Кто художник мишкина каша





  • 0-2 года
  • 3-4 года
  • 5-6 лет
  • 7 лет и старше
  • Тонкие книги
  • Мировые бестселлеры
  • Современные книги для маленьких
  • Виммельбухи
  • Почитать
  • Крупный шрифт
  • Познавательные книги
  • Комиксы
  • Сказки
  • Книги в подарок
  • Книги про животных
  • Стихи
  • Книги для мальчиков
  • Книги для девочек


Мама оставила друзей на два дня, объяснив им, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались – Мишка взялся за дело. Не такое и простое дело это оказалось – кашу варить. Мишкина каша лезла и лезла из кастрюли, только успевай вычерпывать! К неприятностям с кашей добавились упущенное в колодец ведро и сгоревшие прямо на сковородке караси.

Образную речь и увлекательный сюжет Носова прекрасно дополнили замечательные иллюстрации художника Ивана Семёнова, создавшего эмоциональные, живые, абсолютно правдивые в деталях образы детей.

Рекомендуется детям дошкольного возраста, а также для первого самостоятельного чтения.

Носов "Мишкина каша": главная мысль, главные герои, что писать в читательский дневник?


Главные герои рассказа - два друга, один из которых, Мишка - настоящий хвастун. Когда мама первого мальчика уезжала, она спросила, смогут ли ребята сами приготовить себе еду и получила в ответ гордое "да", Мишка хвастался, что он умеет варить кашу.

Когда же дошло до дела, то каша у него получилась не только не вкусная, но и недоваренная и пригоревшая, есть такую кашу не было никакой возможности.

Чтобы не остаться голодными мальчики на следующий день попросили соседку (ее звали тетя Наташа) приготовить им кашу.

Главная мысль рассказа - не нужно хвастаться, нужно относиться к себе и к своим знаниям и умениям более объективно, в противном случае могут случиться разного рода неприятности.


Очень хорошее произведение Носова "Мишкина каша" проходят в школьной программе на уроке чтение и нужно обязательно занести в читательский дневник свои наблюдения и отзыв о прочитанном.

Два друга Миша и Коля остаются вдвоём на даче, при чем Мишка хвастливо заявляет, что он умеет варить кашу. На деле получилось обратное каши было много, но она была не вкусной, так как Мишка постоянно подливал воды и вычерпывал в тарелки кашу, которая убегала из кастрюли. Если б не соседка мальчишки были бы голодными. Мысль: не бойся сказать что ты не умеешь, тебе объяснят и покажут, что и как правильно делать, в противном случае рискуешь остаться у разбитого корыта.



Главными героями рассказа Николая Николаевича Носова " Мишкина каша ", являются двое 10 - 11-летних друзей Коля и Миша. Мишка - хвастливый, безрассудно-самонадеянный, но изобретательный мальчишка. Коля - более сдержанный, доверчивый и рассудительный.

Самоуверенность Мишки и легковерие Коли привело к тому, что ребята так и не смогли сварить кашу и даже пожарить пескарей, зато чуть не сожгли дачу. А потому, потратив впустую много времени и немалое количество крупы, всё же остались без ужина, и легли спать голодными. Если бы не находчивость Коли, который придумал новый способ таскать воду из колодца, при помощи удочки и кружки, то ребятам пришлось бы вовсе не сладко. Но и Мишка в последний момент не оплошал - якорёк какой он смастерил помог мальчикам быстро достать утопленные ведро и чайник.

Главные мысли данного литературного произведения :

  1. Всегда внимательно слушай объяснения взрослых, и переспрашивай если что-либо не ясно.
  2. Не стоит браться за дело в каком ничего не смыслишь, может произойти несчастье.
  3. Прежде чем кому-либо доверить свою жизнь, убедись, что он может готовить.

Рассказ Мишкина каша Носова Н. читать с картинками

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.


— Это очень хорошо, что ты приехал, — сказала она. — Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?

— Конечно, проживём, — говорю я. — Мы не маленькие!

— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!

— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:

— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!


Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил.

— Зачем, — думаю, — раз Мишка знает.

Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.

— Постой, — говорю я. — А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?

— Чего там варить! — говорит Мишка. — Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.


Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

— Ну, Мишка, — говорю, — ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

— Давай кашу, — говорит Мишка. — Кашу проще всего.

— Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

— Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

— Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.

— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.


Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

— Мишка, — говорю, — что это? Почему каша лезет?

— Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

— Не знаю, — говорит Мишка, — с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

— Мишка, — говорю, — куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

— Не знаю, — говорит. — Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

— Наверно, испарилась, — говорит Мишка. — Надо ещё подлить.

Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили — смотрим, опять каша наружу лезет.

— Ах, чтоб тебя! — говорит Мишка. — Куда же ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.


— Вот видишь, — говорит, — ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:

— Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

— Да, — говорит Мишка, — кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”

— А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

— Ну и сварю, не мешай только.

— Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.

Я не вытерпел и говорю:

— Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

— А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

— Так то, — говорю, — в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

— А нам-то куда спешить?

— Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

— Успеешь, — говорит, — выспаться.

И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.


— Ты, — говорю, — всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.

— А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?

— Выложить, — говорю, — половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.

Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.

— Наливай, — говорю, — теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.

— Нету, — говорит, — воды. Вся вышла.

— Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! — говорю. — И колодца не увидишь.

— Чепуха! Сейчас принесу!

Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.

— А вода где? — спрашиваю.

— Вода… там, в колодце.

— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

— И ведро, — говорит, — в колодце.


— Ах ты, — говорю, — размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?

— Чайником можно. Я взял чайник и говорю:

— А её нет, верёвки.

— Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.

— Ничего, — говорит Мишка, — сейчас пойду попрошу у соседей.

— С ума, — говорю, — сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:

— Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.

— Ты не рассуждай, а ищи верёвку.

— Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.

— А леска выдержит?

— Может быть, выдержит.

— А если не выдержит?

— Ну, если не выдержит, то… оборвётся…

— Это и без тебя известно.

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.

— Не выдержит! — говорю. — Я чувствую.

— Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, — говорит Мишка.

Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх — и нет чайника.

— Не выдержала? — спрашивает Мишка.

— Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?

— Самоваром, — говорит Мишка.

— Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.

— Что у нас, — говорю, — по-твоему, кастрюльный магазин?

— Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!

— Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.

— Давай, — говорю, — кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.

Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:

— Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…

— Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.

Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

— Ах ты, растяпа! — говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.

Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.

Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”

— О! — говорит Мишка. — Хорошая каша получилась, знатная!

Я взял ложку, попробовал:

— Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.

— Нет, — говорит, — умирать буду, а такую кашу не стану есть!

— Такой каши наешься, и умереть можно! — говорю я.

— Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!

— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.

— Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.

— Ну, давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.

— В один момент, вот увидишь.

Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.

— Умник! — говорю. — Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом.


Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки — масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.

— Ну, — говорит Мишка, — что теперь жарить будем?

— Нет, — говорю я, — больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!

— Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать — противно. Попробовали сырой лук — горько. Масло попробовали без хлеба есть — тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.

Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.

— Не смей! — говорю. — Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так, что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.

Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало — всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.

— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

ратно. И тётя больше уже не смеялась над нами. И пошехонцами не называла.

На дачу в гости к Коле приехал его друг Миша. В это же время маме Коли нужно было съездить на два дня в город, но сначала она подробно рассказала мальчикам, как приготовить суп и кашу. Коля слушал её невнимательно, так как Мишка заверил его, что он сам всё сумеет сварить. Однако у Миши ничего не получилось, он даже пескарей не смог пожарить, и ребята остались без ужина. Если бы не соседка тётя Наташа, которая накормила их завтраком, мальчикам совсем бы пришлось плохо.

Следует слушать советы старших, ведь даже самое простое дело требует определенных знаний и опыта.


Название произведенияМишкина Каша
АвторНиколай Николаевич Носов
ЖанрРассказ
Год написания1938

Главные герои

  • Коля - рассудительный и доверчивый ребенок, рассказчик истории
  • Мишка - друг Коли с веселым характером, хвастун
  • Мама Коли - хозяйка дачи, уезжает на несколько дней, надеется на самостоятельность сына и его друга
  • Тетя Наташа - отзывчивая соседка по даче

Сюжет произведения

К Коле на дачу приезжает лучший друг Мишка. Мама Коли радуется этому не меньше сына. У нее есть неотложные дела в городе, где ей необходимо задержаться на пару дней. Она показывает мальчишкам, где лежат продукты, и рассказывает, как их готовить.

Коля прослушивает слова мамы рассеянно, потому что друг убедил его, что видел, как готовит его мама. После отъезда Колиной мамы друзья отправляются на рыбалку. Там они обедают бутербродами с вареньем и ловят пескарей.

Вечером Коля с Мишкой затапливают печь и варят кашу. Мишка высыпает много крупы в кастрюлю и наливает в нее доверху воды. Когда она выкипает, приходится доливать воду снова и снова. Так у ребят заканчивается вода.

Когда Мишка решил набрать в колодце воды, он утопил там ведро, веревку, а затем и чайник. Кружкой ребята добывают воды, напиваются, доливают воду в кастрюлю. Однако каша получается несъедобной.

Ребята вспоминают о пескарях. Мишка предлагает их зажарить и сует сковородку в печку на угли. Масло в сковороде загорается, и пескари сгорают дотла. Мальчики облизывают банку из-под варенья и ложатся.

Наутро проголодавшиеся ребята просят помощи у соседки, тети Наташи. Она кормит друзей, дает им веревку. Дети достают посуду из колодца, а потом пропалывают сорняки в огороде тети Наташи в благодарность за ее помощь.


Название произведенияМишкина Каша
АвторНиколай Николаевич Носов
ЖанрРассказ
Год написания1938

Главные герои

  • Коля - рассудительный и доверчивый ребенок, рассказчик истории
  • Мишка - друг Коли с веселым характером, хвастун
  • Мама Коли - хозяйка дачи, уезжает на несколько дней, надеется на самостоятельность сына и его друга
  • Тетя Наташа - отзывчивая соседка по даче

Сюжет произведения

К Коле на дачу приезжает лучший друг Мишка. Мама Коли радуется этому не меньше сына. У нее есть неотложные дела в городе, где ей необходимо задержаться на пару дней. Она показывает мальчишкам, где лежат продукты, и рассказывает, как их готовить.

Коля прослушивает слова мамы рассеянно, потому что друг убедил его, что видел, как готовит его мама. После отъезда Колиной мамы друзья отправляются на рыбалку. Там они обедают бутербродами с вареньем и ловят пескарей.

Вечером Коля с Мишкой затапливают печь и варят кашу. Мишка высыпает много крупы в кастрюлю и наливает в нее доверху воды. Когда она выкипает, приходится доливать воду снова и снова. Так у ребят заканчивается вода.

Когда Мишка решил набрать в колодце воды, он утопил там ведро, веревку, а затем и чайник. Кружкой ребята добывают воды, напиваются, доливают воду в кастрюлю. Однако каша получается несъедобной.

Ребята вспоминают о пескарях. Мишка предлагает их зажарить и сует сковородку в печку на угли. Масло в сковороде загорается, и пескари сгорают дотла. Мальчики облизывают банку из-под варенья и ложатся.

Наутро проголодавшиеся ребята просят помощи у соседки, тети Наташи. Она кормит друзей, дает им веревку. Дети достают посуду из колодца, а потом пропалывают сорняки в огороде тети Наташи в благодарность за ее помощь.

М.: Эксмо-Пресс , 2002 г.

Тираж: 10000 экз.

Тип обложки: твёрдая

Формат: 84x108/32 (130x200 мм)


  1. Николай Носов. Мишкина каша (рассказ), c. 5-15
  2. Николай Носов. Дружок (рассказ), c. 16-33
  3. Николай Носов. Телефон (рассказ), с. 34-44
  4. Николай Носов. Бенгальские огни (рассказ), c. 45-61
  5. Николай Носов. Тук-тук-тук (рассказ), c. 62-70
  6. Николай Носов. Огородники (рассказ), c. 71-81
  7. Николай Носов. Про Гену (рассказ), c. 82-93
  8. Николай Носов. Клякса (рассказ), c. 94-97
  9. Николай Носов. Федина задача (рассказ), c. 98-102
  10. Николай Носов. Находчивость (рассказ), c. 103-106
  11. Николай Носов. Наш каток (рассказ), c. 107-118
  12. Николай Носов. Замазка (рассказ), c. 119-123
  13. Николай Носов. Фантазеры (рассказ), c. 124-129
  14. Николай Носов. Живая шляпа (рассказ), c. 130-132
  15. Николай Носов. На горке (рассказ), c. 133-135
  16. Николай Носов. Саша (рассказ), c. 136-143
  17. Николай Носов. Ступеньки (рассказ), с. 144-146
  18. Николай Носов. Метро (рассказ), c. 147-150
  19. Николай Носов. Огурцы (рассказ), c. 151-155
  20. Николай Носов. Прятки (рассказ), c. 156-159
  21. Николай Носов. Карасик (рассказ), c. 160-167
  22. Николай Носов. Автомобиль (рассказ), c. 168-171
  23. Николай Носов. Затейники (рассказ), c. 172-174
  24. Николай Носов. Заплатка (рассказ), c. 175-177
  25. Николай Носов. Леденец (рассказ), c. 178-180
  26. Николай Носов. Шурик у дедушки (рассказ), c. 181-187
  27. Николай Носов. Про репку (рассказ), c. 188-197
  28. Николай Носов. Милиционер (рассказ), c. 198-200
  29. Николай Носов. И я помогаю (рассказ), с. 201-214
  30. Николай Носов. Бобик в гостях у Барбоса (рассказ), c. 215-221

Информация об издании предоставлена: Croco



Мама оставила на ночь двух младшеклассников одних на даче, без системы центрального отопления, канализации и водоснабжения, без запаса фруктов, йогуртов, приготовленной еды. Мальчики сами, без взрослых, пошли на реку - рыбу ловить. Затем мальчики разожгли огонь в печке, создавая пожароопасную ситуацию, пытались сами приготовить кашу, натаскать из колодца воды. Каша лезла на плиту, усиливая пожароопасность. Так и не поев, дети легли спать голодные. Утром попросили еды у соседки.

И вот я представляю, что такая соседка сегодня берет и делает звонок в полицию. Ведь в СМИ так много информации об ужасных родителях! Это та, старая соседка из прошлого, просто накормила детей, - а сегодня с большой долей вероятности - позвонит в полицию. Это называется "выявление неблагополучия", "выявление случаев жесткого обращения".

Или мало ли - у них границы соседних участков спорные или тень от соседского сарая падает прямо на любимые грядки, и это уже 10 лет - это повод соседям ненавидеть друг друга. В общем, поводов позвонить в полицию может быть много - это становится почти обыденной практикой.

Итак, к мальчикам приезжает наряд полиции по делам несовершеннолетних. Мальчики на даче, одни, без еды - это "безнадзорность" (закон №120), "угроза жизни и здоровью" (Семейный кодекс ст.77), со стороны родителей - это "ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, сопряженное с жестоким обращением ( ст.156 УК РФ), согласно новым законам. Пусть мальчикам хорошо, это никого не волнует.

Права героев из "Мишкиной каши" сотрудники полиции решают защищать, других вариантов при таком раскладе. Мальчики не хотят, но их увозят в полицию, составляют акт, затем им обычно один путь - сначала инфекционная больница независимо от того, больны они или нет, потом сиротский приют.

Матери сходят с ума, но им не сообщают, где дети. Они только узнают от соседей, что приезжал наряд полиции. Шансы узнать, где находятся дети у матерей появляются недели через две. Матери сами разыскивают детей.

Тем временем врач больницы уже написал в заключении на каждого мальчика: поступил в грязной одежде, ногти грязные, волосы не чесаные, родители не интересовались состоянием здоровья ребенка 10 дней или 2 недели. Короче, все признаки безнадзорности. Безнадзорность - это недостаток или отсутствие родительского попечения.

К детям родителей не пускают - ни в больницу, ни в приюте для сирот. Через какое-то время они от кого-то случайно узнают, что для посещения своих детей им нужно разрешение органа опеки. О том, что надо писать заявление письменно они тоже обычно не знают. Поэтому в опеке их легко отшивают под тем или иным предлогом. О том, что заявление на выдачу разрешения на посещение ребенка можно послать заказным с уведомлением - они тоже не знают.

Пока мальчики, каждый в своем детдоме, вспоминают, как варили кашу на дачу и пытаются понять, а как же они оказались здесь, к их матерям домой приходят органы опеки - проверять жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних. В акте при составлении есть много пунктов, включающих и информацию о доходах, и о составе семьи.

Вдруг выясняется, что у Мишки нет своего уголка - "не обеспечены условия проживания", в холодильнике отсутствует приготовленная пища (никого не волнует, что они едят только свежеприготовленную), нет фруктов, запаса молочных продуктов и вообще только каши и хлеб - "недостаток продуктов". В квартире стоит тяжелый запах - в соседней комнате болеет старый дедушка - "зловонный запах". По коридору бегает большой лохматый пес - "антисанитария", у матери нет официальной работы, только гонорары или, скажем, неофициальная зарплата - "недостаточно средств на содержание ребенка". Отца у Мишки нет.

Шансов у не лишенной и не ограниченной в родительских правах матери забрать сына из сиротского приюта - ноль. Ей устно скажут: приноси справку о зарплате с работы, 2 НДФЛ, устрой деда в дом престарелых, сделай в квартире ремонт. Заявление о возвращении ребенка домой опять не примут. Бабушку с ее желанием вызволить внука и незнанием о том, что нужно отсылать все заявления почтой - тоже отпишут.

Все требования выполнить не так просто. Через месяц, согласно 120 ФЗ, информация на мальчика поступает в базу данных детей-сирот. Про него теперь пишут: "Ищет любящих родителей".

Тем временем на родную мать, оставившую сына с другом одних на даче, органы опеки при отделении соцзащиты через некоторое время подают в суд - на лишение родительских прав. На ограничение подают редко: на 20 000 лишений около 500 ограничений. Шансов у матери выиграть суд без адвокатов - ноль. Ведь дети могли же сгореть, замерзнуть насмерть, умереть от голода. Решение судьи однозначно. О том, что надо обжаловать решение, мать не знает. Мальчик уезжает в детдом, ему начинают подыскивать замещающую семью.

А в начале рассказа "Мишкина каша" была еще и другая мама - та, которая позволила своему сыну в одиночку отправиться к другу на дачу. Мальчик не вернулся ночью домой (телефонов не было). И тут тоже все не просто, ведь парень уже в приюте. Как я уже говорила раньше, информации ей тоже никто не дает, в больнице уже написано, что "никто состоянием здоровья мальчика не интересовался", "ногти грязные" и пр.

Этой матери тоже приписывают "ненадлежащее исполнение родительских обязанностей". Это минимум ст 5.35 КоАП, то есть административное правонарушение для начала - решением Комиссии по делам несовершеннолетних: неисполнение родительских обязанностей". Хорошо, если у них дома есть детский уголок, чистота - плюнуть некуда, холодильник ломится от еды, папа прилично зарабатывает, дедушка уже умер или в доме престарелых, на собак и кошек аллергия, ни у кого в доме нет диагнозов по психиатрии, никто не пьет. Шансы вернуть сына домой есть. Есть вероятность отделаться штрафом. Ну еще помогли влиятельные родственники - позвонили куда надо.

Если же все нет так, то вновь срабатывает сценарий номер 1, котрый заканчивается детдомом.

Такая вот она, современная ювенальная "Мишкина каша". Скорее, триллер.

И возникает закономерный вопрос: а как мы дошли до жизни такой.

Читайте также: