Пирогов сергей анатольевич художник

Обновлено: 01.05.2024

В уютном уголке на севере Москвы находится удивительный дом, в котором очень гармонично объединились два образовательных учреждения культуры. Одно из них — ГОУ «Художественная школа» Северного окружного управления образования, основанное в 1979 году. Всё это время школой руководит замечательный педагог и художник Юрий Иванович Протасов.
Творческий коллектив педагогов-единомышленников, среди которых немало выпускников школы, отдают свои творческие силы и жар души на воспитание личности гармонично развитой и творчески активной, способной к преобразованиям в стремительно меняющемся мире. Более 40% педагогов имеют высшую квалификационную категорию.
ГОУ «Художественная школа» — одно из немногих учреждений дополнительного образования с длительным периодом обучения. Сейчас в её стенах основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства бесплатно обучаются более 800 детей с 5 до 18 лет.
Образовательная система художественной школы — пример реализации программы непрерывного образования художественно-эстетической направленности в дополнительном образовании. Учебный цикл предусматривает обучение детей основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства с 1 по 11 классы, кроме того, имеются двухгодичные классы для дошкольников. Преподавание ведётся по авторским программам, разработанным педагогами школы.
Обучающая программа для младших школьников называется «Основы изобразительной грамоты», занятия проводятся два раза в неделю по три академических часа и содержат задания по живописи, рисованию с натуры, декоративному рисованию, композиции. Особое внимание уделяется знакомству с различными художественными материалами и техниками рисования. С 5 класса занятия проводятся три раза в неделю. Кроме рисунка, живописи и композиции, добавляется история искусств и один из предметов: керамика, гобелен, батик, графика, проектирование. После окончания 7 класса учащиеся могут выбрать полюбившееся направление искусства для более глубокого изучения в течение 2 лет. Обучение в старших классах даёт детям не только возможность освоения навыков академического рисунка и живописи, но и помогает в выборе будущей профессии. Кроме того, позволяет при работе над дипломным проектом впервые ощутить себя художником, способным на создание творческого проекта и воплощение его в материале.
Защита дипломной работы — заключительный торжественный аккорд в образовательной системе художественной школы, настоящий праздник для педагогов, учеников и их родителей.
Коллектив школы является лауреатом и дипломантом многих выставок и конкурсов. Ежегодно воспитанники школы участвуют более чем в 15 конкурсах разного уровня. В стенах школы и в других выставочных залах организуются более 20 выставочных экспозиций ежегодно.
Художественная школа зарекомендовала себя как базовое учреждение САО в области эстетического воспитания. В настоящее время свыше 80% выпускников школы выбирают профессию, связанную с деятельностью в области изобразительного искусства.

ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИ ШКОЛЫ











Токарева Елена ГеннадиевнаКуракин Вадим НиколаевичТржемецкая Марина ПетровнаГолованова Ирина ЛьвовнаДозоров Сергей Иванович










Пирогов Сергей Анатольевич Кольцова Светлана ИвановнаДмитриева Лариса ДмитриевнаСоломатин Владимир ИгоревичСоломатина Елена Викторовна

Токарева Елена Геннадиевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Педагог высшей категории. Выпускница ГОУ «Художественная школа». Награждена почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Куракин Вадим Николаевич — педагог высшей категории. Отмечен благодарностью правительства г. Москвы и департамента образования г. Москвы.
Тржемецкая Марина Петровна — методист, зав. методическим кабинетом-лабораторией по изобразительному искусству окружного уровня. Педагог высшей категории. Член МОСХ, отличник народного просвещения. Отмечена благодарственным письмом Департамента образования г. Москвы.
Голованова Ирина Львовна — педагог высшей категории. Доцент, кандидат педагогических наук, лауреат премии мэрии г. Москвы в области образования. Член МОСХ и Международной федерации художников.
Дозоров Сергей Иванович — педагог высшей категории. Заслуженный работник культуры РСФСР. Награждён грамотой Департамента образования г. Москвы.
Пирогов Сергей Анатольевич — педагог высшей категории. Отличник народного просвещения. Награждён грамотой Департамента образования г. Москвы.
Кольцова Светлана Ивановна — педагог высшей категории. Член СХ РФ. Отличник народного просвещения.
Дмитриева Лариса Дмитриевна — педагог высшей категории. Член профессионально-творческого Союза художников и графиков. Отличник народного просвещения. Отмечена благодарностью Московского комитета образования и грамотой Департамента образования г. Москвы.
Соломатин Владимир Игоревич — педагог высшей категории. Награждён грамотой правительства Москвы, Департамента образования города Москвы.
Соломатина Елена Викторовна — педагог высшей категории. Лауреат II Окружного конкурса методических материалов по дополнительному образованию детей СУО Москвы.











Саркисян АрменуиГурьянов МатвейВоскресенская АннаСычугова ЛарисаГульянова Татьяна










Мелешко АлександраНикиткова ДашаИонычева ЮлияКунгурова СтаниславаРодионова Галина

Саркисян Арменуи, выпускница 2010 г. Постоянный участник выставок и конкурсов.
Гурьянов Матвей, ученик 4 класса. Лауреат Московского международного фестиваля-конкурса детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа — 2010», победитель внутришкольного конкурса 2009-2010 г.
Воскресенская Анна, выпускница 2010 года. Победительница многочисленных конкурсов детского творчества, постоянный участник выставок.
Сычугова Лариса, ученица 9 класса. Лауреат детского Российского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник», победитель Московского фестиваля «Юные таланты Московии» (2004, 2006, 2007).
Гульянова Татьяна, ученица 9 класса. Лауреат Московского конкурса детского рисунка «Я рисую цирк» (2006), городских и окружных конкурсов.
Мелешко Александра, ученица 5 класса. Лауреат Международного рождественского конкурса-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» (2007).
Никиткова Даша, выпускница. Победительница множества конкурсов детского творчес­тва, постоянный участник выставок, лауреат Международного московского рождественского конкурса-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» (2009).
Ионычева Юлия, выпускница. Многократный победитель городских и окружных конкурсов, участник пленэров, лауреат Международных конкурсов «Вифлеемская звезда — 2006» и «Твой восход — 2007».
Кунгурова Станислава, ученица 10 класса. Лауреат Московского фестиваля «Юные таланты Московии» (2004, 2005, 2007).
Родионова Галина, выпускница. Победительница многочисленных конкурсов детского творчества, постоянный участник выставок.

Издательство работает совместно с Международным институтом развития бизнеса и карьеры.

Для того, чтобы узнать о талантливых детях и новостях вашего региона, достаточно в разделе Поиск выбрать ваш регион.



"Родители и девочка-вундеркинд из Новокуйбышевска считают, что после многих грамот и наград получили - главную. Удостоверение и медаль «Одарённый ребёнок» после включения в энциклопедию. Уверены, что это даст серьёзные возможности для новых значительных достижений в жизни!"


Первая музыкальная школа Хабаровска вошла во всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети — будущее России.


Одинцовский лицей включен в энциклопедию «Одаренные дети — будущее России»



Школьницы из КБР - в списке одаренных детей России!


Институт молекулярной генетики РАН
Москва, с 2018 г.
Аспирант

  • Все записи
  • Записи Сергея
  • Поиск

Сергей Пирогов запись закреплена
Команда Навального

Биологи с нами ✌

Евгений Кунин — один из самых влиятельных биологов мира. Он записал видео и рассказал, почему мы должны требовать освободить Алексея Навального.

Регистрируйтесь на сайте: free.navalny.com и присылайте нашему телеграм-боту свои видео в поддержку кампании #СвободуНавальному: t.me/protestlivebot

Сергей Пирогов запись закреплена
Иноекино
Галина Куликова запись закреплена
Сергей Пирогов запись закреплена

Татьяна Манухова

Сергей Пирогов запись закреплена
Сергей Лопатин

Совместное расследование The Insider, Bellingcat и CNN при участии Der Spiegel и ФБК. Не верил, что смогу это написать, но дело действительно раскрыто. Здесь всё - имена, телефоны, геолокации, орудие убийства, мотив. Давайте сделаем так, чтобы это расследование увидел действительно каждый. Кажется, это тот самый редкий момент, когда мир правильно раскрасить в чёрно-белый. Когда каждый должен увидеть, кто террорист и убийца на самом деле.

Сергей Пирогов запись закреплена
#ARTPOKAZ

Дэвид Линч: «Мне нравятся кучи земли, в самом деле нравятся. Когда я снимал «Голову-ластик», мы с Пегги и Дженнифер жили в отдельном доме в приличном месте, но это жильё было довольно дешёвое. Там стоял круглый деревянный обеденный стол. В свой день рождения Пегги уехала по какой-то надобности, а мы с Дженнифер стали носить в дом землю, вёдрами.
Показать полностью. Насыпали метровую гору земли прямо на обеденном столе, прорыли в ней канавки, установили маленькие абстрактные фигурки из глины. И Пегги, благослови её Господь, была в восторге от всего этого, когда вернулась. Так что мы так и оставили всё там на несколько месяцев. И поверхность стола разъело, потому что начались органические процессы. Когда мы наконец всё убрали, покрытие изрядно скукожилось. Было похоже на натуральную инкрустацию.

Не знаю, откуда у меня эта тяга. Кучи земли время от времени возникают в моих картинах, но я никогда этого не анализировал. Это просто повторяющийся мотив, и всякий раз мне кажется, что открыл его заново. Совершенно не помня, что уже делал это раньше. А мне говорят: «Дэвид, у тебя уже десять раз были эти кучи земли!». И я такой: «Даже не знаю теперь - использовать их, не использовать. ». Стоит задуматься - и ничего уже не знаешь».

Готовим сеансы фильма Дэвида Линча «Голова-ластик» в Петербурге и Москве:

20 декабря, в 19:00,
Большой зал кинотеатра «Космос» (Москва);

29 декабря, в 19:00,
Большой зал кинотеатра «Родина» (Санкт-Петербург).

Билеты и подробности на сайте: https://vk.cc/aCFtUu

Сергей Пирогов запись закреплена
Прабабушка отметила столетие в прошлый вторник. Никогда в ней не сомневался 😊

Лидия Леонова

🙏
😊
🎂

Ольга Никитина

Сергей Ишков

Сергей Пирогов запись закреплена
Журнал Film Sense

Вернер Херцог о том, как написал сценарий "Агирре, гнев Божий" во время поездки в Италию со своей футбольной командой.

Сергей Пирогов запись закреплена
Znak.com
Сергей Пирогов запись закреплена
#ARTPOKAZ
Сергей Пирогов запись закреплена

"Нет таких эстетических принципов, которые повелевали бы исключить из набора материалов художника экстремальные формы сознания, выходящие за пределы социального характера или психологической индивидуальности". (С. Сонтаг. Порнографическое воображение)
Показать полностью.

Сейчас происходит довольно занятный с точки зрения социальной психологии уголовный процесс над Юлией Цветковой, которая публиковала рисунки со стилизованными изображениями женских половых органов или просто обнажённых женских тел. Её обвиняют в распространении порнографии и это ей грозит сроком до 6 лет.

Безусловно, этот процесс мог бы быть интересным и с философской точки зрения: что вообще такое порнография? Что можно и нужно считать порнографией? И имеет ли смысл вообще наказывать людей за распространение порнографии? К несчастью, мы как всегда немного отстаём от просвещенной части человечества, которая уже успела это всё обсудить.

Только на вскидку вспоминаются дела в области литературы (Соединённые Штаты против книги, именуемой «Улисс», 1933 год - да-да, та самая великая и необъятная тов. Джойса, кончилось дело для "Улисса" удачно, а в прецедентном праве США закрепились следующие положения: должна рассматриваться вся работа целиком, а не её отрывки; должно рассматриваться влияние на среднего человека, а не на впечатлительного; рассмотрение должно идти с точки зрения стандартов современного общества) и в области кино (вспомним крылатые слова "Узнаю, когда вижу" члена Верховного суда США Поттера Стюарта в отношении судилища над фильмом Луи Маля "Любовники", 1964, порнографию там, кстати, тоже не нашли). Эти резонансные дела (возможно и ряд других) заставили серьёзно пересмотреть критерии порнографии как в правовом поле, так и в общественном сознании (будучи в общем то и следствием изменений в этом самом сознании). Важно отметить, что с живописью подобная ситуация не встала так остро в виду гораздо более раннего обращения к этой теме: ситуацию, как мы помним, подпортили ещё славные эллины со своими скульптурными и вазописными непотребствами. Ну и грех не вспомнить "Происхождение мира" Курбе, немного уже даже набившее оскомину.
Кратко обобщая путь человеческой культуры, можно сказать следующее: половые органы и половые сношения всегда имели большое значения для мистического сознания (см. например "Оккультизм, колдовство и моды в культуре" Мирча Элиаде), далее пошли первые ростки переосмысления в негативном ключе сексуальных отношений, например, в манихейской ереси, потом протестантское веяние, в итоге выродившееся в пуританский взгляд на вот это вот всё. Последнее столетие происходит уверенная дестигматизация наготы, тесно связанная с процессом принятия себя, пусть и сопряженная с тяжкой борьбой внутри феминистических движений (см. например "антипорнографический феминизм"). Порнография по определению предполагает сексуальное возбуждение зрителя, однако эта реакция индивидуальна и единственное на что можно рассчитывать, это на обобщённое суждение, базируещееся, к примеру, на вышеуказанных принципах Верховного суда США. Даже самый беглый взгляд на работы Юлии Цветоквой не соответсвуют современному представлению о порнографии. Символичное изображение можно анализировать с позиции телесного самоанализа женщины, дестигматизация своей идентичности, реминисценции первобытной традиции - но увидеть тут нечто возбуждающее по меньшей мере сложно, а по большей - глупо, помня об историческо-нарративном пути. Мне сразу же представляются наши бравые следователи в образе кардинала Войелло из "Молодого папы", не ровно дышащего к Венере Виллендорфской.

Поэтому вопрос сейчас стоит отнюдь не о непорнографичности работ Юлии, а о состоянии нашего общества, которое внезапно вернулось по меньшей мере на полвека назад относительно других западных культур. Запрос на "пуритинизацию" (не пропустите в слове слог -ри-, пожалуйста!) связан с активно развивающейся синкретической идеологией православно-советизированного эдема. Обе предшествовавшие этические системы в своём зрелом состоянии энергично предавали остракизму исследование человеком собственной идентичности, в следствии чего и нагота, и нетрадиционная ориентация, и гендерная идентичность находились по сути под запретом. Теперь очень интересно наблюдать процесс воскрешения репрессивного механизма, подавляющего высвобождение внутренних желаний, замешанного на фрейдистском невротическом поведении нашей власти (и, вероятно, части общества). Опыт шизоанализа Делёза и Гваттари, к сожалению, пока что прошёл мимо нас, и мы снова погружаемся в бездну подавлению сокрытого. Пожалуй ничто не может лучше проиллюстрировать анти-анти-Эдиповскую доктрину нежели оглушающе-беззвучный лозунг "Бойся вагины! Бойся Пидорасов!".

Напоследок некоторое количество интересной литературы:
West, Caroline. "Pornography and censorship." (2004).
Maes, Hans, ed. Pornographic art and the aesthetics of pornography. Springer, 2013.

Photobucket

Открытие выставки моей графики состоялось в книжном магазине "Гиперион", как и было обещано.
Я очень волновалась, что не успеем развесить работы, не сумеем накормить гостей,
не найдем скатерть в тон или что-то еще случится, ведь это моя первая большая выставка.
Но доброжелательность, мудрость, помощь, юмор и спокойствие гиперионовцев и моего мужа Антона
сделали свое дело. Перед открытием я спокойненько сидела в новом красивом платье и читала книжку.

Книги, штуки и сам Гиперион это отдельная тема, там удивительные вещи, книги и детали интерьера.
Замечательная атмосфера вечера, которую я попыталась передать на верхнем фотоколлаже, получилась как-то очень легко.
И скатерть нашлась подходящая, с синим узором, и саксонские пряники с графикой на упаковке в настроение вечера,
повар из Шоколадной Фабрики наготовил нам сырных и мясных явств, и даже шампанского всем хватило.
Ангелы, светильники и арт-объект "гиперионовская капель" тоже были очень хороши.

Бывает так, что какие-то люди или пространства начинают звучать в унисон с твоим мировосприятием,
здесь было именно так. Появилась идея провести презентацию не в Синем Зале, а в самом пространстве магазина,
и получилось действительно неплохо - картинки вписались в интерьер:

Photobucket

Из "раннего", еще времен учебы в МАрхИ, ранее в жж не выкладываемого:

Photobucket

Photobucket

Затем появился наш друг и поэт Геннадий Каневский
gaika_tool с большой красивой розой,
и я узнала, что существует традиция на открытие выставки дарить цветы, это было очень приятно!

Photobucket

Сразу за ним пришел Пирогов Сергей Анатольевич, замечательный учитель, оказавший на меня огромное влияние,
и сделавший годы учебы в художественной школе незабываемыми для многих поколений учеников.
Далее гости и цветы только прибывали. И здорово, что это были совсем разные люди - ученики и учителя,
коллеги и однокурсники, давние друзья и незнакомые люди. Я была очень рада всех видеть и пообщаться.
Иногда я бумажным ангелом взмывала под потолок, видела все это со стороны и не верила, что это происходит со мной.
Любимый Сергей Анатольевич и аж четыре ученицы, кстати, благодаря Ане мы и встретились с Антоном:

Photobucket

Все работы из городских серий нарисованы с натуры, каждая работа - со своей историей,
какими-то маленькими открытиями из жизни города или его обитателей (о эти одесские кошки!).
Я провела целых три экскурсии по выставке, причем каждый раз старалась рассказать что-то новое и интересное,
а
gaika_tool и Сергей Анатольевич меня удачно дополняли, делясь своими историями:

Photobucket

На следующий день была еще небольшая презентация выставки после встречи проекта "Москва, которой нет".
И совершенно неожиданно для меня две мои работы обрели нового хозяина:

Photobucket
Photobucket

Так что теперь мне точно надо будет делать каталог, чтобы понять, что уже есть.
А куда мне двигаться дальше, я поняла. Это главное. И еще главное - не останавливаться.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач еще недавно думал, что никто и ничто не угрожает его абсолютной власти (он и худрук, и директор). Но 10 июля на сборе труппы столкнулся с главным конкурентом — народным артистом России Константином Хабенским, который вызвал у лидера страх за свое кресло. «Экспресс газета» заглянула за кулисы легендарного театра и вычислила интриганов, готовящих переворот в Камергерском переулке.

Бывший худрук МХТ Олег Табаков очень пожалел, что в 2002 году пригласил в труппу трех товарищей из Питера: Михаила Пореченкова, Константина Хабенского и Михаила Трухина. Все вместе и каждый в отдельности заставили понервничать даже большого оптимиста Палыча.

Путь амбициозных актеров в главном театре страны, кстати, начался с постановки Сергеем Женовачом пьесы Булгакова «Белая гвардия». Потом был бутусовский «Гамлет» с этой же бравой троицей (Хабенский играл злодея Клавдия, Пореченков — Полония, а Трухин — Гамлета). Потом «Трехгрошовая опера» в постановке Кирилла Серебренникова, где Константин Юрьевич изображал (и не очень удачно) Мэкки-Ножа.

Женовач предвкушает наступление веселых денечков

Женовач предвкушает наступление веселых денечков. Фото: Globallookpress.com

А с 2014 года по настоящее время у Хабенского остался лишь один моноспектакль «Контрабас» по рассказу Зюскинда.

Почему талантливый актер впал в немилость к Палычу — вопрос щепетильный. У Константина и жены тогдашнего худрука Марины Зудиной во время работы над спектаклем Константина Богомолова «Чайка» вспыхнула любовная интрижка. Марина Вячеславовна по сей день играет Аркадину, Треплевым вместо Хабенского стал Игорь Миркурбанов, а теперь эту роль играет Игорь Гордин — муж Юлии Меньшовой.

Табаков тогда намекнул обидчику, чтобы тот подыскивал другое место работы. Но поиски театра с таким же статусом и такой же солидной зарплатой успехом не увенчались. Худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас, к которому приходил на смотрины Хабенский, не взял его в труппу. Для суперзвезды это стало шоком. Он вернулся в чеховский МХТ, где раз в месяц играет скромненький и дешевенький «Контрабас».

Табаков с детства знал, что, кусая пальцы, сыт не будешь

Табаков с детства знал, что, кусая пальцы, сыт не будешь. Фото Евгении Гусевой/«Комсомольская правда»

Вдова Юрского пожаловалась на нелюбовь

Связь Хабенского с Мариной Зудиной случилась спустя шесть лет после смерти его жены Анастасии от рака мозга. В той же «Чайке» играл и сам Олег Табаков (роль доктора Дорна). Несложно догадаться, что испытывал Олег Павлович, наблюдая за возникшей страстью между его женой и успешным коллегой. Говорят, отношения первым прекратил сам Константин. Сбежал с поля боя.

В труппе МХТ играет нынешняя жена Хабенского — Ольга Литвинова. Вот только из-за нее труппа не горит желанием видеть Константина в роли худрука. Все прекрасно помнят, что бывает, когда супруга руководителя театра всем распоряжается похлеще его самого. С Мариной Зудиной и Олегом Табаковым артисты МХТ пережили немало сочных моментов. Но то, что Константин Хабенский метит на место руководителя театра, — факт известный.

В объятиях Константина Марина Зудина очень правдоподобно изображала страсть

В объятиях Константина Марина Зудина очень правдоподобно изображала страсть. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

— Хабенский давно не скрывает этого, — считает театровед Алина Полякова, дочь известного писателя Юрия Полякова. — На сборе труппы 10 июля он предъявил претензии худруку Женовачу, что тот якобы работает без планов и кассовых премьер. Заявил: «Наш театр — лайнер, который мчится вперед на 300 километров. А с вами он стал старой машиной, которая тащится со скоростью 30 километров в час». Его поддержала вдова Сергея Юрского Наталья Тенякова — обрушилась с резкой критикой на Сергея Васильевича и прямо в глаза сказала, что «он не любит артистов и этот театр».

Выгодная дружба с Прилепиным

Михаил Пореченков — интриган с опытом. Будучи первым заместителем Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов России, он жаловался на Олега Табакова в Минкультуры и выше. Пореченков был уверен, что достоин большего, чем играть две роли в театре: в «Крейцеровой сонате» и «Татуированной розе», и окольными путями добивался отставки Олега Павловича. Но тот своим незыблемым авторитетом и большими связями удержал власть. Правда, избавиться от Пореченкова не смог. Дело в том, что Михаил Евгеньевич тогда сдружился с Захаром Прилепиным и в результате тоже оказался очень близок к Кремлю.

Сергей Женовач хорошо усвоил, что Пореченков — сильный противник, и сразу дал ему понять, что без ролей он не останется. В своем спектакле «Бег» доверил Михаилу сразу две роли — генерала Черноты и Дамы. Причем эту постановку умудрились приурочить к 50-летнему юбилею актера, который тогда же, в минувшем году, получил звание народного.

Правда, недавно стало известно, что из репертуара сняли спектакль «Трамвай "Желание"» по пьесе Теннесси Уильямса. Пореченков очень любил свою роль Стэнли и возмущался: зачем убирать успешную постановку, на которой всегда аншлаг. По слухам, от «Трамвая…» решили избавиться из-за Марины Зудиной, которую Женовач давно хочет убрать из театра. Каждый год она теряет роли. С нового сезона Марина Вячеславовна не будет выходить на сцену в спектакле Богомолова «Мушкетеры», где играла Миледи.

Заметим, что зарплата Пореченкова — одна из самых больших. К тому же в МХТ играет его старший сын — Владимир Любимцев. Этот факт удерживает актера в театре. Михаила, как того солдата (он был курсантом военного училища), не отпускает мысль дослужиться до генерала, то есть худрука.

У братьев Верников жизнь по-своему удалась

У братьев Верников жизнь по-своему удалась. Фото Ларисы Кудрявцевой

Мороз уходит к Богомолову

Наивно думать, что актер, который был доверенным лицом кандидата в президенты России Михаила Прохорова в 2012 году, а в 2018-м — доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина, не претендует на роль руководителя театра, в котором вырос и где работал его отец. Речь идет об улыбчивом Игоре Вернике.

При Олеге Табакове Верник знал свое место, играл второстепенные роли, но когда его друг Владимир Машков стал худруком театра Табакова, крепко призадумался: «А чем он, сын профессора Верника, хуже?» Он — ребенок МХТ, такой же народный артист, как и Машков, воспитанник Школы-студии МХАТ. Молодой, красивый, мобильный, с продюсерским опытом, да еще активно занимающийся благотворительностью.

Константин Богомолов демократично прикатывает в свой Театр на Малой Бронной на электросамокате

Константин Богомолов демократично прикатывает в свой Театр на Малой Бронной на электросамокате. Фото: Instagram.com

Сергей Женовач, почувствовав наполеоновские планы Игоря, дал ему и роли в премьерных спектаклях, и ради него создал огромный медиацентр в МХТ, которым поставил руководить его брата — Вадима Верника.

Каких только штатных единиц нет в этом медиацентре! Только вот чем он занимается — большой вопрос. Понятно, что пиарит театр и Сергея Женовача. Но особых поводов для этого пока немного. МХТ теряет публику, деньги, славу и звезд. Весной ушел из театра Максим Матвеев, а сейчас навострила лыжи к своему бывшему мужу Константину Богомолову — в Театр на Малой Бронной — Дарья Мороз. Раньше все мечтали попасть в труппу в Камергерском переулке, а сейчас бегут из нее.

Дарья Мороз подумывает сменить место работы

Дарья Мороз подумывает сменить место работы

Файл: 14_mosienko_pjsp.zip (16.92 КБ)

Художник Сергей Филиппович Пирогов прожил ровно 89 лет. В тот его последний день рождения я позвонил ему, поздравил, а на следующее утро узнал печальную новость…

… Более двадцати лет мы были соседями по мастерским, а это значит, что почти каждый день проводили в едином пространстве, были в курсе всех событий, происходящих друг у друга и в творческой жизни, и в семье.

В 2008 году Сергей Филиппович стал лауреатом премии «За вклад в развитие Отечества» (номинация «Культура и искусство») и, получив солидное денежное вознаграждение, издал книгу воспоминаний, проиллюстрировав ее своими работами: пейзажами, дизайнерскими разработками, социально-политическими плакатами, полиграфической художественной продукцией, и, конечно же, включил в нее рассказ о созданных им диорамах — палитра творческих интересов художника Пирогова была столь же разнообразна и ярка, как и палитра его жизни. Кстати, книга, которую он так и назвал — «Палитра жизни», получилась небольшая и в то же время очень емкая, но сегодня разговор не о книге, а о самом Сергее Филипповиче…

Детство будущего художника было безрадостным и суровым: родителей раскулачили и сослали вместе с маленьким Сережей и другими детьми на болота в Васюганье. Выжили чудом, и не все…

Потом были бесконечные переезды, случайное жилье, кочевая жизнь, но урывками удавалось даже посещать школы (точнее, их подобие), иногда оказывавшиеся в местах временного пристанища семьи, правда, ходить на занятия нужно было за несколько километров — и это в суровые сибирские зимы при минимуме теплой одежды! Удивительно, но в тех тяжелейших условиях Сергей уже пытался рисовать, а один рисунок так понравился учительнице, что она попросила подарить ей картинку. На листочке была очень живо нарисована сосна…

Через год после начала Великой Отечественной войны семнадцатилетнего Сергея, несмотря на так называемое «неблагополучное прошлое», призвали в армию и направили в Куйбышев (теперь — Самара), в училище младшего командного состава. Учеба была короткой, и уже через полгода сержант Пирогов получил свои первые документы, ведь до этого у него вообще не было никаких официальных бумаг: раскулаченным они не полагались.

А вскоре он уже воевал в составе 123-го стрелкового полка — бои шли жестокие, полк постоянно находился в движении, солдаты уставали страшно. Помню, Сергей Филиппович рассказывал мне: «Именно на войне я понял, что такое спать на ходу — идешь строем при очередной передислокации, идешь, идешь… Вдруг споткнулся и — проснулся! Оказывается, шел на автопилоте!»

В марте 1943 года в бою осколками гранаты Сергею оторвало три пальца на левой руке, он попал в тыловой госпиталь в Бийске, но после лечения вернулся на нестроевую службу. Ему поручили формирование и сопровождение эшелонов с лошадьми: армия остро нуждалась в тягловой силе, не зависящей от топлива, и лошади в этом смысле были незаменимы. А доставлять их на фронт приходилось аж из Монголии, дикими и необъезженными, и, по воспоминаниям Сергея Филипповича, это была та еще морока!

На обратном пути в тыл этими же эшелонами увозили бесхозный крупный рогатый скот с территории уже освобожденной от фашистов Румынии, и загрузками-разгрузками всего этого «зоопарка» руководил помощник начальника эшелона Сергей Пирогов. Кстати, коров во время следования эшелона нужно было не только кормить и поить, а еще и доить! Частенько в хозяйственных хлопотах приходилось принимать участие и Сергею, а поскольку такая жизнь не способствовала заживлению раны, то вскоре он снова оказался в эвакогоспитале — теперь уже на территории Румынии.

Сидеть без дела Пирогов не привык, поэтому, немного оклемавшись, прямо в госпитале занялся творчеством: писал лозунги, рисовал стенгазеты и плакаты. Эта агитационная работа была очень востребованной, но опасной: война продолжалась, а за красками иногда приходилось ездить в город Фокшани, на окраине которого дислоцировался госпиталь, и поскольку далеко не все румыны были рады освободителям, то с чердаков по армейским машинам частенько постреливали.

Но все же война неуклонно шла к завершению, и тут я хочу привести очень эмоциональные строки из книги Сергея Филипповича, о которой упоминал выше: «Хорошо помню ночь в госпитале, когда я, как это часто бывало, помогал тамошнему радисту, который обычно принимал оперативную информацию и сообщал ее сотрудникам госпиталя и раненым бойцам через громкую связь. Радист в это время куда-то отлучился, и я, подменяя его и зная, как работает это его радиохозяйство, записывал очередные поступающие новости.

Вдруг где-то около двух часов ночи трансляция прерывается и диктор предупреждает: “Передаем важное государственное сообщение!” Несмотря на глубокую ночь, я включил напрямую громкую связь по всему госпиталю. И вот оно — долгожданное известие: “Победа! Полная и безоговорочная капитуляция Германии!”

Что тут началось: все, кто только мог мало-мальски передвигаться, высыпали на улицу. Они кричали, обнимались, смеялись и ликовали. Врачи и медсестры радовались и плакали вместе с ранеными. Те, у кого было табельное оружие, — палили в воздух! Победа. »

В 1946 году фронтовик Пирогов, мечтающий стать художником, оказался в Новосибирске и, собрав все, что успел нарисовать и смог сохранить в годы войны, принес в новосибирское товарищество «Художник». Там поглядели на рисунки и, руководствуясь постановлением, дающим преимущество при поступлении на работу демобилизованным, решили принять в свои ряды молодое дарование. И первое задание было — нарисовать портрет Сталина! Так «вождь всех времен и народов» неожиданно помог Сергею Филипповичу осуществить свою мечту.

А дальше были и годы учебы в вечерней школе, и стажировки в Домах творчества, и другие формы повышения квалификации, в том числе — обучение на уникальных Высших курсах Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР.

Мирная жизнь помогла Пирогову наверстать упущенное в юности и превратила его в интересного художника с многогранным творческим потенциалом. Одним из любимых занятий Сергея Филипповича был выезд на пленэр, на этюды — в его мастерской мне посчастливилось видеть десятки зарисовок со всех концов Новосибирской области. Постепенно этюды перерождались в полноценные холсты с пейзажами родного края: «Новосибирский ботанический сад», «Березовая роща», «Елгайчик», «Колпашево. Осень на реке Парабель», «Шегарский лес». А какие у него интересные пейзажи с животными — «Медведь-шатун», «Лось», «Глухарь», «Куропатки»!

Полно трагизма его живописное полотно «В изгнание. 1931 год» — картина-хроника собственной жизни: в тяжелые сани впряглись мужчина и женщина, из последних сил волокущие по льду реки незатейливый скарб, среди которого сидят двое укутанных малышей, а двое мальчишек чуть постарше с двух сторон, как могут, помогают взрослым. Один из этих мальчишек — Сережа Пирогов, остальные ребятишки — его братья и сестра, в оглобли впряглись родители, Евдокия Григорьевна и Филипп Сергеевич. Позади верхом на лошади едет вооруженный и тепло одетый чекист, сопровождающий ссыльных. В моей памяти остались тихие и спокойные слова Сергея Филипповича, с грустью глядящего на только что законченную работу: «Все в точности так и было. »

Конечно же, есть в творчестве бывшего фронтовика и работы, посвященные Великой Отечественной войне — их немного, но запоминаются они сразу, и среди этих полотен есть одно, создававшееся, можно сказать, у меня на глазах. Я уже говорил, что мне посчастливилось быть соседом Сергея Филипповича по мастерской, и, когда он работал над большим и сложным по композиции холстом «За Отечество. Апофеоз войны 1941—1945 гг.», я имел возможность наблюдать, как постепенно усиливался творческий контрапункт, появлялись новые действующие лица, обострялся с помощью мазков краски драматизм противостояния в этой смертельной битве. Добавлялись одни элементы и персонажи, убирались другие, форма и содержание находились в постоянном творческом конфликте: важнее «что» изобразить или «как» изобразить? Для меня эта творческая «кухня» была своего рода школой, где я выучил очень важный урок: стороны своеобразного метафизического треугольника «голова — сердце — рука» должны у художника находиться в постоянной гармонии, ведь просто хорошо придуманная работа — это скучно, просто эмоциональная — это пустозвонство, просто технически чисто выполненная — это банальная ремеслуха. Стараюсь теперь следовать этим постулатам своего бывшего мудрого соседа…

А еще Пирогов был одним из основоположников искусства плаката в Новосибирске; судьба свела его с прекрасным плакатистом Александром Иоганновичем Брайтом, высланным в свое время из Москвы к нам за немецкое происхождение. Брайт фактически стал учителем Пирогова, они долгое время сотрудничали, создав не один десяток ярких и запоминающихся плакатов, посвященных и войне, и мирной жизни. К сожалению, плакат — вид искусства недолговечный с точки зрения сохранности ори гинала, именно поэтому многие интересные работы С. Ф. Пирогова (впрочем, как и А. И. Брайта) утеряны.

Но основная специализация Сергея Филипповича все-таки заключалась в разноплановой деятельности, которую сегодня называют одним словом — дизайн. Правда, в 1960—70-е годы этот термин был почти неизвестен широкому кругу потребителей, большей популярностью тогда пользовались определения «художественное конструирование» и «техническая эстетика», хотя сути дела это не меняет. Главное, что не зря прошли годы учебы Пирогова на Высших курсах промышленного и оформительского искусства — Сергей Филиппович стал в Новосибирске одним из ведущих мастеров художественного конструирования. Группа разработчиков, в которую он входил, занималась проектированием внешнего вида сельхозмашин, технического оборудования, музыкальных инструментов, разрабатывала проекты пионерских лагерей и целых поселков, автомагистралей, оформляла праздники и карнавалы, новогодние мероприятия, создавала первую газосветную рекламу в городе, оформляла выставочные экспозиции — и не только в Новосибирске! Тогда, говоря современным молодежным языком, это было очень круто, это была настоящая творческая работа — новая, интересная и (вверну еще одно модное словечко) креативная.

Дополнить творческий портрет Сергея Филипповича хочется еще и рассказом о его многолетней эпопее по созданию музейных диорам для Новосибирска и других сибирских городов; диорама, выражаясь сухим энциклопедическим языком, это «лентообразно изогнутая картина с объемным передним планом, включающим макеты зданий, деревьев, фигур и пр.» Первую свою диораму Пирогов предполагал сделать еще в 1964 году для создававшейся тогда новой экспозиции в новосибирском Музее пожарно-технического дела, где заказчик (Управление пожарной охраны НСО) хотел поначалу просто обновить старые стенды и схемы.

Сергей Филиппович вспоминал: «Не экспозиция — скукотища! Стал думать — чем же удивить посетителя, чем привлечь внимание? Понял, что традиционные формы здесь неуместны, нужно делать по-другому: никаких стендов, работать будут свет, цвет, звук и механика!» Но реализовать смелые по тем временам идеи удалось только спустя несколько лет, и начинать пришлось фактически с нуля, ведь ничего аналогичного нигде не было. Было решено все макеты (здания, пожарную технику, сопутствующее оборудование) делать действующими — в частности, макет новосибирского оперного театра должен был автоматически раскрываться, демонстрируя всю систему противопожарной безопасности, и вновь складываться. Но основная работа, конечно же, была связана с диорамой, которую решили посвятить пожару в Новониколаевске в мае 1909 года, когда сгорела чуть ли не половина города — предполагалось показать начало пожара, его апофеоз и трагический результат. Вот тут-то и пригодились уникальные знания и умения бывшего фронтовика: и владение живописными приемами, и навыки художника-конструктора (а подчас и остроумного изобретателя), и мастерство макетчика!

Работа над экспозицией и диорамой заняла у художников несколько лет, и, когда выставка открылась, — был фурор! Посыпались заказы на изготовление подобного чуда и из других городов: в 1972—1978 годах была сделана подобная диорама в Барнауле (там демонстрировался пожар 1917 года), в 1979—1984-м — в Пензе (пожар 1909 года), а в 1985—1994 годах Сергей Филиппович сделал в Омске аж целых две диорамы: современного города и города старого (с демонстрацией пожара 1919 года), причем надо заметить, что везде отзывы о работах Пирогова и его творческой группы были самые восторженные.

. Кстати, диорама, посвященная новониколаевскому пожару, теперь находится в помещении постоянно действующей выставки пожарно-спасательной службы Государственной противопожарной службы НСО и по-прежнему работает, я сам убедился в этом — благодаря директору музея Фариде Фаридовне Грешновой все экспонаты функционируют безукоризненно и выглядят как новые.

А когда в 2013 году Сергея Филипповича Пирогова не стало, то возле диорамы Фарида Фаридовна повесила его большую фотографию — как автора и руководителя проекта.

И теперь художник ежедневно символически встречается с многочисленными посетителями выставки, приходящими ознакомиться с его блестяще реализованным уникальным творческим замыслом.

Читайте также: