Каша в средние века


  • Подписаться на AdMe
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пиво вместо воды, бобры вместо рыбы и множество каш — это далеко не все отличительные черты кухни жителей средневековой Европы. Сегодня, когда ингредиенты почти для любого блюда можно купить в ближайшем к дому магазине, а благодаря разнообразию методов готовки и кухонных гаджетов каждый может почувствовать себя поваром, интересно представить, как бы мы вели себя в Средние века, когда не существовало ни современных технологий хранения продуктов, ни разнообразия способов их приготовления.


Когда не было поста, на столе европейца часто оказывалось зажаренное мясо домашних животных. Реже всего можно было видеть говядину, ведь разведение коров в Средние века требовало много сил, к тому же в то время молоко и рабочая сила крупного рогатого скота ценились выше, чем их мясо.


Тем, кто родился в богатой семье или в семье охотников, часто доводилось готовить дичь и обожаемую средневековыми европейцами крольчатину. Она ценилась не только из-за своего вкуса, но и потому что ее разрешалось есть в пост.

Чаще всего мясо поджаривали на вертеле на открытом огне. Из остатков могли делать колбасу: ее готовили, набивая рублеными потрохами, салом и мясом свиную кишечную оболочку.


Рыбное меню тех лет современного человека может ввести в ступор. Средневековые европейцы действительно были уверены, что бобры и водные птицы — это тоже рыба. Впрочем, в этом перечне присутствовали и вполне привычные человеку XXI века виды рыбы: щука, форель, сельдь или треска — в зависимости от того, что водилось в той или иной местности.



В средневековой Европе довольно поздно появился картофель и было очень мало риса, поскольку его долгое время не выращивали на этих территориях.

Тот, кому подобные виды гарниров были не по вкусу, мог дополнить пищу бобами. Их по всей Европе было предостаточно.


Каши готовились в любом доме вне зависимости от того, к какому сословию принадлежала семья. Именно за счет каши средневековые европейцы получали самую большую часть дневных калорий. Каши варились из любого доступного вида зерна. Кстати, ими не только завтракали: вареную на миндальном молоке кашу с добавлением сахара вполне могли подать в качестве десерта.


Едите ли вы хлеб? И если да, то какой именно предпочитаете: белый, серый или черный? Впрочем, в Средние века выбирать бы вам не пришлось, потому что за вас это бы сделало сословие: белый хлеб из пшеничной муки могли себе позволить только богачи. Бедные семьи довольствовались ржаными хлебами.

После трапезы в кусок хлеба можно было впитать бульон, подливку и даже вино. Из лепешек, кстати, можно приготовить отдельное блюдо, выварив их в бульоне и посыпав специями.


Сегодня яблоки в карамели можно встретить и в ресторанном меню, и на домашнем столе. Предок же этого блюда был весьма популярным десертом в средневековой Европе. Только тогда яблоки и другие фрукты чаще поливали не сиропом, а медом. Также в качестве десертов подавались глинтвейны и маленькие конфетки из ягод в сахаре.

Вообще в Средневековье европейцам было чем подсластить себе жизнь. Разнообразие сахарных блинов, оладий, сладких паст, торты с заварным кремом и, как мы уже писали выше, подслащенные каши — можно было выбрать что угодно из этого списка. Если семья не могла позволить себе блюда с сахаром, в качестве подсластителей использовались фрукты и ягоды.


Несмотря на то что молоко было доступно людям практически всех сословий, для взрослых оно не предназначалось. В основном его употребляли старики и дети. Зрелые же люди могли выпить то, что осталось при производстве масла, или молоко, которое стало скисать. Скисало оно, кстати, весьма часто из-за отсутствия возможности хранения.

Вместо молока животного происхождения для готовки вполне могло использоваться миндальное молоко. В Средние века было отлично развито сыроварение: пармезан, бри, эдам, рикотта были доступны даже представителям низших сословий.


Стараетесь выпивать как минимум 8 стаканов воды в день? Тогда в Средневековье вам пришлось бы туго. В это время вода была непопулярна по нескольким причинам: ее было сложно очистить, ее не рекомендовали врачи, да и просто она была непрестижна. Многие заменяли воду алкоголем. Это могло быть вино, которое чаще пили богачи и владельцы виноградников, или пиво, которое было доступно и более бедным людям.

Захворавшим давали медовуху и кумыс. Чай и кофе же были распространены далеко не везде.


Перечницу можно было увидеть редко на каком столе. Ведь черный перец был роскошью: его не столько добавляли в пищу, сколько использовали в качестве валюты. Перец накапливали, продавали, укладывали в приданое. Прочие приправы, например зиру, мускатный орех, имбирь и другие (не менее дорогие) наряду с перцем импортировали из Азии и Африки.

Самой доступной приправой была зелень, которая выращивалась на каждом огороде.

К соли тоже относились с особенным трепетом. По солонке можно было определить уровень достатка хозяина: чем богаче был человек, тем более красивая и дорогая солонка стояла на его столе. То же правило относилось к тавернам и прочему общепиту.


По правде говоря, средневековые поваренные книги не пестрят подробностями приготовления блюд, в большинстве своем каждый рецепт основывается только на перечислении ингредиентов. Поэтому вот основные рекомендации поваров того времени, а остальное пусть станет пространством для вашей импровизации.

  • Порубите и потушите вперемешку мясо фазана и кастрированного петуха.
  • Добавьте корицу, перетертый имбирь и гвоздику.
  • Порежьте и высыпьте в чан с мясом финики, а за ними — кедровые орешки.
  • Для цвета можно добавить немного сандала. Если вы где-то отыскали кастрированного петуха, то сандал, пожалуй, найдете без проблем.
  • Тушите до готовности.

Надеемся, вам было вкусно. Как думаете, смогли бы вы жить с таким меню? Или блюда средневековой кухни так и не смогли пробудить ваш аппетит?


Вплоть до эпохи Римской империи каша присутствовала в рационе всех слоев общества, и только затем превратилась в еду для бедняков. Однако у них она была весьма популярна, ее ели три и даже четыре раза в день, а в некоторых домах питались вообще исключительно ею одною. Такое положение вещей сохранялось вплоть до XVIII столетия, когда на смену каше пришел картофель.


Следует заметить, что каша того времени существенно отличается от наших нынешних представлений об этом продукте: средневековую кашу нельзя назвать "кашеобразной", в том значении какое мы сегодня придаем этому слову, она была твердой, твердой настолько, что ее можно было резать. Еще одна особенность той каши заключалась в том, что несущественно было, из чего она состоит.

В одном ирландском законе VIII века четко прописано, какие слои населения, какую кашу должны были есть: "Для низшего класса вполне достаточно овсянки, приготовленной на пахте, и старого масла к ней; представителям среднего класса полагается есть кашу из перловой крупы и свежего молока, а в неё класть свежее масло; а королевским отпрыскам следует подавать подслащенную мёдом кашу из пшеничной муки и свежего молока".


Наряду с кашей с древнейших времен человечеству известен "обед из одного блюда" — густой суп, заменяющий первое и второе.


Он есть в кухнях самых различных культур (арабы и китайцы используют для его приготовления двойной котелок — мясо и различные овощи варятся в нижнем отделении, а на поднимающемся от него пару "доходит" рис) и также как каша он был пищей для бедняков, пока для его приготовления не стали использовать дорогие ингредиенты.
Особой любви к этому блюду есть и практическое объяснение: в средневековой кухне (как в княжеской, так и в крестьянской) еду готовили в котле, подвешенном на вращающихся механизмах над открытым огнем (позднее в камине). А что может быть проще, чем закинуть в такой котел все ингредиенты, которые можно достать, и приготовить из них наваристый бульон. При этом вкус супа очень легко изменить, просто поменяв ингредиенты.


Хотя археологические находки и показывают, что значительно чаще крестьяне питались перловой кашей и овощами, но мясо они также употребляли в пищу.




Как, а главное, что ели рыцари, дамы и менестрели.


Большой пир (1491). Господский стол зачастую стоял отдельно и на него подавались самые хорошие кушанья.


Жар от дров старались использовать как можно экономнее: рядом с котлом ставили дичь на вертелах. Работал даже теплый воздух — в хитроумном механизме их автоматического вращения.

Если ужин богачей приходился на праздник, то масштабы пиршества выходили за все разумные пределы. Здесь оживали греческие и римские традиции застолий, благодаря которым гостей с хроническими желудочными болезнями могли выносить из-за стола ногами вперед. В связи с этим некоторые монархи законодательно ограничивали состав и количество кушаний, выносимых к столу во время ужина. Русский обычай подавать по одному блюду за раз пришел в Европу лишь в 18 веке.


Два крестьянина (поздний 14 век).


Мелких животных (в этом случае — зайца размером с овчарку) свежевали прямо на кухне.

Самые строгие ограничения в распорядке питания накладывал пост: Великий, рождественский, двенадцатидневный (у католиков и в англиканской церкви — по три дня четыре раза в год), по средам (предательство Иуды), по пятницам (распятие Христа), иногда даже по субботам (чти день субботний и святи его). Если сложить все это вместе, то получается, что житель средневековой Европы должен был поститься около 1/3 года.


Кулинария часто совмещалась с физкультурой — крупные котлы приходилось двигать именно так.


Кухня (гравюра из книги личного повара папы Пия V). Пускай вас не смущает высота шкафов и полок. Пропорции на таких изображениях соблюдались редко.

Заходите, гости из будущего, не стесняйтесь. Вот наша кухня: самая крупная жилая комната, в центре которой (либо у стены, если она каменная) устроен очаг. Дым выходит через дыру в потолке. Выглядит довольно примитивно, однако такая конструкция позволяет максимально эффективно использовать тепло очага для обогрева помещения.

На деревянную балку обычно вешается большой котел, однако у нас его нет. Глиняные горшки мы ставим прямо на угли или разогретые камни очага. Рыба и мелкая дичь (белки и ежи, считавшиеся разновидностью свиней) обмазывается глиной и запекается прямо в очаге. Зерно можно отнести к мельнику, но нам дешевле перемолоть его самим — в каменных ступках. Да, вы правы — мы бедны.

В домах побогаче есть печи с дымоходами. Они почти всегда сложены у стены, а кухня отделена от обеденного зала (и уж тем более от жилых комнат). Чуть в стороне стоит маслобойка и миска для створаживания молока. Здесь лежат решетки для жарки, а тут — вертела разных размеров.


Кухонный стол только один — но очень большой. Кастрюли тяжелые, с длинными ручками (чтобы удобнее было вынимать их из печи). То же самое касается сковород и вафельниц. Еще здесь есть металлические треноги с крюками для крупной дичи и полный набор инструментов: ножи для свежевания, ножи для резки, деревянные ложки, черпаки, терки, соусницы… Зачем нужны решето и ступа? В наше темное время модно есть перетертую пищу.

Для сохранения продуктов их обычно провяливали на ветру, просушивали на солнце, либо изолировали от воздуха при помощи меда или жира. Копчение применялось реже — к рыбе и колбасам. Молоко ферментировали в сыр, масло сильно солили; яйца, рыбу и овощи закатывали в горшки с солью и уксусной кислотой.

Женщин на кухне вы не увидите. Около отдельной печи, где жарится туша быка, суетятся поварята. Вот идет кладовщик. Там работают пекари, здесь машут топорами мясники, а тут гремят тарелками мальчики-посудомойки. Слуги неустанно таскают дрова — для господской кухни их нужно очень много.


На кухне (начало 16 века). Под большой посудой разводился сильный огонь, поэтому основными травмами повара были не порезы, а ожоги.

Мука самого тонкого помола шла на белый хлеб для богачей. Тесто попроще делали из смеси пшеничной и ржаной муки. На севере был распространен хлеб из ячменя или овса. Самое низкое качество выпечки предполагало добавку отрубей, гороха, бобов и даже желудей.





Пекари обычные и уличные, а также женщина, продающая хлеб. Круглая буханка была наиболее популярной.

Огонь святого Антония


Зерно, поражённое спорыньей

Средневековая каша конкурировала по популярности с хлебом, однако мало походила на современную. Она была твердой настолько, что ее можно было резать. Состав каши значения не имел — в нее зачастую шло все, что имелось в доме. Бедняки ели овсянку, богачи — кашу из пшеничной муки, молока и меда. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока в Европе не был разведен картофель (17—18 век).



За столом господ мясо сервировал резчик. Каждое животное разделывалось по-своему. Чем опытнее был резчик, тем быстрее он работал.

Если бы современный рыбак попал в средние века, то он захотел бы там остаться навсегда. Рыбы было много. Северная сельдь добывалась и коптилась в таких огромных количествах, что ее можно было купить даже на рынках Константинополя. В Темзе водились осетры, знать кушала лобстеров, а моллюски вполне могли стать закуской бедняка, живущего около моря. С удалением от берега доля морепродуктов на столе существенно уменьшалась. Среди речной рыбы особенно популярны были карп, лосось, форель, хариус, лещ, линь.

Изобилие дичи в лесах (от зайцев до диких быков, истребленных лишь к 17 веку) вовсе не предполагало ее изобилие на столах. Феодалы ограничивали бедняков в охоте, да и сами они баловались жареными кабанами далеко не так часто, как это можно представить из красочных описаний пиров.


Языки фламинго, верблюжьи пятки, мясо свиньи, откормленной сушеными фигами и утопленной в медовом вине, молоки мурен, мозги павлинов, гребни живых петухов, пироги, из которых вылетали живые птицы и выпрыгивали карлики с цветами… Подобные блюда остались во временах Римской империи. На средневековых пирах могло подаваться нечто похожее (например, лебеди в оперении, или жареные петухи, одетые в миниатюрные рыцарские доспехи и посаженные на поросят), однако это было не едой, а пусканием пыли в глаза гостям. Обычно же к столу подавали кур, гусей и коз. При этом следует иметь в виду, что жареные цапли, дрофы, дрозды и чибисы экзотикой не считались.

Говядина была жесткой и невкусной (коровы — ценный источник молока, забивались лишь в старости). Гораздо проще было разводить овец, коз и свиней (последние питались чем ни попадя и по комплекции мало чем отличались от диких). Скотину выращивали до зимы, а осенью отправляли на убой. Главнейшим видом приготовления мяса была жарка. Зачастую жареное мясо доваривали в бульоне.


Ведущее место в меню того времени занимали овощи: капуста, морковь (обычно зеленовато-желтая, поскольку привычная нам оранжевая появилась лишь в 17 веке), свекла, лук, чеснок. Помидоров в Европе не было, а когда их привезли из Америки, они долгое время считались ядовитой разновидностью яблок. Также бытовало мнение, что сырые овощи вызывают лихорадку, поэтому их, как правило, варили.


Сад с фонтаном. Судя по всему, здесь выращивали цветы, груши и разводили пчел.

Соль и перец были гораздо более популярными приправами. Первая добывалась в Европе с древнейших времен, второй завозился такими огромными партиями, что был сравнительно доступен (например, шафран продавался гораздо дороже). Соль добавляли в блюда щедро — настолько, что по современным меркам некоторые считались бы пересоленными. Использовались и другие приправы — гвоздика, имбирь, корица, анис, мускатный орех. Мнение о том, что средневековые повара щедро перчили блюда, чтобы замаскировать их несвежесть, ошибочно. Дешевле было найти свежие продукты, чем расходовать ценные специи. Избыточное количество последних было призвано свидетельствовать о достатке хозяина.




Изготовление вина и торговля им


Столы победнее сервировались глиняной и деревянной посудой, побогаче — оловянной, серебряной, золотой и стеклянной, однако ели чаще всего из общих тарелок, руками, и пили из общих кубков. Главным столовым прибором был нож. Ложки использовались только для супов, вилки же считались либо инструментом дьявола, либо признаком излишней манерности. Многие посетители трактиров приносили собственные приборы для еды и питья.

Император-пироман


Когда его, наконец, убили (в туалете, как последнего террориста), тело императора попытались протолкнуть в канализацию, однако оно туда не пролезло.

Тем не менее, экстравагантные пиры, закатываемые богачами, двигали кулинарию вперед. В позднее средневековье соусы уже не напоминали оконную замазку. Блюда перестали перегружать специями, они сделались легкими и изысканными, а десерты — разнообразными. Мореплаватели привезли картофель, какао, ваниль, острый перец, маис… Так родилась современная кухня — и умерла кухня фэнтези.


Смотрите также


Кухня Древнего Египта: что ели фараоны

Допустим, вы попаданец и оказались в далёком прошлом. Чем вас накормят в краю пустынь и пирамид?


Кухня Древней Греции: что ели философы и гетеры

Вы за здоровый образ жизни: физкультура-диета, без ГМО и консервантов? Тогда, уважаемые попаданцы, добро пожаловать в Элладу!


Кухня Древнего Рима: что ели гладиаторы и императоры

Вы сторонник простой и сытной пищи без изысков? Вам в Древний Рим. Вы не мыслите обеда без страусиных мозгов, молок мурен, языков фламинго и сонь, запечённых в меду? Вам всё равно в Рим, город контрастов.

Когда Собором был установлен сорокадневный пост, исполнялся он тоже по-разному. Например, в Иерусалиме постились только с понедельника по пятницу, в Европе — с понедельника по субботу. Воскресенья исключались из времени Великого поста. Однако есть было принято только один раз в день, после трех часов дня, а начиная с XVII века — после полудня.

Со временем западным христианам разрешили употреблять во время поста рыбу, а потом, с 1966 года, и мясо (за исключением Страстной среды и пятницы). До VII века и в западной, и в восточной церкви Великий пост начинался в понедельник, но в 600 году по решению папы Григория он стал начинаться в так называемую Пепельную среду (эта традиция сохранилась до сих пор). Православная традиция предписывает воздерживаться от мяса и молочной пищи в течение всего сорокадневного поста.

ГОРОХОВАЯ КАША

Отваривание гороха: 30–40 минут
Бланширование: 5 минут


Ингредиенты на 3–4 порции

4,5 ч. л. корицы
1 ч. л. имбиря
1 щепотка тертого мускатного ореха
1 ч. л. толченых райских зерен (черного перца)
1 щепотка сушеного галангала (разновидность имбиря)
1 стакан сахара

Этапы приготовления

Горох выложите в глубокую кастрюлю и влейте воду. Увеличьте огонь до среднесильного. Добавьте в кастрюлю приправы и лук.

Через 3 минуты выньте травы, а лук — через 5–10 минут. Лук отложите. Травы подсушите и мелко порубите.

Варите горох еще 30–40 минут, до готовности. Слейте жидкость.

Вареный горох выложите в неглубокую сковороду и добавьте к нему лук, рубленую зелень, 1/2 чайной ложки шафрана, оливковое масло и соль. Прогревайте на среднем огне 5 минут, помешивая, чтобы каша не пригорала.

СУП ИЗ ЛУКА-ПОРЕЯ

Подготовка: 10 минут
Варка: 5 минут


Ингредиенты на 2–3 порции

1 ч. л. свежемолотого черного перца
1 ч. л. молотой корицы
1 ч. л. молотого мускатного цвета
1 ч. л. молотого имбиря
1 ч. л. молотой гвоздики

Этапы приготовления

ПЕРСИКИ ПОД СОУСОМ ИЗ МЕДА И ЗИРЫ

Подготовка: 20 минут
Запекание: 30 минут


Ингредиенты на 8–10 порций

1 ч. л. семян зиры
1/2 ч. л. молотого белого перца
1/4 стакана меда
1/4 стакана белого винного уксуса
1 щепотка сушеной мяты
4 крупных персика, спелых или слегка недозрелых
2 ст. л. оливкового масла

Этапы приготовления

Разогрейте духовку до 175 °C. Зиру обжарьте на сковороде без масла, пока не раскроется аромат и семена не начнут темнеть, это займет всего пару минут. Перемешайте жареную зиру с перцем и отложите.

Мед и уксус перемешайте в кастрюле, затем прогрейте на среднем огне, пока мед не растопится в уксусе. Добавьте смесь пряностей и мяту и перемешайте. Прогрейте немного при слабом кипении, помешивая, чтобы все ингредиенты в смеси соединились.

Персики очистите, выньте косточки и нарежьте мякоть ломтиками. Выложите персики в форму для запекания и полейте их оливковым маслом, перемешайте. Полейте персики соусом с зирой и запекайте 30 минут.


Жар от дров старались использовать как можно экономнее: рядом с котлом ставили дичь на вертелах. Работал даже теплый воздух — в хитроумном механизме их автоматического вращения.

Если ужин богачей приходился на праздник, то масштабы пиршества выходили за все разумные пределы. Здесь оживали греческие и римские традиции застолий, благодаря которым гостей с хроническими желудочными болезнями могли выносить из-за стола ногами вперед. В связи с этим некоторые монархи законодательно ограничивали состав и количество кушаний, выносимых к столу во время ужина. Русский обычай подавать по одному блюду за раз пришел в Европу лишь в 18 веке.


Мелких животных (в этом случае — зайца размером с овчарку) свежевали прямо на кухне.

Самые строгие ограничения в распорядке питания накладывал пост: Великий, рождественский, двенадцатидневный (у католиков и в англиканской церкви — по три дня четыре раза в год), по средам (предательство Иуды), по пятницам (распятие Христа), иногда даже по субботам (чти день субботний и святи его). Если сложить все это вместе, то получается, что житель средневековой Европы должен был поститься около 1/3 года.

Как выглядела кухня.

Заходите, гости из будущего, не стесняйтесь. Вот наша кухня: самая крупная жилая комната, в центре которой (либо у стены, если она каменная) устроен очаг. Дым выходит через дыру в потолке. Выглядит довольно примитивно, однако такая конструкция позволяет максимально эффективно использовать тепло очага для обогрева помещения.

На деревянную балку обычно вешается большой котел, однако у нас его нет. Глиняные горшки мы ставим прямо на угли или разогретые камни очага. Рыба и мелкая дичь (белки и ежи, считавшиеся разновидностью свиней) обмазывается глиной и запекается прямо в очаге. Зерно можно отнести к мельнику, но нам дешевле перемолоть его самим — в каменных ступках. Да, вы правы — мы бедны.


Кулинария часто совмещалась с физкультурой — крупные котлы приходилось двигать именно так.

В домах побогаче есть печи с дымоходами. Они почти всегда сложены у стены, а кухня отделена от обеденного зала (и уж тем более от жилых комнат). Чуть в стороне стоит маслобойка и миска для створаживания молока. Здесь лежат решетки для жарки, а тут — вертела разных размеров.

Кухонный стол только один — но очень большой. Кастрюли тяжелые, с длинными ручками (чтобы удобнее было вынимать их из печи). То же самое касается сковород и вафельниц. Еще здесь есть металлические треноги с крюками для крупной дичи и полный набор инструментов: ножи для свежевания, ножи для резки, деревянные ложки, черпаки, терки, соусницы… Зачем нужны решето и ступа? В наше темное время модно есть перетертую пищу.

Для сохранения продуктов их обычно провяливали на ветру, просушивали на солнце, либо изолировали от воздуха при помощи меда или жира. Копчение применялось реже — к рыбе и колбасам. Молоко ферментировали в сыр, масло сильно солили; яйца, рыбу и овощи закатывали в горшки с солью и уксусной кислотой.

Женщин на кухне вы не увидите. Около отдельной печи, где жарится туша быка, суетятся поварята. Вот идет кладовщик. Там работают пекари, здесь машут топорами мясники, а тут гремят тарелками мальчики-посудомойки. Слуги неустанно таскают дрова — для господской кухни их нужно очень много.


На кухне (начало 16 века). Под большой посудой разводился сильный огонь, поэтому основными травмами повара были не порезы, а ожоги.

Основные блюда.

Мука самого тонкого помола шла на белый хлеб для богачей. Тесто попроще делали из смеси пшеничной и ржаной муки. На севере был распространен хлеб из ячменя или овса. Самое низкое качество выпечки предполагало добавку отрубей, гороха, бобов и даже желудей.


Средневековая каша конкурировала по популярности с хлебом, однако мало походила на современную. Она была твердой настолько, что ее можно было резать. Состав каши значения не имел — в нее зачастую шло все, что имелось в доме. Бедняки ели овсянку, богачи — кашу из пшеничной муки, молока и меда. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока в Европе не был разведен картофель (17—18 век).


За столом господ мясо сервировал резчик. Каждое животное разделывалось по-своему. Чем опытнее был резчик, тем быстрее он работал.

Если бы современный рыбак попал в средние века, то он захотел бы там остаться навсегда. Рыбы было много. Северная сельдь добывалась и коптилась в таких огромных количествах, что ее можно было купить даже на рынках Константинополя. В Темзе водились осетры, знать кушала лобстеров, а моллюски вполне могли стать закуской бедняка, живущего около моря. С удалением от берега доля морепродуктов на столе существенно уменьшалась. Среди речной рыбы особенно популярны были карп, лосось, форель, хариус, лещ, линь.

Изобилие дичи в лесах (от зайцев до диких быков, истребленных лишь к 17 веку) вовсе не предполагало ее изобилие на столах. Феодалы ограничивали бедняков в охоте, да и сами они баловались жареными кабанами далеко не так часто, как это можно представить из красочных описаний пиров.

Языки фламинго, верблюжьи пятки, мясо свиньи, откормленной сушеными фигами и утопленной в медовом вине, молоки мурен, мозги павлинов, гребни живых петухов, пироги, из которых вылетали живые птицы и выпрыгивали карлики с цветами… Подобные блюда остались во временах Римской империи. На средневековых пирах могло подаваться нечто похожее (например, лебеди в оперении, или жареные петухи, одетые в миниатюрные рыцарские доспехи и посаженные на поросят), однако это было не едой, а пусканием пыли в глаза гостям. Обычно же к столу подавали кур, гусей и коз. При этом следует иметь в виду, что жареные цапли, дрофы, дрозды и чибисы экзотикой не считались.

Говядина была жесткой и невкусной (коровы — ценный источник молока, забивались лишь в старости). Гораздо проще было разводить овец, коз и свиней (последние питались чем ни попадя и по комплекции мало чем отличались от диких). Скотину выращивали до зимы, а осенью отправляли на убой. Главнейшим видом приготовления мяса была жарка. Зачастую жареное мясо доваривали в бульоне.


Сад с фонтаном. Судя по всему, здесь выращивали цветы, груши и разводили пчел.

Ведущее место в меню того времени занимали овощи: капуста, морковь (обычно зеленовато-желтая, поскольку привычная нам оранжевая появилась лишь в 17 веке), свекла, лук, чеснок. Помидоров в Европе не было, а когда их привезли из Америки, они долгое время считались ядовитой разновидностью яблок. Также бытовало мнение, что сырые овощи вызывают лихорадку, поэтому их, как правило, варили.


Соль и перец были гораздо более популярными приправами. Первая добывалась в Европе с древнейших времен, второй завозился такими огромными партиями, что был сравнительно доступен (например, шафран продавался гораздо дороже). Соль добавляли в блюда щедро — настолько, что по современным меркам некоторые считались бы пересоленными. Использовались и другие приправы — гвоздика, имбирь, корица, анис, мускатный орех. Мнение о том, что средневековые повара щедро перчили блюда, чтобы замаскировать их несвежесть, ошибочно. Дешевле было найти свежие продукты, чем расходовать ценные специи. Избыточное количество последних было призвано свидетельствовать о достатке хозяина.

Как это подавали.

Столы победнее сервировались глиняной и деревянной посудой, побогаче — оловянной, серебряной, золотой и стеклянной, однако ели чаще всего из общих тарелок, руками, и пили из общих кубков. Главным столовым прибором был нож. Ложки использовались только для супов, вилки же считались либо инструментом дьявола, либо признаком излишней манерности. Многие посетители трактиров приносили собственные приборы для еды и питья.

Тем не менее, экстравагантные пиры, закатываемые богачами, двигали кулинарию вперед. В позднее средневековье соусы уже не напоминали оконную замазку. Блюда перестали перегружать специями, они сделались легкими и изысканными, а десерты — разнообразными. Мореплаватели привезли картофель, какао, ваниль, острый перец, маис…

Читайте также: