революцию еще детьми. Так, хрестоматийная картина «Ходоки у Ленина», бесконечно тиражировавшаяся, написана Владимиром Серовым, родившимся в 1910 году. Иное дело — живописцы, формирование которых пришлось на дореволюционный период или 1920-е. Многие из них как минимум видели Ильича вживую, а главное — их стиль сложился в эпоху несравненно более свободную, и даже обожествляемую фигуру они изображали по-своему, индивидуально и (да-да!) искренне.

123

Яркий пример — первый живописный портрет Ленина, созданный Николаем Фешиным в 1918 году. Художник написал его по заказу политотдела Красной армии для зала Советов рабочих и красноармейских депутатов. Сейчас она демонстрируется в постоянной экспозиции ГМИИ Республики Татарстан, что в Казанском кремле. С одной стороны, здесь мы видим черты, которые портретисты и режиссеры будут развивать почти до карикатурности: хитроватый прищур, большой лоб, импульсивность и заинтересованность во взгляде. И вместе с тем это гораздо более живой, настоящий Ильич. Нервные руки, напряженная поза. Перед нами человек неординарный, но не бог, не идол. Плюс ко всему здесь налицо чисто живописные достоинства: характерные чередования матово-гладких и ярко-шершавых областей, оттеняющая центральную фигуру импрессионистическая спонтанность моментально выдают кисть Фешина.


Искусство у гроба

Еще один гений, писавший Ильича с натуры, — Кузьма Петров-Водкин. Правда, сам вождь на тот момент был уже мертв. В дни прощания с Лениным нескольких художников допустили до гроба, в их числе и автора «Купания красного коня». Созданный тогда быстрый эскиз был положен в основу полотна «В.И. Ленин в гробу» (Третьяковская галерея). И если у Фешина вождь узнаваем сразу, несмотря на специфику живописной манеры, то у Петрова-Водкина черты лица Ленина кажутся необычными.

Всё дело в ракурсе: художник пишет лицо как будто чуть снизу, пристально разглядывая. Композиция нарочито резкая: ярко-красная обивка гроба занимает большую часть пространства, фигура Ленина расположена по диагонали. А дальний фон образуют обычные люди, пришедшие на прощание. Некоторые из них в прямом смысле слова безлики. В толпе выделяется женщина со склоненной головой — аллюзия на скорбящую Богоматерь (вспомним «Петроградскую Мадонну» Петрова-Водкина). Мастер также обостряет контраст размеров: огромное тело вождя с чересчур большой головой помещено на фоне крошечных фигурок граждан.

123

Десять лет спустя Петров-Водкин создаст еще один портрет Ленина — вождь читает, сидя за столом. Но времена были другие, и новая работа не вписалась в доминировавшие тенденции. Как ни удивительно, стремление изобразить «самого человечного человека» живым стало наказуемым.


Взойти на броневик

Похожая история произошла и с «Приездом Ленина в Петроград» (1930) Александра Лабаса. Казалось бы, что может здесь смутить? Ленин, как и полагается, стоит на броневике с выкинутой вперед рукой. Некоторая искусственность композиции и центральной фигуры придает образу оттенок карикатурности — так мы это воспринимаем сегодня, но вряд ли автор, искренне веривший в идеалы революции, и зрители той эпохи с нами бы согласились. Дело в другом. Толпа вокруг изображена с фирменной лабасовской размытостью, создающей ощущение стремительного движения. Это бушующее людское море с всплесками знамен и штыков. Лабас пишет не столько реальность, сколько собственные эмоции. Такой субъективный подход, конечно, не мог быть принят.

Уже став известным живописцем, Лабас создаст целую серию «Октябрь», куда войдет и «Приезд Ленина в Петроград». Широкая публика увидит картину лишь шесть десятилетий спустя, в 1990-е. Любопытная деталь: по сей день она фигурирует в собрании Третьяковки как эскиз, хотя на самом деле это законченная самодостаточная работа, названная автором «эскизом» лишь для того, чтобы ответить на обвинения в «непроработанности» и «непрорисованности».

123

Ленин в аду

Писали Ленина и авангардисты. Знаковая работа этого ряда — «Восстание» (1925) Климента Редько, чудом дошедшая до наших дней и представленная в постоянной экспозиции Третьяковки. Изображение вождя здесь совсем крошечное, но находится в центре огромного ромба — «улицы», по которой шагают духовые оркестры и вооруженные люди, едут военные машины. Вокруг ромба на заднем плане — одинаковые ячейки, напоминающие окна безликих многоэтажек.

Ильич, управляющий, наподобие регулировщика, людскими массами, окружен соратниками. Ближе всего Троцкий, Сталин лишь третий в верхнем ряду. Именно по этой причине у «Восстания» не было шансов на массовое тиражирование. Да и сам образ Ленина не столько торжественный, сколько пугающий: огненно-красные всполохи создают ощущение отнюдь не праздничной демонстрации. Быть может, это ад?

123

Хотя Редько, конечно, не имел в виду ничего подобного. Напротив, он изобразил вокруг головы Ленина свечение, подобное нимбу. Но это как раз тот случай, когда художник неосознанно создает правдивый образ эпохи. Люди здесь лишь винтики в жуткой машине революции. И Ленин на самом деле один из них.

Читайте также: