Почему пирогов пошел за блондинкой

Обновлено: 01.05.2024

Молодой поручик Пирогов - один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», представитель «среднего класса петербуржских офицеров». Свой чин он получил совсем недавно, чем чрезвычайно гордится и старается упомянуть о своём новом положении при любом удобном случае. А случаев этих вполне достаточно, ведь Пирогов – завсегдатай театров, всяческих публичных лекций и светских приемов.

На этих мероприятиях поручик зарекомендовал себя как образованный и воспитанный молодой человек, способный поддержать любую интеллектуальную беседу. Но на деле Пирогов не разбирается ни в искусстве, ни в философии, ни в науках, знания его весьма скудны и поверхностны, а его показная любовь ко всему изящному - бездумное следование моде и желание показаться тем, кем он не является. Автор с нарочитым сарказмом описывает «таланты» поручика: превосходно декламировать стихи из «Дмитрия Донского» и «Горя от ума», пускать кольца дыма из трубки, а так же «очень приятно рассказывать анекдоты».

Однако, создавая образ Пирогова, Гоголь старается не заострять внимание читателя на качествах и умениях поручика, желая раскрыть своего персонажа через его конкретные действия. Впервые мы знакомимся с поручиком, когда тот прогуливается вместе со своим другом, художником Пискаревым, по Невскому проспекту. Замечая обворожительных барышень, Пирогов решает преследовать одну из них, восхитительную блондинку. Это же он весьма грубо советует своему приятелю, которому приглянулась другая девушка, и поспешно уходит вслед за незнакомкой. Считая себя обаятельным мужчиной, перед которым не в силах устоять ни одна девушка, поручик заранее уверен в своём успехе. Тем не менее, настигнув загадочную красавицу в её доме, мастерской немца Шиллера, Пирогов понимает, что она уже замужем. Но это не останавливает молодого человека. Он ищет любые причины, чтобы вновь и вновь приходить в мастерскую и видеть свою возлюбленную, а благоразумные отказы на грубые ухаживания лишь раззадоривают его.

Вот только недолго продлились попытки Пирогова завоевать сердце замужней женщины и склонить её к измене. После очередного бесцеремонного поступка поручика, суровый и строгий немец не выдерживает и вместе со своим другом решает проучить наглеца и «поступить с ним так грубо и невежливо», что сам автор умалчивает, что именно сделали с молодым человеком. Но даже будучи изначально неправым, Пирогов считает себя незаслуженно оскорбленным, всячески пытается придумать наказание для Шиллера. И только очередной выход в свет усмиряет пыл поручика.

Таким образом, подведя итоги, мы можем сделать вывод, что поручик Пирогов - наглый, чрезмерно самоуверенный молодой человек, за фальшивой образованностью и интеллигентностью которого скрывается грубость, пошлость и духовная пустота. Это подтверждает и тот факт, что за собственными проблемами он не заметил трагической смерти несчастного Пискарева, которому он покровительствовал и творчеством которого он восхищался.

Сочинение на тему поручик Пирогов

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два приятеля: Пирогов и Пискарев. Автор сталкивает их в глазах читателя как двух антагонистов. Разберемся, кто же такой Пирогов.

Пирогов — это поручик, который в жизни мечтает только о том, чтобы добиться успешной карьеры, жениться на дочке какого-то состоятельного человека и жить себе, не зная горя. При этом, ему не важно, будет он любить эту женщину или не будет, это характеризует его, как холодного и расчётливого человека.

Он не любит решать сложные задачи и проблемы в жизни, он хочет только найти себе тёплое местечко, где можно иметь много денег и быть важным человеком в обществе. Обществу же, которое ему нравится, он старается подражать и всячески поступать так, как поступают люди, которым он хотел бы быть равным: главный герой высокомерен в отношении людей, которые ниже его чином, но всячески пытается угодить тем, кто стоит выше. У Пирогова нет принципов, он живёт только желанием обогатиться и стать влиятельным.

Однажды Пирогов встречается со своим товарищем Пискарёвым на Невском проспекте. На прогулке они видят двух девушек: брюнетку и блондинку, друзья решают разойтись по следу понравившихся им девушек — Пискарёв пошёл за брюнеткой, а Пирогов — за блондинкой. Здесь же и раскрывается чрезмерная пошлость и поверхностность Пирогова, который не мечтает о вечной и чистой бескорыстной любви, как его друг, — он хочет лишь хорошо провести время в кругу модницы-блондинки.

Позже он начинает ухаживать за девушкой, у которой, как оказалось, есть муж — немец Шиллер. Однако, этот факт не останавливает Пирогова, за что он платится: Шиллер со своим нетрезвым приятелем изрядно избивают Пирогова, а тот в свою очередь кричит Шиллеру, что сошлёт его в Сибирь, что он довольно влиятельный человек в Петербурге и всё в этом духе.

После такого эмоционального события он съедает пару слоёных пирожков и уже бодро веселится с друзьями, приплясывая мазурку. Это говорит нам о том, что его в действительности не заботят и проблемы его чести, достоинства. Что поручик он только по чину, но не душой. Да и вся жизнь его — это сгусток действия, которые сделаны под влиянием желания обрести высокий чин. Пирогов — жалкий человек, лишённый смысла в жизни, лишённый истинных интересов и чувств.

Вариант 3

У Гоголя существует огромное количество произведений. И одним из них является «Невский проспект», который изучается в школе. Главным героем здесь является молодой поручик Пирогов. Автор показывает его наглым человеком, который кроме себя больше никого за человека не считает. Недавно он получил звание офицера и теперь старается при любом удобном случае рассказать всем об этом, да еще и немного все это приукрасить. Кроме этого он рассказывает про литературу, которую успел прочесть, но на самом деле даже не знает как выглядят все эти пособия. Но это все очень даже нравится женщинам и поэтому они постоянно вьются возле него.

Больше всего на свете ему поскорее хочется стать полковником и тогда он станет обеспеченным человеком, которому не нужно задумываться о своей будущей жизни. Также автор предполагает, что совсем скоро главный герой сможет жениться на дочери купца. У нее имеется большое наследство, которого хватит им на всю жизнь, а также она прекрасно умеет играть на фортепиано.

А для того чтобы показать себя с хорошей стороны он ходит со знаменитыми и богатыми людьми в театр, хотя никогда им раньше не увлекался, но чего не сделаешь ради счастливой и беззаботной жизни.

Кроме этого за ним постоянно гоняются женщины, и мужчина всегда этим пользуется и совсем не задумывается, а что будет дальше. Он встречается с женщиной, проводит с ней ночь, а утром они расстаются навсегда и забывают друг про друга навсегда.

Если Пискарев встречается с женщинами только с теми, которые ему нравятся. То Пирогов старается встречаться с женщинами только для того чтобы они помогли ему продвинуться вверх по карьерной лестнице и чем выше, тем лучше. А вот когда к нему подбираются проблемы и заботы, то он старается как можно скорее от них сбежать и больше никогда не вспоминать. Пискареву все-таки удалось встретить любимую девушку, в которую он сразу же влюбляется. А вот Пирогов начинает тайно встречаться с женой ремесленника лишь для того чтобы о нем начали говорить все и завидовать ему. Да он и сам постоянно всем рассказывает про этот роман.

У Пирогова нет положительных черт, а все, потому что он уверен в том, что он является самым лучшим и именно ему нужно быть богатым человеком, а в некоторых моментах он ведет себя даже нагло и это не всем нравится.

Когда об этом узнал ремесленник, то решил сразу же разобраться с Пироговым, но для начала он поговорил со своими друзьями, а потом они для храбрости немного напились.

Также читают:

Картинка к сочинению Пирогов в рассказе Невский проспект

Популярные сегодня темы

Произведение писателя Паустовского « Телеграмма» будто бы была написана в поучение людям. Мы все время забываем о самых близких и родных нам людей, ставим на передний план, свои дела, и проблемы

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным еще в 18 веке. Но, несмотря на это, она является актуальной и интересной. Отметим, что в комедии есть очень много важных моментов

Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком

«Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах простых людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика

Краткое содержание:

  • Характеристики героев
  • Пирогов
  • Пискарёв
  • Брюнетка
  • Приятельница брюнетки
  • Персиянин
  • Блондинка
  • Шиллер
  • Гофман
  • Кунц
  • Краткое содержание
  • Обсуждение

Характеристики героев

Пирогов

Пирогов – один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», поручик, приятель Пискарева. По словам автора, этот персонаж из рода таких офицеров, которые составляют средний класс петербургского общества. Для него самое главное в жизни – это выслужиться до полковничьего чина и возможность занять местечко потеплее под солнцем. Он, скорее всего, женится на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, и получившей в приданое сотни тысяч наличных. В нем нет талантов Пискарева, но есть карьеризм, наглость, самодовольство, ограниченность и тупая пошлость. Он старается не отставать от определенной публики и во всем ей подражает. К людям, которые ниже чином, он относится пренебрежительно.


В ходе повести он встречается со своим приятелем-романтиком Пискаревым на Невском проспекте. Они наблюдают за местными модницами и проводят их взглядом. Увидев двух очень интересных особ, они расходятся на проспекте каждый в свою сторону: Пирогов – за блондинкой, а Пискарев – за брюнеткой. Отныне судьба каждого из них складывается по-своему. Пискарев переживает трагическую любовь, которая становится для него роковой. А Пирогов нагло ухаживает за женой немецкого жестянщика Шиллера, за что тот с пьяными приятелями хорошенько его избивает. Но даже это не становится уроком для проныры Пирогова. Сначала, в порыве злости, он угрожает Шиллеру ссылкой в Сибирь, а съев два слоенных пирожка в соседней кондитерской, быстро успокаивается и даже в тот же вечер отменно танцует мазурку на приеме у друзей. Такова сущность поручика Пирогова.

Пискарёв

Пискарев – один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», скромный художник, приятель Пирогова. Этот персонаж живет в своем мирке, из которого нечасто выходит в реальный мир. Гоголь подчеркивает, что он вовсе не похож на итальянских художников, горячих и гордых. Пискарев скорее робок и застенчив. Та искра таланта, которая в нем скрыта, готова в любую удобную минуту превратиться в пламя. Как и большинство героев Петербургских повестей автора, он беден и довольствуется малым. Даже фамилия героя говорит о том, что он принадлежит к разряду «маленького человека» в литературе.


Его мечтательности и романтичности противопоставляется самодовольство его приятеля Пирогова. Когда однажды они, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух обворожительных особ, то решили последовать за ними каждый со своей целью. Пирогов последовал за блондинкой, уверенный, что она ему, так или иначе, достанется. А Пискарев последовал за молодой брюнеткой, поддавшись потребности в чистой и бескорыстной любви. Узнав, что его идеал красоты и непорочности живет в публичном доме, он не смог справиться с разочарованием. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник навсегда ушел в себя. В побеге от реальности он даже стал принимать опиум. В конце концов, прекратив всяческое общение с внешним миром, Пискарев умер. Так бедный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой несчастной любви.

Брюнетка

Приятельница брюнетки

Эпизодический персонаж, проститутка, в шутку предлагала Пискарёву жениться на ней.

Персиянин

Владелец магазина шалей, который помог Пискарёву достать опиум.


Блондинка

Жена Шиллера, немка, девушка за которой пошёл Пирогов и долгое время пытался её соблазнить. Однажды он пришёл к ней домой, когда не было дома мужа. Он начал приставать к ней, но тут пришёл муж с друзьями. Они проучили Пирогова так, что тот даже хотел жаловаться генералу, а то и государю, но вскоре передумал.

Шиллер

Жестяных дел мастер, немец, муж Блондинки. В одно воскресенье он пришёл пьяный домой с друзьями и увидел, что Пирогов пристаёт к его жене. Он хорошенько проучил его.

Гофман

Сапожник, знакомый Шиллера, немец. Помог Шиллеру проучить Пирогова.

Столяр, знакомый Шиллера, немец. Помог Шиллеру проучить Пирогова.

Краткое содержание


Повесть начинается описанием Невского проспекта, который является сердцем и главной артерией Петербурга. Казалось бы, нет ничего лучше Невского проспекта и создан он для одних гуляний. В разное время суток на нем можно повстречать разных людей. Так, например, ранним утром он немноголюден. Встречаются лишь нищие, рабочий люд или сонные чиновники, спешащие на работу. В полдень улица напоминает «педагогический» проспект, так как появляются иностранные гувернантки и гувернеры под ручку с детьми. К двум часам «педагоги» вытесняются «парадом чинов». На проспект выходят нежные родители тех же детей в щегольских одеяниях. Это время выставки тысячи сортов шляпок, дамских платков и платьев, очаровательных башмачков, превосходных бакенбардов и усов, разнообразных сюртуков, перстней на мизинцах, и т.д. «Парад чинов» длится до трех часов.

Затем Невский проспект опять пустеет и оживает лишь с наступлением сумерек. Именно тогда здесь встречаются два товарища: поручик Пирогов и художник Пискарев. Если Пирогов был самоуверен и самонадеян по натуре, то его друг художник был робок и застенчив. Пирогов был уверен, что ни одна красотка перед ним не устоит, а Пискарев любил только одно искусство и не смел даже надеяться на взаимность. Поручику понравилась одна блондинка, и он решил последовать за ней, а художнику – некая брюнетка. Так они и разминулись.

Следуя за девушкой, Пискарев хотел лишь увидеть, где она живет. По дороге она обернулась и посмотрела на него сурово. При этом она была настолько обворожительна, что он решил и дальше идти за ней. Во второй раз она уже обернулась с улыбкой. Дойдя до четырехэтажного дома, она знаком показала следовать за ней. Окрыленный чистыми, непорочными чувствами, он так и поступил. Они поднялись по лестнице и постучали в какую-то дверь. Им открыла некая приятная, но нагловата женщина. В квартире царил неприятный хаос, были еще несколько женщин, а за дверью раздавался громкий мужской и женский смех. Сомнений не оставалось: он попал в какой-то отвратительный приют. А девушка, за которой он следовал, в его глазах стала каким-то двусмысленным существом. Потрясенный Пискарев, недолго думая, просто сбежал.


Он чувствовал себя словно бедняк, только что нашедший жемчужину и выронивший ее. Дома он увидел сон. За ним пришел лакей в богатой ливрее и сказал, что барыня, за которой он следовал, просит его прийти. Пискарев сел в карету и отправился к ней. Затем он оказался на балу в каком-то дорогом особняке. Все это никак не вязалось с тем, что он видел в той комнате на четвертом этаже. На балу были сияющие дамы, мужчины во фраках, и вдруг появилась она. Она было, конечно же, прекраснее всех. Подойдя к нему, она пыталась что-то сказать ему, но им помешали. И тут он проснулся и вновь оказался в окружении отвратительной реальности. С тех пор он только снами и жил. Даже купил и торговца шалями персиянина баночку опиума, чтобы лучше спать.

Жизнь потеряла всяческий смысл. Пискарев стал жить только во снах и мечтах. Мысленно он представлял, как женится на своей брюнетке и тем самым спасет ее от разврата, а она раскается и станет как прежде прекрасна. С этими мыслями он решил отправиться в этот злополучный дом и поговорить с ней. Дверь открыла именно она и спросила, почему он сбежал в прошлый раз. Собравшись с духом, он рассказал ей о своем «плане спасения». Он предложил ей стать его женой, уйти из этого притона и трудиться вместе с ним, чтобы улучшить жизнь. На это девушка ответила презрением. В отчаянии он бросился бежать оттуда. Несколько дней двери его комнаты не открывались, а когда их взломали, то нашли его бездыханное тело с перерезанным горлом. Так тихий, скромный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой безумной страсти. Похоронили его на Охтинском кладбище, а приятель его поручик Пирогов даже и не появился, так как сам попал в неприятную историю.


Последовав за блондинкой Пирогов, попал в дом некоего жестянщика Шиллера. Помимо него в грязной комнате был еще пьяный сапожник Гофман, который готов был отрезать нос жестянщику, чтобы тот употреблял поменьше табаку. Словом, на этот окаянный нос требовались большие расходы. Увидев вошедшего поручика, они его быстренько выгнали за шиворот. Но Пирогов не отчаялся и все равно был уверен, что добьется свою блондинку. На следующий день он снова явился и пытался заигрывать с ней, на что она пригрозила позвать своего мужа. Тут явился сам Шиллер, который с похмелья ничего не помнил. Ему не понравилось наглое поведение гостя, но заказ на новые шпоры он у него принял.

С тех пор Пирогов стал часто заходить, чтобы осведомиться о шпорах. Шиллер старался как можно быстрее закончить работу. Когда шпоры были готовы, поручик так расхваливал работу мастера, что того обуяло самодовольство. Оттого он с удовольствием согласился и на второй заказ от поручика, но тут же пожалел, так как, уходя наглец поцеловал его жену прямо в губы. Теперь Шиллер стал думать над тем, как избавиться от наглого клиента. Тогда он вместе с Гофманом и столяром Кунцем разработал план.


Однажды, проходя мимо дома жестянщика, Пирогов увидел в окне любимую немку. Она по секрету объявила ему, что муж по воскресеньям отсутствует. Через неделю он уже был у нее в комнате. Поручик вел себя учтиво и даже пригласил блондинку на танец. Тогда она встала посередине комнаты и приподняла свою прекрасную ножку, что просто восхитило поручика. Он тут же бросился ее целовать, а тем временем в комнате появился пьяный Шиллер с друзьями. Они схватили Пирогова и надавали тумаков, а потом выкинули вон. Тот сначала грозил жестянщику Сибирью, хотел было пожаловаться генералу и даже самому государю, но по дороге зашел в кондитерскую и гнев его улетучился. Там он съел пару слоеных пирожков, почитал газету и жизнь наладилась. А вечером у друзей он так славно танцевал мазурку, что восхитились не только дамы, но даже их кавалеры.

Заканчивая повесть, автор вернулся к Невскому проспекту, на сей раз с нотками разочарования. Он рекомендовал никогда не доверять этой обманной улице и ее неверному свету фонарей. Сам он старался ходить по проспекту, накрепко укутавшись в плащ, и стараясь не глядеть на прохожих. Ведь все это обман, все мечта, и все не так, как кажется!

Иллюстрация Д.Н. Кардовского к «Невскому проспекту». 1904 г.

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными 1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

— Какой момент является завязкой действия?

— Как складывается судьба Пискарёва?

— Как складывается судьба Пирогова?

— Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

— Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

— Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

— Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

— Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация 2 Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект — это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель — это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые Тысячи сортов шляпок, платьев, платков Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория 3 в течение одного только дня”. Иллюзорность 4 , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “. Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек. ”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пискарёва — художника и человека?

— Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

— Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

— Как меняется внешний вид девушки?

— Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

— Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

— Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

— Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв — молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя 5 подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” 6 . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “. Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная. она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “. Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

— Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

— Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

— Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

— Что высмеивается в образе Шиллера?

— Чем кончается история Пирогова?

— Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

— В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

1Рисунок Ники Гольц.

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова — это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников — жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца — дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер — воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Вопросы и задания для учащихся

— Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

— Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.

— Напишите сочинение на тему «Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя “Невский проспект”».

Можно использовать примерный план:

1. Композиция повести.

2. Значение контраста в повести.

3. Роль фантастики, мотив демона.

4. Фамилии героев, отсутствие имён.

5. Патетика и сатира в повести, приёмы создания, примеры.

Примечания

1 Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).

2 Коммуникация — здесь: путь, связывающий части города.

3 Фантасмагория — причудливое, бредовое видение.

4 Иллюзия — 1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто несбыточное, мечта.

5 В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

6 Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект» посвящена описанию бурлящей жизни Петербурга. Автор показывает, кто прогуливается по одной из главных улиц столицы, кого там можно встретить и насколько различны их характеры и поведение. Особенно важен в рассказе о Невском проспекте Пирогов — один из основных героев произведения, представитель высшего общества.

Гоголь Невский проспект

  • Основные персонажи
  • Истории любви
  • Судьба Пискарева
  • Дорога Пирогова

Основные персонажи

Произведение начинается с рассказа о Невском проспекте и его скрытых секретах.

Автор показывает, что в зависимости от времени суток на улицах Петербурга можно встретить самых различных личностей:

Невский проспект в 19 веке

  • ранним утром спешат рабочие и чиновники, бродят нищие;
  • в полдень с детьми совершают прогулки гувернантки и гувернеры;
  • с двух до трех часов проспект представляет собой самое оживленное время: на улицы выходят дамы и кавалеры самых различных чинов и положений, показывая свои уникальные дорогие наряды;
  • но самое интересное время для автора является наступление сумерек, когда по проспекту начинают прогуливаться люди, принадлежащие к среднему классу.

Именно в этот период читателю стоит обратить особое внимание на гуляющих по Невскому проспекту.

Герои, встреченные в это время, и будут основными персонажами, вокруг которых сложится дальнейшая история.

При проведении анализа повести можно кратко рассказать обо всех действующих лицах:

Герои рассказа Невский проспект

  • Брюнетка (образ девушки лет 17, привлекательной внешности, работающей проституткой).
  • Блондинка (прекрасная замужняя немка).
  • Подруга брюнетки (занимается тем же ремеслом, что и приятельница).
  • Персиянин (владелец магазина).
  • Шиллер (немец, мастер жестяных дел).
  • Пискарев (робкий и застенчивый итальянский художник).
  • Пирогов (поручик и офицер).
  • Гофман и Кунц (друзья Шиллера).

Среди столь хорошо описанных и наделенных своими неповторимыми чертами персонажей автор особо выделяет двоих на Невском проспекте. Главные герои — Пирогов и Пискарев — предстают читателю как два приятеля, совершенно непохожих на друг друга и по характеру, и по работе.

Истории любви

Пискарев и Пирогов являются противоположностями друг другу: поручик отличается самоуверенностью и высоким самомнением, в то время как его друг — истинный ценитель красоты, крайне застенчив и необычайно робок перед девушками. И даже во вкусах оба товарища совершенно оказались не похожи: так, художника увлекла незнакомая брюнетка, а его друга — блондинка. Оба приятеля решили пойти за понравившимися красотками и посмотреть, чем это путешествие закончится.

Прежде чем просмотреть все приключения и невзгоды, которые лягут на плечи двух товарищей, стоит составить характеристику Пирогова.

В «Невском проспекте» Гоголь создает крайне негативный образ поручика, наделяя мужчину такими качествами:

Пирогов

  • излишняя самоуверенность (уверен в своей неотразимости и в том, что любая красивая девушка не устоит перед его попытками соблазнить ее);
  • наглость (обнаружив, что понравившееся ему девушка замужняя дама и даже встретив ее супруга, продолжат свои бесстыдные завоевания);
  • поверхностность (обладает лишь необходимым уровнем знаний, чтобы прикрыть свою внутреннюю пустоту);
  • пренебрежение (с высокомерием относится ко всем, кто оказывается ниже его по чину);
  • карьерист (для повышения проводит время в компании значительных для него людей, разделяя разговоры о живописи и литературы, а также участвуя в походах в театр, при этом совершенно этим не интересуясь);
  • расчётливость (даже дружба с Пискаревым была в целях получения бесплатного портрета);
  • пошлость (для поручика любые отношения не носят какого-либо любовного характера, женщин воспринимает словно трофеи, которые необходимо заполучить).

Пирогов предстает перед читателем как человек лишённый каких-либо реальных интересов или настоящих чувств.

Этот образ помогает раскрыть проблему нравственного падения и абсолютной бездуховности людей. Различные порывы и поведение главных героев помогает читателю в полной степени составить описание поручика и осознать низость и жалкость его образа. Особенно при противопоставлении его художнику.

Судьба Пискарева

Разделившись с другом, он решил проследовать за прекрасной брюнеткой и узнать, где она живет. По пути девушка обернулась на своего преследователя и оглядела его сурово, но этот взгляд показался художнику настолько обворожительным, что он продолжил идти вслед за ней. В следующий раз она уже обернулась и улыбнулась ему.

Пискарев

Дойдя же до дома в четыре этажа, девушка поманила Пискарева проследовать за ней внутрь. Художник был наполнен непорочными и чистыми чувствами, не имея никаких злых помыслов, он последовал за брюнеткой. В итоге девушка привела его в квартиру, находящуюся в полном хаусе. Здесь было сразу несколько женщин и мужчин, откуда-то доносился смех. Далеко не сразу окрыленный любовью Пискарев осознал, что находится в каком-то отвратительном приюте.

Эта обстановка непредсказуемо подействовала на героя, осознание того, что девушка, красота которой так покорила его, может заниматься таким ремеслом, как проституция просто обескуражила. Он почувствовал, как будто потерял найденное им сокровище и совершенно ошеломлённый в спешке покинул жилище брюнетки.

Влюблённый в эту девушку художник совершенно не мог представить ее в реалиях такой жизни и лишь во снах и его мечтах проститутка представала пред ним элегантной и самой прекрасной дамой из высшего общества. Он стал проводить время в мечтах о прекрасном будущем, которое ждет его и брюнетку, после того как они поженятся, и он спасет ее от этого разврата.

С такими надеждами и мечтами он начинает принимать опиум, чтобы как можно больше времени проводить в грезах о счастливом будущем. Вскоре Пискарев решается на попытку воплотить свои мечты жизнь — он идет в притон с предложением женитьбы и честного труда. Брюнетка восприняла такой «план спасения» с презрением и пошлостью. Страстный, преисполненный светлого чувства любви, справедливости и честности, но тихий и робкий художник не смог принять такой ответ и жизненный выбор девушки и покончил жизнь самоубийством. На его похороны не пришел даже его друг — поручик.

Дорога Пирогова

История этого персонажа отличается ввиду того, что он обладает совершенно противоположными качествами. Проследив за блондинкой, поручик попал в дом незнакомого мастера жестяных дел Шиллера, который находился в компании пьяного сапожника Гофмана. Хозяин дома и его друг довольно резко встретили незваного гостя и выставили его за дверь.

Пирогов танцует с немкой

Обладая безграничной наглостью и беспредельным желанием заполучить понравившийся «трофей», Пирогов оказался готов пойти на все что угодно. С целью добиться своего он разрабатывает хитроумный план, который позволил бы ему как можно чаще появляться в доме немки даже при ее муже.

Так, на следующий день он снова приходит к ним в дом и начинает всячески заигрывать с блондинкой. Девушка на все эти попытки соблазнить ее грозится позвать на помощь мужа. Однако Шиллер и сам вскоре появляется в комнате, но он не помнит прошлого вечера и с легкостью принимает новый заказ на шпоры.

Это деловое предложение и является реализованным планом Пирогова. Теперь поручик под видом интересующегося процессом изготовления его шпор начинает часто появляться в доме жестянщика. Шиллер, видя такое наглое поведение клиента, прикладывает все усилия, чтобы ускорить выполнение этого заказа. И вскоре действительно изготавливает требуемое от него изделие.

Однако в этот момент в историю вмешивается самодовольство и высокомерие жестянщика. Получив новые шпоры, Пирогов начинает их всячески нахваливать и предвосхищаться умением мастера. Шиллер настолько был тронут этой подлой лестью, что согласился на еще один заказ. О чем вскоре пожалел, когда поведение клиента стало просто невыносимым и крайне неприличным. Уходя из дома немца, поручик осмелился поцеловать его жену прям в губы.

Шиллер со своими друзьями решают разработать план, по которому, не вредя чести блондинки, можно было бы однозначно предъявить наглецу обвинения и проучить его ухаживать за чужими женами.

Так, немка проговаривается как бы случайно поручику, что ее мужа никогда нет по воскресеньям. Пирогов, естественно, решил воспользоваться удачной ситуацией. И вскоре был уже с блондинкой наедине. На удивление и восхищение обольстителя его «возлюбленная» уже не старалась избежать его ухаживаний и даже согласилась на танец. Пирогов в предвкушении завоевания начинает приступать к дальнейшим действиям и уже целует девушку.

И именно в этот момент в комнату входит пьяный Шиллер с друзьями. Они схватили наглеца и избили, затем унизительно выкинули его из дома. Поручик поначалу угрожает своим обидчикам ссылкой на Сибирь, поскольку может пожаловаться самому генералу, а то и государю. Однако, по пути он заходит в кондитерскую, где пара сладких пирожков помогают ему с легкостью забыть нанесенное оскорбление.

Драка Пирогова

Уже вечером совершенно оставив свой «праведный» гнев и считая, что ему удалось соблазнить еще одну красавицу, Пирогов отдается полностью танцам. И чувствуя свое превосходство над другими и радующийся еще одной победе, он танцует мазурку настолько превосходно, что заслуживает восхищение как со стороны дам, так и их кавалеров.

Недаром автор описывает в своей повести сразу двух главных героев. Пирогов в повести «Невский проспект» помогает читателю до мельчайших деталей на контрасте противоположных качеств понять, почему он достоин осуждения. Совершенно разные персонажи вызывают абсолютно противоположные чувства. Особенно усиливается негативное отношение к поручику на фоне такого чистого, благородному и идеального художника.

Повесть кончается все на том же Невском проспекте, высказывая разочарование встреченными персонажами. Он рекомендует никогда не верит этому сумрачному свету, который не позволяет в должной степени различить при первой встрече незнакомцев, чтобы понять сразу однозначно все их негативные качества. Ведь в этом неверном тусклом свете прогуливающиеся и их желания порой предстают совершенно не тем, чем являются на самом деле.

У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью. Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода. Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.

История создания

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

  1. Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
  2. Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
  3. Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
  4. Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
  5. Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.

Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

Образ Невского проспекта

Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

Идея в «Невском проспекте»

Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

Читайте также: