Пирог тротуара из асфальта

Обновлено: 29.04.2024

Асфальтирование – затратный процесс. В состав асфальтного полотна входит не только асфальтовая смесь, бордюры и тротуары. Полотно состоит из нескольких пластов, которые называют «пирогом» или схемой асфальтового покрытия. Важно точно соблюдать последовательность и количество пластов, чтобы получить прочное, долговечное полотно.

Что такое пирог асфальтового покрытия

6b.jpg

От качества пирога дороги из асфальта зависит прочность и надежность. Пирог укладки асфальта – это многослойное основание, которое состоит из грунтового, песчаного и щебенчатого пластов. Толщина каждой части пирога дороги из асфальта рассчитывается по ГОСТу и СНиПу. Каждый пласт трамбуется и уплотняется.

Основание гарантирует безопасность и прочность трассы. Без многослойного основания асфальт быстро рассыплется под тяжелой автомобильной техникой. Многослойное полотно равномерно распределяет нагрузку по всей поверхности.

Устройство асфальтных покрытий

Пирог под асфальтовое покрытие состоит из нескольких частей:

  • земляное корыто;
  • песчано-щебенчатая подушка;
  • основание;
  • железобетон;
  • асфальт;
  • защитная пропитка;
  • пирог асфальтового покрытия тротуара.

пирог асфальтового покрытия

Земляное корыто

Чтобы новое асфальтное полотно не выступало над поверхностью, по плану асфальтирования дороги необходимо сделать котлован. Земляное корыто роют в виде траншеи и это нижняя часть дороги. Внутрь корыта выкладывают поэтапно слои укладки асфальта.

Для рытья котлована используют бульдозеры, грейдеры или небольшие спецмашины. Вид техники зависти от назначения и площади участка. После рытья котлована дно уплотняют катком.

Дорожная подушка


Устройство асфальтных покрытий

В котлован последовательно засыпают материалы для формирования подушки. Подушка – основная часть асфальта и состоит из нескольких частей:

  • дренаж;
  • щебенка;
  • верхний слой.

Самый нижний слой асфальта на дорогах – это дренаж, который защищает котлован он влаги с поверхности. Дренаж делают из крупнозернистых материалов, фракции должны быть не меньше 7 см. Для дренажа хорошо подходит щебень. В дренаже делают небольшие уклоны на 3-5 градусов, которые служат для стекания влаги. Расстояние между уклонами составляет 1 метр. После укладки дренажа поверхность утрамбовывают катком.

Щебенчатый пласт

Второй пласт состоит из щебенки среднего размера от 4 до 6 см. Материал должен содержать фракции разного размера: крупные камни заполняют пространство, а мелкие – пустоты между крупными частицами. После укладки щебенчатого пласта поверхность трамбуют.

Верхний пласт подушки

Для формирования верхнего пласта используют фракции небольшого размера по 1,5-3 см. Небольшие частицы лучше сцепляются с асфальтовой смесью и помогают равномерному распределению нагрузки по всей поверхности.

Для формирования подушки используются материалы, регламентируемые нормами СНиП и ГОСТ. Чаще всего применяют песчано-щебенчатую смесь разного размера, которую равномерно выкладывают в три слоя. Каждый пласт выравнивают и трамбуют. Для лучшего сцепления можно использовать между слоями битумную пропитку.

Железобетонное покрытие

Для дорог с интенсивным движением, предназначенных для крупногабаритного транспорта и большегрузов, требуется дополнительный слой – железобетонное основание. Железобетон кладут на подушку, он отвечает за прочность пирога асфальтовой дороги.

На дно выстилают стекловолокно или металлическую арматуру, а затем заливают бетонным цементом. Железобетон отвечает также за теплоизоляцию. После укладки железобетона территорию трамбуют катками.

Слои асфальтового покрытия

Слои асфальтового покрытия

Асфальт – это верхняя часть пирога асфальтового покрытия для проезжей дороги и самая основная. По этой поверхности будут в дальнейшем двигаться автомобили, другой транспорт, ходить пешеходы. Асфальт кладут в несколько слоев. Количество и толщина каждого пласта зависит от назначения дороги. Если дорога предназначена для пешеходов, достаточно одного слоя в 4 см. Для автомобильных дорог требуется два-три слоя по 8 см каждый.

Асфальт кладут холодным или горячим методом. Технология подбирается по сезону, назначению дороги, бюджету.

Изюминкой пирога будет гидроизоляционная пропитка, задача которой защитить основные части дороги от износа. Для укрепления используют битум, модификаторы, пластификаторы.

Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы, техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Способы укладки асфальта

Холодное асфальтирование

При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.

Горячее асфальтирование

При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.

Каток для укладки асфальта

Этапы укладки асфальта

1. Разрабатывается проектно-сметная документация

Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:

  • размер участка,
  • объемы работ,
  • предварительная стоимость.

Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.

Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.

2. Земляные работы

Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.

Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.

Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.

Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.

Хотите купить песок или щебень с доставкой?

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49

3. Подготавливается основание

На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:

  • Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
  • Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
  • Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.

Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.

Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.

Схема правильного дорожного "пирога"

Схема слоев при укладке асфальта

4. Укладка асфальта

Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).

При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.

Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.

Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее - смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

Техника для асфальтирования

На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:

Бульдозер

Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.

Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:

  • чтобы подготовить грунтовое основание,
  • чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
  • для подготовки дорожного основания к асфальтированию.

Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.

Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.

Бульдозер для асфальтирования

Погрузчик

Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.

Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.

Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:

  • бульдозерными отвалами,
  • ковшом,
  • скреперными рабочими органами и пр.

Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно - опавшей листвы, снега, веток и пр.

Грейдер

Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.

Асфальтобетоноукладчик

Асфальтобетоноукладчик - вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.

Асфальтобетоноукладчик

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО "Вектор" предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

Укладка тротуара из асфальтобетона

Особенности асфальтного покрытия тротуаров

Специалисты выделяют два типа конструкции тротуаров – монолитные и сборные. Сборные конструкции подразумевают собой укладку тротуаров из бетонных или каменных плит и брусчатки, монолитные – это укладка цельного полотна из асфальта, цемента или бетона.

Для конструкции тротуара из асфальтобетона используют три вида асфальта:

  • Песчаный;
  • Литой;
  • Мелкозернистый.

Литой асфальтобетон укладывается при помощи специальной техники в горячем состоянии и разравнивается вибрационными катками. Песчаная смесь асфальтобетона чаще всего применяется для ремонтных работ – устранение ям, трещин, заливки дополнительного верхнего слоя покрытия.

Для тротуаров укладывается один слой асфальта толщиной в 3 см.

В состав асфальтобетонной смеси согласно ГОСТу 9128-2009 входит:

  • Битум;
  • Гравий и щебень;
  • Песок;
  • Пластификаторы.

Щебень

На рынке стройматериалов можно встретить несколько видов асфальта, в зависимости от типа работ применяются разные составы. Например, для укладки дорожного полотна используется асфальт с маркой прочности от М1200, а асфальтобетон для тротуаров марка – М1000.

К тротуарному покрытию предъявляется определенные требования:

  • Высокие показатели износостойкости и истирания;
  • Жесткость и прочность;
  • Сцепка с обувью во избежание скользкости;
  • Устойчивость к влаге;
  • Морозостойкость;
  • Эстетический внешний вид.

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.

Укладка холодного асвальта

Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Подготовительный этап

Перед началом строительных работ по укладке асфальтобетона определяются размеры тротуара, его границы и место, где он будет проходить. Важно, чтобы на месте будущих работ не росли крупные деревья, так как их корни в будущем могут повредить покрытие.

Выбранное место тщательно очищается, кустарник и деревья (при наличии) выкорчевываются, убирается весь мусор. Затем размечаются границы дорожки.

Подготовка основания

В пределах указанных границ тротуара необходимо вырыть «ванну». Для этого снимается верхний слой грунта толщиной примерно в 30 см, и тщательно утрамбовывается.

Следующим шагом станет установка боковых бордюров. Бордюры имеют два основных предназначения – эстетически оформить границы тротуара и удержать раствор асфальтобетона от расползания во время укладочных работ.

Процесс установки бордюров:

  • С двух сторон дорожки выкопать параллельные траншеи;
  • Натянуть контрольную нить, по которой будут укладываться элементы бордюра;
  • Уложить кирпичи или другие выбранные материалы на цементный раствор.

Подготовка песчанно-щебневой подушки

Слои щебня и песка

После прокладки бордюров начинается работы по формированию щебневой подушки.

  • На подготовленное основание засыпается слой песка, его толщина должна составлять 15 см. Песок разравнивается (ровность можно проверить строительным уровнем) и тщательно утрамбовывается;
  • На слой песка высыпается слой щебня крупной фракции и хорошо утрамбовывается;
  • На полученное основание прокладывают гидроизоляцию;
  • Поверх гидроизоляционного слоя засыпается щебень мелкой фракции или гравий, разравнивается;
  • Слои заливаются водой и утрамбовываются, вода обеспечит плотное прилегание слоев друг к другу.

Требуется заранее соорудить дренажные отверстия, чтобы дождевая вода не скапливалась на тротуаре.

Технология укладки тротуара асфальтобетоном

Укладка тротуара асфальтобетоном

Асфальтоукладочные работы лучше доверить экспертам, так как у них в наличии есть специальная техника, но при желании укладку можно выполнить самостоятельно.

Для устройства тротуаров из асфальтобетона понадобятся следующие инструменты:

  • лопата для разброса смеси по участку;
  • швабра-движок для разравнивания поверхности;
  • ручной каток для трамбовки асфальта;
  • солярка для смазки инструментов.

Из материалов нужны только готовый раствор асфальтобетона и специальная эмульсия для пропитки. Выделяется три основных вида пропиточных составов для асфальта:

  • Битумная эмульсия – самая распространенная и доступная по цене, но не отличается высокими качественными показателями, поэтому покрытие требует регулярного обновления.
  • Каменноугольная смола – ее главное преимущество устойчивость к воздействию нефтепродуктов и долговечность;
  • Пропитка на основе акрилового полимера – самый дорогостоящий вариант, но самый качественный из всех. Этот вид используют на площадках с большими нагрузками, например теннисные корты и стадионы.

На готовое основание при помощи лопаты раскладывается масса асфальтобетона толщиной в 3 – 5 см. Затем шваброй тщательно разравнивается по всей площади и утрамбовывается ручным катком – движения катка должны быть только по прямой линии.

Чтобы на рабочие инструменты и каток не прилипала смесь асфальта. Их необходимо заранее смазать соляркой.

Готовую поверхность пропитывается асфальтной эмульсией или специальной краской, предназначенной для асфальта.

Пропитка может быть разного цвета.

Преимущества и недостатки асфальтного покрытия

Асфальтное покрытие

Асфальтное покрытие завоевало большую популярность благодаря большому списку положительных качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступная цена – все материалы можно приобрести в магазине и самостоятельно изготовить раствор;
  • Быстрота укладки и высыхания покрытия – работы проводятся в короткий срок, полное высыхания асфальта наступает спустя пару дней;
  • Простота ремонтных работ – достаточно удалить деформированную часть и уложить на его место холодный асфальт и тщательно утрамбовать;
  • Внешний вид – покрытие ровное и гладкое, есть возможность выбрать необходимый цвет или оттенок;
  • Прочность и стойкость к деформации;
  • Водостойкость.

Главным недостатком покрытия из асфальтобетона для тротуаров является неприятный запах от битумных испарений, который может появиться в жару.

Наиболее распространенной технологией укладки дороги является асфальтирование. Это связано с хорошими эксплуатационными и потребительскими свойствами асфальтового покрытия и простотой технологического процесса укладки асфальта. Чтобы качество дорожного покрытия соответствовало техническим требованиям и ГОСТу, необходимо соблюдать все требования по укладке пирога асфальта. В статье мы рассмотрим разрез дорожного пирога и особенности технологии укладки асфальта для проезжей дороги.

Состав дорожного пирога. Пирог асфальтового покрытия

Пирог дорожного покрытия любого типа автострады является многослойным основанием дорожной одежды, состоящим из нескольких слоев строительных материалов (грунт, песок, щебень). Основная функция дорожного основания - обеспечение безопасности транспортного движения, а также устойчивости автострады к механическому воздействию. От качественно уложенного слоя основания зависит долговечность дорожного полотна и комфорт автомобилистов: при несоблюдении технологического процесса его укладки в процессе эксплуатации дорога съедет вниз.

Структура дорожного пирога включает:

  • земляное корыто;
  • подушка из песка и крупной фракции щебня;
  • непосредственно основание - фундамент дороги;
  • слой из железобетона;
  • слой асфальта;
  • специальная пропитка для защиты от предполагаемых нагрузок;
  • пирог асфальтового покрытия.

Каждая дорога общего пользования является многослойным пирогом, составленным исходя из предполагаемых нагрузок и внешего воздействия.

Разрез дороги

Во время строительства дорог необходимо соблюдать все требования технологического процесса: от этого зависит состояние дорог и безопасность всех участников движения.

В завимости от предназначения и типа дороги разработаны специальные технологические требования к составу пирога.

Обычное асфальтирование

Используется при строительстве дороги на уже созданном основании дорожного полотна, для улучшения состояния плохих дорог. Толщина слоя асфальта составляет от 4 до 6 см, поверхность дороги обязательно обрабатывается битумом.

Экономичный вариант асфальтирования

Эконом вариант асфальтирования

На земляное полотно укладывается слой различных типов щебня (от 5 до 7 см), далее идет крупнозернистый асфальт. Эта технология укладки асфальта подойдет для обустройства тротуаров и придомовых территорий.

Вариант асфальтирования эконом плюс

Экономичный вариант строительства и технологии укладки асфальта с созданием многослойного дорожного пирога. Поверх дорожного основания застилает песок (до 15 см), далее идет крупная и мелкая фракция щебня (до 12 см), после этого укладывают асфальт. Эта технология застила автомобильной дороги обеспечивает высокую прочность и долговечность дорожной одежды.

Классический пирог дорожного полотна

Классический пирог асфальтового покрытия

Если в ходе проводимых дорожно-строительных мерприятий приняется эта технология, состав пирога включает:

  • песок (до 40 см) - застилается после уплотнения грунта;
  • щебень (до 20 см);
  • слой асфальтобетонного покрытия (5-6 см).

Такого пирога достатточно при строительстве дорог в крупных городах, а также для создания парковок, подъездных путей и т.д.

Грузовой вариант

Грузовой пирог покрытия

Технология укладки асфальтового слоя для грузовых автотрасс:

  • в основание будущей дороги застилается песок (до 50 см);
  • на песчаное покрытие - щебень (от 20 до 25 см);
  • в первую очередь идет крупнозернистый асфальт (5-6 см);
  • в завершение дорожного пирога застилается слой мелкозернистого асфальта (5 см).

Данный вариант нанесения нового или обновления уже существующего асфальтобетонного покрытия подходит для интенсивного трафика грузовой и тяжелой техники.

Технология строительства дорожного пирога

Вне зависимости от характера работа (вы будете делать дорогу с нуля или просто чинить дорогу) необходимо соблюдать последовательность и технические требования по строительству дорожного пирога:

  • 1 этап - срезать плодородный слой почвы и вывезти весь мусор;
  • 2 этап - земляное полотно уплотняется и утрамбовывается специальной техникой;
  • 3 этап - на слой фундамента дороги наносится геотекстиль (от напрямую зависит прочность автострады к смещению и размыванию влагой);
  • 4 этап - формирование подушки из песка для уменьшения деформации дорожного полотна);
  • 5 этап - застил щебня;
  • 6 этап - закрепление дорожных покрытий эмульсией битума;
  • 7 этап - нанесение асфальтового покрытия несколькими слоями.

Технология укладки асфальта по ГОСТ

Характеристики дорожного и технические требования строительства новых трасс и осущесвление ремонта в процессе эксплуатации дорожного покрытия закреплены в ГОСТ. Согласно стандарту, этапы технологии укладки асфальта вкючают:

  • комплекс подготовительных мероприятий;
  • подготовка земляного полотна;
  • проведение необходимых коммуникаций и инженерых систем;
  • устройство оснований будущей дороги: застил песка, щебня или основания из железобетона;
  • асфальтирование или застил поверхности асфальтной крошкой;
  • благоустройство территории.

Процесс асфальтирования может осуществляться 2 способами:

  • Укладка холодного асфальта - в этом случае не требуется проведения масштабных мероприятий по утрамбовке и уплотнению. С помощью этой технологии можно чинить дорогу или улучшать щебеночные дороги, в том числе в дни с отрицательной температурой воздуха (до -10 градусов).
  • Технология укладки горячего асфальта предполагает приготовление специальной смеси из битума и мелкого гравия, которая укладывается исключительно в теплые дни без осадков. Качество дорожного полотна определяется температурой готовой смеси (от 100 до 160 градусов).

Смотрите также:

Технологии ремонта дорожного покрытия

Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.

Материалы для строительства дорог

В первую очередь решено было изменить методику производства строительных материалов. Данный алгоритм поможет заказчикам строительства автотрасс учитывать срок службы и, следовательно, определять экономическую выгоду строительства цементобетонных дорожных покрытий.

Когда закончено возведение личного дома, наступает этап оформления приусадебного участка. Оформление цветников, клумб, тротуара, высадка разных растений – это лишь малый перечень необходимых операций, которые предстоит сделать человеку. У многих домовладельцев имеется личное транспортное средство. Именно поэтому наличие качественной подъездной дорожки к жилью просто необходимо. Мало кто решается выполнять асфальтобетонное покрытие самостоятельно. Однако в данной статье мы рассмотрим все тонкости и нюансы такого процесса.


Определение

Асфальт делают из специальной смеси. Данный раствор применяют повсюду. С его помощью обустраивают трассы, площади, улицы и даже садовые дорожки. Однако существуют определенные нормы асфальтобетонного покрытия. Все это прописано в специальных ГОСТах. Там же указано и содержание асфальтобетонной смеси. Больше века данный ямочный состав остается без каких либо изменений:

  • Самое важно, обязательное присутствие битумного материала в качестве вяжущего компонента.
  • Обязательно наличие, в определенной дозировке, карьерного песка, а также минеральных добавок.
  • Последним необходимым компонентом является синтетически созданная присадка.

Когда только было начато пользование асфальтобетонным покрытием, применяемый битумный материал был природного происхождения. Однако в связи с его ограниченным количеством в природе, возникла необходимость в синтетическом аналоге. Данный аналог производят из отходов нефтепромышленности. Его используют и теперь.

Песок используют добытый в карьерах, а вот в качестве минеральных добавок применяют щебень, шлаки и дробленную скальную породу. Присадки применяют, чтобы повысить отдельные характеристики покрытия, такие как – морозостойкость, показатель вязкости и многое другое.

Какие бывают составы?


Асфальтирование участка.

Рынок выпускаемого материала для покрытий невероятно обширен. Виды зависят от дозировки внутренних компонентов, типа присадок. Профессионалы подразделяют асфальт на такие виды:

  • Для оформления тротуарного покрытия, дорожек в саду либо внутреннего двора. В основе идут песчаные смеси.
  • Растворами мелкого помола укладывают городские улицы с неинтенсивным транспортным движением, а также им выполняют ямочный ремонт.
  • Асфальт крупного помола используют для создания подстилающего пласта. Он выполняется в случае использования многослойного метода обработки.
  • Покрытие, изготовленное с использованием битума и полимеров, применяют при устройстве дорог на мостах либо крупных дорожных развязок. Их отличительной чертой считают более высокую долговечность и крепость.
  • Бетон, в составе которого имеется щебень и строительная мастика, признан самым прочным. Поэтому его используют для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах.
  • Обработка покрытий спортивного направления выполняется при помощи бетона с битумно-резиновыми компонентами.
Вернуться к оглавлению

Правила укладки покрытий

Устройство асфальтобетонного покрытия – довольно серьезное дело и не имеет значения, кто будет это выполнять. Технология функционирования по обустройству асфальта прописана в специальном СНиПе, а также ГОСТе. Понять все, что там написано порой бывает сложно даже профессионалам, однако в данном пункте мы постараемся тщательно во всем разобраться.

Подготовительные работы


Конструкция асфальтобетонного покрытия.

Неважно, что вы будете делать, начать необходимо с разметки территории. Нужно точно определиться, в каком именно месте будет находиться дорожка. Предварительно также стоит выполнить дренажные и сливные системы. Подземные конструкции к моменту покрытия дорожек покрытием должны быть установлены.

Во время подготовительных операций немаловажно будет принять решение об асфальтобетонном покрытии, точнее будет сказать, о материалах данного покрытия. Если пешеходными асфальтобетонными покрытиями периодически будут пользоваться автомобилисты, то желательно сделать специальный гравийно-щебеночный слой шириной около 15 сантиметров. Ширина поверхностного слоя покрытия тогда будет колебаться от 5 до 6 сантиметров. При асфальтобетонных покрытиях на АЗС ширину гравийного слоя делают около 30 сантиметров. Верхний слой асфальта укладывается примерно в пару слоев.

Когда дорожка будет размечена, начинают копать траншею под него. Зачастую уличное покрытие и тротуарные площадки выполняют на одной высоте, из-за этого почву убирают на всю ширину асфальтового «пирога». Технология монтажа скоростных трасс немного отличается, однако ее мы разбирать не будем.

После того как поверхностная почва была убрана, траншею необходимо тщательно утрамбовать. Выполнить это можно с помощью катка. Если предусмотрены бордюры, то лучше их установить именно на данном этапе. Асфальтный «пирог» будет в такой своеобразной опалубке из бордюров. Также можно выполнить специальные канавы для отвода воды.

Далее технология предусматривает асфальтобетонные процессы по формированию щебневого слоя. Для тротуаров хватит одного шара, если необходим более мощный бетон, то щебень укладывают в несколько слоев. Нижний пласт является особым дренажом для грунтовых вод. Его выполняют из крупного щебня. Дальнейший пласт поможет распределить давление на поверхность асфальта.

Последняя обработка пластов отсыпки заключается в формировании последнего щебневого слоя мелкой фракции. Он поможет сделать всю подушку прочной и монолитной. Каждый из слоев подлежит тщательному трамбованию. Если асфальтобетонные покрытия будут подвергаться серьезному давлению, то утрамбовывают щебень при помощи катка минимум 6 раз. Во время данной операции, должна дополнительно проходить обработка водой щебня.

Изготовление асфальта в домашних условиях

Приготовление смеси бетона и асфальта считают сложным процессом. Однако существует огромное количество людей, готовых на эксперименты. Такие смеси не удастся применить для трасс, однако для оформления асфальта дома они вполне подойдут.

Классический метод


Добавка делает холодный асфальт более прочным.

Для изготовления асфальтобетонного покрытия необходимы песок, битумный материал (смола), а также мелкий щебень. Из инвентаря понадобятся большая емкость и ведро. Для варки смеси асфальта лучше использовать костер, это дешевле и безопасней.

Помещаем в емкость песочно-щебневые добавки в пропорции 2 к 1 и тщательно размешиваем. Добавляем воду и помещаем емкость на огонь. В то же время начинаем подготовку битумной добавки. Здесь понадобится металлическое ведро. Над огнем необходимо растопить битумную смолу в ведре. Когда добавки смеси в обеих емкостях вскипели, их можно смешать. После смешивания снова возвращаем емкость на огонь и продолжаем кипятить до того момента, пока вода полностью не выкипит. Поверхностная отделка бетоном выполняется, пока раствор горячий.

Применение старого покрытия

Данный метод применяется как для того чтобы создать новое полотно, так и с его помощью можно выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия. По большей части процесс работ схож с предыдущей методикой, однако имеются отдельные нюансы.

  • Старое покрытие снимается при помощи кувалд, щебневую подушку не разбирают.
  • Покрытие подлежит дроблению на мелкие фракции.
  • Раздробленное покрытие заливают водой и плавят в емкости на огне.
  • После этого поверхностная работа продолжается по предыдущей методике.
Вернуться к оглавлению

Метод работы с холодным асфальтом

Подойдет, если есть необходимость не ямочный ремонт производить, а оформить большую площадь. Свою популярность данный метод завоевал относительно недавно, примерно лет 5-10 назад. По принципу работы напоминает холодную сварку. Одним из основных компонентов является специальный битум, который позволяет выполнять весь необходимый процесс даже при отрицательных температурах.

Его недостатком считают немаленькую стоимость. Но в случаях отсутствия возможности монтировать по классическим методам, холодный асфальт является отличной альтернативой.

Влияние материалов на качество покрытия


Толщина укладки зависит от целей использования асфальтобетонного покрытия.

Главным нюансом при операциях, связанных с укладкой асфальтовых покрытий, является правильный и точный выбор материалов. Чтобы не приходилось постоянно выполнять ямочный ремонт, необходимо отнестись к данному вопросу внимательно. Иначе заделка трещин в асфальтобетонном покрытии станет вечной проблемой. Все слои важно выполнять при помощи асфальтоукладчика в одно время. Это оказывает большое влияние на качество дорожки.

Несмотря на то, что классический бетон отличается неплохой прочностью, этот показатель можно улучшить. Самым популярным методом является использование особых типов строительной мастики для асфальта. Данные мастики содержат в себе битумные эмульсии и резиновые полимеры. Обычная битумная мастика применяется лишь в горячем состоянии, а вот эмульсию используют в охлажденном состоянии. Мастики способствуют лучшей герметизации трещин на поверхности покрытия. Это не дает просочиться внутрь воде и предотвращает разрушение полотна.

Период эксплуатации дорожного полотна зависит не только от состояния материалов, но и от оформления дорожной одежды. Один и тот же тип асфальтовой смеси может по-разному повести себя на различных типах основания. На дорожках и трассах, находящихся на цементно-бетонном основании, со временем появляются трещины. Происходит это по причине несоответствия теплофизических характеристик. Основание из щебня не грозят такими осложнениями, но они могут давать определенную усадку всей дорожки.

Заключение

В данной статье описаны все необходимые нюансы касательно выбора материала и функционирования с ним. Однако промышленность все время выпускает новые продукты, которые более совершенны.

При тщательном изучении всех методов и тонкостей покрытия, процесс укладки совсем не сложен.

Читайте также: