Не доесть кашу и уйти


Протоиерей Александр Дьяченко

Я видел репортаж с такого мероприятия, и как один ветеран сказал: «Это не та каша, что нам доставалась в окопах. Эта — вкусная, сытная, с тушенкой. А нам привозили супчик-рататуйчик, в котором, если повезет, можно было поймать немного крупы и кусочек картошки. Еду добывали сами, больше обходясь подножными кормами.

На днях знакомый рассказал мне случай с его отцом. Того во время боя командир батальона послал связным — передать информацию командиру роты. Под огнем он добрался в расположение роты, но приказ передал не комроты, а его помощнику. Что было дальше, он не знал: то ли помощник приказ не передал, то ли командир тот отговорился, никаких, мол, указаний не получал, но поставленную задачу рота не выполнила.

После боя, в котором полегло много народу, привезли кашу. И не просто кашу, а настоящую гречневую, с мясом. Бойцы про такую еду уже и не помнили. Привезли на всех, в том числе и на убитых. Так что ели от пуза. Ест батька моего знакомого, наслаждается, как вдруг в землянку входят комбат с особистом.

Комбат достает пистолет, передергивает затвор:

— Иванов, отставить прием пищи. На выход.

Тот, словно не слышит, продолжает орудовать ложкой.

— Иванов! На выход!

— Товарищ командир, дайте поесть!

— Боец Иванов! За неисполнение в бою приказа командира вы приговариваетесь к немедленному расстрелу.

Отец молча ест. Офицеры стоят рядом и смотрят.

Комбат посмотрел на особиста — тот махнул рукой: ладно, мол, пусть ест.

Командир сунул пистолет в кобуру, и они ушли. Отец доел кашу и отправился на выход. Стоит, ждет, когда его начнут расстреливать, а там никого. Так и не расстреляли.

Два братика вечером перед сном ведут разговор о взрослой жизни:

- Вася, а ты слышал, как наш папа ругается матом?

- а давай теперь тоже ругаться матом, как взрослые?

- хорошо, ты Вася будешь говорить блять, а я на хуй.

Утром будит братьев мама и спрашивает мальцов:

- что вам приготовить на завтрак?

Вася, потягиваясь, отвечает:

- да мне, блять, оладушков.

Тут же ловит подзатыльник от матери. А мама обращается к Пете:

- тебе тоже оладушков?

- да на хуй мне такие оладушки.

Семья из папы, мамы и двух братьев в выходной день завтракают. На завтрак у них манная каша. Дети сидят и ковыряются в тарелке. Мама игриво подмигнула папе и, не доев кашу, ушла в спальню. Папа намёк понял, быстро доел кашу и ушёл следом. Диалог братьев:

- может, тоже не будем, есть кашу, вон мама не доела и ничего.

- но ты видел, папа пошёл следом, иди и посмотри, чем там у них всё закончилось? Если маме всё сошло с рук, то и мы не будем доедать кашу.

Младший убегает в сторону спальни, подглядывает в замочную скважину, а там родители занимаются анальным сексом. Младший возвращается в столовую и не слова не говоря, начинает быстро и насильно запихивать в себя кашу. Старший интересуется, что там такого произошло:

- что случилось? Почему ты через силу ешь эту кашу?

- в общем, кто не доест кашу, тех папа еб. т в жопу.

Чтобы похудеть, надо перестать быть членом общества чистых тарелок, считает психолог

Как возникает лишний вес? Чаще всего это результат того, что человек переедает, причем незаметно для себя. Что заставляет нас поглощать еды больше, чем требуется организму? Обычно – негативные эмоциональные переживания. Именно с ними работают психологи, которые обещают похудение без диет. Вот вы, например, можете выбросить еду просто потому, что больше не хочется? А пробовали себе это разрешить?


Уверен, что не только меня бабушка и мама в детстве заставляли доедать обед до конца и не "оставлять всю силу на дне тарелки". Даже одна из моих дочерей, которая воспитывается далеко не в советское время, недавно, придя из школы, заявила, что в Африке дети голодают, поэтому нужно все доедать до конца. Откуда берется такая настойчивость многих людей относительно остатков пищи на тарелке?

Конечно же, это идет из многострадальной истории нашей страны. На протяжении XX века многие длительно голодали или недоедали. Целые поколения были воспитаны, к сожалению, на голодный желудок. Этому способствовали многочисленные революции, войны и ошибки в управлении нашей страной. И естественно, для многих людей, столкнувшихся с голодом на собственном опыте, пища перешла в разряд сверхценного ресурса, который может исчезнуть в любой момент. И они — наши мамы и бабушки — в процессе воспитания передавали свой опыт и такие представления о пище нам, своим детям и внукам.

Моя бабушка, например, постоянно сосала сырую картошку, чтобы во рту был какой-то вкус. Как в детстве, когда во время войны она голодала. Такая привычка сформировалась у нее тогда и дошла до наших вполне себе сытых времен. Стол в ее комнате был завален остатками еды, которые она не могла заставить себя выкинуть. А пропустить время приема пищи было почти преступлением.

Меня во дворе часто обзывали "Миша — иди кушать", потому что бабушка с балкона звала меня к обеду именно так. И она не успокаивалась, пока я не приходил. Кричала эту фразу на весь двор. Что и говорить, порции, которые она мне накладывала, были вполне взрослыми. И она не учитывала, что я был учеником первого класса. Для моей любимой бабушки еда была сверхценностью, пожалуй, единственной по-настоящему важной материальной вещью. Остальные материальные ценности ее мало интересовали.

Моя бабуленька пекла самые вкусные блины на свете. И очень радовалась, когда ее упитанный внук съедал блинов больше, чем взрослые мужчины в нашей семье. Конечно же, у меня был лишний вес с самого детства. И естественно, когда я стал психологом, мне пришлось работать над собой, чтобы похудеть и научиться контролировать свое пищевое поведение.

Уже во взрослом возрасте я учился давно утерянному навыку не доедать всю еду, которая лежит на тарелке. Но чтобы этот навык сформировался, необходимо сначала разобраться со своим эмоциональным состоянием в тот момент, когда предстоит оставить часть еды на тарелке или (о ужас!) вообще выбросить остатки.

А вы умеете оставлять еду на тарелке?

Предположу, что большинство в такой ситуации, конечно же, испытают отрицательные переживания, похожие на те, что ощущал я. А раз есть отрицательные переживания, то имеется и ложное убеждение, которое их создает. Звучит оно так: "Еду выбрасывать нельзя. Мы обязаны доедать все до конца!".

Почему это высказывание ошибочное? Потому что не соответствует реальному положению дел: "Еду выбрасывать можно. В современном мире пища не является сверхценностью. Мы не обязаны доедать все до конца".

Да, для наших предков еда была настолько ценной, что они даже не могли предположить, что можно что-то не доесть или уж тем более выбросить. Ну и что! Это было давно! А еще наши предки не ездили на автомобилях, носили косоворотки, кидали острое копье в любого, кто им не понравился.

Но теперь многое изменилось. Мы не носим такую одежду (хотя, может быть, и зря, уверен, многим косоворотка была бы к лицу), пользуемся различными благами цивилизации и вместо лошадок и "своих двоих" выбираем автомобили, самолеты и поезда.

Пищевое изобилие — это тоже достижение цивилизации, которым мы можем пользоваться. И голодающим африканским детям никак не поможет, если мы нанесем своему организму вред, нажрав несколько десятков лишних килограммов.

Вас волнует судьба голодающих детей и вы хотите им как-то помочь? Вперед! Однако для того, чтобы оказать эту помощь, вам лучше быть здоровым, энергичным, легким.

Сочетание современного пищевого изобилия и архаичного мнения, что еда — это сверхценность, приводит к обжорству и набору веса. Поэтому важно помнить, что еду можно оставлять на тарелке (и это святая правда). Или тогда готовьте и покупайте еды меньше.


Вы считаете, что это плохо – выбрасывать еду?

Впрочем, я, хоть убейте, не могу понять, почему плохо выбрасывать еду. Обычно на этот вопрос отвечают так:

  • Еду выбрасывать плохо, потому что в нее вложен труд людей. Выбросить ее означает проявить неуважение к этим людям.
  • Еду нельзя выбрасывать, потому что за нее уплачено. А значит, выкинуть ее — это не уважать себя. Да и вообще денег жалко.

Что я имею сказать по первому пункту. Да, уважение — это ценно. Но получается, что, отказываясь выбрасывать лишнюю еду и запихивая ее себе в рот, вы проявляете неуважение к самому близкому и дорогому для вас человеку — к себе самому.

Этого человека было бы здорово любить, уважать, ценить и заботиться о его здоровье. Однако вам на него (то есть на себя), видимо, плевать. Для вас важнее, что подумают или почувствуют совершенно незнакомые люди, если узнают, что вы выбросили пищу, которую они изготовили.

Но они получили за свой труд положенное вознаграждение, ведь вы заплатили деньги в магазине. Теперь продукты ваши. И можете распоряжаться ими так, как считаете нужным.

Так вот, засовывая в себя остатки еды вместо того, чтобы выбросить их в мусорное ведро, вы проявляете преступное неуважение по отношению к себе любимому в угоду вашим фантазийным (ложным) представлениям о том, что вы обязаны проявлять уважение к тем, кто изготовил эти продукты питания.

Если мы говорим о том, что выбрасывать пищу нельзя потому что вы за нее отдали свои кровные, предлагаю вам просто немного поменять взгляд на ситуацию. Давайте будем считать эти деньги не потерянными, а инвестированными в собственное здоровье и красоту.

Да, конечно, каждый оставшийся на тарелке кусочек пищи стоил денег. Но если вы отправите его в себя, то потратите эти деньги на набор лишнего веса. А если выбросите оставшуюся пищу, то вложите деньги в заботу о своем теле. Вот и весь расклад. В обоих случаях эти деньги от вас уйдут. Но в первом случае они нанесут вам вред, а во втором принесут пользу. Выбирайте.

Итак, подводим итоги.

Ложь Правда
Выбрасывать и оставлять на тарелке пищу нельзя. Лучше ее съесть Пищу выбрасывать и оставлять можно. Это нормально. Выбросить лишнюю еду значит сделать инвестицию в себя, свое здоровье и красоту. А съесть ее — означает нанести ущерб своему телу и потратить собственные деньги себе во вред

— Жизнь с Луи, 69 цитат

  • Пред. Предыдущая
  • След. Следующая
  • Показать лучшие

Я не скажу тебе, что значит дружба,
Мне кажется, слова излишни тут.
Ты лишь скажи, что тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут.

Я решил заняться собой — бросил пить и курить, сел на диету, перестал есть тяжелую пищу, и за 2 недели я потерял ровно 14 дней.

Только потому, что кто-то тебя не любит так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.

Если тебе ответили молчанием, это еще не значит, что тебе не ответили.

Простить — это не значит, остаться и молчать, простить — значит, забыть и не желать отомстить.

Жизнь, это как езда на велосипеде, если тебе легко, значит ты катишься вниз.

Опыт научил меня, что если люди делают что-то против тебя, в конечном счете это пойдет тебе на пользу.

Разве может быть что-то добрее, чем утро, когда ты просыпаешься, а тебе не надо вставать?!

Когда меня любят, мне уже не нужно без конца думать о себе. Ведь я в себе уверен. Я свободен и могу заняться чем-то другим.



Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: привоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

ДОЕ́СТЬ , -е́м, -е́шь, -е́ст, -еди́м, -еди́те, -едя́т; прош. дое́л, -ла, -ло; повел. дое́шь; прич. страд. прош. дое́денный, -ден, -а, -о; сов., перех. (несов. доедать). Съесть до конца, окончить есть. (Малый академический словарь, МАС)

КА́ША , -и, ж. 1. Сваренное на воде или молоке кушанье из крупы. Манная каша. Гречневая каша. (Малый академический словарь, МАС)

ДОЕ́СТЬ , -е́м, -е́шь, -е́ст, -еди́м, -еди́те, -едя́т; прош. дое́л, -ла, -ло; повел. дое́шь; прич. страд. прош. дое́денный, -ден, -а, -о; сов., перех. (несов. доедать). Съесть до конца, окончить есть.

КА́ША , -и, ж. 1. Сваренное на воде или молоке кушанье из крупы. Манная каша. Гречневая каша.

  • доесть кашу
  • остывшая каша
  • остатки каши
  • съесть кашу
  • уплетать кашу
  • (ещё синонимы. )

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.




Комментарии пользователей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 12




никогда не доедаю. мне неприятно.




Доедаю кашу ( но я и сама ее кормлю ещё,7 месяцев)).) Но не думаю, что буду доедать суп, например


Ну пусть сначала родит, а потом высказывания делает.


Какая разница, есть у нее дети или нет? Человек просто брезгует доедать за кем-либо, имеет право. Я тоже очень брезгливая, ни за что не стала бы доедать.



Всё люди разные. Я могу доесть, а у подруги двое детей и она брезгует за ним доедать — это не гигиенично и от количества детей и их отсутствия значения не имеет. Это идёт на мой взгляд с детства привычки



Омерзительно — это пока своих нет а потом и какахи начнут печеньками пахнуть🤣





Спокойно доедаю если хочу, иногда выбрасываю.


Тоже не понимаю этих подеданий… фу бе… чё последний кусок !? Не… не съел ы мусор… вообще не люблю объедки в холодильнике .


Аккуратно, сейчас и вас обвинят что вы оскорбляете тех кто подъедает))


А меня это когда-то останавливало .




Ничего такого ♀Просто так думает, пока детей нету) Мне так коллега только беременная первым 30 лет, заявила что я детьми прикрываюсь 🤭А я стала просто говорить что сейчас с этим карантином, ребенка сложно с кем то оставить, когда сады не работаю, и оба родителя работают! Свекровь работает, моя мама на само изоляции т. к в группе риска)) Это так пример, а появятся дети по другому думать будут))


Слитно или раздельно?

С точки зрения правил русского языка, оба случая можно использовать в письменной речи, и это не будет считаться ошибкой.

Закрепим рассмотренное правило на примерах предложений:

  1. Если вы недоедали в детстве, то это еще не значит, что вы были бедными. Просто так сложились обстоятельства.
  2. Вы можете мне ответить, почему так сложилось, что дети постоянно недоедали, пока отдыхали в нашем лагере?
  3. Она постоянно упрекала родителей в том, что они с братьями постоянно недоедали в детстве. Она считала, что поэтому они выросли такими болезненными.

Кроме того, после глагола, написанного с частицей раздельно, всегда стоит существительное в винительном падеже.

Разберем примеры предложений, в которых глагол и частица пишутся раздельно:

  1. Я заметил, что Ваня постоянно не доедает гороховый суп в школьной столовой.
  2. Мария не доедала основное блюдо, потому что хотела быстрее попробовать следующий за ним десерт.
  3. Я не доедаю манную кашу, потому что в ней постоянно присутствуют комочки.

К неправильным вариантам написания рассматриваемых глаголов относятся:

Представленные варианты не обосновываются правилами русского языка. Поэтому использовать их в письменной речи не рекомендуется.

Заключение

В первом случае глагол обозначает неполноту действия.

Раздельное написание применяется тогда, когда по смыслу присутствует незавершенное действие.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.

Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.

Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.

Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.

В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Не доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку. Это не приставка недо со значение нехватки. Сравните: недо едала в годы войны.

Теперь не легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.

Остался ящик с рукописями, никому не нужными.

Чего только не услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.

В книге рассказано о судьбе несчастной старухи.

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Читайте также: