Пирогов никита константинович вшэ

Обновлено: 06.05.2024

Образование

Специалитет: Иркутский государственный университет, специальность «Мировая экономика», квалификация «менеджер»

Бакалавриат: Иркутский государственный университет, специальность «Экономика», квалификация «бакалавр экономики»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Профессиональные интересы

Достижения и поощрения

  • Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (январь 2021)
  • Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (июнь 2019)
  • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
  • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2007)

Выпускные квалификационные работы студентов

    Бакалавриат

Шабалин Д. А. «Стратегии роста компаний на развивающихся рынках капитала». Международный институт экономики и финансов, 2020

Шмелев А. А. «Исследование затрат на капитал на развивающихся рынках». Международный институт экономики и финансов, 2020

Исраелашвили Д. З. «Эффективность сделок M&A в автомобильной отрасли». Факультет экономических наук, 2019

Ширяев А. В. «Детерминанты динамики стоимости акций после IPO». Международный институт экономики и финансов, 2019

Вафин Д. Д. «Влияние размера фирмы на эффективность российских компаний». Международный институт экономики и финансов, 2018

Плинер П. И. «Тестирование модели Фама-Френч на российском фондовом рынке». Международный институт экономики и финансов, 2018

Андрейченкова Е. А. «Прогнозирование банкротства на примере российских компаний». Международный институт экономики и финансов, 2017

Акназарова Э. Р. «Эффективность транзакций обратного выкупа акций». Факультет экономических наук, 2017

Асеев Н. А. «Детерминанты структуры капитала Российских компаний». Международный институт экономики и финансов, 2016

Катхурия А. А. «Эффективность сделок по покупке корпоративного контроля». Международный институт экономики и финансов, 2016

Иванушкин Ф. А. «Долг и корпоративная эффективность на примере российских компаний». Международный институт экономики и финансов, 2016

Федорова Е. А. «Выбор стратегии роста компаний: внутренний или M&A». Международный институт экономики и финансов, 2016

Земсков Г. Б. «Влияние капитальных затрат на финансовые показатели фирмы». Международный институт экономики и финансов, 2016

Половьян А. А. «Эффективность сделок M&A». Международный институт экономики и финансов, 2016

Тишкина А. С. «Тенденции развития и эффективность сделок M&A между странами». Международный институт экономики и финансов, 2015

Елисеева Е. В. «Прогнозирование банкротства российских компаний». Международный институт экономики и финансов, 2015

Алимбекова Э. З. «Эффективность сделок по cлияниям и поглощениям в России». Международный институт экономики и финансов, 2015

Колесниченко Д. Э. «Эффективность сделок M&A на российском рынке». Международный институт экономики и финансов, 2015

Морозова Д. А. «Дивидендная политика компаний стран BRIC». Факультет экономических наук, 2015

Овсепян А. С. «Детерминанты политики нулевого и ультра-низкого долга». Международный институт экономики и финансов, 2014

Радивил И. Д. «Ситуационный анализ доходностей российского рынка акций». Международный институт экономики и финансов, 2014

Хрунова Е. С. «Детерминанты успешности слияний и поглощений». Международный институт экономики и финансов, 2013

Гмеринцев Н. П. «Влияние финансовых решений на операционную эффективность компании». Международный институт экономики и финансов, 2013

Чистякова С. О. «Измерения устойчивости роста компании». Факультет экономических наук, 2015

Полный список ВКР

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 3-й курс, 3 модуль) Анг

  • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль) Анг
  • Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

    • Исследовательский проектный семинар (НИС) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет экономических наук; 1-3 модуль) Рус
    • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль) Анг

    Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 3-й курс, 3 модуль) Анг

    Asset Pricing and Financial Markets (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 3-й курс, 1-4 модуль) Анг

  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 1, 2 модуль) Рус
  • Архив учебных курсов
  • Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

    Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 3-й курс, 3 модуль) Анг

  • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль) Анг
  • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 4-й курс, 1-4 модуль) Анг
  • Corporate Finance (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1 модуль) Анг
  • Corporate Finance-2 (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль) Анг
  • Research Seminar "Capital Structure and Investment Decisions" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1-3 модуль) Анг
  • Научно - исследовательский семинар "Экономика и финансы фирмы" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1-3 модуль) Рус
  • Основы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1 модуль) Рус
  • Corporate Valuation (Advanced Level – Corporate Valuation-2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 3, 4 модуль) Анг
  • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1-3 модуль) Рус
  • Asset Pricing and Financial Markets (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 3-й курс, 1-4 модуль) Анг
  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 1, 2 модуль) Рус
  • Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

    Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 3-й курс, 3 модуль) Анг

  • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль) Анг
  • Corporate Finance (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1 модуль) Анг
  • Corporate Finance-2 (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль) Анг
  • International Corporate Finance (Магистратура; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 2, 3 модуль) Анг
  • Corporate Valuation (Advanced Level – Corporate Valuation-2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 3, 4 модуль) Анг
  • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1-3 модуль) Рус
  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 1, 2 модуль) Рус
  • Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

      Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; спец-я "Мировая экономика"; 3-й курс, 1, 2 модуль) Рус

  • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3 модуль) Анг
  • Научно-исследовательский семинар "Стратегическое управление финансами фирмы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1-3 модуль) Рус
  • Научно - исследовательский семинар "Экономика и финансы фирмы" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1-3 модуль) Рус
  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 2-й курс, 3, 4 модуль) Рус
  • Экономика фирмы (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; спец-я "Мировая экономика"; 4-й курс, 1, 2 модуль) Рус
  • Образование

    Иркутский государственный университет, специальность «Мировая экономика»

    Бакалавриат: Иркутский государственный университет, специальность «Экономика»

    Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

    Профессиональные интересы

    • Корпоративные финансы
    • Инвестиционный анализ в условиях неопределенности
    • Корпоративное управление

    Достижения и поощрения

    • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
    • Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2007)

    Выпускные квалификационные работы студентов

      Бакалавриат

    Гмеринцев Н.П. «Влияние финансовых решений на операционную эффективность компании». Международный институт экономики и финансов, 2013

    Косов С.А. «Влияние структуры капитала на выбор стратегии развития: M&A vs органический рост». Международный институт экономики и финансов, 2013

    Хрунова Е.С. «Детерминанты успешности слияний и поглощений ». Международный институт экономики и финансов, 2013

    Демидкин М.О. «Анализ информационной составляющей объявлений о выплате дивидендов». Международный институт экономики и финансов, 2013

    Кравчук Д.В. «Мотивы дивидендной политики на развивающихся рынках капитала». Факультет экономических наук, 2013

    Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

    • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; спец-я "Мировая экономика"; 3-й курс, 1, 2 модуль)

  • Corporate Finance (Advanced Level – Corporate Finance-2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1, 2 модуль)
  • Научно-исследовательский семинар "Стратегическое управление финансами фирмы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 2-й курс, 1-3 модуль)
  • Научно - исследовательский семинар "Экономика и финансы фирмы" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1-3 модуль)
  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Факультет бизнеса и менеджмента; 2-й курс, 3, 4 модуль)
  • Экономика фирмы (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; спец-я "Мировая экономика"; 4-й курс, 1, 2 модуль)
  • Архив учебных курсов
  • Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

    • Анализ финансового состояния банка (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Финансы"; 2-й курс, 1 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; спец-я "Мировая экономика"; 3-й курс, 3, 4 модуль)

    Научно-исследовательская практика (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Корпоративные финансы"; 2-й курс, 3, 4 модуль)

    Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1-4 модуль)

  • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Корпоративные финансы"; 1-й курс, 1-3 модуль)
  • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Факультет бизнес-информатики; 4-й курс, 2 модуль)
  • Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

    • Анализ финансового состояния банка (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Финансы"; 2-й курс, 1 модуль)
    • Corporate Finance (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Корпоративные финансы"; 1-й курс, 1 модуль)
    • Корпоративные финансы (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Финансы"; 1-й курс, 2, 3 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Отделение статистики, анализа данных и демографии; спец-я "Статистика и анализ данных"; 3-й курс, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Фондовый рынок и инвестиции"; 1-й курс, 2, 3 модуль)
    • Corporate Finance (Advanced Level – Corporate Finance-2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1-3 модуль)
    • Научно - исследовательский семинар "Экономика и финансы фирмы" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1-3 модуль)
    • Финансовый менеджмент (Бакалавриат; где читается: Факультет логистики; спец-я "Логистика и управление цепями поставок"; 3-й курс, 2, 3 модуль)

    Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Отделение статистики, анализа данных и демографии; спец-я "Статистика и анализ данных"; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (продвинутый уровень - Корпоративные финансы - 2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1-3 модуль)
    • Research Workshop "Applied corporate finance" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; спец-я "Экономика и финансы фирмы"; 4-й курс, 1, 2 модуль)
    • Научно-исследовательский семинар "Стратегическое управление финансами фирмы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 2-й курс, 1-3 модуль)
    • Научно-исследовательский семинар "Эмпирические корпоративные финансы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1-4 модуль)
    • Финансовая экономика (Подготовительное отделение магистратуры; 1 семестр)

    Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Отделение статистики, анализа данных и демографии; спец-я "Статистика и анализ данных"; 3-й курс, 3, 4 модуль)

  • Корпоративные финансы (продвинутый уровень - Корпоративные финансы - 2) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 2 модуль)
  • Научно-исследовательский семинар "Стратегическое управление финансами фирмы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 2-й курс, 2, 4 модуль)
  • Научно-исследовательский семинар "Эмпирические корпоративные финансы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 2, 4 модуль)
  • Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

    • Бухгалтерский учет (изучена на английском языке) (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; спец-я "Экономика и менеджмент"; 3-й курс, 1, 2 семестр)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Отделение статистики, анализа данных и демографии; спец-я "Статистика"; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы-2 (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Корпоративные финансы (изучена на английском языке) (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; спец-я "Банковское дело и финансы"; 4-й курс, 1, 2 семестр)
    • Научно-исследовательский семинар "Эмпирические корпоративные финансы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1, 2 семестр)
    • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Корпоративные финансы"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Риск-менеджмент, страхование и актуарное дело"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Финансовая экономика (Подготовительное отделение магистратуры; где читается: Факультет довузовской подготовки; 1 семестр)

    Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

    • Бухгалтерский учет (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 3-й курс, 1, 2 семестр)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; 4-й курс, 1, 2 семестр)
    • Корпоративные финансы (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)
    • Корпоративные финансы - 2 (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Научно-исследовательский семинар "Стратегическое управление финансами фирмы в условиях инновационной экономики" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 2-й курс, 1, 2 семестр)
    • Научно-исследовательский семинар "Эмпирические корпоративные финансы" (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1, 2 семестр)
    • Принципы корпоративных финансов (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Корпоративные финансы"; 1-й курс, 1 семестр)

    Учебные курсы (2008/2009 уч. год)

    • Корпоративные финансы (продвинутый уровень) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Управление рисками и актуарные методы"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Корпоративные финансы (продвинутый уровень) (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 1-й курс, 1 семестр)
    • Оценка стоимости компании (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Финансовые рынки"; 1-й курс, 2 семестр)
    • Реальные опционы в стратегическом анализе фирмы (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; программа "Стратегическое управление финансами фирмы"; 2-й курс, 1 семестр)

    Публикации 17

    Публикации

    1. Пирогов Н.К. (в соавторстве). Анализ опционов роста компаний на растущих рынках капитала. Электронный журнал «Корпоративные финансы», 2007, выпуск 2.
    2. Пирогов Н.К. (в соавторстве). Анализ опционов роста компаний на растущих рынках капитала Электронный журнал «Корпоративные финансы», 2007, выпуск 2.
    3. Пирогов Н.К. (в соавторстве). Корпоративное управление и корпоративные результаты: эмпирические доказательства на опыте развитых стран. Электронный журнал "Корпоративные финансы", 2007, №4.
    4. Пирогов Н.К. (в соавторстве). Обзор докладов, представленных на Второй Международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров». Блок «Тенденции и проблемы в развитии Корпоративного управления». Электронный журанал "Корпоративные финансы", 2007, №4.
    5. Пирогов Н.К. (в соавторстве). Руководство к изучению курса «Корпоративные финансы». Под научной редакцией Ивашковской И.В. М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, вклад 1,5 п.л.
    6. Пирогов Н.К. Анализ роста российских компаний. Доклад на III Международной конференции «Корпоративное управление: проблемы и практика» г. Ульяновск, 11-12 октября 2007 г.

    Расписание занятий на сегодня

    Управленческая гибкость: взгляд финансиста

    Эффективность любого бизнеса зависит от способности менеджмента быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Необходимость в принятии управленческих решений возникает ежедневно, например в ответ на поступление новой информации с рынка или действия конкурентов. Менеджеры прекрасно понимают важность оперативного реагирования на изменения. Однако использование традиционных подходов, основанных на дисконтированных денежных потоках, не позволяет проявить управленческую гибкость при анализе эффективности инвестиционного проекта. Решением данной проблемы может стать внедрение метода реальных опционов.

    «Мне интересна работа командная, проектная, интенсивная»

    Илья Кузюк, выпускник магистерской программы ВШЭ «Корпоративные финансы» 2011 года, работает экспертом в ведущей международной инвестиционной компании Xenon Capital Partners, специализирующейся в основном на предоставлении индивидуальных инвестиционно-банковских решений отечественным и иностранным клиентам.

    • О Вышке
    • Цифры и факты
    • Руководство и структура
    • Преподаватели и сотрудники
    • Корпуса и общежития
    • Закупки
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • Лицей
    • Довузовская подготовка
    • Олимпиады
    • Прием в бакалавриат
    • Прием в магистратуру
    • Дополнительное образование
    • Аспирантура
    • НАУКА
    • Научные подразделения
    • Исследовательские проекты
    • Мониторинги
    • Конференции и семинары
    • Диссертационные советы
    • Ресурсы
    • Издательский дом ВШЭ
    • Книжный магазин «БукВышка»
    • Журналы ВШЭ
    • Публикации сотрудников
    • Единый архив экономических и социологических данных
    • Медиа
    • Видео
    • Университет, открытый городу
    • Образовательный портал
    • Экспертный сайт «Открытая экономика»
    Шаблоны сделаны в Студии Артемия Лебедева
    Логотип Студии Артемия Лебедева


    Реальные опционы и реальность

    Пирогов Никита Константинович

    В последние 10-15 лет тема реальных опционов стала очень популярна в кругах научных деятелей и деловых людей. Количество работ, представляющих "руководство" по использованию методики реальных опционов в различных условиях, растет из года в год. Этот метод не является заменой традиционных подходов к оценке стоимости инвестиционных проектов и компаний. Он, скорее, представляет собой дополнение, дающее возможность учитывать некоторые аспекты, недоступные такому методу, как метод чистой приведенной стоимости (ЧПС). Гибкость в принятии управленческих решений - это фактически актив компании, который может быть учтен в стоимости инвестиционного проекта или компании с помощью методики реальных опционов. Научные исследования реальных опционов полностью базируются на той идее, что гибкость имеет определенную стоимость.

    Практически во всех работах по применению методики реальных опционов упоминаются потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в процессе проведения оценки. В связи с тем, что методика ценообразования опциона базируется на достаточно сложном математическом аппарате, большинство упоминаемых проблем относится именно к технической области. Несмотря на то, что реальные опционы изначально присутствуют во многих инвестиционных проектах, использование этой методики не всегда оправдано и имеет смысл. К сожалению, авторы пока уделяют мало внимания тому факту, что применение методики реальных опционов потенциально может негативно влиять на управляемость компании и на ее стратегическое положение в бизнес среде. Реальные опционы не всегда имеют ценность. В некоторых ситуациях четкое следование намеченному плану может быть более целесообразным, чем поддержание гибкости компании. В этом случае, реальность бизнеса может диктовать условия, в которых применение инновационного подхода к оценке может быть не только бессмысленно, но и привести к проблемам в управлении компанией. Цель данной статьи - определить, когда гибкость не представляет собой ценности для компании, а также отметить аспекты возможного негативного влияния.

    Поле деятельности

    Обычные финансовые опционы представляют собой контракты. Их стоимость зависит от стоимости базового актива, но не наоборот. Реальные же опционы, базовым активом которых в большинстве случаев являются денежные потоки инвестиционных проектов, подразумевают идеологическое изменение подходов к ведению бизнеса. Переход от следования планам реализации проектов к использованию принципов гибкости в принятии управленческих решений ведет к изменению корпоративной методологии ведения бизнеса. Необходимо отметить, что последствия таких изменений могут иметь и негативное влияние для компании. Попробуем определить случаи, когда использование методики реальных опционов не оправдано:

    Во-первых, компании может не требоваться гибкость в принципе. Такое возможно в такой бизнес среде, где отсутствует неопределенность. Ценность же реальных опционов базируется на понятии неопределенности, при наличии которой гибкость в принятии управленческих решений может увеличить общую стоимость инвестиционного проекта. Необходимость в гибкости может отсутствовать во множестве небольших компаний, работающих по долгосрочным контрактам субподряда. Такие компании могут десятилетиями работать по одному контракту, производить один продукт и поставлять его для единственного клиента.

    Во-вторых, в компании может отсутствовать возможность использования гибкости в принятии управленческих решений. Такая ситуация может возникнуть, например, в силу наличия определенных политических мотивов, когда руководство компании не может изменить ранее принятых решений. К примеру, наличие в проекте опциона отказа и условий для его исполнения не всегда означает его однозначное использование. Менеджмент компании может декларативно говорить об успешном применении инновационного подхода, но, в то же время, быть не готов "нажать на курок" и прекратить внедрение проекта.

    Наличие указанных выше условий и попытка применения методики реальных опционов неизбежно приведет к неэффективному использованию ресурсов компании. В первом случае, где бизнес существует в среде полной определенности, стоимость реальных опционов будет нулевой и использование инновационного подхода к оценке инвестиционных проектов будет означать лишь бессмысленное расходование финансовых и человеческих ресурсов. Во втором случае, когда менеджмент компании еще не готов или не способен использовать принципы гибкости в управлении, реальные опционы будут лишь мнимо влиять на стоимость инвестиционных проектов.

    Ловушки реальности

    Рассмотренные негативные моменты, сопряженные с использованием методики реальных опционов, не указывают на недостатки самого подхода. Как и при применении любого другого метода, менеджменту компании необходимо четко представлять себе, когда имеет смысл его использовать.

    Тем не менее, рассматриваемый инновационный подход потенциально может оказать негативное влияние на компанию. Полноценное применение методики реальных опционов ставит цель увеличить организационную гибкость компании, которая подразумевает кардинальный пересмотр подходов к ведению бизнеса. Использование реальных опционов фактически меняет процесс формирования стратегии компании. Гибкость, несомненно, является преимуществом при реализации одного или нескольких инвестиционных проектов. Но когда вся стратегия компании строится на принципе гибкости, вероятность неудачной реализации такой стратегии может быть высока.

    Формирование стратегии в виде портфеля реальных опционов может в первую очередь привести к ослаблению "приверженности" персонала. Успех новой идеи в компании очень сильно зависит от мотивации основных "игроков". Наличие полностью преданного проекту лидера очень часто является одним из критических факторов успешного завершения проекта. Любой проект, содержащий в себе реальные опционы, которые позволяют откладывать принятие жизненно важных для проекта решений, будет подразумевать ослабленную "приверженность" со стороны ключевых участников. При использовании методики реальных опционов компания заявляет, что она не будет принимать в настоящий момент окончательного решения по проекту, но будет поддерживать проект в состоянии готовности в течение определенного времени, которое понадобится для прояснения ситуации на рынке. Персонал, который работает над таким проектом, не будет полностью "отдавать" себя делу, будущее которого еще не определено. Здесь можно проследить следующую цепочку: без организационной приверженности, которая не может мирно сосуществовать с гибкостью, приверженность отдельного сотрудника компании ослабевает, что в результате повышает вероятность неудачной реализации проекта. В отношении некоторых инвестиционных проектов имеет смысл принять окончательное решение о начале реализации проекта - "сжечь за собой все мосты". В этом случае, когда иного пути просто нет, "приверженность" персонала к достижению четко поставленных целей резко возрастает.

    Таким образом, увеличение гибкости компании путем формирования стратегии на базе портфеля реальных опционов, должно привести к изменению морали персонала с точки зрения их "приверженности" и целеустремленности к достижению существующих среднесрочных и долгосрочных целей. Необходимо отметить, что в данной ситуации нельзя полностью обвинять персонал компании, так как сами цели компании трансформируются и становятся более гибкими и аморфными.

    Дас и Еланго в одной из своих работ указывают на несколько недостатков гибкости, которую порождают реальные опционы: дополнительные затраты, усиление стресса в компании, а также ослабление стратегического фокуса. Дополнительные затраты могут выражаться не только в стоимости поддержания существующего опциона, но и также в осознанном приобретении реального опциона. Это можно проиллюстрировать следующим примером: чтобы обеспечить гибкость в вопросе потенциального расширения завода, может потребоваться осознанная покупка дополнительных площадей. В этом случае стоимость дополнительных земельных площадей будет представлять собой стоимость опциона, а стоимость строительства - цену исполнения реального опциона.

    Кроме рассмотренных выше негативных аспектов применения метода реальных опционов можно также отметить возрастающий стресс и потерю стратегического фокуса. В мире гибкости персоналу компании необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям. Эта адаптация происходит по большей части не за счет использования ранее накопленного опыта, а за счет постоянного приобретения новых навыков и знаний. Именно здесь и кроется опасность появления стрессовых ситуаций в компании, которая пытается освоиться в новом мире неопределенности. В таких условиях наработанные преимущества опытных сотрудником в купе с их набором навыков могут просто превратиться в их недостатки, если они не могут или не хотят адаптироваться к изменяющимся условиям работы. Постоянные организационные трансформации могут слишком дорого стоить менеджменту, так как увеличивается вероятность потери квалифицированного персонала, который не способен приспособиться к новым требованиям функционирования в условиях неопределенности. Итак, стремление компании к гибкости ее бизнес-процессов может привести к потерям квалифицированного опытного персонала, который по каким-либо причинам не смог адаптироваться к новым условиям.

    Кроме проблем на уровне управления человеческими ресурсами, гибкость может оказать разрушающее воздействие на стратегический фокус компании. В постоянно меняющемся мире, где жизненный цикл конкурентных преимуществ постоянно сокращается, компании могут попытаться "переиграть" конкуренцию путем очень быстрых перемещений в "бизнес пространстве". Это означает, что менеджеры могут принимать решения о кардинальных изменениях курса развития компании, основываясь на недостаточно веских сигналах из окружающей среды. Таким образом, сильно возрастает вероятность того, что менеджеры могут просто "перегнуть палку" в своем ответе всему миру.

    С точки зрения теории жизненного цикла, методика реальных опционов находится в данный момент на этапе бурного роста. Все большее количество компаний применяет ее не только для того, чтобы учесть стоимость гибкости в своих инвестиционных проектах, но и для формирования стратегии своего развития в виде портфеля реальных опционов. Чем глубже отдельно взятая компания инкорпорирует в свою организацию принципы реальных опционов, тем выше вероятность провала, когда эта методика окажется неэффективной. Можно сказать, что у компании всегда есть реальный опцион отказа от использования в своей практике теории реальных опционов.

    Частая смена курса может негативно восприниматься не только персоналом компании, но и другими сторонами - инвесторами, клиентами и поставщиками. Их негативная реакция может исходить из того факта, что изменения часто воспринимаются как неудачи прошлой деятельности компании. Таким образом, гибкость организационной структуры таит в себе множество опасностей, которые незаметны за популярными на сегодняшний день преимуществами. В первую очередь, менеджменту компании необходимо четко представлять себе в каких условиях применение методики реальных опционов может увеличить общую стоимость компании. А во вторых, всегда необходимо помнить, что "панацеи" в реальном мире пока не существует - каждый из методов управления таит в себе недостатки. Наибольшую пользу из метода реальных опционов менеджмент сможет извлечь лишь после глубокого осознания потенциальных проблем, которые может принести с собой этот инновационных подход.

    Amram, M & Kulatilaka, N 1999. Real options: Managing strategic investments in an uncertain world. Boston, MA: Harvard Business Scholl Press.

    Black, F & Scholes, M. 1973. The pricing of options and corporate liabilities. Journal of Political Economy, 81: 637-654.

    Busby, J. S. & Pitts, C.G.C. 1997. Real options in practice: An exploratory survey of how finance officers deal with flexibility in capital appraisal. Management Accounting Research, 8: 169-186.

    Das, T. & Elango, B. 1995. Managing strategic flexibility: Key to effective performance. Journal of General Management, 20(3): 60-75.

    Dixit, A. & Pindyck, R. 1994 Investment under uncertainty. Princeton, NJ: Princeton University press.

    Garud, R Kumaraswamy, A & Nayyar, P. 1998. Real options or fool's gold? Perspective makes difference. Academy of Management Review, 23(2): 212-217.

    %d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%bd

    В редакцию «Новых Известий» пришло письмо от студентов факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ , одного из лучших вузов страны. «Здравствуйте, редакция! У нас в университете вопиющий случай, а ректор хочет замять дело и опасается утечки в СМИ. »

    Ирина Зиганшина

    Главный герой этого документа — академический руководитель программы Андрей Скриба. В своем обращении на имя ректора Ярослава Кузьминова студенты просят разобраться, почему академический руководитель учебной программы делает непозволительные его статусу вещи. Например, позволяет себе публично на занятиях и в интернете оскорблять студентов. Отпускать националистические шутки.

    «Ведь антисемитизм — это то, что ты ожидаешь от ключевого человека на программе двойного диплома «Международные отношения» с Лондонской школой экономики. Не говоря о грубых нарушениях Устава вуза. Наверное, когда ты учишься на программе с LSE и платишь за обучение 600 тыс в год, возникает ощущение, что что-то происходит не так. Ждёшь совершенно иное обращение. Помимо многочисленных претензий по профессиональной деятельности Скрибы, авторы обращения указали на морально-этические качества преподавателя. » - пишут студенты.

    Вот только несколько фрагментов из этой части обращения:

    «Студенты нашей образовательной программы неоднократно сталкивались с некомпетентностью Андрея Сергеевича и неуважительным поведением с его стороны по отношению к студентам упомянутой образовательной программы, что приводило к конфликтным ситуациям со студентами.

    Количество таких ситуаций очень велико, в связи с чем следует указать наиболее «яркие» из них.


    - 31.05.2018 – на семинаре перед экзаменом по предмету «History of international relations» с иностранным профессором Навидом Хассанпуром Скриба А.С. взял стул и начал бить им по парте, после чего не допустил студента Шонова Дениса на семинар, пренебрегая протестом преподавателя, проводившего семинар.

    - 09.04.2018 - во время семинара группы «БМОЛ161» по предмету «Political thought» с Корягиным Александром Дмитриевичем , на котором обсуждался Жан-Жак Руссо и Третий Рейх как пример того, как доктрины Руссо были реализованы в реальной жизни, Скриба А.С. , войдя в аудиторию по необъясненным причинам, и, не вникнув в суть семинара, эмоционально задал вопрос студенту иудейского вероисповедания: «Это специально для вас?».

    - 06.10.2016 - во время своего семинара Скриба А.С. позвонил отсутствующему студенту (на тот момент еще 1 курса) Мигавчику Артемию, который находился в больнице на медосмотре, и стал публично отчитывать последнего за прогул семинара, предварительного включив телефон на громкую связь. После этого он начал давить на студентов группы, у которых А. Мигавчик был старостой, и унижать этого студента, требуя переизбрания старосты, хотя кандидатура данного студента устраивала группу (. )

    - Скриба А. С. допускает прилюдные унижения выбранных студентами старост, подвергая сомнению их умственные способности и факт их работы в качестве представителей учебных групп, вмешиваясь в организационный процесс студентов. Как правило, данные оскорбления звучали в отсутствие обсуждаемого при всей группе студента

    Далее студенты перечисляют нарушения Правил внутреннего трудового распорядка НИУ «ВШЭ» , допущенные Скрибой:

    1) Права обучающихся на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм психического насилия, оскорбления личности;

    2) Обязанность работников университета соблюдать нравственные и этические нормы, уважать честь и достоинство обучающихся;

    3) Обязанность научно-педагогических работников университета не допускать нарушения норм академической или преподавательской этики;

    4) Обязанность не допускать применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над личностью обучающегося. »

    Студенты призывают руководство ВУЗа заменить Андрея Скрибу как научного руководителя и преподавателя программы в связи с оскорблением студентов, предвзятым отношением при отборе на стажировки, а также с плохой организацией учебного процесса на программе.

    Это обращение уже активно обсуждается в социальных сетях. Вот несколько самых ярких реплик. Особенно обращает внимание тот факт, что студенты не планируют после окончания университета оставаться в России :

    - Красочными эпитетами в сторону Скрибы я кидаться не буду, но вот факты: он ср.л на старост и банит студентов, которые ему не нравятся, в группе ОП. Почитайте этот документ, чтобы знать, какие люди есть в Вышке. Ждем.

    - Я хочу доучиться в нормальном месте и уехать в другую страну жить с хорошими воспоминаниями, а не вспоминать, как этот человек нам на программе за 600 тысяч корейский язык организовать не может, при этом вытирая ноги об всех. Царек местный!

    - Помню, года полтора назад, когда было много жалоб от студентов этой ОП, Коровко А.В ответила, что «Скриба божий ангел, да быть такого не может, да студенты просто все не так поняли и перепутали».

    Помощник ректора ВШЭ Глеб Гаращук благосклонно принял это обращение. В своем телеграм-канале он написал:

    «Кроме всего прочего должен сказать, что данные активные студенты МОЛа произвели на меня очень даже приятно впечатление. Кроме того, что в пятницу они принесли ещё более увесистое и обстоятельное обращение, которое к слову они обсудили не только со всем своим курсом, но и младшими, так ещё это очень вежливые, с хорошей речью и мышлением ребята. Зайки, короче говоря.

    Оказалось, кстати, что преждевременная публикация сырой версии стала как раз следствием этого самого обсуждения с коллегами за пределами инициативной группы. Несмотря на то, что обращение сразу писалось ректору, направлено оно было в первую очередь академическому руководителю программы.

    К сожалению, преждевременная публикация привела к тому, что на комиссии пришлось потратить время на повторения порядка рассмотрения проблем.»

    А на форуме НИУ ВШЭ администрация так отреагировала на это обращение:

    «По факту обращения студентов к ректору на факультете мировой экономики и мировой политики образована комиссия, изучающая изложенные в письме обстоятельства. Комиссия встречалась с инициативной группой студентов, входящих в число авторов письма. Представители администрации, изучив обстоятельства, признали ряд нарушений в организации учебного процесса, составили план исправления ситуации. Все заинтересованные лица могут получить более детальную информацию у председателя комиссии Ковалева Игоря Георгиевича , заместителя декана факультета.

    С уважением, Анна Коровко (Старший директор по основным образовательным программам)»

    Стоит отметить, что герой этого документа — академический руководитель программы, преподаватель департамента международных отношений кандидат политических наук Андрей Скриба по результатам голосования среди самих же студентов (!) был признан «Лучшим преподавателем-2018». Правда, такого же звания удостоились и еще два десятка преподавателей этого факультета.

    Трое уволенных из Высшей школы экономики преподавателей подали иски в Басманный суд Москвы к университету. Летом вуз прекратил сотрудничество с рядом известных и заслуженных преподавателей, и они уверены, что это произошло по политическим мотивам, однако в Вышке объясняют это решение реорганизацией факультетов. Сейчас Илья Гурьянов, Елена Лукьянова и Ирина Алебастрова просят признать увольнение незаконным, восстановить в работе, выплатить средний заработок за время прогула и компенсацию морального вреда.

    Бывший преподаватель Школы философии, зампред университетской ячейки профсоюза «Университетская солидарность» Илья Гурьянов, а также профессора факультета права Высшей школы экономики Елена Лукьянова и Ирина Алебастрова подали в понедельник иск в Басманный суд Москвы к вузу.

    Как ранее сообщал “Ъ”, летом 2020 года несколько преподавателей заявили, что ВШЭ не продлила с ними контракт. Они уверены, что это произошло «по политическим причинам». Среди них были преподаватели Школы философии Виктор и Юлия Горбатовы, Кирилл Мартынов и профессор факультета права ВШЭ Елена Лукьянова.

    В 2020 году преобразования коснулись факультета права, факультета гуманитарных наук и факультета бизнеса и менеджмента. Утверждается, что в 2021 году за ними последуют факультет коммуникаций, медиа и дизайна, МИЭМ и факультет социальных наук.

    В своем иске (копия есть у “Ъ”) госпожа Алебастрова просит восстановить ее на работе, а также взыскать с вуза 167 тыс. руб. за «время вынужденного прогула с 1 сентября по 28 сентября и по день принятия судебного решения о восстановлении на работе». Также она хочет получить компенсацию морального вреда в размере 200 тыс. руб. Профессор рассказала “Ъ”, что была принята на срочный договор в 2015 году, однако затем он продлевался несколько раз до 31 марта 2020 года. «Формально срок договора истек, но мы продолжали работать с Еленой Лукьяновой, что никем не оспаривается, это можно подтвердить получением заработной платы. А 31 августа мне пришло уведомление о расторжении трудового договора, потому что истек срок»,— говорит Ирина Алебастрова. В своем исковом заявлении она, ссылаясь на 58-ю статью Трудового кодекса РФ, указывает, что если стороны не потребовали расторжения срочного договора, а работник продолжает работу по его окончании, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

    Профессор НИУ ВШЭ Ирина Алебастрова

    Профессор НИУ ВШЭ Ирина Алебастрова

    Фото: Екатерина Соколова / Высшая школа экономики

    Елена Лукьянова ранее заявляла “Ъ”, что зимой она успешно прошла конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ, по итогам которого ее трудовой договор должны были продлить еще на пять лет. По ее мнению, вуз не стал продлевать контракты с сотрудниками кафедры конституционного права из-за их публично высказанной критической позиции по отношению к конституционным поправкам. Отметим, у госпожи Лукьяновой аналогичный иск, однако сумма среднего заработка во время вынужденного прогула отличается. Доверенное лицо Елены Лукьяновой Евгений Порошин не смог назвать эту сумму, поскольку она, по его словам, еще будет корректироваться: «Точных данных нет с учетом всех надбавок, компенсаций и прочего, мы это будем запрашивать через суд».

    Член Общественной палаты России Елена Лукьянова

    Член Общественной палаты России Елена Лукьянова

    Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

    Конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в феврале прошли и Ирина Алебастрова, и Илья Гурьянов. Однако у господина Гурьянова, в отличие от двух бывших коллег, срочный трудовой договор истекал 31 августа 2020 года. «У меня не было длительного фактического исполнения своих обязанностей без трудового договора, как у них,— объясняет господин Гурьянов.— Я апеллирую к факту, что я прошел конкурс в феврале и со мной по результатам конкурса не было подписано дополнительного соглашения и не был оговорен срок окончания (ст. 332 ТК РФ). Мы все прошли конкурс, есть все правовые основания, чтобы нас восстановили на работе». Также в своем иске Илья Гурьянов просит через суд заключить с ним бессрочный договор на основании пройденного конкурса: «Ведь если согласятся с иском и сделают снова срочным, то на ближайшем конкурсе специально вычеркнут». Господин Гурьянов просит выплатить ему моральную компенсацию в размере 150 тыс. руб. и средний заработок за время вынужденного прогула (60 тыс. руб. в месяц).

    Преподаватель Школы философии, зампред университетской ячейки профсоюза «Университетская солидарность» Илья Гурьянов

    Преподаватель Школы философии, зампред университетской ячейки профсоюза «Университетская солидарность» Илья Гурьянов

    Фото: facebook.com / Илья Гурьянов

    На вопрос “Ъ” о возможном возвращении на работу в случае удовлетворения иска бывшие преподаватели отвечают по-разному. «Да, однозначно,— говорит госпожа Алебастрова.— Надо выручать Вышку, пока она не утратила окончательно дух университетской интеллектуальной свободы, пока от нее не отвернулись самые способные и искренние в своем стремлении принести пользу нашей стране студенты. Свои скромные усилия я намерена к этому приложить».

    « Этот иск не для нас, а для всех остальных, чтобы Вышка соблюдала трудовое законодательство,— говорит Елена Лукьянова.— Скорее всего, нет, не вернусь. Работать в условиях внешнего давления, непонятной травли… Хотя кто знает, может, все изменится. Своих студентов и аспирантов я-то люблю».

    В Высшей школе экономики не ответили на просьбу “Ъ” прокомментировать ситуацию.

    Отметим, это далеко не первый скандал в вузе, связанный с увольнениями преподавателей. Летом 2019 года из ВШЭ уволились несколько сотрудников, в том числе младший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований вуза Елена Сироткина. По ее словам, причиной стало давление руководства вуза из-за ее исследования, посвященного сторонникам оппозиционера Алексея Навального. Кроме того, в прошлом году совет НИУ ВШЭ принял решение расформировать подразделение политологии, объединив его с подразделением государственного и муниципального управления. После этого стало известно о том, что из программы курса исчез «Практикум политического анализа» преподавателя ВШЭ и оппозиционного политолога Александра Кынева. Он тогда заявлял, что срочный трудовой контракт истекает в августе, и предположил, что руководство ВШЭ таким образом избавляется от «неправильных преподавателей с критическим отношением к происходящему в стране».

    Читайте также: