Кашей бессмертный кто такой


Из писаний и преданий, в том числе из Библии, других священных текстов разных народов, известно, что в древние времена люди жили не просто долго, а очень-очень долго, а некоторые - даже сотни и целые тысячи лет. Потом природные условия резко ухудшились, жизнь стала крайне тяжелой и продолжительность жизни резко сократилась.

Секреты жизни и вечности

В наше время людям стало намного легче и комфортней, большие успехи сделала медицина. Но люди как будто не очень-то и хотят становиться здоровыми долгожителями. Благодаря, в том числе изменившимся условиям, появились многие новые и достигли неслыханных масштабов старые вредные привычки: курение, алкоголизм и наркомания, зло­употребление лекарствами, стрессы и отсутствия физических нагрузок, постоянное просиживание перед телеви­зором и компьютером.

Главное же - люди пренебрегают своим природным иммунитетом и разучились правильно мыслить. А ведь именно сознание ре­гулирует все физические процессы в организме.

Были случаи, когда совершенно здоровые люди умирали от данной им установки или самовнуше­ния, т.е. - просто лишь от мысли, без всяких иных воздействий. Именно поэтому в мировых религиях практикуются посты, обряды и молитвы. Они необ­ходимы для очищения не только организма, но в первую очередь сознания и души - от негативных эмо­ций и энергий.

Король Кощей Бессмертный

Уже совершенно ясно, что в основе всех легенд и преданий лежат какие-то реальные события. Фантастическо-сказочное объясняется особенностями человеческого восприятия и дальнейшего пересказа. Все это, конечно, касается и темы бессмертия - общего и личного.

Здесь вспоминается библейский Агасфер - Вечный Жид, которо­го Христос за жестокосердие обрек на вечные скитания, философ Аполлоний Тианекийо, граф Сен-Жермен и дру­гих "вечно-живых" людей. Теперь в истории найден след одного из них - Кощея Бессмертного, пожалуй, самого древнего и легендарного - настолько, что он уже вроде бы и не человек.

Сенсационное сообще­ние об этом открытии было сделано ещё в 2010 году в Москве, потом стали известны некоторые подробности. Историк Виктор Болдак считает, что всем известная сказка о Кощее Бес­смертном и Василисе Премудрой - отра­жение событий, происхо­дивших в реальности на южных рубежах Руси в IV веке нашей эры. Кощей Бессмертный - ко­роль древних готов, персо­наж исторических хроник и выдающий­ся полководец.

В те далекие времена многие народы пришли в движение, не зря эпоха получила название Великого переселения народов. Одни народы вытесняли другие, места расселения радикально менялись. Конечно, все это происходило при вооруженных конфликтах местного населения с пришлым.

Вос­точные племена готов с боями сплавились на ко­раблях из Скандинавии по Западной Двине, Волге, Оке, Дону через ме­ста проживания россов к берегам Азов­ского моря. Они осели в Причерноморье, основав там Готландию - землю готов.

Воспоминания о тех кровопролитных войнах и сохранилось в русском фолькло­ре в виде преданий о Кощее Бессмерт­ном. У других народов он имеет разные имена: столетний Германарих, Вострогот. Однако речь идет об одном и том же человеке - злодее, по мнению современников, самой, смертью, толь­ко в мужском обличье.

Большинство этих сказок строится как раз на историческом факте. Кощей пленил, а затем казнил жену князя россов. В последствии ее бра­тья убили злодея, отомстив за сестру. Готский историк Иордан писал, что войска Кощея в 375 году потерпели по­ражение, и он сам был убит в том сражении. А было ему тогда 110 лет! А вдруг он опять уцелел и просто скрылся от врагов.

Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе про­звище Бессмертный. Зная, что он уже не раз оживал-возрождался, о его поразитель­ном долголетии, люди и приписали ему способность жить вечно. Впрочем могло быть и так, что кто-то из очень похожих на него наследников назвался его именем, уже ставшим легендарным, чтобы нагонять страх на врагов, и продолжил творить ужасные дела.


Как долго длится "бессмертие"?

Виктор Болдак предполагает, что сказки о Кощее были первоначально созданы в Тверской области, при походе на юг готы не могли миновать эти края. Старица - один из административно-культурных центров Древней Руси - вполне могла стать местом воз­никновения сказок и легенд. Кащей - вероятно от слова кость, т.е. худой, тощий - стал популярным персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Может быть, ещё и потому что время от времени напоминал о себе.

По одной версии, после разгрома войска Кощей попытался вер­нуться на родину в Скандинавию и су­мел добраться до Старицы. Возможно, он знал секреты, если не бессмертия, то удивительного долголетия, и остался в лабиринтах пещер, которые тянутся под городом больше чем на 90 километров. Такие места со стабильным микроклиматом очень подходят для долгой жизни.

Поразительно, что на древнем гербе Старицы почему-то была изобра­жена горбатая старуха с клюкой. Это - просто уникальный, вероятно, единственный пример такого рода в геральдике. По мнению местных краеведов, это - та самая сказочная Баба-яга, которая помогла Ивану-царе­вичу одолеть бессмертного Кощея.

Быль это или выдумка? Конечно, выдумка, - сразу отмахнется большинство. Но. кто его знает. Сказка - это сказ о событиях. И возможно они даже продолжаются. Далёкое прошлое часто не только напоминает о себе, но и минуя какое-то время, всплывает в отдалённом будущем. Поживём - увидим, возможно, и эта сказка ещё не закончена.

И она может быть продолжена также, потому что известны случаи поразительного быстрого омо­ложения пожилых людей. Сейчас со стремительным развитием науки разговоры о бессмертии уже звучат очень реалистично. Возможно, уче­ные в уже недалеком времени все-таки найдут ген молодости. Только надо ли становится Кащеями. И кто станет такими бессмертными.

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

. а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию – помощь в уборке урожая посредством срезания (убивания) созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая (посевное зерно) и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз.

30.01.11
(Дополнено 04.06.12)

Илл. И. Билибин. Кощей Бессмертный. 1901 г.

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Действительно, пришлось наблюдать — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

В. Калашников. Русская демонология — М.: ЛомоносовЪ, 2014.


С точки зрения стандартной классификации Кащей - обычный лич. В качестве филактерии (хранилища души) выступает знаменитая игла.

Изучатели славянской мифологии изучать мифологию соседних стран не собираются

чета бредом пахнет Кащей и Мороз Разные персонажи

ну чтож, перед нами еще один образчик логики прямоходящих обезьян.

Что мы знаем о Кощее Бессмертном?

Жила была Василиса. И она служила Кощею. За три дня до окончания контракта она малость одембелела и упёрлась в самоволку, где повстречала Ивана-царевича, по совместительству дурачка.

Иванушка-царевич, по совместительству дурачек, уничтожил ценное имущество Кощея (лягушачью кожу, то есть маскировочное устройство) и сделал невозможным исполнение условий контракта самой Василисой.

Так Василиса согласно условиям контракта осталась должна Кощею.

Далее, наш умственно отсталый Иванушка приходит в царство Кощея (куда его никто не звал) и убивает Кощея и ломает его замок.

Кощей плохой, только потому что Василиса - прекрасная, а Иванушка - это ебанат-беспредельщик из 90-х.

С властелином колец - такая же херня. Саурон ковал кольца, его кинули с оплатой. Он воспользовался бэкдором, и он плохой.

Домовой

Есть люди что верят в нечисть и даже говорят что встречали ее.
Пара моих знакомых клялись, что видели домового (вот те крест :D) Они описывали его как существо похожее на лохматый шарик. Один говорил, что видел у него хвост, другой "Нет, не хвост, это был длинный пояс!". Говорили что у существа видны были только ноги, тогда как он некоторых несчастных душил? (Да-да оказывается домовые скоры на расправу с некоторыми моими знакомыми)
Сам я конечно не верю в домового, ибо не сталкивался. Но, решил нарисовать то что отобразилось в голове от рассказов "Свидетелей".
А шапочка, шапочка для красоты.)



Культурный контраст



Символика кошки в славянской народной традиции


Кошка в славянских народных представлениях — домашнее животное с двойственной символикой и различными демоническими функциями. Часто кошка выступает в паре с другим домашним животным — собакой, а также символически коррелирует с дикими животными — с медведем и с пушными зверями: зайцем и лаской.

◊ Легенда о хлебном колосе

С кошкой и собакой связана легенда о хлебном колосе, известная у славян в белорусском и украинском Полесье, на Украине и изредка в России, а также в Малопольше: когда Бог решил наказать людей за непочитание хлеба и лишить их хлебного колоса, который раньше рос от самой земли, кошка и собака вместе упросили Бога оставить колос хотя бы на конце стебля, или это сделала для них Богородица, за что с тех пор кошке и собаке причитается первая лепешка из зерна нового урожая. В аналогичном южнославянском сюжете из Болгарии и Словении заслуга сохранения для людей колоса длиной с собачий язык приписывается одной собаке, а кошке, согласно словенской легенде, принадлежит заслуга сохранения молока, которое кошка выпросила у Бога на свою долю, умолив оставить небольшую часть коровьего вымени, которое раньше было во всю длину брюха коровы, от передних до задних ног.

◊ Вражда кошки с собакой

Вражда кошки с собакой находит символическое воплощение в любовной магии в качестве отворотного средства. Чтобы разлучить супружескую пару, у русских подкладывали кошачью шерсть, спутанную с собачьей, в брачную постель молодым; втыкали её под девятое бревно избы супругов с чтением соответствующего заговора; давали понюхать паленую шерсть, срезанную с кошки и собаки, специально для этого стравленных; у поляков — обливали супругов водой, в которой мыли вместе кошку и собаку.

◊ Происхождение кошки


Плохая примета, если кошка перебежит дорогу или встретится в пути. Если кошка пробежит между женихом и невестой, перебежит дорогу свадебному поезду или попадется ему навстречу, брак расстроится или будет неудачным.

Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулит неудачу в лове. Запрещено было упоминать кошку у русских во время охоты на соболя, вместо этого ее называли запечéнка, а у сербов — во время рыбной ловли.

◊ Народная зоология

◊ Народная демонология

◊ Метеорологические поверья


◊ Обращение кошки в домового

◊ Народная магия и медицина

◊ Происхождение зайца из кошки

koce očë. Что касается общего символического сближения кошки с зайцем, то оно подтверждается наличием у них обоих сексуально-эротической символики и пересечением их названий у поляков — польск. kot, kotka, словин. kot ‘заяц’, а также сербским поверьем из Хомолья о происхождении зайца от кошки и отождествлением заячьей головы с кошачей у хорватов Далмации.

Гура, Александр В. (2019). Символика кошки в славянской народной традиции. Славянский альманах 2019, Выпуск: 1-2, Издательство: Москва, С. 335-370, → DOI 10.31168/2073-5731

Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Российской академии наук.

Кощей связан со стихией воды:

Враги Кощея

В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.

Мифологический архетип Кощея

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С., где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой (см. также птицы).

В хеттском мифе "Исчезновение и возвращения Телепинус" [2] говорится:

"Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!"

В образе Телепинуса угадываются аналогия с адыгейским божеством плодородия Тлепшем - сыном бога грозы и богини-матери. Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа [3] .

В ангольской сказке "Цари животных" [4] угадывается известный всем сюжет русской сказки "Иван-царевич и серый волк":

— Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей, он отдаст тебя на съедение своим подданным. — Так скажи мне скорее, где он спрятал свою смерть! — Его смерть — внутри птицы. Птица — в клетке. Клетка — в камне. А камень — на дне моря.



Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?


Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…

Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?

В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.


- Григорьева была после тифа, стриженая налысо… - рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!


Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок.

Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

- Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… - рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные…


Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.

- Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями. - рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.


– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь.





А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.

- Нет, Милляр не приезжал… - твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…



Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

- Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… - рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

- На станции показывали фильм бесплатно… - говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

- Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… - рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе - смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.


– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! - говорит Людмила Смирнова. - Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах…


Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?

- Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок, или сделать галерею сказочных героев из дерева… - говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках…

А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку…

Читайте также: