Норма хлеба в школе на обед

Обновлено: 27.04.2024

Роспотребнадзор РФ разработал методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.

Рекомендации адресованы всем лицам, вовлечённым в процедуру нормирования и обеспечения питанием школьников в России, в том числе, поставщикам продуктов для детского питания в общеобразовательных учреждениях, организациям общепита, которые кормят детей, администрациям образовательных организаций, органам управления образованием, органам и учреждениям Роспотребнадзора.

Курс на здоровое питание и уменьшение количества вредных продуктов. Базовые меню. Основной целью методических рекомендаций является обеспечение детей здоровым сбалансированным горячим питанием.

Задачей, которые ставили перед собой разработчики является уменьшение количества вредных блюд и продуктов, в том числе, уменьшение употребления кондитерских и колбасных изделий, снижение потребления детьми соли и сахара.

Указанные цели и задачи были учтены при нормировании дневного рациона продуктов для детей, составлении примерных меню, а так же установлении правил замены продуктов.
Методические рекомендации содержат базовые меню для школьников, которые могут быть взяты за основу с учётом территориальных, национальных и других особенностей питания населения в регионах России.

Первая смена обеспечивается завтраком, вторая - обедом. Вводятся длинные перемены для питания. Допускается двухразовое питание школьников.

Рекомендации устанавливают продолжительность перемены для питания не мене 20 минут.

Завтрак школьников: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Первая смена в обязательном порядке обеспечивается завтраком, который организуется во вторую или третью перемены.

Завтрак должен составлять из горячего блюда и напитка. Рекомендовано добавление к завтраку фруктов, ягод и овощей.

Завтрак для обучающихся 1-4 класса должен содержать: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов

Завтрак для обучающихся старших классов должен содержать: 20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов.

Ассортимент продуктов для приготовления завтрака. Должен быть разнообразным и может включать в себя крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.

Обед учащихся: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Замена обеда завтраком не допускается. В случае двухразового питания школьников, продукты используемые для приготовления обеда и завтрака должны отличаться (не повторятся в течении дня).
Обеденное меню учащихся включает в себя:
- закуску - салат или свежие овощи;
- горячее первое блюдо;
- горячее второе блюдо;
- напиток.
Обед в зависимости от возраста обучающихся должен содержать 20-25 граммов белков, 20--25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов. Обед целесообразно дополнять свежими фруктами или ягодами. При этом фрукты выдаются поштучно.
Меню, рекомендованные продукты, среднесуточные нормы продуктов. Меню разрабатывается на период не более 2-х недель, с учётом норм калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
Для обеспечения достаточной биологической ценности рекомендуется использовать следующие продукты:
- продукты повышенной пищевой ценности, в том числе, продукты обогащённые витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и биологически-активными веществами;
- пищевые продукты с пониженным содержанием жира, соли и сахара.
Содержание соли вносимой в 1 блюдо не должно превышать 1 грамм на человека.
Рекомендуется применять щадящие методы кулинарной обработки продуктов, для этого следует применять продукты, обработка которых предполагает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов.

В приложении к рекомендациям Роспотребнадзором разработаны среднесуточные нормы продуктов для школьников, которые следует соблюдать при планировании дневного и недельного рационов.
Энергетическая ценность школьного меню.

Энергетическая ценность завтрака - 400-550 ккал (20-25 %% суточной калорийности)
Энергетическая ценность обеда - 600-750 ккал (30-35% суточной калорийности)

Энергетическая ценность домашнего завтрака обучающихся в первую смену рекомендована для родителей на уровне 10 % от ежесуточного норматива.

Методическим рекомендациями так же предусмотрены вопросы мониторинга горячего питания, общественного контроля за организацией горячего питания, примерные меню, требования к пищеблокам и школьным столовым, нормативы продуктов на учащегося и другие требования к организации школьного питания.

Родительский контроль за организацией питания детей в школе

Качественное здоровое питание должно осуществляться при взаимодействии со школьным родительским комитетом.

Что оценивается при проведении мероприятий родительского контроля?

  • Соответствие блюд утверждённому меню;
  • санитарно-техническая часть-содержание обеденного зала, мебели, посуды, наличие салфеток; наличие санитарной одежды у сотрудников раздающих готовые блюда;
  • обьем и вид пищевых отходов после приёма пищи; ( данный пункт скорее всего свидетельствует о том, насколько вкусна еда для школьника. Если отходов много, тогда большинству детей не нравится приготовленная пища.)
  • вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд.
  • информирование родителей и детей о здоровом питании.

Оценка указанных показателей может осуществляться посредством анкетирования как родителей так и детей. Итоги проверок родительского контроля обсуждаются на общеродительских собраниях и могут служить основанием для обращения в администрацию школы или к оператору питания.

То есть, есть шанс повлиять или изменить питание в школе в лучшую сторону.

А что же касается здорового и полноценного питания ребёнка дома, то Роспотребнадзор также дал рекомендации для родителей с указанием наиболее предпочтительных продуктов для питания детей дома. Там идёт разбивка про группам витаминов и указанием продуктов, в которых они содержатся.

В качестве примера:

Железо(входит в состав гемоглобина): содержится в печени; говядине, желтке, зелени (шпинат, салат, петрушка. ), помидоры, яблоки и тд.

Соли натрия и калия (регуляторы воды в тканях) : картошка; капуста, морковь, чернослив.

Витамин В1 (участвует в белковом обмене) при недостатке могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительностью, быстрая утомляемость): горох, фасоль, мясо, яйца, молоко, хлеб грубого помола (ржаной пшеничный) и пр.

Витамин А (имеет большое значение для растущего организма): масло, сливки; рыбий жир, икра, сельдь, яичный желток.

Витамин Д (участвует в минеральном обмене, способствуя. Правильному отложению солей в костях): печень рыб и животных; сельдь, желток, рыбий жир, сливочное масло и пр.

Сезонные ягоды и фрукты/овощи также закладывают иммунитет ребёнка.

И так далее, я думаю общие принципы здорового питания плюс минус всем ясны и понятны, другой вопрос придерживаетесь ли вы такого питания дома в семье.

Общая задача рекомендаций следующая: организовать достойное здоровое питание детей в школах при участии родительского контроля, плюс провести информирование как детей так и родителей о принципах здоровой пищи целью того, чтобы аналогичное питание было организовано у школьника дома.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Школьное меню: нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц

Содержание:

Школьное меню отличается от пищи взрослых. К нему предъявляются особые требования с учетом особенностей детского организма. Физические, умственные, эмоциональные нагрузки во время бурного роста и формирования органов и костной системы создают особые условия.

Питание в школе.
Питание в школе.

Требования и нормы СанПиН

Старые стандарты

До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.

В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.

Последние изменения

С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.

Принципы питания

Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок

Основные правила организации рациона:

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

Для общеобразовательных учреждений

Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Для кадетских корпусов и интернатов

Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.

В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.

Обеспечение контроля и безопасности

Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.

Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Формирование меню

Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.

Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.

Меню составляется на две недели.
Меню составляется на две недели.

Кто отвечает за составление

Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.

Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.

Технология приготовления

В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.

Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду - на верхних.

Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.

Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.

Витаминный состав блюд

Потребность в калориях и БЖУ

Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них - животного происхождения.

Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.

Питьевой режим школьников

В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:

  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть - не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца - дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.

Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.
Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Замена белковых и углеводных продуктов

Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.

В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.

Запрещенные продукты

В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.

В дополнение к ранее существовавшему перечню запрещенных продуктов новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 включает:

  • картофельные и кукурузные чипсы и снеки;
  • масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое;
  • творожные сырки;
  • молоко ниже 2,5% и выше 3,5% жирности;
  • творог более 9% жирности;
  • изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в походных условиях.

Чипсы запрещены новыми СанПиН.
Чипсы запрещены новыми СанПиН.

Примерное меню на две недели при одноразовом питании

Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).


1 неделя2 неделя
ПонедельникМолочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чайТворожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника
ВторникПлов с сухофруктами, батон, масло, какаоМолочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат
СредаСырники со сметаной, яйцо, какаоПшенная каша, сосиска, чай
ЧетвергОмлет, булка с маслом, чайКаша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром
ПятницаКаша рисовая с изюмом, какао, хлеб с масломЛенивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат

Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.

Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании

Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).

Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:

День недели1 неделя2 неделя
ЗавтракОбедЗавтракОбед
ПонедельникКаша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чайСуп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктовМорковно-творожная запеканка, манная каша, чайСуп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный
ВторникСырники, манная каша, чайСуп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сокМакароны с сыром, яйцо, какаоКуриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот
СредаОмлет, бутерброд с маслом и сыром, какаоКуриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенныйКаша пшенная молочная, йогурт, вафляСалат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов
ЧетвергЛенивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чайВинегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандариновОмлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогатМорковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот
ПятницаМолочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогатБорщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновыйКаша овсяная, сырник, чайСалат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный

При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:

День недели1 неделя2 неделя
ПолдникУжинПолдникУжин
ПонедельникКефир, булочка, яблокоКартофельная запеканкаСок, булочка, яблокоРыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель
ВторникМолоко, вафлиРыбные котлеты с творогом, рис, кисельВатрушка, молоко, бананМясные фрикадельки, овощное рагу
СредаБанан, зефирТушеная капуста, сосиски, чайКефир, оладьи с яблокамиПлов, чай, вафля
ЧетвергКакао, булочка, яблокоОвощная запеканка, яйцо, чайКакао, печенье, ягодыЗразы с луком и яйцом, макароны, сок
ПятницаВафли, йогурт, бананРыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сокЙогурт, вафли, зефирТушенная капуста с мясом, чай

В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.

Меню по новым требованиям СанПин

Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.

При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.

Продукты для дополнительного питания

Дополнительное питание осуществляет буфет.

При этом нужно соблюдать следующие требования:

  1. Набор продукции, предлагаемой школьным буфетом, должен состоять только из продуктов, разрешенных СанПин 2.3/2.4.35.
  2. Соки, питьевую воду и другие напитки можно продавать только в промышленной упаковке. Их нельзя разливать непосредственно в буфете.
Разрешается продавать дополнительное питание через автоматические устройства. Там можно приобрести соки, молоко, питьевую воду, орехи, сухофрукты, печенье.

Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.

Рецепты для питания школьника

Рыбные котлеты с творогом

Ингредиенты:

  • филе хека - 400 г;
  • творог - 100 г;
  • яйцо - 1 шт.;
  • 1 небольшая луковица;
  • крупа манная - 1,5 ст.л.;
  • масло растительное - 1 ч.л. для смазки формы;
  • укроп, соль - по вкусу.
Измельчить рыбное филе на мясорубке и смешать фарш с остальными ингредиентами. Оставить массу для набухания манки на 20 минут. Затем сформировать котлеты и уложить в форму для запекания, предварительно смазав ее растительным маслом. Подлить чуть-чуть воды и отправить в духовку на 25 минут при температуре 200°C.

Питательные рыбные котлеты с творогом.
Питательные рыбные котлеты с творогом.

Суп рассольник

Цена этого блюда невелика.

Ингредиенты:

  • куриный бульон - 3 л;
  • крупа перловая -100 г;
  • соленые огурцы - 2 шт.;
  • картофель - 350 г;
  • луковица - 1 шт.;
  • морковь - 1 шт.;
  • масло подсолнечное - 1 ст.л.;
  • зелень петрушки, соль - по вкусу.
Замочить перловку в тройном объеме воды на 3 часа. Вскипятить бульон, добавить крупу. Через 30 минут всыпать измельченный картофель. Лук и морковь мелко порезать, пассеровать на сковороде с подсолнечным маслом, добавив огурцы. Полученную массу ввести в суп и проварить в течение 10 минут. Выключить огонь, закрыть кастрюлю крышкой и дать настояться.

Пикантный суп рассольник.
Пикантный суп рассольник.

Мясные фрикадельки

Ингредиенты:

  • фарш мясной - 0,5 кг;
  • яйцо - 1 шт.;
  • соль - по вкусу.
Смешать фарш с яйцом и солью. Сформировать небольшие фрикадельки размером с грецкий орех, уложить их в сковороду и наполовину залить водой. Закрыть крышкой, поставить на медленный огонь и готовить в течение 30 минут.

Вкуснейшие мясные фрикадельки.
Вкуснейшие мясные фрикадельки.

Алексей Лукьянов

Люблю фастфуд и колу, также сильно люблю здоровое и полезное питание. Консультируюсь с профессиональными диетологами и согласовываю с ними каждую статью. Для каждого рекомендации свои, поэтому не забудьте проконсультироваться со своим врачом!

Организация питания учащихся в школе

В нашем регионе воплощаются в жизнь поручения президента Российской Федерации. Одно из них - обеспечение бесплатным горячим питанием школьников начальных классов.

С 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года учащиеся 1-4 классов будут получать бесплатное горячее питание.

ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

учащиеся 1-4-х классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием (основание: пункт 2.1 статьи 37 № 273-ФЗ);

учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ);

учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому обеспечиваются продуктовым набором (сухим пайком) (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»);

дети-инвалиды, имеющие статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»);

дети из малоимущих семей.

Все дети начальных классов МКОУ "Лев-Толстовская СОШ" будут получать бесплатное горячее питание на сумму 59 рублей в день.

Меню для обучающихся 1-4 классов.

Котлета из филе кур

Рис отварной с соусом

Салат из свежей капусты

Компот из сухофруктов

1 день Каша пшенная молочная

Сосиска запеченая в тесте

2 день Бефстроганов

Макароны отварные с маслом

Салат из свеклы

Бутерброд с маслом и сыром

3 день Сосиска отварная с маслом

Рис отварной с соусом

Салат из свежих огурцов

Ватрушка с творогом

Гуляш из филе куриного

Макароны отварные с масл

Салат из зеленого горошка

Какао на молоке

5 день Котлета из филе кур

Каша гречневая с соусом

Салат из свежих помидор

6 день Колбаса отварная с маслом

Макароны отварные с маслом

Чай с сахаром

7 день
8 день Сосиска отварная с маслом

Каша гречневая с соусом

Салат из свежих помидоров

Бутерброд с маслом

Чай с лимоном

9 день Тефтели из филе кур

Картофельное пюре с маслом

Салат из квашеной капусты

Кофейный напититоки с молоком

10 день Рыба припущенная

Рис отварной с соусом

Салат из свежих помидоров и огурцов

Бутерброд с маслом сливочным

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Предоставление горячего питания за счет средств бюджета отдельных категорий учащихся 1-11-х классов производится на основании заявления родителей и копий следующих документов:

категория «учащиеся с ограниченными возможностями здоровья» - копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

категория «учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому» - копия заключения медицинской организации;

категория «дети-инвалиды, имеющие статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья» - копии справки об инвалидности;

категория «дети из малоимущих семей»- справка из отдела социальной защиты населения на основании поданных документов:

• Паспорт гражданина РФ - заявителя;

• Документы, подтверждающие родственные отношения (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о заключении (расторжении) брака) и др;

• Справка о составе семьи;

• Справка о совместно зарегистрированных гражданах;

• Сведения обо всех видах доходов всех зарегистрированных (за три месяца предшествующих обращению) кроме пенсии;

• Выписка из лицевого счета СБ (других банков) за 3 месяца, предшествующих обращению, всех зарегистрированных;

• Сведения о принадлежащем заявителю и всем зарегистрированным гражданам имуществе на праве собственности (квартиры, дома, транспорт, земельный участок, дача, гараж) и др;

• Трудовые книжки (для неработающих трудоспособных граждан) и выписка из лицевого счета застрахованного лица из пенсионного фонда для указанной категории граждан;

• Документы, подтверждающие льготный статус (удостоверение многодетного родителя, справка об инвалидности) и др.

ГРАФИК ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦАХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Гоголева Антонина Валерьевна, повар, 89307596505., работа с поставщиками продукции, организация работы пищеблока, отчетность;

Киселева Наталья Анатольевна, социальный педагог, 89005733625, органиизация питания льготных категорий обучающихся, член бракеражной комиссии.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ШКОЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ:

Роспотребнадзор РФ разработал методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.

Рекомендации адресованы всем лицам, вовлечённым в процедуру нормирования и обеспечения питанием школьников в России, в том числе, поставщикам продуктов для детского питания в общеобразовательных учреждениях, организациям общепита, которые кормят детей, администрациям образовательных организаций, органам управления образованием, органам и учреждениям Роспотребнадзора.

Курс на здоровое питание и уменьшение количества вредных продуктов. Базовые меню. Основной целью методических рекомендаций является обеспечение детей здоровым сбалансированным горячим питанием.

Задачей, которые ставили перед собой разработчики является уменьшение количества вредных блюд и продуктов, в том числе, уменьшение употребления кондитерских и колбасных изделий, снижение потребления детьми соли и сахара.

Указанные цели и задачи были учтены при нормировании дневного рациона продуктов для детей, составлении примерных меню, а так же установлении правил замены продуктов.
Методические рекомендации содержат базовые меню для школьников, которые могут быть взяты за основу с учётом территориальных, национальных и других особенностей питания населения в регионах России.

Первая смена обеспечивается завтраком, вторая - обедом. Вводятся длинные перемены для питания. Допускается двухразовое питание школьников.

Рекомендации устанавливают продолжительность перемены для питания не мене 20 минут.

Завтрак школьников: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Первая смена в обязательном порядке обеспечивается завтраком, который организуется во вторую или третью перемены.

Завтрак должен составлять из горячего блюда и напитка. Рекомендовано добавление к завтраку фруктов, ягод и овощей.

Завтрак для обучающихся 1-4 класса должен содержать: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов

Завтрак для обучающихся старших классов должен содержать: 20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов.

Ассортимент продуктов для приготовления завтрака. Должен быть разнообразным и может включать в себя крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.

Обед учащихся: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.

Замена обеда завтраком не допускается. В случае двухразового питания школьников, продукты используемые для приготовления обеда и завтрака должны отличаться (не повторятся в течении дня).
Обеденное меню учащихся включает в себя:
- закуску - салат или свежие овощи;
- горячее первое блюдо;
- горячее второе блюдо;
- напиток.
Обед в зависимости от возраста обучающихся должен содержать 20-25 граммов белков, 20--25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов. Обед целесообразно дополнять свежими фруктами или ягодами. При этом фрукты выдаются поштучно.
Меню, рекомендованные продукты, среднесуточные нормы продуктов. Меню разрабатывается на период не более 2-х недель, с учётом норм калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
Для обеспечения достаточной биологической ценности рекомендуется использовать следующие продукты:
- продукты повышенной пищевой ценности, в том числе, продукты обогащённые витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и биологически-активными веществами;
- пищевые продукты с пониженным содержанием жира, соли и сахара.
Содержание соли вносимой в 1 блюдо не должно превышать 1 грамм на человека.
Рекомендуется применять щадящие методы кулинарной обработки продуктов, для этого следует применять продукты, обработка которых предполагает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов.

В приложении к рекомендациям Роспотребнадзором разработаны среднесуточные нормы продуктов для школьников, которые следует соблюдать при планировании дневного и недельного рационов.
Энергетическая ценность школьного меню.

Энергетическая ценность завтрака - 400-550 ккал (20-25 %% суточной калорийности)
Энергетическая ценность обеда - 600-750 ккал (30-35% суточной калорийности)

Энергетическая ценность домашнего завтрака обучающихся в первую смену рекомендована для родителей на уровне 10 % от ежесуточного норматива.

Методическим рекомендациями так же предусмотрены вопросы мониторинга горячего питания, общественного контроля за организацией горячего питания, примерные меню, требования к пищеблокам и школьным столовым, нормативы продуктов на учащегося и другие требования к организации школьного питания.

Родительский контроль за организацией питания детей в школе

Качественное здоровое питание должно осуществляться при взаимодействии со школьным родительским комитетом.

Что оценивается при проведении мероприятий родительского контроля?

  • Соответствие блюд утверждённому меню;
  • санитарно-техническая часть-содержание обеденного зала, мебели, посуды, наличие салфеток; наличие санитарной одежды у сотрудников раздающих готовые блюда;
  • обьем и вид пищевых отходов после приёма пищи; ( данный пункт скорее всего свидетельствует о том, насколько вкусна еда для школьника. Если отходов много, тогда большинству детей не нравится приготовленная пища.)
  • вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд.
  • информирование родителей и детей о здоровом питании.

Оценка указанных показателей может осуществляться посредством анкетирования как родителей так и детей. Итоги проверок родительского контроля обсуждаются на общеродительских собраниях и могут служить основанием для обращения в администрацию школы или к оператору питания.

То есть, есть шанс повлиять или изменить питание в школе в лучшую сторону.

А что же касается здорового и полноценного питания ребёнка дома, то Роспотребнадзор также дал рекомендации для родителей с указанием наиболее предпочтительных продуктов для питания детей дома. Там идёт разбивка про группам витаминов и указанием продуктов, в которых они содержатся.

В качестве примера:

Железо(входит в состав гемоглобина): содержится в печени; говядине, желтке, зелени (шпинат, салат, петрушка. ), помидоры, яблоки и тд.

Соли натрия и калия (регуляторы воды в тканях) : картошка; капуста, морковь, чернослив.

Витамин В1 (участвует в белковом обмене) при недостатке могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительностью, быстрая утомляемость): горох, фасоль, мясо, яйца, молоко, хлеб грубого помола (ржаной пшеничный) и пр.

Витамин А (имеет большое значение для растущего организма): масло, сливки; рыбий жир, икра, сельдь, яичный желток.

Витамин Д (участвует в минеральном обмене, способствуя. Правильному отложению солей в костях): печень рыб и животных; сельдь, желток, рыбий жир, сливочное масло и пр.

Сезонные ягоды и фрукты/овощи также закладывают иммунитет ребёнка.

И так далее, я думаю общие принципы здорового питания плюс минус всем ясны и понятны, другой вопрос придерживаетесь ли вы такого питания дома в семье.

Общая задача рекомендаций следующая: организовать достойное здоровое питание детей в школах при участии родительского контроля, плюс провести информирование как детей так и родителей о принципах здоровой пищи целью того, чтобы аналогичное питание было организовано у школьника дома.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Эта статья для вас, если вы переживаете о рационе питания школьника и заботитесь о том, чтобы ребёнок получал максимальную пользу из продуктов. Приводим нормы и рекомендации медицинских и научных организаций. Рассказываем, как решить проблему, если питание в школе оставляет желать лучшего.


Каким должно быть питание школьника

Вот главные рекомендации по здоровому питанию школьника и всей семьи от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.

Соблюдение БЖУ

Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — это строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего белка — в бобовых. Насыщенные жиры — их больше всего в рыбе и орехах — обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные — если первые в большом количестве содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых, крупах.

Потребление достаточного количества воды

Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды — пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы ввести воду в постоянную привычку, придётся механически заставлять себя выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.

Включение в рацион овощей, фруктов, орехов, бобовых

Согласно предписаниям ВОЗ, овощи и фрукты являются основным компонентом правильного питания. Рекомендуется употреблять не менее 400 грамм в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые, орехи, цельные злаки.

Отдельно отметим, что ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора, в программе питания школьников половина белка должна быть растительного происхождения, а не животного.

Ограничение соли и сахара

Согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо следить за размером порций и ограничить потребление соли до пяти граммов в день — это примерно одна чайная ложка. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.

Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задержанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и отучается наслаждаться едой без добавок.

Ограничение молочных продуктов

Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени, орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить по стакану молока в день. Кроме того, молочка нередко ведёт к проблемам с кожей — акне, высыпаниям, аллергии. Согласно Минздраву, если выпивать более одного стакана молока в день, то это негативно отразится на организме.

Регулярные приёмы пищи

В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.

Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по меню питания школьника.

За завтраком должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.

Если ребёнок учится в традиционной школе, он так или иначе будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это, когда ребёнок дома: кормите полноценной домашней едой, подсовывайте полезные продукты. Лайфхак: приносить фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.

Почему меню в школе не всегда правильное

Для школ разработаны специальные документы, которые устанавливают как требования к поставкам и организации питания, так и санитарно-гигиенические нормы: посадочные места, перечень посуды. За качеством еды следит администрация школы, но в теории приветствуется общественный контроль со стороны родителей.

Но несмотря на все стандарты, питание школьников в школе оставляет желать лучшего. В некоторых регионах даже не налажены поставки горячей пищи.

А там, где горячее питание имеется, меню не всегда соответствует последним рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и других научно-медицинских объединений. Как правило, в школе готовят по советским стандартам, далёким от передовых исследований. А санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — у каждого школьника есть история про таракана в столовой.


Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе

Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, питался горячей и свежей едой домашнего приготовления, в качестве которой вы всегда уверены, то присмотритесь к семейному обучению.

Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что экономишь время и не отвлекаешься. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.

Читайте также: