Из-за чего появляется каша во рту

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!


Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как артикуляционная гимнастика, так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью.


Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др;

* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух;

Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи.

Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.

Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами.

При тахилалии нарушается темп речи.

Причины тихалалии:

*черепно-мозговые травмы и др.

Как исправить?

Для устранения таких нарушений, несомненно, потребуется работа ребенка с логопедом.

Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения, нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Консультация психолога / психотерапевта онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Работа в Fidem

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Когда у человека повышена кислотность во рту, он ощущает сильный дискомфорт. Естественно, нет ничего плохого, если подобное ощущение возникает, если в рационе присутствовал лимон, гранат, кислая капуста, или человек употребил фармсредство, например, ацетилку. Стоит насторожиться, если данное ощущение возникает постоянно, поскольку в большинстве случаев оно является симптомом болезни.

Этиология болезни

Человеку свойственна любопытность, поэтому, когда у него во рту повышается кислотность, ему захочется узнать, что спровоцировало это явление и как с ним бороться.

Болезнь может возникнуть из-за:

  • повышенной концентрации соляной кислоты;
  • патологических процессов в ЖКТ;
  • болезней, поразивших ротовую полость;
  • применение медикаментозных средств.

У женщины кислотность во рту часто возникает при вынашивании ребенка. Беременность увеличивает матку и давление на ЖКТ. В итоге, давление в брюшной полости повышается, и желудок выбрасывает в ротовую полость кислоту.

Если пациент страдает от кислого вкуса и сухости одновременно, это может свидетельствовать о нарушенном водно-солевом балансе, возникшем по причине недостаточного употребления человеком воды.

Заметив систематичность проявления недуга, человеку нужно как можно быстрее обратиться за квалифицированной помощью, чтобы установить причину возникновения недуга.

Возможные причины заболевания

Как правило, возникновение кислого привкуса возникает из-за патологических процессов, происходящих в печени, желчевыводящих путях и ротовой полости. Рассмотрим детально каждый случай.

Именно заболевания этих органов являются причиной повышенной кислотности у многих пациентов. В здоровом теле желчь попадает только в 12-перстную кишку.

Если человек страдает от холецистита или дискинезии, в его организме повышается продуцирование желчи, которая не успевает полноценно утилизироваться.

Вещество накапливается в желчевыводящих путях, потом оказывается в желудке, пищеводе, а с него уже попадает в ротовую полость. Как следствие, пациент ощущает во рту неприятный кисло-горький вкус. Если именно этот недуг спровоцировал ухудшение самочувствия пациента, то он убирается с помощью специального диетического питания.

Что лучше коронки или импланты зубов? Ответ в этой статье.

Повышение кислотности может возникнуть по причине несоблюдения ротовой гигиены или развития кариес. В таком случае человеку нужно правильно чистить зубы утром и вечером, а также посетить квалифицированного стоматолога для пломбирования пораженных зубов.

Спровоцировать повышение кислотности может развитие у пациента гингивита или пародонтита.

К другим симптомам этих болезней относят:

  • покраснение десен;
  • кровоточивость;
  • болезненные ощущения;
  • шатание зубов.

Классификация

На формирование кислого привкуса влияют многие причины, поэтому такими же разнообразными бывают и его проявления.

  • сладкий;
  • горький;
  • металлический;
  • соленный.

За возникновение кисло-сладкого привкуса отвечает нарушенная нервная система, патологические процессы в желудочно-кишечном тракте и повышенный уровень глюкозы в крови. Если человек, куривший много лет, резко бросит вредную привычку, у него также первое время может возникать кисло-сладкий вкус во рту.

Видео: Что делать, когда по утрам неприятный привкус во рту

Кисло-горький вкус может беспокоить человека редко или постоянно. Как правило, он проявляется утром после пробуждения и сигнализирует человеку о злоупотреблении вредной пищей перед сном. В таких ситуациях сильно печень и ЖКТ получают большую нагрузку и могут плохо функционировать.

Нередко такой вкус возникает через употребление человеком большого количества спиртосодержащих напитков. В итоге, печень, желудок и желчный пузырь начинают неправильно работать. Также возникновение горьковато-кислого привкуса происходит по причине приема медикаментозных средств.

Кисло-металлический привкус является симптомом развития сахарного диабета. У женщин подобное явление возникает при нарушении гормонального фона (климакс, половое созревание) или во время беременности.

Возникновение кисло-соленного привкуса считается признаком воспаления слюнных желез или развитием ЛОР-заболеваний. Часто нарушение привкуса диагностируют у людей с синдромом Шегрена.

Несбалансированное питание и недостаточное количество потребляемой жидкости также вызывает кисло-соленный привкус.

Как правило, недуг усиливается, если человек употребил:

  • крепкий чай;
  • кофе;
  • газировку;
  • энергетик.

Симптомы

Нарушенная кислотность в ротовой полости может сопровождаться другими неприятными симптомами.

Большинство пациентов жалуется на:

  • изжогу, жжение и сильные боли за грудиной. Данные неприятные состояния являются признаком многих болезней пищеварительных органов (гастрит, язвенное поражение желудка);
  • частую тошноту и колющую боль в желудке;
  • регулярную сильную отрыжку;
  • чувство дискомфорта и вздутие живота после употребления даже маленькой порции пищи.
  • Отсутствие аппетита.

На проявление симптомов влияет заболевание, спровоцировавшее повышение кислотности.

Другие причины

Провоцировать развитие кислого привкуса во рту может:

  • патологическое поражение пищеварительных органов;
  • нарушенное питание;
  • почечные болезни;
  • рефлюкс;
  • беременность;
  • нарушенный обмен веществ;
  • фармацевтические средства;
  • сердечные заболевания;
  • развитие халазии кардии и диафрагмальной грыжи.

Постановкой точного диагноза должен заниматься только квалифицированный специалист.

Лечение повышенной кислотности во рту

Медикаментозная терапия недуга предполагает употребление пациентом Алмагеля, Маалокса, Зантака, Фамотидина и Ранитидина. Выбор препарата, расчет дозировки и длительность терапевтического курса определяется только врачом.


В большинстве случаев врач назначает малышу полоскание ротовой полости специальным раствором и просит родителей контролировать чистку зубов. Если эти советы не помогают, ребенку проводят полную диагностику.

На полученных результатах специалист разрабатывает дальнейшее лечение маленького пациента.

Чтобы минимизировать кислый привкус, специалисты рекомендуют будущим мамочкам кушать восемь раз в день маленькими порциями. Можно полоскать рот раствором пищевой соды (1 чайная ложка на 200 мл воды), пить молоко и кушать черный хлеб. Беременной женщине лучше не кушать острого, копченного и жирного.

На начальных стадиях развития болезней ЖКТ пациенту достаточно некоторое время посидеть на специальной диете. В случае запущенности недуга возможно проведение хирургической операции.

Если дискомфорт в ротовой полости возникает из-за металлических коронок, их лучше заменить. Устранить кислый привкус после приема пищи можно с помощью ополаскивания ротовой полости специальными растворами, восстанавливающими рН.

Если повышенная кислотность сопровождается воспалением десен, рекомендуется сразу обратиться к стоматологу для профессионального лечения.

Народная медицина имеет много рецептов для устранения повышенной кислотности во рту.

Наилучший эффект показывает:

  • ополаскивание ротовой полости ромашковым отваром после каждого употребления пищи. Также можно готовить раствор с шалфеем и содой;
  • употребление 1,5 – 2 литров воды, чтобы поддерживать правильный электролитный обмен;
  • мумие + молоко. Один грамм вещества добавить в литр кипяченого молока, хорошо размешать. Пить напиток по 100 миллилитров до приема пищи в течение месяца. Для закрепления терапевтического эффекта нужно пройти трехмесячный лечебный курс десятидневным перерывом через каждый месяц.

Меры профилактики

Чтобы кислый привкус больше не появлялся, нужно строго следить за своим здоровьем, особенно за рационом питания. Поскольку в большинстве случаев возникновение недуга провоцирует неправильное питание, человеку нужно соблюдать некоторые диетические рекомендации.

В ежедневном рационе всегда должны присутствовать:

  • каши;
  • некислые овощи и фрукты;
  • кефир, творог, натуральные йогурты.

Рекомендуется минимизировать употребление мяса, кислых фруктов и овощей, которые усиливают проявление кислого привкуса.;

Чтобы избежать повышения кислотности из-за стоматологических болезней, нужно каждые 4-5 месяцев проходить профилактический осмотр у специалиста.

Лечение народными средствами повышенной кислотности во рту. Подробности здесь.

Виды инфильтрационной анестезии в стоматологии. Читайте далее.

Соблюдение вышеперечисленных советов поможет минимизировать дискомфорт в ротовой полости, вызванный повышенной кислотностью. При этом важно помнить, что данный недуг может быть признаком какого-то заболевания, поэтому его лучше не игнорировать.


Каша во рту.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_kasha_vo_rtu.docx 55.22 КБ

Предварительный просмотр:

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

— хроническую гипоксию плода;

— острые и хронические заболевания матери в период беременности;

— минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода;

— острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи остается не сформированной.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

Понаблюдайте за своим ребенком.

Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?

1. Обследование крупной моторики

2. Обследование мелкой моторики

Задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии (сопутствующие движения), выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии); или задания не выполняются.

Исследование зрительно-моторной координации движений

1) Исследование точности движений.

Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия; плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений, а также при переключаемости движений.

3. Обследование состояния артикуляционной моторики

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить то или иное упражнение.

Наблюдаются неточное выполнение движений, поиски точных движений, замена одного движения другим, быстрая истощаемость, - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами; недлительное удержание артикуляционной позы; не симметричность, слюнотечение, сопутствующие движения, напряженное выполнение.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

- поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

- высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

- совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, сопутствующие движения, обильное выделение слюны, насильственные движения (непроизвольные движения, чаще проявляющиеся сокращением мышц языка, губ).

Обследование мимической мускулатуры

Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за взрослым выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

- поочередно надуть щеки

Неточное выполнение движений, затруднения при выполнении движений, вялость или напряженность мыщц, сглаженность носогубных складок, синкинезии; или вообще не может выполнить упражнения

Обследование мышечного тонуса и подвижности губ

Ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

- поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры (напряженный или вялый) губы малоподвижные;

Обследование мышечного тонуса языка

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за взрослым повторить движения перед зеркалом.

Затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, обильное выделение слюны, усиливающаяся при функциональной нагрузке, отклонение языка в сторону; посинение кончика языка.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч щ). Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

И еще несколько слов о дыхании . Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

У детей с дизартрическим проявлением обычно наблюдаются вегетативные нарушения ( потливость , синюшность, быстрое покраснение, побледнение тела, лица). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости, впечатлительности и истощаемости нервной системы. Такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась стертая дизартрия.

Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это поход к неврологу. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора..
С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, невропатолог назначает ЭЭГ , электронейромиографию , МРТ головного мозга , если обнаружится сужение сосудов или недостаточная иннервация артикуляционного аппарата, лицевых мышц назначит вашему ребенку сосудорасширяющие, общеукрепляющие препараты, электрофарез на органы артикуляционного аппарата, массаж шейно-воротниковой области. Все эти процедуры выполняются строго по назначению врача.

Перед посещением логопеда, родителю необходимо самим поработать с ребенком. Специалисты рекомендуют отдавать таких детей в различные кружки, в которых развивается общая моторика (плавание, фехтование и т. Др.). Хорошо сказывается на ребенке езда на велосипеде. Родителям нужно развивать мелкую моторику, тренировать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Поработать над развитием артикуляционной моторики, мимических мышц лица. Ниже переведены упражнения, которые помогут улучшить состояние ребенка.

гимнастика для жевательных мышц ( мет. И. И. Ермаковой )

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу.
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек ( мет. Е.Ф. Архиповой)

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ (фырканье лошади).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

Статические артикуляционные упражнения ( Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова)

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова)

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплекс пальчиковых гимнастик;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Голоса и речевое дыхание:

- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков ( а, о, у, и, э, ы ).

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 ( один, два, три. ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет ( десять, девять, восемь. ).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются: специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание шаров, мыльных пузырей, подуть на одуванчики и т.д.

Читайте также: